Честерфилд, Помпадур, Альмавира, Реглан, Спенсер, Каррик и Лалла Рук — кто все эти люди и почему их именами названы самые популярные пальто 18-19 века? Честерфилд, Помпадур, Альмавира, Реглан, Спенсер, Каррик и Лалла Рук — кто все эти люди и почему их именами названы самые популярные пальто 18-19 века?
Честерфилд — однобортное пальто из серой шерсти, с потайной застежкой, двумя косыми карманами и бархатным воротничком. Летние честерфилды шили из черного или пестрого кашемира, зимние — из мельтона или сукна, крытого мехом каракуля, бобра, выдры.
Лорд Честерфилд был опытным разведчиком, блестящим английским дипломатом и талантливым оратором. Но помнят его, в основном, как создателя пальто с супатной застежкой и автора сборника нравоучений «Письма к сыну». Последними он буквально забрасывал своего отпрыска на протяжении почти 30 лет. Стремление все делать по этикету и правилам и привело однажды лорда Честерфилда в ателье портного.
Дело в том, что любимой одеждой дипломата был сюртук, но ходить в нем днем по улице считалось неприличным. Поразмыслив, государственный деятель решил заказать себе пальто, кроем напоминающее длинный пиджак. Такое же элегантное и плотно облегающее. Новинка приглянулось светскому обществу и вскоре подобные пальто стали самой популярной мужской верхней одеждой. Ну, а черный бархатный воротничок появился на честерфилде в годы французской революции как знак сочувствия аристократии к казненным.
Помпадур — просторное пальто из узорчатых тканей.
Маркиза Помпадур — любовница короля Людовика XV — правила модой с 1745 года. Пользуясь своим привилегированным положением, она пропагандировала в обществе ношение высоких причесок и каблуков (с помощью которых скрывала свой маленький рост) и ввела в дворцовую моду Франции приталенные атласные платья со своим любимым рисунком — мелкими розовыми и голубыми букетиками. В ее гардеробе насчитывали больше сотни подобных нарядов! Неудивительно, что появившееся веком позже легкое пальто из таких же узорчатых тканей тут же вызвало ассоциации с платьями Помпадур, и было названо в честь маркизы. Носили его знатные дамы и Парижа, и Москвы, и Нижнего Новгорода. Вот как описывал это одеяние этнограф Мельников-Печерский в книге «Старые годы»: «Потом на крыльцо княгиня Марфа Петровна выйдет, в помпадуре из парчи серебряной с алыми разводами».
Альмавира — темный мужской плащ без рукавов, длина которого, в зависимости от моды, то достигала пят 1930-е, то едва прикрывала колена 1940-е.
В 1787 году в Париже состоялась премьера пьесы Пьера-Огюстена Бомарше — «Женитьба Фигаро», — одним из героем которой стал граф Альмавира, повеса и аристократ. Спектакль имел бешеный успех. И пока критики обсуждали игру актеров, заправилы парижской моды уже мчались заказывать такой же наряд, как у Альмавира. Такой же длинный плащ, скроенный из единого куска материи. Кто придумал данный фасон — автор произведения или костюмер — уже сложно сказать, но на протяжении всего 19 века европейские щеголи надевали его и в дождь, и в ветер, и в мороз.
Не остались в стороне и русские модники. До дыр заносил альмавиру Александр Сергеевич Пушкин, называя ее «испанским плащом», а среди петербургских франтов считалось большой роскошью обзавестись альмавирой на бархатном малиновом подкладе
Реглан — пальто с цельнокроеным рукавом. Увидело свет в 1815 году и существует до сих пор.
Названо в честь своего первого обладателя — бравого военного Фицрой Раглана. Ну, а почему суровому служаке вдруг понадобилась неуставная верхняя одежда, мы уже рассказывали в статье «Пальто для одного генерала».
Спенсер — очень короткое и узкое пальто светлых тонов. Было изобретено британским политиком и знатным денди, лордом Джорджом Спенсером.
Существуют две версии появления этого пальто. По одной из них, известный спорщик Джордж Спенсер побился об заклад с друзьями, что сможет появиться в обществе во фраке с отрезанными фалдами. Это было смелое заявление, учитывая, что в старой Англии и за меньшие вольности в одежде могли отказаться подавать джентльмену руку. А лорд еще и в министры внутренних дел Великобритании метил.
Но сказано — сделано. В назначенный день мужчина явился в светский салон в кардинально укороченном одеянии. Окажись на его месте кто-нибудь другой, того сочли бы за сумасшедшего. Но Спенсер был признанным законодателем моды и вместо насмешек получил множество комплиментов. Воодушевившись своей победой, лорд заказал у портного еще одно такое пальто и вскоре ему вторили сотни модников. Сначала англичане носили спенсер с синим фраком, потом поверх белых блуз, а потом — наигравшись — и вовсе отдали женщинам.
По второй версии фрак лорда Спенсера лишился своих полов из-за того, что хозяин банально спалил их, заснув у камина.
Каррик «гаррик» — мужское пальто с множеством воротников от 3 до 16 штук. Синоним элегантности в первой трети 19 века.
Дэвид Гаррик — английский актер и драматург — много экспериментировал со сценическими костюмами, рисуя и заказывая для своих пьес самые необычные наряды. Однажды для постановки очередной комедии ему понадобился теплый плащ с тремя пелеринами. Когда одежда была готова, она показалась драматургу такой роскошной, что он решил выйти в ней за пределы театра. Ну, а там «гаррик» на «ура» приняли лондонские театралы и денди. Правда, ненадолго. Актер еще был жив, когда его произведение уступило в популярности другому.
Лалла рук — светлое пальто в восточном стиле с расширяющимися к низу рукавами и узорами из витого шнура.
К середине 19 века, армяк, епанча и охабень (верхняя одежда древней Руси) окончательно канули в Лету. Горожане носили европейское платье — пальто. И самой популярной женской моделью тех лет была «лалла рук».
Историки утверждают, что своим названием это пальто обязано императрице Александре Федоровне, жене Николая I. Мол, такая модель была в ее богатом гардеробе и считалась одной из любимых. Почему же тогда пальто называется «лалла рук», а не «Александра»? Оказывается, индийским именем Лалла Рук величал императрицу поэт Жуковский в одном из своих стихотворений, а в 1822 году Александра Федоровна сыграла принцессу Лалла Рук в одноименном спектакле по пьесе Томаса Мана. Зрителями, правда, были лишь домашние и близкие друзья императорской четы, но экзотическое прозвище к княгине прилипло и стало названием модной женской верхней одежды.
Источник
История женского пальто
Женское пальто 18 века
Сейчас женское пальто – это неотъемлемая часть гардероба не только каждой серьезной женщины, но и экстравагантных юных модниц. Но так было далеко не всегда. Несколько лет назад можно было наблюдать небывалый всплеск популярности женского пальто – тривиальная верхняя одежда превратилась в очень модную вещь. Кстати, тогда вновь вспомнили о пальто и мужчины – улицы городов были полны респектабельных солидных господ в длинных, до пят пальто из кашемира. Долгая история мужского пальто вела к этому несколько веков. Кстати, свою родословную пальто ведет вовсе не из Англии, как принято считать, хотя на совершенствование этого вида верхней одежды британские острова оказали немалое влияние. К тому же изначально пальто вовсе не было атрибутом высшего света – шерстяные, теплые бушлаты были популярны среди простолюдинов.
Первые мужские пальто Женские пальто — фасоны конца 19 — начала 20 веков.
В годы своего появления пальто было деталью исключительно мужского гардероба, женщины подобные вещи не носили в принципе. Одно- или двубортное пальто изначально пришло в 18 века из испанских провинций, где считалось рабоче-крестьянским вариантом одежды. Тогда подобная одежда называлась palletoque – от двух слов: pallium — просторный плащ, и toque -«головной убор». С годами удобная и функциональная вещь постепенно завоевала внимание в других странах Европы — Франции, Англии, России – и в каждой из этих стран этот вид одежды пошел по своему пути развития. Так, именно англичане придали одежде испанских простолюдинов разнообразие, аристократизм и элегантность.
Детское пальто из иллюстраций Первые женские тренчи от Burberry
До 40-х годов 20 века слово «пальто» в России можно было услышать крайне редко – мужскую одежду подобного типа называли теми именами, которую получила та или иная ее разновидность в честь своего создателя – «спенсер», «каррик», «честерфилд». Наше все А. С. Пушкин даже не знал такого слова, как «пальто» — он просто не знал о его существовании: первый образец такой верхней одежды появился в дождливом Петербурге только через год после смерти классика, т. е. в 1838 году.
Только в 19 веке начинают появляться «адаптированные» модели женских пальто, которые начинают носить дамы – изначально силуэты были приталенными, утонченными. Некоторую «лубочность» силуэта пальто приобрело в советской России: прямой крой, никакой талии, чаще всего однобортные модели. Но впервые пальто появилось в России в конце 19 века — женщины активно начали копировать одежду мужчин. Телогрейки и душегреи — вот в чем приходилось ходить простым женщинам. Но уже тогда модная верхняя одежда, которую шили из натуральных тканей высокого качества в Европе, начала делиться на оригинальные фасоны.
Эскизы модных женских пальто из журналов 20 века
Российская революция и первая мировая, борьба женщин за равноправие и ход истории оказали безусловное влияние на формирование фасонов и популярность женского пальто. Появилось три варианта его силуэта — прямой, трапециевидный и приталенный, а также две длины — общеупотребительная длинная и привычная для спортивных моделей короткая. Длина миди и расклешенный силуэт появились на подиумах намного позже.
Новые технологии и ткани позволили пальто захватить не только межсезонье, но и летний, и зимний периоды: так, после войны родился такой вид одежды, как летнее пальто — благодаря лорду Спенсеру, который первым начал его носить, женщины теперь могут подчеркивать свою индивидуальность с помощью пальто в любое время года. Но, несмотря на это, основная роль пальто все-таки — защищать от непогоды в межсезонье. С момента возникновения пальто ушли многие различия. особенно гендерные — сейчас все разнообразие фасонов пальто, от тренчей до рединготов, доступно прекрасному полу. Если ознакомиться с тенденциями женского пальто весна 2011, можно убедиться в этом воочию!
Мы не знаем, откуда появилось выражение «Кто-кто — конь в пальто», но с уверенностью можем сказать, что пальто — один из самых элегантных видов верхней одежды, придающей образу хозяина стиля, солидности и респектабельности. Силуэт в пальто, правильно подобранном по фигуре, притягивает взгляды.
Этот символ вечной классики рожден в античном мире и, конечно, претерпел не мало изменений прежде чем принять современный облик, привычный нам.
Итак, считается, что всё началось с простой накидки с прорезью для головы и не имеющей рукавов, в которой ходили древние греки и римляне. Предмета одежды под названием «пальто» еще как такового не было долгое время и вплоть до 19-го века это была история предшественников этой вещи.
Первый «дальний родственник» пальто появился в Европе в 13-15 в. в. Называлась эта вещь «нарамник» и выглядела как просто длинный отрез ткани, сложенный пополам, с отверстием для головы. «Нарамник» могли подпоясывать и иногда декорировали подол мехами. Это был очень простой вид одежды, но с изобретением кроя одежда стала конструироваться и появилась такая профессия, как портной. Тогда на место «нарамников» пришли «пелерины», особенно популярные в Испании – верхняя одежда разной длины без рукавов, которая покрывала плечи.
Ремесло конструирования одежды продолжало развиваться и в конце 14-го века жители Европы стали носить «упелянды» — свободную и длинную верхнюю одежду, имеющую просторные, расширенные книзу рукава. Изначально эта вещь входила лишь в мужской «выходной» гардероб, но затем их стали носить и женщины. В начале 15-х веков в Германии появился такой элемент верхней одежды, как «тапперты». Они были похожи на «упелянды», но имели более объемные рукава и стоячий воротник, а иногда застежку в виде пуговиц.
Веком позже знать Центральной Европы облачилась в «шаубе» – расширенного силуэта верхняя мужская одежда на подкладке, декорированная мехом, с рукавами, верхнюю часть которых делали объемным буфом.
И вот, в начале 18-го века в Англии появилась верхняя одежда, больше всего напоминающая современное пальто — «редингот» или по-другому, «сюртук». Эта вещь предназначалась она для поездок верхом и шилась изначально только для мужчин, но уже в 19-м веке прочно вошел и в гардероб дам. Редингот, что в переводе с французского означало «поверх всего», выглядел как длинный двубортный пиджак, застегивающийся на пуговицы. Он имел приталенный крой и высокий воротник и перелину. От редингота пошли многие известные нам формы верхней одежды, например, пиджак, смокинг и — пальто.
Кстати, в России тоже есть своя небольшая история пальто: его прообразом считается «армяк» — одежда, имеющая длину до пят, подпоясывающаяся кушаком и надевающаяся поверх кафтана или полушубка. Другим «родственником» пальто является «кафтан». А при императорском дворе в моде было носить модель пальто «Лалла Рук».
Большую роль в истории развития пальто сыграли военные, которые активно стали носить этот вид верхней одежды во второй половине 18-го века. Кстати, рукав – реглан обязан своему названию и появлению фельдмаршалу британской армии Раглану: он потерял руку во время военных действий при Ватерлоо и попросил изготовить ему пальто с рукавом, который мог бы скрыть этот изъян.
Чаще всего вооруженные силы использовали пальто при военных действиях зимнее время, поэтому в начале 19-го века очень популярным становится теплое пальто «каррик» (англ. carrick), получившего такое название в честь английского драматурга и законодателя моды того времени Дэвида Гаррика. Отличительной чертой этой модели было наличие нескольких воротников, которые в затем заменили на перелину.
Вообще, изучая разновидности фасонов пальто, можно проследить такую закономерность: мужские модели носят имена значимых политических или социальных деятелей и знаменитых личностей, а женские модели назвались в честь фрейлин и фавориток королев.
В середине 19-го века наиболее популярными мужскими моделями становятся пальто однобортного типа «сак», модель «веллесли», отличающаяся декоративной отделкой из меха и застежками и однобортное пальто «инвернесс». В конце 19-го века среди модников, ведущих активный образ жизни, стали популярны мужские модели коротких однобортных пальто «коверкот», изготавливаемых из плотного шерстяного материала. Эта модель предназначалась для верховой езды, но в последствии сала элементом повседневного мужского гардероба.
Силуэт женских моделей пальто тоже существенно изменился — они стали более мешковатыми, округлыми и гардероб «слабого пола» стал пополняться моделями мужских фасонов, таких как «ольстер» и бушлат.
Шились пальто чаще всего из набивных тканей, плюша или бархата, а также фетра и парчи. Если пальто было зимнем, то использовалась толстый шерстяной материал, гладкий или в английскую клетку, а воротник и подол мог декорироваться мехом. Непосредственно воротник шился из бархата, либо из гипюра, если модель была праздничная, «на выход».
Подкладку, если она была, шили из шелковых тканей или из сатина, а в качестве застежек на пальто использовались крупные пуговицы.
Самым урожайным на новые фасоны пальто стал 20-й век, но в целом основными оставались 3 силуэта: прямой, приталенный и трапециевидный. Когда за дело взялись именитые кутюрье, стали поваляться самые фантазийные модели: романтичные, экзотические, элегантные — их со вкусом украшали вышивкой и тесьмой.
Отличительная черта моделей пальто 30-х годов — асимметрия и большие воротники из меха или пальто совсем без них. Два года спустя трендом становится модель трапециевидного силуэта «сваггер». А немного погодя — пальто «джиггер», имеющее прямой крой и длину ¾ или до бедра.
В связи с военными действиями, в 40-х в моду входит стиль милитари, который повилял на дизайн мужского пальто: стал более спортивный крой, прямоугольный силуэт и появились широченные плечи. На спине красовались расходящиеся к низу складки. Также изменилась форма воротников: их стали заменять отворотами округлой формы или воротником шалевого типа.
Фасоны пальто для дам стали более женственными, приталенные и немного расклешенные книзу. Также женщины с удовольствием носили полупальто в форме редингота, которые продавались в комплекте с юбками из аналогичной ткани.
В нелегкий период войны дефицитом стала шерсть, из-за чего изготавливали пальто из одеял или низких по качеству аналогов-заменителей шерсти. Изюминкой фасона тогда была игра складок и драпировок, а декор заключался в украшении вышивкой. Также дополнением к пальто были капюшоны, шарфы или маленькие шляпки, не закрывающие затылка.
50-е года приносят моду на короткое пальто из толстой шерсти, которое называлось «дафлкот». Модель имела капюшон и застежки на петлях и пуговицах. А дамы в это время облачаются в пальто с изящными силуэтами в форме А, Н и Х. Более смелые модница носят необычные модели от известного французского Модного дома «Balenciaga» – пальто-кокон и пальто — каре.
Ну а 60-е года ознаменовались активным изучением космоса, что отразилась на многих сферах жизни, в том числе и на дизайне одежды. Модели пальто приобрели строгогий прямой или трапециевидный силуэт, а его длина достигла уровня курток.
Далее, в 70-е, дамы облачаются в зауженные на талии пальто-макси и в тренде становятся пончо. Модельный ряд для мужчин остался прежним, лишь варьировалась длина пальто- от колен или до голени. 80-е года — это время громоздких пальто с глубокой проймой и широкими плечами. А в 90-е годы немного стихает популярность пальто так как на их место приходят куртки. Те, кто сохранил верность этой верхней одежде, выбирали модели в стиле «гранж», небрежного мешковатого фасона.
Как бы не менялись тенденции стиля на протяжении пришлых лет и как бы это не влияло на фасоны и модельный ряд пальто, в современном мире – этот вид верхней одежды неотъемлемая часть гардероба как мужчин, так и женщин. Некоторые варианты фасонов остались в прошлом, как неотъемлемая часть истории пальто, а некоторые сохраняют популярность и актуальность по нынешний день.
Если говорить о современной моде, то крой и дизайн пальто основан на тенденциях прошлых лет, но дополнен новыми формами, цветовыми решениями и отделкой. Для зимы – весны 2016 года дизайнеры подготовили невероятно многоликий и разноплановый ассортимент моделей пальто. Наибольший успех предрекают пальто-бушлатам и пальто в стиле милитари. Вообще фаворитом 2016 года — мужской стиль, подчёркивающий брутальность мужчин и придающий женщинам хрупкости и изящности.
Конечно же не уступает в популярности и пальто в универсальном классическом стиле, ведь это как маленькое черное платьице в женском гардеробе. Любители элегантности в образе смело могут остановить свой выбор на приталенных моделях пальто, та как они также входят в тренд 2016 года.
Есть варианты и для любителей неординарных смелых моделей — пальто-кокон, трапециевидные пальто и пальто в стиле оверсайз. Не сдают своих позиций и модные в прошлом сезоне пальто-кейпы в паре с пальто- накидками, или по-другому, пончо.
Для весны и лета модельеры предлагают рассмотреть вариант — пальто без рукавов или пальто с полупристегнутыми рукавами, а также пальто с рукавами три четверти.
Особой модной изюминкой сезона станет пальто с воротником-стойкой, невероятно удобным для дополнения образа различными аксессуарами в виде шарфов, палантинов или платков. В коллекциях многих кутюрье встречаются пальто и вовсе без воротника или с глубоким треугольным декольте, которые можно смело надевать поверх свитера.
Если говорить о длине, то в моду вошли пальто длины макси. А для теплой погоды остаются актуальны укороченные модели.
Материалы моделей пальто наступившего сезона – самые разные, порой неожиданные и необычные. Это стеганые модели, варианты из жаккарда, из ворсистых материалов или из кожи (под кожу рептилий). И, конечно, встречаются модели с сочетанием разных фактур: например, ткань с ворсистой и гладкой поверхностью.
В качестве декора используется бахрома, меховые вставки, крупная вышивка, аппликация.
Модными принтами остаются цветочные, африканские, анималистические мотивы, а также вибрирующий принт, принт в стиле граффити, леопардовый принт, яркие полоски и нестареющая английская клетка.
Цветовая палитра пальто 2016 самая разная: от невероятно ярких до монохромных, здесь уже выбор полностью за вами и вашими предпочтениями.
Отталкиваясь от предложений модельеров и новых тенденций, легко и просто можно подобрать себе вариант пальто, следуя своим индивидуальным вкусам, возможностям и учитывая особенности своего телосложения.