Меню

Факторов при создании одежды



Факторы, формирующие качество одежды

Наибольшее значение в формировании качества одежды имеют следующие факторы: качество исходных материалов, процессы производства изделий и технологической обработки.

В швейном производстве в качестве исходных материалов выступают основные (ткань, трикотажное полотно), подкладочные, прокладочные (флизелин, прокламелин и др.), отделочные, утепляющие (вата, ватин, синтепон, перо, шерсть и др.) и клеевые материалы, а также фурнитура (нитки, пуговицы, кнопки, блочки, хальнитены, крючки, тесьма-молния, эластичная тесьма, корсажная лента, шнуры, ленты, липучка, тесьма, стеклярусы, бисеры и др.).

Процесс ткацкого производства состоит из следующих этапов. На ткацкой фабрике нити утка в початках направляются непосредственно на челночные ткацкие станки, нити утка в бобинах — на бесчелночные ткацкие станки.

Часть уточной пряжи перематывается, увлажняется или эмульсируется.

Нити основы направляются в приготовительный отдел ткацкого производства, где подвергаются перематыванию, снованию, шлихтованию, проборке (или привязыванию) .

Перематывание — увеличение длины нитей путем последовательного связывания их концов с нескольких початков и сматывания на одну бобину. Одновременно нити очищаются от сора, пуха, крупных и утолщенных участков.

Снование — получение основы, т. е. ряда параллельно расположенных нитей равной длины, навитых с одинаковым натяжением на общую цилиндрическую паковку с фланцами.

Шлихтование — уменьшение обрывности нитей основы на ткацком станке. Для этого на нити наносится тонкий слой клеящего вещества (шлихты), делающего их поверхность более гладкой. Проникая внутрь нити, шлихта склеивает волокна и таким образом повышает прочность и устойчивость нитей к переменным нагрузкам в процессе ткачества. Проклеенная шлихтой основа отжимается и просушивается барабанами (в барабанной шлихтовальной машине) или горячим воздухом (в камерной шлихтовальной машине).

Подборка (или привязывание) завершает операции подготовки нитей основы к ткачеству.

От материалов зависит соответствие одежды функциональному назначению, облику и возрасту потребителей, а также направлению моды. Комплекс гигиенических свойств материалов влияет на состояние микроклимата пододежного пространства, что, как известно, сказывается на самочувствии и работоспособности человека. От упругоэластических свойств материалов, их жесткости, драпируемости, формовочной способности зависят возможность создания требуемой объемно-пространственной формы одежды и ее устойчивость в эксплуатации.

Процесс производства швейных и трикотажных изделий включает четыре этапа: моделирование — процесс разработки новой модели или первичного образца, по которому будут изготовлять изделия. При моделировании разрабатывают форму, силуэт и покрой изделия; конструирование — процесс разработки чертежей деталей изделия по образцу и изготовления лекал (выкроек); раскрой тканей и комплектование деталей кроя; пошивочный — процесс, состоящий из подготовительных монтажных операций, влажно-тепловой обработки и отделочных операций.

Моделирование швейных и трикотажных изделий включает несколько этапов: эскизирование, макетирование, проектирование и изготовление .

Эскизирование — воплощение идеи и замысла художника в эскизе, т. е. плоскостном изображении на бумаге, картоне. В эскизе отражаются пластика формы, линий, пропорций, цветовое решение модели, намечается ее конструкция. Эскизированию предшествуют изучение и анализ существующего ассортимента изделий, требования к ним, направления моды. На эскизах модель изображается в различных видах: спереди, сзади, сбоку.

Макетирование — проверка замысла художника в объемной форме. Макет представляет собой объемное изображение изделия, которое дает представление о его форме, композиции и конструкции. Макетирование осуществляется путем наколки бумаги или специальной макетной ткани на манекен или фигуру манекенщика. При этом прорабатывают объемную форму изделия, находят оптимальное конструктивное решение, уточняют композицию, отделку, место ее расположения в изделии и т. д. После такой отработки идеи художника строят чертежи конструкции изделия, изготовляют лекала.

Проектирование включает процессы моделирования и конструирования, которыми занимаются художники-модельеры и конструкторы домов моделей и других проектных организаций. На втором этапе происходит изготовление одежды по первичному образцу. На этой стадии формируются не только художественно-эстетические свойства одежды, но и обеспечиваются такие важные показатели ее качества, как экономичность и технологичность. Последние, как известно, обусловливают экономическую целесообразность промышленного производства одежды.

Моделирование — процесс разработки изделий или первичного образца одежды, по которому изготовляют изделия. Термин «модель» означает образец одежды конкретного вида, имеющий определенную форму, выполненную из соответствующего материала и отделок.

Модель служит эталоном для серии одежды, характеризуемой объемно-пространственной структурой и единством

элементов и художественной целостностью ее структуры (композиции). Объемно-пространственная структура формы решается конструктивно и характеризуется размерными пропорциями, соотношениями отдельных частей по форме и размерам, согласованностью с фигурой человека.

При моделировании возникают дефекты, которые снижают эстетическую ценность одежды, а в ряде случаев приводят к невозможности ее эксплуатации. Их подразделяют на группы: дефекты, связанные с неправильным позиционным решением модели, с нарушением целостности композиции, гармоничности формы, элегантности, дефекты, связанные с несоответствием художественно-колористического оформления и свойств материала форме одежды.

Конструирование — процесс разработки, после моделирования, чертежей деталей изделия и изготовления лекал (выкроек) по образцу модели. Лекала — это шаблоны деталей одежды, по которым раскраивают материалы в процессе производства .

Конструкция характеризуется строением изделия, состоящего из отдельных элементов, связанных в единое целое. При конструировании одежды решается проблема формообразования, заключающаяся в создании сложной объемной формы изделия в плоских материалах (тканях, трикотаже, комбинированных тканях), соответствующей необходимым служебным свойствам.

Конструирование является одним из важнейших этапов производства одежды, так как допущенные ошибки на данном этапе могут вызвать изменение внешнего вида, качества посадки изделия на фигуре, которые практически невозможно устранить для размера.

Читайте также:  Стащи одежду с девушки

При разработке конструкции одежды в качестве исходной базы используют размерные признаки типовых фигур, приводимые в размерно-ростовочных стандартах, и припуски.

Внутренняя форма одежды и ее линейные измерения определяются формой и размерами тела человека. Как прави

ло, любое измерение одежды больше соответствующего размерного признака фигуры на некоторую величину, называемую припуском. Припуск дается на свободное облегание и декоративное оформление одежды. Форма одежды, силуэт, соответствие образцу во многом зависят от того, насколько правильно выбраны и установлены величины припусков при разработке ее конструкции.

Далее разрабатываются технические описания, которые включают следующие разделы: зарисовка и описание внешнего вида изделия; рекомендуемые размеры и длины; перечень рекомендуемых материалов и фурнитуры; змерений готового изделия, в которой приведены абсолютные величины по основным местам измерений готового изделия и допускаемые отклонения от них; технические требования к качеству изготовления изделия; норма расхода материалов на изделие среднего размера и длины; спецификация деталей и лекал; змерений лекал; площадь лекал изделия среднего размера и длины.

Технические описания вместе с комплектом лекал и образцом-эталоном изделия отправляют в технологический процесс.

На этапе технологического процесса изготовления изделия формируются основные свойства изделия, которые определяют внешний вид, качество посадки на фигуре, необходимую объемную форму, товарный вид, а также служебные свойства одежды, в том числе долговечность.

Технологический процесс включает предварительные операции: раскрой деталей одежды, предварительную обработку деталей изделия и окончательные операции по сборке изделия, а также придание изделиям объемной формы и товарного вида.

Процесс раскроя изделий делится на подготовительные и основные операции .

К подготовительным операциям раскройного процесса относят приемку материалов (по количеству и качеству), кон-фекционирование (подбор для каждой модели основных и вспомогательных материалов по артикулам, цветам, рисункам в

строгом соответствии с техническими описаниями и заказами торговых организаций), подсортировку (подбор кусков в определенные настилы) тканей в настилы, расчет кусков ткани и подготовку обмелок и трафаретов (полотно плотной бумаги или клеенки, на котором по контурам лекал в раскладке пробиты отверстия).

К основным операциям раскройного процесса относятся: настилание материалов (длина настилов определяется длиной раскладки лекал, а высота — техническими возможностями раскройных машин), разрезание настила (рассекание настила с помощью передвижных и стационарных ленточных раскройных машин), контроль качества кроя (по контрольным лекалам совмещением с ними выкроенных деталей), комплектование раскроенных деталей (подбор всех деталей кроя для изделий определенной модели, размера, длины в один комплект).

Пошивочный процесс состоит из следующих операций: соединение деталей и узлов, придание им определенной формы, обработка швов, краев деталей (влажно-тепловая обработка), окончательная обработка, окончательное формирование изделия и придание ему товарного вида.

Детали и узлы одежды соединяют нитками, клеем, заклепыванием и свариванием термопластических материалов. Место крепления деталей называется швом .

К ниточным соединениям относятся стачные швы (отделочные, настрочные, накладные, запошивочные, в замок, двойные, врасстрочку) — это швы, выполненные с помощью челночных машин; цепные швы (одно-, двух- и трехниточные) — это швы, выполненные на специальных машинах, в которых строчка видна только с одной стороны и игла прокалывает нижнюю ткань насквозь (потайная строчка), а с другой стороны — видна цепочка, образованная из нанизанных друг на друга петель; обтачные швы (в раскол, в кант, руликом, бейкой, обтачкой) — это швы, предназначенные для обработки краев деталей одежды; рельефные (выпуклые) швы.

К клеевым соединениям относятся швы, образованные с помощью применения клеевых материалов из термопластичных полимеров, клеевых паутинок, нитей, пленок, порошков и паст.

Сварные соединения применяют при изготовлении изделий из термопластических волокон и пленок. При сварке в зоне шва создаются необходимая температура и давление, материал становится тягучим, после застывания происходит скрепление деталей. Различают термоконтактный, высокочастотный и ультразвуковой способы сварки.

К заклепочным относятся соединения, выполненные путем заклепывания с помощью кнопок, блочек, хальнитен.

Влажно-тепловая обработка (ВТО) необходима для придания объемной формы одежде, обработки швов, устранения заминов, загиба краев, а также для придания изделию товарного вида. К операциям ВТО относятся: разутюживание, заутюживание, сутюживание, оттягивание, утонение, выравнивание поверхности деталей, прессование, фальцевание и отпаривание. Для прессования деталей применяют прессы различных конструкций. Прессование предполагает увлажнение паром, прессование и охлаждение. Для формования применяют проволочные каркасные формы, на которые надевают изделие перед прессованием. Формовочные камеры предполагают подогрев, пропаривание и сушку. Формуют изделия следующим образом: надевают на движущиеся плоские каркасные формы, вводят в камеру, где обрабатывают по указанному циклу, и по окончании цикла обработки автоматически выводят из камеры; на установке можно одновременно обрабатывать несколько изделий. Применяют паровоздушные манекены (сменные каркасные формы) для различных фасонов, размеров, ростов изделий.

Качество одежды, формируемое в процессе технологической обработки, зависит в значительной степени как от качества и состояния применяемого технологического оборудования (машины, полуавтоматы, прессы и т. д.), так и от качества труда исполнителей.

Источник

Методы конструирования одежды

Методы конструирования одежды

Под конструированием одежды подразумевается создание чертежа-развертки поверхности тела человека с заданными прибавками на свободу и нанесение модельных линий. Цель промышленного конструирования – разработка плоского чертежа или развертки изделия. Собранные плоские детали кроя создают объемную оболочку готового изделия.

При разработке конструкции необходимо учитывать эстетические параметры одежды и при этом соблюдать технические требования индивидуального или массового пошива.

Читайте также:  Как узнать свой размер одежды с помощью сантиметра

Понятие конструирования одежды

Конструкция – это чертеж, который наглядно демонстрирует расположение деталей, силуэт, покрой, модельные линии швейного или трикотажного изделия. Качество уже готовой одежды зависит от точности снятых мерок или взятых за основу стандартов, от качества расчетов и от выбранной методики конструирования.

На базовом чертеже располагают модельные линии, отображают особенности кроя, детали, которые характерны для конкретной модели. Верно сконструированная и смоделированная схема предмета одежды должна обладать определенными характеристиками.

  1. Соответствовать идее дизайнера по форме, пропорциям и деталям.
  2. Обеспечивать комфорт в носке за счет правильного выбора прибавок и с учетом свойств ткани.
  3. Должны быть учтены технологические тонкости раскроя и швейной сборки.
  4. Обеспечивать баланс и разграничение деталей.
  5. Иметь возможность последующего повтора в лекалах для создания новых схожих моделей.

Реализация этих требований возможна при правильном прочтении технического рисунка, точно снятых мерках и учете особенности характеристик выбранной ткани.

Для создания конструкции необходимо тщательно изучить рисунок, проанализировать пропорции и детали. Затем снимаются мерки с фигуры или берутся стандартные параметры, включая и длину изделия.

Схема построения конструкции

  • Построение основы.
  • Обозначение базовых линий.
  • Отрисовка модельных особенностей конкретной модели.

Методы конструирования одежды

Для практического применения в современной отечественной и мировой школе кроя используются две принципиальные системы:

Каждая методика кроя имеет особенности и характеристики. Некоторые системы и методы конструирования одежды не учитывают деформирующие свойства материалов и класс точности развертывания. Для других необходимо высокотехнологичное оборудование. При создании чертежей одежды международные и отечественные школы используют методы, которые работают с построениями разверток. Во всех методиках строится плоский чертеж, описывающий объемную трехмерную фигуру человека. Потом он дорабатывается на макетах и примерках.

История возникновения методов конструирования

Муляжные методы

Исторически первым методом кроя одежды был муляжный способ наколки ткани на живую фигуру. Принцип заключается в закалывании ткани булавками на статичный торс или манекен, обозначая смену плоскостей и создавая конструктивные и модельные линии. Затем контуры и выбранные объемы переносятся на бумагу. Выкроенный материал собирается в изделие с последующей примеркой для уточнения линий на статичной фигуре или манекене.

Этот метод называется также макетным (или методом наколки), так как используется для изготовления макетов первых образцов изделия с помощью булавок.

Муляжный метод применяется в современном конструировании для моделирования:

  • уникальных предметов одежды уровня “haute couture”;
  • изделий сложного кроя с драпировками и деталями сложной формы;
  • моделей для нестандартной фигуры;
  • моделей кроеного и верхнего трикотажа;
  • корсетных изделий;
  • исторического костюма.

Достоинство метода макетирования в возможности учесть особенности фигуры и технические характеристики ткани – драпируемость и пластичность. Она дает возможность увидеть форму и пропорции изделия до его сборки без предварительных расчетов. В то же время метод наколки требует особых знаний – принципов зрительного восприятия, основ конструирования и особенности конкретной методики.

Расчетно-графические методы

Расчетно-графические методы построения конструкций одежды возникли в начале 19 века. Их создали портные, которые перенесли опыт ручного кроя и работу с живой фигурой в простые формулы. Расчетные методы начали использоваться в индивидуальном пошиве, затем нашли свое практическое применение в массовом производстве в период индустриализации 20 века. Различные страны и мастера имели свои методики, основанные на конкретном опыте.

Уже в 1800 г. британский закройщик Мишель создал собственный принцип кроя «дриттель». В его основу он положил мерку обхвата груди. Закройщик поделил половину обхвата груди на три части, построив в каждой прямоугольник, который затем разворачивался в детали. Его метод был достаточно прогрессивным и позволял повторять однотипные предметы разных размеров.

На базе сетки «дриттель» затем была создана клеточная система создания чертежа, которая позже позволила систематизировать европейские методики.

После введения в Европе использования метрической системы портные начали использовать сантиметровую ленту, какой ее знают и сегодня. Одновременно с этим во Франции был создан метод построения деталей на основе горизонтальных обмеров. Уже тогда была разработана градация чертежа на основе одного базового размера. При этом во французской системе не учитывались особенности нестандартной фигуры и высоты.

Г.А.Мюллер в 1840 создал новую систему раскроя деталей. Его методика впервые учла тот факт, что фигура – это сложная объемная фигура. Для снятия мерок Мюллер использовал принцип тригонометрии. При построении конструкции выполнялись дуговых засечки циркулем по трем сторонам треугольников.

Школа конструирования “Muller & Sohn” успешно существует сегодня и применяется во всем мире, включая Россию.

  • Методика конструирования ЦНИИШП ЕМКО СЭВ

С наступлением индустриализации и необходимостью обеспечения населения с помощью массового производства возникла систематизация школ и принципов построения конструкций. Индивидуальные мерки были заменены стандартными и расчетами коррелирующих признаков от основных измерений фигуры.

Постепенно сложилась новая координатная пропорционально-расчетная система, которая учитывала стандартные мерки и рассчитывала пропорции. Авторы различных методик продолжали принимать за норму отличающиеся конфигурации тела.

В СССР в 1934 году создана система конструирования Короткова, которая предназначалась для массового производства швейного ассортимента. Эту систему периодически дополняли с учетом обновленных и дополненных обмеров населения, которые давали более четкую зависимость между размерными признаками различных типологий фигур.

Как результат многолетней систематизации знаний в 1956 году Центральный научно-исследовательский институт швейной промышленности разработал типовой отечественный метод конструирования. В обмерах населения и улучшении системы помогали и участвовали дружественные страны члены СЭВ. В результате массовых исследований была реализована классическая методика кроя и моделирования ЦНИИШП ЕМКО СЭВ.

Читайте также:  Мужской стиль одежды спортивный костюм

НИИ продолжал работу по улучшению единой методики для всех типов одежды. Новые рекомендации учитывали определенные стандарты в измерениях, их зависимость и прибавки на свободу движения и модельные допущения. Разрабатывались официальные документы, рекомендовавшие прибавки и припуски в зависимости от ассортимента одежды, свойств материалов, внедренных технологий и оборудования.

Тем не менее изменения тенденций моды и технологий изготовления происходили быстрее, чем государственные структуры выпускали документы по изготовлению чертежей, моделирования и прибавок.

Инженерные методы

В основе инженерных методов лежит решение задачи дифференциальной геометрии об укрывании поверхности, учитывая способность материала менять угол между перпендикулярными нитями утка и основы.

Метод триангуляции

Все инженерные системы создания конструкций основываются на принципе развертки поверхности объемной фигуры и построение плоского чертежа. Метода триангуляции заключается в разбиении поверхности на крупные треугольники. Метод требует обязательную проверку конструкции на первичных образцах.

Метод секущих плоскостей

Метод создан в СССР в 1954 году и основан на получении развертки, используя принципы начертательной геометрии. Плоскость фигуры условно приравнивается к геометрической поверхности, которая развертывается в плоскость.

Метод геодезических линий

Принцип состоит в нанесении на поверхности объемной фигуры линий и моделировании плоскостных разверток деталей. В настоящее время метод применяется в сканировании объемных объектов.

Метод расчета разверток деталей по образцам

Используются в его основе так называемые «чебышевские сети» на объемной поверхности по ортогональным геодезическим осям. На них закрепляются нити основы и утка некого сетчатого материала. Образовавшуюся чебышевскую сеть укладывают в прямоугольных осях координат для получения плоской развертки поверхности.

Современные практически применяемые методики

ЦОТШЛ

В практической работе для построения базовых чертежей и моделирования конструкций швейных изделий в СССР и России последних десятилетий используются преимущественно отечественные методики.

  • ЕМКО ЦНИИШП, созданная для массового швейного производства.
  • ЕМКО для индивидуальных предметов одежды. Была разработана в Центральной опытно-технологической швейной лаборатории на основе системы ЦНИИШП.

Для этих расчётно-графических методов характерны упрощенные формулы расчетов базового чертежа и небольшое количество обмеров фигуры. Было проанализировано и замечено, что для женской фигуры, характеризующейся прямой осанкой, низкими плечевыми скатами и более полными, чем стандарт, руками подходит одежда, произведенная с помощью ЦНИИШП. Для фигур, которые имеют прямую осанку, среднее положение плеч, достаточно стройные руки и среднеразвитые грудные железы – ЦОТШЛ.

ЕМКО СЭВ

Также в массовом производстве швейных изделий на территории СНГ применяется Единая Методика, которая была создана в 80-е годы. Методика обобщила обмеры, опыт кроя и моделирования стран-участниц бывшего СЭВ. Метод ЕМКО СЭВ был заложен первым в создание системы автоматизированного проектирования одежды. Методика используется в России и Восточной Европе. Замечено, что ЕМКО СЭВ хорошо работает для фигур с условно нормальной осанкой и несколько низким положением плеч.

“Muller & sohn”

Преимущества современной немецкой школы кроя “Muller & Sohn” заключаются в оптимальном небольшом количестве базовых мерок, возможности использования как в индивидуальном, так и массовом производстве одежды. Необходимые мерки рассчитываются на базе основных мерок фигуры.

С точки зрения специфики и лучшей посадки фигуры “Muller & Sohn” хорошо работает при создании ассортимента для худощавых фигур европейского типа с высокими плечами и невыраженными ягодичными мышцами.

ВДМТИ

Для создания чертежей и конструкций трикотажа Всесоюзный Дом моделей разработал свою методику ВДМТИ, которая используется современными российскими специалистами. В ней применяются формулы, которые учитывают растяжимость и минусовые прибавки, характерные для трикотажа. Методика работает как для бельевого, так и для верхнего трикотажа различных переплетений. Кроме классического метода конструкторы по трикотажу принимают во внимание макетный способ для уточнения прилегания и растяжимости новых, не изученных в лаборатории полотен.

В современном конструировании применяется и трехмерное создание чертежей разверток, за которыми, очевидно, будущее одежды. Этот метод используется исключительно с применением компьютерных программ и обладает достаточно высокой точностью.

Этапы трехмерного метода

  • Разработка трехмерной модели после снятия трехмерных антропометрических данных фигуры посредством сканирования.
  • Разработка плоских чертежей деталей разворачиванием трехмерных моделей.

Несмотря на существования различных школ конструирования одежды, в практическом применении используются как новейшие компьютерные программы, учитывающие несколько систем, так и традиционные ручные методики построения. Метод макетирования или наколки активно используется для создания уникальных моделей и в примерках сметанных образцов для уточнения деталей крой.

Некоторые специалисты применяют смешанные техники:

  • создание базы чертежа на основе классических расчетных методик и доведение линий моделирования методом наколки;
  • создание основы конструкции новой модели с помощью макетирования и финальное моделирование на бумажном чертеже.

Существует ряд конструкторских методик, предназначенных для создания лекал, в которых учитываются заданные и определенные технологией запасы швов, с нанесением линий кроя и созданием надсечек. Используются разнообразные методики и системы, которые делают компьютерную градацию или размножение лекал по размерам и ростам на основе одной базовой конструкции.

Таким образом, для получения идеальной конструкции изделия можно использовать как одну методику, так и комбинировать несколько вариантов кроя и моделирования. Практический выбор методики конструирования зависит от предпочтений конкретной школы пошива и специализации кафедры швейных учебных заведений.

Источник