Меню

Как создать оригинальную одежду



Как создать свою марку одежды: Первые шаги и советы бывалых

Редакция FURFUR опросила нескольких создателей марок одежды и узнала у них, как построен процесс производства одежды, продвижение собственного бренда и трудности, с которыми сталкиваются в России их создатели.

Обучение

Профессиональное образование в области дизайна и конструирования одежды, как показывает пример многих успешных марок и сериала How to Make It in America, — отнюдь не обязательное требование. В конце концов, можно набрать команду профессиональных исполнителей и грамотно выстроить производственный процесс. Особенно, если в планах у вас не сложные подиумные вещи и конкуренция с Рафом Симонсом, а производство базовых повседневных вещей.

И все же дизайнерский опыт, как и профильное образование, не будет лишним — все-таки дизайн одежды требует в том числе технической подготовки. Существует множество вариантов обучения за рубежом, но и в нашей стране также есть несколько хороших вузов, где обучают дизайну и моделированию одежды. Самые престижные из них: Московский государственный университет имени Косыгина, «Британка» и Университет дизайна и технологий.

Концепция и эскиз

Для начала стоит определиться с общей концепцией и продуктом, которым вы собираетесь обогатить отечественный рынок легкой промышленности. Почти всегда этот выбор ограничен финансовыми возможностями — как правило, начального бюджета хватает лишь на небольшую линейку одной-двух вещей (рюкзаков, свитшотов, кепок). Большинство молодых марок ограничивается небольшими и нерегулярными коллекциями: кто-то на этом и заканчивает, кому-то в итоге удается расширить производство, но это в любом случае изматывающий долгострой. Важно помнить еще и о том, что проявить оригинальность все-таки нужно — не стоит делать ставку в ассортименте марки на «простой удобный свитшот» или «нормальные спортштаны».

Что касается выбора направления, на местном уровне какая-то ощутимая плотность присутствует только в секторе бабочек и галстуков, которых за последние пару лет появилось как-то неприлично много. В остальном, даже несмотря на качественный прирост молодых марок, занимающихся производством одежды и аксессуаров, вопроса занятой или свободной ниши даже не возникают, поэтому даже видимость конкуренции создать не получится. Свитшоты, аксессуары из кожи, обувь ручной работы, рюкзаки — все дороги открыты.

После окончательного выбора концепции и решения общих вопросов о марке наступает момент чистого творчества — зарисовка первых эскизов. Почувствуйте себя художником, отдайтесь вдохновению, творите. Только не сильно затягивайте. Дальше (особенно если вы работаете один) вас ждет изматывающая работа менеджера — поиски, звонки, контроль.

Артем ТАРАСОВ
Юрий ЯСЮК

Процесс производства вещи, конечно, прежде всего начинается с идеи. Как правило, идея, которая сиюминутно приходит в голову, еще слишком сырая, чтобы сразу ее воплощать. Наши идеи мы всегда подвергаем тяжелым и мучительным сомнениям и очень часто их вовсе отбрасываем. Важно никогда не забывать про общую концепцию бренда и следить за тем, чтобы придуманная вещь органично в эту концепцию вписывалась.

Зарисовка эскизов — это тот момент, когда нужно максимально реалистично представить себе вещь в будущем. Обязательно мысленно примерить ее на себя. Решить, из какой ткани это должно быть сшито, и узнать, можно ли такую купить. Какая фурнитура понадобится, где ее достать? Очень многое из того, что хотелось бы, купить невозможно или доступно, но в определенном количестве. И непонятно, появится ли снова это в продаже и когда. Для нас такой вариант неприемлем, так как мы в первую очередь нацелены на серийные модели, которые будут отшиваться от сезона к сезону. В идеале — для начала стоит купить розничное количество ткани — совсем немного, чтобы хватило на пару образцов.

Какая фурнитура понадобится, где ее достать? О таких вещах надо думать, уже садясь рисовать эскиз.

Когда ткань и нужная фурнитура куплены, как правило, в твоей голове вещь уже изменилась до неузнаваемости. Поэтому ты снова рисуешь эскиз, уже отталкиваясь от имеющейся ткани и фурнитуры. С этим окончательным эскизом нужно идти к конструктору. Очень желательно, чтобы конструктор был при производстве или хотя бы с возможностью шить образец на производстве. Возможности домашнего пошива и производства значительно отличаются, и для того, чтобы сделать чистый образец, который дальше можно будет перевозить с фабрики на фабрику, нужно делать его в цеху. Это важно для любой марки — время от времени всем приходится менять производство или персонал.

Лекала и производство

Домашнее производство — кошельки, браслеты или чехлы для ноутбуков — не требует каких-то особых профессиональных знаний, поэтому воплощать подобные дизайнерские задумки можно и самому. Если же вы собираетесь производить что-то более сложное (и не в единичных экземплярах), то, начиная с этой стадии, весь процесс лучше доверить профессионалу — это неблагодарная и сложная работа, которую вы, скорее всего, выполнить не сумеете.

Процесс производства в упрощенном виде обычно строится следующим образом: первым заступает конструктор одежды — это тот, кто будет переводить ваши вдохновенные эскизы в рабочие лекала. Уже по ним будет сшита пробная модель в единичном экземпляре, и, если ее качество и крой вас устраивают, можно запускать производство полной партии. Вся эта схема корректируется в зависимости от масштаба и продукта, который вы планируете выпускать. Если это бабочки и галстуки, то для налаженного производства вполне достаточно будет умелой швеи; если это полноценная коллекция одежды, штаб пополняется конструктором, закройщиком и дизайнером (их можно нанять на стороне).

Процесс пошива образца долгий и непростой. Тут важно не торопиться с примерками, лучше еще несколько раз его перешить, чем получить модель с косяками, которые ее загубят. Необходимо понимать, что это последняя возможность что-то изменить. Ты должен придраться к любой мелочи и избавиться от любых сомнительных решений. Образцы лучше примерять на нескольких разных людях. Покупатели ведь тоже все разной комплекции и роста. Уже на первой примерке можно понять, подходит ли задуманная ткань для этой модели, и, если все хорошо, то можно закупать партию.

Далее — чистовые лекала и их градирование по размерам. Внимательный и аккуратный конструктор обязательно оставит на них много комментариев, чтобы другой конструктор или технолог на производстве мог без проблем с ними разобраться. Это как комментарии в программировании.

Вместо фраз типа «ну ребят, так же никто не делает» хороший конструктор будет думать о том, как лучше реализовать то, что вы нарисовали.

Поиск хорошего конструктора — самый тяжелый этап. Толковых швей найти трудно, а толкового конструктора еще в разы сложнее. Тут нужно просто искать и пробовать. Найдя нужного человека, вы сразу почувствуете. Хороший конструктор сходу понимает, что вы от него хотите — неловкие моменты, когда пытаешься что-то объяснить, а ему это кажется бредом, пропадают. Вместо фраз типа «ну ребят, так же никто не делает» хороший конструктор будет думать о том, как лучше сделать то, что вы нарисовали, и как в будущем с этим работать на производстве.

Производства нужно перебирать все, которые есть в вашем городе, стране или за рубежом (в зависимости от ваших возможностей), узнавать условия, общаться с руководством, технологом. После первой беседы многое становится понятно процентов на 80. Нужно показать свои образцы технологу, он сразу скажет, могут ли они выдавать такое качество или нет, нужно им это или лучше отказаться от таких заказов. Многое зависит от партий. Если вы сможете загружать производство хорошим объемом работы, то с вами будет хотеть работать абсолютное большинство российских фабрик. Вам же останется найти подходящую по соотношению цена-качество.

Материалы

Любимая жалоба на местную индустрию начинающего, да и почти любого успешного и продаваемого отечественного дизайнера — это ее фактическое отсутствие. И на этом этапе, если вы, конечно, не собираетесь делать футболки с рисунком в технике батик, вам с подобными проблемами придется столкнуться лично. Отсутствие качественных тканей, материалов, фурнитуры и их непрерывный поиск — ваша головная боль на ближайшее время.

Читайте также:  Традиционная одежда казахов кратко

Можно, конечно, прогуляться по местным магазинам вроде «Мир тканей», «Иголочка» и «Дом текстиля», но рано или поздно придется обратиться к виртуальному поиску и выйти на связь с импортными поставщиками. Здесь, во-первых, дороже, во-вторых, меньше выбор, в-третьих, продукция не такая качественная. Хотя, безусловно, бывают и исключения.

Отыскать нужный продукт несложно, тем более что всегда можно попросить выслать вам образцы ткани. Единственная проблема — это сроки доставки и строптивость российской таможни. Поэтому для налаженных поставок и заказа материалов лучше найти посредника.

Олег АКБАРОВ

Вопрос с материалами и производством стоит остро только для тех, кто серьезно относится к продукту и хочет полностью погрузиться в процесс его разработки. Не вижу смысла указывать конкретные места, где следует искать материалы и фурнитуру, поскольку это лишит таких людей изрядной доли романтики и увлекательности процесса.

Самый простой вариант — закупать материалы в РФ. Вы получаете низкое качество и средние цены. Вариант номер два — покупка материалов онлайн. Масса недостатков — нет возможности оценить тактильно, по сути вы покупаете кота в мешке. Можно заказать образцы, так называемые swatches, они дадут представление о материале и цвете. Удобно, когда речь идет об известном материале, вроде Cordura 600D, хотя даже в этом случае возможны варианты от разных производителей, с разными свойствами. Еще один минус такого рода закупок — таможня, ей плевать, что вы поднимаете с колен российское производство. И последний вариант — это крупные выставки, где есть возможность договориться напрямую с производителем или дистрибьютором и получить льготные условия и индивидуальный подход. Я не использовал этот путь, но он мне кажется самым простым, если ты располагаешь определенным бюджетом.

Продажи

Для того чтобы начать предпринимательскую деятельность, необходимо, прежде всего, разобраться с юридическими вопросами и налоговыми платежами. Это тоже требует денег, и с каждым годом все больше. Так в 2013 году сумма фиксированного платежа для индивидуального предпринимателя в социальные фонды составляет чуть больше 35 тысяч рублей. Для сведения: в прошлом году эта цифра была в два раза меньше.

Итак, продажи. Здесь перед вами открываются несколько путей реализации своего продукта, которые можно и нужно объединить, — собственный интернет-магазин, офлайновые магазины, а также ярмарки и блошиные рынки.

Последние два пункта — это то, с чего начинают небольшие бренды, уровень узнаваемости которых не позволяет им продаваться в больших магазинах. На самом деле, это вполне себе неплохой способ реализации — разом, за один день можно продать приличную партию своей продукции. К тому же подобные мероприятия — отличная возможность для пиара: вы демонстрируете покупателям товар лицом, общаетесь с ними и выходите таким образом на частоты сарафанного радио.

Можно попробовать договориться о продаже своих вещей в магазинах. И тут снова существуют две схемы — отдавать вещи на реализацию (например, в онлайн-универмаги вроде Depst или Sunday Up Market, имеющие пространства в крупных торговых центрах), при этом магазин получает с каждой продажи какой-то процент от суммы. Либо работать под выкуп — имеется в виду, что байеры магазина выкупают партию или коллекцию у производителя и затем продают ее по своей цене. Очевидно, что вторая схема работы предполагает приличный тираж и качество продукции и хоть какой-то уровень узнаваемости бренда.

Наконец, собственный интернет-магазин. Это опять же требует денег, и пока у вас некрупные объемы, отдача от него будет ничтожна, но если вы хотите рано или поздно превратиться в империю, без него не обойтись. Самое главное — параллельно с размещением и попытками продать свою продукцию работать над ее пиаром и продвижением.

Михаил ФРОЛОВ

создатель марки аксессуаров Ф22

Интернет-магазин — это первый этап, так как не нужны затраты на аренду, огромная аудитория и прямые продажи. Его можно сделать и самому — существует множество бесплатных движков. Вообще присутствие в интернете обязательно для развития марки — «живая» страница в Facebook с уникальным контентом, хештеги, качественные картинки, Instagram — все это повышают интерес и лояльность к марке.

Если у вас интересный продукт, магазины сами предложат сотрудничество. Единственное, нужно четко понимать, кто ваш потребитель, и находиться поближе к нему. Не стоит бояться самому предлагать сотрудничество магазинам и маркам, которые вам импонируют. Пока ваш бренд небольшой и вы можете контролировать отклик от покупателей, не пренебрегайте этой ценной информацией. Зачастую за счет ориентированного на клиента подхода, многие ваши покупатели обязательно вернутся за новой покупкой.

Что касается бюрократических моментов, то при небольших объемах продаж можно заказать услуги бухгалтера на аутсорсе. УСН (упрощенной системы налогообложения ИП) вполне хватит. Но, конечно, изменения 2013 года по фиксированным платежам в социальные фонды суммой 35 700 рублей заставляют слегка задуматься.

Антон АБО

Очень важно сделать свой интернет-магазин и наладить систему оплат. Мы, например, никогда не занимались продажами через социальные сети, так как у нас есть свой сайт с налаженными процессами.

Можно использовать бесплатные движки или сервисы, типа Bigcartel, но если серьезно заниматься брендом, то это не самый хороший вариант. Создание интернет-магазина в среднем обходится в тысячу долларов. Главное — правильно прописать техническое задание и продумать все детали. Важно, чтобы сайт был удобным и понятным для пользователя. Мы уже несколько раз дорабатывали свой, поскольку изначально делали только футболки и некоторые технические моменты сразу не учли.

Мы вынуждены некоторым байерам отказывать, так как считаем, что в одном городе должно быть не больше двух офлайн-магазинов, которые продают наши вещи.

Касательно офлайн-магазинов: хороший способ пообщаться с байерами и показать свои вещи — это участие в трейд-шоу. Именно на выставках мы познакомились с основными нашими байерами. Сейчас нам пишут различные магазины, но мы вынуждены некоторым отказывать, так как считаем, что в одном городе должно быть не больше двух офлайн-магазинов, которые продают наши вещи. В Украине магазины, которые нас представляют, ставят такую же цену, как у нас на сайте, в других странах магазины ставят накрутку, в которую обычно входит доставка и растаможка товара. Тут уже все индивидуально.

Политика нашего бренда такова, что мы не работаем с реализацией, да и большинству серьезных магазинов не интересно работать по такой системе. Хотя, мне кажется, не у всех молодых брендов получится сразу работать с магазинами под выкуп. По поводу ценообразования: мы работаем достаточно по стандартной схеме, это цена тканей, печати и производства плюс административные затраты.

Пиар и продвижение

Пресс-релизы никто не читает, но вы все равно их напишите (только так, чтобы не возникало желания закрыть его после первого предложения) и разошлите по профильным изданиям. Стоит учесть, что куда лучше абстрактных фраз об уникальности марки, работает конкретная информация и фотографии. А еще лучше — красиво снятый лукбук. Наконец, самый верный способ — написать нам на почту и попасть в рубрику «Новая марка».

Конечно, обязательно нужно завести и активно развивать страницы в Facebook, «ВКонтакте» и Instagram (Tumblr или блог лишними тоже не будут). Для небольшого бренда социальные сети на начальном этапе — самый эффективный инструмент рекламы и продвижения. Там вы будете выкладывать фотографии Канье Уэста в вашем худи, новости, красивые фотографии с производства, вдохновляющие видео и все прочее, что способно служить росту интереса. Вот с кого нужно брать пример: 30 марок одежды в Instagram.

Что касается продвижения и пиара нашей марки, то у нас нет специальных людей, которые бы этим целенаправленно занимались. Мы никогда не вкладывали деньги в рекламу. В нашем случае сработало сарафанное радио, плюс мы, наверное, поймали волну. Также мы постоянно общаемся с европейскими коллегами, поэтому в принципе имеем представление, как нужно себя рекламировать.

Читайте также:  Одежда великой отечественной войны женщины

В наше время существует достаточно много различных социальных сетей и блогов, с помощью которых можно продвигать свой продукт, при этом не вкладывая никаких денег. Но тут есть одно очень важное условие — контент должен быть интересным и качественным. Это может быть интересная статья, описание продукта или просто крутая фотография. Могу выделить несколько сервисов, которые помогают раскрутить свои вещи: Svpply, Tumblr, Instagram, Pinterest и его клоны, ну и, конечно же, Facebook и «ВКонтакте».

Если все качественно сделать, многие тематические блоги и журналы сами будут заинтересованы в том, чтобы написать о вашем бренде.

Многие европейские и американские бренды ведут свои блоги и издают журналы, выкладывают в социальных сетях фотографии процесса производства, интересные описание своих продуктов и просто лайфстайл-фотографии. Еще один важный момент — это подход к лукбукам и промоматериалам. Если все качественно сделать, то многие тематические блоги и журналы сами будут заинтересованы в том, чтобы написать о бренде.

И наконец, отличным способом продвижения и рекламы могут послужить коллаборации с художниками или другими марками. Во-первых, получается новый интересный продукт, а во-вторых — художники, дизайнеры и другие марки делятся с вами их собственной аудиторией.

Источник

СтильКак создать модный бренд: Советы специалистов начинающим

Как шить и продавать свою одежду

Текст: Ирина Дубина

Запустить и держать на плаву собственный фэшн-бренд в России — задача не из лёгких. Во-первых, достойных учебных заведений, которые могли бы конкурировать с уважаемыми западными аналогами, практически нет: образование в сфере моды как явление находится в нашей стране в зачаточном состоянии. Во-вторых, выйти на рынок и наладить продажи через магазины может быть проблематично: подавляющее большинство отечественных ретейлеров работает на условиях реализации, а значит, дизайнер может получить прибыль, а может и остаться ни с чем.

Наконец, как показали неприятные истории, случившиеся с брендами Asya Malbershtein и Oh, My, бизнес в России по-прежнему нередко ведётся с применением схем из 1990-х: нет гарантий, что ваша марка не окажется в руках недобросовестного бизнес-партнёра или что крупный модный универмаг не задолжает вам больше миллиона рублей. Впрочем, и эти трудности не способны остудить пыл желающих запустить собственный бренд одежды: новые русские fashion-марки появляются каждый год с завидным постоянством.

Если слава Гоши Рубчинского и Вики Газинской не даёт вам покоя, рассказываем, что нужно сделать, чтобы основать свой дизайнерский бренд и сделать его коммерчески успешным. Наши правила не являются универсальными и не дают стопроцентных гарантий успеха, зато точно помогут осознать базовые вещи.

Поймите, что вы хотите делать, для кого и зачем

Первое, с чем нужно определиться, если вы решили вступить на путь дизайнера одежды, — это концепция будущего бренда, его айдентика и то, чем он будет отличаться от тысяч уже существующих аналогов. «Концепция отшить хоть что-то и просто так — в корне неверная, — уверен основатель Items Денис Ерхов. — Прежде чем отшивать коллекцию и снимать лукбук нужно ответить самому себе на важные вопросы. Для кого ты это делаешь? Где ты сможешь это продавать? Кто твой целевой покупатель и вообще существует ли он? На самом деле подготовка к запуску — самый сложный и важный процесс. На основе полученных ответов уже можно создавать продукт и снимать лукбук. Стратегия должна быть продумана на самых первых этапах».

«Большинство наших девочек и мальчиков делают коллекции просто из желания самовыразиться, — говорит создательница и дизайнер бренда I AM Studio Даша Самкович. — Но если вы решили делать одежду, которую будут носить, нужно, чтобы коллекция была понятна не только вам, но и людям со своим видением моды. Определитесь со своими целями: для вас собственный бренд — это просто инструмент творческой самореализации, в который смогут вкладываться сторонние инвесторы, или же полноценный бизнес-проект? Если вы решили делать коммерческий продукт, то есть одежду для людей, важно понять, кто ваша целевая аудитория, её возраст, социальный статус, финансовое положение — это будут ваши отправные точки».

Соберите команду и найдите производство

Если вы серьёзно планируете заниматься развитием собственного бренда, а не просто продавать через Instagram отшитые на коленке платья, без квалифицированного персонала — никуда. Прежде всего вам нужно будет найти людей, которые смогут вашу коллекцию отшить: закройщиков, швей. Можно податься на уже существующие производства, которые сотрудничают с начинающими дизайнерами, но в этом случае отдачи со стороны команды ждать не придётся.

«Первые коллекции я отшивала на сторонних производствах: если сотрудничать с ними два раза в год на протяжении пары месяцев, пока готовится сезонная коллекция, такой формат зачастую выгоднее, — делится своим опытом дизайнер Женя Ким. — Со временем я стала набирать собственную команду: на тех же производствах искала наиболее компетентных людей и переманивала их к себе. В такой схеме работы много плюсов: ты сотрудничаешь с людьми, которые максимально вовлечены в процесс, и в их интересах сделать всё качественно. С другой стороны, это может быть затратно, если у вас нет постоянных клиентов или магазинов, для которых вам нужно отшивать вещи».

«Если у вас есть цель выпускать большие тиражи одежды, необходим так называемый экспериментальный цех: конструктор, портная и менеджер по размещению заказов — это тот минимум, с которого можно начинать, — рассказывает Даша Самкович. — Более простой путь — обратиться в одну из компаний, которые предлагают разработку коллекции с нуля: ты приносишь им эскизы, ткань, они делают конструкцию, приезжаешь на примерки, утверждаешь, получаешь готовый продукт. Иногда такие компании даже помогают с размещением тиражей — сейчас начинающему дизайнеру гораздо проще запустить собственное дело, чем даже лет пять назад».

«Важно понимать, индустрия моды — командная игра, и здесь жизненно важны члены команды, профессиональное окружение и поддержка прекрасных болельщиц, — говорит дизайнер Людмила Норсоян. — И команду, и партнёров, и покупательниц — всех нужно заботливо и внимательно растить годами, самому не застревая на месте. Эмоция, отношение, верность, надёжность — страшный дефицит в мире моды, а именно способность к этим эмфатическим качествам и даёт возможность выстраивать вокруг себя верных соратников».

Снимите хороший лукбук

У вас есть готовая коллекция, ваш потенциальный хит, следующий шаг — снять презентабельный лукбук, который вы сможете рассылать по печатным или онлайн-изданиям и показывать байерам магазинов. Не все уделяют подготовке лукбука должное внимание, а зря — это не просто имиджевые картинки, но инструмент пиара: чем красивее будут изображения, тем больше вероятность того, что их захотят опубликовать. При этом нельзя забывать, что лукбук — не равно кампейну, то есть фотографии должны представлять одежду в максимально выигрышном виде, а не просто быть творческой отдушиной дизайнера и его команды.

«Важно помнить, что качественный лукбук — это понятный лукбук, — говорит основательница агентства Picls Света Мюллер. — Если говорить о доступности картинок, то, очевидно, байеры и покупатели должны в первую очередь видеть одежду, все её детали и текстуру ткани — мы должны дать максимальную информацию о вещи человеку, который пока не держит её в руках и не имеет возможности её примерить. Качественный лукбук — это по сути тот же самый хороший каталог, просто с более интересной концепцией съёмки и, как правило, ограниченным количеством фото. Всё, что нужно: технически талантливый фотограф, который умеет работать со светом, и талантливый стилист, который не заведёт ваш лукбук в дебри креатива на съёмке».

На вопрос, стоит ли экономить на лукбуке, ответ будет скорее отрицательным: в конце концов, это вложение, которое поможет окупить затраты и вывести бренд на высокий уровень. «Основная ошибка молодых брендов — снимать с друзьями, — говорит Мюллер. — Окей, возможно, это работает, если вы сами из индустрии, а ваши друзья — из Condé Nast. Но вообще тут без вариантов. Просто поверьте, потому что многие клиенты Picls пришли к нам как раз после такого опыта с разбитым сердцем и надеждой на нормальную съёмку. Вы можете экономить на чём угодно — снимать у себя дома и с естественным светом. Позвать друга, у которого вроде как есть камера, ведь он так много путешествует. Пригласить побыть моделью подругу, которая сама сделает макияж (как ей кажется) и укладку. Вы весело проведёте время и спрячете свой лукбук глубоко в стол. Ведь профессионалы индустрии не просто так этим занимаются — они умеют это делать лучше всех, не дадут рассыпаться вашей концепции и сделать всё на коленке. Можно долго рассуждать о таких съёмках, но я советую вам просто не тратить своё время».

Читайте также:  Модельно конструкторские признаки одежды

Сделайте так, чтобы о вашем бренде узнали

Насущный вопрос для любого человека, решившего связать свою жизнь с созданием одежды: как сделать так, чтобы о вашем бренде узнали, начали говорить и писать в изданиях? Самый очевидный путь — собрать имейл-базу всех существующих на рынке модных изданий и начать методично рассылать им лукбук и пресс-релизы. Гарантий того, что о вас с первого сезона напишет условный Vogue, — никаких, но если вы готовы предложить по-настоящему качественный продукт, шансы повышаются. Обычно в российском глянце популярность того или иного персонажа идёт по принципу цепной реакции: как только какое-нибудь авторитетное издание напишет о новом дизайнере, следом вереницей потянутся публикации в других аналогичных журналах. Если у вас есть пара десятков тысяч лишних рублей, можете нанять агентство, которое будет заниматься пиаром от и до: составлением пресс-релизов, общением с прессой, поиском потенциальных клиентов и так далее. Это отработанная поколениями схема, которая, тем не менее, в современных реалиях не является единственной эффективной.

«Я бы не советовала нанимать рекламное агентство, если вы начинающий дизайнер без крупных бюджетов, — говорит Даша Самкович. — Для начала заведите красивый Instagram, где вы будете выкладывать фото своих коллекций, рассказывать о них, показывать, что и с чем носить, транслировать через аккаунт философию бренда, делиться картинками, которые вас вдохновляют». «Сегодня практически всё ушло в онлайн, и качественный SMM играет гораздо более важную роль, чем 15 красивых картинок с коллекцией на сайте самой марки, онлайн или в печатной прессе, — подтверждает Света Мюллер. — В конечном счёте любому молодому начинающему бренду нужно своё творение продать. И есть большая разница между тем, чтобы просто показать вещи красиво, и показать, как носить эти вещи в реальной жизни. Самый простой пример — реакция пользователей соцсетей на фото из лукбука и стритстайл-фото с тем же образом — это всегда более популярное фото, провоцирующее реальные продажи, а не просто восхищение картинкой».

Начните продавать вещи

Во-первых, нелишним будет сказать, что в тотальную диджитал-эпоху все отработанные схемы раскручивания собственного имени и продажи одежды перестают быть абсолютно категоричными. По сути, вы можете вообще не ставить задачей выйти на уже существующие ретейл-площадки, а просто создать отдельный Instagram-аккаунт, который и будет одновременно вашим пиар-инструментом и онлайн-магазином.

Впрочем, и пресловутый SММ не является императивом для молодого бренда. Многие молодые дизайнеры, уже заработавшие себе имя, по-прежнему тратят много усилий и времени на то, чтобы продавать себя в крупных мультибрендах и концепт-сторах. «Мы только сейчас будем запускать собственный онлайн-магазин, — говорит Женя Ким. — Во-первых, раньше я не чувствовала в нём необходимости, а во-вторых, в скором времени я планирую делать регулярные коллаборации с художниками и другими молодыми творческими ребятами и хочу продавать эти коллекции через свой сайт. С самого начала у меня была цель выходить на самых крутых ретейлеров, я никогда не хотела продавать свои коллекции через Instagram, мне это кажется непрезентабельным».

«Единой стратегии в поиске правильного ретейлера нет — это сильно зависит от продукта. Некоторым маркам и вовсе можно порекомендовать начать продажи через собственный магазин и исключить оптовые продажи, — советует Денис Ерхов. — Если же есть понимание, что товар нужно продавать через ретейлеров, то эффективнее начинать сотрудничество с более имиджевых проектов и постепенно расширять дистрибуцию через более мелкие и простые. Если вы видите перспективу в крупных проектах, то ищите контакты байеров, в более мелких проектах часто один и тот же человек является и владельцем, и директором, и байером. Ищите личные контакты, если не получается — идите в магазин и показывайте готовые вещи. О встрече лучше договориться заранее, написав на почту. Если вам не ответили, не переживайте, возможно, письмо затерялось и стоит отправить напоминалку. „Не пустили в дверь, залезьте в окно“ — свяжитесь с другим человеком, но слишком агрессивно продавать тоже не стоит — этого никто не любит!»

При желании можно попасть на любую площадку — всё зависит от того, насколько интересный и потенциально коммерчески успешный проект вы готовы предложить. Как рассказывает бывший глава PR-отдела универмага «Цветной», в котором представлено немало русских брендов от ZDDZ до Sorry, I’m Not, Паша Бобров, «команда универмага всегда внимательно отсматривает все новые коллекции, обращая внимание на качество и актуальность. Ассортимент универмага часто пополняется вещами российских брендов, как тех, чьи имена уже на слуху, так и молодых. Многие новые российские бренды выходят на универмаг сами, присылают на рассмотрение лукбуки и сэмплы».

Ввязавшись в сотрудничество со сторонними магазинами, будьте готовы к тому, что придётся мириться с не всегда выгодными для вас условиями: с молодыми дизайнерами и небольшими брендами у ретейлеров, как правило, разговор особый. «Чем круче магазин, тем хуже условия, но присутствие в топовых магазинах для любой марки крайне важно, — рассказывает Денис Ерхов. — Если говорить о зарубежном рынке, то в основном магазины выкупают вещи, поэтому многие дизайнеры мечтают о зарубежном рынке. В России же такие случаи — редкость, но опять же всё зависит от продукта. Чем круче продукт, тем больше шансов продавить свои условия, особенно в случаях, когда магазин сам выходит на бренд».

Подавляющее большинство магазинов в России работает с молодыми марками на условиях реализации — это значит, что дизайнер отдаёт свои вещи без залога, и магазин рассчитывается с ним по факту продажи вещей, обычно в конце каждого месяца. Многим такой вариант сотрудничества кажется не самым благодатным: если по какой-то причине магазин не смог продать коллекцию до окончания сезона, дизайнер просто получает её обратно на руки.

«На самом деле реализация часто оказывается более выгодной историей для обеих сторон, — считает Денис. — Во-первых, марк-ап (наценка на себестоимость. — Прим. ред.) при взаимоотношениях, основанных на реализации, всегда выше, чем при выкупе, то есть бренд больше получает денег. Во-вторых, в случае хороших продаж почти всегда есть возможность подсортировать товар, то есть добавить то, что уже было продано, или дополнительные модели. На реализации, как правило, заказы больше и шире. В случае выкупа магазины редко подсортировывают, и даже если всё продадут, то будут ждать следующего сезона, поэтому теоретически на условиях реализации можно продавать сильно больше, если есть возможность. Важно, прежде чем соглашаться на сотрудничество с тем или иным магазином, ознакомиться с договором, поспрашивать у других дизайнеров, уже сотрудничавших с этим проектом, так как, к сожалению, на рынке очень много недобросовестных магазинов, которые зачастую не выплачивают дизайнерам причитающееся за проданный товар».

Источник

Adblock
detector