Мастер-класс «Изготовление куклы в национальном бурятском костюме»
Лариса Белькова
Мастер-класс «Изготовление куклы в национальном бурятском костюме»
В преддверии празднования замечательного праздника Сагаалган, наш дружный коллектив принялся за изготовление кукол в национальных костюмах. Было решено, что куклы будут высотой не ниже 60 см и разного пола. Кто то делает мальчиков, кто то девочек, но техника исполнения должна быть одной, так как по замыслу, наши куколки должны объединиться в один хоровод и исполнить бурятский национальный танец Ёхор. Работа закипела и вот «родились» наши куколки. Предлагаю мастер-класс моего мальчика, как делала его я. Основание тела- это конус из целого листа ватмана. Голова — папье-маше.
Обклеивала обычный мяч клеем ПВА.
Основание и «голова» были скреплены так же, в технике папье-маше.
Начинается самое интересное — наряд нашей куколки. Конус обклеиваем тканью с характерным национальным мотивом и украшаем тесьмой.
По такому же принципу делаем руки- два конуса одного размера обклеиваем тканью и приклеиваем к основанию.
Приступаем к шапочке. Шьем конус из ткани в тон одежды
Из ватмана делаем основание шапочки с отворотом
Украшаем шапочку любым мехом (старые меховые шапки, мех от капюшонов можно использовать)
Я немного завысила шапочку, не очень красиво смотрелась, больше было похоже на колпак Петрушки
В итоге шапку я сделала другую. И вот мой «мальчик» готов к выходу в свет!
Забыла сфотографировать как «рисовалось» лицо. Грунтовать можно любой краской- гуашью, водоэмульсионкой. Прическу обозначила черной краской. Наверно было бы лучше придать лицу естественный бежевый оттенок. Так же в планах сделать в такой же технике куклу в национальном русском костюме, где уже учту все недоработки.
Приехав в наш детский сад мальчик нашел себе подругу, где теперь вместе приветствуют детишек.
Урок технологии «Фартук в национальном костюме Ставропольского края» Фартук в национальном костюме Ставропольского края. Цели урока: Обучающая: расширить кругозор учащихся при изучении исторического материала.
Изготовление куклы-ангела из бисера и бусин. Мастер-класс Пятак Алёна Изготовление куклы-ангела из бисера и бусин. МАСТЕР-КЛАСС Ангел из бисера и бусин МАСТЕР-КЛАСС по теме Изготовление куклы-ангела.
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Кукла в национальном костюме» Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе. «Кукла в национальном костюме» Цель: познакомить детей с русским национальным костюмом,.
Куклы из бабушкиного сундука. Мастер-класс по изготовлению народной игровой куклы «Утешница» Мастер-класс Предназначен мастер-класс для проведения занятий с детьми старшего дошкольного возраста, для ознакомления детей со старинной.
Мастер-класс для родителей «Изготовление русской народной куклы «Убоженька» (фотоотчет) Цель: Привитие интереса и любви к русской тряпичной кукле, как к виду народного художественного творчества. Задачи: 1. Познакомить с.
Мастер-класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста» Мастер — класс «Изготовление лыж из пластиковых бутылок» и «Изготовление обуви из солёного теста» Цель данного мероприятия: Изготовление.
Мастер-класс по изготовлению платковой куклы в чувашском костюме Танцы с игрушками, шарами, лентами и пр. всегда интересны и зрителям, и. особенно, детям. Дошкольники с большим удовольствием исполняют.
Мастер-класс по росписи деревянной куклы-качалки в национальном костюме для педагогов Мастер-класс по росписи деревянной куклы-качалки в национальном костюме для педагогов[/b] Дата проведения: 26.10.2016 г. Время: 10.30.
Мастер-класс с родителями «Изготовление куклы-оберега «Северная берегиня» Цель: Создать традиционную народную куклу-оберег для дома «Северная берегиня» Берегини – это традиционные славянские куклы-обереги. Главная.
Познавательно-исследовательский, творческий проект «Кукла в национальном костюме» «Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» – Народная мудрость Без прошлого нет будущего. Каждый человек с «материнским молоком» впитывает.
Источник
Мастер-класс для родителей по изготовлению бурятской национальной шапки-Малгай для своих детей
Наталья Спиридонова
Мастер-класс для родителей по изготовлению бурятской национальной шапки-Малгай для своих детей
Здравствуйте, коллеги! С наступающим праздником Вас! С Праздником Белого месяца!
Мастер –класс посвящен актуальной проблеме –где педагог и родитель становятся сотрудниками и партнерами. [/i
Праздник Сагаалган большей частью приходится на разные числа февраля,по восточному календарю в Бурятии в 2019 году празднования приходится на 5 февраля. Республика Бурятия – это самое глубокое и чистое на планете озеро Байкал, потрясающе красивые Саянские горы, несметное число мелких речушек и озёр, вековые леса, богатые пушным и прочим зверем, равнины с целебными травами и прекрасными цветами… Коренной народ, веками живущий здесь в дружбе с представителями других национальностей нашей страны, ценит мир, добрососедские отношения, ум и честность.
Ещё есть время до праздника Сагаалганар, начинаем приготовления. Наводили порядок в юрте и ограде, выгребаем весь мусор. Из сундуков достаем праздничную одежду и шьем красивые бурятские национальные шапки -МАЛГАЙ
Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие.
Для изготовления шапки-«МАЛГАЙ» — нам понадобится:
-нитки-игла-картон-ткань- шерстяные нитки -степлер -скотч-линейка
Порядок изготовления шапки-«МАЛГАЙ»
Берем картон и сворачиваем конус
затем укрепляем степлером и скотчем
Затем берем линейку и от начала конуса отмечая 20 см по кругу
отрезаем по линии.
Вот и конус для шапки готов
Берем ткань на нее ложем конус
вы меряем и обшиваем конус
Затем берем картон шириной 5см. и длиной по низу конуса, шьем поясок и вталкиваем туда прямоугольник и пришиваем к низу конуса.
Затем на верхушку шапки пришивали навершия, как знак солнца, освещающего своими лучами всю Вселенную. Кисти (залаа сэсэг) обозначают лучи солнца. Непобедимый дух, счастливую судьбу символизирует развивающийся на верхушке шапки кисти (залаа).
Головной убор готов.
Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей.
Мастер-класс «Чудо-картошка» для родителей и детей средней группы по изготовлению печатей из картошки Мастер-класс «Чудо-картошка», для родителей и детей средней группы по изготовлению печатей из картошки. Цель:Расширять и уточнять представления.
Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению настольной игры-ходилки Мастер — класс для детей и родителей по изготовлению настольной игры-ходилки Воспитатель: Котомина Мария Николаевна Цель: изготовление.
Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «С любовью от мамы» Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению самодельной куклы «С любовью от мамы» Цель: Создать условия для совместной деятельности.
Мастер-класс для родителей по изготовлению цветов Повышая уровень компетентности родителей в вопросах воспитания детей, мы становимся полноправными соучастниками образовательного процесса.
Презентация «Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению праздничных украшений для семейных праздников» Аудитория: мастер-класс рассчитан для родителей и детей. Назначение: украшение для семейных праздников. Цель: вовлечение родителей в совместную.
Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению тряпичной куклы «Благополучницы» Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению тряпичной куклы «Благополучницы». На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является.
Фотоотчет «Мастер-класс для родителей и детей по изготовлению ёлочной игрушки» Мастер-класс для родителей и детей. «Ёлочная игрушка!» (средняя группа) Новый год – это волшебный праздник, который одинаково сильно ждут.
Мастер-класс для родителей по изготовлению пальчиковых игр для детей от 1 до 2 лет «Развиваемся, играя» Хусаинова Анастасия Рауфовна МАДОУ детский сад № 10 «Березка» воспитатель Цель: повысить профессиональную компетентность родителей по.
Мастер-класс для родителей по изготовлению платочной куклы Театрализация сказки представляет огромный объем предварительной работы. Она проводится во взаимосвязи со всеми специалистами и во всех.
Мастер-класс по изготовлению ёлочной игрушки-варежки для родителей и детей подготовительной к школе группы Мастер-класс по изготовлению елочной игрушки-варежки для родителей и детей подготовительной к школе группе. Цель: изготовление новогодних.
Источник
Как сшить бурятскую национальную одежду для девочки
Республиканская газета «Традиция» запись закреплена
Как правильно сшить бурятское платье?
С каждым годом интерес к бурятскому народному костюму растет. Женское и мужское верхнее платье (тэрлик, дэгэл), головные уборы и другие предметы гардероба стало модным шить на заказ. Но оказывается мало — просто заказать национальное платье в ателье, нужно, как минимум, знать свою племенную принадлежность. При всем единообразии одежды бурят у каждого племени были свои отличительные детали в покрое и эти отличия важно соблюдать и сегодня. Иначе национальная одежда может потерять свою уникальность, а вместе с тем и глубокий смысл.
Первые сведения об одежде бурят встречаются в записях-донесениях служилых людей, казаков — первопроходцев в 17 веке. Традиционная одежда бурят была очень функциональной, она защищала от холода и жары, ее было удобно носить в повседневной жизни и при длительных походах верхом на лошади. Она играла важную роль и при совершении обрядов и представляла социальный статус владельца. Национальный костюм буряты носили вплоть до первых лет советской власти.
Как пишет Раиса Бадмаева, автор книги «Бурятский национальный костюм», решающую роль в преобразовании бурятского костюма сыграли коллективизация сельского хозяйства и переход бывших кочевников и полукочевников к оседлости. Конечно, национальную одежду носили и в советское время, но в основном люди в возрасте.
Национальный колорит одежде придает ее покрой. К примеру, покрой верхнего платья бурят Забайкалья и Предбайкалья во многом отличался.
В Забайкалье традиционно применялся центрально-азиатский покрой. «Забайкальские буряты шили одежду по крою китайского типа периода Маньчжурской империи. В такой одежде глубокий запах левой полы заходит на правую с застежкой у плеча, горловины и сбоку на талии», — рассказывает Любовь Левитина, хранитель коллекций «Быт. Этнография. Декоративно-прикладное искусство» Музея истории Бурятии им М.Н. Хангалова.
Линия запаха на груди энгэр у всех племен отделывалась по-разному. Так, у хори-бурят была ступенчатая нашивка. Обычно для ее отделки использовались красный, черный и сине-голубой цвета. Красный символизировал стихию огня, черный – землю и полоса голубого цвета – синее небо. Энгэр прослеживается у многих народов Западной Сибири и Дальнего Востока. Он встречается не только в костюмах хори-бурят, эхиритов и булагатов, но и у алтайских народов, якутов.
— Такой элемент в одежде, по всей вероятности, появился, когда наши народы кочевали по ту сторону Байкала и соприкасались там с культурой киргизов, алтайцев, якутов, — отмечает Любовь Филипповна. — Возможно, появление энгэра было также связано с климатическими условиями, потому что у кочевников езда верхом была каждодневной и необходимой. В холодное время года важно было держать в тепле область груди, и эта нашивка, первоначально меховая, дополнительно ее согревала, а позже оформилась в декоративный элемент одежды с отделкой кусочками разноцветных тканей.
Родоплеменные особенности больше всего сохранились в женском костюме. Например, в женской одежде разных племен отличалось оформление рукава. Обязательным было наличие буфов. Широкие основания в наплечной части стягивали в густую сборку, таким образом, формировали буфы. У сонголов и хори-бурят буфы были пышными, у сартулов и хонгодоров они были не ярко выраженными.
— Как-то Раисе Дашиевне Бадмаевой, исследователю бурятского костюма, задали вопрос о происхождении буфов. Она ответила, что, скорее всего, такая форма рукава пошла еще издревле, когда одежда шилась из шкур животных. И, очевидно, рукав шили из шкуры, снятой с ноги животного. Та часть шкуры, которая расширялась к бедру, просто собиралась в мелкую складку. И вот отсюда и сохранилась традиция такого пышного рукава, — поделилась Раиса Бадмаева.
В память о тех временах, когда одежда шилась из шкур животных, у некоторых племен остались манжеты, их так и называют туруу – копыта, копытообразные манжеты. Они есть в костюмах хори-бурят, цонголов. Туруу обычно имел жесткую основу, за счет чего держал форму и пришивался на живую нитку — иногда его меняли, чистили, обновляли.
Еще одна особенность заключается в длине рукава. У хонгодоров, как и у монгольских народов, был очень длинный рукав. Им полностью закрывалась ладонь, такой длинный рукав защищал руки от холода.
Открытый воротник забывается
Самая распространенная ошибка в национальных костюмах, сшитых в наше время, связана с формой воротника. У бурят принято использовать воротник-стойку, но при этом у разных племен используются различные формы ворота. К примеру, у цонголов, сартулов и хонгодоров воротники были глухо закрытыми, а края были выполнены под углом. У хори-бурят, наоборот, ворот был открытым, а края были пологими. Кстати, эта форма воротника сегодня встречается редко.
— Сейчас отошли от этих традиций, ворот сделали глухим, и такая особенность в одежде хори-бурят исчезает, ее надо сохранить, и образцы для этого есть. Ведь одежда это паспорт человека. По ней можно было определить, какого рода и племени человек», — подчеркнула Любовь Филипповна.
Нарядная линия талии
В женской одежде декорировалась и линия талии, у некоторых племен линия талии, где сшивается нижняя часть – юбка с верхней частью – лифом, была широкой и богато отделывалась декоративными элементами. У хори-бурят линия талии была совершенно прямая и низкая. Спереди эта линия всегда украшалась ручной расшивкой, тесьмой. У цонголов эта линия была дугообразной, и украшалась как спереди, так и сзади. Это делалось, потому что у цонгольских женщин безрукавка (ее носили только замужние женщины) была короткой. Из-за чего линия талии была видна, и ее необходимо было украсить.
Обязательно на линии талии должен был присутствовать красный цвет, он выполнял охранную функцию: отпугивал злых духов.
Большое значение в бурятском костюме имеет цвет. До начала 20 века в Забайкалье хори-буряты, цонголы, сартулы, хонгодоры отдавали предпочтение синему цвету — символу голубого вечного неба. По большей части, одежду шили из тканей именно синих цветов.
Как видим, в национальной одежде бурят большое внимание уделялось отдельным элементам. Благодаря одежде, можно было с легкостью понять, кто перед вами — девушка или замужняя женщина, относится ли она к хори-бурятам или цонголам или к какому-нибудь другому племени. Эта функция в одежде была важной для наших предков, и ее необходимо сохранить и передать другим поколениям.
Как надевать национальную одежду
По воззрениям бурят, монголов, правая сторона одежды является сакральной. С правой стороны вовнутрь входит в тело здоровье, богатство, благодать, выходит – с левой стороны. Правой рукой подается и берется все, левая рука — отдающая.
Правила существовали при надевании рукава халата. Мужчины первым надевали левый рукав, затем – правый, женщины – наоборот. Это объясняли тем, что мужчина, заходя в юрту, идет по левой стороне на правую, а женщина — по правой стороне на левую. Этот обычай строго соблюдали во время свадебных церемоний.
Источник
Национальный костюм бурятов
Буряты – народ, который издревле живёт в суровых условиях Сибири возле озёра Байкал. Это скотоводы-кочевники и охотники. Длинная морозная зима и короткое прохладное лето обусловили возникновение фасонов тёплой одежды, которые должны быть удобными на перегонах скота и его выпасе. В таких нарядах комфортно в жару и в холод.
История появления костюма
Известно, что эта народность ещё во времена палеолита населяла Прибайкалье. Но первое описание национального бурятского костюма относится к XVII веку. Один из купцов, направляясь в Китай с русским посольством, описал быт бурятского народа и его костюмы. Изучением их возникновения, покроя и особенностей учёные занялись лишь в начале XIX века.
На одежду бурят оказали влияние другие культуры. С течением времени у народности стали появляться хлопчатобумажные и шелковые ткани из Китая и Средней Азии.
Виды костюмов
Костюм должен был согреть всадника-пастуха и не помешать управляться со стадом. Суровые зимы требуют тёплой одежды. Поэтому в традиционных нарядах присутствовали два варианта: зимний и летний. Мужчины носили халаты, которые обязательно подпоясывались шелковыми кушаками или кожаными ремнями с украшением из серебра и камней.
Халаты для зимы и для лета различались лишь материалом выполнения, всё остальное одинаково. Покрой был простым, но имел интересные элементы, присущие одежде этого народа:
- воротник стоячий, халат свободный, позволяющий совершать разнообразные движения;
- рукава могли быть цельнокроеными для защиты от непогоды;
- конусовидная манжета в холодное время отворачивалась, защищая руку. Она обычно расшивалась шерстяными или шелковыми нитками. По узору можно было определить достаток скотовода и примерное количество голов в стаде;
- полы халата должны были защищать ноги всадника от холода, а в случае необходимости – служить ему постелью на кочевье.
Особенности фасонов
Мужские халаты имели прямой крой с рукавом реглан. Носили их всегда под пояс. Детские халаты шились так же. Фасоны были идентичны как для мальчиков, так и для девочек. Когда девочка превращалась в девушку, крой дэгэла усложнялся и напоминал соединённую швом кофту с юбкой.
Материалы для пошива
Скотоводы-кочевники не имели других материалов к пошиву одежды, кроме шкур убитых животных. Использовались овчина, кожа и шерсть, мех пушных зверей – лисы, песца, соболя, норки. Позже у других народов стали покупаться шелковые, бархатные, хлопчатобумажные ткани, а к традиционным украшениям добавились драгоценные камни, золото, серебро.
Главный элемент национальной одежды – халат. Зимний (дэгэл) шили из овчины, использовали бархатную отделку. Халат для летних будней (тэрлинг) был лёгким, хлопчатобумажным, а праздничный – шелковым.
Какие цвета в приоритете?
Любимым цветом любого бурята был синий. Это цвета халата и шапки. Он символизирует бесконечность неба. Но были и другие цвета дэгэла – коричневый, бордовый, зелёный. Цветные полосы энгера (четырёхугольного борта дэгэла) тоже несли смысловую нагрузку. Например, чёрным обозначали плодородие земли, красным – энергию жизни и огня. Первая полоса сверху могла быть только белой или золотой.
Украшения к костюму
Женщины достаточно затейливо украшали себя. На руках было множество колец, они носились на каждом из пальцев, кроме среднего, а иногда и по несколько штук на одном. Браслеты на каждой руке, серьги, нагрудные украшения из многих рядов бус, серебряных медальонов, оберегов.
Также со стороны висков прикреплялись подвески из бусин разных размеров и цветов. Они могли быть очень длинными и спускаться до груди. Часто ободок на шапке или подвеска имели серебряные элементы. Косы помещались в специальные футляры для сохранения магической силы женских волос.
Мужчины дополняли свой костюм ножом (хутага) и огнивом (хэтэ). С течением времени они стали только лишь декоративными элементами, утратив свою утилитарность. Рукоять ножа и сами ножны украшали элементы чеканки с участием серебра и самоцветов. Огниво помещалось в небольшую кожаную сумочку с кресалом на дне. Пластинки из серебра с затейливыми рисунками украшали его.
Обувь
Бурятская обувь – унты из жеребячьей кожи или сапоги с носками, заострёнными вверх, наподобие турецких фасонов. Эта обувь шилась как мужчин, так и женщин. В ней удобно, она гигиеничная и практичная. Сверху она украшалась с помощью вышивки или швов контрастных нитей с контурами узоров. Сапоги для зимы утеплялись мехом овчины или диких животных. Обувь для лета вязалась из конских волос и прикреплялась к подошве из кожи.
Головные уборы
Традиционно мужчины и женщины у бурят носили шапки. Они отличались принадлежностью к разным родам, но были очень интересны и разнообразны. Среди форм выделяются следующие:
- Колпак с меховой оторочкой нижнего края;
- Шапки-ушанки из длинноворсового меха – лисьего или песцового;
- Конус с высокой тульей. Каждая шапка заканчивалась острой верхушкой, украшенной навершием из серебра и красными кистями. Края были отогнутыми. Тулья у женских шапок расшивалась узорами из бусин, ленточками, серебром.
Все головные уборы выполнялись в синем цвете. Каждый из элементов нёс смысловую нагрузку.
Мужской, женский, детский – особенности
Основой костюма служил халат, а под него мужчины надевали кожаные или суконные штаны и хлопчатобумажную рубаху. От ненастья защищала саба (верхняя одежда типа шинели), надетая поверх дэгэла. Если становилось очень холодно, на помощь приходила даха (свободная верхняя одежда с меховым наружным слоем).
Когда девушка выходила замуж, её нарядом становились рубаха, штаны и халат. Обязательным элементом костюма была безрукавка, без неё и без головного убора ни одна бурятка не имела права показаться среди мужчин. Безрукавка была длинной или короткой, это зависело от рода и статуса женщины. По краям жилетка всегда была украшена орнаментальной вышивкой, пришивались ленточки.
Современный национальный костюм бурят
Бурятский народный костюм вдохновил отечественных кутюрье на создание модных коллекций с народным колоритом. В современной одежде сохранились самые интересные детали кроя рукавов и трапециевидный силуэт. Много внимания уделяется также созданию головных уборов с разными вариантами длины и формы навершия.
Не обойдены вниманием узоры сложных орнаментов, конструкции декоративных элементов, украшения из серебра. В современных костюмах пользуется успехом стилизация под дэгэл разных фасонов. Вечерние наряды, верхняя одежда шьются с учётом оригинального кроя рукава, воротника, энгера – четырёхугольного борта дэгэла.
Стилизованная национальная обувь – угги, унты, меховые сапоги – перекочевали в гардеробы модников по всему миру. Популярны головные уборы из меха песца, лисы, чернобурки.
Источник