Меню

Как сшить одежду тувинское национальное



технология пошива тувинского пальто

Говорят, что тувинцы рождаются в седле. Вся их жизнь приспособлена к кочевому образу жизни и подчинена разным природным условиям: горы, степи, тайга, зимний холод и летний жар. Конь – главный помощник и друг тувинца. Этим объясняются и особенности костюма – удобного для верховой езды, прочного. И, конечно, красивого! Иначе и быть не может в этом сказочном краю, дающем человеку ощущение самодостаточности.

В комплект традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят: халаты, шубы, пальто, объединенные общим названием «тон», пояс – кур, головной убор – борт, безрукавка – кандаазын, шегедек, хоректээш, чени чок, короткополая куртка – хурме, брюки – чувур, сапоги – идик, носки – ук, наколенники – дешки, муфта – уштук, поясные подвески – дерги и украшения – каасталга.

Обязательным дополнением к костюму тувинца были подвески из меди, серебра или железа, крепившиеся к поясу для ношения огнива, кисета с трубкой, ножа в ножнах. Женщины крепили к поясу подвесные бляшки, игольники и ключи.

Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож, преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Распространены были такие ткани, как бязь, далемба, шелк. Одежда подразделялась на весенне-летнюю и осенне-зимнюю.

В настоящее время национальная одежда применяется в двух направлениях:

1) В повседневной жизни как обыденная, праздничная, ритуальная и спортивная;

2) В концертной деятельности как сценический костюм.

В повседневной жизни тувинцы чаще всего продолжают носить меховые и тканевые короткие безрукавки – хоректээш, эгенээш, тканевые халаты – терлик тон. Зимой иногда носят меховые шубы – очень теплые, удобные.

Скачать:

Вложение Размер
issledovatelskaya_rabota_tehnologiya_poshiva_tuvinskogo_palto.doc 54.5 КБ

Предварительный просмотр:

I.1. Национальная одежда как отражение культуры тувинского народа

Говорят, что тувинцы рождаются в седле. Вся их жизнь приспособлена к кочевому образу жизни и подчинена разным природным условиям: горы, степи, тайга, зимний холод и летний жар. Конь – главный помощник и друг тувинца. Этим объясняются и особенности костюма – удобного для верховой езды, прочного. И, конечно, красивого! Иначе и быть не может в этом сказочном краю, дающем человеку ощущение самодостаточности.

В комплект традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят: халаты, шубы, пальто, объединенные общим названием «тон», пояс – кур, головной убор – борт, безрукавка – кандаазын, шегедек, хоректээш, чени чок, короткополая куртка – хурме, брюки – чувур, сапоги – идик, носки – ук, наколенники – дешки, муфта – уштук, поясные подвески – дерги и украшения – каасталга.

Обязательным дополнением к костюму тувинца были подвески из меди, серебра или железа, крепившиеся к поясу для ношения огнива, кисета с трубкой, ножа в ножнах. Женщины крепили к поясу подвесные бляшки, игольники и ключи.

Традиционную одежду, включая обувь, изготовляли из шкур и кож, преимущественно домашних, а также диких животных, из различных тканей и войлока. Распространены были такие ткани, как бязь, далемба, шелк. Одежда подразделялась на весенне-летнюю и осенне-зимнюю.

В настоящее время национальная одежда применяется в двух направлениях:

  1. В повседневной жизни как обыденная, праздничная, ритуальная и спортивная;
  2. В концертной деятельности как сценический костюм.

В повседневной жизни тувинцы чаще всего продолжают носить меховые и тканевые короткие безрукавки – хоректээш, эгенээш, тканевые халаты – терлик тон. Зимой иногда носят меховые шубы – очень теплые, удобные.

Можно заключить, что современные тувинцы носят полный комплект народного костюма в качестве повседневной одежды очень редко.

Полный комплект национальной одежды наблюдать можно на сцене во время театральных спектаклей, фольклорных выступлений и конкурсов.

Национальный костюм – это прекрасный памятник культуры нашего народа. Ношение или шитье национального костюма – это проявление уважения к нему, почитание предков.

Я думаю, что и в повседневной жизни можно и нужно носить одежду с национальным колоритом. Она не дает народу потерять свою самобытность, соединяет поколения.

Но все это нужно популяризовать, передавая традиции и знания из поколения в поколение. Сегодня в повседневном быту можно встретить лишь отдельные элементы традиционной и мотивы тувинской одежды. Например, люди чаще носят безрукавки — эгенээш.

Безусловно, национальную культуру народа нужно сохранять и развивать сегодня, потому что она соединяет народ в единое целое, неразрывно связывает традиции наших предков и инновации сегодняшнего дня, это сохранение своей сущности и одновременно развитие. А одежда – это одна из составных частей национальной культуры, которая имеет большое значение для сохранения вековых традиций народа, воспитания подрастающего поколения.

I.2. Символы цвета национальной одежды тувинцев

Одежда не только способ защиты, украшения, она имеет гораздо большее значение в культуре каждого народа. Одежда указывает на пол, возраст, социальный статус, профессию, даже на черты характера своего обладателя.

Чтобы выяснить градацию цветов в национальной одежде тувинцев, надо понять значение этих цветов.

Рассмотрим значения цветов в тувинской культуре с некоторыми сравнениями: самые распространенные цвета — белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, коричневый. Они выражают характеристику явлений, предметов, людей, эмоциональное состояние, нравственные категории.

Самым главным цветом в культуре тувинцев является белый цвет, «цвет-мать» — самый священный и желанный символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, белая юрта, человек с белой душой, белая одежда.

Черный цвет противопоставляется белому. Для тувинцев черный цвет, с одной стороны, — это зло, несчастье, нищета, с другой стороны, — несметные богатства, неисчислимое множество, в одежде этот цвет использовали, желая, с одной стороны, призвать силу и богатство.

Остальные основные цвета это «цвета-отцы»: красный, синий, зеленый, желтый и производные от них «цвета-дети» (розовый, голубой, оранжевый и т.д.).

Красный цвет означает радость, благополучие; синий — удачу, победу; золотой и желтый — святость, божественность.

Цвет одежды детей был скорее разнообразным. Детский костюм мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличался, и цвет был самым различным. Одежда подростков могла быть синего или черного цвета это символизировало удачу и благополучие, также были распространены яркие цвета — они символизируют расцвет сил. Весенне-осенние халаты были похожи и различались только по цвету. Тоны юноши и девушки – ярких цветов: зеленый, синий, оранжевый, красный.

Женская одежда была похожа на мужскую и различалась только по цвету. У молодых, цвета были более яркими. Яркий цвет был символом силы, активной жизненной энергии, жизнерадостности и бесстрашия, у старших костюм украшался яркими цветами и орнаментом (это тоже имело значение), тогда как у мужчин цвета и украшения отличались сдержанностью.

Девочки-подростки и девушки носят тон покроя, аналогичного детскому тону, характерными признаками которого являются стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы и пояс.

Вдовы носили одежду мужских цветов (черный, синий, коричневый).

Пожилые женщины носили одежду более темных цветов, так как наличие мужских особенностей во внешнем облике и манерах поведения пожилых и старых женщин было распространенным явлением.

Костюм пожилого мужчины почти не менялся.

Старые люди (от 82 и выше) пользовались в основном одеждой, предоставленной им в благотворительном порядке, чаще всего ношеной.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что цветовая символика играла большую роль в традиционной национальной одежде тувинцев. Я попытался проследить динамику изменения цветовой гаммы в костюмах мужчин и женщин в зависимости от возраста и пришел к выводу: детская одежда мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличалась цветом, у молодых цвета были яркими, чем у пожилых людей. Женскими цветами являются белый, красный, желтый, а мужскими были черный, синий, коричневый.

II. Практическая часть

II.1. Тон как основа национальной одежды тувинцев

Главным атрибутом национальной одежды тувинцев является тон. Национальная одежда тувинцев хорошо приспособлена к кочевому образу жизни. Тон представляет собой халат, одинаковый для мужчин и женщин, который не имеет размера. Тон подпоясывают поясом из контрастного по цвету материала, длиной иногда до 5-6 метров. Пояс существенно укрепляет область поясницы при частой верховой езде, утепляет при низких температурах воздуха очень важно для защиты от заболеваний радикулитом.

Мужской костюм не отличался от женского покроем, только стоячий воротник более высок. Правда, мужской тон более сдержан по цвету, деталям и отделкам. Зато особое значение придается пуговицам – оок и тесьме для петель – оок дижизи. Пуговицы предпочитали серебряные с орнаментом – узлом счастья.

Конечно, одежда была сезонной. Вкратце рассмотрим ее.

Зимой самые сильные мужчины носили «аскыр негей тон» из шкур четырех годовалых баранов с шерстью длиной 7-9 см. Остальные шили «негей тон» из шкур годовалых баранов, коз с шерстью 4-5 см.; «додарлыг тон» из овчины; «чагы тон», сшитый коротко мехом во внутрь. Из них крылся тканью «додарлыг тон».

Весной и осенью постепенно переходили более легкой одежде. Для этих сезонов готовили «ой тон» из шкур стриженных баранов, «сесиирге хураган кежи тон» из шкур 5-6 месячных ягнят, крытых тканью; «хурбе хураган кежи тон» из шкур умерших ягнят при рождении, крытых тканью; «шекпен тон» из войлока; «хевенек тон» из телячьей шкуры.

Летом носили «хаш тон» или «элик кежи тон» из тонкой кожи оленей; «терлик тон» и «эдектиг тон» из ткани подкладом.

Излюбленные цвета ткани — фиолетовый, синий, желтый, красный, зелёный.

II.2. Технология пошива тувинского тона

Основной целью пошива тувинского тона является не только научиться шить его, но и сбор основных сведений о нем, его дальнейшее употребление в повседневной жизни. Главным информатором и помощником для достижения поставленной цели была моя родная бабушка Донгак Хилираа Агбаановна , которая живет вместе с нами. Она родилась 10 октября 1940 года в местечке Алаш. Ей 71 год. Бабушка, Хилираа Агбаановна, дает нам полезные советы, передает свой опыт, свою технологию пошива тувинского тона и помогла мне создать тувинский тон.

Основные мерки для пошива национального тона

  1. Длина изделия
  2. Ширина изделия
  3. Длина рукава
  4. Ширина рукава
  5. Длина воротника
  6. Ширина воротника

Выбор нужных материалов и инструментов

Для пошива тувинского тона нам необходимо:

  1. Шелк (торгу) – 5 м.
  2. Шелк (хорагай) — 0,4 м.
  3. Бязь (для отработки низа)– 0,3 м.
  4. Овечие шкуры – 9 шт.
  5. Шкуры ягнят (для воротника)– 1.
  6. Пуговицы – 5 шт.
  7. Нитки – 2 шт.
  8. Клеевая ткань – 0,15 см.
  9. Портновский мел – 1 шт.
  10. Пиала — (для кройки горловины) – 1 шт.
  11. Швейная машина — 1шт.
  12. Утюг – 1 шт.
  13. Ножницы – 1 шт.

Выкройка левой передней части (улуг хойну)

Характерной чертой верхней одежды — тона — был ступенчатый вырез в верхней части левой передней части (улуг хойну)

Выкройка правой боковой части (иштии хойну)

На готовую выкройку раскладывают подготовленные шкуры и соединяют их.

Отрезаем ненужные части шкуры и получаем такие кусочки шкуры

С помощью пиалы выкроим воротник. Для воротника используем шкуру ягненка. Воротник должен быть стоячим, для этого используется клеевая ткань. Воротник покрывается шелком и прошивается таким образом, чтобы швы образовывали ромбичные клетки.

Особое значение придается пуговицам – оок и тесьме для петель – оок дижизи.

Источник

Мастер – класс на тему: «Технология раскроя тувинского национального тона»

Мастер – класс на тему: « Технология раскроя тувинского национального тона».

Эпиграф: « Тувинская одежда – гордость тувинского народа». Цель: Ознакомление с традиционным кроем национального тона для дальнейшего использования в практической жизни. Задача: Научить кроить национальный тон по правилам традиционного кроя тувинцев. Оборудование: Национальная одежда, безрукавки, головные уборы, технологическая карта, компьютер, экран, национальный шелк, мелки, сантиметровая лента, линейки, лекало, ножницы. Словарь: Узун–соом (расстояние между разложенными пальцами большим и указательным = 18см); мугур–соом (расстояние между согнутым указательным и большим пальцами = 9-14 см); карыш (расстояние между большим и средним пальцами = 20 см); илиг (ширина одного пальца =1.5 см); тон (халат); кур (пояс); манчыызы (линия верхнего запаха); шыва-тон (летняя одежда из ткани с подкладом); хоректээш (безрукавка); оолет ( закрытый вырез левой полочки)

1. Организационный момент. Слайд 1 Добрый день, уважаемые учителя! 2. Сообщение темы и цели занятия. Слайд 2 Тема: Технология раскроя тувинского национального тона. Цель: Ознакомление с традиционным кроем национального тона для дальнейшего использования в практической жизни. В начале я расскажу вам о тувинском костюме, который до маньчжурской экспансии выглядел иначе, чем теперь. Халат не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V-образный угол. Подобную одежду наши предки носили довольно долго. Слайд 3 Но в середине XIII века когда алчные китайские маньчжуры совершили оккупацию Северного Китая, Монголии и Тувы. Захватчики заставили подавленные народы изменить свой национальный костюм на маньчжурский манер. Слайд 4 Вот тогда и появились стоячие воротники, фигурный и более закрытый вырез левой полочки, сохранившийся с названием « оолет», а у русского народа — это называется косоворотка. Слайд 5,6 В полный комплект верхнего тувинского костюма входят: халат (тон), пояс (кур), головной убор (один из видов головных уборов – довурзак), безрукавка (хоректээш). Слайд 7,8,9,10 Одежда у тувинцев была сезонной – она указывала на четыре времени года. Так например: зимой тувинцы носили одежду из шкур годовалых баранов, коз с ворсом 4-5 см. и называлась она «негей-тон». Весной переходили к более легкой одежде «ховенниг-тон» — это простеженная одежда. «Шыва-тон» — носили летом, из ткани с подкладом. Слайд 11,12,13 Сейчас я познакомлю вас с тувинскими мерами измерений. Раньше, когда тувинские женщины не знали сантиметровой ленты, они кроили, используя пальцы рук и на глаз. Народные мерки: расстояние между разложенными пальцами: большим и указательным – узун-соом (18-20см); расстояние между согнутым указательным пальцем и большим пальцами мугур-соом ( 9-14 см); расстояние между большим и средним пальцами – карыш ( 20см); ширина одного пальца – илиг ( 1.5см). Слайд 14 У русского народа тоже есть свои меры измерения. Например: пядь – древняя русская мера длины; малая пядь – расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев (17.78 см); большая пядь – расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см); пядь с кувырком – пядь с прибавком двух суставов указательного пальца см.). У тувинцев было традицией передавать свой национальный тон от матери к дочери, от отца к сыну, точно также и у русского народа передается рубаха у мужчин, сарафан у женщин. Расчет расхода ткани для пошива национального тона: длину изделия умножаем на три (Ди х 3). 3. Практическая работа. Сейчас мы с вами приступаем к практической части нашего занятия. Давайте посмотрим какие же мерки нам нужны для раскроя. Слайд 15 (показываю на манекене мерки и называю) Сш – обхват шеи; Сг – полуобхват груди; Вг – высота груди; Шп – ширина плеча; Оп – обхват плеча; Оз – обхват запястья; Др – длина руки; Ди – длина изделия. Традиционно тувинский тон шьют из шелка и парчи. Расчет расхода ткани для пошива национального тона берут длину изделия умножаем на 3 (Ди х 3)

На столах у вас лежат технологические карты последовательности раскроя, линейки, карандаши, листочки для работы. Вы одновременно будете следить за мной и соответственно работать по карте.( работаю с экраном )

Технологическая последовательность раскроя национального тона.

Мерки: Сш=15; Сг=31; Вг=18; Шп=8; Оп=20; Оз=16; Др=43; Ди=80.

Последовательность построения чертежа и расчет.

Слайд 16. Раскрой основной ткани.

1.Берем ткань складываем пополам посередине лицевой стороной внутрь. Провести линию низа и обозначить точкой Н

2.Отложить Ди учитывая припуск на подгибку низа изделия 3-4 см. (Пн). Учитывая рисунок ткани, т. е. расположение орнамента.

Ди + Пн = 80 + 3 = 83 см.

Обозначить точкой В и провести линию плеча.

3.Отложить вправо от точки В по линии плеча ширину горловины ВВ2, рассчитанную по формуле:

ВВ2 = (Сш : 3) + 1 = (153)+1 = 6 см.

4.Провести радиус длиной равный формуле: ВВ2 = ВВ4 – глубина горловины переда.

5.Отложить вверх из точки В глубину горловины спинки:

ВВ3 = ВВ2 : 3 = 6 : 3 = 2 см.

Соединить плавной кривой точки В4В2В3.

6.От точки В вправо по линии плеча отложить ширину изделия ВВ1, рассчитанную по формуле:

ВВ1 = (Сг :2) + ПГ = (31 : 2) + 4 = 19.5 см.

Пг = 4см.- припуск по груди.

Провести вниз из точки В1 вертикальную линию.

Полученную точку обозначить Н1

Слайд 17. Раскрой верхнего запаха.

7.Из точки В4 отмерим вниз 1см. Полученную точку обозначить точкой М.

8.От точки М отмерить вправо отрезок равный 10 см. Обозначим точкой М1:

Женщинам: 10-12 см.

Мужчинам: 15-16 см.

9.От линии плеча отложить вниз Вг, через эту точку провести горизонтальную линию. Это будет линия груди. Обозначить точкой М2.

От линии груди отложить вниз 5 см. Полученную точку обозначить точкой М3. Из точки М2 провести биссектрису вверх равной 1.5 см. Обозначить точкой М4. Соединить плавной кривой точки М1М4М3.

Слайд 18. Раскрой рукава.

10.От точки В2 вправо откладываем длину рукава плюс ширина плеча:

Др + Шп = 43 + 8 = 51 см.

Отложить столько на сколько хватает ширины ткани, а оставшуюся часть Др раскраиваем, как отдельную часть рукава.

11. Отложить вниз от точки В5 ширину низа рукава, рассчитанную по формуле:

В5Р = (Оз : 2) + 2 = (16 : 2) + 2 = 10 см.

Обозначим точкой Р.

12. Отложить вниз от точки В1 глубину проймы В1Г, рассчитанную по формуле:

В1Г = (Оп : 2) + Поп = 20 : 2 + 7 = 17 см.

13.Из точки Г вниз отложить отрезок равный

ГГ2 = ГГ1, т. е. 5 см. Соединить прямой линией точки Г1 и Г2. Для построения криволинейного участка линии бокового среза необходимо выполнить дополнительные построения.

В середине отрезка Г1Г2 поставить точку Г3. Из этой точки провести перпендикуляр и отложить на нем величину прогиба, равную 1 см. (т. Г4), Провести линию среза проймы

Соединить точки Г1Г4Г2 и Р плавной линией.

Слад 19. Расширение подола.

14.Для расширения низа изделия продлить вправо линию низа и отложить на ней отрезок Н1Н2, который равен 8-12 см.

15.От точки Н2 вверх по линии Н2Г2 отложить 1.5 см. и поставить точку Н3, а на середине отрезка Н1Н – точку Н4. Соединить точки Н4 и Н3 плавной кривой. Мы с Вами начертили чертеж основы.

Слайд 20. Раскрой внутреннего запаха.

16.Положить ткань лицевой стороной сверху так, чтобы кромка совпадала со средней линией тона. Линия среза верхнего запаха совпадала с линией среза верхнего запаха тона.

А воротник выкраивается как обычный воротник стойка.

Перехожу к раскрою национального тона на ткани.

Слайды повторяются с 16 – 20.

В конце я вам хочу показать сравнение раскроя тувинского тона с монгольским. Наши мастера кроят тувинский тон с потайным внутренним запахом. Внутренний запах выкраивается отдельно, а у монгольского тона внутренний запах кроится вместе с основным, а наружный получается со средним швом впереди. Лучше и красивее национальный тон выглядит когда внутренний запах с потайным швом, по середине шов на мой взгляд выглядит не очень эстетично и красиво. Для каждого из Вас я приготовила основы кроя национального тона в масштабе.

Источник

Читайте также:  Как убрать мовиль с одежды