Меню

Как выбрать ткани для коллекции одежды



Выбор материалов для проектирования одежды (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Глава 2. Выбор материалов для проектирования одежды

2.1. Система – человек и одежда

Одежда служит для обеспечения жизнедеятельности и взаимосвязи человека с окружающей социальной и материальной средой. По материалу, форме, покрою одежды и дополняющих ее частей, можно рассказать о климатических условиях проживания человека, об образе жизни и уровне его духовной жизни и культуры, материального благосостояния и о его стиле.

Стиль – целостная система средств художественно-образного признания действительности, характеризующая данную эпоху. Это отличительная черта эпохи, отражающая культуру, экономическое положение, понятие красоты и отношение к окружающему миру. Стиль в одежде отражается в ее форме, пропорциях, силуэте, декоративном решении, количестве ее предметов, способах ношения, выборе материалов и в их цветовом решении. Одежда является средством внешнего выражения духовных и моральных качеств человека и одним из компонентов, создающих внешний облик человека. Взаимосвязь человека и одежды – система, построенная на объединении и согласованности облика человека с объемом, цветом, силуэтом, формой, пропорциями, линиями и материалом одежды, как гармоничного и целого. Эти компоненты дополняют друг друга, соподчиняются, организуются в композицию.

Композиция костюма – это система, проявляющаяся в сочетании и взаимосвязи силуэта, форм, пропорций, цвета и свойств материалов, строения фигуры и облика человека, в совокупности создающих органическое художественно-эстетическое единое целое человека и костюма. Все компоненты костюма в этой системе соподчинены и взаимно влияют друг на друга. При извлечении одного компонента композиция разрушается. Одежда человек является костюмом, если это композиция, состоящая из органичной совокупности одежды, различных дополнений к ней (шляпы, шарфа, перчаток, сумки, зонта, украшений и т. п.), обуви, прически и макияжа. Изменения в стиле и костюме подчиняются моде.

Мода (от латинского modus) — мера, правило, предписание, образ действия. Мода в одежде – это непродолжительное признание, увлечение и господство новых образов, вкусов, стилей, форм, пропорций, материалов, цвета, декора в одежде, способов композиционного решения и ношения её. Мода изменчива из-за развития, непостоянства и разнообразия жизни. В соответствии с требованиями моды создаются модели одежды.

Модель одежды – объемная форма одежды, представляющая собой образец, воплощенный в материале, в объеме эскиз модели, характеризующийся определенными размерами, силуэтом, покроем, композиционным и конструктивным решением и декоративно — конструктивными элементами.

Эскиз модели – рисунок, подчеркивающий образное выражение художественной идеи, выбранного объекта, может быть выполнен в различной технике. Основными принципами создания модели для конкретного потребителя являются требования ее соответствия внешнему и внутреннему облику человека, конкретному назначению и условиям применения, а так же соответствия материала модели определенным ее формам и назначению.

Моделирование одежды – творческие процессы создания новых образцов одежды художниками, модельерами и конструкторами. На первом этапе выполняются работы художником-модельером над композиционным решением костюма, выполнением эскиза модели и подбором материалов к ней. Работая над чередой эскизов, составляя композицию моделей, он путём отбора, компоновки деталей приходит к определённому решению и оформлению эскизного проекта модели. В процессе выполнения проекта художник-модельер учитывает строение фигуры человека, его вкусы, облик, а также свойства материалов. Если модель готовится для демонстраций коллекций, то обязательно выстраивается ансамбль костюма в композиции с коллекцией.

Поэтому на первом этапе проектирования определяют исходные данные для построения чертежей конструкции изделия. Вначале определяются внешний вид, форма, покрой и степень прилегания модели к фигуре. Материалы для изделия подбирают, обращая на их свойства.

2.2. Рекомендации при выборе материалов для швейного изделия

Особенности выбора материалов для швейного изделия. Для изготовления выбранной модели сначала подбирают материалы. Это могут быть ткани, трикотажные полотна, нетканые материалы, натуральная и искусственная кожа, пленочные и комплексные материалы, натуральный и искусственный мех, швейные нитки, клеевые материалы, фурнитура и т. п.

Для изготовления одежды применяют ткани из натурального (хлопока, льна, шелка, шерсти), искусственного (вискозного, полинозного, ацетатного, медно-аммиачного и др.), синтетического сырья (лавсана, капрона, полиакрила и др.) или из их смеси. В зависимости от волокнистого состава ткани делятся на однородные (в состав основы и утка ходит один вид волокон или нитей), смешанные (в состав основы и утка входят различные волокна, соединенные в процессе прядения) и неоднородные (основа и уток состоят из разных видов волокон). Волокнистый состав тканей обычно определяют органолептически (пользуясь органами чувств – зрением, обонянием, осязанием). Сначала оценивают внешний вид ткани, ее туше, а затем проверяют сминаемость, характер обрыва нити. В коллекциях материалов для одежды предпочтение отдается разнообразию натуральных, синтетических и смесовых тканей и трикотажных полотен со свойствами положительно влияющими на здоровье человека. Большое значение при изготовлении одежды придается тканям с вложением стрейчивых волокон, обеспечивающих несминаемость и комфорт. Стремление использовать при изготовлении одежды натуральные материалы привело к росту доли льняных тканей и льняных трикотажных полотен. Наиболее широко используется лен в многокомпонентных смесях: лен – шерсть, лен – хлопок, лен – вискоза и т. д. Производители стараются сохранить специфические для природного льна эффекты – непроряды, утолщения, неравномерный окрас и т. д. Современные шерстяные ткани – это обновленная классика, в которой нередко используют мех горностая и соболя, а также шерсть альпака, викуньи, ламы. Наряду с традиционными переплетениями широко используются объемные и сложные, придающие тканям хрустальность, но, в то же время, повышающие осыпаемость и затрудняющие применение типовых методов обработки. Широкое применяются ткани смески в крученой сверхтонкой шерсти, шерсть – шелк, кашемир – хлопок, шерсть — кашемир и твиды. Шелковые ткани бывают сравнительно тяжелыми (это шелковые пальтовые ткани) и прозрачными (невесомыми). Наибольшее распространение получили шелковые ткани для вечерних нарядов – атлас, муслин, шифон, креп-жоржет, тафта, шатунг, прозрачные ткани, покрытые вышивкой и блестками. Периодически напоминают о себе бархат и ткани с переливчатым покрытием, просвечивающие с эффектом плиссе. Выделяется группа тканей в стиле «техно» — легкие синтетические с использованием последних достижений высоких технологий – нейлон, блестящий винил и матовый неопрен. Современные трикотажные полотна из тонких нитей, компактны, их переплетение трудно увидеть невооруженным глазом. Многие из них внешне похожи на пластиковые пленки, они шелковисты, пластичны и легки. Особую группу составляют двухслойные (комплексные) двухлицевые (двусторонние) ткани или дублированные материалы. Они обладают легкостью, упругостью, несминаемостью, высокими теплозащитными свойствами. Их используют при изготовлении мужской, женской и детской одежды, белья, покрывал. Толщина материала позволяет придать особую выразительность швам, выявить конструкцию изделия.

Материалы для одежды выбираются в соответствии с пожеланиями заказчика, назначением изделия, его художественным образом, силуэтом, формой и т. п. Швейное изделие состоит из пакета материалов. В пакет материалов входят только те материалы, из которых состоит швейное изделие. Это могут быть основные, подкладочные, прокладочные, скрепляющие, отделочные материалы и фурнитура. К основному относят материал верха, который должен отвечать назначению изделия. Подбирают материалы для пакета изделия, учитывая его назначение, условия эксплуатации, основные свойства, внешний вид, форму, степень прилегания к фигуре, особенности конструктивного решения изделия и пожелания заказчика. Необходимо учитывать свойства материалов, их влияние на конструкцию одежды при разработке конструкции или в процессе раскроя изделия. Материалы должны обладать устойчивостью к механическим, физическим и другим воздействиям, испытываемым одеждой в процессе эксплуатации. Свойства пакета материалов должны обеспечивать создание проектируемой формы. Длина и ширина должны соответствовать расходу ткани для создания модели. Длину ткани определяют измерением в направлении нитей основы, без учета растяжения, ширину — измерением в направлении, перпендикулярном нитям основы. В соответсвии с этими условиями сначала выбирают основной материал. К основному материалу подбирают остальные материалы пакета изделия.

При проектировании одежды может или создаваться модель для конкретного материала или материал подбирается для уже задуманной модели. В любом случае следует учитывать свойства материалов, влияющих на внешний вид изделия, уже в процессе работы над эскизом и создании исходной основы конструкции модели. Так, применяя одни и те же лекала, но материалы с различными свойствами жесткости и драпируемости, можно получить различные изделия по форме и пластике. Ниже приведены рекомендации по выбору тканей и материалов, их характеристики для изготовления пальто, костюмов, платьев, блузок, белья.

Читайте также:  Специальная одежда одежды спасателей

1. При выборе тканей следует учитывать свойства их растяжимости в косом направлении. У тканей обладающих большим удлинением возможны перекосы. Особенно это касается участков деталей модели выкраиваемых по косой. При влажно-тепловой обработке, отдельные участки таких деталей могут изменить свою форму, а внешний вид изделия может быть искаженным. Поэтому при разработке той или иной конструкции, связанную со срезами под разными углами к долевой нити, надо проводить впоследствии оттяжку деталей кроя. Неровности оттяжки выравнивают по лекалам и срезают. Если ткань обладает большой растяжимостью и не поддается оттяжке, то изделие в готовом виде не будет соответствовать задуманной форме.

2. При проектировании модели следует учитывать способность материалов к усадке при влажно-тепловой обработке или увлажнении. Так, хлопчатобумажные ткани могут дать усадку на 10…12 %, штапельные – на 15%, чистошерстяная ткань типа букле – на 8…10 %, типа коверкота или габардина – на 5…10 %. Рекомендуется ткани, состоящие из натурального сырья, предварительно смачивать в воде, т. е. подвергать декатировке. Следует учитывать данные об усадке, при проектировании моделей из различных по составу материалов, например материалов верха, подкладки, прокладки и т. п.

3. Формовочная способность материалов, способность к формообразованию и к закреплению полученной формы, учитывается при расчете и построении деталей конструкции изделия. Объемная форма модели или ее деталей может быть получена за счет изменения угла между нитями основы и утка путем их оттягивания, сутюживания в процессе влажно-тепловой обработки и последующего закрепления. Этим свойством обладают материалы из чистошерстяных волокон. Корковый слой этих волокон в процессе влажно-тепловой обработки, способствует созданию той или иной формы, а затем длительному ее удержанию. Материалы, не поддающиеся усадке, а значит формовочным способностям, плохо подаются влажно-тепловой обработке. Определенная форма детали, в этом случае, достигается за счет конструктивного решения, путем введения швов, вытачек и т. п. Хорошей формовочной способностью обладают материалы из трикотажа. Благодаря подвижности своей структуры он может гладко облегать поверхность тела человека. При формообразовании модели из трикотажа, следует учитывать растяжимость трикотажа (40…100 % и более), особенно, при проектировании изделий плотно облегающих фигуру, без вытачек.

4. Осыпаемость тканей по срезам отрицательно влияет при проектировании изделий с подрезами, сложной формы контурных линий детали, с прорезными карманами, вытачными петлями, с ластовицами в цельнокроеных рукавах и т. п. Если изготовить изделие с такими особенностями, ткань в указанных местах со временем не расползется и изделие потеряет свою прочность и внешний вид. Выполнение моделей с такими особенностями из осыпаемых тканей лучше избежать. Рекомендуется, при раскрое деталей из сильно осыпаемых тканей, увеличить ширину швов в 1,5 — 2 раза и учитывать дополнительные припуски на обработку срезов.

5. Упругость материалов и их сминаемость сильно влияют на внешний вид модели. Чем плотнее ткань и чаще переплетение, тем менее возможность взаимного сдвига нитей основы и утка, тем больше ее упругость и меньше сминаемость. Сильно мнущийся материал не следует использовать в слишком узких, облегающих фигуру формах, драпировках, складках, плиссе. Эти материалы отрицательно влияют на внешний вид модели, придают ей небрежный вид. В исключительных случаях, это считается принятым. Особенно, это касается изделий из высококачественных материалов с натуральными волокнами, например из льна, хлопка и т. п.

6. Раздвижка нитей в швах свойственна тонким материалам или не плотным, рыхлой структуры. Рекомендуется избегать узких, облегающих фигуру форм, а при их обработке — шов делать шире и строчку чаще.

7. Для избегания подпалин материалов, лас, изменения цвета материала, необходимо при влажно-тепловых работах строго соблюдать технические условия и температурные режимы, рекомендуемые для материалов различного состава. Чтобы не было пролегания швов, под припуски подкладывают бумагу или проутюжильник. Необходимо учесть, ткани голубых, бирюзовых, светло-серых тонов и белые ткани особенно чувствительны к действию высоких температур. Следует минимально увлажнять и не растягивать при влажно-тепловой обработке изделия из тканей с искусственными волокнами.

8. При проектировании модели следует учитывать масштаб, размер, расположение рисунка на материале. Рисунок не должен сбивать формы и должен располагаться на модели, чтобы фигура зрительно не деформировалась. Для этого следует учитывать при проектировании одежды ряд правил:

при раскрое деталей изделия, можно не считаться с рисунком материала, если он малых или средних размеров, без резко выраженного цветового решения, со сплошь заполненным фоном, не имеющий ниже указанных особенностей;

если рисунок имеет верх и низ, рекомендуется ткань набросить на манекен или фигуру, так чтобы с одной стороны рисунок был направлен вверх, а с другой вниз. Такой поиск поможет найти наилучшее, более выразительное решение в расположении рисунка;

ткани с рисунком больших размеров следует применять в простых лаконичных формах, без большого количества швов;

если рисунок материала в виде полос, гирлянд и т. п., следует учитывать размер рисунка, его направление, расположение осевой линии, общее цветовое решение. Рисунок может зрительно исказить фигуру, если сконцентрировать его расположение на уровне выступающих точек груди, бедер, ягодиц, живота. При раскрое необходимо следить за совпадением рисунка на парных деталях и вытачках. Раппорт рисунка должен сохраняться вдоль средних линий спинки и переда, на стыках кокетки и лифа, лифа и юбки и по низу изделия. Рисунок не должен обрываться посередине;

следует помнить, что на набивных тканях рельефы, клинья, подрезы, мелкие детали мало заметны. Драпировка на таких тканях невыразительна и воспринимается только ее силуэт;

драпировка удачно смотрится на гладкокрашеной ткани, оттеняющей каждую фалду или складку;

в моделях из тканей в полоску не рекомендуется одновременно применять три различных направления полос – продольного поперечного и косого. Такое дробление полос перегружает модель и утомляет;

при раскрое деталей модели в полоску и клетку, необходимо следить за совпадением рисунка на парных деталях и вытачках. Раппорт рисунка должен сохраняться вдоль средних линий спинки и переда, на стыках кокетки и лифа, лифа и юбки, вдоль плечевых линий;

в изделии в полоску или клетку поперечные полоски на лифе и на рукаве должны располагаться на одном уровне, то есть совпадать;

следует помнить, рисунок из полос и клеток небрежно преломляется в местах стачивания вытачек. Необходимо смоделировать вытачку так, чтобы рисунок с одной стороны сохранял свое продольное положение, а с другой полукосое и сходился «елочкой»;

в прилегающих изделиях вдоль средней линии спинки полоски или клетки до линии талии должны сходиться «елочкой», от линии талии они сохраняют вертикальное положение. Следует помнить, вертикальные редкие линии на изделии зрительно удлиняют фигуру, а горизонтальные расширяют силуэт. Но частые вертикальные тонкие линии расширяют силуэт, а горизонтальные – удлиняют. В то же время широкие полосы, как горизонтальные, так и вертикальные зрительно расширяют силуэт. Крупные рисунки зрительно увеличивают фигуру, а мелкие — уменьшают. Фигура будет казаться выше, если модель сшить из материала в темную полоску и ниже и полнее – если сшить из материала в светлую полоску. Цвет, фактура и свойства материалов костюма делает его или более тяжёлым или лёгким. Рельефные, шероховатые, с ворсистой поверхностью ткани увеличивают объём костюма и наоборот гладкая, блестящая или глянцевая поверхность уменьшают его объём

9. Цвет материала в зрительном восприятии модели и ее композиционном решении играет значительную роль. Цвет более, чем другие признаки, эмоционально воздействуют на человека. Влияние цвета на психологию человека — это целая наука. Но при проектировании одежды всегда следует учитывать ряд наиболее важных рекомендаций:

если в костюме сочетаются различные цвета, то один всегда должен доминировать, быть основным, ведущим. Остальные, родственные или контрастирующие, цвета должны выявлять основной цвет;

один и тот же цвет в тканях разной структуры воспринимается по-разному; более активные цвета в форме создают движение в свою сторону; светлые рисунки на темном фоне будут казаться больше, чем темные рисунки такого же размера на светлом фоне;

полные фигуры в костюмах холодного или темного цвета кажутся меньшего объема, а в костюмах светлого или теплого тона будут казаться более объемными;

Читайте также:  Особенности характера человека по одежда

следует отметить, что белый цвет предельно зрительно увеличивает объем, а черный – уменьшает. Эти факторы следует использовать, если необходимо какую-то часть фигуры увеличить или уменьшить.

10. Для определения упругости ткани, следует смять участок материала в руке и отпустить. Если морщины и складки остались на ткани, значит обработка будет сложной, одежда будет мяться.

Чтобы проверить устойчивость ткани, следует слегка растянуть ткань и раздвинуть нити переплетения. Если нити не вернутся на место, детали изделия из ткани не будут держать форму.

11. Фактура материала — структура его лицевой поверхности. С помощью переплетения нитей основы и утка получают на ткани рисунки различной структуры. За счет особых способов переплетения нитей поверхность материалов может быть гладкой, шероховатой, ворсовой, блестящей, матовой, жатой, ребристой, пушистой, комбинированной, с начесом и т. п. Различают простое гладкое (полотняное, саржевое, сатиновое, атласное) переплетение, мелкоузорчатое переплетение (рогожка, усиленной саржи, диагоналевое, креповое), сложное (двойное, ворсовое, ажурное) или крупноузорчатое жаккардовое (ткани с крупным рисунком, виде узоров цветов, геометрических фигур и т. п.) переплетения нитей. Чтобы учесть, как материал и его фактура поведут себя при создании модели, рекомендуется проверить его на манекене или фигуре человека. Следует посмотреть, как материал повлияет на внешний облик заказчика модели. Надо обратить внимание – драпируется ли и мягко ли падает материал или топорщится (то есть, мягкие фалды и сборки не получаются), как фактура и основные свойства материала повлияют на внешний вид модели.

Чтобы проверить драпируемость ткани, надо подвесить ее на руку или на плечики. Если не образуются мягкие, красивые складки, материал может не подойти для выбранной модели и не будет красиво подчеркивать фигуру.

12. Натуральные волокна хорошо поддаются формовке, глажению, сутюжке, стежки на них почти незаметны, но сильно сминаются. Синтетические волокна плохо формуются и припосаживаются, на них легко образуются подпалины от утюга; не удаляются заутюженные складки. Средние и средне-темные тона хорошо скрывают припуски швов, подгибку, прокладку. Светлые тона потребуют особой аккуратности при обработке. Все неровности на светлой ткани, дефекты изнанки будут заметны и на лицевой стороне изделия. На очень темных тканях после неправильной утюжки заметны ласы от утюга.

13. Ткани со сложной фактурой поверхности хорошо скрывают дефекты строчки. Гладкие, с плотной поверхностью ткани трудно припосадить и сформовать, на них будут заметны все недостатки обработки. C лицевой стороны края прокладки и припусков будут незаметны.

14. Ткани с переплетением средней плотности податливы и эластичны, держат форму, мало осыпаются. Рыхлые ткани легко осыпаются, не держат форму. Рекомендуется ткань с изнанки обработать клеевой прокладкой.

15. Прокладочный и подкладочный материал для костюма подбирают ответственно. Прокладочные материалы помогают создать силуэт изделия, формируют объем в области плеч, груди и проймы и поддерживают деталь спинки. Они создают четко очерченные линии бортов, карманов и манжет. Прокладка делает перегиб воротника и лацканов более плавным, дублирует подгибку для увеличения срока службы изделия. Подкладка маскирует изнаночную структуру изделия и защищает основной материал от изнашивания. Она принимает на себя большую часть напряжения в процессе носки и предотвращает потерю формы в местах особенно плотного прилегания к телу.

16. При выборе костюмной ткани, оценивают требования навыков при обработке. Необходимо иметь представление о составе и свойствах ткани. Следует учесть, что ткань для жакета не должна мяться, блузка должна быть изготовлена из материалов с высокими воздухо — и влагопроницаемыми свойствами. Рекомендуется предусмотреть усадку ткани и перед обработкой — продекатировать.

2.3. Свойства основных видов тканей и материалов

При выборе ткани и материалов необходимо обратить внимание на свойства, сминаемость, отношение к стирке и чистке, режимы ВТО. На рулоне ткани должен быть обозначен химический состав волокон. В маркировке ткани не указываются способы обращения с нею. Например, при обращении со смесовыми тканями ориентируются на самые чувствительные к обработке волокна, которые входят в состав ткани. В основном волокна делятся на натуральные (хлопка и льна — волокна растительного происхождения, шерсти и шелка — волокна животного происхождения) — и химические волокна.

Хлопчатобумажные ткани. Хлопковое волокно получают из коробочек хлопчатника. Качество зависит от длины волокна. Чем волокна длиннее, тем хлопок лучше и дороже. Поверхностная плотность ткани от 60 г/м2 у бельевых и сорочечных, до 400 г/м2 у джинсовых и ворсовых. Переплетения — полотняное, саржевое, сатиновое, мелкоузорчатое и производные. Ширина ткани может быть 62…220 см. В процессе мерсеризации (обработки раствором едкого натра при одновременном растяжении) хлопчатобумажное волокно приобретает мягкий блеск, прочность на разрыв, усиливается впитывающая способность. Хлопковое волокно обладает хорошими гигиеническими свойствами, высокой прочностью, устойчивостью к многократным стиркам и утюжке, удобное в носке и теплостойкое. Хотя легкая ткань из хлопка почти не греет, ее теплозащитные свойства могут быть усилены в результате процесса ворсования. Хлопок особенно отличается своей гигроскопичностью. Он может поглотить много влаги (от 20% до 65% от собственного веса, не становясь влажным на ощупь). Хлопчатобумажная ткань сильно мнется, при стирке садится. Особая обработка, облагораживание, может сделать хлопок несминаемым и безусадочным. Преимуществом ткани является низкая осыпаемость срезов, раздвигание в швах встречается редко, недостатком — высокая сминаемость, отсутствие формоустойчивости. Применяется для изготовления белья, сорочек, платьев, костюмов, спецодежды и т. п.

Льняные ткани. Из волокон стеблей льна прядут пряжу для полотна. Льняное полотно имеет очень гладкую поверхность с матовым блеском, мало загрязняется и не осыпается. Оно легко впитывает, сохраняет и быстро отдает влагу (до 23%). Благодаря гигроскопичности одежда из льна способствует естественной терморегуляции тела и особенно подходит для ношения летом и в тропических условиях. Льняное полотно очень прочный материал, во влажном состоянии прочнее, чем в сухом. Наличие в составе волокна растительного клея делает полотно тверже и жестче, чем хлопчатобумажные ткани. Недостатком материалов из льна является большая усадка, сминаемость, осыпаемость срезов у деталей одежды. Лён — мнущийся материал, но мнётся пластично. Он хорошо впитывают влагу, для него характерна высокая прочность, устойчивость к истиранию, многократным стиркам и глажению. При стирке всегда необходимо соблюдать правила ухода за тканями. Льняное полотно хорошо переносит кипячение, окрашенное полотно стирается при более низкой температуре воды — при 60 °С, аппретированное — при 40 °С, в машине стирают при щадящем режиме работы. Белое и отбеленное льняное полотно стирают с применением универсального моющего средства, для небеленого и цветного полотна используют моющее средство для тонких тканей без содержания оптических отбеливателей. Сушить полотно можно в сушильном устройстве, но оно может дать усадку. Утюжат его, увлажняя, при очень высоком нагреве утюга. Поверхностная плотность 140…400 г/м2, большая плотность по основе и утку. Переплетение нитей у льняного полотна может быть полотняным, саржевым, мелкоузорчатым, крупноузорчатым, иногда — атласным и ажурным. Жесткие с блестящей поверхностью и прохладные на ощупь ткани, чаще всего вырабатываются в смеси с лавсаном, сиблоном, нитроном, вискозными и полинозными волокнами. Ширина полотна может быть 70…180 см. Применяется для изготовления постельного белья, платьев, костюмов и т. п.

Шерстяные ткани. Ткани обладают различной толщиной, рыхлостью, пушистостью, объемностью. Камвольные ткани – тонкие, плотные, суховатые на ощупь, с видимым рисунком переплетения. Поверхностная плотность 190…450 г/м2. Суконные – толстые и рыхлые. Поверхностная плотность 200…800 г/м2. Переплетения — полотняное, саржевое, мелоузорчатое, жаккардовое, полутора — и двухслойные. Ширина 135…142 см. Высокие теплозащитные свойства. Гигиенические свойства — износостойчивость, формоустойчивость. Перед раскроем требуют декатирования. При влажно-тепловой обработки могут образовываться ласы. Область применения — пальто, костюмы, поясные изделия, платья и т. п. Шерстяные волокна получают из шерсти овцы, тонкую шерсть — из шетсти козы кашмирской и ангорской породы, ангорских верблюдов. Обозначения шерстяных тканей «100% Wolle», «Heine Wolle» или просто «Wolle» (шерсть) относятся к шерсти низкого качества или регенерированной шерсти, которую изготовляют из шерстяного утиля. Обозначение «Schurwolle» («натуральная шерсть») применяется, если шерсть получена от стрижки здоровых живых животных и содержит не более 7% посторонних волокон. Шерсть марки «Reine Schurwolle» содержит не более 0,3% примесей. Такая высококачественная шерсть получает знак качества, который свидетельствует, что она прошла контроль Международного секретариата по шерсти. Шерстяные ткани мало загрязняются. Шерстяной одежде достаточно немного повисеть во влажном помещении, чтобы разгладились смятые складки и выветрились запахи пота, еды и дыма. Поверхность шерстяной ткани отталкивает капельки воды, но впитывает до 40% влаги в виде пара; сохнет медленно. Шерсть хорошо сохраняет тепло и обладает свойством сваливаться, которое усиливает ее теплоизоляционные свойства и делает ее ветронепроницаемой. Изделия из шерсти стирают только вручную с применением моющих средств для стирки тонких или шерстяных тканей. Температура воды при стирке не должна превышать 30 °С. Стирают в большом количестве воды, шерстяные изделия осторожно выжимают, не трут и не выкручивают. Шерсть на долгого не замачивают. Аппретированную шерсть можно стирать в машине при 30 °С и режиме для шерсти. Шерстяные изделия выжимают осторожно вручную, закатывая в махровое полотенце. Одежду не вывешивают, а раскладывают для сушки. Нельзя сушить шерстяную одежду в сушильном устройстве, на солнце или на радиаторах отопления. Изделия из шерстяных тканей, плохо переносящих стирку, следует отдавать в химическую чистку. Шерсть утюжат, при установлении регулятора нагрева утюга на делении — «шерсть», с увлажнением или через влажную ткань.

Читайте также:  Жакеты это мужская или женская одежда

Шелковые ткани. Натуральное шелковое волокно получают из коконов тутового шелкопряда гусениц, которого специально выводят. Самым высококачественным сортом шелка считается крученый шелк, из длинных нитей, добываемых из середины кокона. Длина такой нити может достигать 1000 м. Из волокон наружного и сильно слипшихся волокон внутреннего слоя оболочки кокона получают шелк-бурет. Чесучу получают из коконов дубового шелкопряда. Поверхностная плотность натуральных шелковых тканей – 26…124 г/м2; тканей из синтетических нитей – 25…140 г/м2; химических волокон – 140…245 г/м2; ворсовых – 210…255 г/м2. Используются все виды переплетения. Хорошая воздухопроницаемость, высокая прочность на разрыв. При раскрое сдвигаются и скользят, срезы осыпаются, нити в швах легко раздвигаются, от иглы могут сохраняться проколы. При влажно-тепловой обработке необходимо точно соблюдать температурные режимы. Применяется для изготовления блузок сорочек, поясных изделий, платьев, костюмов и т. п. Одежду из шелка приятно носить в любую погоду, она греет в холод и прохладная в жару. Все шелковые ткани могут воспринимать влагу в количестве 50% от собственного веса, на ощупь не становясь влажными. Шелк быстро испаряет влагу с поверхности кожи. Пот может стать причиной появления пятен и сделать шелк ломким. В зависимости от качества, вида переплетения и отделки, шелковые ткани бывают очень легкими и мягкими, или тяжелыми и жесткими и, соответственно, в большей или меньшей степени мнутся. Шелковую одежду лучше отдать в химическую чистку. Она обязательна для изделий из тафты, шелковой парчи, шифона, органзы, шелкового сатина и креп-жоржета. Набивные и темные шелковые ткани лучше отдавать в чистку, потому что при стирке сильно линяют. Стирают шелк только вручную, при 30 °С, мягким моющим средством. Не следует тереть шелковую ткань руками или щеткой, выжимать и, конечно, ни в коем случае нельзя отжимать в центрифуге и выкручивать. Шелк нужно хорошо прополоскать, сначала в теплой, потом в холодной воде. При полоскании в воду можно добавить немного уксуса, это освежает цвет. Нельзя сушить шелк ни в центрифуге, ни в сушильном устройстве. Влажные вещи осторожно завернуть в ткань, слегка выжать воду. Шелк не сушат на солнце или вблизи отопительных приборов. Шелк утюжат умеренно горячим утюгом (установка «шелк») с изнаночной стороны ткани. Чесучу после стирки утюжат после полного ее высыхания. Все остальные виды шелка утюжат слегка влажными. Шелк не следует сбрызгивать, могут появиться водяные пятна.

Химические волокна делятся на целлюлозные химические волокна (вискоза, ацетат, триацетат) из сырья растительного происхождения (целлюлозы), и синтетические химические волокна (полиэфир, полиамид, полиакрил и т. п.) — из продуктов нефти. Путем длительной химической переработки из нефти получают гранулят (в виде зернышек или гранул), сырье для производства химического волокна. Расплавленные гранулят продавливают через фильтры (пластины с отверстиями диаметром 0,06…0,08 мм). В результате образуются бесконечные струйки, которые, в зависимости от дальнейшей переработки, превращаются в разнообразные волокна и нити, от блестящих до матовых, от тонких до высокообъемных, имитирующих шелк, хлопок или шерсть.

Вискоза. Это самое натуральное изо всех химических волокон. Целлюлоза растворяется и образует вязкую массу. Продавленные через мелкие отверстия струйки целлюлозы при затвердевании становятся вискозными волокнами. Вискоза представляет собой чистую целлюлозу без примесей. Вискозная ткань изготавливается с блестящей или матовой поверхностью. Придавая извитость и изменяя блеск, тонкость волокон ткань может принимать характер шелка, хлопка или шерсти. Утолщенные нити вискозного полотна могут напоминать льняное полотно. Вискоза впитывает влагу лучше, чем хлопок, но она менее прочна во влажном состоянии. Вискозную ткань можно отдавать в химическую чистку. Изделия из вискозы можно стирать вручную или в машине при 30 – 40 °С и щадящем режиме стирки, моющим средством для тонких тканей. Вискозные вещи нельзя тереть, выкручивать или отжимать в центрифуге, их можно подвесить совершенно мокрыми или, закатав в простыню, осторожно отжать. Нельзя сушить вискозу в сушильном устройстве. Утюжат утюгом, нагретым до 150 ° (установка «шелк»), во влажном состоянии или через влажную ткань.

Ацетат и триацетат. В отличие от вискозы, ацетатные и триацетатные волокна состоят не из чистой целлюлозы, а из ацетилцеллюлозы. Ткани из ацетатного и триацетатного шелка имеют слегка блестящую поверхность и внешне очень похожи на натуральный шелк. Они очень хорошо сохраняют форму и почти не мнутся. Ацетатный шелк плохо воспринимает влагу (6%), но сохнет быстро. Ацетат плохо переносит нагрев (плавится при 210°) и растворяется в ацетоне. Триацетатный шелк воспринимает еще меньше влаги, чем ацетат, но обладает большей теплостойкостью (температура плавления 300°), и он хорошо сохраняет форму при плиссировке. Ацетат следует стирать вручную или в машине при 30° С и щадящем режиме. Возможна и химическая чистка. Нельзя класть одежду из ацетата в сушильное устройство. Сушат в подвешенном состоянии. Ацетат сохнет быстро и почти не нуждается в утюжке. При необходимости утюжат по изнаночной стороне через ткань и при минимальном нагреве утюга. Триацетатный шелк переносит обычную машинную стирку при температуре до 70° С и утюжат более горячим утюгом (установка «шелк/шерсть»).

Эластан — высокоэластичные нити, могут вытягиваться в 7 раз и сокращаться до своей первоначальной длины. Эластановое волокно (лайкра, дорластан) используется в смеси с другими волокнами. Эластан делает ткани эластичными, обладает малой сминаемостью, не требует особого обращения и прочен. При стирке изделий с эластановыми волокнами используют моющие средства для тонких тканей, не сушат в сушильных устройствах. Температура при утюжке зависит от состава волокна в смеси с эластаном.

Полиамид. Из полиамида изготавливают перлон, нейлон и хеланку. Полиамидное волокно обладает самой высокой прочностью из всех синтетических волокон на разрыв и истирание. Но так как полиамидное волокно более чувствительно к нагреву, температура воды при стирке не должна быть выше 40° С. Утюжить необходимо при самом низком нагреве и без пара.

Полиакрил. Из полиакрила изготавливают дралон, долан, орлон. Полиакрил на ощупь напоминает шерсть. Стирка не более 30° С. Сушка в сушильном устройстве исключается.

Микроволокна. Из полиэфирных или полиамидных микроволокон изготавливают тревир финесс, вельсет, тэктел, диолен спортант. Длинные волокна перерабатываются в тонкую пряжу, они в десять раз тоньше нитей шелкопряда. Из микроволокона ткани плотны, непроницаемы для ветра и дождя. Они не впитывают и пропускают испаряющуюся с тела влагу наружу, что способствует дыханию кожи. Поэтому одежда из микроволокнистой ткани, всегда сухая внутри. Ткани из микроволокна очень мягки и легки, обладают положительными качествами для синтетических тканей. Они прочны на разрыв, не требуют особого обращения и т. д. Ткани можно стирать при 40° С в стиральной машине при щадящем режиме. Нельзя отжимать в центрифуге и сушить в сушильном устройстве. Сушат в подвешенном мокром состоянии. Утюжат умеренно нагретым утюгом (установка — шелк). При полоскании не применяют никаких смягчающих средств, так как ткань потеряет свои водоотталкивающие свойства.

Источник

Adblock
detector