Меню

Лучшие страны для дизайнеров одежды



Научно-
образовательный
портал IQ

Индустрия моды

«Comme des Garçons Art of the In-Between‎», Rei Kawakubo

Fashion-рынок — это громкие имена, яркие бренды и их проблемы. В российском варианте — высокая импортозависимость и оторванность кутюрье от легкой промышленности. О стоп-факторах и стимулах отрасли рассказываем по материалам доклада Института «Центр развития» НИУ ВШЭ «Индустрия моды 2019».

Мода: в мире

Для элиты и масс

Мода в узком значении — это потребление модных товаров и услуг для удовлетворения эстетических потребностей и подчеркивания социального статуса человека.

Ключевым фэшн-товаром считается одежда. Родственной продукцией — обувь и аксессуары (головные уборы, сумки, ремни, перчатки, очки, шарфы, чулочные изделия, ювелирные украшения, бижутерия, косметика, парфюмерия).

Возможности массового производства сделали моду доступной для людей разного достатка. Сегодня индустрия — активно развивающийся сектор экономики, формируемый двумя базовыми отраслями промышленности: текстильной и швейной.

Глобальный рынок моды постоянно растет (в 2016 году — на 1,5%, в 2017 году — на 3%, почти до $2 трлн). В основном за счет продаж в развивающихся странах: доходы населения увеличиваются, бренды открывают новые магазины, азиатские дизайнеры заявляют о себе на мировом уровне: Issey Miyake и Yohji Yamamoto (Япония), Zuhair Murad и Elie Saab (Ливан), Sankuanz и Ms Min (Китай) и др.

Кто есть кто

Абсолютный мировой лидер по совокупному объему розничной торговли одеждой — испанский концерн Inditex (ключевой бренд — Zara). Компания специализируется на «быстрой моде», то есть адаптации и тиражировании ультраактуальных идей ведущих дизайнеров мира. На втором месте Nike — мировой производитель спортивной одежды и обуви. На третьем французский конгломерат LVMH, ориентированный на люкс и премиум.

Марочные портфели крупнейших мультибрендовых игроков фэшн-рынка
(2018 г., по данным компаний)

LVMH (Moët Hennessy — Louis Vuitton) — Франция. Бренды концерна в сфере моды: Christian Dior, Louis Vuitton, Givenchy, Fendi, Celine, Loewe, Moynat, Kenzo, Emilio Pucci, Fenty, Marc Jacobs, RIMOWA, BERLUTI, Loro Piana, Nicholas Kirkwood;

Richemont (Швейцария): Azzedine Alaïa, Chloé, Peter Millar, Purday, Separian, Albert Dunhill;

Kering (Франция) : Gucci, Saint Laurent, Bottega Veneta, Balenciaga, Alexander McQueen, Brioni;

Inditex (Испания): Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull and Bear, Stradivarius, Tempe, Uterque, Lefties;

GAP (США): GAP, Banana Republic, Old Navy, Athleta, Intermix.

Рынок одежды. Ключевые сегменты

Почти 70% модной розницы в мире занимает одежда. Ее продажи с учетом предметов роскоши оцениваются в $1,4 млрд, средняя динамика с 2011 года — 4,2%.

Исходя из стоимости и качества товаров, рынок одежды делят на несколько сегментов:

три ценовых категории: высшая, средняя, низшая;

три «качественных»: люкс, премиум/бридж (как правило, дизайнерская одежда) и масс-маркет.

На бридж (высококачественная одежда более простого кроя и аксессуары по умеренным ценам) и демократичные марки приходится свыше 70% рынка. Люкс в 2017 году занимал более 28-30% (около $400 млрд).

Дизайнерская (авторская) одежда.
Цены и производители

Haute Couture (от $20 тыс.). Участники Синдиката высокой моды: Chanel Haute Couture, Couture Atelier Versace, Givenchy Haute Couture, Yudashkin, Gautier Paris и др.

Pret-a-Porter de Luxe (от $700): Chanel, Christian Dior, Gucci, Prada, Louis Vuitton, Giorgio Armani, Versace, YSL, Valentino, Fendi, Burberry, Kenzo, Ralph Lauren и др.

Pret-a-Porter (от $300): Marc Jacobs, Michael Kors, Max Mara, Calvin Klein, Emilio Pucci, Etro, Anna Sui, Burberry, Masha Tsigal, Comme des Garcons, Exte, Celine и др.

Премиум/бридж (средняя ценовая категория) — товары в сегментах:

диффузные бренды (от $100): Miu Miu (Prada), Just Cavalli (Roberto Cavalli), D&G (Dolce& Gabbana), Versus (Versace), Сalvin Klein Jeans (Calvin Klein) и др.

бренды знаменитостей (от $80);

бридж-бренды (от $50): Morella, Apriori, Cavita, IKKS, Zadig&Voltare, Stefanel, Laurel, Tommy Hilfiger и др.

Отказ от сезонности

До недавнего времени модная индустрия при выпуске изделий ориентировалась прежде всего на сезон. Модельеры представляли в год несколько коллекций (Весна-лето, Осень-зима, Круизная коллекция, Пре-фол и проч.), по ходу представления начинал формироваться пакет заказов, для определения объемов производства было достаточно времени.

Глобализация и цифровые технологии сезонный график размывают. География продаж расширяется, а разные погодные условия в регионах приводят к тренду на транссезонные вещи.

Меняется и интервал между дефиле и поступлением в магазины. В условиях жесткой конкуренции бренды переходят на систему see now, buy now — приобретение моделей сразу после показа, не дожидаясь наступления сезона. Пионерами в 2017 году стали британские бренды Tom Ford и Burberry.

Ритейл в онлайн

В 2017 году в мире было закрыто более 5 тыс. крупных торговых центров. В 2018-м тенденция сохранялась. В ближайшие пять лет, как прогнозирует Credit Suisse, общее число моллов сократится на 25%.

Традиционные каналы (моно- и мультибрендовые бутики, универмаги и т.д.) постепенно вытесняются онлайн-коммерцией. Крупнейшие интернет-ритейлеры (например, Amazon, Macy’s, Tmall) превращаются в мультисервисные платформы. Мощным каналом продаж становятся социальные сети.

Читайте также:  Одеть женщину модная одежда

По результатам исследования WWD, в 2018 году объем онлайн-торговли модными товарами (одежда, обувь, сумки и аксессуары) составил $481 миллиардов. В ближайшем будущем предполагается рост на 8,2% — до $713 млрд в 2020 году.

Одна из причин перемен в дистрибуции — поколенческая. Сегодняшняя целевая аудитория для модной индустрии — люди, выросшие на современных технологиях: миллениалы (родившиеся с 1982 по 2004 годы) и центениалы (с 2005 года). Ожидается, что к 2025-му покупательная способность и тех и других составит 45% от всех потребителей люксовых товаров.

Мода: в России

Своим путем

Специфика российской фэшн-индустрии в редком сотрудничестве модельеров и фабрик. Фабрики предпочитают выпускать простую продукцию, пользующуюся спросом в регионах. Дизайнеры в основном отшивают свои коллекции небольшими партиями в экспериментальных цехах или ателье. О запуске в массовое производство речи нет, как нет и принятой в развитых странах поддержки со стороны крупных ритейлеров.

Себестоимость дизайнерских изделий в таких условиях высока. На цене, ассортименте и обновлении коллекций также сказывается ряд проблем отрасли. В частности, импортозависимость, нараставшая после распада СССР вслед за активным сокращением легкой промышленности и притоком дешевых зарубежных товаров.

Участники отрасли отмечают дефицит современных российских тканей и швейной фурнитуры. Сырье и полуфабрикаты для модной индустрии в большинстве случаев завозятся из-за границы. Доля импорта в секторе готовой продукции доходит до 80% (ключевой поставщик одежды и обуви в РФ — Китай).

Непотопляемый люкс

В 2018 году, по данным FCG, верхний ценовой сегмент (люкс) занимал 11% отечественного фэшн-рынка, средний — 24%, нижний — 65%.

Последний в экономический кризис (с 2014 года) прибавил 14% за счет трансформации потребительского спроса: россияне стали более внимательны к стоимости и требовательны к характеристикам товара; выросла популярность бюджетных марок, предлагающих тем не менее продукцию достаточно высокого для своего класса качества.

Люкс — единственная категория, на которую спад экономики серьезно не повлиял. С 2014 года продажи даже выросли — на 1%. Дело главным образом в стабильности и даже увеличении доходов целевой аудитории. Состояния богатейших россиян множатся, как и число долларовых миллионеров (по экспертным оценкам, в РФ оно достигает 182 тыс. человек).

Антикризис для производителей

В России работает около 23 тыс. предприятий легкой промышленности. Однако большая часть продукции модных отечественных марок отшивается в странах Юго-Восточной Азии (Gloria Jeans, Sela, Спортмастер, O’stin, InCity, Baon и др.), где производство стоит существенно меньше.

Затраты внутри страны снизились после кризиса, который дал локальным игрокам шансы на развитие:

ослабление рубля в 2014 году сделало поставку ряда товаров из-за рубежа невыгодной, а санкционные запреты — невозможной;

ограничение импорта способствовало активизации инвесторов — увеличились вложения в модернизацию и создание новых местных производств.

На фоне изменения моделей потребления и сокращения производственных затрат повышается интерес к изготовлению отечественной продукции. Маркировка «Сделано в России» становится конкурентным преимуществом. Ранее наблюдалось обратное — российские марки старались позиционироваться как зарубежные (обувные бренды Carnaby и Chester, одежды и обуви Finn Flare и др.)

Дизайн в развитии

В последние годы, отмечают эксперты, существенно улучшился дизайн российских изделий. Дизайнеры начали открывать свои розничные магазины (12Storeez, LN Family, I am studio, Akhmadullina Dreams, Terekhov Girl). Прогрессируют небольшие ателье, где не только шьют на заказ, но и выпускают небольшими партиями авторские модели, как правило, для покупателей среднего класса.

Лучшие российские дизайнеры одежды
(рейтинг Russian Fashion Now, 2018)

Среди критериев для отбора: популярность дизайнеров по количеству поисковых запросов, активность в соцсетях, частота участий в неделях мод.

  1. Алена Ахмадулина. Бренды: Alena Akhmadullina, AKHMADULLINA DREAMS
  2. Ульяна Сергеенко: Ulyana Sergeenko
  3. Вика Газинская: VIKA GAZINSKAYA
  4. Алиса и Юлия Рубан: Ruban
  5. Евгения Легкодымова: Laroom
  6. Анастасия Романцева: A LA RUS
  7. Ольга Вильшенко: Vilshenko
  8. Эстер Абнер: Ester Abner
  9. Екатерина Геймур и Ирина Мясникова: Libellulas
  10. Александр Терехов: ALEXANDER TEREKHOV, Terekhov Girl
  11. Гоша Рубчинский: Gosha Rubchinskiy. В 2018 году было объявлено о закрытии именного бренда и создании нового проекта
  12. Валентин Юдашкин: Valentin Yudashkin, Yudashkin Jeans
  13. Артем Низов и Андрей Шилков: Maison Bohemique
  14. Васса: Vassa&Co
  15. Артем Шумов: Artem Shumov
  16. Вячеслав Зайцев: Slava Zaitsev
  17. Анастасия Докучаева: DOKUCHAEVA
  18. Юлия Далакян: Julia Dalakian
  19. Игорь Чапурин: CHAPURIN
  20. Ольга Гошева и Наталья Лешина: LAVA

«Умные» перспективы

В 2018 году объем модного рынка России остался на уровне 2017-го (2,36 трлн руб., по данным FCG). В ближайшие пять лет, по оценкам Института «Центр развития» НИУ ВШЭ, ожидается постепенное посткризисное восстановление — ежегодно не более 2%.

Сохранится высокая зависимость от импорта. Устаревшее оборудование и несовершенная сырьевая база препятствуют активному наращиванию позиций отечественных производителей.

Масштабного закрытия магазинов не произойдет, но офлайн-ритейлеры не остановятся на пути в интернет, рост онлайн-продаж модных товаров внутри РФ продолжится.

Читайте также:  Мультисезонная одежда что это

Глобальными импульсами для моды в России, как и во всем мире, могут стать:

широкое использование высокотехнологичных материалов (в России подобные разработки пока сосредоточены в секторе спецодежды). Самые перспективные направления: биотекстиль (материалы из доступного биосырья: бамбука, ферментированного чая, микроорганизмов) и интеллектуальный текстиль (электронные ткани на базе интеграции текстиля, микроэлектроники и специальных химических веществ в функции красителей);

интеграция отрасли в Индустрию 4.0 (Промышленный интернет) — автоматизация и цифровизация производства, хранения и дистрибуции. Цепочка от smart (умных) фабрик до создания моделей одежды и обуви самими потребителями через спецприложения или в магазине с помощью 3D-печати (такую возможность уже реализовали Nike и Adidas).

Первый шаг к Индустрии 4.0 в РФ сделан в 2017 году утверждением проекта «Технет» — первой дорожной карты Национальной технологической инициативы (НТИ). К 2035 году задумано довести долю России в сфере мировых высокотехнологичных услуг минимум до 1,5%, в ряде отраслей, в том числе легпроме, запланирован запуск «умных» фабрик.

Для внедрения новых технологий непосредственно в сфере фэшн Агентством стратегических инициатив и Национальной Палатой моды создана концепция FashionNet, предполагающая рост рынка, наращивание доли российских марок внутри страны и их веса в глобальной индустрии.
IQ

Источник

13 современных дизайнеров, у которых есть стиль

Далеко не все модельеры ходят только в черном.

Вы наверняка знаете, что шеф-повара дома вовсе не такие вдохновенные кулинары, таксисты не катаются на машине ради удовольствия, а врачи ненавидят консультировать родственников во время праздничных застолий. Даже самые отъявленные трудоголики знают, что лучше разделять рабочее и личное, иначе велик риск заработать эмоциональное выгорание, а то и нервный срыв. Побыть сапожником без сапог иногда очень полезно. Зарабатываете на жизнь интеллектуальным трудом? Включите после тяжелого дня тупую комедию. Постоянно объясняете клиентам, как правильно питаться? Закажите доставку из «Макдоналдса». Занимаетесь организацией мероприятий? Проведите выходные под одеялом в компании Netflix.

Этим же правилом руководствуются многие работники индустрии моды. Ничего удивительного, что дизайнеры, стилисты и модели в обычной жизни зачастую ходят в белых футболках и синих джинсах, – одежда окружает их постоянно, поэтому сил на то, чтобы продумывать собственный гардероб, не остается. Более того, некоторые модельеры принципиально не носят своих творений – например, Джонатан Андерсон считает это излишним бахвальством.

Исключения, впрочем, были всегда. Мэтры прошлого столетия, среди которых Ив Сен-Лоран, Юбер де Живанши, Ральф Лорен, Карл Лагерфельд, всегда выступали стильными ориентирами. К тому же сейчас инстаграм-реальность диктует совсем другие условия, особенно для креативных директоров. Мы так привыкли следить за блогерами, что и во главе брендов хотим в первую очередь видеть инфлюенсеров, чтобы не только покупать у них брюки и рубашки, но и разделять их ценности (и, конечно, смотреть, как они одеваются). Есть и еще одна категория дизайнеров – те, кто в принципе основал свой бренд, потому что носить было нечего. Как правило, эти герои особенно выделяются из толпы. Мы выбрали 13 современных дизайнеров, среди которых есть и визионеры, и талантливые маркетологи. Объединяет их одно: кроме того что им удается выпускать по несколько коллекций в год, они еще и всегда думают о том, как выглядят сами.

1. Хайдер Акерманн

Да, мы все любим Тимоти Шаламе в костюмах Haider Ackermann и Berluti времен Хайдера. Но ученику пока не удалось превзойти учителя. Пальто с приподнятым воротником или объемный бомбер, подвернутые брюки, очки на носу и безупречные усы – так вы его узнаете. Хотя иногда у дизайнера и бывает настроение надеть пресловутую белую футболку и джинсы, намного чаще Акерманн выглядит как модель с его же показа.

2. Стефано Пилати

Коллекцию Random Identities, которую Пилати показал на Pitti Uomo в январе этого года, приняли невероятно тепло даже самые закоренелые скептики. Гендерно-нейтральные вещи отличного кроя, без лишнего китча и при этом совершенно не скучные – большая редкость в эпоху мерча. При этом Пилати остается одним из тех дизайнеров, чьи образы рассматривать не менее интересно, чем коллекции: по его словам, в первую очередь он одевается для себя и получает от этого удовольствие каждый день. «Я много раз слышал, что шик не продает. Я бы сказал, что шик вообще не продается».

3. Алессандро Микеле

В Gucci Алессандро Микеле не только креативный директор, но и амбассадор (как и директор бренда Марко Биццари, куда более сдержанный в выборе одежды). На красных дорожках дизайнер всегда одет так, словно сам вот-вот выйдет на подиум. А если он и выбирает простые синие джинсы, то непременно с алыми носками, приметным ожерельем, а то и тиарой.

4. Том Форд

Автор самых элегантных смокингов в мире во всех интервью утверждает, что носит один и тот же костюм, пока тот в прямом смысле не порвется (причем в месте, где по логике вещей должно быть нижнее белье, которое Форд принципиально не надевает). Мы, конечно, призываем вас к осознанному потреблению, но не настолько. А вот тщательно подбирать аксессуары советуем настоятельно. У Тома Форда это традиционно очки с полупрозрачными линзами и изящная булавка на воротнике рубашки.

Читайте также:  Как с одежды убрать пятно от воска свечи с одежды

5. Симон Порт Жакмюс

Львиная доля популярности Jacquemus зиждется на личности основателя. Простой парень Симон из-под Марселя научил нас красиво вести инстаграм, показал, как носить микросумки на шее, и окончательно похоронил скинни. Если вы тоже предпочитаете удобную обувь, свободные брюки и песочные оттенки, то поздравляем – стиль Жакмюса вам подходит идеально.

6. Том Браун

Пожалуй, единственный человек, который носит шорты даже чаще, чем Фаррелл Уильямс. Том Браун много лет верен и еще двум вещам: трикотажным жилеткам и серому цвету. Невзрачную цветовую гамму разбавляют точно расставленные акценты: нагрудный платок в кармане пиджака, зажим для галстука и фирменная полоска Thom Browne, напоминающая нидерландский флаг.

7. Стефан Ашпул

Стефан Ашпул – представитель молодого поколения дизайнеров, которые на деле и не дизайнеры вовсе, а, скорее, стилисты, продюсеры и промоутеры в одном лице. В детстве и юности Стефан всерьез занимался баскетболом, но вместо карьеры в НБА (там, кстати, тоже немало модников) Ашпул открыл магазин Pigalle, названный в честь Девятого района Парижа. Чуть позднее последовал запуск одноименной марки, которая приглянулась в том числе и A$AP Rocky – большому ценителю стритвира. Образы Ашпула никогда не бывают скучными. Он обожает яркие цвета, уважает баскетбольную культуру и в целом одевается без привязки к конкретному стилю. Кто сказал, что любители стритвира не могут позволить себе кепи?

8. Грег Лорен

Племянник Ральфа Лорена вдохновляется не американской мечтой, а Оливером Твистом; самый большой фанат Greg Lauren – Евгений Чичваркин, который свой стиль иначе как «клошар-делюксом» не называет. Грег и сам любит выглядеть слегка небрежно и как будто помято, но за внешним видом скрывается серьезная работа. Карьеру дизайнера Лорен начинал не с принтов на купленных в Uniqlo футболках, а с изучения портновского ремесла, поэтому даже в деконструированном пиджаке плечо будет точно на месте.

9. Раф Симонс

«Что бы вы ни придумали, это когда-то было у Рафа» – мнение в индустрии моды расхожее. Свой творческий потенциал дизайнер предпочитает реализовывать в коллекциях, пока в гардеробе царит порядок. Симонс редко решается на смелые эксперименты и предпочитает проверенные вещи: строгие брюки и свободные рубашки, объемные джемперы и двубортные пиджаки, минимум аксессуаров и классическую обувь. Разве что изредка делает исключение для лаковых челси Calvin Klein с квадратным металлическим носом.

10. Ким Джонс

Сразу видно, кто привел Supreme в Louis Vuitton, а Nike – в Dior Men. У Кима Джонса был бы далеко не самый выразительный гардероб (хотя хорошее базовое пальто никогда не лишнее), если бы не страсть дизайнера к кроссовкам и массивным украшениям. Он патриотично отдает предпочтение аксессуарам Dior Men, за которые в бренде отвечает основательница Ambush Юн Ан.

11. Марк Джейкобс

Нельзя сказать, что бренд Marc Jacobs процветает, но зато его основатель чувствует себя превосходно. Возможно, Марку пора переквалифицироваться в коуча: он способен многое рассказать про принятие себя и самовыражение, борьбу с дурными привычками и страхами показаться не таким, как все. Но пока запись на вебинары не открыта, нам остается только восхищаться тем, как Джейкобс красит ноготочки, взбирается на чудовищно высокие каблуки, возвращает в моду силуэты времен Пьера Кардена и не устает хвастаться архивами Celine.

12. Хироки Накамура

Первое, что вы узнаете про марку visvim, которую Хироки Накамура основал в 2001 году, – все очень дорого. Такой ценовой политики бренд придерживается неслучайно. Кажущиеся простыми и местами даже невыразительными вещи при ближайшем рассмотрении оказываются если не произведениями искусства, то технологическими шедеврами. Одежду visvim разрабатывают годами – чтобы вы могли носить ее в три раза дольше. Накамура трепетно относится к традициям и дотошно – к деталям. А еще он уважает винтаж и всегда выглядит так, будто особо не старался, но мы-то знаем, что это не так.

13. Канье Уэст

Хотя Канье Уэста сложно в полной мере назвать дизайнером – он скорее талантливый маркетолог, чем художник, – замашки у него имперские: последняя задумка Ye – создать идеальное худи. В чем Уэсту не откажешь, так это в верности своей эстетике: приглушенные тона и бесформенные силуэты на нем всегда смотрятся органично (да еще и обеспечивают продажи коллекций Yeezy). Ради этого стоило отказаться от белых пиджаков, футболок с V-образным вырезом и джемперов в стиле преппи, которыми Канье увлекался в нулевых.

Источник