Одежда Обломова в романе «Обломов» Гончарова в цитатах: домашняя и парадная одежда
Обломов и Агафья Пшеницына. Художник П. Н. Пинкесевич |
Одежда Ильи Ильича Обломова является важной деталью в характеристике этого персонажа.
Одежда Обломова — это отражение его личности, характера и душевного состояния.
Ниже представлены цитаты с описанием одежды Обломова в романе «Обломов» Гончарова: домашняя и парадная одежда героя.
Смотрите:
— Все статьи об Обломове
— Все материалы по роману «Обломов»
Домашняя одежда Обломова
Очевидно, что домашний и тихий Обломов предпочитает домашнюю одежду. В такой одежде ему уютно, просторно и легко. Обломову не очень нравятся сюртуки и фраки: они стесняют его движения и не дают принять удобную позу.
Обломов ценит удобство и простор. Дома он ходит без галстука и жилета:
«. Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. «
«. Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат. «
«. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу. «
«. на мне были вчера надеты чулки разные или рубашка наизнанку. «
Парадная одежда Обломова
Ленивый и апатичный Обломов редко выходит в свет, поэтому его парадная одежда пылится в шкафах.
Состоятельный барин Обломов может себе позволить одеваться у известного портного и заказывать рубашки во французском магазине:
«. Даже самолюбие – на что оно тратилось? Чтоб заказывать платье у известного портного. «
– А вы где заказали рубашки? Кто вам шьет? – живо спросила хозяйка.
«. на шее надета легкая косынка; воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе. «
«. Обломов с необычайной быстротой надел галстук, жилет, сапоги и кликнул Захара. «
«. Дай сюда мой черный фрак! – приказывал Илья Ильич. «
«. Вскоре и вечера надоели ему: надо надевать фрак, каждый день бриться. «
«. Пусть прежде они принесут назад жилет да нашу рубашку: пятый месяц гостит там. Взяли вот этак же на именины, да и поминай как звали; жилет то бархатный, а рубашка тонкая, голландская: двадцать пять рублев стоит. Не дам фрака. «
«. На другой день Обломов встал и надел свой дикий* сюртучок, что носил на даче. « (*дикий это светло-серый цвет)
«. сказал он, схватил фуражку, тросточку, выбежал в калитку. «
Источник
Одежда Обломова
1 ответ
Одежду Ильи Ильича Обломова из одноимённого произведения автор описывает следующим образом: “…Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье…”, “…Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат…”, “…Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу…”
Оценка: 4 ( 20 голосов)
Знаете ответ?
Предметы
Новые вопросы
Рейтинг сайта
- 1.
Капитан Немо 1,144
- 2.
Полина Михеева 188
- 3.
Виолетта Разумова 149
- 4.
Милана Тетяйкина 149
- 5.
Сергей Такешов 142
- 6.
Игорь Проскуренко 140
- 7.
Денис Зацарин 138
- 8.
eva 104
- 9.
onithil edit 90
- 10.
Александр Рубцов 86
- 1.
Игорь Проскуренко 23,186
- 2.
Кристина Волосочева 19,120
- 3.
Ekaterina 18,721
- 4.
Юлия Бронникова 18,580
- 5.
Darth Vader 17,856
- 6.
Алина Сайбель 16,787
- 7.
Мария Николаевна 15,775
- 8.
Лариса Самодурова 15,735
- 9.
Liza 15,165
- 10.
TorkMen 14,876
Самые активные участники недели:
- 1. Виктория Нойманн — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Bulat Sadykov — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Дарья Волкова — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:
- 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
- 3. Давид Мельников — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.
Источник
Внешность и портрет Обломова в романе «Обломов»
Введение
Роман Гончарова «Обломов» является социально-психологическим произведением русской литературы середины 19 века, в котором автор затрагивает ряд «вечных» тем, актуальных и для современно читателя. Одним из ведущих литературных приемов, используемых Гончаровым, является портретная характеристика героев. Через детальное описание внешности персонажей раскрывается не только их характер, но и подчеркиваются индивидуальные особенности, схожесть и различия действующих лиц. Особое место в повествовании занимает портрет Обломова в романе «Обломов». Именно с описания внешности Ильи Ильича автор начинает произведение, особое внимание уделяя мелким деталям и нюансам облика персонажа.
Портрет Ильи Ильича Обломова
Илья Ильич изображается мужчиной тридцати двух лет, среднего роста с темно-серыми глазами. Он достаточно привлекателен внешне, но «обрюзгший не по летам». Основной чертой наружности героя была мягкость – в выражении лица, в движениях и линиях тела. Обломов не производил впечатление человека, живущего великими целями либо непрерывно что-то обдумывающего – в чертах его лица читалось отсутствие всякой определенной идеи и сосредоточенности, «мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока».
Портрет Обломова Ильи Ильича позволяет уловить основные черты характера героя: внутреннюю мягкость, покладистость, лень, полное спокойствие и даже некое равнодушие персонажа по отношению к окружающему миру, формирующие сложную и многогранную личность. На глубину характера Обломова указывает и сам Гончаров в начале произведения: «поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: “Добряк должен быть, простота!
Символика одежды в образе Обломова
Проводя все дни в безделье и всевозможных мечтах, строя несбыточные планы и рисуя в воображении множество картин желанного будущего, Обломов не следил за своим внешним видом, предпочитая ходить в любимой домашней одежде, которая словно дополняла его спокойные черты лица и изнеженное тело. На нем был старый восточный халат с большими широкими рукавами, сшитый из персидской материи, в который Илья Ильич мог дважды завернуться. Халат был лишен каких-либо декоративных элементов – кистей, бархата, пояса – эта простота, возможно, и нравилась более всего в данном элементе гардероба Обломову. По халату было видно, что герой носит его давно – он «утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным», хотя и «все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани». Илье Ильичу нравилось, что халат был мягок, гибок и удобен – «тело не чувствует его на себе». Вторым обязательным элементом домашнего туалета героя были мягкие, широкие и длинные туфли «когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу». Жилет или галстук Илья Ильич дома не носил, так как любил приволье и простор.
Описание внешности Обломова в его домашнем убранстве рисует перед читателями образ провинциального барина, которому не нужно никуда спешить, ведь за него все сделают слуги и который все дни тем и занимается, что нежится на постели. Да и сами вещи скорее похожи на верных слуг Ильи Ильича: халат, «как послушный раб» покоряется любому его движению, а туфли не нужно было искать или долго надевать – они всегда были к его услугам.
Обломов словно воссоздает тихую, размеренную, «домашнюю» атмосферу родной Обломовки, где все было только для него, и выполнялся любой его каприз. Халат и туфли в романе – символы «обломовщины», указывающие на внутреннее состояние героя, его апатичность, отрешенность от мира, уход в иллюзии. Символом реальной, «некомфортной» для Ильи Ильича жизни становятся сапоги: «целые дни, – ворчал Обломов, надевая халат, – не снимаешь сапог: ноги так и зудят! Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь». Однако сапоги – это еще и символ выхода из-под власти «обломовщины»: влюбившись в Ольгу, герой сам забрасывает подальше любимый халат и туфли, сменив их на светский костюм и такие нелюбимые ему сапоги. После расставания с Ильинской Илья Ильич полностью разочаровывается в реальном мире, поэтому снова достает старенький халат и окончательно погружается в болото «обломовщины».
Внешность Обломова и Штольца в романе Гончарова
Андрей Иванович Штольц является по сюжету произведения лучшим другом Обломова и его полным антиподом как по характеру, так и внешне. Штольц был «весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь», «то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости». В отличие от Ильи Ильича, Андрей Иванович худощав, со смугловатым ровным цветом лица, зеленоватыми выразительными глазами и скупой мимикой, которую употреблял ровно столько, сколько было нужно. В Штольце не было той внешней мягкости, которая являлась основной чертой его друга, ему была присуща твердость и спокойствие, без лишней суетливости и спешки. Все в его движениях было слаженно и отконтролировано: «Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой».
Казалось бы, оба героя – и Обломов, и Штольц отличались внешним спокойствием, однако природа этого спокойствия у мужчин была различна. Вся внутренняя буря переживаний Ильи Ильича терялась в его чрезмерной мягкости, беспечности и инфантильности. Для Штольца же сильные переживания были чужды: он контролировал не только весь мир вокруг и свои движения, но и свои чувства, не давая им даже зарождаться в душе как чему-то иррациональному и неподдающемуся его контролю.
Выводы
В «Обломове» Гончаров, как искусный художник, смог через портрет героев показать всю глубину их внутреннего мира, «прорисовав» особенности характеров действующих лиц, изобразив, с одной стороны, два типичных для того времени социальных персонажа, а с другой, очертив два сложных и трагичных образа, интересных своей многогранностью и современному читателю.
Источник
Халат Обломова — описание домашней одежды главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов»
Описание домашнего халата
В романе Гончарова именно халат играет роль символа, олицетворяющего праздность и бессмысленную жизнь. Об этой вещи сказано, что она старая и поношенная, при этом автор называет её шлафроком. В переводе с немецкого schlafrock означает «спальный халат» — это говорящая деталь, которая обозначает главную черту личности. По мере развития сюжета внешний вид одежды изменяется, и читателям кажется, будто вещь разделяет с героем его судьбу.
В самом начале истории приводится описание халата Обломова. Спальный атрибут выглядит роскошно, он ещё сохранил прочность ткани и яркость расцветок. Вещь настолько мягкая и гибкая, что повторяет малейшее движение тела, при этом складки перенимают беспечность, запечатлённую на лице человека. Тело почти не ощущает эту одежду, и кажется, будто халат и Илья Ильич — двойники. Как на лице героя, так и на ткани появились первые признаки «поношенности», а естественный лоск местами сменился тем, который бывает от долгого использования.
Гончаров подчёркивает, что Обломов и его одежда похожи не только внешне: автор наделяет бытовой предмет чертами, присущими человеку. Вот как он описывает характер Ильи:
Таким же предстаёт перед читателем и неодушевлённый объект — халат, хотя по отношению к нему Иван Александрович не использует этих эпитетов. Образ одежды вырисовывается благодаря описанию складок, модного фасона и необъятного размера: обладатель шлафрока мог бы спокойно завернуться в него дважды.
Как и барин, халат был ненавязчивым, незаметным и уютным. Гончаров подчёркивает, что Илья укутан не только снаружи — вся душа его как бы спрятана в невидимое одеяние, в котором ей хорошо и спокойно.
Символика одежды в образе Ильи
Каждый новый день барина был похож на предыдущий. Обломов бездействовал, предпочитая строить планы, но ничего не делать для их реализации. Его фантазия рисовала прекрасные картины, а в жизни этот человек ходил в одной и той же одежде, в которой телу было комфортно. Внешний вид Ильи Ильича показывал, что этот человек не придаёт значения моде и красоте, главное — удобство.
Роль халата в жизни Обломова можно назвать первостепенной. Вещь, хоть и дорогая, но без каких-либо украшений, отлично дополняет образ героя, ведь Илья тоже лишён примечательных черт внешности. Кроме шлафрока, у Обломова был и другой любимый предмет туалета, вернее, целых два: мягкие и широкие туфли, настолько длинные, что утром, спустив ноги с кровати, герой безошибочно попадал ступнями в предназначенное для них место.
Отсутствие в гардеробе галстука и жилета тоже красноречиво свидетельствует о стремлении к простору и уюту. Таким образом, вещи в романе «Обломов» помогают раскрыть характер человека, но это только на первый взгляд. При вдумчивом прочтении читатель заметит, что с помощью одежды и обуви герой стремится создать маленький мирок, где всё напоминало бы родную Обломовку. Там всё вертелось вокруг Ильи и его желаний. Гончаров сумел показать типичного барина из провинции, в личности которого преобладают такие черты:
- отрешённость;
- уход в иллюзии;
- нежелание сталкиваться с реальными сложностями;
- апатичность;
- стремление к постоянству и размеренности.
Когда автору нужно показать переход Ильи от «обломовщины» к активной жизни, он снова использует вещественный символ — обувь. Молодому барину приходится носить сапоги, в которых ногам тяжело и неудобно, они «так и зудят».
Непривычная обувь символизирует городскую жизнь. Вынужденная активность и смена образа были обусловлены тем, что Обломов полюбил Ольгу Ильинскую. Ему пришлось собраться с силами и на некоторое время попрощаться с привычным укладом. Но сразу после расставания с возлюбленной барин вновь погружается в трясину «обломовщины», и теперь уже окончательно, поскольку он разочаровался в реальной жизни. Почему отношения не сложились, можно понять по такой цитате: «Жизнь есть жизнь, долг, обязанность, а обязанность бывает тяжела». Илья никак не может этого принять. В его понимании жизнь — череда телесных удовольствий.
Впервые роман был опубликован в 1859 году. Когда он приобрёл популярность, в обиход вошло слово «обломовщина», которым стали называть стремление к бездействию. В широком значении термин подразумевает несколько связанных между собой явлений:
- отсутствие жизненной позиции;
- застой в делах;
- нежелание развиваться;
- страх перед переменами;
- лень, праздность;
- душевная пустота;
- старинный патриархально-поместный уклад.
В произведении термин впервые употребляется во 2 части, а олицетворяет обломовщину главный герой. Халат Обломова как символ эпохи вводится в произведение с первых страниц.
Олицетворение личностного застоя
Текст художественного произведения был написан Гончаровым незадолго до отмены крепостного права. Автор и его современники ощущали перемену настроений в умах людей, принадлежавших к разным классам. Активная борьба только зарождалась, и пережитки крепостничества были ещё довольно сильны.
Россия была технически отсталой, деревни жили преимущественно натуральным хозяйством. Помещики не хотели и слышать об увеличении производительности труда, обороте капиталов и любых действиях, которые сопровождались тратами. Покупка любого инструмента или приспособления, необходимого в хозяйстве, вызывала у помещиков «стоны, вопли и брань».
Единственным способом производить продукцию была грубая эксплуатация крестьян. Отчасти ситуация компенсировалась тем, что в стране было много природных богатств, в то время ещё не растраченных. Используя халат Обломова в качестве одного из центральных символов романа, Гончаров показывает пережитки эпохи и всё отрицательное, что было присуще не только Илье Ильичу, но и другим представителям высших сословий:
- примитивность отношений;
- умственную косность;
- классовый паразитизм;
- социально-экономическую отсталость.
Отсутствие смысла жизни
До Ивана Александровича Гончарова в прозе и поэзии уже фигурировали «лишние люди». Но если раньше герои изображались мятежными, не разделяющими ценности общества и талантливыми натурами, то теперь стало ясно, что за пустыми разговорами ничего нет. Прекрасные одежды оказались старым халатом, пьедестал почёта — диваном, а нежелание следовать общепринятым моральным устоям — стремлением обеспечить себе максимально комфортное существование.
То, как проводит свои дни Обломов, нельзя назвать полноценной жизнью. Но если вспомнить «Евгения Онегина» и «Героя нашего времени», окажется, что главные герои этих произведений тоже не горели желанием приносить пользу обществу и трудиться для чьего-то блага, хотя бы и для своего. Разница — в отношении общества, которое за несколько десятков лет значительно изменилось.
Автору удалось передать неприязненное отношение к знати, у которой главными задачами в жизни были еда, питьё, отдых и развлечения. Во многом это получилось благодаря выразительному символу — домашнему халату, который подчёркивает неопрятный внешний вид, изнеженность и вялость, охватившую не только тело, но также душу и ум молодого барина.
Связь шлафрока с композицией
До Гончарова очень тщательно выписывали детали окружающей обстановки Салтыков-Щедрин и Гоголь. Продолжая традиции этих мастеров, Иван Александрович старательно обдумывает свои произведения. По детальной обрисовке каждой детали, будь то мебель или одежда, роман можно сравнить с картиной. Она не искажает реальность, а раскрывает её самым полным образом.
Рассказывая о том, как выглядит вещь, автор доносит до читателя своё видение философии, которой придерживается обладатель этого предмета. Халат у Гончарова — это не просто кусок материи, в который можно завернуться. Это склад характера, привычки, образ мышления, а в итоге — вся жизнь, от рождения до смерти, такая же никчёмная и пустая, как у тысяч других помещиков.
Связь халата с композицией романа прослеживается довольно отчётливо. Основная сюжетная линия — отношения Ильи Ильича с Ольгой Ильинской. До знакомства с будущей возлюбленной Обломов живёт в размеренном ритме, и шлафрок занимает важное место в его жизни. Когда в судьбе барина появляется Ильинская, халат как будто уступает ей место, отправляясь «к куме с прочими вещами». В произведении сказано, что избавиться от ненужного скарба Илье помогает Тарантьев. Это авторский приём, отражающий связь старых вещей с определённым укладом.
После знакомства с Ольгой Обломова трудно узнать. Он бодр, свеж и весел, рано встаёт, куда-то ходит с книгами, и на лице его не видно и следа скуки. В глазах Ильи появился блеск, которого раньше не было. Сожаления о старом халате Обломов не испытывает — любимой одеждой стал костюм. Так автор противопоставил вещь человеку.
Последняя веха — разрыв отношений с Ильинской. Барин расстроен, ведь ему казалось, что жизнь обрела смысл. Но это была внешняя перемена, а внутри всё осталось по-прежнему, поэтому так быстро произошёл возврат к старому. Как только изменились обстоятельства, Илья Ильич с готовностью вернулся в привычную «раковину».
Обломов не может существовать без дополнения, роль которого в разное время играют Ольга или халат. Одежда для него сродни живому человеку, что подчёркивается с помощью описания. С другой стороны, партнёр значит для барина немногим более, чем вещь. Главное для Ильи Ильича — чтобы ему было удобно. С помощью символического образа Гончаров передал всю суть паразитического существования помещиков до отмены крепостного права.
Источник