Меню

Люди для описания одежды



Описание персонажа литературным языком

Статья в популярном:

14.04.2017
№6 в топе «Статья по жанру POV»
№23 в топе «Статья по всем жанрам»

Часть 3. Одежда

Поговорим теперь об одежде и о том, как «нарядить» своего персонажа. Впрочем, здесь все намного проще, чем в случае с описанием внешности и черт характера. Начать стоит с того, зачем нужно вообще описания одежды? Во-первых, одежда показывает принадлежность героя к определенной социальной группе. Например, в Средневековье только представителям высшего сословия разрешалось носить золото на одежде. «Рудольф помнил наказ своего таинственного заказчика — лорд Хемпшир должен был пройти по улице Фонарщиков ровно в десять. Без десяти минут убийца был уже на месте и ждал, притаившись в тени. И вот из-за угла вышел человек, укутанный с ног до головы в плащ. Рудольф, однако, успел заметить блеснувшую под плащом золотую пряжку. «Ага, — подумал он. — Ты-то мне и нужен»». Это пример того, как особенность ношения того или иного предмета, может помочь в развитии сюжета и просто сделать повествование интересней. Во-вторых, одежда может многое сказать о ее обладателе. Вспомните Раскольникова. «. он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный, человек посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону». Это вызывает, наверное, у кого-то жалость, кого-то отталкивает. Если прочитать более чем, можно увидеть, что, хотя он носил ужасно старые вещи, какие-то лохмотья, его нисколько не волновало отрицательное мнение окружающих. Таким образом, Достоевский с помощью одежды иллюстрирует нищету Раскольникова и вместе с тем его гордость и высокомерие. В-третьих, одежда отдельных людей может рассказать о нравах того периода времени. В-четвертых, одежда помогает автору выразить свое отношение к герою. Скорее отношение отрицательное (кроме того, вот еще один пример описания эпизодического персонажа): «Приехав в Оренбург, я прямо явился к генералу. Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостию. Длинные волосы его были совсем белы. Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоанновны, а в его речи сильно отзывался немецкий выговор. Я подал ему письмо от батюшки». А.С. Пушкин, «Капитанская дочка». Скорее положительное: «Она была в белом платье с розовым поясом и в белых лайковых перчатках, немного не доходивших до худых, острых локтей, и в белых атласных башмачках». Л. Н. Толстой, «После бала» Собственно, исходя из этих «функций» одежды в литературе, нетрудно сделать определенные выводы. Чтобы читателям было интереснее ваше описание, сделайте его более красочным: используйте всевозможные эпитеты, как описывающие цвет, так и эмоции; сравнения; указывайте на то, как реагируют другие персонажи на одежду героя (нравится она им или нет). Главное при описании одежды — не очень увлекаться. Если, рассказывая читателям про внешность героя, вы можете еще придумать эдакую завороченную конструкцию, то, описывая одежду, лучше не выдумать чего-то сверх-, а писать так, как оно есть. Еще раз посмотрите на примеры в первой части данной статьи и перечитайте, как авторы подают нам наряды героев. Это действительно простое статичное описание. Правда, длинное. А длинным оно должно быть отнюдь не всегда. Еще раз отмечу, у Вальтера Скотта и Дюма была задача: с наибольшей достоверностью воспроизвести историческую эпоху. Поэтому они столь большое внимание уделяли одежде и детально описывали ее. Если вы пишите про какие-нибудь иные вселенные и миры, где люди одеваются по-другому, то в таком случае тоже есть смысл сделать описание одежды длинным и детальным. Но, если в вашей работе действие происходит в настоящее время, зачем читателям досконально знать, во что одет персонаж? Вполне достаточно в двух словах обрисовать какие-то выделяющиеся детали одежды. Например: «Прежде чем выйти из номера, она набросила на себя потертую кожаную куртку и, чтобы не запачкать новые черные брюки в грязи, натянула на ноги высокие блестящие сапоги». Или, если не хочется вводить объемное описание, можно написать так: «Желая скрыть свое смущение, Катя нагнулась якобы для того, чтобы завязать шнурок на новеньких красных ботиночках». Что касается лексики. Укажу на типичную ошибку: постоянное повторение слов «было надето» и «на нем было (деталь одежды)» и других устоявшихся фраз. Опять же. Замените эти словосочетания, благо возможности у вас есть. Можно сказать: «на голове у него была широкополая шляпа». А можно: «его голову покрывала широкополая шляпа». Или вместо: «когда она вошла, на ней было голубое платье до пола с длинным подолом», — сделать так: «когда она вошла, длинный подол ее голубого платья струился по полу и тихо шуршал». Это не так уж сложно. Вообще, допустить ошибку в описании одежды (так, чтобы читатель подумал: «Не верю!» — или: «Нехорошо!») довольно сложно. У вас действительно есть полная свобода в средствах и способах выражения мысли, вас почти ничто не ограничивает. Только важно знать и не забывать, какую одежду носили в то время, в какое вы отправляете своих героев. То есть не могла в 11 веке девушка надеть пышное платье с десятью нижними юбками: не шили таких платьев. Так же не мог мужчина в 11 веке захватить с собой в поход арбалет: их попросту не изобрели. И отсюда повторим вывод: следите за исторической достоверностью тех деталей одежды, которыми вы снабжаете своих героев. Если уж речь зашла об исторической достоверности одежды. Я вам советую: не бойтесь настоящих названий отдельный частей костюма, даже напротив, вводите их в описание, чтобы сделать повествование более реалистичным, чтобы по-настоящему погрузить читателей в эпоху, вами описываемую. «Да, конечно, не все обыватели знают, что такое, например, эннен и барбет (женские средневековые головные уборы) или гимантий (плащ у древних греков). Но, если вы понимаете, что у читателей какое-то слово может вызвать затруднение, поставьте рядом со словом вот такую звездочку* и просто сделайте сноску. Когда я работала над своей статьей, я конечно, просмотрела материал других статей по заявке, и утверждения одного автора показались мне неуместными, посему я считаю необходимым кое-что пояснить. Вот как примерно звучал прочитанный мной тезис: если вы упоминаете в повествовании необычную одежду, вплетите в текст ненавязчивое объяснение, что это такое, добавьте образности, потому что не каждый читатель настолько любознателен, что полезет смотреть в Википедию значение слова. На мой взгляд, эта «образность» может пойти скорее во вред, нежели на пользу — она загрузит текст, а читателя утомит. Но, если у вас есть намерения рассказывать что-либо об обычаях страны или какой бы то ни было эпохи, тогда, может быть, имеет смысл добавить подробное описание особенностей национальной одежды. В комментариях к этой статье я прилагаю ссылку на хороший сайт-справочник по одежде различных исторических эпох. Надеюсь, это расширит кругозор авторов и читателей, а первым еще и облегчит их работу. Я не вижу смысла описывать в данной статье костюмы всех эпох и народов — это было бы чересчур объемно и, возможно, еще и неправильно, потому что, признаюсь, я сама хорошо разбираюсь только в моде Средневековья. Поэтому чуть ниже вы найдете ссылку на сайт, где сможете подробно почитать про интересующую вас одежду.

Источник

Сочинение: описание одежды или костюма

Сложно встретить человека, который был бы равнодушен к своему образу, а значит, для каждого из нас важно найти свой стиль одежды. Давайте попробуем разобраться подробнее в этом вопросе в нашем сочинении по теме описание костюма.

Описание одежды человека

Одежда сегодня — это не просто вещь, при помощи которой мы прикрываем тело, это инструмент воздействия на мнение окружающих. Не зря же говорят, что людей все же встречают по одежке.

Прежде всего, в сочинении на тему описание одежды, стоит отметить переменчивость модных веяний. Иной раз за модой поспевать сложно, да только главное в другом — лучше иметь чувство стиля, нежели гоняться за последними моделями из новой коллекции. Ведь можно одеть на себя модную одежду, но выглядеть нелепо, а можно надеть стильную одежду прошлых сезонов, и вызвать настоящий фурор.

Читайте также:  Одежда по корейски перевод с транскрипцией

В чем секрет? Конечно же в стиле и опрятности. Лучше научитесь сочетать цветовую гамму вещей, ваш образ будет модным и стильным. Помните, одежда — словно вторая кожа, и важно, чтобы вы в ней чувствовали себя комфортно и удобно. Кстати, наблюдая за человеком и его костюмом, можно угадать его профессиональную деятельность или мероприятие, на которое он направляется. Например, по подготовке новогодних костюмов, можно догадаться о предстоящих новогодних утренниках или карнавалах. Каждый из нас заранее продумывает костюм, чтобы исполнить роль любимого персонажа.

Описание новогоднего костюма

В нашей школе новогодний утренник удался на славу. Кого только там не было! Были снежинки и лисички, приходила в гости Эльза из мультфильма, заглянули на огонек пираты и даже супер герои. Мне очень понравился костюм красной шапочки, и наверное в сочинении, я бы описала костюм героини из сказки Красная шапочка, да вот только это не мой любимый персонаж. Любимым новогодним героем у меня является дед Мороз, поэтому несмотря на то, что я был на утреннике в роли пирата, все же сегодня расскажу в своем сочинении про костюм деда Мороза. Тем более в этом году дед Мороз у нас был с изюминкой.

Когда мы дружно позвали деда Мороза, к нам явился сказочный персонаж. Седые длинные волосы Деда Мороза прикрывала красная шапка, а белая борода почти достигала пола. Дед Мороз был одет в длинную шубу расшитую золотыми нитями, и отороченную белым мехом. Конечно у дедушки были отделанные мехом теплые красные рукавицы, а обут он был в валенки. В чем же изюминка? А изюминка была в темных очках. Вы не поверите, но в этот раз к нам пришел современный дед Мороз в темных очках. И это был не просто дед, его брейк данс запомнился всем ребятам.

Сочинение описание костюма полицейского

Продолжая описывать в своем сочинении одежду, стоит рассказать и об одежде, что соответствует определенной профессии. Официальная форма одежды имеется у многих профессий, которую обязательно носить на службе. Имеется форма и у полицейских.

Мне очень нравится, как выглядят полицейские. Их форма не имеет ничего лишнего, и состоит из курточки или жилетки, брюк и фуражки. Костюм может дополняться бронежилетом. Чаще форма выполнена в черном или темно синем цвете. На костюме обязательно имеются светоотражающие элементы и значок.

Костюм полицейского сложно представить без кобуры, в которой находится оружие. В целом, полицейские редко используют оружие, но если ситуация критическая, нужно защищаться или защищать окружающих от бандитов или террористов, тогда оружие пускают в ход.

Когда я вижу полицейских, у меня возникает чувство восхищения и гордости, главное, чтобы эти люди с достоинством и честью несли свою службу.

Сочинение описание костюма врача

А еще мне нравится профессия врача, ведь эти люди выполняют важную миссию. Они спасают людей от различных заболеваний. Врачи — стражи нашего здоровья, и заслуживают уважения. У профессии врача также имеется костюм, который я опишу в сочинении. На сегодняшний день костюм врача может быть и брючным. Будет он состоять из специальной рубашки и брюк. Однако традиционной одеждой всех врачей и медсестер все же является медицинский халат.

Костюм врача выполняется из смесовых тканей, и может иметь множество вариантов пошива. Халат может быть на кнопках, с пуговицами, с завязками и иметь различный воротник. Медицинский халат бывает, как с карманами, так и без. Но обязательно костюм врача белого цвета, который означает чистоту и стерильность. Образ врача дополняется белым колпаком, светлыми тапочками и марлевой повязкой, что надевается на лицо.

Источник

Как по стилю одежды вычислить характер человека — основные признаки

То, как мы одеваемся, полностью выдаёт наш взгляд на мир. По одежде человека можно определить кто он, его натуру, манеры и образ мыслей, чего он хочет от жизни.

Одежда человека — это потрясающий кладезь информации о его характере. Как же прочитать человека по его одежде?

Есть 15 основных признаков в одежде, которые расскажут вам о человеке очень многое, вы научитесь больше понимать людей, видеть их насквозь с первого взгляда.

1. Экстравагантность

Если человек предпочитает экстравагантную одежду и аксессуары, то это значит, что у него очень серьёзные претензии на важность. Он очень хочет подчеркнуть свою значимость в этом обществе. Если вы видите, что человек одет очень броско и оригинально, то скорее всего он чувствует, что недополучает от общества необходимое для него признание и одобрение. Если вы в общении с ним обратите внимание на его особенность и необычность, то он очень высоко это оценит, потому что это очень приятно для его самолюбия. Но есть в этом деле и крайность. Иногда такие люди заходят слишком далеко в плане своего стремления выделиться, так что иногда их поведение может быть даже антисоциальным.

2. Классический стиль

Такие люди, как правило, очень сдержаны и достаточно эмоционально стабильны, но в то же время они очень склонны быть скептиками. Обычно они руководствуются очень практичными соображениями по жизни, достаточно консервативны и традиционны в своём поведении и этике. Они особо не стремятся сближаться с людьми и часто проявляют некую закрытость. В общении с людьми они предпочитают держать некоторую дистанцию, и если вы подойдёте к такому человеку очень близко в прямом и переносном значении, то можно получить ответную реакцию, которая вас скорее всего не устроит.

3. Подчёркнутая торжественность

Как правило, такие люди полны противоречий внутри себя, они могут быть одновременно пессимистами и идеалистами, экстравагантными и робкими и т.д. Конечно же, у таких людей очень высокие претензии, а также очень большие амбиции. И очень часто со всеми их высокими притязаниями они ударяются о жёсткую стену жизни, так что у таких людей всегда есть в их жизни какой-то мощный удар, который оставил глубокую душевную травму.

4. Консервативный или деловой стиль

Подавляющее большинство этих людей уверенны в себе, очень часто они оказываются достаточно интеллектуальными. Такие люди не ставят себе цель бросаться в глаза, не преследуют цель следовать моде, они хорошо продумывают и взвешивают своё поведение. Психологически они достаточно стабильны и предсказуемы, можно сказать, что это идеальный сотрудник для офисной работы.

5. Всё чёрное

Если мужчина одевается во всё чёрное, то это может говорить о том, что в нём содержится большое количество внутренней силы, а также некоторая склонность к агрессии.

Если девушка одевается во всё чёрное, то зачастую это говорит об неуверенности в себе. А также полные женщины любят одевать чёрное, так как это несколько скрывает их фигуру.

6. Неряшливый или слишком свободный вид

Если человек совершенно не заморачивается по поводу того какие у него джинсы, футболка, обувь и т.д., то в первую очередь это говорит о том, что он предпочитает удобство, а не внешний вид. Также это может говорить о том, что перед вами творческая натура. Очень вероятно, что он живёт в своём внутреннем мире, либо он делает гораздо больший акцент на какие-то творческие старания. Поэтому, если какой-то молодой человек носит уже несколько лет один и тот же растянутый и потрепавшийся свитер, то вполне возможно, что он просто художник или поэт.

7. Спортивный стиль одежды

Такие люди привыкли считать, что в этом мире правит сила, что при её помощи можно решить любые вопросы. Они всегда предпочитают действовать, а не размышлять. В то же время, если они достигают каких-то результатов, то, как правило, они ими не удовлетворяются и хотят идти дальше. Конечно, если человек часто ходит в спортивном костюме, то вовсе необязательно, что он регулярно занимается спортом, но что можно сказать точно — это то, что он действительно хочет, чтобы окружающие думали то, что он спортом занимается. Такие люди обычно активны и достаточно коммуникабельны.

Читайте также:  Borcan club одежда больших размеров

8. Стиль милитари, хаки, камуфляж

Здесь можно сделать очевидный вывод: такие люди точно уходят в сторону мужественности и они всегда делают упор на решительность и силу. Очень часто такие люди воспитывались в суровых семьях. Вполне возможно, что если у такого человека родится дочь, то воспитывать он его будет как мальчика-солдата.

9. Тип обуви

Женщина, которая носит туфли с круглым или квадратным устойчивым каблуком, придерживается очень активного образа жизни и всегда знает где найти выгоду. А если же она больше предпочитает носить спортивную обувь, то это свидетельствует о наличии у неё сильного эго и она регулярно находится в поиске самой себя, а также реализации своих амбиций.

10. Стоптанность обуви

Обратите внимание на стоптанность обуви. Если каблук и подошва стоптаны одинаково, то это говорит о том, что человек очень уравновешенный и стабильный, и если это женщина, значит она будет верной женой. Если выражено стоптан внешний край обуви, то это означает, что человек морально сильный и уверенный в себе, а если же сильно выражен стоптанный внутренний край обуви, то это выдаёт в человеке застенчивость и нерешительность.

Мы все знаем, что эмоциональное состояние человека проявляется в его жестах и языке тела. Так вот именно жесты, а также стойка и осанка влияют на то, как будет стаптываться обувь, так что на это стоит обратить внимание.

11. Кожаная одежда

Если люди предпочитают носить кожу, то считается, что им не чужда агрессия. Они держат внутри себя достаточно много энергии и чем больше будет заклёпок и молний, тем сильнее об этом можно говорить.

12. Замшевая одежда

А если человек носит замшу, то эта личность, полностью противоположная предыдущему пункту. Такие люди склонны сглаживать углы и смягчать агрессию, в то же время такие люди склонны думать о своём статусе и престиже.

13. Ткани

Чем более изысканные и тонкие ткани носит человек, тем сильнее человек стремится к высокому социальному статусу, а также это говорит о том, что он хочет получать как можно больше благ человечества и в целом он очень любит комфорт.

14. Джинсовая одежда

Если человек часто ходит в джинсовой одежде, а помимо самих джинс носит ещё и джинсовку, то в первую очередь можно сказать, что такие люди, как правило естественны, они не носят масок и не притворяются. Они достаточно прямые и открытые и стараются сдерживать некоторый баланс между консервативностью и модой.

15. Трикотажная одежда

Если человек очень любит трикотажную одежду, то скорее всего он очень чувственный и сентиментальный. Подсознательно в такой мягкой и комфортной одежде он стремится оградить себя от жёсткой действительности.

Источник

Описание одежды как характеристика персонажа художественного произведения

Рубрика: 5. Общее и прикладное языкознание

Дата публикации: 29.03.2016

Статья просмотрена: 24952 раза

Библиографическое описание:

Забунова, К. Н. Описание одежды как характеристика персонажа художественного произведения / К. Н. Забунова. — Текст : непосредственный // Филология и лингвистика в современном обществе : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/conf/phil/archive/178/10155/ (дата обращения: 01.04.2021).

Мода — один из основных механизмов, организующих жизнь социума и регулирующих поведение людей в нем. Она подчиняет своему влиянию не только бытовую сферу жизни человека (выбор одежды, интерьера, предметов личной гигиены, гастрономические и музыкальные предпочтения и др.), но и ментальную (образ мыслей, формирование критериев оценки явлений действительности, выбор определенной модели поведения, самоидентификацию). При этом мода не просто мощный социальный регулятор, это значимый культурный феномен, который только начинает изучаться. По сложившейся традиции мода считается объектом научного внимания, с одной стороны, социологии (ее исследованием занимались такие известные социологи, как Г. Зиммель, Г. Спенсер, Т. Веблен, Г. Блумер), с другой — истории костюма. Но мода в силу своей значимости в культуре социума может стать самостоятельным объектом и лингвистического исследования, например, когда субстантив МОДА рассматривается в семантическом соотношении с такими когнитивно связанными с ним именами, как ВКУС и СТИЛЬ.

Выбор категории наименований одежды для исследования не случаен. Он обусловлен тем, что эта языковая группа исключительно важна в культурологическом и социальном отношении, что и предопределяет ее семиотические свойства. Наименования одежды представляют собой обширный пласт лексических единиц, обозначающих одежду (предметы одежды, обувь, головные уборы и т. п.), которая является существенным артефактом человеческой деятельности и играет огромную роль в истории общества и культуры.

Для современной лингвистики мода — относительно новый объект. Если в зарубежной научной традиции этому феномену уделялось внимание с середины ХХ века в рамках французского структурализма (например, в работах Р. Барта и Ж. Бодрийяра), то российская лингвистика обратилась к целенаправленному изучению моды только на рубеже ХХ-XХI вв. (см. работы Т. А. Белицы, Ф. Л. Косицкой, И. В. Поповой, Я. С. Матосян и др.). В результате мода как фрагмент русской языковой картины мира оказывается еще почти не изученной.

Нам представляется, что исследование художественных описаний моды и ее воздействия на читателя должно происходить в русле прагматической и когнитивной лингвистики.

По определению Л. О. Чернейко, «цель когнитивных лингвистических исследований состоит в том, чтобы через многообразие реальных реализаций языка в речи выявить значимые для культуры смыслы (ценности), которые отражают всю область понятого и пережитого социумом и направляют его речи о мире». Руководствуясь этим, мы поставили своей целью выявить, как в описании одежды, моды автор произведения имплицитно характеризует и оценивает своего персонажа и тем самым исподволь передает это мнение читателю.

Рассмотрим некоторые описания одежды персонажей, представленные в художественных произведениях, разделив эти описания на положительно характеризуемые автором и отрицательно.

Положительные

Печорин: «В транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти. Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости. Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что я тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно».

Описание Печорина принадлежит Максиму Максимычу, который также был офицером. Соответственно, это описание он дает в сравнении с собой, бывалым солдатом. И цвет кожи, и новизна мундира, и даже некоторая худоба говорят о том, что Печорин находится только в самом начале карьеры офицера. А уменьшительные формы слов в описании героя показывают благосклонное отношение Максима Максимыча и даже некоторую отцовскую нежность старшего по отношению к младшему — как к ребенку.

Элен: «Княжна Элен улыбалась; она поднялась с той же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которою она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, и как будто внося с собою блеск бала. Элен была так хороша, что не только не было в ней заметно и тени кокетства, но, напротив, ей как будто совестно было за свою несомненную и слишком сильно и победительно действующую красоту. Она как будто желала и не могла умалить действие своей красоты».

В конце описания автор сам подводит итог и, тем самым, выражает свое отношение к внешнему виду героини. Она умеет себя презентовать. Роскошности ее нарядов, как и вкусу, завидовали многие. Не только внешняя привлекательность девушки, но и красота уборов были ее основным «оружием».

Княгиня Болконская: «В соседней комнате зашумело женское платье. (…)Вошла княгиня. Она была уже в другом, домашнем, но столь же элегантном и свежем платье. Князь Андрей встал, учтиво подвигая ей кресло».

Княгиня Болконская вполне гармонична. Ее внешний вид соответствует внутреннему. В ее образе нет ничего вычурного, кричащего. Она «спокойно» красива и элегантна. Можно сказать, что Толстой рисует образы очень разнящейся красоты одежды этих женщин — вычурность и показная роскошь блеска Элен (белого обильно украшенного платья, волос, открытого тела, бриллиантов) противостоит скромности не менее красивого — но красивого совсем по-другому — наряда Болконской.

Читайте также:  Оаэ одежда для женщин туристов

Капитанская дочка: «Приехав в Оренбург, я прямо явился к генералу. Я увидел мужчину росту высокого, но уже сгорбленного старостию. Длинные волосы его были совсем белы. Старый полинялый мундир напоминал воина времен Анны Иоанновны, а в его речи сильно отзывался немецкий выговор. Я подал ему письмо от батюшки».

Мундир генерала выглядит также плохо, как и он сам. Судя по внешнему виду мундира, у генерала, скорее всего, он либо вообще был один, либо не менялся уже много лет. Вероятно, это говорит либо о бедности, либо о неизменности привычек, привязанности к привычной вещи, напоминающей былую молодость и славу. Или обо всем этом вместе.

Раскольников:«. он был замечательно хорош собою, с прекрасными тёмными глазами, тёмно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный, человек посовестился бы днём выходить в таких лохмотьях на улицу… Шляпа эта была высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону»

Описание Раскольникова наглядно показывает, насколько он был беден. При наличии довольно привлекательных черт лица одежда делает его убогим, его образ становится отталкивающим и вызывает жалость у читателя. Думается, что уже в этом описании Достоевский стремится сказать читателю: такой человек способен пойти на преступление.

Мармеладов:«Это был человек лет уже за пятьдесят, среднего роста и плотного сложения, с проседью и с большой лысиной, с отёкшим от постоянного пьянства жёлтым, даже зеленоватым лицом (…). Одет он был в старый, совершенно оборванный чёрный фрак, с осыпавшимися пуговицами… Из-под нанкового жилета торчала манишка, вся скомканная, запачканная и залитая. Лицо было выбрито, по-чиновничьи, но давно уже, так что уже густо начала выступать сизая щетина».

Одежда героя вполне соответствует его внешним данным и образу жизни. Человек, который изо дня в день напивается, не служит, у которого пропал интерес к жизни, не может выглядеть иначе. Его внешний вид выдает его образ жизни. Выглядит он крайне неопрятно. Уважающий себя человек, да еще и офицер, так выглядеть не может.

Алёна Ивановна: «Это была крошечная сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрёпанная и пожелтелая меховая кацавейка».

Будучи довольно состоятельной старушкой, Алена Ивановна совершенно не уделяла внимания своему внешнему виду. Из описания видно, что она персонаж скорее отрицательный, чем положительный. Об этом говорит не только описание внешности, но и описание одежды: платок, больше напоминавший тряпку, и старая не по сезону надетая кофта явно ее не красили.

Обломов: «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма вместительный, так что Обломов мог дважды завернуться в него. (…) Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

Обломов всегда ходил дома без галстука и жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу».

Благодаря данному описанию можно сделать вывод не только о финансовом положении Обломова, но и о его образе жизни. Халат и главный герой практически сливаются в единое целое. Они становятся неразлучны. А в халате и разношенных домашних туфлях, как известно, в гости не сходишь, светский прием не устроишь, даже на улицу прогуляться не выйдешь. И это положение героя вполне устраивает. Упоминание автора о «восточном происхождении» халата и об отрицании чего бы то ни было европейского призвано вызвать у читателя ассоциации с восточной расслабленностью, негой и ленью, с использованием «послушных рабов», стремлением к плотским удовольствиям — в противовес европейской деловитости, собранности, работоспособности.

Лужин:«На нём был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые лёгкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое бельё, батистовый самый лёгкий галстучек с розовыми полосками».

Такое описание свидетельствует о финансовой состоятельности героя в сравнении с большинством других героев «Преступления и наказания». Он не просто одет по последней моде, он одет со вкусом. Но при этом в образе отсутствует мужественность. Об этом говорят уменьшительные суффиксы. Так автор показывает свое ироническое отношение к внешнему виду героя. Не менее показательно описание белья, подчеркивание того, что оно высокого качества, дорогое, изысканное — тоже признак изнеженности мужчины. Для героя это важно, а вот окружающим все равно, так как под одеждой его все равно не видно. Скорее всего, герой собой любуется, любит себя нежить и баловать, уделяет столько внимания своему внешнему виду, сколько это обычно делает женщина. Да и лексику Достоевский здесь применяет тоже женскую: «хорошенький пиджак» — так не говорят о настоящих мужчинах, более привычны сочетания «хорошенькая дамская шляпка», «хорошенькое платье» и т. п.

Соня Мармеладова:1. «Она была тоже в лохмотьях: наряд её был грошовый, но разукрашенный по-уличному, под вкус и правила, сложившиеся в своём особом мире, с ярко и позорно выдающеюся целью. Соня остановилась в сенях, забыв о своём перекупленном из четвёртых рук шёлковом, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о светлых ботинках, и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной шляпке с ярким, огненного цвета пером…».

2. «Теперь это была скромно и даже бедно одетая девушка, очень ещё молоденькая, почти похожая на девушку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка; только в руках был, по-вчерашнему, зонтик».

Соня, как и отец, была одета очень бедно. Автор их сравнивает. «Она была тоже в лохмотьях». Но, в отличие от отца, она так выглядела не по собственной воле. Она бы и рада была выглядеть хорошо и принадлежать к другому (высшему) обществу, но вынуждена смириться со своим бедственным положением и недостойным занятием. Ее одежда не просто безвкусна, она убога. Она не подобрана по принципу «идет — не идет», как это обычно делают молодые девушки, она одела то, что было. Только в первом случае ее одежда кричащих тонов, вычурная и пестрая, соответствующая ее роду деятельности, а во втором — по-прежнему бедная, но уже скромная, спокойных тонов, простого кроя, соответствующая внутреннему миру героини.

Итак, описание одежды напрямую связано с образом человека. По внешнему виду можно судить о состоятельности человека, о положении в обществе, о роде деятельности, о предпочтениях, об образе жизни и многом другом. Тем более если это описание принадлежит перу классика. В нем не может быть ни одного лишнего элемента, каждая деталь каким-либо образом отражается на ходе событий, дополняет ситуации, дополняет психологический портрет героя, что позволяет глубже понять художественное произведение.

  1. Башкатова Д. А. Современный русский дискурс моды: автореферат диссертации доктора филологический наук. Москва, 2010.
  2. Чернейко Л. О. Философско-лингвистический аспект изучения моды/ Л. О. Чернейко, Д. А. Башкатова.

Источник