Меню

Мордовская одежда для кукол



Куклы в народных костюмах 59

Мордовский летний костюм

Куклы в народных костюмах 59. Мордовский летний костюм, кукла в упаковке.

Куклы в народных костюмах №59 — в России номер выходит 17.04.2014 — Мордовский летний костюм.

Кукла в Мордовском летнем костюме.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса — мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Их национальные костюмы различались , но были в костюмах и общие черты: белый холст рубахи, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Основной частью женской одежды являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника.

Куклы в народных костюмах №59 — Мордовский летний костюм. Панго — высокий головной убор, конусообразный. Височные украшения в виде пуховых шариков.

Вид куклы сбоку. Куклы в народных костюмах №59, Мордовский костюм. Туникообразная рубаха — панар.

Куклы в народных костюмах №59, вид сзади — коса куклы. Мордовский летний костюм. Набедренное украшение из плотной ткани — пулай.

Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде — это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками. (Источник).

Ворот рубахи — конусообразный вырез.

Рубахи-панар эрзянского населения Симбирской и Пензенской губерний характеризовались общими принципами оформления ворота, рукавов, подола: два полотнища холста, перегнутые поперек и сшитые между собой, составляли стан рубахи с четырьмя швами (посередине груди и спины и два – по бокам).

Вдоль переднего шва рубахи холст подгибался внутрь на 5–7 см с обеих сторон от шва, поэтому задняя часть рубахи получалась несколько шире, чем передняя.

Спереди сверху оставляли незашитым разрез примерно в 30 см, подгибая к плечам на глубину 5–6 см таким образом, что образовывался конусообразный вырез.

На подоле рубахи спереди оставляли незашитым разрез 15–20 см, потому что длинная и узкая одежда иначе была бы неудобной при ходьбе.

Рукава эрзянской рубашки шили прямыми, без клиньев; длина их равнялась ширине холста (около 29–32 см). Они были сравнительно короткими – до локтя или чуть ниже, это было удобно для физической работы дома и в поле. Прямой рукав без проймы пришивался к краю холста в области плеча, по нижней границе соединения его со станом вшивали квадратные ластовицы для облегчения движений руки.

У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья — кафтонь-крда, сарафан. Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста.

Куклы в народных костюмах №58 — Праздничный костюм Нижегородской губернии.

Национальный костюм мордвы

Традиционный наряд мокшанки носят и в повседневной жизни, а эрзянки-только по праздникам
Мордовский национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.

В составе мордовского народа выделяют два субэтноса — мордвы — мокши и мордвы — эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.

Мужской костюм

Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха — панар и штаны — понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного (изготовленного из конопли) материала, праздничные — из более тонкого льняного. Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали.

Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями. К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне — различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек.

Летом мужчины поверх рубахи — панар надевали еще одну — белую распашную (мушкас — у мокши, руця — у эрзи). Весной и осенью носили сумань — приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.

Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник.

Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы — ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан.

Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки — ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном.

На ногах мордва носила лапти, летом — с портянками, а зимой — с онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот – у мокшан, кемть – у эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.

Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах.

Женский костюм

Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и в нем принимали участие 2 — 3 помощницы.

Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.

Вместо каркса эрзяне могли повязывать пулай — сложное набедренное украшение. По нему можно было определить региональную принадлежность женщины и ее материальное положение: его оформляли большим количеством бисера, бус, цепочек, блесток и т.д. В первый раз девушки надевали пулай в день совершеннолетия и носили его до самой старости. В праздничные дни поверх пулая повязывали пояс из бисера с красными кисточками — сэлге пулогай, а по бокам подтыкали похожие на передник боковые полотенца, украшенные вышивкой и лентами.

В мокшанском костюме поясными украшениями служили полотенца кеска руцят, их надевали сразу по нескольку штук, а также различные декоративные кисти — подвески из бус, шелка, жетонов, меха.

Поверх рубахи женщины надевали подобие платья — кафтонь — крда, сарафан.

Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, импанар — у эрзи, мушказ, балахон — у мокши). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади. Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.

Читайте также:  Лучана шоп стильная женская одежда

Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы.

В XIX веке к одежде мордовок добавился расшитый и украшенный передник.

Повседневной обувью были лапти, ноги эрзянки оборачивали белыми онучами, а мокшанки — белыми и черными. В праздники модницы надевали сапоги.

Особое место в убранстве мордовских женщин играли украшения — бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок — нагрудники. Главным украшением являлась брошь сюлгам.

Традиционный мордовский костюм еще сохранился у мокши как повседневный, так и праздничный. Эрзянки же надевают его лишь по праздникам или на концерты.

Список использованной литературы:

Мельников п.и. (Печерский А.) Очерки мордвы — М: Директ — Медиа, 2010. – 181 с. Прокина т.п. Мордовский народный костюм — Мордовское книжное издательство, 1990. – 391 с. Мордовский народный костюм (электронный ресурс).

Источник

Творческий проект «Мордовский национальный костюм для любимой куклы»

Содержание

Глава 1. Конструкция изделия……………………………………….…………8

1.1.Обоснование выбора конструкции и изготовление………………8

1.2. Декоративное оформление………………………………………. 9

Глава 2. Технология изготовления изделия…………………………….…….10

2.1. Выбор технологии и обработки изготовления…………………..10

2.2.Организация рабочего места и техника безопасности…………..11

2.3.Оборудование, инструменты и приспособления…………………14

Глава 3. Экономическое обоснование проекта……………………………….15

3.2. Экономическая оценка проекта…………………………………..15

Глава 4. Экологическая оценка проекта………………………………………16

Список использованной литературы………………………………………….19

Введение

Из истории народного костюма

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных мордовской одежде в прошлом.

С давних времен одежда была не просто защитой от непогоды или украшением тела человека — в костюме отражались образ жизни народа, его мировоззрение, верования, духовный мир. Народный костюм отличал один этнос от другого, характеризовал социальный, половозрастной статус человека, демонстрировал мудрость и мастерство людей, изготавливавших произведения народного искусства.

Известно, что народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка разновидностей. Известный исследователь этнографии Поволжья конца ХIХ-начала XX века И. Смирнов так писал о мордовской рубахе: «Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой – «долматиком» византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придаёт ей значительную тяжесть и торжественность».

Народные костюмы мокши и эрзи достигли законченной художественно выразительной формы к середине XIX в. И если мужская и повседневная женская одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I – начало II тысячелетия.

Необходимо подчеркнуть, что самостоятельно женщина порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов.

Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость женщины. Благодаря такому костюму индивидуальные особенности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте.

Традиционный мордовский костюм сохранял свои особенности до 20-З0-х годов XX века. А у некоторых групп мордвы он и сейчас функционирует во время обрядов и праздников.

Основной частью женского костюма является рубаха (панар) туникообразного типа без воротника. Сшивалась из двух полотнищ холста, перегнутых поперёк. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 сантиметров. Края выреза скреплялись кольцевой застёжкой – сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе не зашивались до конца на 12–15 сантиметров.

Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди. Рубаху богато вышивали. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом – каркс с кисточками на концах – цёкт.

К концу XIX века в традиционный костюм мордовок вошёл передник (запон, сапоня). Его носили как в обычные, так и праздничные дни. По форме и покрою они подразделялись на три группы: без нагрудника, с нагрудником и закрытый передник с рукавами. Их шили из холста, фабричных тканей, причём часто разных цветов. Украшались передники вышивкой, полосками цветной материи, лентами, кружевом и т.д.

Безрукавки носили поверх рубахи и мокшанки, и эрзянки. Их шили из фабричной ткани чёрного цвета, длиной несколько выше колен. Покрой был в талию с большим количеством оборок сзади. Шейный вырез был круглым, его оторачивали кумачом. Её шили из красного или синего сатина, кашемира или атласа. Подол, проймы, воротник и полы оторачивались мехом сурка и украшались потоками разноцветной материи, лентами, пуговицами и блёстками.

Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению и проч. Женские головные уборы – панга, златной – представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распостранены уборы типа полотенец или платков.

Декоративным центром нагрудных украшений мордовки является застежка, которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сюлгам, сюлгамо. Аналогичное украшение встречается и у других финно-угорских народов. Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником (у мокши). К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие – на периферийной части украшения.

Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть) из липового или вязового лыка. Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. В холодное время года поверх портянок носили белые или чёрные онучи (сумань пракстат) из сукна. У теньгушевской эрзи и терюхан женщины носили более узкие, чем портянки, обмотки. По праздникам мокшанки носили обмотки красного цвета с жёлтыми, зелёными и чёрными полосами.

Читайте также:  Сопутствующие товары для женской одежды

Чулки вошли в быт мордвы довольно поздно, их вязали иглой или крючком. Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим.

На уши надевали серьги с подвеской – серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха.

Необходимо выделить один факт. Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора.

Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6–7 лет. К десяти годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12–13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение сложным искусством вышивки справедливо считалось одним из больших достоинств девушки. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали своё мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе. Свидетельство этого – названия мордовского орнамента: «змеиная головка», «куриные лапки», «козьи копыта», «крылышки», «еловые ветки», «солнечные узелки», «звёздочки».

Традиционный костюм сохранился в настоящее время в разной степени у мокши и эрзи. Если мокшанки еще довольно часто надевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты одежды, то эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по тем или иным праздникам.

Большая коллекция старинной народной одежды собрана в Мордовском республиканском краеведческом музее имени И.Д. Воронина, которая включает повседневные, праздничные и ритуальные костюмы, изготовленные вручную мордовскими женщинами. В фондах музея насчитывается более 200 тысяч памятников отечественной истории. Одним из самых зрелищных элементов экспозиции музея является «Курная изба» конца XIX — начала XX века. Крытая соломой крыша, земляной пол, печь, в которой теплится «огонь», хозяйственная и бытовая утварь, элементы одежды создают эффект присутствия, который усиливают манекены «хозяина» с гончарным кругом и «хозяйки» за прялкой.

Актуальность

Мордовский национальный костюмактуален и по сей день, как и в прежние времена. Ручная работа, в отличие от промышленного производства, всегда будет высоко цениться. Изучив историю костюма, я решила с помощью бабушки попробовать свои силы в создании творческого проекта.

Поставила цель: изготовить мордовский костюм для куклы.

При работе над проектом мною решались следующие задачи:

Задачи проекта:

1.Изучить литературу по данной теме.

2.Изучить историю мордовского костюма.

3.Построить чертеж изделий, провести технологическую обработку изделий.

5.Научиться вышивке и шитью мордовского национального костюма

Глава 1. Конструкция изделия

1.1. Обоснование выбора конструкции и изготовление

На выполнение мордовского национального костюма меня вдохновила моя бабушка, которая живет в селе Старая Теризморга, Старошайговского района, Республики Мордовия. Люди этого села очень трепетно относятся к своим корням и традициям. И не случайно, именно в Старой Теризморге построены современные здания Центра мокшанской национальной культуры, который в 2007 году в рамках первого Международного финно-угорского фестиваля посетили президент России В. В. Путин и премьер-министр Финляндии.

Бабушка вынимала из шкафа мордовские костюмы и показывала их мне, которые шила и вышивала сама. Она наряжала и меня. И рассказывала, как долгими зимними вечерами с подружками мастерили себе наряды. В мордовском костюме моя бабушка выходила выступать в зале кремлевского дворца в г. Москве, выступала в г. Саранске, во Дворце культуры села Старая Теризморга. где пела мордовские песни. Бабушка научила и меня вышивать. Первые мои работы были – вышитое полотенце, и наряды кукол, которых я очень люблю наряжать.

Выбор идеи

Изучив литературу и освоив технику шитья и вышивки я решила попробовать изготовить наряд для моей куклы.

Учитывая особенности национального костюма, я решила с помощью бабушки начать с основной части женского костюма рубахи (панар) туникообразного типа без воротника. Сшила из двух полотнищ холста, перегнутых поперёк. Она имеет шов посередине груди и два по бокам. Рукава прямые. Воротника нет, имеется глубокий вырез на груди.

Я сняла мерки и изготовила чертеж (№1):

№ п/п Условные обозначения Измерения Величины измерений (см)
1. Сш Полуобхват шеи 12
2. Ди Длина изделия 16,5
3. Шп Ширина плеча 2,5
4. Др Длина рукава 10

Сделала выкройку и бабушка помогла мне вышить красивые рисунки. Вышили рукава, подол и две широкие продольные полосы по спине. Затем на швейной машинке сшили рубаху. Нижнюю часть рубахи украсили связанной крючком (петькс). Украсили петькс плесками.

Передник (фартук) сшили с нагрудником. Его шили из ткани сиреневого цвета. Украсили передник полосками цветной материи, лентами, кружевом.

Я сняла мерки и изготовила чертеж (№2):

Условные обозначения Измерения Величины измерений (см) 1. Ди Длина изделия 18 2. Ши Ширина изделия 12

Чертёж построения см. ПриложениеСвязала чулки. Выбрала пряжу черного и белого цвета. Чулки вязала спицами по схеме.

Сапоги изготовили из черной изоленты.

На голову повязали платок (купили в магазине).

Грудь украсили бусами и нагрудником (цифкс), которые сделала из бисера и бусинок разных цветов и размеров.

1.2. Декоративное оформление

Вышивка призвана украсить рубаху, подчеркнуть особенность мордовской одежды. Декоративным оформлением костюма служат обработка костюма лентами, кружевами, плесками, яркими бусами.

Глава 2.Технология изготовления изделия

2.1. Выбор технологии и обработки изготовления

1. Вышить и сшить рубаху.

3. Связать чулки.

4. Изготовить сапоги.

5. Повязать платок.

6. Изготовить бусы и цифкс.

Определив цветовую палитру, можно начинать работу. Следует помнить, что качество фактурных разводов зависит от характера ткани. Данный прием можно выполнять только на шелковой ткани. Можно использовать и натуральный шелк, и искусственный.

  • Технологическая карта изготовления мордовского костюма
№ п/п Название операции Фото Инструменты и приспособления
1. Сделать выкройку для рубахи и сшить её. Ткань, карандаш, ножницы, швейная машинка.
2. Вышить узоры на ткани Пяльцы, нитки разных цветов, иголка.
3. Связать петькс и украсить Нитки разных цветов, крючок для вязания, плески.
4. Сделать выкройку на цветной ткани и сшить фартук. Ткань, ножницы, швейная машинка, ленты, кружева.
5. Прогладить изделие с изнаночной стороны через сухой проутюжильник Гладильная доска, утюг, проутюжильник.
6. Связать чулки Черные и белые шерстяные нитки, спицы.
7. Изготовить сапоги Изолента черного цвета.
8. Повязать платок Большой платок, ножницы.
9. Изготовить бусы, цифкс Игла, леска, бусинки, бисер.

2.2. Организация рабочего места и техника безопасности

Для того чтобы труд работающего на швейной машине было качественным и эффектным, следует соблюдать следующие правила:

Изделие должно находиться на расстояние 30-40 см от глаз, локти – на одном уровне с крышкой стола. Очень важно, чтобы посадка работающего была правильной – его корпус должен быть слегка склонен вперед.

При пошиве детали располагают слева от лапки машины, а припуск на шов – справа.

Читайте также:  Вечерняя одежда 50 размера кому за 50

Перед началом работы следует проверить правильность заправки ниток, количества масла в картере.

Концы строчек в начале и в конце шва закрепляют. При закреплении начала строчки следует выполнить строчку длиною 10-15 мм, а затем, нажав на рычаг регулятора длины стежка, сообщить материалу обратное движение и выполнить вторую строчку на том же участке и по той же линии.

При выполнении строчек, расположенных под углом друг другу, нужно следить за тем, чтобы строчка не прерывалась, и последний прокол при выполнении первой строчки был первым проколом для новой строчки. Для того чтобы ткань не смещалась, машину следует остановить при крайнем нижнем положении иглы, а затем, приподняв лапку, повернуть ткань на определенный угол. Опустив лапку, продолжают шить по новому направлению. При работе на швейной машине большую роль играет правильный подбор ниток и игл для обработки ткани того или иного вида.

Перед работой необходимо убрать рабочее место и проверить наличие ограждения приводного ремня, предохранителей от прокола пальцев иглой, предохранительных щитков.

По окончании работы все инструменты следует убирать в специальные ящики.

Во время работы на машине запрещается:

снимать предохранительные щитки или оставлять их отведенными в сторону;

чистить или смазывать машину на ходу;

менять электрические лампочки на рабочем месте;

оставлять включенным электродвигатель во время перерывов и по окончании работы;

если в работе машины будут замечены неполадки, нужно прекратить работу, постараться установить причину неполадок, если они относятся к разряду простейших – попытаться их исправить самостоятельно; если нет – вызвать механика.

Правила техники безопасности при работе с утюгом

Перед включением утюга в электросеть нужно проверить изоляцию шнура и положение утюга на подставке.

Включение и выключение утюга производить путем захвата пальцами за корпус вилки, а не за шнур.

При работе с утюгом необходимо иметь под ногами резиновый коврик.

По окончании работы электропитание утюжильных столов должно быть отключено.

Запрещается:

Допускать падения утюга, переключение провода с образованием петель и узлов, перегрев утюга.

Охлаждать перегретый утюг погружением в воду или с помощью пульверизатора.

Ставить утюг на электрошнур.

Работать с неисправным утюгом и самостоятельно исправлять неисправности утюга и электропроводку.

Проверять нагрев утюга пальцами.

Правила техники безопасности при работе с компьютером

Во время работы монитор работает под высоким напряжением. Строго запрещается:

трогать разъемы соединительных кабелей;

прикасаться к питающим проводам и устройствам заземления;

прикасаться к экрану и к тыльной стороне монитора, клавиатуры;

класть посторонние предметы на клавиатуру и монитор;

работать во влажной среде и влажными руками;

протирать компьютер влажной тряпкой;

Перед началом работы:

убедится в отсутствии видимых повреждений рабочего места.

сесть так, чтобы линии взора приходилась в центр экрана.

чтобы, не наклоняясь пользоваться клавиатурой и воспринимать передаваемую на экране монитора информацию.

Следует работать на расстояние 60-70 см, от монитора соблюдая правильную посадку, не сутулясь, не наклоняясь.

2.3. Оборудование, инструменты и приспособления

3.Нитки разных цветов

5.Бисер, леска, бусинки разной формы и размера

9.Ручная игла для вышивки и для сметочных работ

10.Сантиметровая лента, линейка закройщика

11.Гладильная доска и утюг.

Глава 3. Экономическое обоснование проекта

3.1. Расчет себестоимости

Наименование Количество Цена (за 1 м. шт) руб. Всего (руб.)
1. Ткань для рубахи 1 шт. 0 руб. Было приобретено ранее
2. Ткань для фартука 1 шт. 0 руб. Было приобретено ранее
3. Бисер 1 уп. 70 руб. 70 руб.
4. Платок 1 шт. 60 руб. 60 руб.
5. Нитки 1 кат. 7 руб. 7 руб.
6. Нитки цветные 7 видов 0 руб. Было приобретено ранее
7. Изолента черная 1 шт. 0 руб. Было приобретено ранее
8. Ленты и кружева 50 см 27 руб. 27 руб.
9. Кукла 1 шт. 300 руб. 300 руб.
Итого: 464 рубля

Стоимость закупленных материалов составила 464 рубля.В материальные затраты не входит покупка ножниц и иголок, так как они использовались раньше. На изготовление костюма у меня ушло 32 дня (по 1 часу в день).

Следовательно, себестоимость моего проекта составляет 464 рубля.

Следовательно, моя проектная работа экономически выгодна, так как, потратив 464 рубля на расходные материалы, я получила прекрасную куклу в мордовском костюме, которая нравится мне и хорошо будет смотреться на полке.

3.2. Экономическая оценка проекта

Конечно, всё можно купить в магазине, но моё изделие единственное в своём роде. Итак, полный расчет себестоимости изделия составил 464 рубля.

Глава 4. Экологическая оценка проекта

Технология изготовления мордовского костюма не оказывает отрицательного воздействия на окружающую среду. При изготовлении изделия были использованы экологически чистые материалы.

Изготовление рубахи и фартука на швейной машине – это экологически чистое производство, так как:

Не загрязняется атмосфера;Нет вредных выбросов для здоровья человека;Практически безотходное производство.

Синтетическая ткань в процессе эксплуатации не оказывают вредного влияния на организм человека и окружающую среду. Поэтому, изготовление и дальнейшее использование наряда не влечет за собой изменения и нарушения в жизнедеятельности человека.

Выводы

Оценка проделанной работы

При работе над проектом цель достигнута, решены все поставленные задачи.

1. Изучила литературу по данной теме.

2. Изучила историю мордовского костюма.

  • 3.Построила чертеж изделий, провела технологическую обработку изделий.

5.Научилась вышивке и шитью мордовского национального костюма.

Я считаю, что моя проектная работа выполнена на достойном уровне. Мордовский костюм является актуальным в настоящее время. Наша Республика Мордовия в этом году отметила 85 летие со дня образования. Моё изделие получилось красивым, и очень нравится окружающим. Многие мои подруги хотели бы получить такие подарки.

Новизна

Новизна этой работы заключается в том, что с вышивкой на ткани я работала в первый раз. Работая с литературой и справочным материалом, получила много новых теоретических знаний. Выполняя изделие, я выработала навыки в технике вышивки, вязания и шитья.

Заключение

Я считаю, что достигла целей, которые ставила перед собой в начале работы над проектом. Мне очень понравилось работать над проектом, особенно когда я нарядила куклу и получила большое удовлетворение от проделанной работы, так как костюм для куклы получился прекрасным.

Список использованной литературы

1. Юшкин Ю. Ф. Мордовия. Народное искусство. Саранск. Мордовское книжное издательство. 1985г.

2. Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. Мордовское книжное издательство. 1982г.

3. Белицер В. Н. Народная одежда мордвы. М.: Наука, 1973г.

4. Память. Мордовия. Энциклопедический справочник. Саранск: Морд.

книжн. изд-во, 1994 г.

Терминологический словарь

Рубаха — Одна из основных частей русского национального костюма одежда для верхней части тела.

Передник – это женская одежда для верхней части туловища, чаще всего, сшитая из легкой, тонкой ткани, а по фасону напоминающая мужскую рубашку.

Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию.

Источник

Adblock
detector