Куклы в народных костюмах 59
Мордовский летний костюм
Куклы в народных костюмах 59. Мордовский летний костюм, кукла в упаковке.
Куклы в народных костюмах №59 — в России номер выходит 17.04.2014 — Мордовский летний костюм.
Кукла в Мордовском летнем костюме.
В составе мордовского народа выделяют два субэтноса — мордвы-мокши и мордвы-эрзи. Их национальные костюмы различались , но были в костюмах и общие черты: белый холст рубахи, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.
Основной частью женской одежды являлась рубаха-панар туникообразного покроя без воротника.
Куклы в народных костюмах №59 — Мордовский летний костюм. Панго — высокий головной убор, конусообразный. Височные украшения в виде пуховых шариков.
Вид куклы сбоку. Куклы в народных костюмах №59, Мордовский костюм. Туникообразная рубаха — панар.
Куклы в народных костюмах №59, вид сзади — коса куклы. Мордовский летний костюм. Набедренное украшение из плотной ткани — пулай.
Такая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде — это пояс и комплекс набедренных украшений, нагрудная фибула-сюлгам в ансамбле с ожерельями, гайтанами, нагрудниками. (Источник).
Ворот рубахи — конусообразный вырез.
Рубахи-панар эрзянского населения Симбирской и Пензенской губерний характеризовались общими принципами оформления ворота, рукавов, подола: два полотнища холста, перегнутые поперек и сшитые между собой, составляли стан рубахи с четырьмя швами (посередине груди и спины и два – по бокам).
Вдоль переднего шва рубахи холст подгибался внутрь на 5–7 см с обеих сторон от шва, поэтому задняя часть рубахи получалась несколько шире, чем передняя.
Спереди сверху оставляли незашитым разрез примерно в 30 см, подгибая к плечам на глубину 5–6 см таким образом, что образовывался конусообразный вырез.
На подоле рубахи спереди оставляли незашитым разрез 15–20 см, потому что длинная и узкая одежда иначе была бы неудобной при ходьбе.
Рукава эрзянской рубашки шили прямыми, без клиньев; длина их равнялась ширине холста (около 29–32 см). Они были сравнительно короткими – до локтя или чуть ниже, это было удобно для физической работы дома и в поле. Прямой рукав без проймы пришивался к краю холста в области плеча, по нижней границе соединения его со станом вшивали квадратные ластовицы для облегчения движений руки.
У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.
Поверх рубахи женщины надевали подобие платья — кафтонь-крда, сарафан. Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста.
Куклы в народных костюмах №58 — Праздничный костюм Нижегородской губернии.
Национальный костюм мордвы
Традиционный наряд мокшанки носят и в повседневной жизни, а эрзянки-только по праздникам
Мордовский национальный костюм наряден и удобен. Глядя на него, сразу можно понять, какой в представлении народа была красота. И не только сам костюм у мордвы всегда являлся произведением искусства. Искусством, передававшимся из поколения в поколение, было умение надевать и носить костюм.
В составе мордовского народа выделяют два субэтноса — мордвы — мокши и мордвы — эрзи. Естественно, их национальные костюмы различались в зависимости от традиций этих локальных групп. Но были в костюмах и общие черты: белый холст как основной материал, туникообразный покрой рубах, отделка вышивкой, украшения из монет, раковин и бисера.
Мужской костюм
Одежда мордовских мужчин во многом была похожа на одежду русских, но со своими особенностями. Основой являлась рубаха — панар и штаны — понкст. Повседневные рубахи выполнялись из грубого посконного (изготовленного из конопли) материала, праздничные — из более тонкого льняного. Панар всегда носили навыпуск и подпоясывали.
Пояс (кушак или каркс) имел особое значение в костюме. Обычно его изготавливали из кожи и украшали железной, бронзовой или серебряной пряжкой. Пряжка могла быть простой, в виде кольца, либо более сложной, с щитком для прикрепления к ремню. Щиток украшался всевозможными узорами и камнями. К другому концу пояса прикрепляли металлический наконечник, а к внешней стороне — различной формы бляшки. И то, и другое покрывали узорами и изображениями. Помимо декоративной, у пояса была и утилитарная функция. К нему подвешивали оружие или другие предметы. В древние времена пояс был отличительным знаком воинов. К поясам самых прославленных и уважаемых приделывали дополнительные наконечники и пряжки, пришивали множество бляшек.
Летом мужчины поверх рубахи — панар надевали еще одну — белую распашную (мушкас — у мокши, руця — у эрзи). Весной и осенью носили сумань — приталенное суконное пальто черного или коричневого цвета. Сзади на талии сумани располагались сборки.
Другой демисезонной одеждой был чапан. Обычно его надевали в дорогу поверх другой одежды и повязывали кушаком. Шили чапан из сукна, у него был прямой крой, большой запах, длинные рукава и широкий воротник.
Зимой мужчины наряжались в овчинные шубы — ор, с отрезной талией и сборками. Овчинные тулупы, длинные и прямые, считались дорожной одеждой, как и чапан.
Самым распространенным головным убором были валяные шляпы и шапки белого и черного цвета с небольшими полями. В конце XIX века их вытеснили фабричные картузы. Для работы в поле летом надевали холщовые колпаки. Зимой носили шапки — ушанки и малахаи, обшитые сверху сукном.
На ногах мордва носила лапти, летом — с портянками, а зимой — с онучами. Праздничной обувью были сапоги (кемот – у мокшан, кемть – у эрзян). Самыми нарядными считались сапоги на каблуке и со складками на голенище.
Мужские национальные костюмы мокши и эрзи не слишком отличались и выглядели скромно, чего не скажешь о женских нарядах.
Женский костюм
Женская праздничная одежда мордвы была сложной и состояла из многих элементов, поэтому процесс одевания порой длился несколько часов, и в нем принимали участие 2 — 3 помощницы.
Туникообразная рубаха без воротника панар была основой костюма как у эрзянок, так и у мокшанок. Ее богато вышивали и подпоясывали шерстяным поясом каркс с кисточками на концах. У мокшан рубаха была короче, поэтому дополнялась штанами покст.
Вместо каркса эрзяне могли повязывать пулай — сложное набедренное украшение. По нему можно было определить региональную принадлежность женщины и ее материальное положение: его оформляли большим количеством бисера, бус, цепочек, блесток и т.д. В первый раз девушки надевали пулай в день совершеннолетия и носили его до самой старости. В праздничные дни поверх пулая повязывали пояс из бисера с красными кисточками — сэлге пулогай, а по бокам подтыкали похожие на передник боковые полотенца, украшенные вышивкой и лентами.
В мокшанском костюме поясными украшениями служили полотенца кеска руцят, их надевали сразу по нескольку штук, а также различные декоративные кисти — подвески из бус, шелка, жетонов, меха.
Поверх рубахи женщины надевали подобие платья — кафтонь — крда, сарафан.
Другим элементом костюма была верхняя распашная одежда из холста (руця, импанар — у эрзи, мушказ, балахон — у мокши). Также поверх рубах носили черные безрукавки выше колена, приталенные и с большим количеством оборок сзади. Весной и осенью верхней одеждой служила сумань, такая же, какую носили мужчины; зимой надевали овчинные шубы.
Головные уборы мордовских женщин отражали их возраст, семейное и социальное положение. Их украшали вышивкой, лентами, кружевами, блестками. У эрзянок головные уборы панго, сорока, сорка, шлыган были высокими и имели форму цилиндра, полуцилиндра или конуса. У мокшанок панга и златной представляли собой чепец трапецевидной формы.
В XIX веке к одежде мордовок добавился расшитый и украшенный передник.
Повседневной обувью были лапти, ноги эрзянки оборачивали белыми онучами, а мокшанки — белыми и черными. В праздники модницы надевали сапоги.
Особое место в убранстве мордовских женщин играли украшения — бусы, браслеты, перстни, кольца, у мокшанок — нагрудники. Главным украшением являлась брошь сюлгам.
Традиционный мордовский костюм еще сохранился у мокши как повседневный, так и праздничный. Эрзянки же надевают его лишь по праздникам или на концерты.
Список использованной литературы:
Мельников п.и. (Печерский А.) Очерки мордвы — М: Директ — Медиа, 2010. – 181 с. Прокина т.п. Мордовский народный костюм — Мордовское книжное издательство, 1990. – 391 с. Мордовский народный костюм (электронный ресурс).
Источник
Творческий проект «Мордовский национальный костюм для любимой куклы»
Содержание
Глава 1. Конструкция изделия……………………………………….…………8
1.1.Обоснование выбора конструкции и изготовление………………8
1.2. Декоративное оформление………………………………………. 9
Глава 2. Технология изготовления изделия…………………………….…….10
2.1. Выбор технологии и обработки изготовления…………………..10
2.2.Организация рабочего места и техника безопасности…………..11
2.3.Оборудование, инструменты и приспособления…………………14
Глава 3. Экономическое обоснование проекта……………………………….15
3.2. Экономическая оценка проекта…………………………………..15
Глава 4. Экологическая оценка проекта………………………………………16
Список использованной литературы………………………………………….19
Введение
Из истории народного костюма
Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связано с историей и эстетическими взглядами создателей. Народный костюм – не только яркий самобытный элемент культуры, но и синтез различных видов декоративного творчества, вплоть до середины ХХ века донёсшего традиционные элементы кроя, орнамента, использования материалов и украшений, свойственных мордовской одежде в прошлом.
С давних времен одежда была не просто защитой от непогоды или украшением тела человека — в костюме отражались образ жизни народа, его мировоззрение, верования, духовный мир. Народный костюм отличал один этнос от другого, характеризовал социальный, половозрастной статус человека, демонстрировал мудрость и мастерство людей, изготавливавших произведения народного искусства.
Известно, что народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, он подразделяется, прежде всего, на эрзянский и мокшанский подтипы, которые, в свою очередь, включают не менее полутора десятка разновидностей. Известный исследователь этнографии Поволжья конца ХIХ-начала XX века И. Смирнов так писал о мордовской рубахе: «Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой – «долматиком» византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придаёт ей значительную тяжесть и торжественность».
Народные костюмы мокши и эрзи достигли законченной художественно выразительной формы к середине XIX в. И если мужская и повседневная женская одежда отличалась простотой и целесообразностью, то праздничная одежда женщин была очень сложной, многосоставной, с обилием различных украшений, с целым рядом приемов драпирования фигуры, что объясняется тем, что сложно украшенный наряд мордовок уходит своими корнями в I – начало II тысячелетия.
Необходимо подчеркнуть, что самостоятельно женщина порой не могла одеться в такой костюм. Обряд одевания, в котором участвовало два-три человека, иногда длился несколько часов.
Сложный и тяжеловесный женский костюм, особенно его праздничный вариант, подчёркивал широко почитаемые в мордовском народе здоровье, силу и выносливость женщины. Благодаря такому костюму индивидуальные особенности каждой фигуры нивелировались и подгонялись под устоявшиеся в народе представления о красоте.
Традиционный мордовский костюм сохранял свои особенности до 20-З0-х годов XX века. А у некоторых групп мордвы он и сейчас функционирует во время обрядов и праздников.
Основной частью женского костюма является рубаха (панар) туникообразного типа без воротника. Сшивалась из двух полотнищ холста, перегнутых поперёк. Она имела четыре шва посередине груди и спины, два по бокам. Рукава были прямые, их длина равнялась ширине холста. Воротника не было, вырез на груди имел треугольную форму, его глубина колебалась от 20 до 30 сантиметров. Края выреза скреплялись кольцевой застёжкой – сюлгамо. Внизу передние полотнища для удобства при ходьбе и работе не зашивались до конца на 12–15 сантиметров.
Главным украшением рубахи была вышивка, очень плотная. Она окаймляла ворот рубахи, рукава, подол, располагалась широкой полосой по переднему шву и продольными полосами по спине и груди. Рубаху богато вышивали. Широкая рубаха подпоясывалась плетёным на дощечках шерстяным поясом – каркс с кисточками на концах – цёкт.
К концу XIX века в традиционный костюм мордовок вошёл передник (запон, сапоня). Его носили как в обычные, так и праздничные дни. По форме и покрою они подразделялись на три группы: без нагрудника, с нагрудником и закрытый передник с рукавами. Их шили из холста, фабричных тканей, причём часто разных цветов. Украшались передники вышивкой, полосками цветной материи, лентами, кружевом и т.д.
Безрукавки носили поверх рубахи и мокшанки, и эрзянки. Их шили из фабричной ткани чёрного цвета, длиной несколько выше колен. Покрой был в талию с большим количеством оборок сзади. Шейный вырез был круглым, его оторачивали кумачом. Её шили из красного или синего сатина, кашемира или атласа. Подол, проймы, воротник и полы оторачивались мехом сурка и украшались потоками разноцветной материи, лентами, пуговицами и блёстками.
Особая роль в национальном костюме отводилась головным уборам, которые строго соответствовали возрасту, семейному положению и проч. Женские головные уборы – панга, златной – представляли род мягкого чепца трапециевидной формы. Были распостранены уборы типа полотенец или платков.
Декоративным центром нагрудных украшений мордовки является застежка, которая закалывает ворот рубахи. По-мордовски она называется сюлгам, сюлгамо. Аналогичное украшение встречается и у других финно-угорских народов. Грудь украшается также бусами, гайтаном из серебряных монет и бисера, а также сложным нагрудником (у мокши). К бисерному нагруднику прикрепляется сетка из мелких разноцветных бусин, шерстяных кисточек и монет, более крупные из которых располагаются ближе к шее, а мелкие – на периферийной части украшения.
Традиционной обувью мордвы были лапти (карьхть) из липового или вязового лыка. Праздничным видом обуви были кожаные сапоги со сборами и острыми носками (кемот). Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. В холодное время года поверх портянок носили белые или чёрные онучи (сумань пракстат) из сукна. У теньгушевской эрзи и терюхан женщины носили более узкие, чем портянки, обмотки. По праздникам мокшанки носили обмотки красного цвета с жёлтыми, зелёными и чёрными полосами.
Чулки вошли в быт мордвы довольно поздно, их вязали иглой или крючком. Мокшанки носили полосатые наколенники (цюлкат), позднее их узор стал геометрическим.
На уши надевали серьги с подвеской – серебряной монетой, бусинкой или в виде шариков из гусиного пуха.
Необходимо выделить один факт. Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора.
Вышивание было не только обязательным, но и любимым занятием мордовских девушек, за которым они проводили много времени. Обучение вышиванию начиналось с 6–7 лет. К десяти годам девочки уже знали несколько видов швов, а к 12–13-ти годам им разрешалось ходить в гости к родным и подругам вышивать. Владение сложным искусством вышивки справедливо считалось одним из больших достоинств девушки. Стремясь не повторяться, мордовки постоянно совершенствовали своё мастерство как в технике исполнения, так и в отборе орнаментальных рисунков, черпая их в окружающей природе. Свидетельство этого – названия мордовского орнамента: «змеиная головка», «куриные лапки», «козьи копыта», «крылышки», «еловые ветки», «солнечные узелки», «звёздочки».
Традиционный костюм сохранился в настоящее время в разной степени у мокши и эрзи. Если мокшанки еще довольно часто надевают его, имеют как будничные, так и праздничные варианты одежды, то эрзянки наряжаются в него гораздо реже, лишь по тем или иным праздникам.
Большая коллекция старинной народной одежды собрана в Мордовском республиканском краеведческом музее имени И.Д. Воронина, которая включает повседневные, праздничные и ритуальные костюмы, изготовленные вручную мордовскими женщинами. В фондах музея насчитывается более 200 тысяч памятников отечественной истории. Одним из самых зрелищных элементов экспозиции музея является «Курная изба» конца XIX — начала XX века. Крытая соломой крыша, земляной пол, печь, в которой теплится «огонь», хозяйственная и бытовая утварь, элементы одежды создают эффект присутствия, который усиливают манекены «хозяина» с гончарным кругом и «хозяйки» за прялкой.
Актуальность
Мордовский национальный костюмактуален и по сей день, как и в прежние времена. Ручная работа, в отличие от промышленного производства, всегда будет высоко цениться. Изучив историю костюма, я решила с помощью бабушки попробовать свои силы в создании творческого проекта.
Поставила цель: изготовить мордовский костюм для куклы.
При работе над проектом мною решались следующие задачи:
Задачи проекта:
1.Изучить литературу по данной теме.
2.Изучить историю мордовского костюма.
3.Построить чертеж изделий, провести технологическую обработку изделий.
5.Научиться вышивке и шитью мордовского национального костюма
Глава 1. Конструкция изделия
1.1. Обоснование выбора конструкции и изготовление
На выполнение мордовского национального костюма меня вдохновила моя бабушка, которая живет в селе Старая Теризморга, Старошайговского района, Республики Мордовия. Люди этого села очень трепетно относятся к своим корням и традициям. И не случайно, именно в Старой Теризморге построены современные здания Центра мокшанской национальной культуры, который в 2007 году в рамках первого Международного финно-угорского фестиваля посетили президент России В. В. Путин и премьер-министр Финляндии.
Бабушка вынимала из шкафа мордовские костюмы и показывала их мне, которые шила и вышивала сама. Она наряжала и меня. И рассказывала, как долгими зимними вечерами с подружками мастерили себе наряды. В мордовском костюме моя бабушка выходила выступать в зале кремлевского дворца в г. Москве, выступала в г. Саранске, во Дворце культуры села Старая Теризморга. где пела мордовские песни. Бабушка научила и меня вышивать. Первые мои работы были – вышитое полотенце, и наряды кукол, которых я очень люблю наряжать.
Выбор идеи
Изучив литературу и освоив технику шитья и вышивки я решила попробовать изготовить наряд для моей куклы.
Учитывая особенности национального костюма, я решила с помощью бабушки начать с основной части женского костюма рубахи (панар) туникообразного типа без воротника. Сшила из двух полотнищ холста, перегнутых поперёк. Она имеет шов посередине груди и два по бокам. Рукава прямые. Воротника нет, имеется глубокий вырез на груди.
Я сняла мерки и изготовила чертеж (№1):
№ п/п | Условные обозначения | Измерения | Величины измерений (см) |
1. | Сш | Полуобхват шеи | 12 |
2. | Ди | Длина изделия | 16,5 |
3. | Шп | Ширина плеча | 2,5 |
4. | Др | Длина рукава | 10 |
Сделала выкройку и бабушка помогла мне вышить красивые рисунки. Вышили рукава, подол и две широкие продольные полосы по спине. Затем на швейной машинке сшили рубаху. Нижнюю часть рубахи украсили связанной крючком (петькс). Украсили петькс плесками.
Передник (фартук) сшили с нагрудником. Его шили из ткани сиреневого цвета. Украсили передник полосками цветной материи, лентами, кружевом.
Я сняла мерки и изготовила чертеж (№2):