Меню

Одежда боярина при иване грозном



Костюм княжеский, боярский

В XV — XVII веках появляется сарафан — длинная распашная одежда без рукавов, держащаяся на узких плечевых лямках и подпоясанная под грудью. Поверх сарафана надевалась короткая душегрея, которая также держалась на плечевых лямках. Душегрею шили из дорогих узорчатых тканей и обшивали по краю декоративной каймой. Изображенная на картина Маковского К.Е. девушка одета в белую рубаху, красные сарафан и душегрею, голову украшает венец с жемчужной поднизью, завязанный сзади красной лентой.

К.Е. Маковский «У околицы» 1890г.

Одна из разновидностей головного убора замужних женщин — кика. Она представляла собой твёрдую шапку с плоским верхом; по бокам иногда имелись части, прикрывавшие уши. Кику украшали жемчугом и вышивкой. На картине К.Е.Маковского изображена кика, богато украшенная вышивкой. Сзади волосы закрыты позатыльником, а лоб скрывает кружевное очелье.

К.Е. Маковский «Боярышня»

Особенностью костюма XV-XVII столетий было одновременное ношение большого количества одежд. Многослойность одеяния свидетельствовала о достатке человека, являлась главным критерием понятия красивого. Мужчины поверх рубахи надевали зипун — распашную одежду с узкими рукавами. Зипун доходил до колен и служил обычно домашней одеждой. На зипун надевалась иногда ферязь (ферезь), которая представляла собой верхнюю одежду без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застегивалась спереди пуговицами или завязками. Распространенным видом верхней одежды, надевавшейся на зипун, являлся кафтан. Кафтаны шили из дорогих узорчатых тканей, отделывали петлицами и пуговицами, тесьмой и галуном. Один из видов кафтана — охабень. Он имел четырехугольный откидной воротник, который доходил до половины спины. Длинные рукава были с разрезами, в которые можно было просунуть руки, а рукава завязывались узлом на спине. Обувью служили сапоги из сафьяна и бархата, с каблуками.

А.П. Рябушкин «Семья купца в XVI веке» 1896 г. Государственный русский музей

Зимой женщины носили шубы. Рукава шуб были длинными и узкими. По линии проймы в них делался прорез для продевания рук. Головными уборами служили горлатные шапки, названные так потому, что шились из горлышек пушных зверей. Такие шапки носили только представители боярских родов. По высоте горлатных шапок можно было легко установить знатность рода: чем выше шапка, тем знатнее род. Девушка, изображенная на картине А.П. Рябушкина одета в шубу, отороченную мехом, разрезанные сверху рукава свисают до подола. На голове девушки — высокая горлатная шапка.

А.П. Рябушкин «Московская девушка XVII века» 1903 г.

На картине М.В. Нестерова изображена девушка в древнерусском княжеском костюме. На ней узорчатый кафтан, из широких рукавов которого видны зарукавья нижней рубахи. На плечи княгини наброшен плащ-корзно, подбитый горностаем и застегнутый на плече фибулой. Голова девушки закрыта шапкой, поверх которой завязан убрус.

«Девушка у озера (Княгиня)». Конец 1910 — начало 1920 гг.

Большое значение в женском костюме принадлежало головным уборам. Девушки носили распущенные волосы или одну косу, в которую вплетали ленты, золотые и жемчужные нити. С древних времён у девушек головным убором? был металлический обруч. К нему прикреплялись височные кольца и налобные металлические украшения. Вокруг головы повязывали ленту. Иногда ленту наклеивали на твердую прокладку. Такой убор назывался чело кичное или венец. От него вдоль щек спускались рясы, а на лоб — поднизь — пряди из жемчуга с подвесками. Венец мог быть малым и большим, праздничным. Такой праздничный венец с жемчужной поднизью, завязанный сзади шелковой лентой, представлен на картине К.Е. Маковского.

К.Е. Маковский «Боярышня» 1884 г.

Для декоративного решения кафтанов использовали высокий стоячий богато расшитый воротник-козырь. Некоторые виды кафтанов подпоясывали кушаками и поясами, сделанными из кожи, шелка, парчи или бархата и украшенные золотой вышивкой, драгоценными камнями, металлическими бляхами. Одной из форм головных уборов была маленькая тафья, расшитая шелком и драгоценностями, надеваемая под верхний головной убор. Представленный на картине Маковского К.Е. боярин одет в зеленый кафтан с воротником-козырем, подпоясанный расшитым поясом. На голове боярина — вышитая тафья.

К.Е. Маковский «Боярин» 1880 г.

Икона XV века, изображающая первых русских святых, князей Бориса и Глеба, дает нам наглядное представление о княжеском костюме Киевской Руси. Князья одеты в длинные кафтаны, подпоясанные вышитыми поясами. На плечи наброшены плащи-корзно. Костюм дополняют круглые расшитые шапки с меховыми околышами и сафьяновые сапоги.

Икона «Борис и Глеб». Середина XIV века. Москва

Женский костюм в XV — XVII столетиях был чрезвычайно красочным. Верхние рубашки шились из цветных тканей. Такая рубаха именовалась красною, то есть красивою. Рукава рубашки продевались в прорези проймы верхней одежды, поэтому украшению их придавалось особое значение. Поверх рубашки надевали длиннополое распашное платье с широкими рукавами — опашень. Воротники были отдельными, не пришитыми к одежде. Они расшивались жемчугом и шелками. Стоячий и распластанный на плечах воротник назывался ожерельем, то есть окружающий горло (жерло). Парадным головным убором был кокошник. Твёрдая часть кокошника пришивалась к шапочке, которая полностью закрывала голову. Очелье кокошника украшали жемчугом и цветным стеклом, а к вершине прикрепляли покрывало из кисеи, падающее на плечи.?Кокошники также украшали жемчужными поднизями, которые крепились к передней части очелья и спускались на шею и лоб. Богатство праздничного костюма иллюстрирует картина Маковского К.Е., героиня которой одета в красную рубаху с расшитыми зарукавьями.

К.Е. Маковский «Боярышня у окна (с прялкой)» 1890-е г.

Характерной мужской одеждой на Московской Руси была шуба — объемная верхняя одежда с отложным воротником и широкими рукавами. Верх шубы покрывали тканью (атласом, парчой, бархатом, сукном), а подкладкой служил мех соболя, горностая, куницы, лисицы, песца, зайца, белки, а также овчина. Застегивали шубу на шнуры. Иногда рукава имели прорезь на уровне локтя для продевания рук. Нижние части рукавов свободно свисали. Бояре и дворяне носили шубы как зимой, так и летом, не снимая их в помещениях. Шубы были столовые (на легком меху, одеваемые к столу), санные и ездовые. Боярин на картине К.Е. Маковского одет в ферязь и шубу. На голову надета тафья.

К.Е. Маковский «Боярин с кубком»

Русский традиционный костюм XXI века.

Традиционный русский боярский костюм XXI века «Красная Москва»: платье, шубка, кокошник с ряснами, оплечье, поручи

Боярский костюм XXI века.

Боярский костюм XXI века от «Дома русской одежды Валентины Аверьяновой»:

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Боярские мужские костюмы,часть1

Боярские мужские костюмы

А. Литовченко, «Иоанн Грозный показывает свои сокровища английскому послу Горсею»

Карл Вениг, «Последние минуты Дмитрия Самозванца»

К.В. Лебедев, «Боярская свадьба»

А.П. Рябушкин, «Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате»

Мужская одежда XVII в.

Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…».

Середина 1630-х – первая половина 1640-х гг.

Одежда мужчин одинакова как у греков; рубашки у них широкие, короткие, едва достигают колен; воротник гладкий без сборок; спинка подшита в виде треугольника, спускается с плеч и шита красным шелком; у многих подоплёка подшита красной тафтой, к немалому украшению. У богатых людей вышивают воротник, низ рубашки и рукава пестрыми шелками и иногда золотом и жемчугом; воротник застегивается у таковых или двумя большими жемчужинами, или золотыми и серебряными пуговицами. Нижнее платье носят очень широкое сверху, где протянут шнур, по произволу распускающий и стягивающий его. Поверх рубашки и штанов носят узкие кафтаны длиною до колен с длиннейшими его рукавами, надеваемыми на руки в сборках; воротник у кафтана широкий, длиной в четверть локтя, подшит бархатом, или у вельмож золотной материей; его выставляют из-за другого кафтана, оставляя незастегнутым. Сверх кафтана носят другое одеяние длиною до икр, оно называется ферязью; как кафтан, так и ферязь делается из нанки, киндяка, тафты или атласа, смотря по состоянию каждого. Ферязь подбивается хлопчатою бумагой. Сверх всего носят платья, длиною достающие до пят, которые надевают выходя на публику; это платье бывает из синего, коричневого или темно-зеленого сукна, также парчовое, атласное и шитое золотом, такие же все одеяния, выдаваемые из царской казны по случаю принятия послов, для большего благолепия; у этой верхней одежды бывает длинный, ниспадающий с плеч воротник, вокруг и по сторонам она обшита золотом или жемчугом и украшена висящими кистями; рукава также длинные, как и одежда, весьма узки и подбираются так, что руки едва видны, иногда же при ходьбе они спускаются с рук, случается, что холопы и воры прячут в рукавах такого рода камни или плети, незаметные для зрителя, и нападают с ними ночью на проходящих. Князья и бояре при торжественных собраниях носят шапки вышиною в локоть, опушенные черным соболем или лисицей, в других случаях обшитые бархатом и частью опушенные только черным соболем или лисьим мехом и просто суконные. Русские вообще, как поляки, носят короткие юфтевые или персидского сафьяна сапоги с остроконечными носами.

Гравюра «Русское посольство к Максимиллиану II, 1576 г.»

Одежда боярская, мужская и женская. Вторая четверть XVII в.

Гравюра из книги А. Олеария «Описание путешествия в Московию…».

Одежда бояр. XVI — XVII вв. Хромолитография. 1840-е гг.

На портрете — Афанасий Власьев (? — после 1610), изображен в кафтане с козырем (высоким стоячим воротником) и жемчужными застежками. Его голову украшает расшитая жемчугом ермолка (тафья).

Слева в боярском костюме стоит Борис Годунов (ок. 1551/52 — 1605). Он одет в полукафтанье (короткую верхнюю распашную двубортную одежду) с длинными рукавами и петлицами на груди. Поверх полукафтанья надета ферязь (длинный мужской кафтан свободного покроя, без воротника) с короткими рукавами.

Справа от портрета Афанасия Власьева – стольник Петр Иванович Потемкин(1617 – около 1700). Костюм Потемкина представляет собой ферязь, сверху которой надета ездовая шуба (одежда из меха, покрытая тканью) с откидными рукавами, украшенная жемчугом и драгоценными камнями. У бояр шуба могла быть и парадной одеждой. В руке Потемкин держит трость. Его шапка оторочена соболем, а венчает ее перо из драгоценных камней и жемчуга.

Читайте также:  Как нарисовать восточную одежду

Мейерберг «Виды и бытовые картины России 17 века», Мужскiе костюмы русскiе и инородческiе

Ферезь царя Ивана Грозного, XVI в., ГИМ. Шёлк, подкладка хлопок, стёгана на вате.

Одежда прямого покроя. Рукава длинные, прямые, суживаются к кисти. Воротник узкий, стоячий, прошит в несколько рядов по шнурку. Полы не заходят одна на другую, соединяются четырьмя парами завязок из шёлкового шнура с парными кистями и серебряными шариками. Одежда простёгана на тонком слое бумажной ваты. Сшита из тонкой гладкой с отливом персидской тафты. Подкладка из бело-голубой плотной бумажной ткани. Подпушка из белой тонкой тафты.
Прорисовка этого кафтана Федором Солнцевым:

Рубаха-власяница царя Ивана Васильевича Грозного, XVI век. ГИМ.

Рубаха тёмно-коричневого цвета, сшита из грубого холста, в который вплетены конские волосы. Использовалась как средство самоистязания: власяницу надевали на голое тело, поэтому, отвешивая молебные поклоны в течение долгого времени, спина расцарапывалась в кровь.
Конструкция. Основа – прямой стан, перегнутый пополам. К нему пришиваются рукава из прямых полотнищ. С каждого бока – по две трапециевидных вставки, расширяющиеся книзу. Одна из них состоит из двух частей (см. схему). Подмышками – ластовицы. Горловина полукруглая, к ней пришит невысокий воротничок-стойка. На груди глубокий вертикальный разрез, который застёгивается на шесть пар шерстяных шнуров чёрного цвета: два — на воротничке, оставшиеся – на груди. Детали власяницы соединены «запошивочным» швом, кроме шва, соединяющего между собой боковые вставки и, по-видимому, шва, соединяющего кромки рукавов. Какой он пока не удалось в точности установить. Возможно, это шов «вперёд» иголкой в сочетание с простой подрубкой (!). Все срезы подогнуты вдвое и прошиты по кромкам два раза швом «вперёд» иголкой.

Ферезея царя Алексея Михайловича. 1670-е годы, Оружейная палата.

Ферезея – парадная одежда московских придворных чинов в 17 веке. Шилась из дорогих материй, богато украшалась. В отличие от опашня и охабня, никогда не застёгивалась на пуговицы, а завязывалась на шнурки у шеи. Не путайте ферезею с ферязью – это разные платья.

Шуба митрополита Филиппа, 1566-1569 гг., из собрания Оружейной палаты

«Это – верх шубы митрополита Филиппа (1566-1569), относящаяся ко времени его ссылки. Шерстяная черно-коричневого цвета ткань домашней выработки, характерная для русского ткачества XVI-XVII веков, бытовала в широких слоях населения. Покрой шубы несложен: перед и спина состоят из прямых полотнищ, к которым присоединены скошенные полотнища и клинья в подоле, ширина которого достигает 344 см. Своеобразен покрой рукава с необычно широкой проймой – 65 см. Рукав, очень широкий вверху, постепенно суживается книзу до 16 см. Воротник небольшой, отложной. Рукава, ворот, полы и подол были обшиты бараньим мехом коричневого цвета, в большей части утраченным. Спереди на полах, от ворота до самого низа, 30 пар нашивок из узкой коричневой тесьмы с обшивными пуговицами на правой поле и петлями на левой».

Верх на ш убу, XVII век. ГИМ, приписывается царю Алексею Михайловичу

Первая половина XVII в. Москва, Царицины мастерские палаты. Ткань – турецкий атлас золотной. 1620-е гг. Пуговицы – серебро, чеканка. Спина и передние полы одежды из прямых полотнищ ткани, к низу вставлены клинья, рукава вшиты по прямой линии, у проймы широкие, суживающиеся к низу, значительно длиннее руки. На груди поперёк нашиты восемь парных полос тесьмы из тонкого шёлкового шнура, сложенного в четыре раза. По сохранившимся сведениям, шуба была на беличьем меху – «испод белий». Верх шубы из золотного атласа с растительным узором в виде изогнутых побегов с листьями и цветами.

Из рисунков Федора Солнцева:

Прически

Мужчины волосы стригли коротко. Делали они это очень простым способом: на голову надевали глиняный горшок и все волосы, вылезавшие из-под него, состригали. Такая причёска называлась «под горшок». Позднее появились её разновидности, такие как «под скобку» и «в кружок», где концы волос подвивались внутрь, а в XVI в. утверждается мода на бритьё головы. Но Иван Грозный запрещает боярам брить головы, и сам носит причёску «в скобку». Адам Олеарий, побывавший в России в составе шлезвиг-голштинского посольства в 1633 г., писал: «Мужчины у русских большею частью рослые, толстые и крепкие люди, кожею и натуральным цветом своим сходные с европейцами Волосы на голове только их попы, или священники, носят длинные, свешивающиеся на плечи; у других они коротко стрижены. Вельможи даже дают сбривать эти волосы, полагая в этом красоту. Однако как только кто-либо погрешит в чём-нибудь перед его царским величеством или узнает, что впал в немилость, он беспорядочно отпускает волосы до тех пор, пока длится немилость». Длинные волосы мужчины отпускали и в знак скорби, по случаю траура, а вот женщины, наоборот, в знак печали их стригли.

Головные уборы

Основу мужской шапки составлял колпак остроконечной или сферической формы со слегка отстающим околышем — ободком, облегающим голову. Судя по Изборнику Святослава (1073 г.), привилегией знати являлись шапки из бархата с ценным мехом.

«У простых граждан летом шапки из белого войлока, а зимою из сукна, подбитые мехом», — отмечал Олеарий. Эти шапки и назывались колпак, хотя само название появилось только в XVII в., до этого шапки были валяные и назывались валёнками.

Люди состоятельные шили шапки из тонкого сукна или бархата, а богатые — из парчи или атласа с пристёгнутым околышем, унизанным жемчугом; московские щёголи могли добавить к этому ещё и золотые пуговицы. О том, насколько красочными были головные уборы знати, свидетельствует описание костюма князя Вяземского в романе А.К.Толстого «Князь Серебряный»: «Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером». Мурмолка была разновидностью колпака — четырёхугольная, низкой формы, верх у которой был суконный, ярко-вишнёвого, зелёного или чёрного цвета, а основная часть изготавливалась из дорогой ткани, парчи или бархата. Такие головные уборы предпочитали носить бояре, купцы и дьяки. Зимой мурмолка подбивалась мехом, который отворачивался наружу широкой полосой, чтобы она не стягивала голову, в центре спереди делался разрез, а отвороты пристёгивались к тулье в двух местах пуговицами и богато украшались.

Другим видом мужских шапок являлась тафья, или скуфья, небольшая мягкая шапочка, наподобие тюбетейки, прикрывавшая только макушку, расшитая шёлком или золотыми нитями, бывает украшена жемчугом и драгоценными каменьями. На Русь она попала с Востока и приобрела популярность среди богатой части населения как домашний головной убор. В частности, царь Иван Грозный ходил в ней в церковь, чего не одобрял митрополит Филипп.

И вот ещё одна разновидность: «у князей и бояр или их государственных советников во время публичных заседаний надеты шапки из чёрного лисьего или собольего меха, длиною в локоть». Их называли горлатными. Эти шапки носили как символ богатства, достатка и родовитости. Обычно боярин сначала надевал тафью, затем колпак, а на него уже горлатную шапку. Шили её из целого меха горла животного — «душки», вышиной 6—8 вершков (до 40 см). Иногда использовали не мех, а выделанную кожу, парчу и замшу.

Знатные люди не снимали головных уборов ни при входе в помещение, ни за столом, ни в присутствии царя. Лишь придя домой, хозяин снимал шапку и напяливал её на специальный расписной болванец, сделанный из мягкого дерева или ткани, набитой опилками.

Источник

Одежда боярина при иване грозном

Одежда Московской Руси в эпоху Ивана Грозного (по роману А. К. Толстого «Князь Серебряный»)

Автор работы награжден дипломом победителя III степени

История одежды с древнейших времен до наших дней является как бы зеркалом, в котором отражается вся история человечества. Любой костюм складывается на протяжении столетий, поэтому обязательно воплощает в себе историю нации, её национальные ценности. Как часть народной души, он имеет большое историческое и художественное значение.

Нам трудно сейчас представить, как жили дворяне в XVI веке. Для того чтобы анализировать литературное произведение на историческую тему, надо понимать ту эпоху, те обычаи, о которых пишет автор. В произведении А.К.Толстого «Князь Серебряный» речь идёт об эпохе царствования Ивана Грозного.

XVI век. Эпоха Ивана Грозного. В сознании возникают страшные картины бесчинств опричников, моря крови, пытки, казни. Н.М. Карамзин писал: «Опричник, или кромешник (так их называли, как бы извергов тьмы кромешной), мог безнаказанно теснить и грабить. Затейливый ум Иоаннов изобрел достойный символ для своих ревностных слуг: они ездили всегда с собачьими головами и метлами, привязанными к седлам, в ознаменование того, что грызут лиходеев царских и метут Россию». Опричнина — в царствование Ивана Грозного — система чрезвычайных мер для подавления боярской власти, которая отличалась варварскими средствами: террором, пытками, массовыми казнями, разорением купечества.

Многие наименования одежды, встречающиеся в произведении, нам не понятны и требуют не только обращения к словарю, но и обширного бытового и исторического комментария.

Цель: узнать, как одевались люди Московской Руси в середине XVI века.

Задачи:

— выяснить, как одевались царь, именитые бояре и боярыни, опричники;

— узнать, в чем особенность русского костюма середины XVIвека;

— выяснить, какие украшения носили люди Московской Руси.

Актуальность исследования обусловлена познавательным интересом к данной теме.

Объектом данного исследования является роман А.К.Толстого «Князь Серебряный»

Предметом данного исследования является одежда людей XVI в.

Методы, применяемые в ходе исследовательской работы:

1) поисковый; 2) аналитический; 3) систематизация; 4) практический.

Практический результат: предложенный нами материал расширит кругозор учащихся, повысит интерес к предмету, поможет осмыслить историческое прошлое и сохранить традиции.

Читайте также:  Как узнать размер своей одежды подростку

Проанализировав результаты анкетирования, мы решили провести внеклассное мероприятие в 10 «Б» классе, чтобы дать представление о русском костюме эпохи Ивана Грозного.

I.Основная часть 1.1. Эксперимент (опрос, тестирование)

Ученикам были предложены следующие вопросы:

1. Знаете ли вы, какую одежду бояре, купцы и простолюдины носили во времена Ивана Грозного?

2. Какие украшения носили богатые и бедные люди?

3. Хотели бы узнать об этом подробнее?

Так нами были найдены слова совершенно незнакомые учащимся (кафтан, кушак, яхонт), малознакомые, т.е. они их слышали, но не знают лексического значения (венец, соболем отороченную, шубу бархатную), и, наконец, те, которые дошли до наших дней (шуба, ожерелье, запонки, шапка, перстень, медный крест).

Ответы учащихся по опросу были следующими. Почти 85% не знали, какую одежду носили люди во времена Ивана Грозного; 51% учащихся на второй вопрос называли те украшения, что носят в наше время, предполагая их использование и в эпоху Средневековья, и 91% учащихся хотели бы узнать и об одежде и украшениях, а также о том времени, эпохе царствования Ивана Грозного.

Ребятам были предложены тестовые задания с несколькими вариантами ответов.

1. Что такое кафтан?

а. Жилет б. Длинное пальто в. Куртка г. Не знаю

2. Что такое кушак?

а. Ремень б. Еда в. Пояс г. Не знаю

3. Что такое яхонт?

а. Ласковое слово б. Драгоценный металл в. Драгоценный камень г. Цвет

4. Что такое перстень?

а. Перчатки б. Кольцо с камнем в. Палец

В эксперименте приняло участие 40 учащихся 7-х классов.

Результаты тестирования следующие:

На первый вопрос «Что такое кафтан?» 65 % учащихся не знали ответа.

На вопрос, что такое кушак, учащиеся ответили следующим образом:

14% отметили, что кушак — это ремень, 23% -еда, 4 % — пояс, а 59% не знали вообще, что это такое.

Следующий вопрос заинтересовал учащихся, так как они слышали выражение «яхонтовый ты мой», но не понимали значения этого выражения. На вопрос «Что такое яхонт?» 21% учащихся указали, что это ласковое слово, 25% — драгоценный металл, 15% — драгоценный камень, 9% — цвет, 20% — не знали ответ на этот вопрос.

К удивлению, вопрос «Что такое перстень?», также вызвал сомнения у учащихся. Результаты таковы: 12% учащихся ответили, что это перчатки, 68% — кольцо с камнем, 7% посчитали, что перстень происходит от слова «перст», поэтому это палец, и 13% не знали ответа.

1.2.Семантика слова «одежда» и «украшение»

Современное слово «одежда» является заимствованием из церковно-славянского языка и обозначает совокупность предметов, которыми прикрывают тело». Оно развилось из праславянского слова odědja вследствие изменения в старославянском языке dj в дж

Общие цели одежды:

• защита от холода, жары и других природных факторов; прикрытие наготы, когда это соответствует культуре поведения; украшение (мода); гигиена; вспомогательные функции (например, спецовка, карманы); сигнальная функция: в одежде заложена информация о социальном статусе, о возрасте, о поле, о национальности, о наличии вкуса, о некоторых психологических особенностях человека.

В современном толковом словаре русского языкаТ.Ф. Ефремовой «украшение»—

1. процесс действия по гл. украшать, украшаться;

2. результат такого действия; то, что украшает, создает красивый вид.

3. перен. тот, кто приносит славу чему либо, является гордостью чего — либо.

Одежда сопровождает человечество на протяжении всей его истории. Ещё в те времена, когда первобытный человек обитал в пещерах, чтобы согреться и защитить себя от сырости, он использовал шкуры, снятые с добытых на охоте зверей. Можно сказать, что с этого времени и началась история возникновения некоторых элементов нашего гардероба.

Откуда мы знаем, как наряжались тысячу лет назад наши далёкие предки, что надевали они зимою и летом, в будни, в праздничные и печальные дни? Конечно, на многие вопросы отвечает в первую очередь археология и литература.

1.3.Исторический роман «Князь Серебряный». Герои

Исторический роман «Князь Серебряный» создавался свыше 10 лет. Первый раз он был опубликован в «Русском вестнике» в 1862 году.

Создавая роман, Алексей Константинович заимствовал фактический материал из «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина. Но он отступал от исторических фактов, допускал вымысел, старался создать общую, правдивую картину жизни.

Главные исторические лица – носители зла: Иван Грозный, Малюта Скуратов, Вяземский и Басманов. Им противопоставлены вымышленные герои с историческими фамилиями: Серебряный, Морозов. Толстой построил свое произведение на остром историческом конфликте: столкновение благородной личности, которая ставит интересы Родины превыше всего, с деспотической властью царя. Царь и опричники, страшные в своем диком произволе, производят на читателя отрицательное, жуткое впечатление.

А.К. Толстой очень тонко и красочно показал образ Ивана Грозного и его соратников, а так же быт простых крестьян в Древней Руси.

В романе рассказано о благородном воеводе, князе Серебряном, который по возвращении с Ливонской войны столкнулся с бесчинствующей шайкой опричников и понял, что в русском государстве творится что-то неладное. Дальнейшие бесчинства он встречает при дворе Ивана Грозного в Александровской слободе. Несмотря на глубокое отвращение к преступному окружению царя во главе с Малютой Скуратовым, князь сохраняет верность государю.

1.4.Образ Елены Дмитриевны. Одежда женщины боярского рода

Один из притягательных образов романа А. К.Толстого – образ Елены Дмитриевны, возлюбленной князя Серебряного. Спасаясь от посягательств князя Вяземского, одного из опричников царя, она выходит замуж за Дружину Морозова, друга ее покойного отца.

Впервые на страницах романа мы встречаем Елену в 5 главе: «На ней был голубой аксамитный летник с яхонтовыми пуговицами. Широкие кисейные рукавами, собранные в мелкие складки, перехватывались повыше локтя алмазными запястьями, или зарукавниками.

Поработав со справочной литературой, выяснили, что представлял собой костюм женщины боярского рода в середине XVI века.

Итак, его основу составляла длинная рубаха, поверх которой надевали летник с длинными широкими рукавами. Летник был прямого покроя, расширенный за счет боковых клиньев до 4 м внизу. Особенностью летника были широкие колоколообразные рукава, сшитые от проймы только до локтя. Далее они свободно свисали до пола остроугольными полотнищами ткани. Так как рукава были очень длинными, то обычно женщина, носившая летник, держала руки согнутыми в локте, чтобы концы рукавов не волочились по земле. Внизу рукава украшали вошвами — треугольными кусками атласа или бархата, расшитыми золотом, жемчугом, металлическими бляхами, шелком. Такие же вошвы пришивали к вороту и спускали на грудь.

Летник украшали также бобровым ожерельем-воротником. Мех для ожерелий подкрашивали обычно в черный цвет, чтобы подчеркнуть белизну и румянец лица.

В зависимости от социального статуса запястья рукавов рубахи, а также подол летника могли расшиваться как простыми нитями или тесемками, так и золотом, жемчугом. Цвета летников были различны. Упоминаются летники лазоревые, зеленые, желтые, но чаще всего красные.

Голову именитой замужней женщины украшала кика, состоящая из обруча, чехла — «сороки» и назатыльника. Деревянный или кожаный обтянутый тканью обруч имел различную форму: полумесяца, подковы, лопаты. К нему прикрепляли чехол — «сороку» и назатыльник, которые делались из дорогой, украшенной вышивкой ткани.

Самым нарядным головным убором был кокошник, цельный, украшенный жемчугом, с очень высокой передней частью. Иногда к нему прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани.

Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями — сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна — низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.

Девицы обычно носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волос. Косу они украшали, вплетая в нее нити жемчуга, ленты. Вместо лент косу могли украшать накотиком — обтянутым дорогой тканью, кусочком бересты или кожи. Часто вокруг головы повязывали ленту или мягкую повязку из ткани, а иногда надевали жесткий венец, напоминающий кокошник, но не имевший дна.

Уши Елены Дмитриевны украшали длинные алмазные серьги. Помимо серег женщины могли украсить себя браслетами, перстнями и кольцами. Шея украшалась множеством крестиков и образков.

На ногах у Елены Дмитриевны были сафьяновые сапоги с золотой нашивкой.

Женщины в XVI веке носили также кожаные, бархатные, атласные сапоги и башмаки. До XVII в. обувь была без каблуков. Во время поцелуйного обряда Елена Дмитриевна предстала перед гостями в богатом сарафане. Первоначально сарафан относился к мужской одежде, и лишь с XVI века его стали носить женщины, причем не только зажиточные боярыни, но и крестьянки.

Типы сарафанов были многообразны: комнатные, уличные, в виде цельного платья без рукавов или юбки на лямках, надевавшиеся через голову и распашные, «глухие» и застегивающиеся спереди на пуговицы (их искусно ковали из металла или вырезали из дерева). Сарафаны шили из плотных и ярких цветных материй. Простейшие, для полевых работ — из домашней крашенины, нарядные — из дорогих привозных тканей. Украшались готовые платья золотой нитью «в прикреп», кружевом, драгоценными камушками. Сарафаны не подпоясывались.

Иноземные путешественники XVI и XVII веков описывают женскую одежду так:

«Благородные женщины, называемые женами боярскими, носят на голове тафтяную повязку, обыкновенно красную, а сверх нее шлык, называемый науруса, белого цвета. Сверх этого шлыка надевают шапку из золотой парчи, называемую шапкой земскою, с богатою меховою опушкою, с жемчугом и каменьями, но с недавнего времени перестали унизывать шапки жемчугом, потому что жены дьяков и купеческие стали подражать им. В ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые, с рубинами, сапфирами или другими драгоценными каменьями. Летом часто надевают покрывало из тонкого белого полотна или батиста, завязываемое у подбородка, с двумя длинными висящими кистями. Все покрывало густо унизано дорогим жемчугом. На шее носят ожерелье, в три и четыре пальца шириною, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными каменьями».

1.5.Украшения к одежде

Украшением могли служить как меха, драгоценные камни, дорогие ткани, так и изделия из драгоценных металлов. Отдельно можно выделить и ткани, из которых шилась одежда знати ( шубу бархатную, кушачком шелковым, парчовый кафтан, шелковые товары, наряды парчовые, шелковой фатой), меха (шапка соболиная, черным соболем отороченную), драгоценные камни и металлы (златом венце, перстенёк яхонтовый, ожерелье жемчужное, хочешь золота али жемчугу, ярких камней, медный крест, дары драгоценные).

Читайте также:  Кукла паола рейна выкройки одежды крючком

В начале XVII века в Москве существовал специальный рынок по продаже жемчуга – жемчужный ряд. Делами на этом рынке заправляли купцы — жемчужники, самый известный из них тверской купец Афанасий Никитин.

Верхняя одежда широкая, называемая опашень, обыкновенно красная, с пышными и полными рукавами, висящими до земли, застегивается спереди большими золотыми или по крайней мере, серебряными вызолоченными пуговицами, величиною почти в грецкий орех. Сверху под воротником к ней пришит еще другой большой широкий воротник из дорогого меха, который висит почти до половины спины.

Последний раз мы видим Елену Дмитриевну в стенах монастыря. На ней черная монашеская одежда, да и имя у нее теперь другое — сестра Евдокия.

1.6.Мужская одежда времен Ивана Грозного

Старинная русская одежда по покрою была одинакова как у царей, так и у крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.

Костюм царя отличался от одежды знати только в особо торжественных случаях. Тогда он состоял из царского платна — распашной длинной одежды, очень расширенной книзу, с широкими короткими рукавами. Линия застежки встык, борта, низ платна и низ рукавов обшивались декоративной полосой. Сверху надевался круглый широкий воротник — барма и головной убор — тулья конусообразной формы с меховым околышем. Царские облачения настолько живописны, ярки и богаты, что в описаниях иностранцев их сравнивали с «солнцем, убранным звездами».

Одеяние царя Ивана Грозного в романе Толстого описывается так:

«Длинная парчовая одежда его, испещренная узорами была окаймлена вдоль разреза и вокруг подола жемчугом и дорогими каменьями. Драгоценное перстяное ожерелье украшалось финифтевыми изображениями спасителей, богоматери, апостолов и пророков…»

А какая одежда была у слуг Ивана Грозного? В романе находим такое описание: «Они заменили парчовые доломаны летними кунтушами из белого аксамита с серебряным шитьём и собольею опушкой…»

Доломан – старинная верхняя одежда, убранная пуговицами.

Парча – золотая или серебряная ткань из шелка, протканная золотом, серебром.

Кунтуш – род верхней мужской одежды со шнурами и откидными рукавами.

Своеобразной была и одежда опричников Ивана Грозного. Опричники носили черную одежду. К их седлам были приторочены собачьи головы и метлы, символизировавшие собачью преданность царю и готовность вымести измену из страны.

«Впереди скакал чернобородый детина в красном кафтане, в рысьей шапке с парчовым верхом. К седлу его привязаны были метла и собачья голова…»

«Один из них, в кармазинном кафтане с золотыми кистями и в белой парчовой шапке…»

Парчовая шапка- это шапка, сшитая из парчи.

«Царские телохранители блистали золотом. На каждом из них была бархатная или парчовая тафья, усаженная жемчугом и дорогими каменьями…»

Тафья — маленькая плоская и круглая шапочка, плотно закрывающая макушку головы — подобие тюбетейки или ермолки, которую носили в старину (обычно под шапкой).

У А. К. Толстого в романе читаем: «В это время два всадника показались на улице. Один из них, кармазинном кафтане с золотыми кистями и белой парчовой шапке, из-под которой вились густые русые кудри…».

Князь Серебряный— герой исторического романа А.К.Толстого «Князь Серебряный». Кафтан, надетый на нем, — основная мужская одежда этого времени. Кафтаны были очень разные. Одни короткие, другие длинные из узорчатых дорогих тканей. На некоторых делали отделку петлицами, пришивали металлические, деревянные пуговицы. На других красиво вышивали воротник и низ рукавов золотом и серебром. Один из видов кафтана – становой кафтан с широкими и недлинными рукавами; вверху застегивали запонкой, шили преимущественно из шелковых материй.

Еще один герой произведения – князь Афанасий Вяземский, безответно влюбленный в Елену Дмитриевну. Вот его портрет в романе свидетельствует о том, насколько красочным и декоративным был русский костюм: «На князе был белый атласный кафтан. Из-за низко вырезанного ворота виднелось жемчужное ожерелье рубахи. Жемчужные запястья плотно стягивали у кистей широкие рукава кафтана, небрежно подпоясанного малиновым шелковым кушаком с выпущенной в два конца золотой бахромой, с заткнутыми по бокам узорными перчатками. Бархатные малиновые штаны заправлены были в желтые сафьянные сапоги с серебряными скобами на каблуках, с голенищами, шитыми жемчугом и спущенными в частых складках до половины икр. Поверх кафтана надет был внакидку шелковый легкий опашень золотистого цвета, застегнутый на груди двойной алмазной запоной. Голову князя покрывала белая парчовая мурмолка с гибким алмазным пером».

Кафтан представлял собой узкое платье, с рукавами узкими, длинными и со сборами. Длина его не заходила далее колен; воротник делался высокий и стоячий, закрывавший весь затылок, и назывался козырем. Кафтан шился из легкой и тонкой материи, редко из сукна.

Спереди застегивался петлями на пуговицах с длинными кисточками; у запястий рукава связывались тесьмянными, металлическими и ременными зарукавьями. Богатые украшали жемчугом и камнями. Козырь или стоячий воротник, предмет щегольства и роскоши, делался атласный, бархатный и парчовый: он вышивался серебром, золотом, жемчугом и драгоценными камнями.

Опашень – летняя верхняя мужская одежда; широкий долгополый кафтан, как ферязь, но с короткими, широкими рукавами. Опашень накидывался на становой кафтан.

Ферязь – мужское долгое платье, с длинными рукавами, без воротника и перехвата, еще один вид кафтана, появился в костюме бояр как выражение их сословной принадлежности и имущественного положения.

Немалую роль играли в костюме пояса и кушаки из кожи, шелка, парчи, бархата, простой веревки, вышитые золотом, жемчугом, драгоценными камнями, металлическими бляхами, галуном. Часто к поясам подвешивали украшения и небольшую сумку-кошелек калиту. Благодаря разной манере ношения пояса подчеркивали прямо противоположные качества фигуры. Надетые на уровне талии «добрыми молодцами» и воинами, они подчеркивали стройность фигуры; спущенные на линию бедер с большим напуском верхней части одежды, пояса акцентировали полноту, дородность, высоко ценимые в эстетических представлениях боярства.

Как и слово кафтан, слово кушак вышло из активной лексики русского языка, поэтому мы обратились к словарям. В словаре С.И.Ожегова находим: кушак — муж. пояс или опояска, широкая тесьма, либо полотнище ткани, иногда с бархатом по концам, для обвязки человека в перехвате, по верхней одеже. В словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона «кушак» — это иное название пояса и было оно заимствовано из тюркских языков. В татарском языке находим кушак – пояс, кушак.

Пояс являлся своеобразным оберегом. Красный пояс, подаренный женой мужу, должен был охранять его от дурного глаза и чужих жён. Удар поясом считался пожеланием удачи (так ударяли поясом свата, отправлявшегося на сватовство). Особым оскорблением было сорвать пояс. Такого человека считали обесчещенным, и он должен был отомстить обидчику.

Запона – застежка, при помощи которой держался опашень.

Мурмолка – шапка с узорчатыми, поднятыми кверху, разрезанными спереди и украшенными каменьями полями, иногда опушенными мехом, носили молодые люди

Характерной мужской одеждой этого периода была также шуба — распашное изделие объемного, расширенного книзу силуэта с длинными широкими рукавами и отложным меховым воротником. Шубу не только надевали, выходя на мороз, но обычай позволял хозяевам сидеть в шубах даже во время приема гостей. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце

Еще один персонаж это боярин Дружина Андреевич Морозов, муж Елены Дмитриевны.

«Стоял боярин Морозов в бархатном зеленом кафтане, в парчовом терлике нараспашку…»

Терлик — род верхнего платья в древней Руси

«Дружина Андреевич, отслушав молебен, вошел в добром платье, в парчовом кафтане, с собольей шапкою в руках…»

Соболья шапка – шапка, сделанная из соболиного меха.

В процессе выполнения этой работы мы показали, что одежда — социальное явление. Она демонстрирует статус владельца, отражает стремление к роскоши, помпезности, блеску. Одежда бояр, придававшая фигуре торжественную величавость, стала сочетаться с особой эффектностью декоративного оформления. Одежда является органичной человеку формой культуры. Она важный и значимый источник информации о человеке, определяющий его возрастную, национальную и социальную принадлежность, выявляющий этические и эстетические характеристики, вкусы и привычки.

Таким образом, поставленная нами цель достигнута. Мы выделили наименования одежды и украшений в произведении А.К.Толстого, дали толкование. Нами была исследована дополнительная литература, в процессе работы поняли, что одежда и украшения как часть национальной культуры раскрывают эпоху Ивана Грозного.

Предложенный нами материал расширит кругозор учащихся, повысит интерес к предмету, поможет осмыслить историческое прошлое и сохранить традиции.

«Многое доброе и злое, что как загадочное явление существует поныне в русской жизни, таит свои корни в глубоких и тёмных недрах минувшего»,- этими словами заканчивается роман «Князь Серебряный».

1.А.К.Толстой «Князь Серебряный», М., 1996г.

3. Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь русского языка. М., 2010г.

4.Исенко С.П. Русский народный костюм и его сценическое воплощение. М., Изд-во МГУК, 2002г.

5. История русского костюма XVI – XVIIвека. Е.В.Киреев, М:, Просвещение, 1970г.

6.Ожегов С.И. Словарь русского языка. /Под ред. Шведовой Н.Ю. М., Русския язык, 1986г.

7.Русская народная одежда. Под редакцией Г.А. Храмцова. М., Изобразительное искусство, 1974г.

8. Федоров А. В. «Литературный портрет А. К. Толстого» «ЛвШ» №8 за 2002 год

9.Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. С.-Пб, 1890-1907гг.

Источник