Меню

Одежда женщин во время второй мировой войны



Одежда женщин во время второй мировой войны

Вторая мировая война тяжким бременем легла на плечи модной индустрии. Во многих странах были введены всеобщие нормы потребления, которые касались и одежды, которую зачастую можно было получить только по карточкам. Данные меры приводили к упрощению костюма и росту изобретательности модниц тех лет.

Острая нехватка материалов заставляла использовать всё, что попадалось под руку: пара мужских фланелевых брюк превращалась в прямую юбку, вязаный джемпер распускался и перевязывался в детскую одежду, из хорошо сохранившихся частей старых платьев создавалось новое, а одеяло можно было покрасить и переделать в зимнее пальто.

В дизайн одежды начала 1940-х годов прочно вошли военные мотивы. Даже знаменитая Эльза Скиапарелли создавала костюмы, в которых можно было находиться в бомбоубежищах[1].

Костюм для бомбоубежища. Источник: creativehead.blog.ru

Одежда становилась более практичной и постепенно теряла всё, что забирало на лишнюю ткань: манжеты с отворотами, брюки с манжетами, карманные отвороты и плиссировка.

Вопреки условиям военного времени женщины стремились к красоте и искали вдохновение у новых кумиров. Центр модного мира из оккупированного Парижа переместился в американский Голливуд. Несмотря на постоянные боевые действия, кино было одним из самых популярных мест для отдыха. Кинодивы 1940-х – Лорен Бэколл, Марлен Дитрих, Ава Гарднер, Рита Хейворт – были воплощением идеалов своего времени, к которым стремились многие женщины по другую сторону океана.

Марлен Дитрих. Источник: maskball.ru

Рита Хейворт. Источник: vigrali.narod.ru

Тем временем, силуэт женской одежды всё больше заимствует военную строгость. Гражданская одежда дополнялась военными деталями – поясами, пряжками, эполетами, накладными карманами. В моду входят широченные плечи, будто бы примеривающие на себя тяжесть погон; по-военному стянутая талия, чётко обозначенная под солдатский ремень, и короткая длина юбок[2].

Юбки не теряли своей популярности, несмотря на общую милитаризованность общества. Они могли кроиться со вставками из другого материала или цвета, чаще всего юбки имели одну или две встречные складки. Особым шиком считалось носить дефицитные плиссированные, гофрированные или юбки солнце-клёш.

Одной из основных тенденций в моде начала 1940-х является геометричность форм. Основной силуэт военного времени у платьев и костюмов был в виде буквы X. Также в одежде присутствовали формы прямоугольника, чаще она относилась к пальто; двух треугольников, вершины которых соединялись вместе на линии талии (пальто и платье); и квадрата (жакет квадратной формы с узкой короткой юбкой-карандаш).

Яркой особенностью 1940-х является возвращение талии на своё естественное место. Её стали четко обозначать, стягивая широким поясом или подчеркивая облегающей одеждой: благодаря этому не терялось впечатление хрупкости на фоне военных деталей костюма. Также для создания эффекта ярко выраженной талии женщины зрительно увеличивали верхнюю часть платья. К летним платьям пришивали крылышки из марли или органзы, которые укладывались в фалды и закреплялись, придавая им с помощью «плечиков» форму, подобную эполетам. Даже рукав кимоно, называемый в то время «летучая мышь», для сохранения объёма выполняли на подкладке. Из-за нехватки материалов, а также с целью разнообразить простой фасон, зачастую в одном платье могли использоваться несколько цветов и фактур, что также стало отличительной чертой военной эпохи.

Что касается костюмов, то их особенностью был довольно длинный жакет, часто похожий на мужской пиджак, конраститирующий с короткой юбкой. Примечательно, что впервые жакеты начинают надевать не только с юбками, но и с платьями, и с брюками.

Главной проблемой при изготовлении одежды было отсутствие качественных тканей. Шёлк, нейлон и шерсть были стратегическими материалами, так как из них шили военную форму и делали парашюты, поэтому в гражданских целях их использование было запрещено или ограничено.

Шёлк во время войны заменил его искусственный аналог и вискоза, а шерстяные ткани — связанные вручную трикотажные вещи. Использование парашютов привело к тому, что шёлковая ткань появилась в обиходе. Особым шиком считалось бельё, сшитое из парашюта сбитого вражеского летчика[3]

Острый дефицит особенно ярко наблюдался в производстве чулок и носков, в результате чего пришла мода на обнаженные ноги, удаление волос, тонирование кожи и рисование чулочного шва прямо на ногах.

По тем же причинам обувь стали носить на «босу ногу», прикрывая наготу длинными брюками, которые постепенно начали входить в женский гардероб. Ещё одним новшеством стали женские сумки на ремне через плечо, которые отличались своей практичностью. Их прототипами были военная планшетка и сумка для противогаза[4].

Вечерние туалеты, которые не покидали гардеробы вопреки военному положению, представляли собой длинные юбки в пол, обтягивающие бёдра и расклешённые внизу, узкие рукава из кружев, обнажённые плечи или рукав кимоно. Особую популярность приобрели платья из тюли, поскольку многие женщины жертвовали занавесками ради нового наряда.

Читайте также:  Как вязать крючком одежду для маленьких собак

Украшения для своей одежды женщины, как правило, мастерили своими руками. В ход шли бахрома из ниток, вышивка ангорской шерстью, искусственные цветы и сеточки для волос.

Пуговицы в 40-е годы тоже были особенные: из-за отсутствия возможности достать одинаковые экземпляры женщины обтягивали тканью более-менее похожие по форме пуговицы. Ещё одной находкой для выходного наряда были накладные воротнички и манжеты. Как правило, белые воротнички и манжеты сочетались с тёмными платьями и блузами, что делало их более торжественными [5].

Каждая женщина старалась преобразить свою одежду в силу своих возможностей, благодаря чему мы можем наблюдать такое разнообразие фасонов. Но одно оставалось неизменным – цветовая гамма. Война оставила свой отпечаток на моде 1940-х тёмной палитрой красок в женских гардеробах.

Не избежала влияния военного времени и обувь. Из-за нехватки кожи, которая тоже относилась к стратегическим материалам, росла популярность самодельной обуви на платформе из дерева и пробки, верх которой шили из ткани или вязали из ниток.

Особую нишу в моде военных лет занимают головные уборы. В Западной Европе и Северной Америке одним из символов военной моды стал тюрбан, который делали из самых разнообразных материалов ткани, платков и шарфов, повязывая разными способами.

Тюрбан был крайне прост в изготовлении и очень элегантен. Но основной его целью было скрыть отсутствие прически, так как из-за дефицита мыла и тяжёлых бытовых условий женщины не имели возможности должным образом ухаживать за волосами. Этой же цели служили также получившие популярность широкополые шляпы, а вуаль скрывала ещё и отсутствие макияжа[6].

Какие бы тяжёлые времена не переживало общество, мода не умирает. Женщины остаются женщинами, их наряды впитывают в себя дух времени и продолжают развиваться. Как говорил французский писател А. Франс: «Покажите мне одежду определённой страны, и я напишу её историю»[7].

Автор: Екатерина Дадыкина

[1] 40-ые годы. Мода во времена II мировой войны (1939-1945). MelinaDesignStudio // http://www.melina-design.com/fashion_40.html

[4] 40 — ые годы. Мода во времена II мировой войны (1939-1945). MelinaDesignStudio // http://www.melina-design.com/fashion_40.html

[7] Мода и стиль времен Второй мировой войны. Журнал Милитта

Источник

Женское лицо Второй мировой: ретроспектива развития и состояния моды в годы войны

Можно ли утверждать, что мода — это зеркало состояния общества на каждом временном историческом отрезке времени? Безусловно, да.

За наглядным подтверждением можно оглянуться в относительно недалёкую ретроспективу развития и состояния моды в годы Второй мировой войны. Вспомнить, как влияли политические события на стиль одежды, сравнить одежду, которую предпочитали в то время женщины западной Европы, с тем, что могли позволить себе в одежде женщины в СССР.

Относительно небольшой временной промежуток между бурными революционными событиями в России в начале XX-го века и началом Великой Отечественной всё же позволил советским женщинам «перевести дух». К началу 40-х годов наши женщины уже успели сменить кожанки и красные косынки на женские платья и костюмы.

Важным фактором, повлиявшим на модные тенденции того времени в нашей стране, стало присоединение к СССР Западной Белоруссии, Западной Украины, входивших в состав Польши, возвращение Бессарабии, являющейся в тот момент частью Румынии, Выборга, являвшегося территорией Финляндии, стран Прибалтики. Политики боролись за сферы влияния и делили между собой мир, отнимая территории у одних государств и отдавая их другим, а мода… извлекала пользу из этого жестокого процесса.

В этот период советские модницы пытались шагать наравне с европейскими модами и носили подкладные плечи, сильно расклешенные вещи в талию, длиной чуть за колено, блузки с рукавами-фонариками, надетые с сарафанами, высокие шляпы в тирольско-боварском стиле, а в подражании стилю испанскому и латиноамериканскому — безумно популярные платья и блузки в горошек, береты и тюрбаны.

Тюрбан настолько пришелся по вкусу советским женщинам, что те, кто не могли купить готовое изделие, просто-напросто подвязывали сложенную полоской косынку на особый манер, кончиками наверх, сооружая на темени крупный узел, таким образом, получалось нечто, имитирующее подобие вышеупомянутого головного убора.

Также в моде были разнообразные фетровые шляпы и шляпки с вуалями, миниатюрные кожаные или шелковые сумочки-конверты, в 40-е годы стали носить небольшие сумочки через плечо на длинном тонком ремешке.

Очень распространены белые кружевные воротнички. Главным дополнением выходного туалета считалась горжетка из чернобурой лисы. Из украшений особенно популярны были бусы и крупные брошки.

Хорошая обувь была дефицитом, да и стоила недешево, поэтому на ногах у советских женщин часто можно было увидеть грубоватые модели, мало похожие на элегантные туфельки из журналов мод.

Фильдеперсовые чулки со швом, фетиш 40-х годов, достать было очень трудно, а цены на эти чулки были просто нереальными. Чулки являлись таким дефицитом, и таким объектом мечтаний, что женщины рисовали на ногах карандашом шов и пятку, имитируя чулок на голой ноге. Правда, во время Второй мировой войны, такие проблемы были во многих Европейских странах. В СССР альтернативой вожделенным чулкам стали белые носочки.

Читайте также:  Van cliff салон мужской одежды

Девушка в платье с подкладными плечиками или рукавами-фонариками в белых носочках и лодочках на маленьком каблучке или босоножках — своеобразный символ эпохи 40-х.

1939-й. Европа.

Мода еще работала на мир, но… уже с явными элементами военизации. Лихо заломленные набок тирольские шляпы, широкие плечи, костюмы с накладными карманами, отрезные кокетки, хлястики — ни дать ни взять военный мундир. Обувь получила толстые массивные каблуки-«столбики» и круглые тупые носки.

Женщины Франции в мужских пальто, туго стянутых на талии ремнем, в обуви на деревянной толстой подошве и с шарфом или платком на голове. Нет, француженки не хотели показать врагу, что оккупированная немцами Франция потеряла себя. Вязаные мужские шарфы кокетливой чалмой обернули головы француженок.

Из дневника В. Сухомлина «Гитлеровцы в Париже» («Новый мир», 1965, № 11).

«…В сентябре (1941) появились в Париже зазу — молодые люди с изысканно небрежной прической, в клетчатых пиджаках, стянутых в талии и доходящих до колен, в узких мятых брюках. Девушки в свитерах, коротких юбках и в башмаках без каблуков, с высоко взбитым чубом и распущенными по плечам волосами… в костюмах, манерах и во всем поведении зазу чувствуется не столько вызов жителям буржуазных кварталов, сколько неосознанный протест против корректности завоевателей с их обритыми затылками и против военной выправки молодых французских фашистов в синих рубашках и высоких сапогах… »

В дни оккупации Дании гитлеровцы уничтожили датский национальный флаг. Тогда датчане в знак протеста стали носить вязаные шапочки из трех цветов в последовательности национального флага.

И всё же… жизнь продолжается (в Европе).

Вот фото Парижа тех лет:

И даже работают Парижские Дома моды.

Качественные материалы во время войны в странах Европы исчезли, производства перешли на изготовление стратегически важной продукции и, конечно же, оружия.

Шерсть, кожа, нейлон и шёлк в 40-е годы были стратегически важными материалами. Именно поэтому, когда в фашистской Италии не хватало кожи, появились пробковые каблуки на туфлях от Феррагамо.

Женщины научились быть бережливыми, становились каждая для себя дизайнером. В некоторых странах, особенно сильно пострадавших во время войны, пальто шили из шерстяных или даже хлопчатобумажных одеял.

Нарядные платья и даже бельё шили из парашютного шёлка. Упавшие парашюты были идеальной тканью для создания красивых платьев. И первыми, кто придумал их использовать, были французские и немецкие женщины, хотя за присвоение военного парашюта гитлеровцами было предусмотрено строгое наказание.

Свои наряды женщины украшали сами — кто бахромой из ниток, вытянутых трудно даже сказать из какого изделия, кто вышивал ангорской шерстью, а кто искусственными цветами. Цветы, цветы, сеточки для волос, связанные своими руками, именно они выручали женщин в те трудные военные годы. Сеточками украшали и волосы, и шляпки. Нарядные платья шили из тюля, пожертвовав занавесками…

Жертвование… .
Да, с точки зрения европейских модниц это можно было считать жертвованием.
Недавно смотрела британский детективный сериал «Война Фойла/Foyle’s War». Неплохой, в целом, фильм. Полицейский детектив Фойл (по возрасту не попавший под мобилизацию) раскручивает разные преступления в тылу — в небольшом городке Великобритании, уже вступившей во Вторую Мировую. Помимо непосредственно детективного сюжета, было очень интересно наблюдать за бытовыми картинками, фоном присутствовавшими в каждой серии. Более всего поразило («резануло») подчёркнуто корректное отношение британцев к пленным немцам. Лагерь военнопленных, показанный в одной из серий, показался… хм… «санаторием», в котором гитлеровские солдаты вполне комфортно жили, да — работали (часто в качестве «вольнонаёмных» у английских фермеров), но и культурно отдыхали, играли в разные игры…
«Впечатлила» героическая готовность британских домохозяек «затянуть пояса потуже и… обойтись без шоколадной помадки в именинном пироге»! Вот такая жертвенность с пониманием непростой обстановки в стране, участвующей в войне! (В Великобритании военных лет, как и во многих других европейских странах, действовала карточная система на продукты питания).

А что же наши женщины? Что думали о моде в те годы? Думали о моде.

С началом войны в СССР стали закрываться магазины, модные ателье и другие учреждения, связанные с индустрией моды и красоты. Вскоре на территории СССР вновь была введена карточная система распределения товаров, обусловленная военным временем. Масштабы разрушений и бедствий были такими, что казалось, зарождающаяся советская мода больше не возродится. Война быстро наложила отпечаток на внешний облик людей. Сотни тысяч девушек и юношей, попавших со школьной скамьи на фронт, просто не успели узнать, что такое мода, им пришлось облачиться в военную форму. Многие оставшиеся в тылу женщины выполняли тяжелую и грязную работу вместо ушедших на фронт мужчин — рыли окопы, работали в госпиталях, тушили зажигалки на крышах домов. Вместо модной одежды в женскую жизнь вошли брюки, телогрейки и кирзовые сапоги.

Читайте также:  Молнии для одежды рулонные

Несколько цитат из обсуждения:

Пишет женщина из Красноярского края: «к сожалению, мода в военные и послевоенные годы была только на экране кинотеатров и на страницах журналов. Ну может ещё в Москве кое-кто что-то мог добыть, а простому человеку было взять негде и не на что. Я это знаю из рассказов своей мамы, она как раз военный ребёнок и всё помнит. Денег не платили, работали за трудодни, поэтому купить было не на что. Кто что мог, шили сами, но из ситца, а нарядные платья даже из подкладочной ткани. Мама жила во Владимирской области, нищета была поголовно…»

«…и всю войну таскали за собой Zinger, чтоб хоть было во что одеться

«А моя успела только старшему (10 лет) сыну велеть ночью отвести корову в лес. Дом немцы сожгли.. всю деревню сожгли. Столешница у машинки (швейной) сгорела, но потом ей кто-то отремонтировал, сделал новый столик…»

Из чего же состоял гардероб советской женщины времён Великой Отечественной?

В основном были «телогрейки», гимнастёрки, короткие юбочки со встречными складочками, затянутые военным ремнём, платок на голове или шапка-ушанка, грубые сапоги и желание победить.

Единственное, что возможно было девочкам 40-х, это надеть своё любимое довоенное платьице и закрутить свои волосы в локоны, модные в то военное время.

После войны женщины были готовы к переменам, устав от плохо скроенных нарядов, которые они были вынуждены носить во время войны. В 1947 году Кристиан Диор представил публике коллекцию, которую журналисты тут же окрестили «New Look» — романтический, женственный и мягкий образ, воплощённый этой коллекцией, был создан при помощи длинных пышных юбок, множества драпировок, оборок, клиновидных вставок, кружева и вышивки.

Женщины лежащей в руинах Европы были столь недовольны этим расточительным новым стилем, что на модной съёмке в Париже в марте 1947 года с моделей были сорваны платья, а сами они избиты. Тем не менее, новая мода, позволявшая женщине быть женщиной, победила и в 1948 году уже шествовала по планете, а Париж вернул себе звание столицы мировой моды.

В это же время наши женщины только-только смогли позволить себе одеваться в стиле военных 40-х годов.

Но, конечно же, по большей части советским женщинам вновь приходилось самостоятельно решать вопрос пополнения и обновления своего гардероба.

После войны наши молодые бабушки доставали из шкафов всё, что у них осталось (если что-то осталось), перешивали, комбинировали, вышивали.

Особое явление послевоенного времени — трофейная мода. Советские солдаты, попавшие в европейские страны, увидели совершенно другую жизнь, другой быт, о котором они ничего не знали. С возвращением советских войск на родину в СССР хлынул поток трофеев. Везли все, что удалось добыть, — мебель, предметы быта и предметы искусства, технику, журналы мод, украшения, парфюмерию, меха, и, конечно же, одежду и обувь. Что-то из привезенных трофейных вещей оставалось в домах, а что-то шло на продажу. Поток привозных вещей заполнил комиссионные магазины и рыночные «толкучки».

Появились те комбинированные платья, которые практичные немки и австрийки шили в военные 40-е, горизонтальная линия плеч с «плечиками» или, как у нас они назывались, «липы» (липовые плечи).

Иностранные вещи были диковинкой для многих советских граждан. Ничего подобного большая часть людей, живущих в СССР никогда не видела. От неведения происходили курьезные ситуации, например, великолепное зарубежное нижнее бельё — пеньюары, комбинации, ночные сорочки и нижние юбки принимались за вечерние туалеты, поэтому нередкими были случаи, когда советские женщины приходили в публичные места в нижнем белья, считая его парадной одеждой.

И кстати, несмотря на все запреты и высмеивания, диоровский «нью лук» окольными путями все же проник в СССР, хотя и с большим опозданием. Окончательно этот стиль утвердился в СССР только в 1956 году, с выходом на экраны фильма «Карнавальная ночь», в котором Людмила Гурченко одета в модель Диора, предложенную им ещё в 1947-м.


От всей души поздравляю вас с самым светлым и самым важным нашим праздником!
С Днём Победы!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник