Меню

Рубаха одежда моих предков



Исследовательская работа: Рубаха моих предков Выполнила: Ковалева Елена, ученица 8б класса Венгеровской средней общеобразовательной школы 1 Руководитель: — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемИлья Ларюшкин

Похожие презентации

Презентация 8 класса по предмету «Технология» на тему: «Исследовательская работа: Рубаха моих предков Выполнила: Ковалева Елена, ученица 8б класса Венгеровской средней общеобразовательной школы 1 Руководитель:». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:

1 Исследовательская работа: Рубаха моих предков Выполнила: Ковалева Елена, ученица 8б класса Венгеровской средней общеобразовательной школы 1 Руководитель: Беланова Галина Юрьевна, учитель технологии высшей квалификационной категории Венгеровской средней общеобразовательной школы 1.

2 Рубаху наши предки носили с незапамятных времен — это подтверждается множеством связанных с ней поверий. Например, собственную сорочку не продавали: считалось, что вместе с ней продаешь и свое счастье. Рубаха была главная, а порой и единственная одежда: по обычаю деревенские парни и девушки еще в XIX веке кое-где до самой свадьбы ходили в одних рубахах, перехваченных пояском.

3 Задачи: 1. Изучить историю возникновения рубахи; 2. рассмотреть варианты покроя, отделки данного вида одежды; 3. ознакомиться с экспонатами районного и школьных музеев Венгеровского района Новосибирской области; 4.проанализировать фотографии семьи, для выявления подобных образцов одежды; 5. изготовить поликовую рубаху по старинным технологиям.

4 Реферирования различной литературы научного, научно-популярного, справочного характера Описание и анализ материалов школьных краеведческих музеев, Венгеровского краеведчеаского музея имени П.М.Паномаренко, фотографий из семейного архива Применение ИКТ

5 Монография Б.А.Рыбакова «Язычество древних славян» Энциклопедия М.Семеновой «Мы-славяне!» Научная статья Коровушкина Д.Г. «Хозяйсто и материальная культура украинцев Западной Сибири конца 19-начала 20в.» Этнокультурная адаптация Фурсовой Е.Ф. «Традиционная одежда русских крестьян и старожилов верхнего приобья (кон.19-нач.20в.) Материалы сайта «народный костюм» ( Записи бесед проведенных с родными, односельчанами, руководителями учебных и творческих объединений, работниками Венгеровского районного краеведческого музея имени П.М. Паномаренко Учебные материалы уроков технологии

7 Рубаха исце’льница, пропускни’ца(‘цельнокроеная женская рубаха) с рукавом «кулем»

11 Рубаха девичья, мордовская, передана Лобановой З.В

14 Венгеровский районный музей им. П.М. Пономаренко Рубаха – косоворотка Венгеровский районный музей им. П.М. Пономаренко, выставочная экспозиция « Быт крестьянской избы на рубеже 19в- 20в ».

15 1920г. слева во втором ряду прадедушка – Плетенкин Федор Григорьевич. ( фото из бабушкиного архива )

16 1932г. справа прадедушка – Плетенкин Федор Григорьевич (фото из бабушкиного архива) )

19 Процесс изготовления рубахи Уникальный и неповторимый русский костюм

21 В ходе работы над темой я рассмотрела историю возникновения рубахи. Спустя много веков рубаха изменилась от простого куска ткани перегнутого пополам до привычной для нас ночной сорочки. Изучая научно-популярную литературу, мне удалось выявить, какие покрои сорочки были распространены у славян, какая отделка была свойственна для той или иной половозрастной группы. Работая с семейными и музейными архивами, мне удалось познакомиться с рубахами, которые носили в 19-20вв. В результате исследования, я изготовила поликовую рубаху по старинным технологиям. Поставленные цели и задачи в данном исследовании полагаю выполненными. Считаю важным для себя в дальнейшем продолжать работу по изучению и восстановлению элементов народной одежды.

22 Список литературы и интернет ресурсов : 1. Винокурова И.А., Зименкова Ф.Н. Русский национальный костюм. – ж-л «Школа и производство».1990/1. 2. Семенова М. Мы — славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука,1998.с Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий (Материалы Годовой сессии Института археологии и этнографии СО РАН 2002г.) – Новосибирск,2002. Коровушкин Д.Г., Хозяйство и материальная культура украинцев Западной Сибири конца 19-начала20вв., и этнокультурная адаптация Фурсовой Е.Ф. « Традиционная одежда русских крестьян старожилов верхнего приобья (кон.19-нач.20 вв (Традиционная славянская вышивка.) m m

Источник

Русский народный костюм. История рубахи.

Универсальная в простоте русская народная рубаха ключевая деталь и модной одежде в фольклорном стиле.

Рубахи были очень простыми, не требовали кроя ткани и сшивания деталей. Они были похожи на сложенное по длине полотно с отверстием для головы.

В ходе эволюции полотно стали скреплять по бокам. Затем к одеянию добавили прямоугольные рукава. Во времена старообрядцев рубаху дополнили воротником-стойкой.

Для пошива использовали:

  • Льняное полотно.
  • Хлопковые ситцевые ткани.
  • Сатин с глянцевым блеском.
  • Натуральный шелк.
  • Атлас.

В длину рубаха достигала колен, не заправлялась в штаны. Подпоясывали рубахи шелковыми шнурами или шерстяными кушаками с кистями. Ворот, подол и запястья косоворотки украшали вышивкой.

Крой русской рубахи

Женская рубаха тоже выкраивалась очень экономично. Обрезков не оставалось вообще. Детали были прямоугольными или клинообразными. Рубахи были широкими и просторными. Это получалось за счет вставки бокового полотна или клина. Рукава соединяли с центральной деталью под прямым углом.

Читайте также:  Что нужно для того чтобы открыть свой шоурум одежды

Рубаха кроилась разными способами. Самый древний туникообразный крой. Традиционно изделие состояло из единого центрального полотнища. Его перегибали пополам, это уже были перед и спинка. Горловину прорезали посередине на сгибе. В начале 20 века рубаха-туника сохранилась только в качестве обрядовой.

Широкое распространение получили рубахи с поликами (плечевыми вставками), которые соединяли перед со спинкой и расширяли горловину. Полики были прямоугольные и косые.

Первые носили жительницы северных и центральных губерний, вторые – верхней Оки, Москвы и Рязани.

С круглыми сарафанами надевали бесполиковые варианты. В них горловина образовывалась соединением задней части с краем передней с помощью широких рукавов.

Цельная и составная

Рубашка могла состоять из цельных продольных полотнищ. Но они встречались нечасто. В основном использовались, как обрядовые вещи. Чаще всего рубаха была составной, разделенная на верхнюю и нижнюю половину.

Почему при пошиве рубахи использовали вертикальные полосы материи? Домашние ткацкие станки позволяли производить полотно шириной не более 40 см.

На стан расходовалось 4 отрезка домотканого полотна или два – покупной материи.

Полик был многофункциональным:

— Он помогал подогнать прямой крой рубахи на любой размер и фигуру.

— Обеспечивал поворот и свободное движение рукавам.

— Служил украшением и отделкой.

Вставка под мышками – ластовица кроилась из набивной материи. Она также укрепляла швы, которые соединяли рукава с боковыми полотнами. У женской рубаха был сборчатый ворот.

На Севере рубаху носили под сарафан. На Юге поверх нее надевали юбки-поневы. На разные жизненные ситуации были свои виды рубах:

— Для матерей, кормивших младенцев.

Предки осознанно отдавали предпочтение белому и красному цвету. Красный – символ радости, красоты и любви. В основном мужская рубаха была белой. Этот цвет – символ торжества духа над плотью. Кроме того, использовали малиновый цвет и различные оттенки синего и зеленого.

Мощным оберегом на мужской рубахе были символы свастики, охраняющие хозяина от черной энергии и сил зла.

Другие популярные мотивы вышитых узоров:

Берегини – изображения женских фигур с солнечными знаками или птицами в руках. Символ счастья и торжества духовного богатства над материальным.

Барвинок – цветок, олицетворяющий вечность круга жизни.

Ласточки доставляли на крыльях успех и возрождение весны.

Петухи – украшение для главы семьи.

Хмель означал молодость и любовь.

Маки берегли от зла.

Из видео Вы узнаете как сшить народную рубаху.

Источник

Увлекательная история русской народной рубахи

Вдохновляя фантазию модельеров на создание новых коллекций, славянский народный костюм возрождается в самобытных современных образах. Древняя и универсальная в элегантной простоте русская народная рубаха выступает ключевой деталью и основной изюминкой модной одежды в фольклорном стиле. Ее постоянно носили женщины и мужчины. Она была близка к телу крестьянина и князя, нищего юродивого и состоятельного купца.

Немного истории

Древние рубахи были предельно простыми, не требовали кроя с разрезанием ткани и сшивания деталей. Они напоминали сложенное по длине пополам полотнище с отверстием для головы, которое закреплялось на теле поясной подвязкой. Близкими по звучанию являются два старославянских слова: «рубъ», то есть «полотно» или «рубище». И «руш» – «отрывать». Первые рубашки действительно были оторванными руками кусками домотканого из волокон конопли полотна.

В ходе дальнейшей эволюции материю стали скреплять по бокам. Затем к напоминающему тунику одеянию прибавились широкие прямоугольные рукава. Времена старообрядцев дополнили рубаху язычников небольшим воротником-стойкой, скроенным по косой. Эта особенность определила ее название. Чем косоворотка выделяется из национальной одежды?

Заметной и узнаваемой ее делает смещение влево разреза горловины. Историки полагают, что покрой стойки с асимметричной застежкой не позволяли нательным крестикам выпадать наружу при работе.

Мотивы асимметрии можно встретить и в женских костюмах. Но полотняная косоворотка настолько вошла в повседневный обиход, что стала синонимом для русской мужской рубахи и основной деталью любого костюма. Она бывала рабочей и праздничной в зависимости от богатства отделки и материала. При пошиве традиционно использовались:

  • Льняное полотно – плотное и более тонкое отбеленное.
  • Хлопковые ситцевые ткани.
  • Нарядный коленкор и сатин с глянцевым блеском.
  • Натуральные шелка.
  • Роскошный сверкающий атлас.

По длине рубахи достигали колен и не заправлялись в штаны, а носились на выпуск. Подпоясывались шелковыми шнурами либо ткаными из шерсти кушаками с кистями на концах. По вороту, подолу и запястьям косоворотки непременно украшали вышивкой со значением оберега.

Читайте также:  Одежда для спортсменов марки

Поверх часто, особенно в доме и в других помещениях, надевалась жилетка. В чем главное отличие рубахи сильного пола от одежды слабого? В том, что в ней сохранились архаичный крой и декор.

Крой традиционной русской рубахи для мужчин и женщин

Более сложная в исполнении женская рубаха также выкраивалась экономично. Обрезков ткани после пошива не оставалось. Все детали были прямоугольными или клинообразными, уменьшая расход материала. Перед и спинка вырезались по долевой нити с таким замыслом, чтобы она шла вдоль деталей. Рубахи были широкими и просторными за счет вставки бокового полотна или клина. Рукава соединялись с центральной деталью под прямым углом.

Они тоже отличались разнообразием вариаций и бывали:

  • Расширенными за счет одного или нескольких клиньев.
  • Имели вид зауженных книзу.
  • Заканчивались манжетами или сборками над узкой обтачкой.

Долевая нить в рукавах располагалась вдоль руки. Свободу движений обеспечивала ластовица. Так называлась квадратная или клинообразной формы деталь, вшитая под проймой.

Виды кроя

Кроилась русская рубаха разными способами. Основные различия касались оформления горловины. Самым древним и практически вышедшим из употребления считается туникообразный крой. Традиционное изделие швеи состояло из единого центрального полотнища. Перегнутое пополам, оно уже представляло собой перед и спинку. Горловина прорезалась посередине на сгибе вместе с разрезом ворота. В начале 20 столетия рубаха-туника сохранилась лишь в качестве исподней или обрядовой, оставаясь заменяющей саван одеждой покойника.

Большее распространение получили рубашки с поликами. Так называли плечевые вставки, призванные соединить перед со спинкой и расширить горловину. Полики бывали прямоугольными и косыми. Прямые существовали в двух вариантах. В первом дополнительные части сшивали с верхними срезами основных деталей стана параллельно утку, во втором – параллельно основе.

Первые носили жительницы северных, начиная с Архангельской, и центральных губерний, вторые предпочитали женщины верхней Оки, Москвы и Рязани.

Существовали рубашки со слитными поликами. В них роль верхней ластовицы исполнял выступ, предусмотренный при выкраивании рукавов. Получался такой своеобразный реглан. Косые поликисшивали из двух частей, придавая форму трапеции. Острые углы вставляли в разрезы либо вертикальные швы деталей спинки и переда. Эта русская народная рубашка носилась с поневой.

С круглыми сарафанами надевали бесполиковые варианты. В них линия горловины была образована соединением задней части с краем передней посредством широких рукавов.

Цельная женская рубаха и составная

Рубашка могла состоять из цельных продольных полотнищ. Для достижения необходимой ширины их использовалось четыре. Но встречались такие старинные одежды нечасто, в основном в качестве обрядовых – свадебных или погребальных. Чаще эта часть женского наряда была составной, разделяясь на верхнюю и нижнюю половину. Дробление практиковали из соображений экономии. Низ на обозрение не выставляли, поэтому на его изготовление шел домотканый плотный холст.

Верхняя часть виднелась из-под поневы или сарафана. Но материи на нее требовалось не так много, поэтому старались купить качественную хлопковую или тонкую льняную, иногда даже шелковую ткань. Бывало, что верх рубашки и стан представляли собой два сшитых отдельно самостоятельных предмета. Таким образом, женщина могла иметь несколько нарядных вариантов. А стан пришивала к тому из них, в котором хотелось покрасоваться.

Значение количества использованных кусков ткани для рубахи

Все в русской одежде подчинено простоте и практичности, чтобы в работе и в бою она не сковывала движений. Почему при изготовлении рубахи использовали только вертикальные полосы полотна? Конструкция домашних ткацких станков позволяла производить полотно шириной не более 40 см.

По традициям предков, этот размер стал модульным, а безотходность выкройки обеспечивалась дополнительной, пришитой вдоль стана полосой. Хотя ширина покупной ткани разрешала обходиться без нее, традиционный крой сохранился неизменным.

Он представляется удивительно мудрым и рациональным даже по описанию и отражает все потребности народа. Прямые линии основных деталей вместе с несущими эстетическую нагрузку поликами, клиньями и ластовицами рукавов обеспечивали экономию ткани.

Простой геометрический крой порождал сложные объемные формы, чтобы подчеркнуть стать и красоту женщины. Максимальное удобство и конструктивная практичность в праздники и рабочие будни стали результатом социального отбора.

Расшифровка кроя и значения деталей рубахи

На стан расходовали четыре отрезка домотканого полотна или два более широкой покупной материи. Ширина холста определяла длину плечевого среза и форму линии проймы. Полик был многофункциональным:

  • Он помогал подогнать прямой крой народной рубахи на любой размер и фигуру.
  • Расширяя верх плечевой части, создавал женственные складки у ворота.
  • Обеспечивал поворот и свободное движение рукавам.
  • Служил украшением и отделкой, если выкраивался из другой, цветной или контрастной ткани. На самих поликах или в местах соединения их со станом, располагали узор вышивки.
Читайте также:  Размерная сетка для одежды европейские размеры

Вставка под мышками – ластовица иногда кроилась из набивной материи, создавая акцент контрастного украшения. Но она служила и практическим целям, укрепляя швы, соединяющие рукава с боковыми полотнищами и позволяя руке свободно выполнять крестьянскую работу. Форма рукавов создавала строгий либо торжественный силуэт костюма, дополняя его отделку. Женская рубаха имела сборчатый ворот. Мягкие складки подчеркивались узкой обшивкой, а планки разреза богато декорировались.

Виды рубах мужских и женских

На Севере страны русскую рубаху носили под сарафан. На Юге поверх нее надевались юбки-поневы. Были они частью праздничного наряда и скромно украшенными для будней. На разные жизненные обстоятельства предназначались свои виды рубах:

  • Для матерей, кормивших младенцев.
  • Для ворожбы.
  • Для покоса.
  • Порукавка.

Последняя отличалась длиной рукавов, которые доходили до подола, а иногда были даже в пол. На запястьях имелись специальные прорези для кистей, а висящие части завязывались сзади. Но все равно трудиться в ней было несподручно.

Если вы сомневались в происхождении выражения о «работе спустя рукава», теперь будете знать, что появилось оно благодаря национальной одежде.

Что означал цвет рубахи, как использовался у наших предков

Окраски народных костюмов символичны, их выбор имеет свою историю. Прародители сознательно отдавали предпочтение белому и красному. Второй символизировал радость, красоту и любовь, наполняющую жизнь особым смыслом. Но в основном русская мужская рубаха была белой. В православии этот цвет считался символом торжества духа над плотью.

Почему сорочки для обряда крещения всегда белоснежны? Да потому, что белизна означала очищение души от черноты грехов и готовность к переходу в Царство Небесное. По той же причине наши предки уделяли внимание правильному расположению цветов в одежде. Светлый верх словно приближал к чудесному небу. А нижняя темная часть символически связывалась с землей.

Цвета мужских портов наших предков, их значение

Помимо белого и красного, в национальных костюмах использовали малиновый цвет и разные оттенки синего и зеленого. Мужские порты традиционно были полосатыми, сшитыми из холста с преобладанием серых, синих и белых полос. Они плотно облегали ноги ниже колен и выкраивались из прямых полотнищ со вставкой-ластовицей по шаговому шву. Низ портов заправляли в сапоги, а верх завязывали на поясе шнурком, имевшим название «гашник».

Магнетизм вышивки-оберега

С седой древности повелось, что национальная одежда украшалась. Народная мужская рубаха не исключение. Когда язычники-славяне стали христианами, вера в силу вышивки как оберега не забылась. Наши предки помнили, что враги могли передумать нападать, рассмотрев символичный рисунок. Правда ли это или красивая сказка? Если враги точно так же умели читать вышивку, они постигали силу Рода, когда одежда воина показывала им щит Перуна или Сварога.

Мощным оберегом на мужской рубахе служили символы свастики, которые охраняли хозяина от черной энергии и сил зла. Другие популярные мотивы вышитых узоров:

  • Берегини – стилизованные изображения женских фигур с солнечными знаками или птицами в руках. Они несли счастье и торжество духовного богатства над материальным.
  • Барвинок – цветок, олицетворяющий вечность круга жизни.
  • Ласточки традиционно доставляли славянам на крыльях успех и возрождение весны.
  • Петухи – украшение для рубахи мужчины-хозяина, главы семьи.
  • Хмель. Гирлянды из листьев и плодов означали молодость и любовь и проявляли защитную силу на одеждах юношей и девушек.
  • Маки по славянским преданиям берегли от любого зла. Этими цветами расшивали свадебные наряды молодоженов.

Энергетику вышивки признавали, когда пеленали новорожденного мальчика в поношенную рубаху отца, а девочку – в материнскую. Так принимали потомка в семью, передавали родительскую энергетику и защиту Рода. Только к трехлетнему возрасту малыша переодевали в детские рубашечки, сшитые из новой ткани, чтобы он мог найти собственное единство с окружающим миром.

Из видео-ролика Вы узнаете как можно сшить народную рубаху.

Заключение

Умение гармонизировать пространство вокруг себя, начиная с дома, семьи и родного двора – важная часть славянского мировоззрения. Не случайно этнические мотивы снова на пике популярности, а интерес к одежде предков не ограничивается концертными костюмами и фото. Русские рубахи привлекают гармоничной индивидуальностью образа и представляют собой часть возрождения национальной культуры.

Источник

Adblock
detector