Меню

Сборные железобетонные дорожные одежды



ГОСТ 21924.0-84. Плиты железобетонные для покрытий городских дорог

На заметку! Если обустроенная дорога с течением времени потеряла свою актуальность, то ее можно легко демонтировать (с помощью грузоподъемного оборудования) и транспортировать на другой объект. Причем б/у изделия будут отличаться от новых только внешне. А вот стоимость монтажных работ по укладке «старых» плит будет процентов на 40÷50 меньше, чем укладка только что привезенных с завода изделий.

Преимущества и недостатки применения

К основным достоинствам применения, которыми обладают дорожные плиты, относят:

  • простую технологию укладки, которая увеличивает скорость монтажа и упрощает выполнение строительных работ при сохранении высокого качества покрытия;
  • относительно невысокую стоимость используемых материалов;
  • снижение затрат на разработку грунта и сопутствующие работы;
  • высокую надежность, прочность и морозостойкость покрытия;
  • возможность вторичного использования материала после демонтажа.

Основным недостатком считают наличие швов, которые не позволяют получить идеально ровную поверхность. Однако использование асфальта в качестве верхнего покровного слоя или заделка швов строительными растворами помогает устранить этот недостаток и улучшить качество поверхности.


Аэродромная плита ПАГ.

№3. Где используют дорожные плиты?

ЖБИ плиты выпускаются разного размера и формы, разной толщины, с разного типа арматурой и с использованием бетона разных марок. Несложно догадаться, что и сфера применения будет достаточно широкой. Вот основные отрасли, где используются бетонные дорожные плиты:

  • для построения постоянных дорог внутригородского и междугороднего назначения. Плиты можно использовать даже в северных районах, так как они переносят температуры до -400С, а некоторые типы – и ниже;
  • для построения временных дорог, ведущих, например, к строительной площадке, разрабатываемому карьеру и т.д.;
  • для обустройства рулёжных дорожек и ВПП аэродромов;
  • аэродромные плиты используются и как основание для тяжелых конструкций из железобетона и металла;
  • для ремонта изношенного асфальтового покрытия;
  • для сооружения трамвайных путей;
  • для повторного использования при возведении временных дорог, так как плиты не только быстро укладываются, но и быстро демонтируются;
  • в частном строительстве ЖБИ плиты можно использовать для организации территории около дома, при создании подъезда к зданию, пешеходных дорожек и т.д.;
  • есть и нестандартные варианты использования дорожных плит. Порой их применяют для организации ограждения промышленных предприятий.

Более того, для частного строительства выпускаются штучные плиты, которые имеют не скучную серую и гладкую поверхность, а цветную и рифленую. Тисненая поверхность положительно сказывается на противоскользящих свойствах плиты. В продаже можно встретить плиты шестиугольной, треугольной, ромбической и многоугольной формы. В итоге можно получить достаточно оригинальное оформление участка, а если скомбинировать плиты с брусчаткой или гравием, то результат будет и вовсе очень эффектным.

Дорожные плиты становятся все более универсальными, ведь применимы не только в промышленности и масштабном строительстве, но и при выполнении частных строительных работ.

Классификация

Дорожные плиты классифицируются по своему назначению, геометрической форме и размерам в соответствии с ГОСТ 21924.0-84. По назначению они изготавливаются для постоянных и временных дорожных покрытий. Как отдельная разновидность изделий рассматриваются аэродромные плиты ПАГ, имеющие повышенную прочность. Тип изделий определяется маркировкой. Если в качестве первой цифры используется «1», то это говорит о применении материала в качестве постоянного покрытия, а цифра 2 означает временное.

По геометрической форме дорожные железобетонные плиты подразделяются на:

  • прямоугольные марки П;
  • с одним или двумя совмещенными бортами – ПБ, ПББ;
  • ПТ – с плоской трапециевидной поверхностью;
  • ПШ, ПШД, ПШП, ДПШ, ППШ – шестиугольные конструкции и их доборные элементы.

Наиболее распространены изделия прямоугольной формы, как наиболее простые в изготовлении, укладке и пользующиеся наилучшим спросом. Их длина может быть в пределах от 1,75 до 6,00 метра, а ширина — от 1,00 до 3,75 метра. Более подробные данные приводятся в таблицах.

  • ПНД 6×2 – с предварительно напряженной арматурой, длиной 6.0 м и шириной 2.0 метра;
  • ПНД 3×1,5 – с предварительно напряженной арматурой, 3.0×1.5 метра;
  • плита дорожная 2П 30 18 30 – для временных дорог, 3.0×1.8 м, рассчитана на допустимую весовую нагрузку до 30 тн;
  • 2П30.18-10 – для временных дорог, 3.0×1.8 м, рассчитана на допустимую весовую нагрузку до 10 тн.

Другие виды маркируются аналогичным образом, включая данные об их назначении, геометрической форме и размерах.

Использование материалов для аэродромного настила при строительстве дорог позволяет получить особо прочное и долговечное покрытие с мягкой рифленой поверхностью, которая обеспечит лучшую устойчивость автомобиля на дороге. Для изготовления применяют арматуру усиленных марок и самый высококачественный бетон.

Размеры прямоугольных ЖБДП

Габаритные размеры дорожных плит категории П зависят от методики армирования, примененной при их изготовлении. Изделия с предварительно напряженной арматурой имеют:

  • толщину (H) – 140 мм;
  • длину (L) – 6000 мм;
  • ширину (B) – 1750, 1870, 3000, 3500 или 3750 мм.

При изготовлении ЖБДП может применяться и ненапрягаемая арматура. Такие плиты, толщина которых 160 мм, имеют длину – 1750 мм, а ширину – 1500 или 1750 мм. Изделия с аналогичным типом армирования, имеющие толщину 170 мм, имеют два фиксированных типоразмера: 3000×1750 мм и 3500×2750 мм.

Конструкция железобетонных плит


Арматурная основа плит.
Конструктивно плиты являются плоскими железобетонными изделиями толщиной 140-240 мм с предварительно напряженной или ненапряженной арматурой. Для удобного монтажа они могут иметь металлические петлевые захваты, которые спрятаны в теле монолитной конструкции и не выступают на поверхность дорожного покрытия.

Основным строительным материалом для изготовления является бетон, который закрывает усиливающую арматурную конструкцию от неблагоприятных атмосферных и механических воздействий. Для изготовления дорожных плит применяют бетон с морозостойкостью не менее 150 циклов и плотностью 2,2-2,5 тн/м3.

При изготовлении предварительно напряженных арматурных каркасов используется стальная арматура марок A-5, AT-5 и AT-4. В случае не напряженных конструкций используются марки арматуры A-1, A-3 и A-3C, а так же проволока BP-1 диаметром 6-8 мм.

При складировании готовые изделия укладываются на ровное прочное основание с использованием поперечных деревянных опор. Дальнейшая укладка дорожных плит на складе происходит с использованием деревянных прокладок между всеми рядами.


Формы плит.

Конструктивные особенности изделий

Конструкция плит позволяет из элементов с различными размерами формировать цельное дорожное покрытие.

Дорожные плиты должны быть плоскими, в их основе – бетон, армированный стальными элементами

Железобетонные плиты для дорожного строительства отличаются следующими конструктивными моментами:

  • конфигурацией. Изделия могут иметь форму прямоугольника, трапеции или шестиугольника, а также составлять указанные фигуры из отдельных сегментов. При необходимости может быть выполнено отверстие для установки крышки люка, специальные скобы или пазы для облегчения установки;
  • чистотой рабочей поверхности. Нормативный документ предусматривает возможность изготовления продукции с различной степенью шероховатости. Возможен вариант с гладкой и шероховатой поверхностью, а также со специальным рифлением для обеспечения улучшенного сцепления;
  • грузоподъемностью. Она изменяется при различном диаметре, марке и степени напряжения арматуры, применяемой для изготовления силового каркаса. Продукция может воспринимать различную нагрузку на единицу площади рабочей поверхности. Максимальная величина усилия составляет 30 тонн;
  • размерами. В зависимости от марки применяемых дорожных плит максимальная длина может составлять 6 м, а ширина 3,5 м. При этом высота продукции для различных видов изделий может достигать 20 см. Соответственно габариты для трамвайных и аэродромных плит также отличаются.

Продукция также может отличаться конструкцией технологических проушин, применяемой арматурой, которая может быть предварительно напряжена, а также маркой применяемого при изготовлении бетона.

Технология заводского изготовления

Технология формирования железобетонной дорожной плиты начинается с подготовки формы. На этой стадии все стенки формы смазываются специальной смазкой для облегчения процесса будущей распалубки. После этого:

  • производится установка двух армирующих сеток, для правильного пространственного положения которых на арматурные пруты устанавливают пластиковые ограничители типа «круг» или «звездочка»;
  • внутрь формы укладывают бетонную смесь и уплотняют ее при помощи вибрационного воздействия;
  • производят термическую обработку бетона горячим паром в прогревочной камере на протяжении 8-12 часов;
  • происходит разопалубка готового изделия, проверка качества изготовления и маркировка в соответствии с типом плиты.
Читайте также:  Аксессуары для одежды 2021

Далее продукция отправляется на слад, где она и хранится до момента отгрузки покупателю не менее 92 часов (4-х суток).

№6. Особенности транспортировки дорожных плит

Дорожные плиты – тяжелые изделия, которые требуют соблюдения особых условий транспортировки, чтобы к месту укладки они доехали в целости и сохранности. Всеми проблемами доставки обычно занимаются фирмы-производители, но и покупателю не мешает знать общие правила доставки подобного рода грузов.

ЖБИ плиты перевозятся грузовиками с открытым кузовом и краном-манипулятором. Для доставки тяжелых плит или большого количества изделий используют грузовики длинномеры. Если необходимо перевезти плиты нестандартных крупных размеров, то на помощь приходят планомеры, грузовики с большой грузоподъемностью и удлиненным кузовом.

Важно, чтобы продавец, производитель или перевозчик правильно уложили и закрепили плиты. В противном случае на ходу плиты могут сместиться и получить повреждения. Погрузка и выгрузка осуществляются плавно и аккуратно, при доставке выбирают небольшую скорость.

Технология укладки на дорогах общественного значения

Благодаря своей многофункциональности, железобетонные дорожные плиты применяют не только в масштабном дорожном строительстве, но и для мощения дорожек и проездов для автотранспорта на приусадебных участках частной застройки.

При мощении дорог и проездов общественного значения подготовка основания зависит от назначения дороги в плане предполагаемой длительности испольщования. Под временные дороги, проезды и площадки считается достаточным подготовить песчаную утрамбованную подушку, а сами дорожные плиты укладывать без установки бордюрного камня.

Бетонные дороги постоянного пользования должны укладываться на многослойное основание, состоящее из:

  • дренажного щебеночного слоя;
  • настила из нетканого геотекстиля;
  • плотной песчаной подушки.


Важность использования песчаной подушки.
При этом установка бордюрного ограждающего камня по краям дороги обязательна. Через каждые 10 метров между камнями необходимо оставлять зазоры 5-7 см для нормального схода дождевой воды с дорожного полотна.

Дренажный слой насыпается в «корыто», которое получают в результате снятия верхнего слоя грунта по всей ширине будущей дороги на глубину 25-30 см.

После этого щебень хорошо трамбуется и покрывается слоем геотекстиля, на который насыпается песчаная подушка толщиной 10-15 см. Дорожную плиту укладывают на уплотненный песок с последующей заделкой монтажных пазов с петлями цементным раствором или мелкозернистым бетоном. В качестве крайних элементов дорожного полотна рекомендуется укладывать ПБ или ПББ с совмещенными бортовыми выступами, примыкающими к бордюрному камню.

Для улучшения качества дорожного покрытия поверхность может быть укатана асфальтом или залита сплошным слоем бетонной стяжки.

Плиты дорожные

Плиты дорожные железобетонные — это элементы, входящие в комплекс функционально связанных искусственных инженерных сооружений, предназначенные для создания покрытия городских автомобильных дорог различной проходимости в целях обеспечения безопасного движения транспортных средств в течение длительного времени. В современном строительстве дорожные плиты применяются в устройстве городских дорог, трамвайных или железнодорожных путей, взлетных полос на аэродромах, дорог, по которым должен передвигаться транспорт большого тоннажа, а также в строительстве скоростных магистралей.

В можно заказать плиты дорожные, а так же проконсультироваться с нашими специалистами и подобрать требуемые конструкции жби. В нашем отделе продаж можно узнать заранее уточнить цену плит дорожных и рассчитать общую стоимость заказа. Купить дорожные плиты и проконсультироваться по общим вопросам закупки и доставки Вы можете позвонив по телефонам компании ГК БЛОК: Санкт-Петербург: (812) 309-22-09, Москва, Краснодар. Режим работы компании: Пн-Пт с 9-00 до 18-00. Компания ГК БЛОК осуществляет доставку железобетонных плит дорожных по всей России прямо до объекта заказчика или на строительную площадку, если позволяет инфраструктура.

Дорожное строительство ведет свою историю с самых древних времен. Так, самые первые дороги, состоящие из наложенных друг на друга перекладин из древесных пород ясеня, дуба и липы с дубовым настилом на них, появились еще в XXXIX веке до нашей эры на территории современной Британии и на востоке — в Месопотамии. Первые мощеные дороги, покрытые известняковыми плитами толщиной до 15 см, найдены на острове Крит и датируемы III тысячелетием до нашей эры. В то же время в древней Индии появляются первые дороги, мощенные кирпичом. Мощным толчком для развития дорожного строительства послужило появление вьючного и колесного транспорта: развитым государствам древнего мира, заинтересованным в исследовании и завоевании новых земель, освоении торговли, было необходимо осуществлять быстрые передвижения войск и торговых караванов. Постепенное совершенствование транспорта и начало технического прогресса в XVI—XVII веках нашей эры привели к необходимости улучшения дорожной сети. Появились экипажи с кузовом, подвешиваемым на ремнях, деревянных рессорах, а позднее — на стальных, для которых существующие дороги из крупных камней с неровным покрытием и отсутствием водоотвода были неудобны. К концу XVIII века для дорожного покрытия стали применять «пакеляж» — камни в форме усеченной пирамиды, которые устанавливались вплотную друг к другу основанием корпуса на песчаное и грунтовое основание. При пакеляже проезд повозок обеспечивал уплотнение основания. В конце XIX века, в связи с появлением автомобильного транспорта, ситуация в дорожном строительстве кардинально изменилась. В качестве твердого дорожного покрытия стал применяться асфальт — разогретый в котлах щебень из природных известняков или песчаников, который пропитывался битумом (твёрдые или смолоподобные продукты, представляющие собой смесь углеводородов и их азотистых, кислородистых, сернистых и металлосодержащих производных), а затем уплотнялся на каменном основании. На данный момент асфальтовые дороги являются самым популярным средством в дорожном строительстве. Но технический прогресс не стоит на месте. Новой вехой в развитии дорожного строительства стало применение железобетонных плит покрытия автодорог.

Первые дорожные покрытия, выполненные из ЖБИ, в качестве эксперимента были уложены 1909 году в Детройте, США. Задача эксперимента состояла в том, чтобы выявить, как бетон будет справляться с физическими и климатическими нагрузками. Прочный бетон показал отличные результаты, и на сегодняшний день в США на смену асфальтовым дорогам приходят бетонные покрытия. И это неудивительно, бетонные дороги имеют множество преимуществ по сравнению с асфальтовыми: у бетонных дорог срок службы составляет более 40 лет, в то время как асфальтированные дороги изнашиваются в течение 10 лет. При этом асфальту требуется частый ремонт (каждые три-четыре года). Несмотря на то, что укладка асфальта в финансовом плане дешевле, чем мощение бетонной дороги, а в практическом – быстрее (асфальт быстрее засыхает), в перспективе финансовых и временных затрат на техобслуживание и ремонт бетон становится более экономичным и целесообразным способом укладки дорожного полотна. К тому же, как показала практика, бетон более устойчив к физическим воздействиям извне, будь то масса проезжающего по дороге транспорта или проявления агрессивных атмосферных осадков (ливни, чрезвычайно низкие или высокие температуры воздуха). Стоит также заметить, что бетон экологичнее асфальта: при укладке асфальта происходит сильное загрязнение воздуха, а транспортные средства во время движения по бетонной дороге потребляют меньше топлива, так как бетон не деформируется под колесами тяжелой техники. В нашей стране, где преобладает непостоянный климат, очевидна актуальность введения дорожных покрытий из бетона вместо асфальтовых дорог.

Железобетонные плиты дорожные представляют собой монолитные или сборные плиты различных размеров и конфигурации. Плиты бывают прямоугольной, шестиугольной или трапециевидной формы. Рабочая поверхность плит, которая должна контактировать с колесами транспортных средств, имеет рифление. Рифление поверхности дорожной плиты получают путем применения поддона формы листовой рифленой стали по ГОСТ 8568-77 с ромбическим рифлением. Глубина рифа при этом должна быть не менее 1 мм, для аэродромных покрытий – не менее 1,2 мм. Рифленая поверхность дорожной плиты должна иметь четкий рисунок рифления без околов граней канавок. Шероховатость рабочей поверхности плит достигается за счет обработки поверхности капроновыми щетками или брезентовой лентой после уплотнения бетонной смеси.

По назначению железобетонные дорожные плиты делятся на:

  • дорожные плиты для постоянного использования. Такие дорожные плиты изготавливаются из бетона с предварительно напряженной арматурой. Они являются универсальными, так как позволяют в минимальные сроки создавать дороги, подходящие для движения различных видов транспорта, включая тяжелую технику, и их можно использовать в тяжелых климатических условиях;
  • дорожные плиты для временного использования. Изготавливаются без предварительного напряжения арматуры. Как правило, применяются, для временных автомобильных дорог строящихся и действующих промышленных предприятий;
  • ранее использованные плиты дорожные. Одной из главных особенностей железобетонных дорожных плит является возможность использовать их неоднократно. Бетонное дорожное покрытие можно легко и быстро демонтировать, при этом оно сохраняет первоначальные технические характеристики и может быть применено снова. Ранее использованные плиты жби используют при обустройстве стройплощадок, временных дорог, военных городков. Очевидное преимущество в применении б/у плит – значительная экономия, как ресурсов, так и средств при возведения временных дорог.
Читайте также:  Конструирование тема одежда для 1 младшей группы

По типу конфигурации железобетонные дорожные плиты бывают:

  • П (1П, 2П, ПД) — прямоугольные дорожные плиты;
  • ПБ — плиты прямоугольные с одним совмещенным бортом;
  • ПББ — плиты прямоугольные с двумя совмещенными бортами;
  • ПТ — плиты трапецеидальные;
  • ПШ — плиты шестиугольные;
  • ПШД — плиты шестиугольные осевые диагональные;
  • ПШП — плиты шестиугольные осевые поперечные;
  • ДПШ — диагональная половина шестиугольной плиты;
  • ППШ — поперечная половина шестиугольной плиты;
  • ПАГ — плиты аэродромные гладкие;
  • ПДС – плиты для эксплуатации в районах с расчетной температурой воздуха ниже -40°С;
  • ПДН — плиты для эксплуатации в местах со сложными грунто-гидрологическими и климатическими условиями;
  • П — сборная плита;
  • ПУ — сборная плита усиленная;
  • ПЖ — плиты железнодорожные;
  • ПЖУ — плиты железнодорожные усиленные.
  • МП — монолитное покрытие цементобетонное;
  • МПа — монолитное покрытие армобетонное.

Железобетонные плиты дорожные изготавливаются в соответствии с ГОСТ 21924.0-84 «Плиты железобетонные для покрытий городских дорог. Технические условия». Дорожные плиты для аэродромных покрытий изготавливаются согласно с нормами, указанными в ГОСТ 25912-2015 «Плиты железобетонные предварительно напряженные для аэродромных покрытий. Технические условия». Технические условия для изготовления сборных дорожных плит указаны в сериях 3.503.1-91 «Дорожные одежды с покрытиями из сборных железобетонных плит для автомобильных дорог в сложных условиях» и 3.503.1-93 «Дорожные одежды с покрытиями из сборных железобетонных плит для временных автомобильных дорог промышленных предприятий». Монолитные и сборные дорожные и железнодорожные плиты для покрытия проездов и рабочих площадок портовых территорий изготавливаются по серии 3.504.1-20 «Покрытия проездов и рабочих площадок портовых территорий».

Плиты дорожные изготавливаются только из тяжелого бетона марок М400 — М800 средней плотности с ненапряженной или предварительно напряженной стальной арматурой. Марки бетона по морозостойкости и водонепроницаемости принимают для плит, предназначенных для постоянных дорог в районах со среднемесячной расчетной температурой наиболее холодного месяца (согласно СНиП 2.01.01), соответственно: до -5°C — F 100 и W 2; ниже -5°C до -15°C — F 150 и W 4; ниже -15°C — F 200 и W 4. Марки бетона по морозостойкости и водонепроницаемости для плит, предназначенных для временных дорог в районах со среднемесячной расчетной температурой наиболее холодного месяца: до -5°C — F 75 и W 2; ниже -5°C до -15°C — F 100 и W 2; ниже -15°C — F 150 и W 2.

Для увеличения срока службы в бетон дорожных плит добавляют наполнители из гранитного или известнякового щебня, а также пластифицирующие и воздухововлекающие (газообразующие) добавки.

В качестве напрягаемой арматуры предварительно напряженных дорожных плит следует применять стержневую термомеханически упрочненную арматурную сталь классов Ат-V, Ат-IV и Ат-IVC и горячекатаную классов А-V и Ат-IV.

В качестве ненапрягаемой арматуры должна применяться арматурная проволока класса Вр-I и стержневая арматурная сталь классов Ат-IIIC, А-III и А-I.

Для аэродромных покрытий (по ГОСТ 25912-2015) армирование дорожных плит производят следующим образом: в продольном направлении плиты дорожной устанавливается напрягаемая арматура, в поперечном – ненапрягаемая.

В качестве напрягаемой арматуры плит применяют стержневую арматурную сталь классов А800 и А600, арматурные канаты типов К7 и К7Т с временным сопротивлением не менее 1770 Н/мм². Напрягаемую арматуру следует применять в виде целых стержней или прядей без стыков.

Ненапрягаемая арматура должна быть из арматурной стали классов В500С, А500С, А400, А240 и арматурной проволоки класса Вр-1.

Согласно ГОСТ 21924.0-84 марка дорожной плиты состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных дефисом.

Первая группа содержит обозначение типа плиты дорожные, где:

  • 1 – плита для постоянных дорог,
  • 2 – плита для временных дорог;
  • П — прямоугольная,
  • ПБ — прямоугольная с одним совмещенным бортом,
  • ПББ — прямоугольная с двумя совмещенными бортами,
  • ПТ — трапецеидальная,
  • ПШ — шестиугольная,
  • ПШД — шестиугольная осевая диагональная,
  • ПШП — шестиугольная осевая поперечная,
  • ДПШ — диагональная половина шестиугольной плиты,
  • ППШ — поперечная половина шестиугольной плиты.

Далее указывают номинальные размеры в дециметрах (с округлением значений до целого числа):

  • для прямоугольных плит — длину и ширину;
  • для трапецеидальных плит — длину;
  • для шестиугольных плит — диагональ.

Во второй группе приводят значение нагрузки, на которую рассчитана плита.

Для предварительно напряженных плит во второй группе марки приводят также класс напрягаемой арматурной стали.

Марку плит, изготовляемых с пазами для беспетлевого монтажа или с отверстиями для цангового захвата (вместо монтажных петель), дополняют буквой Б.

В соответствии с ГОСТ 25912-2015 плиты дорожные обозначают марками, состоящими из буквенно-цифровых групп, разделенных дефисом.

Первая группа содержит сокращенное наименование плиты:

  • ПАГ — плита аэродромная гладкая.

Во второй группе приводят толщину плиты в сантиметрах и характеристику напрягаемой арматуры.

  • индекс «1» ставится в случае применения 10 напрягаемых стержней в плитах ПАГ;
  • индекс не ставится в случае применения 12 напрягаемых стержней в плитах.

В четвертой группе приводят:

>цифровой индекс, обозначающий диаметр применяемых напрягаемых стержней (канатов), количество которых определяется конструкцией плит, например:

  • индекс «-1» — в случае применения предварительно напрягаемой арматуры Ø12 мм;
  • индекс «-2» — в случае применения предварительно напрягаемой арматуры Ø16 мм;
  • индекс не приводят при применении предварительно напрягаемой арматуры Ø14 мм.

Обозначение марок серии 3.503.1-91 состоит из буквенно-цифровых групп, где:

  • ПДН — плита дорожная напряженная, изготавливаемая в форме с откидными бортами;
  • ПДНм — плита дорожная напряженная, изготавливаемая в матричной форме (со скосом бортов);
  • Далее следуют цифры, обозначающие ширину и длину соответственно, округленные до целого числа, в метрах;
  • А-V – класс напрягаемой арматуры — А-V.

Маркировка серии 3.503.1-93 состоит из буквенно-цифровых групп, где:

  • ПД — плита дорожная;
  • Для плит, предназначенных для эксплуатации в районах со средней температурой воздуха наиболее холодной пятидневки ниже -40°С, в маркировку включен буквенный индекс «С».
  • Далее следуют числа, указывающие геометрические размеры плиты по длине и ширине в дециметрах;
  • Через дефис после геометрических параметров указывается нагрузка на колесо в тс (тона-сила).

В соответствии с серией 3.504.1-20 плиты дорожные маркируются буквенно-числовыми значениями, где:

  • П — плита сборная;
  • ПУ — плита сборная усиленная;
  • ПЖ — плита сборная железнодорожная;
  • ПЖУ — плита сборная железнодорожная усиленная.
  • МП — монолитное покрытие цементобетонное;
  • МПа — монолитное покрытие армобетонное.

Числа после букв, разделенные точками, обозначают габариты плит (длину, ширину и толщину), указанные в дециметрах.

В соответствии с серией 3.503-17 плиты, армированные с учетом условия эксплуатации их при расчетных температурах не ниже -40°С должны иметь маркировку:

  • плиты 150х175х18 см, при нагрузке на колесо 6 и 9,5 т — соответственно ПД 1-6 и ПД 1-9.5;
  • плиты 150х300х18 см, при нагрузке на колесо 6 и 9,5 т — соответственно ПД 2-6 и ПД 2-9.5;
  • плиты 150х300х22 см, при нагрузке на колесо 16 и 23 т — соответственно ПД 3-16 и ПД 3-23.

Буквенный индекс обозначает “плита дорожная”, первая цифра после индекса — типоразмер плиты, цифра после тире — нагрузка на колесо.

В марках плит, предназначенных для эксплуатации при расчетных температурах ниже -40°С, добавляется буквенный индекс С.

Требования к точности изготовления дорожных плит определяет ГОСТ 21924.0-84.

Значения предельных фактических отклонений от линейного размера дорожных плит не должны превышать (в скобках даны значения для временных дорог):

При длине и ширине плиты:

  • до 2,5 м: ±6 (10) мм;
  • от 2,5 до 4 м: ±8 (12) мм;
  • от 4 м: ±10 (15) мм.
Читайте также:  Модельеры одежды что это за профессия

Отклонения от прямолинейности профиля верхней поверхности плиты в любом сечении на всей длине или ширине (в скобках даны значения для временных дорог):

При длине и ширине плиты:

  • до 2,5 м — 4 (6) мм;
  • от 2,5 до 4,0 м — 5 (8) мм;
  • св. 4,0 м — 6 (10) мм;

Размеры раковин и местных наплывов на рабочей поверхности плиты дорожной не должны превышать:

  • по диаметру или наибольшему размеру раковин — 15 мм;
  • по глубине раковин и высоте местных наплывов — 10 мм.

Размеры раковин на нерабочей поверхности и боковых гранях плиты не должны превышать по диаметру или наибольшему размеру 20 мм.

Околы бетона ребра (при их суммарной длине на 1 м ребра до 100 мм) не должны превышать 10 мм по глубине, измеряемой по рабочей поверхности плиты, и 20 мм — по нерабочей поверхности плиты.На поверхностях плит допускаются поверхностные усадочные и технологические трещины шириной не более 0,1 мм и длиной не более 50 мм в количестве не более пяти на 1,5 м² поверхности плиты.

Приемку плит по показателям прочности бетона (классу по прочности на сжатие, отпускной и передаточной прочности), расположения арматуры и натяжения напрягаемой арматуры, соответствия арматурных изделий, прочности сварных соединений, толщины защитного слоя бетона до арматуры, точности геометрических параметров, качества поверхностей следует проводить по результатам приемосдаточных испытаний и контроля.

Приемку шестиугольных плит по показателям прочности бетона на растяжение при изгибе проводят по результатам приемосдаточных испытаний, а прямоугольных и трапецеидальных плит — по результатам периодических испытаний не реже одного раза в месяц.

Хранение и транспортирование плит должно производиться в рабочем (горизонтальном) положении. Плиты дорожные следует хранить на складах грузоотправителей и грузополучателей в штабелях, рассортированными по маркам и партиям. Высота штабеля должна быть не более 2,0 м. Нижний ряд плит в штабеле следует укладывать по плотному, тщательно выравненному основанию на подкладки, расположенные у мест подъема плит. Толщина подкладок должна быть при грунтовом основании не менее 100 мм, а при жестком основании — не менее 50 мм. При хранении в штабеле, а также при транспортировании дорожные плиты необходимо укладывать на поперечные прокладки толщиной не менее 25 мм, расположенные строго по вертикали одна над другой у мест подъема плит. При этом следует обеспечивать возможность захвата каждой плиты жби краном и свободный подъем ее для погрузки на транспортные средства и монтажа. Погрузка, транспортирование и разгрузка плит должны производиться с соблюдением мер, исключающих возможность повреждения плит.

Применение ж/б плит в частном строительстве

Использование дорожных плит при обустройстве приусадебной территории позволяет быстро и за дешево сделать подъезды к зданию, садовые дорожки или тротуар. При этом для подъездных путей и мест проезда автомобиля обычно используют плиты больших размеров длиной 3-6 метров с допустимой нагрузкой до 10 тн. Например, 2П30.18-10, 2П60.1,8-10 или плита дорожная ПНД 6000x2000x140. Более мощные изделия в частном строительстве применять нецелесообразно.


Подготовка основания.

Для обеспечения долговечности дороги, укладка тяжелых дорожных плит должна производиться на подготовленную основу с дренажным щебеночным слоем и промежуточным геотектильным покрытием, которое предотвратит прорастание сорных растений межплиточных швах.

Для пешеходных дорожек удобно и выгодно применять шестигранные, трапециевидные или небольшие прямоугольные изделия относительно небольшой прочности, поскольку нагрузка на такие покрытия будет небольшой.

В качестве основания вполне достаточно уплотненной песчаной подушки, под которую расстилается слой геотекстиля. Этот материал предотвратит возможное прорастание сорняков и, в то же время, позволит дождевой воде беспрепятственно уходить в грунт. Для гарантированного сохранения геометрических размеров дорожки желательно наличие бетонного бордюра.

Разрезать или колоть ж/б плиты под необходимый размер необходимо вдоль имеющейся арматуры или поперек, на расстоянии не менее 250 мм от края. Все петлевые пазы нужно залить мелкозернистым бетоном, а швы заделать жидким цементным раствором.

Как и почему возникли дорожные плиты

Давайте, немного углубимся в историю создания дорожных плит . Впервые придумали использовать покрытия в виде ЖБИ в США , в городке Детройт в 1909 году. Эксперимент был поставлен как возможность увеличить жизнь местным дорогам . Люди понимали, что асфальт вещь замечательная, но это покрытие подвержено серьезным деформациям и говорит нам о том, что продолжительность жизни асфальтового покрытия сравнительно не долгая, всего лишь 10 лет. К тому же каждые 3-4 года необходимо обновлять, латать, полностью менять.

Американцы пытались найти альтернативу , так она была найдена в формате покрытия железобетонными плитами, которые по сроку службы имеют преимущества. Плиты спокойно могут пролежать до 40 лет. К тому же их не нужно каждые 4 года ремонтировать, так как благодаря процессу изготовления покрытие достаточно устойчивое и не деформируется.

Дорожные плиты применяются для создания покрытий при дорожном строительстве. Постоянные или временные автодороги из плит хорошо себя зарекомендовали в эксплуатации. Недорого, быстро, с минимальным монтажем и обслуживанием, плиты создают хорошие условия для проходимости автомобилей и техники.

Экономически оправдано применение плит дорожных из бетона для организации временной дороги, например, к строительному объекту.

Дорожные плиты. Применение

Новые виды ж/б плит для мощения

Сегодня производители предлагают частным застройщикам штучные железобетонные изделия для мощения дорожек квадратной, прямоугольной, треугольной, ромбической, многоугольной и других форм. При этом поверхность дорожных плит может быть как цветной, так и обычного серого цвета. Бетонная поверхность делается гладкой или тисненной для уменьшения вероятности скольжения по мокрому покрытию.


Схема уложенной плиты.

Применяя их, можно выполнить весьма оригинальное оформление садового участка вокруг жилого дома. Допускается использовать сочетания укладки дорожных плит с цветным гравием, брусчаткой, тротуарной плиткой и другими материалами. Основанием для них должна быть двухслойная гравийно-песчаная подушка.

Особенности, которые необходимо учитывать при укладке

Требования, которые предъявляют к дорожным плитам:

  • Толщина изделий должна быть порядка 140 мм (или больше, но никак не меньше).
  • Армирование плит обязательно.
  • Плотность бетона, из которого изготавливают ЖБДП, должна находиться в пределах от 2200÷2500 кг/м³, а морозостойкость – F150 или F
  • Форма изделий может быть любой (например, прямоугольной или квадратной).

На заметку! Следует помнить, что не всякая дорожная техника является универсальной и может осуществлять укладку ЖБДП любой формы.

  • Используют изделия с либо рифленой, либо гладкой поверхностью. Предпочтительнее первый вид плит, так как на них образуется меньше наледи, да и сцепление колес с дорогой лучше.
  • Если ЖБДП имеют монтажные петли, то они должны быть расположены в технологических выемках, чтобы после укладки дороги скобы не мешали движению транспортных средств.

Основные принципы правильной разметки дорожек

Разметка является первым этапом работ по обустройству мощеных покрытийпешеходных дорожек. От ее правильного выполнения в значительной мере зависит внешний вид, долговечность и удобство использования территории.

Ширина дорожки должна быть такой, чтобы на ней могли свободно разойтись 2 человека при встрече, но не менее 0,8 метров.

Пешеходная дорожка, идущая вдоль проезда для автомобиля, должна обеспечить безопасное передвижение человека во время движения машины.

Монтируемое твердое покрытие необходимо укладывать на расстоянии не менее 1,5 метра от садовых деревьев, чтобы растущие корни впоследствии не повредили основания. Необходимо обязательно предусмотреть наличие уклонов поверхности дорожки для отвода дождевых и талых вод. При этом важно исключить вероятность их поступление в сторону жилого дома и хозяйственных построек.

Маркировка по ГОСТ 25912.1

По этому стандарту выпускают ПАГ — плиты аэродромные гладкие. По показателям прочности и долговечности их нередко используют и в качестве дорожных.

Условное обозначение этих изделий включает наименование (ПАГ), толщину плиты в сантиметрах (от 14 до 20) и класс напрягаемой арматурной стали (А-IV, А-IVC, Ат-IV). Пример: ПАГ-14V — плита ПАГ толщиной 14 см из арматуры класса V.

Источник