Меню

Традиционные цвета женской одежды



Традиционное цвета русской национальной одежды и их значение

Русская традиционная одежда имеет свою богатую историю. Она является отражением нашей национальной самобытной культуры. Русская традиционная одежда – это важнейший элемент нашей национальной культуры, ценность которого, мы, к сожалению, перестали понимать. А ведь русская одежда, это, без преувеличения, отражение русской души, в ней отображался весь внутренний мир человека. Глядя на одежду можно было сразу понять – чем живёт человек.

Первое, на что следует обратить внимание – это цвета русской национальной одежды. Они очень символичны и имеют глубокую историю, которая уходит своими корнями в древние века. Главные цвета русской одежды – белый и красный. Это не случайно. Белый цвет – особый. Не следует забывать о том, что русская семья – это, прежде всего, православная семья. И испокон веков каждый русский человек крестился именно в белой крестильной рубашке. Почему русские люди для обряда крещения всегда выбирали белые цвета для крестильной одежды? Ответ на этот вопрос достаточно прост.

Белый цвет – это символ чистоты, радости, обновления. Он говорит о том, что душа человека светла, очистилась от грехов и готова войти в Царство Небесное. Белый цвет – это символ невинности, символ победы духа над плотью. Поэтому белый – это основной цвет русской одежды.

Красный же цвет обозначал красоту, радость, любовь, полноту жизни. Недаром в русском языке до сих пор существует выражение – «красна девица», в значении красивая девица.

Помимо этого важной чертой русского национального костюма была простота и экономичность. Одежда простых крестьян должна быть свободной, просторной, не сковывать движений, а также быть лёгкой и практичной. Из истории нам известно, что основой как мужского, так и женского костюма была длинная рубаха. Она могла быть как белого, так и красного цвета. Рубахи шились прямые с длинными или короткими рукавами, и, обязательно, из натуральных тканей – льна, хлопка или шёлка. Рубахи были хоть и простые, но необыкновенно красивые, зачастую их украшали вышивкой, орнаментом, бисером, а также и жемчугом. Узоры, украшавшие рубахи, имели особое значение. Такие узоры, зачастую вышитые крестом, оберегали человека от дурного глаза, от болезней и скорбей. Недаром, и крестильную рубашку для мальчика и девочки старались также украсить узором на православную тематику, чтобы ребёнок уже с самых ранних лет был защищён от напастей и бед.

Также большое значение имело расположение цветов в одежде. Низ одежды должен быть тёмный, т.к. она символически связалась с землёй — Матушкой. А верх – обязательно был светлым, ведь верхняя часть одежды всегда символизировала небо.

Поверх белой или красной рубахи женщины надевали летник. Это верхняя женская одежда была длинной, застёгивалась до горла, имела очень широкие рукава. Зимой летник был оторочен мехом. Летом мог украшаться бисером, жемчугом. Летник также шили в основном из красной ткани.

Помимо основного красного цвета могли использовать в костюме синий, зелёный, голубой, малиновый цвета.

Также к элементам русского женского традиционного костюма относят понёву (шерстяная юбка), которая была очень распространена вплоть до начала XX века, и сарафан, который отличала богатство и красота вышивки.

По тому, как именно, были одеты девушки и женщины на Руси можно было многое узнать, вплоть до того, сколько ей лет, замужем ли, есть ли дети и сколько их, каков достаток в семье и т.д.

Несомненно, одно, русский национальный костюм – это наша гордость, наша самобытная история, которую забывать нам нельзя. В последнее время возрождается традиция крестить детей именно в традиционной русской крестильной одежде, это хороший знак того, что русский народные традиции не утрачены, и начинается их возрождение.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • История России (237)
  • Народные обычаи, традиции, нравы (88)
  • Исторические личности (45)
  • История (38)
  • Романовы (33)
  • История храма (22)
  • Романовы. Царственные мученики. (19)
  • Труд и быт (17)
  • Известные личности (13)
  • Императорский двор (9)
  • Русская культура (8)
  • Россия в живописи (7)
  • Архитектура (6)
  • Свадьба (5)
  • Ювелирное искусство России. (5)
  • Музеи (2)
  • Живопись (154)
  • художники (90)
  • пейзажи (90)
  • Портреты (64)
  • Женский образ (37)
  • Дети (15)
  • Натюрморты (2)
  • Поэзия (144)
  • Духовное (69)
  • Времена года (20)
  • О России (17)
  • Стихи о танцах (16)
  • Женский образ (9)
  • Стихи о матери (7)
  • О природе (2)
  • Царственные мученики. (1)
  • Декоративно — прикладное искусство (123)
  • Народный костюм (72)
  • История вещей (34)
  • Кружево (7)
  • Иконы (6)
  • Фарфор (5)
  • Ювелирное искусство (5)
  • лаковая миниатюра (3)
  • Эмаль (2)
  • бисер (2)
  • Мебель (2)
  • финифть (2)
  • Майолика (1)
  • Палех (1)
  • Перламутр (1)
  • Праздники (113)
  • Рождество (27)
  • День Победы (20)
  • Пасха (18)
  • Масленица (11)
  • Новый Год (10)
  • Крещение Господне (8)
  • пасхальные открытки (6)
  • Благовещение (6)
  • Троица (4)
  • Троица (3)
  • День защитника Отечества (3)
  • Вербное воскресенье (2)
  • Русский костюм (94)
  • История костюма (75)
  • Женский костюм (65)
  • Головной убор (26)
  • Мужской костюм (21)
  • Свадебный костюм (13)
  • Живопись (4)
  • Полезная информация для дневника (78)
  • Рамочки (46)
  • Рекомендации (21)
  • Сайты (7)
  • Клипарты (4)
  • Духовный мир (40)
  • Истории из жизни (18)
  • Советы (10)
  • Проза (9)
  • Духовные песни (8)
  • Личное (32)
  • Времена года (28)
  • Осень (28)
  • Молитва (24)
  • Пейзажи (21)
  • Полезная информация (20)
  • Музыка (20)
  • Поздравления (15)
  • Украина (13)
  • Юмор. (5)
  • Клипы (5)
  • История (3)
  • Просьба о помощи, просьба молитв (2)
  • Ангелы (2)
  • Православие (441)
  • Иконы Божией Матери (90)
  • Притчи (64)
  • Праздничные иконы (49)
  • Поучения (38)
  • Поминовение усопших (36)
  • Иконы святых (30)
  • Храмы, соборы и монастыри (27)
  • Живопись, искусство (23)
  • Проповедь (18)
  • Посты (6)
  • Прощеное воскресенье (5)
  • День Ангела, именины (5)
  • Православные сайты (1)
  • Кутья (1)
  • Секты, псевдосвятые, псевдоиконы (1)
  • Храмы, соборы, монастыри (1)
  • Святые (70)
  • Церковные праздники (104)

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Символика цвета в русском костюме.

Понедельник, 20 Августа 2012 г. 08:56 + в цитатник

Символика цвета в русском народном костюме носила двоякий характер : социальный (обозначение полово-возрастной, а в более ранние времена — и племенной принадлежности), и мистический (обереги, графические «заговоры»). Однако эти функции настолько тесно переплетались между собой, что проще говорить «такой-то цвет обозначал то-то (социальное значение) потому-то (мистическое обоснование)», чем пытаться их разделять.

Очевидно, что символические значения могли получить только те цвета, в которые крестьянин реально мог покрасить ткань в домашних условиях. Более того — не просто в домашних условиях, а еще и в глубокой древности, когда складывался символический язык. Поэтому вначале рассмотрим три древнейших (и основных в символическом языке одежды и вышивок) цвета : белый, красный и черный.

1) Белый (кремовый) .
Этот цвет давали лен (беленый или небеленый) и шерсть. Причем, поскольку отбелка льна требовала дополнительных затрат времени и сил, то беленую ткань могли себе позволить только зажиточные и знатные люди — и этот цвет сразу становился признаком высокого социального статуса носившего. Впрочем, символически «льняной» цвет тоже считался белым.

Белую одежду носили люди в любой переходный период жизни. Люди верили, что при переходе от одного этапа жизни к другому граница, отделяющая «тот» свет от «этого», истоньшается и начинает просвечивать — и на человека падает отсвет Ирия (Рая). Таким образом, в белом (с минимумом украшений или вовсе без них) ходили дети до 7-8 лет, старики, невесты (правда, всего несколько дней, а иногда даже часов непосредственно перед венчанием) и рекруты. Кроме того, белый цвет считался символом замужней женщины-матери, в противовес красному — девичьему (это связано с тем, что по народным представлениям здоровая замужняя женщина должна была рожать каждый год). Нет, это не означает, что женщины не носили красного — носили, но существенно меньше, чем девушки, и уже больше в качестве отделки, а не основного цвета костюма.

Итак : белый цвет — свет Ирия, духовная (в более поздние времена — также и загробная вообще) реальность, зрелое женское начало.

2) Красный.
Красный был первым цветом, который начали использовать (еще в палеолите) люди для обрядовых целей. Он получался при обработке маренового корня, червеца (кошенили), красного железняка и некоторых сортов охры.

Красный с очевидностью осмысляется как кровь и огонь. По ассоциации с током крови, он обозначает потоки силы (от человека к природе и от природы к человеку). Поэтому в обрядовой одежде возникают полосы-«струи» (как, например, в пожнивных рубахах — сила, стекающая в пашню), а в ежедневном костюме — встречающийся по всей России «контурный оберег»: красная («огненная») оторочка по вороту-рукавам-подолу рубахи (как мужской, так и женской).

Символика цвета в русском костюме.
Пожнивная рубаха
Откуда: Вологодская область. Время: середина 19го века. Возрастная категория носившей: начиная с возраста невесты и до окончания детородного периода. Социальная категория носившей: девушка ( но НЕ «старая дева» !) и/или замужняя женщина. Работа Ирины Жуковой.

Как это ни парадоксально, но каждый «истинно православный» житель русской деревни был обязан иметь комплект ритуальных языческих костюмов для разных житейских ситуаций (почему так исторически сложилось — разговор отдельный, и об этом — не здесь). Покрой и декор этих костюмов был очень архаичен и сохранялся неизменным вплоть до середины 20го века (в частности, в них так и не начали использовать набивные фабричные ткани, допускался только фабричный однотонный кумач). В качестве основной (белой) ткани использовался беленый («двухгодичный») лен, который дает яркий белый цвет (в отличие от небеленого — кремового). Полосатые участки (рукава и кокетка) шились из красно-белой пестрядины.

Кроме того, в России в каждой губернии (а зачастую даже и в каждой деревне) был свой фасон одежды. Согласно записям ученых-этнографов бр.Соколовых [5] (конец 19-начало 20вв), даже еще в это время на ярмарке в центральных районах России можно было по костюму определить, из какой деревни приехали люди. Поэтому фасон ярославской пожнивной рубахи разительно отличается от вологодской.

Данная рубаха как раз и является таким ритуальным костюмом : подобным образом должны были одеваться ВСЕ женщины и девушки деревни в первый день сбора урожая (вот в этой книге [1] есть архивные фотографии). Покрой рубахи характерен для северных и центральных губерний России : так называемые «прямые палики» (плечевые детальки красного цвета), манжет без оборки, красная ластовица и красный «контурный» оберег по срезам (горловина, низ рукавов, низ рубахи). Поскольку рубаха предназначена для урожайных земледельческих работ, то палики (плечи) не вышитые, а просто из кумача, т.к. основное уважение должно быть выказано не небесным богам, а Матери-Земле, и украшать, следовательно, нужно подол.

По земледельческим представлениям, Мать-Земля буквально «рожала» рожь-пшеницу-и т.п., затрачивала на это часть своей плодоносящей силы. Соответственно, собирая урожай, люди должны были ей эту силу возместить, иначе в следующем году ничего не вырастет. Поскольку красный цвет в народном представлении символизировал кровь и жизненную силу, то подолы жнивных рубах плотно покрывались красными полосами, чтобы сила эта «стекала» в землю. В Ярославской губернии подолы украшались особенно богато, узорная полоса там достигала 60 см.

По рукавам тоже делались красные полосы (ведь руками жница касалась земли и колосьев), но уже меньше.
Разумеется, в настоящих рубахах полосы на подоле и рукавах были вытканы прямо на полотне. В изготовлении же этой рубахи была использована тесьма. Правда, узор (порядок полос, какая полоса шире/уже, где какая строчка и т.п.) скопирован в точности с музейного образца (можно сказать, «честно повторены все ошибки деревенской мастерицы»).

Над полосами (фактически, по уровню живота) рубаха украшалась ритуальной вышивкой, изображавшей Рожаниц, Древо Жизни, солнечные колесницы, коней, птиц и прочие сюжеты, связанные с плодородием почвы и солнечной оплодотворяющей энергией. Судя по фотографиям, изначально узоры были более символические (потому что архаичные), и выполнялись в технике набора или крестиком (или просто делались способом браного тканья). Но к 19му веку символизм в народном искусстве стал уступать место «реализму» («надо, чтобы было похоже»), соответственно и техника вышивки изменилась : стали применять роспись и тамбурный шов (заимствованный из Франции).

В данном случае вышиты Рожаницы, Мать и Дочь (в центре) и Древо Жизни (по сторонам). К сожалению, мастеру не удалось найти достаточно четкую фотографию именно ярославской вышивки, поэтому вышивка здесь из Олонецкой губернии (начало 19го века). Вышивка выполнена в технике росписи .

Еще следует не забывать, что в языческой религии славян боги Солнца и Огня — это мужчины. Тем самым красный цвет становится связан с мужским, «ярым», плодоносящим началом, и при этом — с сугубо земными (плотскими) аспектами плодородия (КРАСивый — красота человека понималась как готовность к размножению, как выражение плотской мощи, как мужской, так и девичьей). Естественным образом, в одежде девушек «на выданьи» и молодых женатых мужчин преобладал красный цвет.

Итак : красный цвет — кровь (сила), огонь (защита), материальная реальность, зрелое мужское начало и готовое к реализации женское.

3) Черный (и другие темные цвета : темно-серый, коричневый).
Это естественные цвета шерсти, кроме того, такой окрас ткани можно получить, используя т.наз. «чернильные орешки».

Одежду темных тонов носили в некоторых областях старые люди «второго» периода старости («дряхлые» или «ветхие» — после 70 лет), а также «старые девы» и «чернички». То есть, в сущности, это цвет отказа от мира вообще и от размножения в частности . Люди детородного возраста и положения старались избегать его в одежде. Однако, после раскола русской церкви, в среде старообрядцев этот цвет стал употребляться для женских сарафанов (и далеко не всегда только для «молельных»). Исключением является одежда Воронежской области, где черный присутствует даже в свадебных костюмах (а черные воронежские вышивки поражают богатством узора и благородством вида).

Итак : черный цвет — физическая дряхлость, неспособность к размножению, отказ от мира.

Кроме этих основных цветов, русские люди до появления мануфактур (т.е. до второй половины 19го в.) использовали в своей одежде :

4) Желтый .
Некоторые сорта охры дают не только красный цвет, но и спектр от желто-золотистого до темно-коричневого.

5) Синий и 6) Зеленый .
Эти три цвета присутствуют в отделке одежды уже в 13 веке (согласно результатам раскопок в Новгороде), но в качестве основного цвета костюма возникают уже довольно поздно (18 век). Причем, в эти цвета в основном окрашены не домотканые, а привозные (из Китая и Ирана) ткани. В некоторых областях синие сарафаны носили женщины, находящиеся в браке более пяти лет, но еще не перешедшие в категорию «старух», а синие рубахи — мужчины первого периода старости («престарелые», 50-70 лет), имеющие внуков. Видимо, этот цвет воспринимался в мифологическом сознании как «уже не красный, но еще не черный».

Пожнивная рубаха
Откуда: Ярославская область. Время: середина 19го века. Возрастная категория носившей: начиная с возраста невесты и до окончания детородного периода. Социальная категория носившей: девушка ( но НЕ «старая дева» !) и/или замужняя женщина. Работа Ирины Жуковой.
Откуда: Алтай. Время: середина 19го века. Возрастная категория носившего: 30-50 лет. Социальная категория носившего: солидный женатый мужчина (возможно, глава семьи). Работа Натальи Марчук.

Алтайские кержаки являлись потомками русских старообрядцев, бежавших еще в конце XVII — начале XVIII вв. от религиозных преследований с севера России : Архангельской губернии, Поморья и Пермского района.Позже (уже на Алтае) к ним присоединялись разного рода беглые (от крепостного права и с каторги).

Фасон мужской рубахи очень древен. В смысле покроя и фасона русские люди были очень консервативны, «надо чтобы все как у прадедов заведено»: поскольку рубаха воспринималась как вторая кожа (т.е. часть тела), а тело (физическую жизнь) защищали и охраняли предки, то надо было, чтобы они (с неба) прямо по одежде видели, кто свои, а кто чужие. А вот ткани, из которых одежда шилась, менялись очень сильно, в зависимости от того, что можно было достать в данное время. Чаще всего это был домотканый холст, но к концу 19го века стали использовать и покупные ткани : кумач, сатин, шелк. Показаную рубаху нужно отнести ко второй половине 19го века, т.к. тесьма уже с очевидностью фабричная, а не ручной выделки (только с этого времени стали налаживать ткацкие мануфактуры, до этого все было вручную).

Рубаха синяя, что указывает либо на «первый» возраст старости носителя (50-70 лет, «престарелые»), либо на статус старшего мужчины в семье (т.е. носителю могло быть лет 25-30, но если оноставался последним взрослым мужчиной в роду, то мог носить синее). Ворот, рукава и низ рубахи отделывались кумачом и тесьмой («контурный оберег»). Кроме того, все швы закрывались либо тесьмой, либо кумачом. Ластовицы (подмышечные детальки) тоже делались красные.

Верх рубахи делался на подкладке. Для подкладки использовалось что угодно : от домотканой пестрядины до обрезков покупной набивной ткани (в более позднее время).

Рубаха практически не украшена, т.к. это уже не жениховско-молодежная вещь, призваная привлечь внимание, а одежда солидного достойного мужчины (либо по возрасту, либо по статусу).

Источник

Цвета в славянской культуре

Когда я собирала прошлую свою коллекцию «Берегиня», походила по магазинам наших мастеров -какую красоту вы делаете! !Узоры, вышивки, цвета! Эта коллекция у меня получилась больше «русская-народная» и столько красоты народной я насмотрелась, что захотелось еще поговорить об этом. Всё что я здесь напишу, вы давно знаете и без меня и может даже лучше, чем я, но мы так редко об этом вспоминаем, что не грех и повторится. Сейчас мы носим, те цвета которые модно в этом сезоне. А кто придумал, что это модно и хорошо для нас? И хорошо ли?

Проблема влияния цвета в современной науке до сих пор не исчерпана. Известно, человек узнает цвет не только глазами, но и кожей. Поэтому цвет вашей одежды оказывает на вас влияние постоянно, даже если вы на себе ее не рассматриваете.

Славяне очень ответственно относились к выбору в своей жизни того или иного цвета. Для повседневной жизни славяне выбирали одни цвета, для религиозно — обрядовой другие. Так же костюм был выполнен в соответствии со своим полом, социальным статусом и даже настроением.

В Славянской мифологии цвета тоже обладают чётким значением. Но всё это разнообразие цветовых значений достаточно просто выстроить в логическую цепочку, и сразу начинает прорисовываться вся многозначность и занимательность трактовок того или иного цвета.

Белый цвет – это пространство, которое расположено между небом и землей. Считается, что он символизирует свободу, целомудрие и чистоту. С белым цветом сочетается вся цветовая гамма, а это обозначает, что этот невинный и чистый цвет способен примерить и объединить все, что происходит на Земле. Это солнце, воздух, прозрение, чистота, невинность, непорочность, святость, священность, спасение, духовная власть. Этот цвет обозначает светлое время суток. Время труда и благих дел. Белый цвет — абсолютная свобода от всех препятствий, свобода для всех возможностей. Белый — также разрешение проблем, новое начало. В пантеоне богов присутствовал Белбог, как олицетворение всех светлых сил. Символом Святовита, является белый цвет. Это связано с тем что, Белбог и Святовит в традиции одна и та же сила, только в разных воплощениях, соответственно и значение у них одинаковое. Так же эпитет «белый» связан с «живой водой». «Белая уточка» — всегда в сказке положительный герой, восходящий к уточке прародительницы из мифа о сотворение мифа. «Белая берёза» — постоянный эпитет в мифологии называет одно из славянских священных деревьев.

В обережной культуре белый цвет используют как защиту от нечистой силы, который не дает прокрасться злу. Хозяйка обязательно застилала стол белой скатертью, для того чтобы пришедшие в дом гости не смогли оставить злой умысел в доме; белье, которое одевалось под одежду должно быть только белого цвета, для того чтобы тело было чистым и здоровым. Постельное белье должного быть обязательно белого цвета, чтобы смерть не могла забрать ни ребенка, которого специально пеленали именно в белые пеленки, а по периметру кроватки вешали кружевную оборку, ни взрослого во время сна (именно сон в то время ассоциировался со смертью). Постельное белье также украшали дополнительно плетеными кружевами, которые также служили оберегом.

Черный цвет имеет два совершенно противоположных значения. В легендах и сказках черный цвет символизирует силу зла, обман, смерть и т.д. В фольклорной речи встречаются такие понятия, как «черный глаз» — человек, который может сглазить или желает зла, «черный ворон» — символ смерти, «черные думы» — плохие мысли.

В декоративно-прикладном искусстве в символике узора черный цвет символизирует землю, а значит материнство и плодородие, которое означает женское начало. Когда мы видим на узоре черный зигзаг, то это символизирует мужское начало или женское неоплодотворенное. А черная волна в узоре, считается, символом вспаханного поля, готового к прорастанию зерна.

Чёрный цвет является символом Чернобога. Он олицетворяет совокупность всех тёмных сил Пекельного царства. В мифологии эпитетами чёрного цвета обозначали: «Чёрная рать» — вражеское войско, « Чёрная река» — несущая смерть, «Чёрный камень» — вход в Пекельное царство, «Чёрный ворон» — предвестник смерти и т.п.

В обережной культуре в сочетании с красным усиливал защитное действие орнамента. Черный – плодородная Мать-земля, этому цвету отводилась роль защиты женщины от бесплодия

Красный цвет символизирует огонь, жизнь, безукоризненность. Изображение огня можно увидеть в виде креста. Огонь символизирует солнце, и его наделяют теми же свойствами. Он символизирует идеальность и здоровье. А так же это прекрасная защита от всего плохого.

Солнышко красное – дает жизнь;

Весна-красна – дает новую жизнь растениям и животным;

Красное лето – празднование жизни;

Красная девица — красивая девушка полная сил и здоровья.

Большая часть вышивки была красного цвета, как символ жизни, любви. Этот цвет оберегает живое. Красный – это еще и знак энергии, огня, то есть солнца. Он дарует здоровое тело, тепло, отводит всякий сглаз.

В оберегах цвет играет не последнюю роль, его применяет для жизненной защиты. Девушки вплетали красные ленты в волосы, носили красные рябиновые бусы, сапоги и сарафаны – этого жизнь дающего цвета, а еще, чтобы прибавить жизненных сил и здоровья. С помощью такой одежды люди еще прославляли жизнь Бога Ра.

В сказках и легендах красный цвет является женским началом, так например, символом девочки считают аленький цветочек, цвет мака – девичий, а женский – красная ягода.

Цвет Ярилы, солнца красный в первую очередь связан с весной, плодородием, жизнью и конечно, возрождающим природу к жизни весенним солнцем.

Синий цвет является цветом мужского начала, а также символизирует небо. Считается, что вода отражает небесное в земном. Мужское начало призвано оберегать женщину и прославлять жизнь. Голубой цвет символизирует мальчика или неженатого юношу, а синий – могущество и силу мужчины.

Цвет цветка несет в себе скрытый смысл: колокольчик – символизирует приглашение на свидание и симпатию, незабудка – расставание с дорогим человеком, а лен – мужское начало.

Символом покровительства мужчины над женщиной является платок. Как небо окутывает землю, так и мужское начало (платок) покрывает и оберегает женское. Получение девушкой в подарок от юноши платок, символизирует его благосклонность и стремление защищать и оберегать ее, а муж подтверждал таким подарком свое мужское начало. Нужно было обязательно мужу надеть платок жене на голову, и если женщина позволяла это ему сделать – это символизировало, что в сердце у нее именно этот мужчина.

От непогоды и природных стихий оберегал синий цвет. Его использовали преимущественно на мужской одежде, ведь именно мужчина часто находился вдали от дома, добывая пищу или находясь на войне. Голубая вода – это небо на земле, ее отражение. Синий вышитый орнамент на платье человека рассказывает нам о том, что он встал на духовную стезю самосовершенствования.

Зеленый — Символ Леса, молодости и возрождения. Это весна, воспроизведение, радость, уверенность, природа, рай, изобилие, преуспевание, мир. Зелёным обозначалось Древо мира.

Так же символ засеянного поля, молодых всходов всегда наносился зелёным цветом. Зеленый цвет соотносится с вечнозелёной природой.

«Зелёный сад» — в мифологии обычно употребляется в метафорическом значении «цветущая жизнь».

Источник

Читайте также:  Сигнальная одежда для детей