Меню

Виды художественного оформления одежды



Виды художественного оформления одежды

Понятия о декоре одежды

Костюм как предмет материальной культуры призван выполнять эстетическую функцию — удовлетворять естественные и свойственные только человеку потребности в созерцании и созидании прекрасного. И хотя эта функция в бытовой одежде по отношению к утилитарной находится в подчиненном положении, люди ею не пренебрегали даже в далекую эпоху первобытности.

Превратить функциональную бытовую одежду в художественно выполненный костюм позволяет ее декоративное оформление.

Декор в костюме — это художественная система, совокупность украшающих его элементов, не имеющих практического назначения. В утилитарном смысле декоративные элементы в одежде не являются обязательными, как, например, конструктивные или функциональные (карманы, вытачки, застежки, манжеты и другие). Однако они появляются в костюме человека уже в незапамятные времена и не теряют своей актуальности и сегодня.

За тысячелетия развития цивилизации и костюма в частности человечество изобрело бесчисленное множество приемов декоративного оформления одежды. К наиболее древним и повсеместно распространенным из них можно отнести следующие способы художественной обработки тканей:

• вышивка — нанесение узора на ткань и другие материалы при помощи цветных нитей, золотой и серебряной проволоки, драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга, бисера, стекляруса и др.;

• аппликация — выполнение элементов узора из различных материалов с последующим прикреплением их на изделие;

• художественное ткачество — создание узора и изображения посредством переплетения разноцветных нитей, часто имеющих различную фактуру;

• печворк — составление узорчатого полотна из различных лоскутков ткани и других материалов;

• квилт — узорная стежка лоскутного помина с использованием прокладочных материалов для увеличения объема и создания активной фактуры изделия (вата, ватин, синтепон и др.);

• тиснение — выдавливание рисунка узора на мягкой поверхности материала; особенно этот вид декора характерен для оформления кожаных изделий;

• набойка — нанесение цветного рисунка на материал при помощи печатных форм — матриц, при этом количество матриц определяется количеством цветовых оттенков рисунка;

• батик — нанесение рисунка на ткань при помощи специальных текстильных красителей; существует много техник батика: свободная роспись, когда рисунок наносится на ткань непосредственно кистью; холодный батик, когда рисунок сначала наносится резервирующей жидкостью, ограничивающей площадь цветного пятна и не дающей краске затекать за его границу, а затем кистью заполняются цветовые пятна рисунка; горячий батик, когда рисунок сначала наносится горячим резервирующим составом, а затем после его застывания дополняется кистью; каждая из этих техник имеет свои характерные эффекты;

• плетение — способ создания узорного кружевного полотна при помощи специальных приспособлений — коклюшек; и многие другие техники.

Особый декоративный эффект создает отделка костюма при помощи складок, защипов, рельефов, воланов, рюш, оборок, буфов и других элементов. Эта отделка не требует использования дополнительных материалов — красителей, нитей, отделочных тканей и других, а связана с искусством технологической обработки изделий.

Такая отделка отличается простотой и изяществом, кроме того, она, зачастую являясь средством создания формы, членения ее на отдельные части, неразрывно связана с конструкцией изделия и в значительной степени определяет расход материала. В модной одежде такая отделка используется довольно часто, так как позволяет малыми средствами добиться оригинальности модели.

В современной одежде также весьма распространенным является украшение деталями, выполненными из отделочной ткани или специальных материалов, — кружевом, тесьмой, шнуром, сутажем, бахромой, лентами и т. п. Отделка этими материалами довольно легко выполняется и может с успехом заменить в нарядном костюме трудоемкую и дорогостоящую вышивку.

При всем техническом разнообразии перечисленных выше приемов декорирования швейных материалов цель их применения одна — превратить даже грубое домотканое полотно в художественно оформленное изделие, сделать костюм, созданный из этого украшенного материала неповторимым и, кроме того, донести до зрителя определенную информацию.

Традиционные техники художественного оформления ткани были изобретены много веков и даже тысячелетий назад, но они не утратили своей актуальности и в современной одежде.

Используя тот или иной декоративный прием в современном костюме, необходимо учитывать ряд общих требований:

• декор должен быть умеренным, подчеркивать форму, соответствовать ей, а не быть случайным, чу-

• рисунок декора должен иметь достаточно фона, чтобы придать простоту и благородство узору;

• вид декора должен соответствовать качеству материала, из которого изготовлена одежда, например, тяжелая толстая ткань требует крупной рельефной вышивки, тогда как тонкая — изящной, легкой;

• декор должен быть композиционным центром ко-стюма, привлекая к себе внимание и придавая изделию образную выразительность.

Использование декоративного оформления может быть признано удачным только в том случае, если оно способствует созданию целостного, гармоничного, оригинального костюма, соответствующего требованиям современной моды.

Читайте также:  Одежда для брюнеток с короткими волосами

Источник

Техники и приемы создания и отделки одежды и аксессуаров

Предлагаю вашему вниманию альбом, который я достаточно долго собирала. Фотографии с разных показов модных домов, разных сезонов.

Мне интересно было соединить в одном фотоколлаже разные взгляды на одну и ту же технику исполнения декора или приемы, найти объединяющие элементы у совершенно разных мастеров и дизайнеров. Не секрет, что многие известные и неизвестные дизайнеры ищут вдохновения в старых техниках декора и отделок, но находят новое звучание в изделии с их использованием. Все движется, и порой возвращается. Интересно наблюдать за этим движением, вдохновляясь на поиски своих собственных идей и решений.

Буду рада вашим отзывам и комментариям. Что понравилось, что вы использовали в своем творчестве, а что стало открытием.

1. Шнуры. Плетение, сшивание, росшив, наложение по сетке. И еще масса вариантов крепления шнура.

2.Эффект градиент, в наслоении оттенков деталей и элементов.

3. Декор в виде спиралевидных роз, из подкройных лент по косой, одно-, двух- или многослойных. Варианты — втачные элементы, накладные элементы. Варианты кроя лент по поперечной или долевой дают более жесткую форму и ломкие линии на сгибах.

4. Декорирование накладными элементами.

1. Лепестки из шифона — возможно, не буленые, ручная формовка, сборка слоями, декор — расшивка бусинами, стразами и так далее.
2. Подкройные небуленые цветы, многослойная сборка.
3. Лепестки подкройные, объемные за счет слоев, возможно наполнение лепестков доп. материалом.

5. Декорирование или конструирование деталей в технике «оригами».

Рекомендуемые свойства тканей — держать форму и сгибы подобно бумаге (суховатые, гладкие полотна разной толщины. Но все проверяется на образцах — конкретно для каждого вида ткани или модели).

6. Декоративный прием — лазерная перфорация на ткани, коже и других материалах.
Декоративные элементы — перфорированные детали.
Готовые детали кроя — двухслойные, перфорированные.
Перфорированная натуральная кожа, с металлизированным покрытием (напылением).
Аналогичная техника — гильошинирование (ручное выжигание по ткани, необходимо присутствие в ткани синтетических добавок, для оплавления края обжига).

7. Декорирование одежды вырезными или вырубными деталями, созданными с помощью лазерной резки или ручного гильоширования, или оплавления краев. Детали могут быть выполнены из разных материалов — ткань, кожа или кож.зам — вырубка и тиснение (дополнительно, как на среднем фото).

Справа — варианты создания: обжиг края вырезанных элементов, последующая сборка слоями или техника гильоширования (края перьев заметно оплавлены, как на тканях с примесью синтетики).

8. Декорирование костюма элементами — рулик.
Вытачная косая бейка разной толщины и наполнения, с открытым обрезанным краем, или с закрытым краем (в зависимости от задачи в изделии).

9. Жемчуг как основа декора.
Расшивка жемчужными нитями, точечно в разноплановом или симметричном порядке, нити в свободном провисании или еще миллион вариантов создания благородного вида изделий с помощью натурального или искуственного жемчуга.

10. Сложные конструктивные решения на основе ребер жесткости. Применение в изготовлении ленты ригелин, косточек из пластика или металла (пружины), и других подобных материалов. Жестких и упругих.

11. Буфы разной сложности, на разных материалах.

12. Крупные декоративные элементы, драпированные детали — возможно, из целого куска ткани или нескольких. Произвольно сформованные руками и скрепленные ручными стежками. Ткани, держащие форму и объем, или вариант закрепления на воздушных (сетка, органза) основах.

13. Отделка декоративными элементами из полосок основной ткани платья или костюма. Рваные или резанные полоски ткани по косой, или долевой.
Смятые, скрученные и уложенные в рисунок или абстрактно. Крепление ручными стежками к основе изделия или деталям.

14. Декорирование одежды объемными деталями.
Накладными или втачными. Объем создается за счет наполнения деталей доп. материалами — синтепон, пух, поролон или подобными им. Техники наполнения могут быть различными, в зависимости от модели, материала, формы и сложности изделия.

15. Ленты как конструктивное решение.

Жесткие проклееные, обтачные детали в виде лент создают основу конструкции и декор одновременно.

16.Бант как основа конструктивного решения или как основной декоративный элемент в изделиях.

17. Декорирование одежды прозрачными вставками с помощью материалов телесного цвета — органза, разнообразные сетки и эластичные полотна разной толщины и свойств.

18. Гофре.
Популярная и красивая отделка ткани и деталей кроя.
В зависимости от свойств материалов дает разный эффект в изделиях, от мягких и сложносочиненных элементов до жестких и упругих форм деталей.
Хорошо держит сгибы и формовку на тканях с добавлением синтетики, и до первой встречи с водой — на натуральных шифонах и других 100% шелковых тканях. Пожалуй, для темы гофре понадобится отдельный альбом. Так много красивых и эффектных нарядов создано.

Читайте также:  Дорогая одежда для мам

19. Создание форм деталей или декора с помощью 3D печворка. Ткань, кожа, пластик, бумага или картон в качестве основы жесткости или эффект соединения цвета для достижения эффекта объема+комбинированные техники.

20. Цепные реакции в декоре могут стать основой изделия. Становясь то сетью, то кольчужкой вместо основы платья.

21. Декорирование изделий кусочками зеркал.
В центре старинная техника шиша (shisha), или вышивка с зеркалами — классическая индийская вышивка. Но этот вид вышивки можно встретить в Пакистане и Афганистане. Слово «шиша» на хинди означает небольшое стекло. Слева и справа — современные варианты техники, крепление с помощью пришивания через отверстия, и крепление с помощью кастов или других вариантов фурнитуры.

22. Декорирование изделий клепками или металлическими элементами разных способов крепления. Механическая установка, пришивание, приклеивание.

23. Декорирование изделий кристаллами или элементами похожими на кристаллы.
Крупные элементы ассиметричной или симметричной формы. Стеклянные граненные кристаллы, кристаллы из акрила или пластика.
Для локальной расшивки кристаллами — общий вес акриловых элементов в несколько раз ниже, чем элементов из граненного стекла.
Окрашенный штампованный пластик по весу может быть легче акрила и стекла. Способы крепления — пришивные, пришивные в кастах из металла, механическое крепление в кастах на шипах и др.
Стразы или кристаллы представляют собой имитацию драгоценных камней. Для лучшего блеска прозрачных элементов снизу на стразы наносится зеркальный слой (амальгама). Между собой стразы различаются блеском, огранкой, яркостью и прозрачностью, а также долговечностью.
Пластиковые и акриловые стразы хуже блестят и быстро выцветают, легче царапаются. Стеклянные, а лучше — хрустальные стразы играют ярче и дольше сохраняют цвет и блеск. Стразы Swarovski делаются из хрусталя с высоким содержанием свинца и подвергаются особой огранке. Они отличаются высокой прозрачностью, хорошим блеском и насыщенными цветами. Поэтому непрофессионалу практически невозможно отличить их от натуральных камней.

24. Декор из перьев.
Техника и приемы — расшивка, расшивка через бисер или элементы декора, приклеивание, настрачивание и всевозможные приемы — лишь бы не отлетали и лежали или торчали в нужном месте.

25. Жидкое золото или ткани и материалы с эффектом металлик и разными основами и свойствами. Современные технологии позволяют наносить на ткани и трикотажные полотна покрытие, имитирующее вид металла. Но от свойств основы зависит, как в дальнейшем будет выглядеть готовое изделие — как жидкое золото, с мягкими драпировками и фалдами (в основе трикотажное полотно или ткани с подвижностью трикотажа). Или если основа более формоустойчивая — сухие ткани, тогда эффект будет, как от плоских пластин держащих форму. Мелкие металлические элементы, собранные в полотно позволяют создавать тот же эффект с падающими тяжелыми складками, за счет очень подвижной структуры.

26. Металлические детали в одежде в виде фурнитуры — это норма. Но для высокой моды игра в металл в крупных формах — это не частое удовольствие. Требует технически подготовленной базы и возможности исполнения задач. Ковка, штамповка, литье, клепка, гальваника, шлифовка и еще куча технических моментов для создания и завершения, не считая конструкторских решений и последующей сборки с элементами одежды или костюмом.

Конечно, в мире еще тысячи тем для подобных систематизаций, и по возможности я буду продолжать собирать этот альбом. Для себя и для вас, читатели и мастера, если вам это оказалось полезным.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Способы художественного оформления костюма

Одной из существенных функций костюма является эстетическая функция. Даже в первобытном обществе человек относился к одежде не только как к средству защиты от климатических условий, но и как к возможности сделать свою внешность более привлекательной в глазах соплеменников, привлечь к себе внимание.

С развитием костюма его эстетическая роль возрастала. Одежда начала разнообразно и богато декорироваться, порой превращаясь в настоящее произведение искусства. Художественное оформление стало неотъемлемым моментом создания костюма, определяющим его соответствие эстетическим идеалам и требованиям моды определенной эпохи.

Со временем одежда начала подразделяться на повседневную, праздничную, домашнюю и т. д. В зависимости от ее назначения и условий эксплуатации стали определяться основные принципы художественного оформления костюма, с которыми знакомит читателя эта глава.

Костюм как предмет материальной культуры призван выполнять эстетическую функцию — удовлетворять естественные и свойственные только человеку потребности в созерцании и созидании прекрасного. И хотя эта функция в бытовой одежде по отношению к утилитарной находится в подчиненном положении, люди ею не пренебрегали даже в далекую эпоху первобытности.

Читайте также:  Таблица размеров одежды oliver

Превратить функциональную бытовую одежду в художественно выполненный костюм позволяет ее декоративное оформление.

Декор в костюме — это художественная система, совокупность украшающих его элементов, не имеющих практического назначения. В утилитарном смысле декоративные элементы в одежде не являются обязательными, как, например, конструктивные или функциональные (карманы, вытачки, застежки, манжеты и другие). Однако они появляются в костюме человека уже в незапамятные времена и не теряют своей актуальности и сегодня.

За тысячелетия развития цивилизации и костюма в частности человечество изобрело бесчисленное множество приемов декоративного оформления одежды. К наиболее древним и повсеместно распространенным из них мож­но отнести следующие способы художественной обработки тканей:

· вышивка — нанесение узора на ткань и другие материалы при помощи цветных нитей, золотой и серебряной проволоки, драгоценных и полудрагоценных камней, жемчуга, бисера, стекляруса и др.;

· аппликация — выполнение элементов узора из различных материалов с последующим прикреплением их на изделие;

· художественное ткачество — создание узора и изображения посредством переплетения разноцветных нитей, часто имеющих различную фактуру;

· печворк — составление узорчатого полотна из раз­личных лоскутков ткани и других материалов;

· квилт — узорная стежка лоскутного полотна с использованием прокладочных материалов для увеличения объема и создания активной фактуры изделия (вата, ватин, синтепон и др.);

· тиснение — выдавливание рисунка узора на мягкой поверхности материала; особенно этот вид декора характерен для оформления кожаных изделий;

· набойка — нанесение цветного рисунка на материал при помощи печатных форм — матриц, при этом количество матриц определяется количеством цветовых оттенков рисунка;

· батик — нанесение рисунка на ткань при помощи специальных текстильных красителей; существует много техник батика: свободная роспись, когда рисунок наносится на ткань непосредственно кистью; холодный батик, когда рисунок сначала нано­сится резервирующей жидкостью, ограничивающей площадь цветного пятна и не дающей краске затекать за его границу, а затем кистью заполняются цветовые пятна рисунка; горячий батик, когда рисунок сначала наносится горячим резервирующим составом, а затем после его застывания дополняется кистью; каждая из этих техник имеет свои характерные эффекты;

· плетение — способ создания узорного кружевного полотна при помощи специальных приспособлений — коклюшек; и многие другие техники.

Особый декоративный эффект создает отделка костю­ма при помощи складок, защипов, рельефов, воланов, рюш, оборок, буфов и других элементов. Эта отделка не требует использования дополнительных материалов — красителей, нитей, отделочных тканей и других, а связана с искусством технологической обработки изделий.

Такая отделка отличается простотой и изяществом, кроме того, она, зачастую являясь средством создания формы, членения ее на отдельные части, неразрывно связана с конструкцией изделия и в значительной степени определяет расход материала. В модной одежде такая отделка используется довольно часто, так как позволяет малыми средствами добиться оригинальности модели.

В современной одежде также весьма распространенным является украшение деталями, выполненными из отделочной ткани или специальных материалов, — кружевом, тесьмой, шнуром, сутажем, бахромой, лентами и т. п. Отделка этими материалами довольно легко выполняется и может с успехом заменить в нарядном костюме трудоемкую и дорогостоящую вышивку.

При всем техническом разнообразии перечисленных выше приемов декорирования швейных материалов цель их применения одна — превратить даже грубое домотканое полотно в художественно оформленное изделие, сде­лать костюм, созданный из этого украшенного материала неповторимым и, кроме того, донести до зрителя определенную информацию.

Традиционные техники художественного оформления ткани были изобретены много веков и даже тысячелетий назад, но они не утратили своей актуальности и в совре­менной одежде.

Используя тот или иной декоративный прием в совре­менном костюме, необходимо учитывать ряд общих требований:

· декор должен быть умеренным, подчеркивать фор­му, соответствовать ей, а не быть случайным, чужим

· рисунок декора должен иметь достаточно фона, чтобы придать простоту и благородство узору;

· вид декора должен соответствовать качеству мате­риала, из которого изготовлена одежда, например, тяжелая толстая ткань требует крупной рельефной вышивки, тогда как тонкая — изящной, легкой;

· декор должен быть композиционным центром костюма, привлекая к себе внимание и придавая изделию образную выразительность.

Использование декоративного оформления может быть признано удачным только в том случае, если оно способствует созданию целостного, гармоничного, оригинального костюма, соответствующего требованиям со­временной моды.

Источник