Меню

Византийская одежда 6 11 век



Костюм Византии

Для Византии характерно слияние римско-эллинистической культуры и христианства.
Культурная жизнь регламентировалась установленным церемониалом. Этому же соответствовала и одежда. Традиционно она была антично-римской, но с новоперсидскими, а позже и арабскими мотивами.

Мужской костюм в Византии

Главным элементом мужского византийского костюма была туника с узкими длинными рукавами. Она могла быть короткой или длинной, на плечах и груди украшалась вышивкой.
Поверх туники надевалась верхняя, длинная одежда («талар»), без рукавов и очень широкая. Носили византийцы плащи и штаны. Штаны были двух типов: короткие, до колен, и длинные. Обе половины штанов надевались как отдельные части: в виде чулок, прикрепляющихся завязками к поясу. С короткими штанами надевали плотно обтягивающие ногу чулки.
Верхней одеждой византийцам служил плащ наподобие римского сагума или лацерны, края которого скреплялись аграфом на правом плече.

Женский костюм в Византии

Женская византийская одежда была длинной, прямой, из плотной ткани и полностью скрывала тело. Первоначально она сохраняла формы римско-греческого костюма. Нижней одеждой знатных дам была туника. Они также носили широкие, длинные, плотно прилегавшие к шее столы с длинными рукавами. Поверх надевалась вторая туника с открытыми рукавами. Вся эта одежда была богато украшена каймой и вышивкой (в этом прослеживаются восточные мотивы). С IV-V вв. силуэт одежды становится более прямым, появляются различные накидки.
Женщины из низов довольствовались одеждой в основном из однотонных грубых тканей.

Обувь в Византии

Византийская обувь изготовлялась из цветной кожи и войлока и украшалась различными обшивками.
Мужчины обувались в закрытые сандалии с ремешками, переплетавшимися почти до колен, и мягкие сапоги, которые подвязывались под коленом ремешком. Со времен императора Юстиниана закон обязывал всех служащих носить обувь черного цвета. Обувь императора была пурпурного цвета.
Женщины ходили в башмаках из мягкой цветной (белой, красной, желтой) кожи. Богатые дамы носили шелковые и парчовые башмачки, расшитые жемчугом, вышивкой, драгоценными камнями.

Головные уборы в Византии

В Византии, как и в Древнем Риме, головные уборы носили редко — лишь для защиты от непогоды или жаркого солнца. Крестьяне, работавшие в поле, и путешественники надевали круглые меховые шляпы с полями, низкие шапки и колпаки с отворотом.
Знать щеголяла в плоских беретах, расширявшихся кверху, а в IX в. стала модной круглая высокая шапка, похожая на фракийскую.
Женскими головными уборами служили платки, головные сетки, богато украшенные чепцы. Замужние женщины носили особую повязку восточного типа, спирально обвитую двумя платками разного цвета (наподобие императорской тиары).

Украшения и косметика в Византии

Множество украшений поступало в Византию с Востока, а также из Греции и Италии — как очень дорогих и роскошных, так и доступных людям со скромными средствами. Ювелиры Византии многое переняли от греков и этрусков и достигли высокого мастерства в обработке драгоценных камней и янтаря.

Источник — «История в костюмах. От фараона до денди». Автор — Анна Блейз, художник — Дарья Чалтыкьян

Источник

Одежда Византии

Культура одежды. Мы продолжаем тему истории одежды. И вот сегодня у нас наконец-то Византия, оказавшая огромное влияние на цивилизацию наших предков, подарившая нам свою религию и культуру и… канувшая в Лету, словно ее никогда и не было вовсе.

Царство между Западом и Востоком. По идее оно должно было впитать все лучшее, как с одной стороны, так и с другой. Но так и оставшееся «само по себе» и затем погибшее, несмотря на все свое богатство и высокую культуру. Впрочем, вопрос о том, почему так случилось, выходит за рамки нашей темы. Сегодня наш рассказ посвящен одежде византийцев и их облику, любоваться на который пришлось многим нашим легендарным князьям.

Итак, каковы же были традиционные одежды Византии, в полной мере после 476 года унаследовавшей традиции римской культуры?

Традиционная одежда

А было так, что римские одежды у византийцев вскоре дополнились роскошными восточными мотивами в узорах отделки, рисунках, в разнообразии цветов и в блестящих тканей. Хотя, заметим, что в отделке обязательно присутствуют и христианская символика, и узоры, и орнаменты.

Роскошная многообразная отделка стала покрывать всю поверхность одежды. И к тому же дополняться нашитым на нее жемчугом и драгоценными камнями. Интересно, что расположение отделки диктовалось модой на прямые вертикальные и горизонтальным линии, создававшие впечатление жесткости всего костюма.

Почему так было – понятно.

Культура одежды Византии, как, собственно, и вся ее культура, находилась под сильным влиянием церкви. А она в Византии объявляла человеческую природу греховной, а любую красоту – призванной служить Богу! Самыми красивыми, естественно, считались линии божественного креста. И, соответственно, именно крестообразное расположение линий узоров и стало считаться эталоном всякой одежды.

Следовательно, всякая нагота, столь характерная для античности, также объявлялась греховной. В Византии тело всячески скрывалось, чему форма одежд как раз и служила. И, аналогично, всё, что тело скрывало, одобрялось.

Поэтому-то римская просторная туника и была в ходу, хотя ее название изменилось. Теперь она называлась далматикой, а тоге стала соответствовать касула – широкий плащ с капюшоном. При этом далматика часто дополнялась оплечьем и передником на поясе.

Длинная рубаха-юбка, наподобие греческого хитона или римской туники — стала основным компонентом костюма византийцев. При этом она же и приобрела новые формы. Так, ее поверхность лишилась складок, к ней пришили рукава, часто длинные и зауженные у запястий. Крой той же туники был очень простым – в форме буквы Т, с различными нашитыми на нее линиями узоров из разноцветной тесьмы.

Штаны (как род одежды) византийцы позаимствовали на Востоке.

Здесь они имели вид двух отдельных штанин, крепившихся к поясу тесемками. Длина штанов варьировалась от коротких (по колено) и до длинных (по щиколотку). Но были известны и облегающие ногу чулки с полной носочной частью.

То есть византийская одежда раннего Средневековья представляла сплав традиций римского и восточного костюма.

Ну, а информацию о том, как выглядели византийские одежды, мы получаем из сохранившихся мозаик и иконописи Византии. Кстати, возникает и мода на определенные черты лица. Так, для «византийского лика» становятся характерными удлиненный овал, большие глаза и маленький рот.

Женское и мужское одеяние

Что касается женской одежды, то она многослойна. Длинная, доходящая до ступней, нижняя туника стола с узкими облегающими рукавами, украшенными каймой на запястье, покрывается верхней, с широкими открытыми рукавами. Жесткий плащ дополняет костюм и придает фигуре статичный образ треугольной формы. Плащ накладывается на плечи сзади, а спереди концы перекрещиваются и отбрасываются назад. Отделка богата орнаментами и декоративными элементами – знаками сословных различий.

Римская пенула с прорезью для головы встречается и в одежде знатных женщин Византии. Голову прикрывает платок мафорий, являющийся символом Богородицы и часто встречающийся на иконописных изображениях святых.

Низшие сословия в Византии старались следовать высшим. Но понятно, что одежду шили из дешевых тканей, узоры были самые простые, а длиной они были покороче.

Зато верхняя одежда императора и знати была исключительно богатой. Прежде всего, она включала плащ-мантию с застежкой-фибулой на плече, с богатой отделкой и четырехугольной эмблемой высшей власти – таблионом (куском дорогой парчи, нашивавшейся на плащ спереди и сзади). Знать наносила таблионы пурпурного цвета. А кромки плаща украшались пышной декоративной каймой.

Нарамник – круглый воротник, богато расшитый драгоценными камнями, надевался через голову и также являлся важным элементом царского одеяния. Этот элемент царского костюма стал впоследствии характерен и для русских бояр и царей.

Костюмы византийского двора представлены на великолепной мозаике храма Сан-Витале в Равенне, сохранившейся с середины VI в. до н. э. до наших дней.

Императрица Феодора изображена на ней со своей свитой во время церемониального выхода. Корона императрицы украшена золотом, драгоценными камнями и длинными пропендулиями – подвесками из жемчуга. Нижняя белая стола украшена богатой каймой. Плащ из пурпурной ткани, кайма подола украшена вышивкой золотом. И также золотом отделана ее обувь. Кстати, пурпурный и зеленый цвета обуви в Византии разрешались только для знати.

Ткани использовались самые разные, но красота их была просто потрясающей.

Парча и шелк покрывались геометрическими орнаментами, звездами, кругами и стилизованными изображениями растений и животных. Ну, и, разумеется, без христианской символики тоже не обходилось.

Ткани были плотными и тяжелыми, что было необходимо для того, чтобы подчеркнуть статичность фигуры. Кресты, ангелы и христианские монограммы вписывались в круги и квадраты, так же, как и львы, орлы и павлины, так что поверхность одежды из такой вот ткани выглядела как один сплошной яркий ковер.

Такие костюмы были характерны для позднего периода Империи. Но вот такие животные, как бык и орел, обычно являлись прерогативой одежд императора. Символом его власти была ткань пурпурного цвета.

А вот белый цвет в Византии почему-то считался траурным.

В то же время цвета одежд византийцев зависели еще и от того, к какой партии ипподрома они принадлежали. А таковых было четыре: прасины («зеленые) и венеты («голубые»), считавшиеся главными, а еще русии и левки («красные» и «белые»). И чтобы показать приверженность своей партии, они вносили ее цвет в одежду.

В Византии наличествовали крупные предприятия, вырабатывавшие воинские доспехи и оружие по единым образцам. Поэтому снаряжение и пехотинцев, и всадников из собственно византийцев было, по сути, стандартизировано. Тогда как наемные отряды сражались одетыми и вооруженными по-своему.

Ювелирная мода и доспехи

Причем интересно было воспроизведение изделий искусства из более ранних эпох с исторической точностью – подход, который особенно проявился в создании так называемых археологических украшений (украшения, основанные на раскопках из древности), производство которых достигло своего апогея как раз в середине XIX века.

Ювелирные изделия, изготовленные в этот период, охватывали этрусский, древнеримский, раннехристианский, византийский и средневековый стили. Фирма Кастеллани в Риме была пионером и доминировала в производстве таких археологических украшений. Основанная Фортунато Пио Кастеллани в 1814 году, компания управлялась тремя поколениями семьи до закрытия в 1927 году. Ее изделия приобрели огромную популярность в высших кругах европейского общества, а успех побудил многих ювелиров работать в аналогичном историческом направлении.

У всадников использовался шлем касис с кольчужной бармицей и металлическими наушниками. Название клибанион носил панцирь из металлических пластинок, нашитых на кожу, и надевавшийся поверх кольчуги через голову. Халкотубы – поножи, делали из металлических узких (медных) пластин, также нашитых на кожу.

Нередко поверх всего этого всадники надевали еще стеганый цветной кафтан эпилорикион, являвшийся неким прообразом униформы.

Кони всадников клибанофоросов также покрывались панцирями из войлока и костяных либо металлических пластин.

Щиты в форме перевернутой капли были характерны именно для Византии и уже отсюда распространились по Европе и арабскому Востоку.

Ну, а наемники из Европы – Каталонии и Италии, как описывал их современник в том же XV веке, были облачены в «голубоватую сталь».

Источник

Византийский костюм

Да молчит всякая плоть человеча
и да стоит со страхом и трепетом
и ничто же земное в себе да не помышляет.
Д. С. Мережковский

Византия явилась естественной наследницей погибшего Рима. На развалинах античной культуры и в преддверии Средневековья формировались культура, быт, стиль жизни византийцев.

В Византии, жившей по законам христианства, выработались новые по сравнению с античными эстетические представления и новый художественно-догматический стиль.

В архитектуре новый стиль проявился в строительстве христианских храмов. В Византии самым известным был храм Святой Софии в Константинополе — образец красоты и величия, воплощение идеи могущества христианского Бога.

Из-за ограничений церкви статуарная скульптура в Византии практически перестала развиваться, но зато появился новый, невиданный ранее вид живописи — писание икон по канонам и были созданы такие шедевры иконописи, как «Богоматерь Владимирская» и «Двенадцать Апостолов».

Византийские мозаики также славились во всем христианском мире, а византийские мастера работали во многих странах, в том числе на Руси: в Киеве, Новгороде.

Идеал красоты. Под влиянием христианства пропадает свойственный грекам и римлянам интерес к красоте человеческого тела (плоти) и возникает интерес к духовной красоте человека.

Фигура, замаскированная объемными, многослойными одеждами, — не главное в облике человека.

Высокий лоб, прямой тонкий нос, маленький изящный рот, удлиненный овал лица с выражением печали и кротости, как на лике Богоматери, — облик прекрасного человека в этот период.

Виды и формы одежды. Текстиль. Богатые византийцы отказались от льна и шерсти и отдали свое предпочтение шелку. Нижние туники шились из тонкого шелка, а вся верхняя одежда — из плотного узорчатого шелка, превращавшего ее в стоячий драгоценный футляр, упаковку, в которой свободно помещено тело. Это были шелка с крупным раппортом (рис. III. 1), а также парча и алта-бас (цельнозолотная ткань), богато украшенные вышивкой и жемчугом (цв. вкл., рис. 21, 22).

В Византии с середины VI в. знали тайну производства шелковых тканей. Изготовление их и пурпурного красителя стало в Византии государственной монополией.

В отличие от греков и римлян византийцы ценили сложные, сумрачные цвета, придававшие облику таинственность. Однако в придворном костюме использовались и яркие тона, такие, как пурпур, золотистая охра и др.

Византийские узорчатые ткани прославляются и упоминаются многих литературных источниках: русских летописях, французских поэмах, в иранской литературе. Узоры византийских тканей сочетали в себе античные и восточные традиции, а также христианскую символику. Это были узоры с реальными и фантастическими животными (львами, кентаврами, грифонами, павлинами), инициалы Иисуса Христа и кресты в обрамлении из тигельного орнамента (см. рис. III. 1).

Рис. III. 1. Образцы текстильных узоров.

Символичными были и цвета, применяемые в текстиле и костюме. Голубой символизировал небо, зеленый означал цветение, возрождение, надежду. Золотому цвету придавалось главенствующее значение: блеск золота ассоциировался с божественным сиянием. Всепобеждающая божественная энергия, сила, чистота — вот что означала отделка костюма византийских императоров золотыми чеканными бляшками, алтабасом и парчой.

Для Византии характерно сочетание в одном костюме накладных и драпирующихся одежд. Нарамник, далматик, туника, стола, пенула, оплечье — накладные виды одежды; лорум, мафорий, плащ — драпирующиеся виды одежды. Византийский костюм характеризуется спокойными полукружными линиями, мягко касающимися фигуры, не выявляя ее (лорум, мантия, стола, пенула).

Рис. II 1.2. Одежда императора: плащ с таблионом, туника. Рис, III.3. Костюм императора с нарамником и туникой. Рис. III.4. Элемент одежды духовенства — туника латиклавия

Мужская одежда. Мужская одежда обычно состояла из туники, штанов, далматика и плаща. Штаны становятся обязательным элементом мужского костюма.

Император носил нижнюю тунику из тонкого шелка, сверху — далматик, подпоясанный золотым поясом и украшенный золотой отделкой. Нижняя туника имела узкие длинные рукава. У далматика рукава были значительно шире, из-под них виднелись рукава нижней туники, отделанные каймой. Плащ был пурпурного цвета из тяжелой и неэластичной шелковой ткани и ниспадал до земли. На груди и спине был нашит отличительный ромбовидный знак из драгоценной парчи — таблион (рис. Ш.2). Начиная с VII в. император стал носить поверх далматика длинный шарф из алтабаса — лорум. Лорум — это как бы переродившаяся тога. Свое происхождение он вел от консульского парчового шарфа времен позднего Рима. Конец его перебрасывался через левую руку, как у римской тоги. Драпировался он согласно определенным канонам (см. цв. вкл., рис. 21).

Несколько позже лорум переродился в нарамник, в котором перед был короче задней части (рис. Ш.3). Духовенство носило длинные туники — латиклавии (рис. Ш.4) с двумя вертикальными полосами. Мужчины также носили поверх далматика пенулу с капюшоном или без него (см. рис. 11.58). Все плащи имели полукруглые очертания.

Рис. III.5. Одежда замужней простолюдинки: мафорий, пенула, стола. Рис. III.6. Одежда замужней простолюдинки: мафорий, туника, стола. Рис, III.7. Костюм императрицы. Рис. III.8. Костюм молодой аристократки; далматик, туника, покрывало

Женская одежда. Именно в Византии появилась манера носить сразу несколько одежд, одну на другой. Это были широкие рубашкообразные туники-столы до пола; у нижней туники были узкие, а у верхней — широкие рукава (рис. III.5, III.6). Поверх них надевался полукруглый плащ-мантия (супергумераль) с фибулой на плече. Эта многослойность костюма стала затем главной особенностью в моде Средневековья.

Императрица поверх столы из многоузорчатого шелка носила плащ с таблионом из парчи либо с широкой каймой (см. цв. вкл., рис. 22). Вокруг шеи надевалось оплечье — византийский воротник из жемчуга и драгоценных камней. Роскошный головной убор с жемчужными подвесками, богатая узорчатая кайма на платье, вышивка, бисер, драгоценности — все это превращало костюм в драгоценное произведение искусства (рис. III.7). Аристократки носили также богато декорированные полуприлегающие далматики с диагонально срезанным подолом (рис. III.8).

Замужние женщины-простолюдинки имели одежду более скромную: нижнюю — тунику, верхнюю — столу, пенулу и накидку на голову — мафорий (см. рис. III.5, III.6). Такой была одежда Богоматери. С принятием христианства замужние женщины стали прятать волосы под головные уборы. Это правило господствовало на протяжении всего периода Средневековья вплоть до Ренессанса.

Рис. III.9. Женский венеи. Рис. III.10. Виды мужских венцов. Рис. III.11. Популярные мужские прически «под скобу» (а) и «в кружок» (б). Рис. 111.12. Золотые серьги, отделанные драгоценными камнями и жемчугом

Обувь. Обувь (цв. вкл., рис. 23) была мягкая, удобная: ремешковая по римскому образцу; закрытая, с узкими носами — соччи; узконосая домашняя типа шлепанцев-пантофли. Простолюдины носили камгтаги — мягкую обувь черного цвета, придворные — яркие, пурпурные, с отделкой вышивкой, с золотыми бляшками и драгоценными камнями. Мягкие сапоги также были популярны. Чем длиннее были голенища у сапог, тем короче туника.

21. Костюм императора: туника, сверху далматик, поверх далматика — лорум из алтабаса, головной убор — митра с жемчужными подвесками. Рис. 22. Костюм императрицы: туника, стола, плащ, оплечье, головной убор (митра). Рис. 23. Обувь: соччи (а), кампаги (6), пантофоли (в)

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Популярные в Византии головные уборы — венцы (рис. III.9, ШЛО), митры, тиары, различные диадемы, повязки, покрывала, платки, накидки.

Прически мужчин — это в основном стрижки «под скобу» и «в кружок» до мочки уха (рис. III. 11). Бороды и усы были обязательным дополнением к прическе.

Женская прическа, наиболее популярная в этот период, — валик из волос надо лбом, перевитый лентами и жемчужными нитями и закрывавший уши (см. рис. III.7). Однако прически замужних женщин обычно прятались под головные уборы, мафории, покрывала, повязки, так как христианская мораль запрещала женщине ходить с непокрытой головой.

Продолжение византийских традиций в костюме и религии четко прослеживается в обычаях древней и средневековой Руси вплоть до реформ Петра I. Русь сохранила и развила византийский костюм, так как явилась прямой и главной наследницей этой сложной и многообразной культуры, соединившей в себе античные и христианские традиции погибшей цивилизации.

Византийские аристократки носили множество разнообразных украшений, хотя церковь их и запрещала.

Император и императрица украшали себя жемчужными подвесками, обычно по две нити с каждой стороны лица. Подвески спускались у мужчин от висков до плеч, у женщин — до середины груди. Очень популярны были диадемы, а также серьги из золота (рис. III. 12). Они инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями. Византийское оплечье поражало обилием камней и отделки. Очень широко использовался жемчуг.

Несмотря на запреты церкви, аристократки широко использовали косметические и парфюмерные средства. Так, жена императора Юстиниана, бывшая гетера и актриса, уделяла много внимания уходу за лицом и телом, а также делала яркие макияжи. Простолюдинки выглядели скромно.

Связь костюма с архитектурой. Виды византийского костюма менялись в течение веков, но общим было одно: по композиции, пропорциям и облику он напоминал христианские базилики. митра с крестом и мафодий на голове ассоциировались с куполом храма. Футлярообразные объёмные одежды напоминали тело храма (рис.111.13).

Источник

Читайте также:  Магеллан форменная одежда росгвардии