Меню

Внешний вид древних славян одежда



Костюм славян и Древней Руси (6-13 века)

Костюм древних восточных славян (6-9 века)

Условия жизни древних восточных славян — древлян, радимичей, вятичей и др. — были такими же, как и у их соседей — скифов и сарматов. Вероятно, и одежды у них были одинаковыми. Изготовляли их древние славяне из кожи, войлока, грубой шерстяной ткани. Позже костюм восточных славян под влиянием греческих, римских и скандинавских одежд стал богаче.

Мужской костюм

Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Рубашка могла быть и без запа́ха.
Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные.
На плечи набрасывали короткие или длинные плащи, которые застегивались на груди или на одном плече. Зимой славяне надевали овчинный тулуп и рукавицы.

Женский костюм

У женщины одежда была такая же, как и у мужчин, но длиннее и шире и изготовлялась из менее грубой кожи и ткани. Белые холщовые рубашки длиной ниже колен украшались вышивкой по вырезу круглой горловины, по подолу и рукавам. На длинные юбки пришивались металлические пластинки. Зимой женщины надевали короткие накидки (душегрейки), шубки.

Обувь

В дохристианский период древние славяне носили онучи (холст, которым обертывали ногу) с подошвами, прикрепленными к стопе ремешками, а также сапоги, которые изготовляли из целого куска кожи и завязывали ремнем у щиколотки.

Прически и головные уборы

На голове древние славяне носили бронзовые обручи, круглые меховые шапки с околышем, войлочные колпаки, повязки. У мужчин были длинные или полудлинные волосы, подстриженные на лбу, и бороды.
Женщины носили головные повязки, позже — платки. Замужние славянки покрывали голову очень большим платком, спускавшимся по спине почти до пят.
Девушки волосы распускали, женщины заплетали их в косы, которые обертывали вокруг головы.

Украшения

Ожерелья, бусы, множество цепочек, серьги с подвесками, браслеты, гривны из золота, серебра, меди — вот основные украшения и мужчин, и женщин.
Женщины носили металлические головные обручи, мужчины — уборы в виде шапки, из бронзовых колец. Украшениями были и шейные кольца в форме витого обруча; гривны — густо нанизанные серебряные монеты или полуобруч с цепочками. К шейным кольцам, нагрудным цепочкам прикреплялось множество подвесок, в основном, бронзовых, в виде колокольчиков, крестов, фигурок животных, звезд и т.п., а также бусы из зеленого стекла, янтаря, бронзы.
Мужчины щеголяли кожаными поясами с бронзовыми чеканными бляхами и длинными нагрудными цепями.
Женщины с удовольствием носили серьги с подвесками, височные кольца, скалывали на плечах верхнюю одежду красивыми парными булавками.
И мужчины, и женщины носили браслеты и перстни — гладкие, с узорами, или спиралевидные.

Костюм Древней Руси (10-13 века)

После принятия христианства на Руси распространяются византийские обычаи, а также и византийская одежда.
Древнерусский костюм этого периода становится длинным и свободным, фигуру он не подчеркивал и придавал ей статичность.
Русь торговала с восточными и западноевропейскими странами, и знать одевалась, в основном, в привозные ткани, которые называли «паволок». Это и бархат (с тисненым рисунком или шитый золотом), и парча (аксамит), и тафта (шелковая узорная ткань с рисунком). Покрой одежды был простой, и различалась она главным образом качеством тканей.
Женские и мужские наряды богато украшались вышивками, жемчугом, отделывались мехами. На костюмы знати шел дорогой мех соболя, выдры, куницы, бобра, а крестьянская одежда шилась из овчины, заячьего, беличьего меха.

Мужской костюм

Древний русич носил рубаху и штаны («порты»).
Рубаха — прямая, с длинными узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался шнуром или застегивался пуговицей. Иногда на рукава вокруг кисти надевали нарядные, из дорогой ткани, с вышивкой «зарукавья» — прототип будущих манжет.
Рубахи шили из ткани разных цветов — белой, красной, сине-голубой (лазоревой), украшали вышивкой или тканью другого цвета. Носили их навыпуск и подпоясывали. У простолюдинов были холщовые рубахи, которые заменяли им и нижнюю, и верхнюю одежду. Знатные люди поверх нижней рубахи надевали еще одну — верхнюю, которая расширялась книзу, благодаря вшитым в бока клиньям.
Порты — длинные, неширокие, сужающиеся книзу штаны, которые подвязывались на талии шнурком — «гашником». Крестьяне носили холщовые порты, а знать — суконные или шелковые.
Верхней одеждой служила «свита». Она также была прямой, длиной не ниже колен, с длинными узкими рукавами, книзу расширялась за счет клиньев. Свита подпоясывалась широким поясом, к которому подвешивался кошелек в виде мешочка — «калита». Для зимы свиту делали на меху.
Знать также носила небольшие прямоугольные или округлые плащи «корзно», имевшие византийско-римское происхождение. Их накидывали на левое плечо и застегивали пряжкой на правом. Или же прикрывали оба плеча и застегивали спереди.

Женский костюм

В Древней Руси красивыми считались женщины со статной фигурой, белым лицом, ярким румянцем, соболиными бровями.
Русские женщины заимствовали восточный обычай красить лицо. Они покрывали лицо густым слоем румян и белил, а также чернили брови и ресницы.
Женщины, как и мужчины, носили рубаху, но длиннее, почти до ступней. На рубахе вышивались орнаменты, она могла присобираться у шеи и обшиваться каймой. Носили ее с поясом. У богатых женщин было две рубахи: нижняя и верхняя, из более дорогой ткани.
Поверх рубашки надевалась юбка из пестрой ткани — «понёва»: сшитые полотнища оборачивали вокруг бедер и подвязывали на талии шнуром.
Девушки надевали поверх рубахи «запону» — сложенный пополам прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Запона была короче рубахи, по бокам не сшивалась и всегда подпоясывалась.
Праздничной нарядной одеждой, надевавшейся поверх поневы или запоны, был «навершник» — вышитая туника из дорогой ткани с короткими широкими рукавами.

Великокняжеский костюм

Великие князья и княгини носили длинные и узкие туники с длинными рукавами, в основном, синего цвета; затканные золотом пурпурные плащи, которые застегивались на правом плече или груди красивой пряжкой. Парадным убором великих князей был венец из золота и серебра, украшенный жемчугом, самоцветами и эмалями, и «бармы» — широкий круглый воротник, также богато украшенный драгоценными камнями и медальонами-иконами. Царский венец всегда принадлежал старшему в великокняжеском или царском роде. Княгини под венец надевали покрывало, складки которого, обрамляя лицо, ниспадали на плечи.
Так называемая «шапка Мономаха», опушенная собольим мехом, с алмазами, изумрудами, яхонтами, и крестом наверху, появилась гораздо позже. Существовала легенда о ее византийском происхождении, согласно которой этот убор принадлежал деду Владимира Мономаха по матери — Константину Мономаху, и Владимиру его прислал византийский император Алексей Комнин. Однако установлено, что шапка Мономаха была изготовлена в 1624 г. для царя Михаила Федоровича.

Читайте также:  Следы одежды какая экспертиза

Источник

Быт и внешний облик древних славян

Внутренний быт славян при тех естественных условиях, которые они встретили на русской равнине, определялся их основными занятиями и ремеслом. Мирный, земледельческий характер славян придавал их нравам значительную мягкость, об этом свидетельствуют все писавшие о славянах. Славяне своими нравами производили выгодное впечатление. «В них нет ни зложелательства, ни коварства, — говорит один византийский писатель, — они любят свободу. Hе выносят ига рабства и повиновения, соблюдают целомудрие и исполнены мужества и кротости, искренность их такова, что им вовсе не известны воровство и обман».

В особенности хвалят древние историки гостеприимство славян: когда к ним является иностранец, они провожают его из одного места в другое и, если случится, что странник потерпит какую-нибудь беду по нерадению своего хозяина, то сосед последнего вооружается против него, почитая священным долгом отомстить за странника. С пленными славяне обращались кротко, пленные не оставались у них рабами целый свой век, как у дргих народов, но по прошествии известного срока вольны были или возвратиться к своим, давши выкуп, или остаться жить между славянами. Родителям славяне оказывали почтение, заботились о них в старости.

Писавшие о славянах византийцы указывают также на их мужество в бою и умение применять в деле борьбы военные хитрости, между которыми особенно замечателен способ скрывания в воде, с выставленной для дыхания тростинкой. Если же славяне сражались в поле, то окружали себя укреплением, ставя внутри женщин и детей. Но они избегали выходить на бой в открытое поле, природа страны давала им уже достаточный оплот против врагов. Так как селения их всегда лежали при реках, «которые так часты, что между ними не остается значительного пространства», то идущие на них войною принуждены бывали останавливаться у самого предела нх страны; между тем славяне, узнав о приближении врага, мгновенно укрывались от нападения с другой стороны. Мирный земледельческий быт славян мешал им обратиться в завоевателей. Отмечают византийские историки и частые раздоры среди славянских племен: «Между ними, говорит один писатель, господствовали постоянно различные мнения; ни в чем они не были между собой согласны; если одни в чем-нибудь согласятся, то другие тотчас же нарушают их решение, потому что все питают друг к другу вражду и ни один не хочет повиноваться другому».


С.Иванов. Торг в стране восточных славян

Далеко не так снисходителен был к нравам древних славян русский летописец; как христианин и монах, он с омерзением смотрел на все, что напоминало об язычестве. Только о полянах отзывается он благосклонно, говоря. что они имели обычаи кроткие и тихие, были стыдливы перед снохами и сестрами, матерями и отцами, свекровями и деверьями, имели брачный обычай. Нравы других славянских племен летопись изображает, напротив, мрачными чертами: древляне жили «по-скотски», убивали друг друга, ели все нечистое и вместо брака похищали девиц; радимичи, вятичи и северяне имели одинаковый обычай жили в лесу, как звери, ели все нечистое, срамословили перед отцами; браков у них также не было, но происходили игрища между селами, где молодые люди, сговорившись с девицами, похищали их; держали по две и по три жены; если кто умрет, творили над ним тризну, сожигали труп и, собравши кости, складывали их в малый сосуд, который ставили в столпе (кургане), на распутье.

Внешний облик

Что касается внешнего облика наших предков славян, то это вопрос, о котором много спорят до сих пор. Брили ли славяне-мужчины себе головы или носили длинные подстриженные волосы, отпускали ли бороды или нет — все это очень спорные вопросы, а косвенные свидетельства говорят и за и против. Арабский писатель Ибн-Хаукал говорит, что у славян —— «некоторые бреют бороду, некоторые же из них свивают ее наподобие громадной грины и окрашивают ее желтой или черной краской». Другой араб — Аль-Бекри тоже говорит, что «иные из руссов бреют бороды, другие же из них закручивают свои бороды наподобие кудрей».

Византийские и арабские писатели VI -IХ веков описывают славян как высоких блондинов. Прокопий говорит, что славяне «очень сильны, высокого роста, цвет волос имеют ни темный, ни слишком светлый, но все они рыжие». У арабов славяне всегда именуются русыми. «Славяне народ с румяным цветом лица и русыми волосами», говорит Абу Мансур. Даже своих за высокий рост, белокурые волосы и голубые глаза они называют в шутку славянами. Но, вероятно, эта подчеркнутая белокурость славян казалась таковой на арабский взгляд, по сравнению с их собственной смуглостью и темным волосом, так как археологические находки свидетельствуют, что у славян преобладал темно-русый цвет волос.

Одежда

Одежду славян составляли ткани и шкуры диких и домашних животных. Мужчины надевали на ноги порты из холста, а на плечи рубахи; в холодное время окутывались «кожухами» и «мехами», на ногах носили лапти, сплетенные из липовых лык, кожаные сапоги; в качестве верхнего платья, служившего защитой от холода и непогоды, был в ходу плащ – четырехугольный кусок какой-либо ткани, который накидывался на левое плечо так, чтобы оставалась свободной, готовой к защите и нападению правая рука. Люди богатые, после того, как широкое развитие торгового движения по Дпепру и участие в торговле самих славян создавало богатство, носили одежды более пышные и богатые, как свидетельствуют могильные находки.

Византийские писатели отмечают, впрочем, что славяне особой роскошью в одежде не отличались. По словам Прокопия, писавшего о славянах конца VI века, некоторые из них не имеют ни сорочки, ни плаща и идут в битву, надев только штаны. «Это могла быть,— замечает профессор М. Грушевский,— какая-либо пограничная голытьба, а может быть, это являлось известного рода военным шиком, как впоследствии, много веков спустя у запорожцев». Но что одежды в общем были очень просты, свидетельствует непосредственная запись современника-очевидца, описавшего встречу Святослава с Иоанном Цимисхием, когда Святослав прибыл на свидание одетым в простую белую рубаху, надо думать, рубаху и порты,— которые только чистотой отличались от одежды его спутников.

Читайте также:  Повседневная одежда русских женщин

С.А.Князьков. «Картины по русской истории»

Источник

Как одевались древние славяне

На Руси одежда была неотъемлемым атрибутом быта: суровый климат диктовал свои условия выживания. Первобытные люди кутались в шкуры животных. Позже из обработанного меха начали шить верхнюю одежду. В 7 веке для начали ткать полотно, для его изготовления использовали лен и коноплю. Еще один сырьем для изготовления одежды была овечья шерсть, ее пряли на веретенах. Ткачество и сучение шерсти было одним из основных занятие девушек и женщин.

Женская одежда на Руси

Одежда древней Руси легла в основу национального русского костюма. Крой одежды отличался простотой и лаконичностью. Крестьяне изготавливали одежду из домотканых тканей, а знатные дамы предпочитали заморский шелк.

Женщины на руси одевались просто: длинная рубаха из холста порой доходившая до голени, рукава непременно длинные. Сорочку принято было украшать вышивкой около круглого ворота. Узоры и орнаменты вышивки отличались в каждом регионе Руси, самые популярные цвета орнаментов — красный и синий. Поверх сорочки надевали запону, внешне она походила на широкую ленту с вырезом для головы. Запона прикрывала спину и грудь женщины. Замужние дамы поверх сорочки надевали поневу — аналог современной юбки с завязкой на талии, голову покрывали платком — повойником.

На зиму шили кожухи — национальная одежда из шкуры животного вывернутого мехом внутрь. Второй зимней одеждой был тулуп, шили его из овечьей шерсти.

Одежда крестьян и высшего сословия шилась по аналогичной схеме. Отличие было лишь в материале и отделке. Богатым женщинам были доступны костяные пуговицы, броши, атласные ленты. Зимнюю одежду шили из меха пушных зверей — лиса, бобер, песец. Шубы стоили очень дорого и позволить их себе могли лишь титулованные особы.

Мужская одежда на Руси

Мужчины, как и женщины, носили рубахи. Кроили их на запах или из цельнокроеного полотна. Ворота на рубахе не было, а горловину нарядной рубахи украшали полоской вышитого орнамента. Штаны шили очень широкими, как шаровары, их подпоясывали на талии, щиколотках и под коленом, для этого использовали тесьму или железные ободки, что практичнее. Штанины использовали как карманы. Мужчины высшего сословия носили две пары штанов, одни исподние, и вторые шаровары. В 12 веке в моду вошли косоворотки. Зимой мужчины так же как и женщины носили тулупы и кожухи.

Свадебные русские наряды

Одежда на свадьбу имела сакральный смысл. Белое венчальное платье вошло в моду в 17 веке, а до того венчальное платье старались украсить большим количеством красной вышивки. Красный цвет на Руси ассоциировался с красотой, богатством и плодородием. Вышивать свадебные рубахи начинали задолго до торжества. Юная невеста могла корпеть над вышивкой не один месяц. Помимо рубахи на невесту надевали сарафан, а на голову ленты украшенные бисером. Чем больше было украшений на наряде, тем выше в обществе была семья невесты. Зимой обязательно надевали меховую шубу.

Наряд жениха был скромнее — рубаха из отбеленного льна с вышивкой и штаны. В карман на удачу клали ситцевый платок. В разных частях Руси использовали уникальные детали в костюмах жениха и невесты. Отличались не только узоры вышивки, но и цветовая гамма костюмов, качество ткани, ее цвет.

Источник

Одежда восточных славян

Одежда простонародья — рубаха, порты и понёва

Одежда простых людей в Древней Руси была незамысловата : мужчины носили портки (порты)штаны из грубого полотна — и длинные рубахи такого же качества. Женщины одевались в рубахи и платья бесхитростного покроя, с течением времени усложняя и совершенствуя свой гардероб. Древнейшим элементом женской одежды была понёва , набедренная одежда замужних женщин , которую носили поверх рубахи.

Аксамит — византийский бархат

Древнерусская знать носила одежду из аксамита — ткани ручной выработки, похожей на бархат. Это была чаще всего золотая или серебряная материя , плотная и ворсистая, с травами, узорами и разводами различных цветов. Аксамит привозили на Русь из Византии , и он шел на нужды княжеских дворов, считаясь принадлежностью высокородных особ . Аксамит спадал с фигуры большими жесткими складками, придавая фигуре особое достоинство и величие. Он вышел из моды после 1717 года , когда в России стали работать первые мануфактуры по производству шелковой ткани и парчи.

Атлас — китайский шелк

Атласшелковая блестящая ткань , название которой произошло от арабского слова «атлас» — «гладкий». Появился он в Древней Руси еще в домонгольский период . Чаще всего атлас завозили из Китая по Великому шелковому пути , проходившему через Византию. Также атласные ткани завозили и из других стран: Египта , Персии , Леванта .

Первые перчатки на Руси

Знатные люди в Древней Руси носили также перчатки из кожи , сукна , парчи или бархата . С внешней стороны перчатки отделывались вышивкой , кружевам , жемчугом или драгоценными камнями .

В Древней Руси была распространена широкая с капюшоном накидкаяпончица , которая была завезена с арабского Востока . Ее носили чаще всего как дождевик . Для того, чтоб епанча лучше оберегала от влаги, ее пропитывали олифой .

Вскоре после принятия христианства, монахи и священники начали носить черные округлые шапочки с покрывалом , опускающимся на плечи и грудь — клобук . Только митрополиты и патриархи носили клобук белого цвета .

Понравился статья? Подпишись на канал! И получай обновления первым!

Источник

Славянская одежда. Ее колорит, этничность и современность

В славянской одежде заключена не только культура народов, но также и их неповторимая энергетика. Через свою одежду они смогли показать неразрывную связь с природой.

Одежда и славянские мотивы в ней

Славянская девушка для современного мира уже давно является символом нежности, красоты и невинности. Длинные платья, а также различные прически с косами в наше время являются неотъемлемой частью образа девушки. Одежда славянского народа, не на шутку, будоражит умы дизайнеров во всем мире. Ей восхищаются такие имена как Джон Гальяно, Ив Сен-Лоран. Этнический стиль покорили своей роскошью многих современных стиляг. Бохо (boho) – это новый имидж, сумевший объединить в себе славянскую классику и современные тренды.

Читайте также:  Тверк без всей одежды

Давайте разберемся, что подразумевается под славянским стилем. Это этнические вещи или одежда крестьян?

В ответ на данный вопрос можно сразу сказать, что справедливы два эти определения. Исконно славянский народ использовал одежду, расшитую из натуральных тканей, с целью проведения традиционных обрядов для связи с силами природы и богами. И только затем славянский стиль стал оберегом с гармонично вышитыми символами.

Однотонность является одной из основных характеристик стиля славян. Такой стиль почти не допускает разнообразие цвета. Выбранные символы, а также их цветовая гамма по славянскому верованию накладывают отпечаток на всю жизнь человека:

  • Желтый — благоденствие;
  • Синий цвет — духовное начало и успех;
  • Черный цвет – земля;
  • Красный – любовь, женское и мужское начало;
  • Зеленый цвет – молодость;
  • Белый цвет – невинность.

Традиционные аксессуары славян – это принты в виде цветов и животных. Ободки из ткани издавна были «изюминкой» в образе славянских девушек и предназначались они исключительно для сбора волос.

Девичья коса является символом красоты, здоровья и невинности. Распущенные волосы не допускались. Допускалось только вплетение в косу лент. Цвет ленты обозначал характер ее носительницы.

К незаменимым атрибутом одежды относились также пояс и ремень.

Свободные рубахи или длинные платья подпоясывались как тонкими, так и широкими поясами, изготовленными из ткани или натуральной кожи. На бедрах девушек часто можно было заметить тесьму, применяемую для придания легкости в общую картину. Пестрые рубашки девушек превосходно сочетались с плетеными ремнями.

Славянский наряд также часто дополнялся аксессуарами в виде амулетов из языческих богов и оберегов. Еще хотелось бы дополнить, что по особым случаям, таким, как например, дни рождения, взамен ободка из ткани применялись ювелирные очелья.

Создаем имидж в стиле бохо

К этно стилю относится естественность и практичность. Годы существенно изменили славянский образ и наделили его современными стильными атрибутами.

В общем случае в основной гардероб славян входит следующая одежда:

Косоворотка, она же крестьянская туника, которая является эталоном нынешней туники с укороченными рукавами и свободным воротником;

Юбка-макси. Воздушная одежда с многослойным пошивом, который без труда, сможет придать образу романтичность;

Этнические футболки также претерпели модернизацию и дополнили гардероб молодежи;

Свободный сарафан представлен классическим платьем и платьем в виде рубашки, подчеркнутой тонким ремешком с этно узорами.

Кроме того, если юбки или сарафаны относятся исключительно к женскому гардеробу, то футболки создавались и для мужчин.

Парни могут заказать себе неповторимые футболки с разнообразными принтами, которые символизируют мужское начало. Такая одежда станет незаменимой в создании этно имиджа и стиля.

Как носить славянскую одежду?

Подобный стиль настраивает человека на сочетание цвета и фактуры. Воздушности прибавят балетки или сандали.

Знаменитые дизайнеры советуют с многослойной юбкой применять майку. Может сгодиться и однотонный топ. Выбранное сочетание отлично подчеркнет большая сумка печворк.

Каблук в данном стиле может применяться тогда, когда вышитая майка является базой и применяется с джинсами.

Платье предлагается сочетать с курткой из кожи или джинсовой безрукавкой.

Крестьянская туника вместе с леггинсами создает неповторимое сочетание.

Этно-футболки могут стать хорошей базой для имиджа в городе. Они подходят для встречи с друзьями и для повседневности. Такая футболка также отлично смотрится вместе с ярким клатчем.

Мужчинам рекомендуется сочетать футболку с джинсовыми штанами или шортами, а для лета подойдут бермуды.

В зимний период выбор может падать на меха, которые отлично помогут воссоздать боярский стиль.

Свадебная одежда славян заслуживает отдельной темы для обсуждения. Повышенное внимание к образам женственности и мужской силы привело к росту популярности наличия славянских мотивов в свадебной моде.

Наличие славянской темы в свадебных вещах всегда смотрится стильно.

Классический наряд славян для свадебной церемонии включал в себя сарафан и передник, который дополнялся большим поясом. «Изюминкой» свадебного образа были венки, сплетенные из луговых цветов. Платье для церемонии бракосочетания обязательно должно быть золотого, красного, серебряного, белого или синего цвета, а дополнительная цветочная вышивка всегда создавала свадебный образ волшебным.

Незаменимым аксессуаром свадебного платья славян также были:

  • широкий пояс с бисером или драгоценными каменьями;
  • юбка со шлейфом;
  • лиф;
  • рукава «фонарики».
  • Невестам предлагается на выбор четыре вида платьев:
  • платье силуэта-А;
  • льняное длинное платье;
  • ассиметричное платье с этно символикой;
  • пышная юбка с платьем и контрастным лифом.

Для свадебного головного убора использовался не только цветочный венок, также девушки активно применяли фату, расшитую цветами.

Свадьба зимой никогда не обходится без эффектной меховой шапки белого цвета. Тут следует отметить, что именно славянский народ подарил миру моду на меха.

Славянский образ хорошо подходит людям разного возраста. Мужчины отдают свое предпочтение славянским футболкам, а девушки — сарафанам или туникам. Женщины стильно смотрятся в платьях из льна.

Основным достоинством стиля бохо является замечательное сочетание этничности и современности, объединение невозможного и создание гармоничного облика.

Основная символика и что она означает

Славянские символы в вышивке — это объединение прямых линий в ромб и треугольник, стежки, плавно переходящие в спирали и объединяющиеся в круг.

Славянские символы имели большое значение для человека, так как они не только проявление искусной вышивки, но это еще оберег, защищающий его носителя от зла и повышающий его духовность.

  • символ солнца — крест, означающий защиту от зла и наделяющий человека энергией.
  • символ неба — сварга — счастье.
  • символ энергии солнца — круг.
  • символ жизни — Ружа.
  • символ плодородия — ромб.
  • символ бога Перуна — громовник.
  • символ долголетия — дерево.
  • символ мудрости — спираль.
  • символ богатства — рог.

Треугольник ассоциировался с человеком.

Наряду обрядовых символов вещи восточных славян дополнялись вышивкой в виде цветочных орнаментов. Славянские узоры являются символами весеннего возрождения красоты женщины.

На рубашках младенцев и мальчиков было принято вышивать символ дуба, который олицетворял мужскую энергию и калину, как символ сильного рода.

Скорбь по убитому брату обозначалась вышитым на одежде маком, а вышитый виноград означал увеличение семьи и появление наследника.

Лилия, вышитая на платье девушки означала женскую чистоту и невинность.

Вещи подростков украшали символом барвинка, как символ радости и веселия.

Роза, украшавшая одежду молодых, символизировала вечную, нескончаемую любовь.

Источник