Меню

Воины саков носили одежду



Первоначальные сведения о саках

VIII — VII вв. до н. э. для племен, населявших территорию Казахстана, были временем, когда началась эпоха открытия и широкого использования железа. Разные области не одновременно подошли к этому этапу. Там, где были богатые месторождения меди и олова, железо на первых порах с трудом пробивало себе дорогу. К таким районам можно отнести Казахстан, Южную Си­бирь, до высокого уровня развивших бронзолитейное искусство и делавших первые шаги по освоению железа.

В исторической литературе по отношению к этой эпохе применяются термины «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха». К этнокультурному ареалу саков относились многие племена.

В I тыс. до н.э. обширную территорию от Семиречья и Восточного Туркестана до Причерноморья, от Алтайских гор до Хорезма заселяли многочисленные племена, носившие общее название «саки».

По древним источникам, в Греции, Римской империи, Персии, Египте, Индии хорошо знали кочевников.

Ученым известны две группы древних текстов, содержащих сведения о саках. Это клинописные наскальные надписи персидских царей и сочинения греко-римских авторов Бехистунская надпись» ). В текстах, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса, упоминаются названия племен Казахстана , иранцы их называют «сак» . Много полезных сведений можно извлечь из священной книги древних иранцев – «Авесты».

В Европе ранние кочевники были известны под названием скифов. Среди источни­ков на греческом и латинском языках можно вы­делить сочинения Геродота, Страбона, Птолемея. «Отец истории» Геродот пишет о саках как о скифах.

Эти источники, подкрепленные археологическими данными, по­казали, что основную часть территории Казахстана в VII — IV вв. до н. э. занимало могущественное племя саков. Саки расселились на территории Южного, Восточного и Центрального Казахстана. Кроме них, существовало много других больших и малых племен. Они тоже участвовали в социально-политических и культурных событиях того времени. Однако территория расселения и конкретная история большинства из них неясны. Письменные сведения отрывочны и носят общий характер, археологический материал невелик.

Саки были великолепными наездниками и стрелками из лука. Греческий писатель II в. до н. э. называет их «самыми искусными из всех стрелков в мире, не пускающих стрел на удачу».

Одно из многочисленных сакских племен – массагетов, живу­щих на востоке, по ту сторону Сырдарьи, описывает греческий историк Геродот (V в. до н.э.) : «…По одежде и образу жизни они похожи на скифов. Сражаются верхом на лошадях и пешие. Знают и оба способа войны: сражаются они луками и копьями, вооружены обычно и секирами…».

Племенные союзы саков отражены не только в письменных источниках, но и в археологических, этнографических и этноархеологических источниках. Памятники сакского времени представлены также курга­нами, могильниками. К памятникам рубежа VII — VI вв. до н. э. отно­сятся находки Чиликтинской долины. В 1960 г. под руководством профессора С. С. Черникова произведены раскопки кургана в Чиликтинской долине. Курган находился в 100 км южнее озера Зайсан между хребтами Манрак и Тарбагатай, на высоте 1300-1500 м от уровня моря. Находок было много: бронзовые наконеч­ники стрел (13 экземпляров) и остатки колчана; бляшки в виде летящих оленей, украшавшие колчан, сделанные из золотого листа (размер оле­ней в среднем 7×4 см); золотые бляшки в виде орлов (9 экземпляров), на которых изображена голова орла с сильно загнутым клювом; бляшки с изображением пантеры (29 экземпляров), каба­нов (5 экземпляров), сделанных из золотой фольги. Найдены также бляшки с изображением рыбы, птиц.

Широко известны за­мечательные открытия казахстанских археологов во главе с ученым Акишевым А.К., которым при раскопке Иссыкского кур­гана близ г. Алматы в 1968-1970 гг. удалось обнаружить останки знатного сака – «Золотого человека». «Золотой человек» относится к памятникам V в. до н. э.

Расселение сакских племен

Саки-тиграхауда, парадарайя, хаомаварга.

В надписи персидского царя Дария I (521-486 гг. до н. э.) упоминаются 3 группы сакских племен: саки-хаомоварга (изготов­ляющие напиток хаому), саки-тарадарая или парадарая (заречные саки), саки-тиграхауда (носящие остроконечную шапку).

Саков-парадарайя древнегреческие авторы называли массагетами и яксартами. В состав союзов племен саков-па­радарая входили племена: дай и каспий. Саки-парадарайя жили по северо-восточ­ным берегам Каспийского моря, к югу и юго-востоку от Аральского моря, занимая правобережье Амударьи и низовья Амударьи и Сырдарьи, т. е. на территории Западного и отчасти Южного Казахстана.

Семиречье было центром обитания саков-тиграхауда. На северо-востоке их территория доходила до Алтайских гор, на севере – до озера Балхаш и реки Чу, на западе – до правобережья реки Талас. В состав союза племен саков-тиграхауда входили исседоны, обитавшие в долинах реки Чу, на востоке – до Тарбагатая.

Саки-тиграхауда расселялись в районе современ­ного Ташкента, в Северном Кыргызстане, Южном Казахстане и Жетысу. Последнее является местом наибольшего скопления саков с «остроконечными шапками». Это древнее прозвище саков сохранялось до недавнего времени, что отразилось в том, что каза­хи называли себя «казахи с высокими колпаками».

Читайте также:  Древний китай культура одежда

В степях Западного Казахстана, вплоть до р. Эмбы на востоке и верховьев р. Урала (Жайыка) на севере, жили савроматы или сарматы.

Сакские племена, населявшие земли северо-вос­точнее Арала (Центральный Казахстан), получили название даи, аргиппеи, исседоны. Эти племена кочевали в Южном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане.

Общественное устройство саков

В раннем железном веке усилилось общественное и имуще­ственное неравенство. Свидетельством этому служат археологические и письменные сведения. Различия между громадными некрополями сакской знати и рядовыми погребениями наглядно убеждают в далеко зашедшей имущественной дифференциации общества. Оно охватило всё население.

У кочевников род с настоящими кровнородственными отношениями постепенно уступал место общине, формировавшейся благодаря фиктивным схемам родства. В процессе формирования «нового» рода преобладали экономические интересы. Это было общим явлением для всей Евразии. Такой переход от первобытности к государственности и получил название «военной демократии».

Сакские вожди превратились в могущественных правителей, они обладали большой властью, решали воп­росы войны и мира, заключали союзы, отправля­ли послов, возглавляли войска. Власть вождей пе­редавалась по наследству их сыновьям.

Основную массу населения составляли рядовые общинники – скотоводы. Велика была роль народ­ного собрания, т.е. собрания всех взрослых муж­чин и женщин племени, которое имело влияние на вождей. Это было время распада первобытного строя и формирования военной демократии.

Во главе племенного союза стоял царь. Царя избирали военным советом вождей племен. Власть царя заключалась в том, что он:

а) распределял между племенами пастбища и другие земельные угодья для перекочевки;

б) устанавливал порядок использования этих земель;

в) следил, чтобы не было вооруженных столкновений между племенами и родами;

г) руководил объединенными войсками во время военных походов.

Кроме того, вождь осуществлял руководящие полномочия, решал споры между родами и племенами, регулиро­вал отношения внутри рода, а также с другими рода­ми и племенами. Также вождь следил за обеспечен­ностью членов рода, племени продуктами и оружи­ем, от имени племени вел переговоры.

Племенами управляли военные вожди. Вождь избирался всеми членами племени. Полномочия племенного вождя:

а) управлял своим племенем;

б) заботился об обеспечении его вооружением и продовольствием;

в) от имени племени вел переговоры о войне или перемирии.

Сакское общество в основном состояло из трех групп – воинов, жрецов, скотоводов и земледельцев . Воины назывались на индоиранском языке «ратай-ши», т.е. «колесничие». Отличительными атрибута­ми жрецов были жертвенные чаши и особые голов­ные уборы. Среди скотоводов и земледельцев были и такие, которые назывались «восьминогие». Так называли тех, кто пахал землю плугом с помощью запряженных в них двух быков.

Сакские воины носили одежду красного и желто-красного цветов, жрецы надевали одежду белого цве­та, а скотоводы и земледельцы носили одежду желто­го или синего цветов.

Существовало в сакском обществе и рабство, которое носило патриархальный характер. Источником рабства были пленники. В основном пленников-рабов использовали в домашнем хозяйстве.

Хозяйство и быт саков

Скотоводство – основной вид хозяйства саков. Многочисленные источники называют саков скотоводами. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Питались они мясом домашних животных, рыбой, которую им доставляли реки, молочными продуктами.

Древние авторы несколько односторонне определяют жизнь саков, говоря о них: «Не земледельцы они, а кочевники». Исследования казахстанских археологов по­следних лет показали, что форма хозяйства саков во многом определялась природными условиями, близостью к городским цен­трам, торговым путям и представляла смешанный тип хозяйства и смешанный образ жизни: оседло-кочевой.

Скотоводство у саков имело множество вариантов: от кочевого до пастушеского (отгонного). В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство, для которого были характерны длительные перекочевки с летних на зимние пастбища. Весь год кочевники со своими стадами и имуществом проводили в степях, пустынях и полупустынях. Мужчины ехали на лошадях, женщины и дети, старики – в повозках, крытых войлоком. Зиму они проводили на зимовках, расположенных в песках, где ветер сдувал снег и обнажал землю с высохшей травой, либо по берегам рек и озер, в местах, где сохранялся подножный корм для скота. Зимние стоянки не были долговремен­ными.

Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд, наиболее приспособленные для дальних кочевок.

Полукочевой вид скотоводства требовал наличия постоянных зимних и летних стоянок. На зимних строились жилища – зем­лянки и полуземлянки. Часть населения оставалась на этих сто­янках и летом, занималась хлебопашеством, косила травы, заготавливая припасы на зиму. Полукочевое скотоводство было распространено в степных просторах и высокогорных местностях в Восточном Казахстане, Семиречье, ряде районов Центрального и Западного Казахстана, у подножия Тянь-Шаня и Алтайских гор.

Третий вид скотоводства – оседлое. При нем большая часть населения вела оседлый образ жизни и занималась земледелием, а другая вместе со скотом откочевывала на летние и зимние пастбища. Было распространено оно на юге Казахстана, в долинах Сырдарьи, Чу, где имелись естественные водные ресурсы и богатые пастбища и луга. Здесь преобладало поливное земле­делие, а в стадах было много крупного рогатого скота.

Читайте также:  Как вязать одежду для кукол крючком для начинающих для барби

Коневодство было одним из важнейших направлений скотовод­ства саков. По костным материалам из раскопок в Центральном Казахстане установлены два вида лошадей. Первый – низкорослая толстоногая, с массивной головой и туловищем лошадь и второй – рослая, стройная, которую использовали под седло вооруженные всадники. Наиболее крупные, резвые лошади принадлежали вождям и знат­ным воинам. Лучшие строевые кони ценились кочевниками очень высоко, они же, в случае смерти хозяина, сопровождали его в «потусторонний мир».

Важную роль в скотоводстве играло овцеводство. Бараны давали мясо, шерсть и шкуры. Были распространены крупные животные, близ­кие современной породе курдючных овец. Они были стойки к суровым условиям, неутомимы в больших перегонах, способны к тебенёвке, довольствовались скудными пастбищами, быстро наби­рали вес.

В степных и полустепных районах Западного и Южного Ка­захстана у саков было развито верблюдоводство. Верблюд исполь­зовался как верховое и вьючное животное. Он давал шерсть, мясо и молоко. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круг­лый год оставались под открытым небом.

Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот, потому что коровы, в отличие от лошадей и овец, не могли круглый год обходиться подножным кормом. Кочевникам удалось вывести породу коров, приспособленную к кочевой жизни. Породу отличала сравнительно низкая продуктивность, малый вес, неприхотливость в пище и густой шерстяной покров, спасающий от холода.

У большинства сакских племен скотоводство сочеталось с зем­леделием. Саки выращивали просо, ячмень, пшеницу. На юге, в долине Сырдарьи, рядом с сакскими поселениями Чирик-рабат, Бабиш-мулла найдены древние поля, которые орошались с помощью каналов. Саки-земледельцы строили себе глинобитные дома, а там, где было много леса — деревянные.

Со временем у оседлого сакского населения появились не только селения, но и города, в которых процветали ремесла и торговля.

Ремесла и торговля

Высокого уровня развития у сакских племён достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей ме­талла и его обработкой. Продолжали использоваться месторожде­ния железа, меди, олова, свинца, золота и серебра, разработки которых были начаты еще в эпоху бронзы.

Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники стрел и копий, предметы конской упряжи, украшения, зеркала, а также котлы и жертвенники, многие из которых являются произ­ведениями искусства. Для отливки изделий использовали формы, сделанные из камня, глины.

Саки совершенствовали обработку железа и производства же­лезных изделий. Из железа путем ковки изготавливались ножи, кинжалы, мечи, доспехи.

Раскопки Чиликтинского кургана в Восточном Казахстане дали много интересных находок. Найдены 13 бронзовых наконечников стрел, сделанные со втулками, в которых сохранились кусочки древков. Обнаружены останки колчана, сделанного из шкуры оленя или лошади, сшитой сухожилиями. Колчан был украшен золотыми бляшками в виде оленей, изображенных с поджаты­ми к брюху ногами и закинутыми на спину рогами. Уши и глаза оленей ук­рашены бирюзой.

Ранние кочевники широко пользова­лись деревянной и кожаной посудой. Параллельно развивался и гончарный промысел. Наибольшее количество глиняной посуды производилось в Семиречье и Западном Казахстане.

В отличие от андроновской посуды, сакская керамика – небольших разме­ров, округлых, шаровидных форм. Особенно распространены были низкие чаши типа кесе, приземистые кружки с петлеобразной ручкой, шаровидные сосуды с короткой и узкой горловиной, гор­шки с носиком и петлеобразной ручкой. Вся посуда изготовлялась вручную.

Наиболее часто в кладах на территории Се­миречья, в Илийской долине и Прииссыккулье археологи находят медные и бронзо­вые котлы и жертвенники. Большинство сакских котлов отличалось внушительными размерами, имело сферическую форму, на сфери­ческом поддоне или на ножках, которые зачастую оформлялись в виде ног животных, с петлевидными ручками. Отливались котлы в глиняных формах технологически сложным способом, заключавшимся в изготовлении восковой модели, которую обмазывали глиной. После подсыхания глины форма нагревалась и место растопившегося воска занимал вливаемый металл.

Жертвенники были различными. В Южном Казахстане часто встречались художественно оформленные бронзовые жертвенники, а в Центральном и Восточном Казахстане жертвенные блюда делались из камня.

Один из найденных жертвенников представляет бронзовый поднос в форме столика с бортиком на ножках. На дне подноса укреплены объемные фигурки человека и лошади. Человек изображен сидя­щим с поджатыми ногами. Левой рукой он опирается на бедро, а в правой держит цилиндрический сосуд без дна, куда вставляется фитиль. Человек одет в короткую куртку, перетянутую на талии широким ремнем, в узкие штаны, обут в мягкую кожаную обувь. На голове колпак в виде шлема. Лошадь низкорослая, с большой головой и отвислым брюхом. На холке пучок волос, а хвост завязан узлом.

Уникальный жертвенник найден на территории Алматы, на месте бывшего святилища. На конусовидной подставке находится круглое блюдо, украшенное по краю 15 фигурками быков-зебу. На блюде укреплена фигурка конного мужчины, повернутого впо­лоборота к быкам и стреляющего в них из лука. Рядом укреплена вертикальная трубочка для фитиля.

Читайте также:  Дышащая одежда для бега

В I тысячелетии до н. э. в Евразии между странами Запада и Востока, Средиземноморья и Китаем шла достаточно оживленная торговля. Существовали отдельные участки Великого шелкового пути: «лазуритовый», «нефритовый». Лазурит, добываемый на Памире, вывозился в Иран и Месопотамию, а нефрит – из Кашгарии в Китай.

Саки имели торговые связи с народами Алтая, Сибири, Европы и Востока. В середине I тысячелетия до н. э. стал функционировать «степной путь». По этому пути в степную зону доставлялись необходимые товары. Начинаясь в большой излучине р. Хуанхэ, путь пересекал восточные и северные отроги Алтая, степи Казахстана и Причерноморья, достигал земель греков и этруссков. По этому пути к сакам попадали китайский шелк, иранские ковры.

Имела место и внутренняя торговля. Прослеживались тесные связи Восточного Казахстана с районами Семиречья.

Таким образом, в I тыс. до н.э. обширную территорию от Семиречья и Восточного Туркестана до Причерноморья, от Алтайских гор до Хорезма заселяли многочисленные племена, носившие общее название «сак». Сакские племена – племена с богатейшей культурой, археологическими памятниками, дали миру не только изобретения кочевников и «звериные стиль» в искусстве, но и сформировали такие ценности, переданные ими следующим народам, жившим на территории Казахстана: независимость, свобода, миролюбие, гостеприимство.

До сих пор элементы сакской культуры являются символами Казахстана. Сокровища Иссыкского кургана, в том числе точная копия «Золотого человека», экспонировались в Казахском музее археологии, находящемся в Алма ты, а теперь находятся в Государственном музее золота и драгоценных металлов Республики Казахстан в г. Астан е.

«Золотой человек» на крылатом барсе стал одним из национальных символов Казахстана . Копии сакского воина установлены во многих городах Казахстана, одна из них венчает монумент Независимости на главной площади Алматы . На штандарте президента Казахстана также изображена фигура юного вождя эпохи саков на крылатом барсе.

Глоссарий

Геродот – древнегреческий историк, «Отец истории», годы жизни (около 484 до н.э. — 425 до н.э).

Бехистунская надпись – трехъязычный ( древнеперсидский , эламский и вавилонский ) клинописный текст на скале Бехистун (Бисутун), юго-западнее Экбатан между Керманшахом и Хамаданом в Иране , высеченный по приказу царя Дария I о событиях 523 – 521 гг. до н. э. Самая важная по значению из надписей ахеменидских царей и один из крупнейших эпиграфических памятников. Прочтен (в основном) в 30 – 40-х гг. XIX века английским ученым Г. К. Роулинсоном , что положило начало дешифровке клинописного письма многих народов древнего Востока .

Катафрактарий – тяжёлый кавалерист . Название «катафрактарий» происходит от греческого определения доспеха тяжеловооружённого всадника – «катафракта».

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Упоминания массагетов у Геродота

«…Эти массагеты, как говорят, многочисленное и храброе племя. Живут они на востоке по направлению к восходу солнца за рекой Араксом напротив исседонов. Иные считают их также скифским племенем.

Массагеты носят одежду, подобную скифской, и ведут похожий образ жизни. Сражаются они на конях и в пешем строю (и так и этак). Есть у них обычно также луки, копья и боевые секиры. Из золота и меди у них все вещи. Но все металлические части копий, стрел и боевых секир они изготовляют из меди, а головные уборы, пояса и перевязи украшают золотом. Так же и коням они надевают медные панцири, как нагрудники. Уздечки же, удила и нащечники инкрустируют золотом. Железа и серебра у них совсем нет в обиходе, так как этих металлов вовсе не встретишь в этой стране. Зато золота и меди там в изобилии.

Хлеба массагеты не сеют, но живут скотоводством и рыбной ловлей (в реке Аракс чрезвычайное обилие рыбы), а также пьют молоко. Единственный бог, которого они почитают, это солнце. Солнцу они приносят в жертву коней, полагая смысл этого жертвоприношения в том, что самому быстрому богу нужно приносить в жертву самое быстрое существо на свете…»

Согласно Геродоту, саки обитали на правобережье Сырдарьи в Приаралье. Вот как он описывал их:

«…Саки же (скифское племя) носили на головах высокие островерхие тюрбаны , плотные, так что стояли прямо. Они носили штаны, а вооружены были сакскими луками и кинжалами. Кроме того, у них были ещё сарагисы — боевые секиры …».

Используемая литература и источники

1. Артыкбаев Ж.О. История Казахстана. –Астана, 2004.

2. Акишев К. А. Курган Иссык. Искусство саков Казахстана. – М.

3. Акишев А. К. Костюм «Золотого человека» и проблема катафрактария; Акишев К. А., Акишев А. К. Происхождение и семантика Иссыкского головного убора // Археологические исследования в Казахстане. Алма-Ата, 1979.

4. История Древнего Востока. Кн. 2.- М., 2004.

5. Страбон . География, XI 9.1.

7. Геродот . История. I 153; III 93; VI 113; VII 9, 64, 96, 184; VIII 113; IX 31, 71, 113.

Источник