Меню

Восточные славяне женская одежда



Костюм славян и Древней Руси (6-13 века)

Костюм древних восточных славян (6-9 века)

Условия жизни древних восточных славян — древлян, радимичей, вятичей и др. — были такими же, как и у их соседей — скифов и сарматов. Вероятно, и одежды у них были одинаковыми. Изготовляли их древние славяне из кожи, войлока, грубой шерстяной ткани. Позже костюм восточных славян под влиянием греческих, римских и скандинавских одежд стал богаче.

Мужской костюм

Мужчины носили шерстяную рубаху с длинными рукавами, без ворота, которая запахивалась спереди и подпоясывалась ремнем. Полы такой рубахи зачастую оторачивали мехом, а зимние рубахи были меховыми. Рубашка могла быть и без запа́ха.
Холщовые или сермяжные штаны, широкие, как шаровары, собирались у пояса и подвязывались у ступни и под коленями. Вместо ремешков на ноги иногда надевали металлические обручи. Богатые люди носили две пары штанов: холщовые и шерстяные.
На плечи набрасывали короткие или длинные плащи, которые застегивались на груди или на одном плече. Зимой славяне надевали овчинный тулуп и рукавицы.

Женский костюм

У женщины одежда была такая же, как и у мужчин, но длиннее и шире и изготовлялась из менее грубой кожи и ткани. Белые холщовые рубашки длиной ниже колен украшались вышивкой по вырезу круглой горловины, по подолу и рукавам. На длинные юбки пришивались металлические пластинки. Зимой женщины надевали короткие накидки (душегрейки), шубки.

Обувь

В дохристианский период древние славяне носили онучи (холст, которым обертывали ногу) с подошвами, прикрепленными к стопе ремешками, а также сапоги, которые изготовляли из целого куска кожи и завязывали ремнем у щиколотки.

Прически и головные уборы

На голове древние славяне носили бронзовые обручи, круглые меховые шапки с околышем, войлочные колпаки, повязки. У мужчин были длинные или полудлинные волосы, подстриженные на лбу, и бороды.
Женщины носили головные повязки, позже — платки. Замужние славянки покрывали голову очень большим платком, спускавшимся по спине почти до пят.
Девушки волосы распускали, женщины заплетали их в косы, которые обертывали вокруг головы.

Украшения

Ожерелья, бусы, множество цепочек, серьги с подвесками, браслеты, гривны из золота, серебра, меди — вот основные украшения и мужчин, и женщин.
Женщины носили металлические головные обручи, мужчины — уборы в виде шапки, из бронзовых колец. Украшениями были и шейные кольца в форме витого обруча; гривны — густо нанизанные серебряные монеты или полуобруч с цепочками. К шейным кольцам, нагрудным цепочкам прикреплялось множество подвесок, в основном, бронзовых, в виде колокольчиков, крестов, фигурок животных, звезд и т.п., а также бусы из зеленого стекла, янтаря, бронзы.
Мужчины щеголяли кожаными поясами с бронзовыми чеканными бляхами и длинными нагрудными цепями.
Женщины с удовольствием носили серьги с подвесками, височные кольца, скалывали на плечах верхнюю одежду красивыми парными булавками.
И мужчины, и женщины носили браслеты и перстни — гладкие, с узорами, или спиралевидные.

Костюм Древней Руси (10-13 века)

После принятия христианства на Руси распространяются византийские обычаи, а также и византийская одежда.
Древнерусский костюм этого периода становится длинным и свободным, фигуру он не подчеркивал и придавал ей статичность.
Русь торговала с восточными и западноевропейскими странами, и знать одевалась, в основном, в привозные ткани, которые называли «паволок». Это и бархат (с тисненым рисунком или шитый золотом), и парча (аксамит), и тафта (шелковая узорная ткань с рисунком). Покрой одежды был простой, и различалась она главным образом качеством тканей.
Женские и мужские наряды богато украшались вышивками, жемчугом, отделывались мехами. На костюмы знати шел дорогой мех соболя, выдры, куницы, бобра, а крестьянская одежда шилась из овчины, заячьего, беличьего меха.

Мужской костюм

Древний русич носил рубаху и штаны («порты»).
Рубаха — прямая, с длинными узкими рукавами, без воротника, спереди с небольшим разрезом, который завязывался шнуром или застегивался пуговицей. Иногда на рукава вокруг кисти надевали нарядные, из дорогой ткани, с вышивкой «зарукавья» — прототип будущих манжет.
Рубахи шили из ткани разных цветов — белой, красной, сине-голубой (лазоревой), украшали вышивкой или тканью другого цвета. Носили их навыпуск и подпоясывали. У простолюдинов были холщовые рубахи, которые заменяли им и нижнюю, и верхнюю одежду. Знатные люди поверх нижней рубахи надевали еще одну — верхнюю, которая расширялась книзу, благодаря вшитым в бока клиньям.
Порты — длинные, неширокие, сужающиеся книзу штаны, которые подвязывались на талии шнурком — «гашником». Крестьяне носили холщовые порты, а знать — суконные или шелковые.
Верхней одеждой служила «свита». Она также была прямой, длиной не ниже колен, с длинными узкими рукавами, книзу расширялась за счет клиньев. Свита подпоясывалась широким поясом, к которому подвешивался кошелек в виде мешочка — «калита». Для зимы свиту делали на меху.
Знать также носила небольшие прямоугольные или округлые плащи «корзно», имевшие византийско-римское происхождение. Их накидывали на левое плечо и застегивали пряжкой на правом. Или же прикрывали оба плеча и застегивали спереди.

Женский костюм

В Древней Руси красивыми считались женщины со статной фигурой, белым лицом, ярким румянцем, соболиными бровями.
Русские женщины заимствовали восточный обычай красить лицо. Они покрывали лицо густым слоем румян и белил, а также чернили брови и ресницы.
Женщины, как и мужчины, носили рубаху, но длиннее, почти до ступней. На рубахе вышивались орнаменты, она могла присобираться у шеи и обшиваться каймой. Носили ее с поясом. У богатых женщин было две рубахи: нижняя и верхняя, из более дорогой ткани.
Поверх рубашки надевалась юбка из пестрой ткани — «понёва»: сшитые полотнища оборачивали вокруг бедер и подвязывали на талии шнуром.
Девушки надевали поверх рубахи «запону» — сложенный пополам прямоугольный кусок ткани с отверстием для головы. Запона была короче рубахи, по бокам не сшивалась и всегда подпоясывалась.
Праздничной нарядной одеждой, надевавшейся поверх поневы или запоны, был «навершник» — вышитая туника из дорогой ткани с короткими широкими рукавами.

Великокняжеский костюм

Великие князья и княгини носили длинные и узкие туники с длинными рукавами, в основном, синего цвета; затканные золотом пурпурные плащи, которые застегивались на правом плече или груди красивой пряжкой. Парадным убором великих князей был венец из золота и серебра, украшенный жемчугом, самоцветами и эмалями, и «бармы» — широкий круглый воротник, также богато украшенный драгоценными камнями и медальонами-иконами. Царский венец всегда принадлежал старшему в великокняжеском или царском роде. Княгини под венец надевали покрывало, складки которого, обрамляя лицо, ниспадали на плечи.
Так называемая «шапка Мономаха», опушенная собольим мехом, с алмазами, изумрудами, яхонтами, и крестом наверху, появилась гораздо позже. Существовала легенда о ее византийском происхождении, согласно которой этот убор принадлежал деду Владимира Мономаха по матери — Константину Мономаху, и Владимиру его прислал византийский император Алексей Комнин. Однако установлено, что шапка Мономаха была изготовлена в 1624 г. для царя Михаила Федоровича.

Читайте также:  Как узнать размер женской одежды по параметрам

Источник

Женская славянская одежда

Сегодня в интернете можно встретить рассуждения о том, что мусульманские женщины одеваются гораздо целомудреннее европейских, в том числе, и славянок. Мусульманки недоумевают по поводу чересчур открытых современных нарядов: во что вы одеваетесь и для кого раздеваетесь? И правда, то, в чем наши молодые женщины ходят по улице, в мусульманских традициях считается невозможным. В таком виде жене пристало появляться только перед любимым мужем.

Но ведь еще совсем недавно наряды славянок были другими, они полностью соответствовали древним традициям Предков.

Какой была традиционная женская славянская одежда?

Как выглядела настоящая славянская женщина?

Какие особенности древнеславянского костюма передавались из поколения в поколение, и почему?

По какой причине ситуация так радикально изменилась за прошедшие два столетия, и что с этим делать?

Попробуем поискать ответы на эти вопросы вместе.

Начнем с того, что скромность и целомудрие женщин-славянок основывались вовсе не на закрытости костюма. На Руси женщины, равно как и мужчины, купались в реках и озерах обнаженными, дети до 12-ти лет бегали в одних рубашках, а в баню шли всей семьей. Легендарное целомудрие русских женщин опиралось не на сокрытие красоты, а на моральные качества, древние родовые устои.

У костюма была другая задача – обереговая. Он не только защищал от холода, ветра или палящих лучей, но и оберегал свою хозяйку от вредоносных энергий. Именно поэтому все наряды шили из домотканого полотна, ведь оно само по себе обладало мощной защитной силой. И прялки, и древние ткацкие станки, и сама пряжа из растений (лен, крапива и др.), вобравшие природную силу, считались сильными оберегами. И все это делалось любящими руками, ведь в любой труд вкладывали Душу. Отдельный разговор – вышивка, обережная вязь, которая сопровождала каждого с рождения.

Женская славянская одежда всегда была многослойной.

1. Первый слой – рубаха.

Зачастую она была довольно длинной, считалось, что круг ее подола накапливал живительную силу Матушки-Земли. Но край одежды – это и возможность воздействия навьих сил, именно поэтому по подолу, вороту и рукаву всегда пускался обережный узор. Огромное значение имела символика цвета. Белый цвет славянской рубахи символизировал Духовную чистоту.

Повседневная женская славянская одежда отличалась от праздничной и покроем, и символикой. Символы и знаки – это текст, из которого можно было многое узнать о женщине: замужем ли она, какие Боги-Покровители оберегают Род, в котором она живет (Род мужа, если она замужем).

Праздничный наряд, помимо Родовой символики, был богато украшен различными знаками плодородия, орнаментом, рассказывающим не только о Роде ее супруга, но и о том, в каком она сама родилась, какие Светлые Боги покровительствуют ее Роду.

О многом мог рассказать даже покрой рукава или ворота. Например, рукав замужней женщины расширялся книзу, тогда как у незамужней оканчивался манжетой. Ворот женской рубахи застегивался на пряжку, девичьей – завязывался плетеной веревочкой, отличались они и глубиной разреза, что и понятно, ведь замужней женщине предстояло кормить грудью ребенка, поэтому он был на целую пядь (17,78 см) глубже. Но, конечно, больше всего информации можно было почерпнуть из вышивки. Так, праздничное девичье платье обрамлялось вышивкой, в основном, по подолу, груди, вороту и рукаву.

На юбках и поневах замужних женщин тоже непременно присутствовал Родовой орнамент. Причем, от ее прежней, девичьей вышивки оставались только символы Божественного Покровительства ее судьбы и дня рождения, поскольку символ Рода, в котором она воспитывалась, сменялся на символику древнего Рода ее мужа.

3. Сарафан / передник

Как мы уже говорили, костюм был многослойным. Поверх рубахи одевались распашные поневы, юбки, сарафаны, иногда передники и др. И везде по краю и в проемах пускался защитный орнамент – по подолу, на горловом проеме, на рукавах.

Украшения из жемчуга, янтаря, полудрагоценных камней, различных металлов тоже обладали защитными свойствами.

Еще одной важнейшей частью женской славянской одежды был пояс. На нем тоже был обережный орнамент, часто в пояс вплетались волосы рукодельницы, что усиливало его защитную силу. Пояс (девочка получала его только в 12 лет) схватывал рубаху, что придавало ей куполообразную форму. Такая же форма и юбки, и сарафана многократно усиливала возможность впитывать живительную силу Земли.

Сейчас многие ошибочно думают, что народный костюм был достаточно простым. Однако древние праздничные наряды имели царский вид – в них использовалось и золотое шитье, и драгоценные камни, и богато украшенные головные уборы.

Они считались важнейшей частью наряда, ведь они прикрывали волосы.

Напомним, какое особое отношение у славян было к волосам. С незапамятных времен считалось, что, обрезав волосы, можно лишить себя силы и здоровья, ведь волосы впитывают в себя и земную силу, и космические лучи Солнца и Звезд. Из-за этой связи с космосом в древности волосы называли космами.

Именно по этой причине праздничный наряд обязательно включает в себя тот или иной головной убор. Это всегда показатель социального статуса. Простоволосыми (то есть с распущенными волосами) женщины бывали либо в самом раннем детстве, либо в бане или в спальне с любимым, а также при родах — это говорило о полной эмоциональной и энергетической раскрытости женщины. В остальных случаях волосы заплетались, а часто и прикрывались — платками, шалями или более парадными головными уборами (кокошник, кичка и др.).

Из глубины веков до нас дошел чудесный образ древнеславянской красавицы: стройная сильная, умелая, это о такой спустя многие сотни лет напишет Некрасов: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». И традиционная одежда – неотъемлемая часть этого образа.

Сегодня мы наблюдаем, к каким последствиям привел отказ от традиционного отношения к одежде. И дело вовсе не в том, что она стала нескромной, хотя и этого трудно не заметить. Главная проблема в том, что утрачено ее важнейшее назначение – обереговое, разрушаются (иногда намеренно) образы настоящей женщины, настоящего мужчины. Их пытаются заменить чем-то средним, и это приводит к тому, что и мужчины, и женщины теряют свои базовые качества. Традиционный костюм не прячет, а подчеркивает женственность. И это создает образ, ориентируясь на который, вырастает цельная, здоровая, гармоничная личность, которой есть что передать своим детям.

Читайте также:  Adele altman rome одежда

Сегодня интерес ко всему традиционному, в том числе и к костюму, неуклонно растет. Возможно, это говорит о том, что пришло время восстановления смыслов, восстановления древней Традиции.

Источник

Нательная и верхняя одежда

Изучение одежды представляется делом значительно более трудным, чем изучение жилища. Постройки сохраняются более длительно, одежда же гораздо скорее вытесняется новыми городскими формами. Старые вещи или совсем исчезают из быта, или хранятся только в сундуках, так что иногда трудно докопаться до традиционных типов одежды восточнославянских народов.

Тем не менее по старым и новым описаниям и по музейным коллекциям мы можем проследить характерные элементы комплекса национальной одежды и отчасти их развитие.

Они позволяют выделить, как и в постройках, определенные культурные типы: северновеликорусский, южновеликорусский и украинский, примерное распространение которых более или менее совпадает с районами, выделяемыми по данным языка. У белорусов и в одежде, как и в постройках, меньше чисто местных форм, там смешаны элементы украинские и русские и такие, которые связывают восточнославянский мир с западнославянским.

Нательная и верхняя одежда. Основу народного костюма восточных славян, и женского и мужского, составляла рубаха из домотканного холста. В отличие от городской женской рубашки, она имеет рукава. Признано, что древним покроем рубахи был «туникообразный», при котором одно или два полотнища перегибаются через плечи, с отверстием для головы, и к ним непосредственно пришиваются рукава. Туникообразную рубаху Б. А. Куфтин считал характерной для восточнофинских народов, противопоставляя ее восточнославянской рубахе с «поликами». Но и у русских сохранились остатки бытования туникообразной рубашки; местами она сохраняется как «старушечья» рубаха, еще чаще — как мужская; у донских казаков и женская рубаха обычно туникообразная. Типичной для всех восточных славян являлась рубаха с поликами. Полики — особые вставки на плечах, обычно покрытые обильной вышивкой. Рукава пришиваются уже к поликам. Полики встречаются двух типов: «прямые» (прямоугольные), характерные для украинцев, белорусов и северных великорусов, и «косые» (трапециевидные), преобладающие у южных великорусов. Те и другие делятся на подтипы. Одним из подтипов считают тот покрой, в котором полики составляют одно целое с рукавами, доходящими, таким образом, до ворота; его можно назвать по месту распространения «карпатским».

Схема эволюции женской туникообразной рубахи: (по К. Мошиньскому): а — древний тип, с прямыми боковыми вставками (сохранилась в Боснии); б — более поздний тип, с клиновидными вставками (известна с VII в. в Европе — с XII—XIII вв.)

Покрой женской рубахи с прямыми поликами

Покрой женской рубахи с косыми поликами

«Карпатский» тип женской рубахи. Рукава слились с поликами, вшитыми по основе (Закарпатская обл.)

Происхождение поликов остается неясным. Они встречаются и у западных славян, в Частности у поляков, у словаков, в несколько иной форме в Северной Болгарии. По мнению польского этнографа Казимира Мошиньского, полики развились из фибул на плечах, скреплявших в древней одежде отдельные полотнища для груди и спины. Однако более вероятно, что перед нами лишь дальнейшее развитие того же древнего туникообразного покроя. Переходной формой между тем и другим типом может считаться женская рубаха в Литве и Восточной Польше с нашитыми полосками на плечах: быть может, это и есть прототип наших поликов.

Местами, например у украинцев, встречается рубаха, состоящая из двух частей, верхней и нижней (нижняя из более грубого полотна). Обе части иногда даже не сшиты, верхняя образует род блузы, а нижняя — маленькой юбки. Аналогию такой составной рубахи можно найти у словаков.

Мужская рубаха обычно туникообразная. Более древний ее тип, с прямым разрезом ворота, сохранился у украинцев (ворот покрыт вышивкой). У русских преобладала «косоворотка», с разрезом ворота на левой стороне, но этот тип рубахи распространился не раньше XV в., видимо, из Москвы. Косой разрез ворота известен у словаков, но не на левой, а на правой стороне груди.

Для девушек рубаха служила прежде не только нижней и комнатной, но и выходной одеждой, летом поверх ее ничего не надевалось. Напротив, замужняя женщина всегда носила ту или иную верхнюю одежду. Типы ее различаются у отдельных восточно-славянских народностей. Именно по типам верхней женской одежды выделяются характерные культурно-географические комплексы костюма.

Верхняя часть южноукраинской женской рубахи (блузка)

Архаичные формы встречаются в женской поясной одежде. Юбка проникла к восточным славянам сравнительно поздно. У русских она появляется только в XIX в., местами лишь в последние десятилетия. У украинцев юбка («спiдниця») появилась несколькими столетиями раньше, придя с Запада. У белорусов тоже; там само название юбки («андарак») указывает, быть может, на ее западное происхождение (от нем. Unterrock), хотя есть и другие объяснения этимологии этого слова.

Наиболее примитивная форма самобытной поясной одежды женщин сохранялась местами у украинцев: это «дерга» — длинный кусок ткани, просто обвертываемый вокруг талии. Дерга носилась главным образом как рабочая одежда, особенно в Харьковской и Полтавской областях. Аналогичная одежда в некоторых западных областях УССР называется «обгортка». Другой сходный тип — «запаска», обычно из темной шерстяной материи, прямоугольной формы, которую носили в виде передника на поясе, чаще две — одну спереди, другую сзади. Это тоже рабочая одежда. Праздничной же служила прежде «плахта» с тканым или вышитым орнаментом. Плахта делается из двух кусков ткани узкой и длинной (2 м), которые сшиваются по длине до половины; в этом месте плахта перегибается и носится так, что сшитая часть охватывает зад и бока, а несшитые концы свешиваются с боков, либо подвертываются. Перед закрывается особым фартуком («попередниця»).

Аналогичная плахте одежда недавно бытовала у южных великорусов (местами есть и сейчас) — это так называемая «понёва». Понева шьется из трех прямоугольных кусков домодельной ткани, обычно темного цвета, в крупную клетку. Эти 3 куска сживаются в ряд, иногда не целиком. Понева бывает разных видов и носится по-разному. Наиболее примитивная понева — «разнополка», закрывающая тело сзади и с боков. Напереди концы не сходятся, а иногда их носят подоткнутыми за пояс; а потому концы эти покрываются вышивкой не с лица, а с изнанки. Другой тип — понева с «прошвой» или «вставкой»: это — 4-й кусок ткани, более легкий, обычно покупной, которая соединяет концы поневы, превращая ее в нечто вроде юбки. Понева — характерная принадлежность костюма замужней женщины. Надевание ее составляло один из моментов свадебной обрядности.

Читайте также:  Восточная одежда головной убор

Понева, со вставкой (Касимовский р-н, Рязанской обл.)

Понева («панява») имеется также у белорусов. У северных великорусов она в настоящее время совершенно неизвестна, но раньше, как полагают, существовала. Аналогичный тип женской одежды еще недавно бытовал у их соседей, ижоры и води.
У северных великорусов поневу заменяет сарафан. Сарафан считается чисто национальным русским костюмом, но он появился у нас не так давно. Название его персидское («серапа» — «с головы до ног»), но покрой скорее западного происхождения. Он распространился около XV—XVI вв. Есть несколько типов сарафана. Более древним считается «косоклинный», распространенный, например, в Новгородской области. Он имеет с боков вставные клинья, расширяющиеся вниз, и спереди разрез, настоящий или фальшивый, с двумя рядами пуговиц. Более поздний тип — «круглый», или «московский», сарафан, сшитый из прямых нолос, верхняя часть стянута сборками. Третий тип, напоминающий городской «сарафан», состоит из сшитых вместе лифа и юбки.

Сарафан, хотя и плечевая одежда, вытеснил и заменил поясную — поневу. На Севере он распространился повсюду, но местами встречается и у южных великорусов, вероятно, принесенный туда однодворцами.

Другие виды женской одежды, носимой поверх рубашки, довольно разнообразны по покрою. Особенно разнообразны и пышны они были у зажиточных крестьянок, в старину у купчих. Некоторые повторяют покрой рубахи. Встречается одежда глухая и распашная, с рукавами и без рукавов, из самодельной и покупной ткани, иногда из дорогого бархата, шелка с богатой вышивкой. Названия этих частей костюма весьма различны: у русских — занавеска, хвартук, запон, шушпан, касталан, нагрудник и пр.; у украинцев — юпка, лейбик, шреетка, у белорусов — носов, насоу, кабат и др.

Украинка в национальной одежде, (начало XX в.). Видны концы плахты

Замужняя женщина в поневе (начало XX в.). (Новосильский у., Тульской губ.)

Украинцы в праздничных костюмах (начало XX в.) (Черниговская обл.)

Мужская поясная одежда — это штаны. В качестве женской одежды штаны у восточно-славянских народов не были известны и вошли в быт только теперь, под городским влиянием. Только у гуцулов женщины издавна носят подобие штанов, вернее ноговиц, — две отдельные штанины («доколiнницi), прикрепляемые завязками. Мужские штаны известны двух типов: с узким шагом и с широким шагом. Последние имеют в шагу клиновидную или даже прямоугольную вставку и бывают иногда очень значительной ширины. Такие широкие штаны распространились у украинцев во времена казачества под татарским влиянием. Широкие штаны носятся на «очкуре» — особом ремешке, стягивающем их сборками. У части западных украинцев и у всех белорусов и великорусов штаны узкие. Различается также способ носки рубахи: поверх штанов (навыпуск) или взаправку. Первый способ — более древний — сохранился у русских и белорусов. Украинцы же заправляют рубаху в штаны — в этом тоже сказалось влияние кочевников.

Верхняя теплая одежда у восточных славян в основе своей одинакова у мужчин и у женщин. Ее тоже можно проследить в эволюции от элементарных до развитых форм. Основными формами можно считать две: гуцульскую безрукавку — «киптарь» и накидку — плащ.

«Киптарь», или «бунда», в своей простейшей форме сохранился местами у карпатских горцев. Первоначально — это просто овчина с прорезанной посередине дырой, в которую просовывается голова, а концы овчины закрывают грудь и спину. Это— одежда типа южноамериканского «пончо». Эволюция этой примитивной одежды состоит в том, что бока ее сшиваются, а на груди делается разрез— получается короткая меховая безрукавка. Ее носят мужчины и женщины. Иногда она покрывается вышивкой. Этот тип одежды встречается и у словаков, у венгров, румын, у южных славян. Название «киптарь» — румынское, от слова peptul — грудь. Подобная одежда может считаться прототипом мужской куртки, известной у многих народов Европы. Тот же киптарь, но с рукавами и с пришитыми внизу полами, превращается в «кожух», известный всем украинцам. Более легкая одежда такого же покроя шьется из сукна — это «сердак», «катанка» и т. п.

Другим прототипом верхней теплой одежды был, вероятно, плащ. Плащевидная одежда существовала у древних славян и сохранилась до сих пор у многих народов Европы. У восточных славян она почти исчезла, вытесненная распашной одеждой с рукавами, первоначально однобортной (полы соприкасаются на груди и застегиваются без запаха), а впоследствии двубортной — с глубоким запахом. Двубортная теплая одежда при холодном климате более рациональна, так как лучше сохраняет тепло. Но возможно, что переход от однобортной к двубортной одежде совершился не без влияния восточных кочевнических образцов. Недаром большинство названий этого типа — не славянские, а взяты из тюркских, монгольских и других языков: тулуп, халат, доха, чапан, шуба, армяк и др. Более простым покроем одежды этого типа является прямоспинный; из него позже развился раскошенный (в талию) покрой: так получается русский зипун, кафтан, украинская и белорусская свита. Наконец, еще более сложна одежда, в которой нижняя часть, от пояса вниз, пришивается отдельно, образуя многочисленные складки: это казакин, поддевка, полушубок, шугай и т. п.

Очень характерна такая деталь, как способ запахивания верхней двубортной одежды. Существует два способа запахивания — на правую и на левую сторону. У нас в городском быту мужская верхняя одежда застегивается направо, а женская — налево. Оба способа представляют собой две различные традиции, связанные с двумя разными культурно-географическими зонами. Первый способ является у нас сравнительно поздним заимствованием из кочевнических восточных культур. Запахивание одежды направо — старая традиция степных скотоводческих народов. Напротив, женский способ застегивания на левую сторону — это древний обычай оседлых земледельцев Восточно-Европейской равнины. Восточнославянская верхняя одежда и у мужчин, и у женщин застегивалась всегда на левую сторону. Этот обычай существует и у народов Поволжья, где он борется с противоположной восточной модой, а за Уралом он вместе с другими элементами восточноевропейской культуры доходит до обских угров и кетов.

Источник