Меню

Военная одежда 1940 годов



Время перемен: военная форма РККА 1940–1945 годов

Воен­ная фор­ма Рабо­че-кре­стьян­ской крас­ной армии в Вели­кую оте­че­ствен­ную вой­ну пре­тер­пе­ла боль­шие изме­не­ния. Если сна­ча­ла она про­дол­жа­ла тра­ди­ции 1920‑х и 1930‑х годов, то к сере­дине вой­ны ста­ло ясно, что необ­хо­ди­мо серьёз­но пере­смат­ри­вать под­ход к внеш­не­му виду военнослужащих.

VATNIKSTAN раз­би­ра­ет исто­рию совет­ской воен­ной фор­мы с 1940 по 1945 год, раз­ви­тие кото­рой отра­зи­ло дух эпо­хи и времени.

Обмун­ди­ро­ва­ние и зна­ки раз­ли­чия в Рабо­че-кре­стьян­ской крас­ной армии (РККА) меня­лись каж­дые несколь­ко лет, под­стра­и­ва­ясь под акту­аль­ные запро­сы и тре­бо­ва­ния вре­ме­ни. Несмот­ря на то, что чаще изме­не­ния были неболь­ши­ми, в исто­рии уни­фор­мы РККА были свои пере­лом­ные моменты.

Так, в 1918 году необ­хо­ди­мо было выде­лить крас­но­ар­мей­цев на фоне всех осталь­ных вое­ни­зи­ро­ван­ных фор­ми­ро­ва­ний. Тогда в ход шли крас­ные лен­ты, повяз­ки и любые дру­гие крас­ные аксес­су­а­ры. Отли­чи­тель­ным зна­ком пер­вых крас­но­ар­мей­цев был нагруд­ный знак — венок с крас­ной звез­дой, на кото­рой были изоб­ра­же­ны молот и плуг, что долж­но было отра­жать «рабо­че-кре­стьян­ский» эле­мент РККА. Поз­же звез­да пере­ко­че­ва­ла на голов­ные убо­ры, став кокардой.

Тем не менее о еди­ной фор­ме речи идти не мог­ло — носи­ли то, что оста­лось от импер­ско­го пери­о­да. В 1919 году вышел при­каз о вве­де­нии уни­фор­мы, но про­мыш­лен­ность еще не была в состо­я­нии обес­пе­чить необ­хо­ди­мое коли­че­ство ком­плек­тов. Хотя всё же имен­но в этом году нача­ли шить зим­ние шле­мы, кото­рые полу­чи­ли назва­ния «бога­тыр­ки», «фрун­зев­ки», «будё­нов­ки» — посколь­ку пер­вы­ми голов­ные убо­ры посту­пи­ли в вой­ска, кото­ры­ми коман­до­ва­ли М. В. Фрун­зе и С.М. Будённый.

Уни­фор­ма в широ­ком пони­ма­нии появи­лась в Рабо­че-кре­стьян­ской крас­ной армии в 1920‑х годах. Одной из при­чин это­го послу­жи­ло появ­ле­ние обя­за­тель­ной воен­ной служ­бы в мир­ное вре­мя, что потре­бо­ва­ло обес­пе­чить одеж­дой огром­ное коли­че­ство людей, ранее не заня­тых в воен­ном деле. С 1922 года начал широ­ко дей­ство­вать при­каз 1919 года: был вве­ден еди­ный покрой одеж­ды, пет­ли­цы, верх­няя часть руба­хи и шине­ли снаб­жа­лась тре­мя клапанами-«разговорами». Крас­ные звез­ды-кокар­ды с 1920‑х сме­ни­ли плуг на серп, при­бли­зив­шись к клас­си­че­ско­му образ­цу, кото­рый поз­же пере­ко­чу­ет и в Совет­скую армию. Ноше­ние неутвер­ждён­ных образ­цов одеж­ды и неуста­нов­лен­ных зна­ков раз­ли­чия отныне вос­пре­ща­лось. Любо­пыт­но отме­тить, что ранее на неустав­ную фор­му смот­ре­ли спо­кой­нее — воен­но­слу­жа­щим раз­ре­ша­лось носить само­сто­я­тель­но куп­лен­ную одежду.

Фор­ма образ­ца 1920‑х годов с кла­па­на­ми, пет­ли­ца­ми, нашив­ка­ми и лет­ним шлемом

С 1930‑х в РККА уста­нав­ли­ва­ют­ся пер­со­наль­ные воен­ные зва­ния (лей­те­нант, коман­дир бри­га­ды и дру­гие), фор­ма делит­ся на повсе­днев­ную, поход­ную и кара­уль­ную, вво­дят гим­на­стёр­ки и френ­чи, пояс­ные рем­ни. В 1935 году вво­дят­ся пилотки.

Воен­но­слу­жа­щие в 1930‑х — нача­ле 40‑х годов

К 1940 году крас­но­ар­ме­ец в строю носил гим­на­стёр­ку с дву­мя нагруд­ны­ми кар­ма­на­ми и закры­той план­кой, пилот­ку с крас­ной звез­дой, бри­джи, сапо­ги. Вся одеж­да была цве­та хаки — синие бри­джи выда­ва­лись толь­ко офицерам.

Сол­да­ты отправ­ля­ют­ся на фронт. Фото сде­ла­но до 1943 года

Фураж­ки с цвет­ным око­лы­шем (цвет озна­чал при­над­леж­ность к роду войск) пола­га­лись команд­но­му и началь­ству­ю­ще­му соста­вам. Яркие зна­ки раз­ли­чия носи­лись на сто­я­че-отлож­ном ворот­ни­ке гим­на­стер­ки, а так­же наши­ва­лись на рукава.

В каче­стве зим­ней одеж­ды пола­га­лась одно­борт­ная шинель с отлож­ным ворот­ни­ком, на кото­ром были пет­ли­цы в цвет рода войск и зна­ки раз­ли­чия. Так­же шились ват­ные тело­грей­ки и ват­ные шаро­ва­ры. На голо­ве зимой носи­ли шап­ки-ушан­ки — от шле­мов-будё­но­вок отка­за­лись после Зим­ней вой­ны, хотя кое-где ещё несколь­ко лет про­дол­жа­ли их носить.

Реаль­ную кар­ти­ну снаб­же­ния к нача­лу вой­ны опи­сал в сво­их мему­а­рах гене­рал интен­дант­ской служ­бы, началь­ник Глав­но­го управ­ле­ния тыла Крас­ной Армии , а в 1942–43 годах народ­ный комис­сар путей сооб­ще­ния Андрей Васи­лье­вич Хру­лёв. Он пишет, что в 1941 году, в пер­вые меся­цы вой­ны, был при­нят при­каз, соглас­но кото­ро­му отныне все рода войск в поле долж­ны были носить фор­му и зна­ки раз­ли­чия защит­но­го цве­та. При­чем сде­ла­но это было, по сло­вам Хру­лё­ва, для того, что­бы избе­жать повто­ре­ния ситу­а­ции 1914 года, когда в импе­ра­тор­ской армии было слиш­ком мно­го раз­но­цвет­ной парад­ной одеж­ды, непри­год­ной для ноше­ния в поле­вых условиях.

Андрей Васи­лье­вич Хрулёв

Ещё одним важ­ным собы­ти­ем пер­вых меся­цев вой­ны было вве­де­ние обмун­ди­ро­ва­ния для воен­но­слу­жа­щих-жен­щин. Уже 3 авгу­ста 1941 года вышел при­каз, соглас­но кото­ро­му в фор­му для жен­щин вхо­ди­ли берет с метал­ли­че­ской звез­дой, паль­то из серо­го сук­на, пла­тье защит­но­го цве­та из сук­на, либо шер­сти. В том же году были отме­не­ны нару­кав­ные зна­ки раз­ли­чия, гене­ра­лы ста­ли носить шаро­ва­ры без лам­па­сов в повсе­днев­ной форме.

Несмот­ря на то, что госу­дар­ствен­ный заказ был боль­шим, у Хру­лё­ва мы чита­ем, что тек­стиль­ная и лёг­кая про­мыш­лен­ность были «очень пло­хо» под­го­тов­ле­ны к войне. И не из-за обо­ру­до­ва­ния или мощ­но­стей, а из-за того, что фаб­ри­ки были исклю­че­ны из переч­ней пред­при­я­тий, на кото­рых бро­ни­ро­ва­ли рабо­чую силу — все работ­ни­ки попро­сту ушли на фронт.

Так или ина­че в 1943 году вся армия была оде­та сплошь в защит­ные цве­та, а на ворот­ни­ках носи­ла защит­но­го цве­та пет­ли­цы. 1943 год счи­та­ет­ся пере­лом­ным для Вели­кой оте­че­ствен­ной вой­ны — таким же он стал и для воен­ной фор­мы: 6 янва­ря были вве­де­ны погоны.

О том, как имен­но это про­изо­шло, рас­ска­зы­ва­ет гене­рал Хру­лёв. Он пишет, что ещё в 1942 году его вызвал к себе Ста­лин и при­ка­зал подать пред­ло­же­ния по ново­му обмун­ди­ро­ва­нию для гвар­дей­ских частей. В подан­ных про­ек­тах отме­ча­лась необ­хо­ди­мость вве­де­ния погон импер­ско­го образ­ца, а так­же улуч­шен­ных тка­ней для фор­мы. Важ­но отме­тить, что «гвар­дей­ски­ми» частя­ми сна­ча­ла ста­ли мино­мёт­ные, потом стрел­ко­вые, а потом и мно­гие дру­гие части. Поэто­му был риск того, что поло­ви­на армии будет носить пого­ны, а вто­рая поло­ви­на – пет­ли­цы. Что­бы избе­жать недо­ра­зу­ме­ний, было реше­но вве­сти пого­ны для всех частей РККА. Хру­лё­ву лич­но посту­пи­ло рас­по­ря­же­ние под­го­то­вить про­ек­ты погон для поле­вой, повсе­днев­ной и парад­ной фор­мы. Но если поле­вые и повсе­днев­ные пого­ны для сред­не­го и стар­ше­го команд­но-началь­ству­ю­ще­го соста­ва полу­чи­лось частич­но вос­про­из­ве­сти с импер­ских образ­цов, то про­из­вод­ство гене­раль­ских погон ста­ло слож­ной задачей.

За 25 лет была утра­че­на осо­бая тех­но­ло­гия их изго­тов­ле­ния, а так­же не было масте­ров, кото­рые мог­ли бы помочь вос­ста­но­вить её. Поэто­му помощ­ник Хру­лё­ва, инже­нер-пол­ков­ник Пуч­ков решил обра­тить­ся в Боль­шой театр, где ему под­ска­за­ли, что нуж­но най­ти в Москве неко­е­го «граж­да­ни­на Дмит­ри­е­ва», кон­суль­тан­та теат­ра, кото­рый до Рево­лю­ции вла­дел мага­зи­ном по про­да­же погон и галу­нов – у него, дескать, долж­ны остать­ся запа­сы гото­вых погон и мате­ри­а­лов для изго­тов­ле­ния. Хру­лёв смог отыс­кать Дмит­ри­е­ва, и тот рас­ска­зал ему, что офи­цер­ские пого­ны в цар­ской Рос­сии дела­лись из цель­но­тка­но­го галу­на, а его выра­ба­ты­ва­ли на спе­ци­аль­ных жак­кар­до­вых стан­ках. Два таких стан­ка нашли в селе под Дмит­ро­вом, где когда-то рабо­та­ло про­из­вод­ство галу­нов, а на фрон­те был даже отыс­кан ткач Фона­рёв родом из это­го села. Одна­ко для созда­ния погон нуж­на была спе­ци­аль­ная метал­ли­че­ская воло­ка – её смог­ли добыть у аген­та Мар­чен­ко, в доре­во­лю­ци­он­ное вре­мя сбы­вав­ше­го товар куста­рям и мастер­ским. Остат­ки скла­да, 8 кг воло­ки, были куп­ле­ны у Мар­чен­ко гор­ис­пол­ко­мом Дмит­ро­ва за 75 тысяч руб­лей. Из неё Фона­рёв смог выра­бо­тать 100 м цель­но­тка­но­го галу­на, кото­рый пошёл на изго­тов­ле­ние пер­вой пар­тии гене­раль­ских погон. Впо­след­ствии тех­но­ло­гию изго­тов­ле­ния всех погон ста­ли осва­и­вать круп­ней­шие швей­ные фаб­ри­ки, и к нача­лу 1943 года было сши­то доста­точ­ное их коли­че­ство, как сви­де­тель­ству­ет Хрулёв.

При этом обес­пе­че­ние армии пого­на­ми было толь­ко поло­ви­ной дела, посколь­ку под новые зна­ки раз­ли­чия тре­бо­ва­лись дру­гие гим­на­стёр­ки. 15 янва­ря 1943 были вве­де­ны одно­борт­ные мун­ди­ры и ките­ли, новые фураж­ки и новые гим­на­стёр­ки — они дела­лись из сук­на, име­ли сто­я­чий ворот­ник, засте­ги­вав­ший­ся на пуго­ви­цы, откры­тую план­ку. Нагруд­ные кар­ма­ны на них остав­ля­лись толь­ко для фор­мы стар­ше­го и сред­не­го команд­но­го соста­ва. При гим­на­стёр­ке носил­ся ремень, пилот­ка со звез­дой и шаро­ва­ры защит­но­го цве­та (сине­го — для офицеров).

Фрон­то­вой кор­ре­спон­дент «Крас­но­ар­мей­ской прав­ды» капи­тан Евге­ний Воро­бьев. 3‑й Бело­рус­ский фронт. Вес­на 1945 года

Пере­ход на пого­ны был делом небыст­рым — на фото­гра­фи­ях 1943 года мы очень часто видим, как на «пет­лич­ную» гим­на­стёр­ку с отлож­ным ворот­ни­ком воен­но­слу­жа­щие кре­пи­ли пого­ны уста­нов­лен­но­го образ­ца. Это мог­ло объ­яс­нять­ся мно­ги­ми при­чи­на­ми: недо­ста­ток обмун­ди­ро­ва­ния в части, удоб­ство нагруд­ных кар­ма­нов, при­выч­ка носить ста­рую гимнастёрку.

Воен­но­слу­жа­щие, оде­тые в гим­на­стер­ки ста­рых образ­цов, на кото­рые при­ши­ты погоны

Сле­ду­ю­щие допол­не­ния к фор­ме про­изо­шли уже толь­ко в апре­ле 1945 года: тогда для мар­ша­лов и гене­ра­лов был вве­ден дву­борт­ный мун­дир с дву­мя ряда­ми пуговиц.

В даль­ней­шем, уже в Совет­ской армии, уни­фор­ма про­дол­жа­ла менять­ся, но такой ради­каль­ной пере­ме­ны как в 1943 году, она, пожа­луй, боль­ше не увидела.

Источник

Время перемен: военная форма РККА 1940–1945 годов

Военная форма Рабоче-крестьянской красной армии в Великую отечественную войну претерпела большие изменения. Если сначала она продолжала традиции 1920-х и 1930-х годов, то к середине войны стало ясно, что необходимо серьёзно пересматривать подход к внешнему виду военнослужащих.

VATNIKSTAN разбирает историю советской военной формы с 1940 по 1945 год, развитие которой отразило дух эпохи и времени.

Обмундирование и знаки различия в Рабоче-крестьянской красной армии (РККА) менялись каждые несколько лет, подстраиваясь под актуальные запросы и требования времени. Несмотря на то, что чаще изменения были небольшими, в истории униформы РККА были свои переломные моменты.

Так, в 1918 году необходимо было выделить красноармейцев на фоне всех остальных военизированных формирований. Тогда в ход шли красные ленты, повязки и любые другие красные аксессуары. Отличительным знаком первых красноармейцев был нагрудный знак — венок с красной звездой, на которой были изображены молот и плуг, что должно было отражать «рабоче-крестьянский» элемент РККА. Позже звезда перекочевала на головные уборы, став кокардой.

Тем не менее о единой форме речи идти не могло — носили то, что осталось от имперского периода. В 1919 году вышел приказ о введении униформы, но промышленность еще не была в состоянии обеспечить необходимое количество комплектов. Хотя всё же именно в этом году начали шить зимние шлемы, которые получили названия «богатырки», «фрунзевки», «будёновки» — поскольку первыми головные уборы поступили в войска, которыми командовали М. В. Фрунзе и С.М. Будённый.

Униформа в широком понимании появилась в Рабоче-крестьянской красной армии в 1920-х годах. Одной из причин этого послужило появление обязательной военной службы в мирное время, что потребовало обеспечить одеждой огромное количество людей, ранее не занятых в военном деле. С 1922 года начал широко действовать приказ 1919 года: был введен единый покрой одежды, петлицы, верхняя часть рубахи и шинели снабжалась тремя клапанами-«разговорами». Красные звезды-кокарды с 1920-х сменили плуг на серп, приблизившись к классическому образцу, который позже перекочует и в Советскую армию. Ношение неутверждённых образцов одежды и неустановленных знаков различия отныне воспрещалось. Любопытно отметить, что ранее на неуставную форму смотрели спокойнее — военнослужащим разрешалось носить самостоятельно купленную одежду.

Читайте также:  Персил для стирки одежды

С 1930-х в РККА устанавливаются персональные военные звания (лейтенант, командир бригады и другие), форма делится на повседневную, походную и караульную, вводят гимнастёрки и френчи, поясные ремни. В 1935 году вводятся пилотки.

К 1940 году красноармеец в строю носил гимнастёрку с двумя нагрудными карманами и закрытой планкой, пилотку с красной звездой, бриджи, сапоги. Вся одежда была цвета хаки — синие бриджи выдавались только офицерам.

Фуражки с цветным околышем (цвет означал принадлежность к роду войск) полагались командному и начальствующему составам. Яркие знаки различия носились на стояче-отложном воротнике гимнастерки, а также нашивались на рукава.

В качестве зимней одежды полагалась однобортная шинель с отложным воротником, на котором были петлицы в цвет рода войск и знаки различия. Также шились ватные телогрейки и ватные шаровары. На голове зимой носили шапки-ушанки — от шлемов-будёновок отказались после Зимней войны, хотя кое-где ещё несколько лет продолжали их носить.

Реальную картину снабжения к началу войны описал в своих мемуарах генерал интендантской службы, начальник Главного управления тыла Красной Армии , а в 1942–43 годах народный комиссар путей сообщения Андрей Васильевич Хрулёв. Он пишет, что в 1941 году, в первые месяцы войны, был принят приказ, согласно которому отныне все рода войск в поле должны были носить форму и знаки различия защитного цвета. Причем сделано это было, по словам Хрулёва, для того, чтобы избежать повторения ситуации 1914 года, когда в императорской армии было слишком много разноцветной парадной одежды, непригодной для ношения в полевых условиях.

Ещё одним важным событием первых месяцев войны было введение обмундирования для военнослужащих-женщин. Уже 3 августа 1941 года вышел приказ, согласно которому в форму для женщин входили берет с металлической звездой, пальто из серого сукна, платье защитного цвета из сукна, либо шерсти. В том же году были отменены нарукавные знаки различия, генералы стали носить шаровары без лампасов в повседневной форме.

Несмотря на то, что государственный заказ был большим, у Хрулёва мы читаем, что текстильная и лёгкая промышленность были «очень плохо» подготовлены к войне. И не из-за оборудования или мощностей, а из-за того, что фабрики были исключены из перечней предприятий, на которых бронировали рабочую силу — все работники попросту ушли на фронт.

Так или иначе в 1943 году вся армия была одета сплошь в защитные цвета, а на воротниках носила защитного цвета петлицы. 1943 год считается переломным для Великой отечественной войны — таким же он стал и для военной формы: 6 января были введены погоны.

О том, как именно это произошло, рассказывает генерал Хрулёв. Он пишет, что ещё в 1942 году его вызвал к себе Сталин и приказал подать предложения по новому обмундированию для гвардейских частей. В поданных проектах отмечалась необходимость введения погон имперского образца, а также улучшенных тканей для формы. Важно отметить, что «гвардейскими» частями сначала стали миномётные, потом стрелковые, а потом и многие другие части. Поэтому был риск того, что половина армии будет носить погоны, а вторая половина – петлицы. Чтобы избежать недоразумений, было решено ввести погоны для всех частей РККА. Хрулёву лично поступило распоряжение подготовить проекты погон для полевой, повседневной и парадной формы. Но если полевые и повседневные погоны для среднего и старшего командно-начальствующего состава получилось частично воспроизвести с имперских образцов, то производство генеральских погон стало сложной задачей.

За 25 лет была утрачена особая технология их изготовления, а также не было мастеров, которые могли бы помочь восстановить её. Поэтому помощник Хрулёва, инженер-полковник Пучков решил обратиться в Большой театр, где ему подсказали, что нужно найти в Москве некоего «гражданина Дмитриева», консультанта театра, который до Революции владел магазином по продаже погон и галунов – у него, дескать, должны остаться запасы готовых погон и материалов для изготовления. Хрулёв смог отыскать Дмитриева, и тот рассказал ему, что офицерские погоны в царской России делались из цельнотканого галуна, а его вырабатывали на специальных жаккардовых станках. Два таких станка нашли в селе под Дмитровом, где когда-то работало производство галунов, а на фронте был даже отыскан ткач Фонарёв родом из этого села. Однако для создания погон нужна была специальная металлическая волока – её смогли добыть у агента Марченко, в дореволюционное время сбывавшего товар кустарям и мастерским. Остатки склада, 8 кг волоки, были куплены у Марченко горисполкомом Дмитрова за 75 тысяч рублей. Из неё Фонарёв смог выработать 100 м цельнотканого галуна, который пошёл на изготовление первой партии генеральских погон. Впоследствии технологию изготовления всех погон стали осваивать крупнейшие швейные фабрики, и к началу 1943 года было сшито достаточное их количество, как свидетельствует Хрулёв.

При этом обеспечение армии погонами было только половиной дела, поскольку под новые знаки различия требовались другие гимнастёрки. 15 января 1943 были введены однобортные мундиры и кители, новые фуражки и новые гимнастёрки — они делались из сукна, имели стоячий воротник, застегивавшийся на пуговицы, открытую планку. Нагрудные карманы на них оставлялись только для формы старшего и среднего командного состава. При гимнастёрке носился ремень, пилотка со звездой и шаровары защитного цвета (синего — для офицеров).

Переход на погоны был делом небыстрым — на фотографиях 1943 года мы очень часто видим, как на «петличную» гимнастёрку с отложным воротником военнослужащие крепили погоны установленного образца. Это могло объясняться многими причинами: недостаток обмундирования в части, удобство нагрудных карманов, привычка носить старую гимнастёрку.

Следующие дополнения к форме произошли уже только в апреле 1945 года: тогда для маршалов и генералов был введен двубортный мундир с двумя рядами пуговиц.

В дальнейшем, уже в Советской армии, униформа продолжала меняться, но такой радикальной перемены как в 1943 году, она, пожалуй, больше не увидела.

Источник

Военная форма солдат и офицеров Второй мировой войны

Ефрейтор (1) в униформе образца 1943 г. Знаки различия из петлиц перенесены на погоны. Каска СШ-40 получила широкое распространение с 1942 г. Примерно в то же время в войска в массовых количествах начали поступать пистолеты-пулеметы. Этот ефрейтор вооружен 7,62-мм пистолетом-пулеметом Шпагина — ППШ-41 — с 71-зарядным барабанным магазином. Запасные магазины в подсумках на поясном ремне рядом с подсумком на три ручные гранаты. В 1944 г. наряду с барабанным магазином для ППШ-41 начал выпускаться рожковый 35-зарядный магазин, подходящий также и для ППС-43. Рожковые магазины носили в подсумках па три отделения. Гранаты обычно носили в подсумках на поясном ремне. К началу войны существовали подсумки на одну гранату, в данном случае показана граната Ф-1 (За). Более практичные подсумки на три гранаты появились позднее, показан подсумок с осколочной гранатой РГ-42 (Зb). Подсумки с двумя отделениями предназначались для фугасных гранат РГД-33, здесь показана граната с надетым осколочным кольцом (Зс). Вещмешок образца 1942 г. имел конструкцию простую до примитивности. В каждом отделении имелся топор, который переносил один из солдат на поясном ремне в специальном чехле (5). Котелок нового типа (6), похожий на немецкий образец. Эмалированная кружка (7). Из-за нехватки алюминия, в войсках встречались стеклянные фляжки с пробковой пробкой (8). Стекло фляжки могло быть зеленого или коричневого цвета, а также прозрачное. Фляжки к поясному ремню подвешивались посредством матерчатого чехла. Противогаз БН оснащался переговорной коробкой и усовершенствованным фильтром TШ (9). Противогазная сумка с двумя боковыми карманами для запасных стекол окуляров и карандаша с антизапотевающим составом. Подсумок для запасного боекомплекта подвешивался па спине к поясному ремню и вмещал шесть стандартных пятизарядных обоим (10).

Рядовой (1 и 2) в летней полевой униформе образца 1936 г. со знаками различия образца 1941 г. Каска образца 1936 г. и ботинки с обмотками. Полевая экипировка образца 1936 г., практически вся экипировка этого типа была потеряна в первый год боев. Экипировка включает в себя вещевой мешок, скатку с шинелью и плащ-палаткой, продовольственный мешок, патронные подсумки с двумя отделениями, саперная лопатка, фляжка и противогазная сумка. Красноармеец вооружен 7,62-мм винтовкой Мосина образца 1891/30 г. Штык примкнут в обратном направлении для удобства переноски. Показаны бакелитовый медальон (3), саперная лопатка с чехлом (4), алюминиевая фляжка с чехлом (5), патронташ на 14 винтовочных обойм (6). В дальнейшем вместо кожаной экипировки выпускалась брезентовая. В каждое отделение патронного подсумка помещались две пятизарядные обоймы (7). Простоя котелок (8) служил как в качестве кастрюли, так и в качестве миски. Ботинки (9) с обмотками (10). Противогаз БС с сумкой (11). Выступ между глазницами позволял протирать запотевшие изнутри стекла и прочищать нос. Противогаз комплектовался фильтром Т-5.

Кригсмарине (военно-морской флот) Matrosengefreiter, 1943 01 — военно-морская куртка, Железный крест 2 степени, ветеран экипаж знак на левой стороне груди, знаки Matrosengefreiter 02 — Кригсмарине фуражка 03 — военно-морской бушлат 04 — «палубные» брюки 05 — журнал «Сигнал», Июль 1943 06 — табак 07 — сигаретная бумага 08 — «Hygenischer Gummischutz-Dublosan» 09 — сапоги

Майор части технического обслуживания 1-й польской бронетанковой дивизии, Германии, 1945 01 — М 37/40 повседневная форма 02 — черный погон 1-го бронетанковой дивизии 03 — 1-й Див значок 04 — Серебряный крест из Virtuti Militari 05 — М 37 лямки 06 — 11,43 мм Colt M1911 пистолет 07 — офицерские сапоги 08 — кожаный жилет 09 — водителей перчатки 10 — шлем для вождения бронетанковых подразделений » 11 — AT Mk II мотоциклетный шлем 12 — Мк II шлем 12 — леггинсы

Рядовой, Люфтваффе, Франция 1944 01 — М-40 шлем 02 — Einheitsfeldmütze М-43 пилотка 03 — М-43 футболка комуфлированная «Sumpftarnmuster» 04 — брюки 05 — лямки 06 — 7,92 мм Маузер 98k винтовка 07 — М-31 breadbag 08 — М-31 котелок 09 — М-39 ботинки 10 — медальон 11 — «Esbit» карманный обогреватель

Форма лейтенанта, RSI «Decima MAS», Италия, 1943-44 01 — «Баско» берет 02 — Модель 1933 шлем 03 — Модель 1941 лётная куртка, знаки leutenant на манжетах, значки на отворотах 04 — Немецкий ремень 05 — кобура для Beretta 1933 и пистолет 06 — Немецкий М-24 граната 07 — 9 мм TZ-45 SMG 08 — подсумки 09 — брюки 10 — горные ботинки немецкие 11 — значок участия в компании «Folgore»

Читайте также:  Как определить врача по одежде

8 SS-Kavallerie дивизия «Флориан Гейер», лето 1944 года. 01 — М-40 Feldmutze пилотка 02 — М-40 каска с СС значками 03 — полевая куртка 44 — нового покроя, кавалерийские значки на погонах 04 — брюки 05 — М-35 ремень 06 — шерсть рубашка 07 — М-39 лямки 08 — «Флориан Гейер» повязка 09 — шерстяные перчатки 10 — Panzerfaust 60 11 — 7,92 мм Sturmgewehr 44 12 — M-84/98 штык 13 — брезентовые подсумки 14 — М-24 граната 15 — Ваффен СС зарплатная карта 16 — М-31 котелок 17 — М-43 кожаные сапоги 18 — Леггинсы

Капитан (Kapitanleutnant) — подводная лодка командир, 1941 01 — куртка офицерская, Kapitanleutnant знаки различия 02 — Крест Kninght Железного Креста 03 — знак подводной лодки 04 — Неофициальные знаки 1-й и 9-флотилии подлодок 05 — сигареты фуражка Кригсмарине офицеров — 06 07 — кожаные перчатки 08 — кожаный плащ»U-Boot-Päckchen» 09 — сапоги 10 — «Junghans» 11 — военно-морской бинокль

Партизан Крестьянского батальона (Bataliony Chlopskie), Польши, 1942 01 — wz.1937 «rogatywka» фуражка 02 — куртка 03 — брюки 04 — сапоги 05 — импровизированная повязка 06 — 9 мм MP-40 SMG

Форма советского командира танка, 1939 01 — брезентовая шапка с наушниками 02 — модель 1935 пилотка с красной звездой 03 — льняной комбинезон 04 — холщовый мешок для противогаза 05 — офицерские сапоги 06 — кабура для 7,62 мм Нагана 07 — планшет из кож.зама 08 — офицерский ремень

Форма польской пехоты 1939 01 — wz.1939 «rogatywka» пилотка 02 — wz.1937 «rogatywka «пилотка 03 — wz.1937 стальной шлем 04 — wz.1936 куртка 05 — жетон 06 — WSR wz.1932 противогаз в брезентовой сумке 07 — средства гигиены 08 — кожаные подсумки 09 — wz.1933 breadbag 10 — кожаный разгрузочный пояс 11 — wz.1938 котелок 12 — wz.1928 штык 13 — складная лопата в кожаном чехле 14 — wz.1933 рюкзак с одеялом 15 — галеты 16 — wz.1931 комбинированный котелок 17 — ложка + вилка комплект 18 — owijacze ремни из ткани, используемые вместо носки 19 — сапоги 20 — GR-31 граната-осколочная 21 — GR-31 граната наступательная 22 — 7,92 мм Маузер 1898a винтовка 23 — 7,92 мм патроны обоймы 24 — WZ. 1924 штык 25

Рядовой, Красная Армия, 1939-41 01 — Шапка «ушанка» 02 — пальто 03 — валенки 04 — пояс 05 — 7,62 мм Токарев СВТ-40 винтовка 06 — штык 07 — боеприпасы 08 — сумка для противогаза 09 — складная лопата

НКВД лейтенант, 1940-41 01 — Модель 1935 НКВД фуражка 02 — Модель 1925 гимнастерка НКВД 03 — суконные темно-синие шаровары с малиновыми кантами 04 — ботинки 05 — поясной ремень 06 — кобура для Наган 1895 револьвер 07 — модель 1932 планшет офицерский 08 — НКВД Значок, установленный в 1940 09 — знак Красной Звезды 10 — военный билет 11 — патроны для нагана

Советская пехота, 1941 01 — Модель 1940 стальная каска 02 — «телогрейка» 03 — полевые брюки 04 — сапоги 05 — 7,62 мм Мосина 91/30 винтовка 06 — винтовочная масленка 07 — Модель 1930 патронташ 09 — военный билет 10 — планшет

Советская пехота офицер, 1943 01 — модель 1943 «гимнастерка» фуфайка, офицерская версия 02 — модель 1935 бриджи 03 — модель 1935 Фуражка 04 — модель 1940 каска 05 — модель 1935 офицерский пояс и лямки 06 — кобура для Нагана 1895 07 — планшет 08 — сапоги офицерские

Красный офицер разведки 1943 01 — Модель 1935 Фуражка 02 — камуфляжная одежда, осень 03 — 7,62 мм ППС-43 04 — брезентовая сумка для боеприпасов 05 — офицерский пояс 1935 06 — кожаный чехол с 7,62mm Пистолетом TT 07 — Модель 1940 нож 08 — компас адрианова 10 — сапоги офицерские

Найдены возможные дубликаты

С Францией все довльно просто

Хоть и прошло уже 18 дней, позволю сделать себе пару замечаний.

1. На ефрейторе (хотя, лычка для ефрейтора мне кажется широковатой, более похожей на ст.сержанта. но это же не фото, а рисунок, так что неважно) офицерская гимнастёрка обр.1943 г., так как на гимнастёрках рядовых и мл.комсостава карманы отсутствовали. Только осенью 1944 г. разрешили использовать б/у офицерскую форму.

Шлемы СШ-40 (и внешне почти неотличимые СШ-39) стали широко использоваться ещё до войны. Уже в 1941 г. СШ-36 был уже достаточно редким в войсках.

2. Знаки различия обр.1941 г. это просто полевые знаки различия обр.1940 г., введённые в 1941 г.

3. Форма немецкого ефрейтора (унтер-офицер) — унтер-офицер никак не ефрейтор, скорее сержант. Ефрейтор у немцев так и есть ефрейтор (gefreiter).

Полевая куртка (фельблузе) не М-35, а М-36.

6. Униформа РОА. Она вообще разной была, и шеврон РОА на разных рукавах носился. Не журнал «Новая жизнь», а газета «Новое слово»

7. Форма пехотинца армии США. Нашивки А и В — 1-я и 2-я бронетанковые дивизии

C D E F соответственно 3-я, 9-я, 34-я и 1-я пехотные дивизии.

11. Это форма лейтенанта спецназа Х-й флотилии торпедных катеров Республики Сало

12. Не Ваффен СС зарплатная карта, а расчётная книжка Ваффен СС, и не леггинсы, а гамаши:)

13. Крест Kninght Железного Креста — Это Рыцарский крест Железного креста

18. Форма лейтенанта НКВД изображена неправильно (реконструкция, видимо). Судя по нарукавным звёздам это политработник РККА (старший политрук), однако форма и петлицы соответствуют лейтенанту ГУГБ НКВД, но тогда звёзды лишние и не хватает нарукавных шевронов НКВД

Это не считая ужасного перевода:)))

В 1944 г. наряду с барабанным магазином для ППШ-41 начал выпускаться рожковый 35-зарядный магазин, подходящий также и для ППС-43

Как владелец ППС-43 СХП могу с увереностью заявить что от ППШ магазин не подходит абсолютно

Забыли и переврали чутка.

У вермахта флягу обозвали котелком, самого котелка нет, чехол на лопату был совсем другой, подсумков было 2, граната не входила в уставную экипировку, пилотки (после 44 года кепи) нет, подворотничка нет (либо он, либо рубашка), М-38 так то газбак, а не противогаз, Y — портупеи ( на чем вся амуниция и держалась) тоже нет, сухарная сумка есть, но не помечена (под флягой).

Нормальный чехол ниже.

Но за пост спасибо)

ну, и самая любимая придирка реконструкторов про то, что на первой фотографии котелок с неправильными «ушами»

я с детства думал что это термос или нечто другое, но никак не противогаз =)))

Такое ощущение, что это корявый перевод.

При том очень корявый.

Так вот вы какие — легинсы!

» Из-за нехватки алюминия, в войсках встречались стеклянные фляжки с пробковой пробкой (8). Стекло фляжки могло быть зеленого или коричневого цвета, а также прозрачное».

Стеклянные фляги появились ещё в 1932 году, закрывались они «корковой» пробкой.

Выпускались из различного по цвету стекла ( цвет зависел от состава применяемого сырья ), от «царских» стеклянных фляг отличались более угловатой формой. Имели ёмкость 0,75 л. и 1 л. Отличались от алюминиевых фляг бОльшим собственным весом — например, стеклянная фляга ёмкостью 0,75 л. весила 450 граммов ( алюминиевая, ёмкостью 0,75 л. — 183 грамма):

А кто-нибудь сравнивал по себестоимости форму?

Где женская военная форма?

Самое интересное, это наличие презервативов у моряков Kriegsmarine (под номером 8)
^^

История красивого морского звания «МИЧМАН»

Звание «Мичман» произошло от английского Midshipman – кандидата на первый офицерский Чин, и берет начало с Королевского военно-морского флота Великобритании XVII-XVIII веков.

Несмотря на трудности и опасности, служба в Королевском военно-морском флоте считалась достаточно престижной. Причин у этого было несколько. Среди них – неплохое, даже у матросов, жалование, социальное обеспечение, недоступная большинству тогдашних обывателей возможность побывать в дальних странах. Кроме того, Royal Navy для усердного и способного моряка мог сыграть роль социального лифта, позволяя в определенных границах перемещаться по карьерной лестнице. Начиная с 1677 года, правила королевского флота для повышения до лейтенанта требовали службы в качестве мичмана, а повышение до мичмана требовало нахождения некоторого времени в море. К наполеоновской эпохе эти правила требовали, по меньшей мере, трех лет службы в качестве мичмана или помощника капитана, и шести лет постоянной службы на корабле, морского ценза.

Карьера военного моряка в английском флоте, начиналась очень рано. Чаще всего на службу попадали еще мальчиками, в 10–12 лет. Иерархия британского флота делила моряков на «джентльменов» (выходцев из знатных семей) и «не джентльменов» (выходцев из рабочих семей или разночинцев), и права и обязанности у них были совершенно разные. Мальчишки — «не джентльмены», пришедшие на корабли, изначально получали должности юнг, или мальчиков (boy). Юнга на борту был самым низшим звеном. Он был слугой, помогал коку в столовой, занимался мытьем посуды, штопаньем мундиров и т.д. В бою юнги исполняли роль «пороховых обезьян» (powder monkey), то есть рассыпали по мешочкам порох для орудий под надзором вышестоящих моряков и подносили картузы с порохом к орудиям. Юнги — «джентльмены» (young gentlemen) были учениками, проходящими производственную практику на корабле, чтобы, набравшись опыта, стать мичманами (midshipmen). Они, естественно, не использовались как слуги, в плавании чаще всего находились на верхней палубе вместе с мичманами, учились работе с астролябией и хронометром. Юный джентльмен, пройдя необходимый курс корабельной практики, через некоторое время становился мичманом. Мичман еще не был офицерским чином, и занимал промежуточное положение между званиями офицеров и warrant officer, по статусу ниже младшего офицера и выше warrant officer.

На картинке — Капитан Королевского военного флота учит юношу-Мичмана флотским премудростям

Примерно 50% будущих офицеров, мичманов, были отпрысками знатных и заслуженных морских династий. Естественно, такое положение, и семейные связи, служили хорошим подспорьем для будущего офицера в его продвижении по службе. 27% мичманов были выходцами из дворянских фамилий. Остальные имели происхождение более низкое, о шансов дорасти до лейтенантского чина, у них были не очень велики. Кандидаты в мичманы, или мичманы из знатных семейств широко использовали свои связи, и искусственно повышали свой морской ценз. Эта незаконная практика, позволяла им быстро дорасти до мичмана, а то и обеспечивало производство в лейтенанты, раньше положенного срока.

Читайте также:  Как правильно подобрать размер одежды для новорожденного

Форма одежды мичманов, с 1748 года, была почти аналогичной офицерской, со знаками различия мичманов. Мундир подчеркивал, что мичманы, являются джентльменами, и будущими полноценными командирами Королевского флота.

Мичманы, равноценно с другими членами экипажа корабля, исполняли корабельные работы, но вместе с тем, их основной обязанностью была учеба, изучать навигацию и морское дело. Они должны были уметь ставить паруса, обязаны были нести вахту, руководить личным составом корабля, командовать батарейными расчетами, и небольшими судами, шлюпками. Некоторые успешные мичмана становились штурманскими помощниками. Все усиленно учились и готовились к экзамену на офицерский чин, и с разрешения капитана исполняли, обязанности вахтенного офицера. Старший помощник капитана, проводил уроки с мичманами по математике, навигации и управлением кораблем. На более больших судах, с мичманами занимался специальный учитель, с правами мичмана, но сам при этом, был гражданским человеком.

Прежде чем стать офицером Королевского флота, мичман должен был сдать специальный экзамен. Будущему лейтенанту Королевского флота, должно быть при этом не менее 19 лет. Что быть допущенным к экзамену, кандидат в офицеры предоставлял комиссии доказательства своей службы, которые включали бы аттестации его командиров (естественно положительные). Однако большинство мичманов стремилось сдать экзамен на лейтенанта в 17 или 18 лет (а типичный возраст мичмана в то время был между 15 и 22 годами). Экзамен принимал совет из трех капитанов флота.

Вопросы на экзамене не были формальными (или стандартными), и характер задаваемых вопросов, зависел от личности принимающих экзамен капитанов. От будущего лейтенанта ожидалось что он может отлично управлять кораблем, знать навигацию, наблюдать за заездами, дабы определить курс и местоположения корабля, и вообще, квалифицирован, как офицер, и как моряк.

Неудача на экзамене, означала, еще 6 месяцев морской службы, прежде чем можно было повторить попытку сдать зачеты на офицерский чин, но случались, были и пожилые мичмана, так и не выдержавшие его до самого увольнения. Успешно прошедшие испытание, находившиеся в ожидании повышения, часто назначались помощниками капитана, и несли вахту в качестве заместителей лейтенантов. Мичман, ставший помощником капитана, при этом получал прибавку к жалованью.

Военно-морских училищ у англичан не существовало до 1733 года. Именно тогда в Портсмуте была основана Королевская военно-морская академия (Royal Naval Academy). Однако в Англии существовала традиция превосходства практического опыта над теоретическими знаниями. До 1806 года Королевская военно-морская академия особой популярностью не пользовалась – большинство джентри и джентльменов предпочитали отдавать своих сыновей сразу на корабли.

Мичманы, были основным резервом пополнения офицерского корпуса. С ранних стадий службы им давалась номинальная власть над старшими и гораздо более опытными моряками, «для приобретения командных навыков».

Начиная с 19 века, будущие офицеры флота все больше стали учится в военно-морских учебных заведениях. Кандидаты в офицеры теперь проходили учебу в стенах альма-матер на протяжении 4 лет, и два стажировались на кораблях в морях, после чего производились в офицерский чин. Далее, практические плавания сократили до 1 года.

Звания или чины, эквивалентные званию «Мичман» существовали и существуют во многих флотах мира. В основном, мичманами являются курсанты или кадеты военно-морских училищ.

На фото — Кадет-Мичман Военно-морской академии США

В России, а точнее в Российской империи, первые мичмана появились в 1716 году, изначально как унтер-офицеры (по современному – сержанты), но уже в 1732 году, чин «Мичман», стал первым обер-офицерским чином Российского Императорского флота, таковым он и оставался до 1917 года. Исключая короткий период с 1751 по 1758 года, когда служебное положение мичмана опять понижали до унтер-офицера.

Как правило, мичманами в русском флоте становились Гардемарины, выпускники Гардемаринской роты. Подготовка офицера русского флота в начале и в середине 18 века, стартовала со Школы математических и навигацких наук (Навигацкой школы), а в последующем, Академии Морской Гвардии (Морской академии), и Гардемаринской роты, откуда и выходили на флот, молодые офицеры-мичманы.

На картинке — Гардемарин 1724 г.; Гардемарин 1731 г.; Гардемарин 1742 г.; Гардемарин 1745 г.; Гардемарин 1748 г.; Гардемарин-Сержант 1754 г.

В дальнейшем, с момента образования, на базе Морской Академии, в 1752 году, Морского кадетского шляхетного корпуса, будущие офицеры флота, обучались именно в его стенах. Сама Морская Академия и Гардемаринская рота, были упразднены. В 1762 году, Морской кадетский шляхетный корпус был переименован в Морской кадетский корпус. Младшие учащиеся Корпуса именовались Кадетами, а «старшекурсники» — Гардемаринами.

На рисунке — Экипажный барабанщик Морского кадетского корпуса (1826-1853 гг.); Старший унтер-офицер Морского кадетского корпуса (1826-1853 гг.)

С 1906 года, успешно закончившее обучение в Корпусе Гардемарины, становились не Мичманами, а Корабельными гардемаринами. Что бы стать полноценными офицерами, им предстояло пройти годичную практику на действующем флоте, и только после положительной аттестации от своих командиров, молодой человек производился в мичманы.

На картинке — Форма одежды Корабельных гардемарин МКК и МИУ

На фото — Корабельный гардемарин

Неспособные к службе на кораблях, становились поручиками по Адмиралтейству. С 1913 года, в чин «Мичман», а точнее «Инженер-Механик Мичман» начали производить и выпускников Морского Инженерного училища (МИУ), ведущего подготовку инженеров флота (до этого птенцы этого училища носили армейские чины).

На фото — Мичман Российского Императорского флота в парадном мундире

На картинке — Форма одежды мичманов Российского императорского флота с 1764 по 1918 гг.

Знаками различия мичманов служили погоны золотистого цвета, с одним черным просветам и кантами, и эполеты с одной звездой серебристого цвета, с 1909 года мичманы на погонах стали носить две звезды.

На картинке — 1. Мичман 1855-1904 гг. 2. Мичман запаса 1904-1909 гг. 3. Мичман 1909-1917 гг. 4. Инженер-Механик Мичман 1913-1917 гг.

С началом Первой Мировой войны, или Великой войны 1914 года, с ростом потребности офицеров на действующий флот, подготовку Мичманов упростилась. Помимо МКК и МИУ, офицеров на флот готовили Отдельные Гардемаринские классы, Школа мичманов военного времени или Курсы Гардемарин флота. В 1917 году, на флоте были отменены погоны, и введены нарукавные нашивки по образцу английского флота. Мичману, таким образом, были присвоены нарукавные нашивки, состоящие из одного широкого золотистого галуна в 3/4 с завитком и одного узкого золотистого галуна без завитка.

На фото — Мичман Епинатьев в 1917 г.

В ходе революционных событий в России, чины и звания на флоте, были упразднены. Упразднён был и чин мичмана. Об этом звании, вспомнили в СССР только перед Великой отечественной войной, в 1940 году, а точнее его ввели постановлением СНК СССР от 30 ноября 1940 года как высшее звание для старшин ВМФ и морских частей пограничных и внутренних войск. Как видим, мичман опять стал старшинским званием, как некогда, Петр Великий, предназначал мичманов, как унтер-офицеров. На советских мичманов возлагались обязанности, которые до революции в Российском императорском флоте, исполняли Кондукторы флота.

На фото — Кондуктор флота Российского императорского флота в парадном мундире

К кондукторам флота причислялись: старшие боцманы, старшие береговые боцманы, артиллерийские, минные, рулевые, сигнальные, сигнально-дальномерные, авиационные, машинные, минно-машинные, трюмные, кочегарные, телеграфные, гальванерные и санитарные кондукторы, кондукторы-электрики, шкиперы, старшие баталеры, старшие минно-артиллерийские содержатели и старшие машинные содержатели. Кондукторы являлись ближайшими помощниками офицеров-специалистов, как и советские мичманы. Старшие боцманы считались «правой рукой» старшего офицера корабля и были главными среди остальных кондукторов корабля. В их обязанности входило наблюдение за порядком и наружной чистотой корабля, в их подчинении находилась вся корабельная команда. На кораблях у кондукторов имелась своя кают-компания. В Кондукторы флота производили способных заслуженных унтер-офицеров при положительной аттестации и сдачи специального экзамена.

На картинке — Форма одежды Кондукторов Российского Императорского флота

В молодом, Рабоче-Крестьянском Красном Флоте, обязанности бывших царских Кондукторов флота, были возложены на Главных старшин, а потом на Главных боцманов. Главные боцманы были высшей категорией среди цепочки старшинских должностей в РККФ, а потом Морских Сил РККА. Знаки различия Главных боцманов, были потом присвоены Мичманам.

Мичманов образца 1940 года, обмундировали в форму одежды среднего командного состава флота, им был присвоен, как личное оружие и флотский кортик, введенный приказом Наркома ВМФ СССР от 20 сентября 1940 года № 574 «О введении на вооружение кортиков и палашей для военнослужащих Военно-Морского флота». Знаками различия мичманов служили четыре нарукавные полоски узкого золотистого галуна под суконной звездой красного цвета с золотой окантовкой. Нарукавная звезда мичманов Морской пограничной охраны накладывалась дополнительно на звезду из зеленого сукна, чтобы ее окантовка выходила на два миллиметра. На левом рукаве шинелей, бушлатов, кителей и тужурок мичманов, нашивался знак различия по специальностям (штат), знак представляет собой круг из материала цвета обмундирования, вышитый по краю шелком золотого цвета, в середине круга вшивались красной нитью изображения флотской специальности. Ниже «штата» располагались шевроны за безупречную службу представляющие собой галуны золотого цвета изогнутые под углом. Число шевронов устанавливается: за 15 лет сверхсрочной службы и выше — три; за 10 лет сверхсрочной службы и выше — два; за 5 лет сверхсрочной службы и выше — один. В такой форме мичманы проходили до 1943 года.

На картинке — Главный старшина состоящий на сверхсрочной службе 1922-1924 гг.; Главный боцман состоящий на сверхсрочной службе 1924-1934 гг.;Мичман состоящий на сверхсрочной службе 10 и более лет 1940-1943 гг.; Старшина ВВС флота 1940-1943 гг.;Старшина береговой обороны состоящий на сверхсрочной службе 15 и более лет 1940-1943 гг.; Мичман 1940-1943 гг.

На рисунке — Занки различия — 1. Мичман сверхсрочной службы (св. сл.) — 15 лет службы и более; 2. Мичман св.сл. МЧПВ НКВД — 10 и более лет службы; 3. Старшина св. сл. береговой обороны — 10 и более лет службы; 4. Заместитель политрука (звание в ВМФ упразднено 19.08.1940 г.); 4. Старшина ВВС ВМФ.

На фото — Мичман Князев А.Я 10-й год сверхсрочной службы

Источник