Меню

Война с наполеоном одежда



Война с наполеоном одежда

Вся жизнь Наполеона была связана с войной. 60 сражений, больших и малых, которые он дал в Германии, Италии, Испании, Египте, России, не давали ему возможности носить гражданское платье. Его костюм был преимущественно военный. Даже церемониальные облачения, полагавшиеся носить при отправлении государственных полномочий, художниками строились по образцам военной униформы, включая элементы отделки, связанные с батальной символикой.

Мундир стал сопутствовать великому корсиканцу с юности, когда началась учеба в Бриенской военной школе. Получив образование артиллериста, Наполеон сменил мундир кадета на униформу лейтенанта-артиллериста королевской армии Франции. Это была неброская, скромная униформа темно-синего цвета (индиго), с золотыми пуговицами и красными выпушками по краям лацканов, по отворотам фалд. К мундиру полагалось ношение узких штанов такого же темно-синего цвета, в тон мундиру.

Мадемуазель Каролина дю Коломбье и молодой лейтенант артиллерии Буонапарте

при свидании в Валансе.

Неизвестный французский художник

Наполеон руководит огнем орудий на бастионах во время осады Тулона.

На нем форма капитана пешей артиллерии.

Сапоги с отворотами мягкой кожи «а ля Суворов» были популярны в армии республиканской Франции.

К 1793 году, когда англичане и роялисты захватили главную базу французского флота на юге — крепость Тулон, Наполеон сменил только прежние лейтенантские эполеты на капитанские. Он был настолько беден, что сам штопал свой изношенный офицерский мундир. Современники вспоминали, что локти поношенного мундира капитана-артиллериста так явно лоснились от ветхости, что в обществе Бонапарт старался прикрывать их, старательно прижимая руки к бокам.
Победа под Тулоном, когда капитан оказался прозорливее и талантливее некоторых генералов республиканской армии, даровала Наполеону милость Робеспьера и якобинцев. А также вдобавок и чин бригадного генерала. Бонапарт получил право носить свой первый генеральский мундир — темно-синий фрачный сюртук, с красной отделкой, с вышивкой по борту и фалдам в виде золотых дубовых листьев. Бригадный генерал носил шарф установленного образца, а поверх него шарф, символизировавший преданность военачальника идеалам революции. Этот шарф был трехцветным, повторяя расцветку флага Французской республики.

Костюмы Наполеона — Первого консула. Красный бархат, золото.

В генеральском мундире республиканского образца Наполеон совершил свой первый поход в Италию, экспедицию в Египет, второй Итальянский поход. В мундире дивизионного генерала Наполеон совершает и свой исторический переворот 18 брюмера, расправляется с депутатами Национального собрания, устанавливая военную диктатуру.
Для первого консула Французской республики была разработана специальная парадная форма. сшитая из красного бархата и отделанная золотом. Красный цвет выбрали неслучайно. Пурпур еще с римских времен почитался как цвет императорской власти. Традиции и символика Древнего Рима французские республиканцы использовали для массовой пропаганды, полагая, что связь с классической эпохой древности придаст больше авторитетности и величия институтам власти в новой Франции.

Малый коронационный костюм Императора Франции. 1804 год. Эскиз Изабе.

Перчатки и чулки коронационного костюма Наполеона.

После захвата власти, став Первым консулом с неограниченными полномочиями, властитель Франции позволяет себе неслыханную роскошь — громадные суммы были ассигнованы для приобретения одеяний к торжествам коронации 1804 года. Создавались малый и большой парадный костюмы императора по эскизам французского художника Изабе. Только вышивка плаща, сшитого из белоснежного бархата, стоила 10 тысяч золотых франков. Для шляпы, увенчанной белыми страусиными перьями, был приобретен алмаз, оправленный в золото. Накидка и костюм императора расшивали орнаментами, в которых чередовались символы власти монарха — пчелы. то был намек на будущий справедливый характер имперского порядка, прославление труда и заботы об общественном благе.

Костюм Наполеона для коронационных торжеств во время коронования Наполеона на престол Италии.

Зеленый бархат, золото. 1805 год.

В 1805 году Наполеон пожелал теснее связать свою монархию с Италией. Он короновался в Милане как король, главный правитель Итальянского королевства ломбардским венцом самого Карла Великого. Для итальянской коронации также была сшита специальная униформа зеленого бархата с золотом, украшенная кокардой цвета итальянского флага.

Наполеон в 1806 году. Кампания в Германии. Рисунок Бикуа.

После 1804 года Францию ожидали неспокойные времена. Началась Дунайская кампания, французская армия победила при Аустерлице. С 1805 по 1815 годы Наполеон проводит свои дни в военной униформе, отдавая предпочтение двум мундирам свой императорской Гвардии. Самым любимым был темно-зеленый мундир гвардейских конных егерей. Он позволял себе отступить от строгого военного регламента, взяв за основу форму конных егерей для выходов в город (введена с 1800 года). Это был зеленый мундир с эполетами и без традиционно положенного аксельбанта. В конце 1807 года переменена форма лацканов. На отворотах нашивались золотые охотничьи рожки. Алый жилет Наполеон заменил белым, без гусарский шнуровки. Кюлоты император к этому мундиру предпочитал белого цвета, носил также сапоги и штибель-манжеты.

Читайте также:  Асос размеры верхней одежды

Конно-егерский зеленый мундир Наполеона. Из музея Фонтенбло.

Мундир полковника гвардейских гренадер (синий) Наполеона. Музей Фонтенбло.

Мундиры Наполеона: Гвардейский гренадерский, охотничий камзол, редингот, конно-егерский.

Сапоги Наполеона для верховой езды.

Второй любимый мундир Наполеона времен Империи — темно-синий Первого полка Гвардейских гренадер. Воротник его был под цвет сукна мундира, отвороты красные, белый лацкан, эполеты и пуговицы золотые. На отворотах фалд нашивали золотые гренадки на красном подбое.
Кроме военной одежды, в гардеробе императора с 1804 года присутствуют костюмы для увеселений. Например, для охоты надевался зеленый, в цвет травы и листвы комплект из камзола и кюлотов с низкими сапогами. Камзол расшивался галунами желтого галуна.

Охотничий костюм императора Франции. 1806 год.

Костюм Наполеона для бракосочетания в 1810 году с Марией Луизой, эрцгерцогиней Австрии.

Золотое шитье, красный бархат, кружева.

В кампанию против России 1812 года Наполеон носит зимнюю шубу, обтянутую бархатом, на меху с бранденбурами, бобровую шапку. Граф Коленкур упоминает об этом наряде, когда пишет о поездке в санях с императором из Сморгони. В таком полушубке и меховой шапке Наполеон прибыл в Варшаву, где обронил историческую фразу «от великого до смешного один шаг!»

Парадная каска и кираса Наполеона — командира корпуса кирасир Франции.

На каске в центре звезды крупный бриллиант. Кираса исполнена из бронзы, золочение.

После провала кампании 1813 года и после битвы при Ватерлоо император оказывается в мрачных скалах острова святой Елены. Здесь в его гардеробе появляются наконец элементы гражданского костюма. Он взял с собой и егерский, и гренадерский мундир, но нередко в поездки по острову Наполеон отправлялся в старом сером рединготе, надетом прямо на белый жилет или даже простую полотняную рубашку.

Вместо треуголки он нередко носит широкополую шляпу, защищавшую его от африканского солнца. О своей одежде последних лет жизни на острове св. Елены Наполеон оставил нам известия в завещании. Он скрупулезно перечисляет состав гардероба, вплоть до мелочей нижней одежды:

  • «4 куртки и 4 трико из белого кашемира,
  • 2 халата, 2 пары ночных панталон,
  • 1 пара подтяжек, 6 фланелевых жилетов,
  • 4 кальсон, 6 пар гетр, 6 галстуков,
  • 4 черных воротничка,
  • 1 охотничий костюм,
  • 2 гренадерских костюма,
  • 1 костюм национальной гвардии,
  • 2 шляпы, 1 серо-зеленый халат,
  • 1 синяя шинель (та, что я носил в Маренго),
  • 1 соболья шуба, 2 пары башмаков, 1 пара комнатных туфель, 6 портупей».

Синей шинелью времен битвы при Маренго труп Наполеона был прикрыт старым слугой после грозовой ночи в Лонгвуде.
Серый редингот (сюртук), тот самый, о котором писали Лермонтов и Гейне, служил императору во все сражения. Он многократно был воспроизведен на батальных полотнах при жизни императора и после его смерти. Это был вариант офицерской шинели французской армии, с обтяжными пуговицами, с высоким отложным воротником и длинными полами, за колено. Под сюртук-редингот свободно надевался мундир.
В время боевых рекогносцировок Наполеон иногда переодевался в форму своих войск. Так, известно из мемуаров, что мундир первого полка гвардейских польских улан и шинель кирасир он надевал, выезжая на разведку к аванпостам неприятеля в 1812 году. При переходе через Неман летом 1812 года Наполеон переодевался в кавалерийский плащ легкой кавалерии, который брал у солдат своего эскорта.

Наполеон в гражданском платье на острове Св. Елены.

Сюртук Наполеона и его шляпы. Остров св. Елены. 1816-1821 гг.

Несколько слов о знаменитой треуголке. Так иногда ошибочно называют шляпу Наполеона. В действительности, Наполеон никогда не носил треуголки. Уже с самого начала его службы в королевской армии он пользовался бикорном, то есть шляпой не с тремя, а с двумя углами. Наполеоновская шляпа своей формой обязана императору. Он сам заказывал их своему шляпнику Пупару с 1802 года, оплачивая по 48 франков за экземпляр. В 1807 году в гардеробе Бонапарта числилось 12 таких головных уборов, выполненных из черного фетра со шнуром и с кокардой национальных цветов. С головными уборами император не церемонился. Любимый жест в порыве гнева — сорвать с головы бикорн и бросить его под ноги свиты. Так Наполеон поступал при встрече с послами держав, на которых хотел произвести впечатление. Он швырял свои двууголки под ноги посла России, австрийского графа Меттерниха. В полевых условиях император на бивуаке позволял себе носить фуражную шапку в виде колпака с кисточкой.
Русской зимой по настоянию придворного медика Ларрея шляпа Наполеона была утеплена шерстью внутри, натянутой на шнур. Всего, как просчитали специалисты, в гардеробе Бонапарта было 170 шляп, сохранилось в мире 12-ть — все распределены по музеям Европы и Америки.

Читайте также:  Договор с моделью для показа одежды

Источники:
Век Наполеона. Костюм от Революции до Империи. Изд. метрополитен Музея. Нью-Йорк. 1989 г. (англ. яз).
Чарльз Херисей. Справочник по униформе Наполеона. 2004г. (франц. яз.)
Бикуа. Униформы Первой империи. Том 9-й. (франц. яз).

Источник

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Метки

Рубрики

  • . (11)
  • FlyLedy (4)
  • цветы из лент (3)
  • аудио книги (10)
  • видео рецепты (0)
  • Видео уроки на Лиру (3)
  • волшебные ритуалы (2)
  • все для полных (31)
  • каталог одежды (8)
  • мода для полных (13)
  • все красивое для дома (36)
  • гостинная (1)
  • кухня (4)
  • мастер классы (14)
  • полезные советы (16)
  • спальня (3)
  • все о собаках и все для собак (3)
  • мои чаушки (1)
  • переводчик собак (1)
  • вышивка (20)
  • МК (4)
  • мои работы (6)
  • схемы вышивки (7)
  • вязание (6)
  • диванные подушки (5)
  • детские (3)
  • живопись и графика (1)
  • животные (1)
  • Занавески (0)
  • заповеди настоящей женщины (4)
  • здоровье (12)
  • диета (2)
  • интернет (8)
  • история одежды (7)
  • женская (6)
  • книги, аудио книги (2)
  • кожа (2)
  • красота и здоровье (12)
  • маски (5)
  • кулинария (38)
  • видео рецепты (2)
  • выпечка (10)
  • горячая закуска (2)
  • десерт (1)
  • закуска холодная (3)
  • мясные блюда (7)
  • овощи (5)
  • птица (1)
  • рыбные блюда (4)
  • салаты (2)
  • супы (1)
  • личное (6)
  • мех (23)
  • все интересное о мехе (4)
  • изделия из меха (8)
  • мастер классы (10)
  • мода (141)
  • вдохновение и его источники (5)
  • мода 50 х (6)
  • мода для детей (2)
  • мода для женщин (22)
  • модные советы (62)
  • модный приговор (3)
  • мужская мода (7)
  • цветовая гамма в одежде (8)
  • музыка (17)
  • музыка релаксация (5)
  • народная мудрость (3)
  • образ мысли (49)
  • женственность (8)
  • мечты сбываются (4)
  • мнение (4)
  • мудрость (13)
  • формула успеха (15)
  • орхидея (4)
  • оформление дневничка (59)
  • благодарики для друзей (13)
  • открытки (5)
  • разделители для постов (1)
  • рамки (22)
  • поэзия (19)
  • приметы (2)
  • психология (11)
  • путешествия (1)
  • рукоделие (6)
  • фильмы, видео (22)
  • Франция (19)
  • быт (1)
  • замки (2)
  • история (5)
  • кухня (4)
  • мода и стиль (4)
  • музыка Франции (1)
  • праздники (1)
  • фильмы и актеры (1)
  • шитье (405)
  • блузки, топы, туники (20)
  • трикотаж (4)
  • брюки (14)
  • вторая жизнь вещам (8)
  • выкройки для мужчин (10)
  • декор для дома (32)
  • для детей (35)
  • журналы о моде и шитью (9)
  • исправления дефектов кроя (6)
  • карманы (3)
  • косметички (5)
  • МК (90)
  • моделирование (53)
  • мои похвастушки (17)
  • нижнее белье (15)
  • платья (15)
  • полезные советы в шитье (88)
  • рукава (5)
  • Сергей Караулов (41)
  • сумки (4)
  • юбки (13)
  • это интересно (48)
  • путешествия (4)

Ссылки

Я — фотограф

Сан-Жан-Капфера 2013

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Отечественная война 1812 года. Французская и русская мода

Воскресенье, 10 Февраля 2013 г. 18:51 + в цитатник

Уже в середине XVIII века французское влияние на туалеты русских модниц было бесспорным и абсолютным. И, если накануне войны 1812 года в России уважающие себя мужчины одевались исключительно «как лондонские денди», то женщины неотрывно следили за последними парижскими новинками.

Читайте также:  Как очистить одежду от краски для обуви

При Наполеоне в моду входит строгий и величественный стиль «ампир», который одинаково сказался на оформлении интерьеров и на женских нарядах: в салонах появляются барельефы из лавровых венков и римских копий, а в женский гардероб проникает античный силуэт. В те времена женщин иначе как «прекрасными богинями» не называли, и это неспроста. Платье-туника из тонкой полупрозрачной ткани (чаще всего, из батиста, муслина или кисеи), высокая талия под самой грудью, декольте и волосы, собранные в пучок… Так выглядела модница эпохи Империи, ну чем не богиня? Некоторые стремились усилить это сходство, смачивая платье водой, чтобы оно облепляло тело и образовывало складки наподобие тех, что можно видеть у древних статуй Афродиты. Завершали туалет «богини» атласные или лайковые туфельки, которые подвязывались лентами на манер античных сандалий, и украшения с камеями, введенные в моду императрицей Жозефиной. Напрасно местные врачи говорили, что греческий климат не чета французскому… Легкие ткани, отсутствие нижнего белья и холодные зимы вызывали чахотку и «женские недомогания», а те, в свою очередь, – скоропостижную кончину многих парижских красавиц.

Франсуа Жерар «Портрет Жюльетты Жан-Лоран Моннье «Портрет императрицы
Рекамье» (1805) Елизаветы Алексеевны» (до 1808 года)

Было ли то стремлением подражать римлянкам, дополнявшим наряд небольшим покрывалом, или же желанием хоть как-то защититься от холода, но в моду вошли шали. Говорят, что первые шали привез из Египта сам Наполеон: это были прямоугольные, реже квадратные, шали ярких цветов из шерсти коз, которые водились в индийской провинции Кашмир. Поначалу кашмирские шали покупали у англичан, привозивших их из Индии, а когда отношения с Англией ухудшились, Наполеон наладил производство шалей в Лионе.

И.П. Аргунов «Портрет актрисы Жан-Огюст-Доминик Энгр
П.И. Ковалёвой-Жемчуговой» (1801-1802) «Портрет мадам Ривьер» (1805)

А что же русские модницы? Не желая отставать от француженок, они переняли моду на античный силуэт, камеи и шали. Недаром современники отмечали, что «одежды и уборы дворянства суть иностранные и мало приличные нашему климату». Особенно по нраву русским модницам пришлись шали: они в них кутались, прикрывали ими грудь, обматывали вокруг головы. Накануне войны 1812 года ни одна «богиня» не могла показаться на люди без шали! В моду даже вошел особый танец «па-де-шаль», изящным исполнением которого отличались графиня Зубова и княгиня Голицына. Кстати, уже в 1806 году русские ткачи начали выпускать отечественные шали: огромные полотнища до 6 метров длиной, но они все же ценились меньше, чем кашмирские или французские. Правда, иногда петербургские и московские красавицы позволяли себе некоторые вольности по отношению к французской моде: они ввели в моду так называемую «тунику а-ля рюс», или «русскую тунику» – в отличие от французской, она отделывалась меховой опушкой. Да и в суровые морозы модным во Франции «спенсеру» (короткое и узкое пальто с длинными рукавами) и рединготу (полупальто со стоячим воротником, стянутое под грудью) они все же предпочитали русские шубки, которые тогда носились мехом вовнутрь.

Георг Эмануэль Опиц «Русские казаки в Париже в 1814 году» (1814)

Война 1812 года вызвала рост национального самосознания, стремление вернуться к корням и моду на «русское платье». Под влиянием патриотических настроений многие женщины переоделись в сарафаны и кокошники, а мужчины – в кафтаны и армяки, но ненадолго. Война миновала, и французская мода вновь заявила о себе: платье-туника просуществовало до начала 1820-х годов, когда в моду вошел романтизм.

Парижская мода в 1814 году: новые шляпки и накидки с меховой опушкой
(из книги G. Charpentier, E. Fasquelle, «Un siècle de modes
féminines 1794-1894», Paris, 1896) © gallica.bnf.fr

Интересно, что и французская мода ощутила на себе влияние русских нарядов. Так, после пребывания в Париже русской армии среди французского бомонда стали популярны широкие штаны в казацком стиле и новые фасоны шляпок, так называемые шляпки «а-ля рюс» с высокой головкой и очень маленькими полями, а во французских модных журналах 1813-1814 годов можно даже увидеть головные уборы, напоминающие русские кокошники. Особенной популярной стала и отделка мехом, но и это влияние было быстротечным.

Источник

Adblock
detector