Меню

Возникновение одежды первые формы одежды



История возникновения одежды

Одежда является составной частью материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом и удовлетворяющие определенные потребности, с другой — это произведения декоративно-прикладного искусства, эстетически преобразующие облик человека.

Вместе с архитектурными сооружениями, предметами труда и быта одежда отражает развитие производительных сил исторического периода, климатические условия страны, национальные особенности жизни народа и его представления о красоте. Но «… Если архитекторы строят жилища, а художники прочих отраслей прикладного искусства участвуют в создании обстановки, окружающей человека в быту, то объектом художника- модельера является сам человек». Благодаря этой непосредственной связи костюма с человеком «… ничто с такими тонкими нюансами не отражает художественных вкусов эпохи, как костюм».

Понятия «одежда» и «костюм» во многом сходны, но имеют существенные отличия.

Одежда включает в себя различные виды изделий: белье, платье, чулочно-носочные изделия, обувь, головные уборы, украшения. Предметы одежды, связанные единством назначения и использования человеком, дополненные аксессуарами, прической, гримом, составляют костюм . Именно костюм является выразителем социальной и индивидуальной характеристики человека, его возраста, пола, характера, эстетического вкуса. Безраздельно сливаясь с физическим обликом человека, костюм формирует его в соответствии с общественным эстетическим и нравственным идеалом.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ОДЕЖДЫ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ

Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества. Человек в эпоху палеолита (40 — 25 тысяч лет тому назад) уже умел, пользуясь костяными иглами, сшивать, сплетать и связывать различные естественные материалы — листья, солому, тростник, шкуры животных, чтобы придать им желаемую форму. В качестве головных уборов также использовались природные материалы: выдолбленная тыква, скорлупа кокосового ореха или страусового яйца, панцирь черепахи.

Обувь возникла гораздо позже и была распространена в меньшей степени, чем другие элементы костюма. Одежда, как и всякий предмет декоративно-прикладного искусства, сочетает в себе красоту и целесообразность. Защищая тело человека от холода и жары, атмосферных осадков и ветра, одежда выполняет практическую функцию, украшая его — эстетическую функцию.

Трудно точно сказать, какая из функций одежды более древняя. Путешественники, изучавшие быт племен, находившихся на стадии первобытного общества, отмечали, что, несмотря на холод, дожди и снег, аборигены Огненной Земли ходили обнаженными, а восточно-африканские племена близ экватора во время праздников облачались в длинные шубы из козлиных шкур. Древние фрески, относящиеся к четвертому тысячелетию до н. э., показывают, что одежду носили лишь люди знатных сословий, все же остальные ходили обнаженными.

Предполагая, что одежда возникла вначале как средство украшения и “сословного отличия человека, историки, археологи, искусствоведы утверждают также и то, что с изменением климата и образа жизни людей значительно усилилась защитная, практическая функция одежды. Прямыми предшественниками одежды является татуировка, окраска тела и нанесение на него магических знаков, которыми люди стремились предохранить себя от злых духов и непонятных сил природы, устрашить врагов и расположить к себе друзей. Впоследствии узоры татуировки переносились на ткань. Например, разноцветный клетчатый узор татуировки древних кельтов остался национальным узором шотландской ткани. Большую роль в древности играли украшения, которые вместе с татуировкой, прической или головным убором нередко составляли весь костюм человека первобытного общества. Так изображают людей Дордонийские пещерные росписи во Франции и другие древние наскальные и пещерные изображения. Длинные ожерелья, подвески, браслеты из кости или камня с выцарапанными магическими знаками свидетельствовали о храбрости, охотничьей и воинской доблести их носителя. На форму древнейших украшений влияла форма частей человеческого тела. Форма шеи, ушей, носа, губ, запястья, щиколотки, пальцев рук и ног, талии обусловили круглую замкнутую линию ожерелий, подвесок, обручей, колец.

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ОДЕЖДЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Форма тела и образ жизни человека определили первые примитивные формы одежды. Звериные шкуры или растительные материалы переплетали, образуя прямоугольные куски, и набрасывали на плечи или бедра, завязывали или обматывали вокруг тела горизонтально, по диагонали или спирали. Так появился один из основных типов одежды человека первобытного общества: драпирующаяся одежда.

Со временем возникла более сложная форма одежды — накладная, которая могла быть глухой и распашной. Полотнища ткани стали перегибать вдоль основы или утка и сшивать по бокам, оставляя в верхней части сгиба прорезы для рук и вырезая в центре сгиба отверстие для головы. Накладную глухую одежду надевали через голову, распашная имела спереди разрез сверху донизу.

Драпирующаяся и накладная формы одежды, возникнув в доисторические времена, сохранились и в наши дни как основные формы крепления одежды на фигуре человека. Наплечная, поясная, набедренная одежда представлена сегодня разнообразием ассортимента, конструкций, покроев.

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ И МОДЫ НА РАЗВИТИЕ КОСТЮМА

Историческое развитие основных форм одежды проходило в непосредственной связи с природными и социально-экономическими условиями эпохи, эстетическими и моральными требованиями и общим художественным стилем в искусстве.

Читайте также:  Рыжие волосы с красным цветом одежда

Стиль в искусстве — это исторически сложившаяся, относительно устойчивая общность образной системы средств и приемов художественного выражения, обусловленная единством идейного содержания в искусстве. Основные черты стиля отражаются в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве, литературе, музыке.

В костюме общая стилевая направленность выражается в основных формах и пропорциях, способе ношения, применении определенных материалов и цветовых сочетаний, характере украшений.

Изменения, общего художественного стиля эпохи всегда связаны с большими идейными и общественными сдвигами. Происходят они в течение длительного исторического периода. Но в пределах каждого стиля существует более подвижное и кратковременное явление — мода, затрагивающая все области человеческой деятельности.

Мода —это кратковременное господство определенных форм, связанное с постоянной потребностью человека в разнообразии и новизне окружающей действительности. Особенно заметно и активно проявляется мода в костюме. Безраздельно сливаясь с внешним обликом человека, костюм подвержен наиболее частой сменяемости объемных, плоскостных и линейных форм.

Изучая развитие и изменение основных форм костюма, их конструктивное и декоративное решение, использование материалов и их цветовых сочетаний в костюме и способы его ношения, история костюма вместе с тем изучает природные и социально-экономические условия эпохи или страны, присущий ей эстетический идеал красоты человека, характерные черты культуры, искусства, общего художественного стиля. Конечно, невозможно установить прямую и непосредственную связь между природными или социально-экономическими условиями периода и формой или цветом костюма. Связь эта очень опосредована, многими тонкими, порой неуловимыми нитями переплетаются эти факторы, выливаясь в конечном счете в удивительное соответствие. В Египте, например, обожествление фараона в религии выражается в величественно монументальных, статично-неподвижных архитектурных формах, в сковывающих движение, подчеркивающих это величие формах костюма. В знойном климате и при малоподвижном образе жизни эти формы не лишены также и определенной целесообразности. В более совершенной, не похожей по своему общественно-политическому устройству Греции, не признающей монархической деспотии и божественной власти человека, — другие идеалы: не застывшие статуи, а полные жизненной энергии и движения, исполненные благородства и атлетической силы образы, в создании которых динамическая драпировка греческого костюма играет далеко не последнюю роль.

Более конкретны связи между развитием производства и костюмом, между эстетическим идеалом красоты и костюмом. В первом случае определяются волокнистый состав тканей, их цветовое решение, ширина, методы обработки и отделки, во втором достигается удивительная гармония между идеальным внешним обликом человека, его природными данными и искусственно создаваемыми формами костюма. Основными источниками изучения истории костюма являются произведения изобразительного и прикладного искусства, архитектуры, литературные произведения и исторические документы, описывающие быт и материальную культуру эпохи.

Источник

Когда появилась первая одежда – древняя история моды

В данной статье мы расскажем вам о том, каким образом могут быть связаны исследования ДНК и платяные вши со временем, когда люди начали носить одежду. А одежда у древних людей появилась далеко не сразу.

Как известно, первые люди жили на территории Африки, где климат достаточно теплый круглый год. И, как утверждают историки, в одежде долгое время не было необходимости.

Изначально люди начали делать прически. Волосы попадали в глаза, мешали во время охоты и при собирательстве ягод и корешков растений. Так что волосы начали убирать, например, в хвосты или же косички. Также еще до появления одежды люди начали носить украшения и татуировки.

Татуировки и украшения появились до одежды

Вот только смысловая нагрузка у украшений и татуировок была весьма далека от современной. Первобытные люди верили в духов природы и духов предков. Они верили в проклятья и магические ритуалы. И украшения, и татуировки, таким образом, выполняли функцию оберегов.

Считалось, что они защищают своих носителей от злых духов и проклятий. И вполне логично, что самыми нарядными (большее количество украшений, множество татуировок) были шаманы племен, то есть те люди, которые непосредственно соприкасались с потусторонним миром.

У татуировок была и еще одна функция. Они служили своеобразным «паспортом» первобытного человека. Татуировки могли рассказать о том, есть ли у данного человека сыновья (при рождении сыновей у некоторых племен могли наноситься татуировки), является ли он хорошим охотником (при удачной охоте наносились соответствующие отметки), да и совершеннолетний ли данный человек.

Украшения и татуировки у древних людей
исполняли функции оберегов

Был у древних людей обряд инициации – посвящения, только успешно пройдя который мальчик становился мужчиной. Этот обряд включал в себя ряд испытаний на выносливость и устойчивость к боли. Если юноша его не проходил, к нему относились как к ребенку и мужчиной он не считался. После завершения данного обряда на тело также могли наноситься соответствующие отметки в виде татуировок или же шрамов.

А вот одежда у древних людей появилась значительно позже.

Читайте также:  Bts одежда для парней

Одежда – это то, что защищает нас от воздействия внешней неблагоприятной среды. Такое определение понятия «одежда» можно прочитать практически в любой книге по истории костюма.

И если в Африке среда была относительно благоприятной то, когда древние люди переселились севернее, тогда, скорее всего, с ухудшением погодных условий одежда и появилась. Изначально это были теплые шкуры животных, затем начали носить и сшитую облегающую одежду.

Так, самые древние иголки для шитья, найденные археологами, датируются где-то 40 тысячами лет до нашей эры. Возможно, и одежда появляется также в данный период.

Есть и другая версия относительно появления одежды. Около 1,2 млн. лет назад предки человека современного облысели (потеряли волосяной покров тела) и, соответственно, именно в это время и могла появиться одежда.

Скорее всего, одежду люди начали носить
около 107 тысяч лет назад

Но более точным временем возникновения одежды можно все-таки считать период около 107 тысяч лет назад.

Ученый Марк Стоункинг, заинтересовавшись вопросом «когда же люди начали носить одежду», решил исследовать ДНК платяной вши.

Изначально на Земле жили только головные вши, которые паразитировали, в том числе, и на голове, среди длинных густых волос, древнего человека. Однако затем волосяные вши эволюционировали, и появился новый вид – платяная вошь Платяные вши живут только на одежде. Соответственно, решил ученый, когда люди начали носить одежду, тогда и появились платяные вши.

Ученый собрал образны ДНК как головных, так и платяных вшей и начал исследовать их. Определив скорость накопления мутаций в ДНК вшей за сто лет, Марку Стоункингу приблизительно удалось определить время появления платяных вшей – около 72 тысяч лет назад.

Позже другими учеными время появления платяных вшей было уточнено – около 107 тысяч лет назад. Таким образом, считается, что и первая пошитая прилегающая к телу одежда также появилась около 107 тысяч лет назад.

К слову, в те времена древние люди еще жили на территории Африки. Так что, возможно, появление одежды не так уж и связано с защитой от неблагоприятных воздействий окружающей среды. Возможно, одежда, как татуировки и украшения, изначально исполняла функцию магического оберега.

Интересный факт, что индейцы Огненной Земли (архипелаг на крайнем юге Южной Америки), живя в холодном климате, обходились практически без одежды. Они носили лишь набедренные повязки, а сверху накидывали плащи из шкур.

Источник

О РАЗВИТИИ ФОРМ И КОНСТРУКЦИЙ ОДЕЖДЫ

История возникновения одежды уходит вглубь веков. Необходимость в одежде связывается с климатическими условиями. Развитие видов одежды — это результат изменений, происходящих в состоянии производительных сил и средств производства. Так, появление шитой одежды было обеспе­чено изобретением ткацкого станка.

Швейные ремесла возникли в Западной Европе примерно в XII в. В Древней Руси был вид одежды, который назывался порты или портище. Отсюда пошло название портные. Примерно к XIV в. портновские ре­месла стали распространенными в русских городах. Слово «платье» возникло гораздо позже, в XVIв.

Форма одежды прошла длительный и сложный путь. Историю разви­тия конструкции одежды можно условно разделить на три этапа:

1) обертывание тела специально вытканным прямоугольным куском ткани;

2) изготовление одежды из кусков ткани, которые имели правильную
форму (прямоугольники, треугольники);

3) изготовление одежды по форме фигуры.

В качестве примера драпированной одежды можно привести тоги
древних римлян и греков. Примером конструкции из геометрических кус­ков ткани является древнерусская рубаха XII — XIV вв. (рисунок 2.1, а). Пер­вые попытки кроить одежду по форме тела человека зафиксированы на Востоке. Но развитие кроеного костюма наиболее бурно происходило в Европе.

Рисунок 2.1 – Примеры конструкций первой простой одежды

Европейцы получили в наследство от античного мира остатки его культуры. Пожалуй, прежде всего был освоен древнеримский костюм. Но ко времени завоевания Древнего Рима варварами он уже почти полностью потерял свои античные традиции. Вместо пластичных драпировок носили довольно узкую одежду с рукавами. Обычно она изготавливалась из плот­ной ткани. Скрывая форму тела, такая одежда превращалась в своеобраз­ный, иногда богато украшенный, футляр. А одежда варваров была про­стой, легкой и удобной. В ней можно отметить элементы кроя, которые через века перешли в современный костюм.

Первоначальный покрой схематично повторял фигуру человека с рас­простертыми руками. Несколько столетий он сохранялся у европейцев. Первые попытки изменить примитивную форму покроя относятся к тому времени, когда возникло новое понимание женской красоты, появилось стремление подчеркнуть костюмом красоту форм женской фигуры.

Средневековые мастера начала XII в. делают в женском платье овальные вырезы по бокам и соединяют их края шнуровкой. По линии бедер и низу одежду расширяют треугольными вставками (рисунок 2.1, б). Но боковые вырезы и вставки не создавали безукоризненного облегания фигуры платьем. Ткань морщилась, при этом образовывались некрасивые поперечные складки. В покрое одежда еще мыслилась как единое нерасчлененное целое.

Читайте также:  Одежда для хомяков джунгариков своими руками

Однако понимание форм одежды к XII в. было настолько ясно, что в хронике того времени мы читаем: «Если ты хочешь, чтобы одежда на тебе хорошо сидела, то проследи, чтобы пола лежала прямо и рукав был хорошо вшит». Кстати, и в наше время именно эти условия определяют качест­во работы закройщика.

Потребовалось еще два столетия упорного накопления знаний и навы­ков, чтобы изменилось понимание конструкции одежды. За это время бы­ла решена труднейшая задачи покрытия человеческого тела плоским кус­ком материала.

Идея расчленения одежды на части заимствована из идеи рыцарских доспехов. Доспехи повторяли форму тела, хотя и не были точной его ко­пией. Каждая отдельная часть доспехов в развернутом виде представляла собой детали, которые становились целым отражением формы только по­сле их соединения. Это гениальное решение основной задачи — покрытия тела плоским куском ткани — было найдено практическим путем.

Естественно, что эти открытия были использованы в одежде. Но здесь не надо было ломать голову над передачей движения отдельных частей тела человека. Пластические свойства тканей были использованы для оп­ределения такого положения нитей на различных участках одежды, чтобы она могла облегать фигуру и хорошо сидеть на ней.

Одежда, которую надевали под доспехи, должна быть узкой. Для этого начали использовать вытачки. Нужная свобода движений рук в узкой одежде обеспечивалась овальной проймой и округлым окатом, которые применяются и в настоящее время. Части одежды соединялись между со­бой с помощью завязок и шнуровок. Этот способ существовал вплоть до начала XVII в. Развитие военной техники привело к тому, что рыцарство утратило свое значение как военная сила, использование доспехов потеря­ло смысл. Однако именно они стали прототипом многих конструктивных членений одежды.

В XIV — XV вв., чтобы добиться разнообразия форм женской одежды, платье стали разрезать в поперечном направлении, т.е. расчленили на лиф и юбку. В этот период формируются все виды кроя, существующие и в на­стоящее время. Это различные рукава, в том числе и реглан, юбки узкие, клеш из нескольких клиньев, с длинным шлейфом. Юбки обрисовывали бедра, а лиф был достаточно узким; это обеспечивалось вертикальными членениями.

В XVI в. возник новый тип костюма — каркасный. В женской одежде он просуществовал до начала XX в. Его основой был корсет и нижняя юб­ка в виде специального чехла с обручами различных размеров (иногда без них).

Корсет, как основа каркасного платья, был отвергнут в эпоху Великой французской революции. Тогда, в последние годы XVIII в., женщины, подражая античности, носили легкие, главным образом светлые, платья с высокой линией талии. Но уже в начале XIX в. снова появились корсеты.

Развитие медицины, борьба за равноправие женщин привели к тому, что утвердились основные положения в области костюма. Они сводились к следующему: одежда должна держаться на плечах, а тело должно быть свободным, естественным, таким, каким его создала природа.

Наряду с попытками изменить внешний вид одежды всегда было и есть стремление обосновать ее покрой. У нас нет достоверных данных о заро­ждении теории покроев в более ранние периоды. Но на протяжении всего времени существования, например, корсетов имелись их чертежи. Они были настолько точными и интересными, что впоследствии послужили материалом при разработке научной теории построения одежды специ­ального назначения.

Интерес к системам конструирования различных покроев был вы­зван тем, что начало развиваться массовое производство одежды. Правда, во второй половине XIX в. оно было в основном кустарным. Из практики снятия мерок портные знали, что существуют зависимости одних измере­ний фигуры от других. И тогда возникла мысль создать систему, в основе которой будет пропорциональность человеческой фигуры. Идея эта не от­личалась новизной. Она была широко известна в искусстве еще в V в., ко­гда скульптор Поликлет изваял статую молодого человека идеальных про­порций — Канона.

Пропорционально-мерочная система конструирования была основа­на на практическом опыте. Когда же швейная промышленность стала об­служивать значительную часть населения, обнаружили, что фигуры боль­шинства людей далеко не пропорциональны. Пытались создать универ­сальные системы, т.е. сделать покрой таким, чтобы на любой фигуре изде­лие хорошо сидело. Но эта задача оказалась неразрешимой.

Существуют три типа современного костюма в зависимости от способа его расположения на теле человека:

• набедренный, или поясной;

• наплечный (одежда на плечах);

• трико, полностью или частично повторяющее форму тела.

Одежда, принцип создания которой основан на покрое, должна не только защищать тело, но и сохранять приданные ей формы любой слож­ности. Поэтому наибольшее значение имеют правильно определенные размеры и форма деталей конструкции, а также расположение нитей осно­вы, способы соединения деталей для закрепления формы изделия.

Источник