Меню

Возрастные группы людей классификация для одежды



Классификация одежды

Классификацию современной одежды проводят по определенным признакам:

по половозрастному признаку, по сезону, по назначению, по виду материала.

По половозрастному признаку одежда делится на одежду для взрослых (мужскую и женскую) и детскую (для мальчиков и девочек). Выделено 3 возрастных группы у взрослых и 5 — в детской одежде.

По сезону одежда делится на зимнюю, летнюю, демисезонную (осенне-весеннюю) и всесезонную.

По назначению одежда делится на 4 класса: бытовая, производственная, спортивная и форменная.

Бытовая одежда – это совокупность изделий, предназначенных для ношения в различных бытовых и общественных условиях. Она подразделяется на подклассы: По целевой направленности: различают одежду повседневную, домашнюю, деловую, торжественную и одежду для отдыха. По условиям эксплуатации: верхняя одежда, нательное белье, пляжная одежда, корсетные изделия, чулочно-носочные изделия и т.д.

Спортивная одежда – это одежда для профессионального и любительского спорта.

Производственная одежда – это одежда для ношения в различных производственных условиях. В одних случаях решается как специальная защитная одежда – на металлургических, химических предприятиях и др., а в других случаях – как символическая (одежда для дорожных рабочих – оранжевые жилеты).

Форменная одежда предназначена для военнослужащих, работников специальных ведомств, учащихся и т.д.

По виду материалов одежду подразделяют на одежду из шерстяных, шелковых, х/б, льняных тканей, а также из материалов, содержащих искусственные, синтетические и смешанные волокна.

1.4. Свойства одежды.

Физические – относятся свойства, которые характеризуют способность материалов к поглощению жаро- и воздухопроницаемости, тепловые, электрические, акустические свойства, способность одежды защищать от воздействия окружающей среды, своевременно удалять из-под одежного пространства пары, газы, пот и т.п. и поддерживать необходимый микроклимат.

Механические – свойства характеризуют способность одежды приобретать и устойчиво сохранять форму и размеры, ее износостойкость, долговечность, устойчивость и деформации усадки после стирки, несминаемость, стойкость к пиллингу, истиранию, раздвижению и осыпанию нитей.

Химические – характеризуют отношение материалов к различного рода химическим веществам, употребляемых при стирке и химической чистке (а также к действию антропоксинов).

Геометрические свойства – определяют художественность одежды, удобство в динамике и статике, экономичность в раскрое.

Источник

Классификация одежды

Современная одежда очень разнообразна, ее классификация проводится по половозрастному признаку, использованию в различных сферах деятельности человека (целевому назначению), сезону и виду материала.

По половозрастному признаку одежда делится на одежду для взрослых (мужскую и женскую) и детскую (для мальчиков и девочек).

По использованию в различных сферах деятельности человека одежда подразделяется на бытовую, повседневную, домашнюю, торжественную, спортивную, производственную, форменную.

Бытовая одежда включает одежду для ношения в различных бытовых и общественных условиях. Это повседневные костюмы для работы и различных занятий, нарядные костюмы для посещения культурных и зрелищных учреждений, костюмы для отдыха и работы дома.

В повседневной одежде утвердился как наиболее необходимый тип делового костюма, который придает человеку характер спортивной подтянутости, собранности.

Домашняя одежда, подразделяясь на одежду для отдыха, различных занятий и труда дома, располагает к свободному проявлению индивидуальности своего обладателя.

Наибольшим разнообразием конкретных решений отличается одежда для торжественных случаев (нарядная одежда).

Спортивная одежда включает одежду для профессионального и любительского спорта. Одежда для профессионального спорта должна не только максимально удовлетворять потребности конкретного вида спорта, быть утилитарной, но и облегчать выполнение движений, характерных для данного вида спорта. Одежда для любительского спорта наряду с утилитарной функцией в значительной степени выполняет эстетические функции.

Производственная одежда подразделяется по видам производства и в одних случаях решается как специальная защитная одежда (на металлургических, химических и прочих предприятиях), а в других — как символическая (одежда для дорожных рабочих — оранжевые жилеты).

Форменная одежда предназначена для военнослужащих, работников специальных ведомств, учащихся, членов спортивных обществ и общественных организаций.

Одежда для военнослужащих подразделяется по родам войск, отличия проявляются, прежде всего, в цвете одежды и знаках различия.

Одежда для работников специальных ведомств по характеру формы близка к одежде военнослужащих. Отличия в ней проводятся также благодаря цвету и знакам различия. Это одежда работников министерств гражданской авиации, путей сообщения, торгового флота и учащихся профтехучилищ.

Форменная одежда членов спортивных обществ и ее исходные формы характеризуются цветовым решением и символическими элементами.

Форменная одежда членов общественных организаций решается на простых, удобных в носке формах. Символическое значение имеют цвет формы, значки, эмблемы и буквенные аббревиатуры, расположенные на одежде студенческих отрядов.

Школьная форма своим цветом и единым конструктивным строем одежды объединяет ребят, помогает развивать им чувство гордости и ответственности за свой коллектив. Школьная форма подразделяется на форму для мальчиков и девочек, а также имеет конструктивные различия по возрастным группам.

В различные времена года используется разная одежда. По сезону ее делят на зимнюю, летнюю, демисезонную (осенне-весеннюю) и всесезонную.

Одежда выполняется в зависимости от назначения и сезона из самых разнообразных материалов. В связи с этим ее делят на одежду из шерстяных, шелковых, хлопчатобумажных, льняных тканей, а также из материалов, содержащих искусственные, синтетические и смешанные волокна.

Источник

Половозрастные группы населения и особенности проектирования одежды

Обоснование и выбор методов обработки тесно связан с половозрастными особенностями людей. Потребности человека в одежде определенных форм и размеров зависят от анатомического строения его тела, а также от образа жизни, профессии, возраста и т.д. Форма поверхности тела человека определяется полом, возрастом, конституционными особенностями. Причем наиболее ощутимо влияние возрастных особенностей на форму тела человека. Однако влияние возраста сказывается не только на форме поверхности тела человека, но и на его отношении к окружающему миру, требованиям к одежде, ее художественно-колористическому оформлению, подходу к формированию своего гардероба.

Развитие и рост организма человека в разные периоды неодинаковы. Каждый возрастной период характеризуется своими пропорциями, различные части тела человека растут неодинаково.

Например, голова новорожденного составляет ‘/4 Длины тела, а у взрослого человека — ‘/8. Рост других частей тела происходит более интенсивно: длина нижних конечностей увеличивается в 5 раз, длина рук — в 4 раза, туловища — в 3 раза.

С момента рождения до раннего детства организм быстро развивается, масса тела (вес) увеличивается за этот год в 3 раза, а прирост длины тела превышает 20 см.

От года до 3 лет темпы роста ребенка замедляются: годовой прирост длины тела не превышает 9-10 см, а обхвата груди — 2-3 см. У детей этой возрастной группы костные ткани отличаются мягкостью и гибкостью, а мышцы слабые и тонкие, поскольку интенсивно растут в длину. Поэтому утомляемость мышечной системы высокая по сравнению со взрослыми. Кроме того, вследствие большей, чем у взрослых, частоты дыхания и его поверхностного характера возрастает роль кожного дыхания. В эти годы отмечается высокая подвижность, интенсивная жизнедеятельность организма, следствием которых является повышенная теплоотдача. Эти особенности развитая детского организма диктуют жесткие требования к одежде для детей до 3лет..

Одежда должна обладать высокой гигроскопичностью, воздухопроницаемостью, быть мягкой, легкой, без грубых и толстых швов, не стеснять дыхания, движений ребенка. Силуэт такой одежды должен быть свободным, застежка должна располагаться в доступном месте и обеспечивать возможность ребенку самостоятельно надевать, застегивать и снимать изделие. Талия не подчеркивается. Линия талии на платьях для девочек смещается в область груди. На брюках – пояс с использованием эластичной ленты, регулируемые по длине бретели, отложные манжеты.

В первый период детства (4-7 лет) отмечается интенсивный рост костей скелета и увеличение длины тела (особенно в возрасте от 5 до 7 лет). В этот период форма и размеры тела девочек и мальчиков не имеют отличий. Движения ребенка в этом возрасте отличаются разнообразием, большей сложностью, по сравнению с предыдущим периодом, и координацией. Особенность детей этого возраста — отставание роста сердца от роста кровеносных сосудов. Поэтому требования к гигиеничностиодежды для детей этой возрастной группы особенно велики.

Одежда должна обеспечивать максимально комфортные условия для функционирования организма. Совершенно исключается применение в одежде синтетических материалов, искусственных кож, пленочных материалов. Использование химических волокон допустимо только в верхней одежде, да и то при условии хорошей воздухопроницаемости материалов. Швы должны быть надежные, прочные (например, цепные с последующим закреплением их отделочной строчкой).

Во втором периоде детства (8—12 лет) наряду с увеличением длины тела увеличивается и его масса. Кроме того, в физическом развитии детей появляются половые различия. Мышечная и костная системы ребенка еще слабы, особенно мышцы спины и позвоночник, вследствие чего дети не способны длительное время поддерживать правильное положение тела, что ведет к ухудшению осанки и искривлению позвоночника. В этом возрасте детям рекомендуются физические упражнения для развития и укрепления мышц и костной системы, поэтому предпочтительны изделия для занятий спортом, достаточно удобные, легкие и гигиеничные. В этом возрасте рост туловища и грудной клетки опережает рост конечностей и одежда должна зрительно увеличивать длину ног и придавать фигуре большую стройность.

В подростковом возрасте отмечается неравномерный рост мальчиков и девочек: девочки в возрасте 10—14 лет растут быстрее мальчиков. Половое созревание девочек обусловливает ускорение их роста, который начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков. Ускорение роста мальчиков начинается с 13—14 лет, а после 15 лет они перегоняют девочек, и эта разница в длине и массе тела сохраняется в последующие периоды. Особенностью развития подростков является увеличение длины тела за счет роста конечностей. Быстрый рост костей обусловливает отставание в развитии мышц, которые лишь вытягиваются по мере роста костей. Это вызывает ухудшение координации движений подростка. Увеличение мышечной силы в этом возрасте способствует возрастанию потребности в движении, занятиях спортом.

Поэтому для подростков необходима одежда, удобная для занятий спортом, свои симпатии к спортивному стилю подростки выражают и в повседневной одежде. Они предпочитают такие виды изделий, как брюки, юбки, куртки, свитеры, комбинезоны. Психологические особенности подростков также сказываются на их одежде. Дети в этом возрасте осознают себя самостоятельной личностью и, стремясь не отстать от других, подражают всему модному. Они предпочитают яркую одежду модных форм. Швы должны быть прочными, отделочные строчки подчеркивают конструкцию одежды.

В юношеском возрасте форма тела и его пропорции почти не отличаются от фигуры взрослого человека. В силу акселерации нынешние юноши гораздо крупнее своих ровесников 60-х годов: по обхвату груди — на 8—12 см, росту — на 20— 25 см, По этой причине шкалы размеров и ростов для этих фигур включают варианты, одинаковые с взрослыми фигурами. Одежда для молодежи не используется до своего физического износа, часто меняется из-за изменения роста или стремления выглядеть модно, не так, как все. Методы обработки должны обеспечивать невысокую цену изделия в сочетании с повышенной прочностью соединения деталей. Цвета яркие, контрастные. Одежда должна быть многофункциональной. Не оформившуюся фигуру скрывает одежда: некоторая мешковатость, большие объемы, обилие деталей, застежек (кнопки, тесьма-молния, тесьма-велькро). Много карманов: различные виды накладных, карманы-портфели. Двусторонняя одежда, использование материалов-компаньонов и.т.д.

Читайте также:  Когда будет чипироваться одежда

К 18 годам фигура, в основном, сформирована, однако психическое развитие в этом возрасте еще отстает от физического. Юноши и девушки к 20—21 годам приобретают самостоятельность в материальном отношении и постепенно в их поведении и предпочтениях проявляется стереотип взрослого человека. Одежда напоминает одежду взрослых, но может быть выполнена из менее дорогих материалов, с использованием менее дорогих методов обработки.

Окончательное формирование фигуры человека в зрелом возрасте происходит за счет мышц и подкожной жировой клетчатки. Одежда людей в зрелом возрасте должна отражать социальный статус человека. Используются высококачественные дорогие материалы, фурнитура, методы обработки, конструкция изделия, различные виды отделки. Методы обработки должны обеспечить высокое качество и отличную посадку изделия на фигуре.

До 35-40 лет фигура взрослых людей изменяется незначительно. Изменение фигуры мужчин и женщин происходит позже — после 50 лет, причем изменения касаются главным образом живота.

Количество подкожной жировой клетчатки в пожилом и старческом возрасте уменьшается, кожа становится менее эластичной, мышцы атрофируются, увеличивается изгиб позвоночника в грудном отделе, что может привести к образованию горба. Взгляды пожилых людей чаще всего (но не всегда) консервативны. Преобладают предпочтения в одежде моды прошлых лет. Цвета спокойные, темные. Предпочтение отдается удобной, долговечной, недорогой одежде, что учитывается при проектировании и на всех стадиях производства одежды. Изделие достигает физического износа. Методы обработки не должны приводить к удорожанию изделия. Швы должны быть прочные, надежные.

Приведенная выше возрастная периодизация отражает морфологические особенности людей обоего пола. Для проектирования и массового производства одежды существует условная группировка детей и взрослых по возрасту. Детей объединяют в пять возрастных групп:

Взрослых условно делят на три возрастные группы:

· младшую (до 29 лет),

· среднюю (30-45 лет)

· старшую (старше 45 лет).

Такая периодизация определяет выбор форм, покроев, цветовой композиции одежды, а также методов технологической обработки отдельных деталей и узлов одежды. Молодежь в возрасте от 14 до 30 лет составляет почти 27% населения нашей страны. Это группа — подростково-молодежная, она неоднородна как по половозрастному и социальному составу, так и по особенностям потребления и требованиям к одежде. Особенностью этой группы является то, что она ведет наиболее активный образ жизни, быстрее реагирует на изменения моды, смелее воспринимает все новое и оригинальное в одежде.

Объем и структура гардероба молодежной одежды изменяются под влиянием ряда факторов — половозрастных различий, социального положения, уровня среднедушевых доходов, места жительства, характера труда, проведения досуга и др. Потребители этой группы устойчиво проявляют тенденцию не к расширению, а к обновлению гардероба. Основной причиной обновления гардероба является изменение моды, особенно в молодежной группе в возрасте 18-23 лет (главным образом студенты и служащие).

Главной причиной обновления гардероба одежды подростков (14-17 лет — учащиеся школ и ТУ) является физический рост. Сроки службы одежды подростков наименьшие по сравнению с одеждой других возрастных групп, поскольку подростки интенсивнее занимаются спортом и ведут очень активный образ жизни и относятся к вещам менее бережливо.

Молодежь при формировании гардероба стремится увеличить количество изделий универсальных, многофункциональных, хорошо комплектующихся с другими изделиями, например курток, юбок, брюк, блузок, пиджаков, свитеров.

Срок службы изделий для взрослых значительно дольше (до полного физического износа одежды). Повышенные требования к качеству одежды требуют более тщательного обоснования модели, конструкции и методов обработки

Дата добавления: 2016-11-26 ; просмотров: 5421 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Классификация одежды по ассортиментным группам

В начале своей истории человек довольствовался крайне примитивными формами одежды, однако по мере усложнения и дифференциации видов его деятельности появлялась потребность во все новых и новых видах одежды. Первоначально в особую группу выделилась церемониальная одежда, которую носили жрецы и правители, военная одежда, затем одежда для работы и, наконец, праздничная одежда. В Древней Греции возник театральный костюм. Образ жизни человека все время изменяется и усложняется, соответственно увеличивается количество видов разнообразной одежды, предназначенной для выполнения определенных функций. Отпадает необходимость в одних видах одежды (например, уже к концу XVI в. металлические латы теряют свою актуальность как защитный военный костюм в связи с распространением огнестрельного оружия) и возникает потребность в других видах (например, в одежде для занятий спортом).

Современная одежда подразделяется на ассортиментные группы в зависимости от следующих факторов: половозрастного признака, способа изготовления, сезона, функции (назначения и использования), стиля.

Ассортиментной группой называется ряд промышленных изделий, выполняющих одну функцию (ряд изделий одного назначения).

Ассортимент — ряд промышленных изделий, сформированный комплекс на основе выявленной и научно обоснованной структуры потребностей и реализуемый как номенклатура продукции, производимой промышленностью; набор или перечень товаров по видам, наименованиям, назначению, сортам и применяемому сырью.

Функция – назначение изделия.

Функциональность — способность изделия, комплекса изделий выполнять определенную работу, соответствие изделия его назначению, т. е. способность выполнять ту или иную функцию в процессе жизнедеятельности человека.

Классификация одежды по половозрастному признаку.Подразделение одежды началось прежде всего по половому признаку: на мужскую и женскую. Например, в Древнем Египте мужчины носили набедренные повязки — схенти, а женщины — калазирис. Однако степень различия мужской и женской одежды зависела от многих условий: образа жизни, религиозных требований, традиций. У кочевых народов, например у скифов, различия между женским и мужским костюмом были не столь ярко выражены, как у оседлых народов. Часто одежда для мужчин и женщин имела одинаковый покрой, а различалась только по длине: например, в Древнем Вавилоне и Ассирии и мужчины, и женщины носили рубашки (канди).

В европейском костюме, который сформировался на основе одежды западных варваров, в раннем Средневековье мужскую и женскую одежду кроили одинаково. Мужская туника (шенс) отличалась только меньшей длиной и наличием разрезов спереди и сзади для удобства при верховой езде. Самое главное отличие мужского костюма от женского заключалось в том, что мужчины с туникой носили штаны, а женщины — нет. Носить одежду другого пола считалось «тяжким» грехом (в чем, например, обвинили Жанну д’Арк во время судебного разбирательства, и это послужило одним из оснований для предания ее казни — сожжению на костре). Но по мере развития и усложнения конструкции одежды в Западной Европе, мужской и женский костюмы все более различались: женщины носили приталенные платья с длинными юбками, а мужчины — штаны с различными видами плечевой одежды. В костюме в большей или меньшей степени выявлялись половые признаки.

В современном костюме также сохраняется подразделение одежды по половому признаку, однако не всегда можно провести четкую границу между мужской и женской одеждой: женщины теперь повсеместно носят брюки, а мужчины — иногда юбки. Во второй половине 1960-х гг. сформировалось новое направление в моде, получившее название «унисекс», явившееся симптомом постепенного стирания различий между положением мужчины и женщины в обществе. «Унисекс» предлагает одни и те же формы одежды для представителей разных полов, например джинсы, трикотажные майки и джемперы, кроссовки и стеганые куртки. Уже не имеет большого значения, на какую сторону застегивается одежда: на мужскую (слева направо) или женскую (справа налево). Дальнейшее стирание границ между мужской и женской одеждой прогнозирует итальянский дизайнер одежды Дж. Армани: «Дизайнеры уже активно используют «мужские» ткани в женской одежде. В общем, мода идет к тому, чтобы полностью смешать понятия мужского и женского в тканях, цветах, конструкциях».

Позднее в отдельную группу выделилась детская одежда. На протяжении тысячелетий детей одевали точно так же, как и взрослых. Детский костюм представлял собой уменьшенную копию взрослого. Например, в Западной Европе девочки из знатных семей носили корсет с раннего возраста, единственным отличием в костюме маленьких детей было наличие передника, который надевали, чтобы не пачкалось платье. Вплоть до XIX в. существовала также традиция одевать мальчиков до 5 лет в платья (а в Англии и до 10 — 12 лет). Только в XVIII в. в Англии возникает новая традиция одевать детей в соответствии с их возрастом в более удобную и гигиеничную одежду (девочек одевали в платья без корсета и каркаса юбки, во второй половине XVIII в. — с завышенной талией), появились детские прически. В XIX-XX вв. складывается разнообразный ассортимент детской одежды в зависимости от принадлежности к определенной возрастной группе.

И, наконец, только во второй половине XX в. появляется молодежная одежда. В 1950-х гг. формируется новая особая социальная группа — молодежь, занимая промежуточное положение между подростками и взрослыми. Повышение образовательного уровня, увеличение времени, необходимого для учебы и получения профессии, рост доходов и возможность финансовой независимости от родителей — все это привело к рождению молодежной культуры со своими ценностями, с кумирами и стилями, отличными от «взрослой моды». Уже в 1960-х гг. появляется понятие «молодежная мода», и основными потребителями модных товаров становятся молодые люди. Так как молодежь принимает самое активное участие в моде, то самые оригинальные решения дизайнеры адресуют именно молодым.

Таким образом, можно выделить следующие возрастные группы: детская, молодежная, средняя и старшая.

Одежду для детей должны проектировать с учетом особенностей развития ребенка в каждом возрасте, детской психологии, требований гигиены (детская одежда должна способствовать правильному физиологическому развитию детского организма). Детская одежда должна быть прежде всего удобной и красивой, так как именно в детском возрасте формируются эстетические представления личности. В отличие от взрослой одежды форма детской одежды не столь зависит от смены модных тенденций, особенно в младших возрастных группах. Силуэт и пропорции одежды для детей во многом определяются возрастными изменениями пропорций телосложения, модные тенденции присутствуют прежде всего в рисунках и фактурах тканей, цветовой гамме, при этом существуют стабильные формы детской одежды, не меняющиеся в течение длительного времени (ползунки, детский комбинезон, платье с кокеткой и т.п.). Всех детей условно подразделяют на шесть возрастных групп:

Читайте также:  Как очистить одежду от битумной мастики

0- грудничковая (0 — 1 год);

1- ясельная (1 — 3 года);

II- дошкольная (3 — 6 лет);

III — младшая школьная (7-11 лет);

IV — старшая школьная (подростковая – 12-15 лет);

V- юношеская (16-18 лет).

Чем старше возрастная группа, тем активнее проявляются модные тенденции: особенно это важно в одежде, предназначенной для тинейджеров (старшей школьной и юношеской групп), при этом необходимо учитывать не только и не столько модные тенденции «взрослой моды», сколько актуальные стили молодежных субкультур.

В отличие от детской не существует специальной одежды для пожилых людей. Однако люди старшего возраста составляют значительный сектор на потребительском рынке (который в будущем будет только увеличиваться, если ориентировать прогрессирующую тенденцию старения населения в развитых странах), поэтому при проектировании одежды необходимо учитывать и интересы гой группы потребителей, у которых должен быть выбор самой разнообразной одежды, соответствующей требованиям данной возрастной группы. Как правило, степень следования моде в старшем возрасте зависит от личного выбора человека, но чаще всего модные тенденции в одежде присутствуют в смягченном виде, преобладают классические формы, сдержанная цветовая гамма. Очевидно, что в одежде для пожилых неприемлемы все крайности моды — прилегающие силуэты (вместо них — полуприлегающие), сильно открытые модели, высокие каблуки, неудобные колодки в обуви. Комфорт и удобство — основные требования современного человека к одежде — для этой возрастной группы имеют особое значение. Удачным примером создания универсальной одежды, максимально учитывающей потребности немолодой женщины, является знаменитый костюм «в стиле Шанель», который К. Шанель придумала, когда ей было уже более 70 лет. Она учла все детали и малейшие нюансы: начиная от выбора ткани — твидов с рыхлыми структурами (которые, по мнению Шанель, лучше всего подходят к коже в морщинах), формы костюма — полуприлегающего жакета длиной до середины бедра и прямой юбки ниже колена с удобным запахом и заканчивая эластичной подкладкой юбки и тяжелой цепью, пришитой с изнанки к низу жакета, которая оттягивала спинку, делая ее прямой. С костюмом полагалось носить блузу с воротником-шарфом, соответствующую цвету подкладки жакета, чтобы зрительно «смазывалась» линия талии.

Классификация одежды по способу изготовления.По способу изготовления одежда подразделяется на швейную и трикотажную. Швейная — одежда, выкроенная и сшитая из ткани или из какого-либо другого материала (меха, кожи ит.п.). Трикотажная — одежда, связанная вручную или на вязальной машине, сшитая из вывязанных вручную или на машине деталей кроя (штучный трикотаж), сшитая из кроеного трикотажного полотна, связанного на машине.

Изначально возник трикотаж, связанный вручную. Предположительно уже в Древней Греции часть шерстяной пряжи использовали для вязания (вязаные носки, рыбацкие свитера). В позднем Средневековье и в эпоху Возрождения изделия из трикотажа появляются и в модном европейском костюме — штаны-чулки (кальце в Италии), чулки, перчатки, нижние мужские куртки с вывязанными узорами, имитирующими рисунки на тканях (испанские корпесуэло). В 1589 г. англичанином У. Ли была создана первая вязальная машина для изготовления чулок. Однако долгое время трикотажные дополнения к костюм ограничивались чулочно-носочным ассортиментом и перчатками. В XIX в. складывается особая группа одежды из трикотажа. Например, в 1820-х гг. былипопулярны платья, связанные на спицах. В конце века появляются «пальто для дачи», а также были распространены вязаные шали и накидки. Во второй половине XIX в. появляется одежда из трикотажа для занятий спортом. Практически все классические формы трикотажной одежды возникли в Англии первоначально как мужская одежда (для игры в гольф, поло и т.п.): джемпер, свитер и т.д. В начале XX в. появляются трикотажные трико для пловцов и гимнастов и нижнее белье из трикотажа. В 1920-х гг. трикотажная одежда превращается в модную повседневную: пуловер или кардиган носят с рубашкой игалстуком вместо пиджака в неофициальной обстановке. К. Шанель ввела в моду трикотажную одежду для женщин, заимствовав из мужского гардероба джемперы, пуловеры и кардиганы. Именно тогда появились классические сочетания вещей из трикотажа — двойки (джемпер плюс кардиган или жилет тройки (джемпер плюс юбка плюс кардиган). С тех пор одежда из трико: занимает прочные позиции в гардеробе современного человека. В 1950-1960-х гг. в моде нарядная одежда из набивного трикотажного полотна (модели италь ского модельера Э.Пуччи). В 1970-х гг. появляется нарядная одежда из трикотажа (ее ввели в моду дизайнеры Л. Бьяджотти и С. Рикель). Распространяв верхняя одежда из трикотажа (пальто и полупальто). В 1980-х гг. широко распространяются трикотажные изделия с лайкрой. Сейчас практически все виды одежды могут быть выполнены из трикотажа: летняя и зимняя одежда, белье, статья и костюмы, верхняя одежда, разнообразные дополнения (шарфы, шапки, перчатки, детали обуви и аксессуары, например сумки). Недаром трикотажназывают одеждой будущего, так как пока у него не существует конкурентов, столь же универсальных и комфортных.

Классификация одежды по сезону. В большинстве стран мира климат в разныевремена года существенно различается, что предопределяет деление одежды по сезону. Например, в традиционном японском костюме существуют летние кимоно (без подкладки — хитоэ), осенне-весенние (на подкладке — ава-зимние кимоно (на прокладке из шелка-сырца — косодэ или стеганые на вате — вата-ирэ). По тому же принципу подразделялась на группы традиционная китайская одежда. Кроме того, японские кимоно различались по зету в зависимости от сезона: осеннее кимоно было светло-лиловым на синей подкладке, весеннее — белым на розовой подкладке, летнее — ярко-лиловым на зеленой подкладке.

Европейская одежда также традиционно подразделяется на летнюю, зимнюю и демисезонную (для весны и осени), хотя это разделение произошло относительно недавно. Например, в средние века такого подразделения одежды эе существовало: и зимой, и летом носили одежду одинакового покроя с длинными рукавами из плотных тканей (сукна, бархата), зимой — на меховой поде. Подразделение начинается в XVII в., что было закреплено специальным указом короля Франции Людовика XIV о смене одежды по сезонам. Этот указ, являвшийся частью нового придворного этикета, устанавливал, из каких тканей придворным следовало шить одежду для каждого времени года. Таким образом, складываются определенные ассортиментные группы материалов для сезонной вежды: летом носили легкие шелковые ткани, в основном тафту, осенью и весной — легкое сукно, зимой — ратин, плюш, бархат и атлас. Этот указ касался икружев: летом придворные должны были носить тонкие кружева с более мелкими узорами, зимой — более плотные и рельефные.

Подобное отношение к материалам сохраняется и в XVIII -XIX вв. Ассортимент летних тканей пополнялся хлопчатобумажными тканями: женские платья выполняли из кисеи, батиста, вуали. Летняя одежда отличалась и более светлой гаммой: женщины носили светлые, часто белые платья, а мужчины — сюртуки и фраки песочного и светло-серого цветов. В конце XIX в. широко распространились мужские костюмы из неотбеленной плотной шелковой ткани — чесучи. Вместо цилиндра или котелка летом носили соломенные шляпы — канотье В XX в. одежда для разных времен года стала существенно различаться и по крою. В 1920-х гг. появляются летние платья с короткими рукавами либо без рукавов, мужчинам в неофициальной обстановке разрешалось снимать пиджак. В 1930-х гг. в моду входят мужские рубашки с короткими рукавами, появляются шорты в спортивной и пляжной одежде, в 1950-х гг. — яркие цветные башки с набивными рисунками («гавайские рубашки»), в 1960-х гг. шорты распространяются в массовой моде как для мужчин, так и для женщин. В 80-х гг. ассортимент летней одежды пополнился заимствованными из этнического костюма восточных народов юбками парео и саронг и т. п. Параллельно появляются новые виды верхней одежды для зимнего, осеннего и весеннего сезонов: дубленки, пончо, стеганые пальто и куртки.

Современная одежда также подразделяется на летнюю, которая шьется преимущественно из легких гигиеничных тканей или трикотажа (шелка, хлопка, льна или смесовых тканей, вискозы), демисезонную — из более плотных тканей, зимнюю — из теплых шерстяных тканей, утепленных материалов, меха и т.п., хотя в современной моде подчас трудно провести четкую границу между одеждой для разных сезонов: например, в осенне-зимних коллекциях дизайнеры часто предлагают открытые модели, иногда без рукавов. Это объясняется тем, что в развитых странах человек перестал столь зависеть от капризов погоды, как это было раньше, находясь в помещениях с искусственно созданным климатом, передвигаясь в автомобилях с кондиционерами. Однако в нашей стране теплая одежда для холодного времени года не потеряла своей актуальности. А выбор ткани для сезонных коллекций должен определяться прежде всего соображениями комфорта и гигиеничности. При этом, наверное, более не существует «летних» и «зимних моделей», как раньше (если не учитывать теплую верхнюю одежду), хотя до сих пор существуют понятия «осеннее пальто» (пальто без утепленной подкладки) или «весенний костюм» (уличный костюм из светлых шерстяных тканей), «летнее платье» и т. п. Постепенное стирание различий между одеждой для разных сезонов прогнозирует американский модельер М. Коре: «Первым шагом стала разработка летней замши и зимнего лака. Будущее приведет нас к той точке в моде, в которой не существует сезонных изменений, и ткани реагируют на окружающую среду, но в то же время и напоминают о прошлом».

Классификация одежды по назначению и использованию. Взависимости от назначения современная одежда подразделяется на бытовую, спортивную (для профессионального и любительского спорта), производственную, зрелищную, форменную.

Бытовая одежда, которую носит современный человек, подразделяется на повседневную, нарядную, для отдыха, домашнюю.

Повседневная одежда предназначена для работы и различных занятий (учебы, прогулок, посещений выставок, совершения покупок и т.п.), ее носят в течение дня. Характер и стиль повседневной одежды зависят от рода деятельности человека, образа жизни, который он ведет. Так как жизнь современного человека чрезвычайно многообразна, то и повседневная одежда разнообразна. Каждый человек предъявляет к одежде свои требования, стремится выразить свою индивидуальность, проявить свое отношение к миру и самому себе. Но можно определить, наверное, самое важное требование, которое предъявляются к современной одежде: она должна быть максимально удобной, а также соответствовать ситуации, в которой мы находимся.

Читайте также:  Одежда 19 век второе рококо

Особую группу в повседневной одежде составляет одежда для работы. Ее сталь зависит от характера работы — не случайно сформировались понятия «деловая одежда», «деловой костюм», возникшие еще в XIX в. Если человек работает в офисе, банке, министерстве и т.д., то к его рабочей одежде предъявляются достаточно строгие требования. Как правило, это должны быть строгий классический костюм и обувь в классическом стиле, строгие прически. В таком деловом костюме недопустимы броский макияж и привлекающие внимание украшения у женщин или яркая расцветка рубашки и галстука у мужчин. Руководство некоторых фирм требует от своих сотрудников носить одежду и аксессуары определенных марок и качества, так как внешний вид сотрудника должен соответствовать имиджу самой фирмы. Люди, работающие в таких местах, где не требуется ношения специальной одежды или униформы (например, преподаватели в высших учебных заведениях, сотрудники различных контор и т.п.), могут позволять себе более свободный стиль одежды: разнообразные стили помимо классического, комплекты вместо костюмов. Так называемые лица свободных профессий (художники, кинооператоры, актеры, журналисты и др.) предпочитают одежду в свободном стиле, которая должна быть комфортной и удобной. Своеобразной униформой повседневной одежды стали джинсы в сочетании с разнообразным трикотажем.

В современной моде можно определить основные требования, которые необходимо учитывать при моделировании повседневной одежды: комфортность, целесообразность, простоту форм, возможность комбинирования различных элементов костюма. С начала 1970-х гг. в повседневной одежде преобладают комплекты, появляется понятие «рационального», или «базового», гардероба, состоящего из разнообразных вещей, относящихся к единичному ассортименту: юбки, брюки, блузки, джемперы, жилеты, жакеты и т.п.) и хорошо сочетающихся между собой.

Нарядная одежда — это одежда для особых случаев: различных торжеств, приемов, праздников, посещения театра (хотя в театр современный человек, как правило, ходит после работы в повседневной одежде) и т.п. Нарядная одежда должна создавать особое настроение и праздничную атмосферу. По назначению нарядная одежда подразделяется на одежду для домашних торжеств, посещения театров и концертных залов, официальных торжеств (премьера, учение премии и т.п.), официальных приемов, встречи Нового года, выпускного бала, свадьбы и т.д.

В современной моде присутствует как традиционный подход к моделированию нарядной одежды, так и нетрадиционный. Некоторые дизайнеры вообще отрицают подразделение одежды на нарядную и повседневную (минималисты конструктивисты). Однако традиции по-прежнему сохраняются в нарядной одежде определенного назначения: свадебной (до сих пор преобладают платья невесты, хотя эта традиция возникла только в начале XIX в.), для официальных торжеств (например, для мужчины в таких случаях обязателен — смокинг, для женщины — длинное платье), официальных приемов (в этом случае особенности одежды определяются протоколом). Как и в повседневной одежде, степень модности нарядной одежды зависит и от ее назначения, и отличного выбора ее обладателя.

Одежда для отдыха — одежда для занятий спортом, прогулок, отдыха у воды (в том числе одежда для пляжа), для посещения дискотек и ночных клубов. Основные требования к одежде для отдыха — ее функциональность и удобство, а также возможность для каждого человека проявить свою индивидуальность. Поэтому в ней так много элементов, заимствованных из спортивной моды и трикотажа.

Домашняя одежда — одежда, которую человек носит дома для отдыха и для работы. В современной домашней одежде наблюдается та же картина, что и в других ассортиментных группах: стираются различия между ней и повседневной одеждой и одеждой для отдыха (традиционные домашние халаты, пеньюары, фартуки вытесняются все теми же универсальными вещами — джинсами и леггинсами, трикотажными майками и джемперами). Наверное, единственная до сих пор незыблемая традиция — удобная домашняя обувь (тапочки, шлепанцы и т.п.). В 1970-х гг. в моду вошла домашняя одежда в этническом стиле, но вместо уже ставших привычными восточных халатов (вошли в моду еще в XVII в.) и кимоно (вошли в моду в конце XIX — начале XX в.) распространились арабские платья.

Спортивная одежда — это специальная одежда для занятий спортом. При этом одежда, предназначенная для профессиональных спортсменов, существенно отличается от спортивной одежды для любителей. В профессиональной одежде максимально учитываются требования конкретного вида спорта, применяются новейшие материалы и технологии, которые впоследствии могут применяться и в одежде для массового потребителя. Из спортивной одежды в бытовую одежду перешли такие материалы, как трикотаж, ткани с лайкрой, многослойные ткани-бутерброды (непромокаемые и ветронепроницаемые, водо- и воздухопроницаемые ткани с мембранным покрытием, «дышащие» и сохраняющие тепло). В 1970-е гг. возникло понятие «одежда для спорта и отдыха» (спортсвер), связанное с превращением одежды для занятия спортом в одежду не только для разнообразного активного, но и для пассивного отдыха.

Производственная одежда — это одежда, предназначенная для работы на производстве: спецовки, оранжевые жилеты дорожных рабочих, белые халаты врачей и т.п. Производственную одежду проектируют с учетом требований, предъявляемых в соответствии с условиями труда и особенностями данного вида деятельности: она должна максимально соответствовать своей функции.

В производственной одежде выделяют спецодежду, предназначенную для работы в неблагоприятной для человека среде, которая должна выполнять защитную функцию и быть максимально удобной для выполнения определенных действий: одежда сталевара, шахтера, работника химического производства, строительного рабочего, работника нефтегазовой промышленности, скафандр космонавта и т.п. Спецодежду шьют из специальных тканей: огнеупорных, водонепроницаемых, отталкивающих нефтепродукты и т. п. К ней обязательно добавляют специальную обувь (у строительных рабочих, например, с металлическими прокладками), головные уборы (шлемы, защитные каски и т.п.), рукавицы и т.п. Часто предусматривается «аппаратная часть» (как писали в 1920-х гг. советские конструктивисты, которые впервые предложили проектировать спецодежду для работы в особых условиях, например лампочка, вмонтированная в каску шахтера.

Зрелищная одежда — это различного вида костюмы: театральный, для кино, эстрадный, цирковой, карнавальный, фольклорный для танцевальных и музыкальных коллективов. К зрелищной одежде предъявляются особые требования — она должна соответствовать характеру данного зрелища, иметь яркое образное решение и, как правило, в малой степени учитывать требования сезонной моды (за исключением костюмов исполнителей популярной музыки — рок- и поп-звезд, которые нередко становятся законодателями моды, например Мадонна).

Форменная одежда — это униформа, обозначающая принадлежность к определенной организации, ведомству. В форменной одежде на первый план выдает знаковая функция, хотя в отдельных случаях она должна выполнять и защитную функцию (военная форма). Военная форма — это максимально удобная и функциональная одежда, предназначенная непосредственно для боевых действий или учений (она называется полевой); в парадной военной форме большее значение имеет знаковая функция.

Можно выделить ведомственную форму, которую носят работники определенных ведомств и организаций (прокуроры, судьи, летчики, стюардессы гражданской авиации, проводники поездов и т.п.). Она отличается по цвету и покрою, имеет знаки различия, прежде всего форменные пуговицы.

Также можно выделить школьную форму, которая обозначает принадлежность к определенному учебному заведению. В современном мире форма встречается гораздо реже, чем, например, в XIX в., «веке мундира», когда униформу носили чиновники всех ведомств, студенты университетов, гимназисты и неся реальных училищ, почтальоны, телеграфисты и т.д.

В зависимости от использования одежда подразделяется на белье, платье в верхнюю одежду.

Белье надевается на тело (повседневное белье, одежда для сна, спортивное белье).

Платье обозначает одежду, надеваемую на белье. Это может быть костюм, непосредственно платье, блузка и юбка, брюки и свитер и т.п.

Верхняя одежда — это то, что надевается на платье в зависимости от сезона: пальто, плащ, куртка и т.п.).

Кроме того, одежда в зависимости от того, как она крепится на фигуре, подразделяется на плечевую, нагрудную, поясную.

К плечевой одежде относятся, например, пальто, жакет, блуза, куртка, сарафан и т.п., к нагрудной — жилет, безрукавка, к поясной — фартук, юбка, штаны.

Классификация одежды в зависимости от стиля. Стиль одежды и степень ее соответствия последним модным тенденциям зависят от личного выбора человека. В последнее время прежние строгие требования к одежде для работы, особенно к деловой одежде, все более смягчаются. В 1990-х гг. появилось понятие «стиль свободной пятницы», когда некоторые фирмы и компании разрешай своим сотрудникам в пятницу — последний день рабочей недели приходить на работу в той одежде, которую они сами выберут вместо традиционного костюма. Проведенные исследования показали, что производительность труда работоспособность в этом случае выше, чем в обычной деловой одежде. Более того, европейское законодательство отменило право работодателей принуждать своих сотрудников соблюдать строгие правила в одежде. На ежегодной конференции юристов во Франции было заявлено, что отныне руководители компаний, заставляющие своих сотрудников обязательно носить костюм, будет преследоваться в судебном порядке, так как диктат в одежде нарушает права человека и противоречит свободе самовыражения.

Социологи прогнозируют, что в будущем должен измениться сам характер работы в связи с распространением глобальных компьютерных сетей, когда место работы человека будет находиться дома — у персонального компьютера.

Это приведет к постепенному исчезновению классического английского костюма как одежды для работы, он сохранится скорее как дань традиции. Его заменит более комфортная одежда, например из трикотажа, или одежда в этническом стиле.

Раньше существовали достаточно четкие границы, разделявшие повседневную и нарядную одежду: в повседневных костюмах и платьях использовали определенные ткани (шерсть, хлопок, лен), минимум декоративных отделок, сдержанные цвета. В нарядной одежде применяли ткани с ярко выраженными фактурами (шелк, бархат, атлас, парчу), декоративные отделки (вышивку шелком, золотом, бисером, стразами, аппликацию, отделку галунами и тесьмой и т.п.), украшения.

В современной одежде подобного строгого разделения не существует — часто встречается нетрадиционное использование тканей при моделировании повседневной одежды: атлас и бархат, аппликация из кружева на кожаных куртках, вышивка, прозрачные ткани и т.п. И, напротив, в нарядной оде нередко мы видим ткани, которые ранее применяли исключительно при моделировании верхней и повседневной одежды: вечерние платья, связанные на спицах или сшитые из джинсовой ткани (или из перешитых старых джинсов), длинные юбки из меха, твида или мохера, классические костюмы из кожи, денима или набивной ткани.

Источник