Меню

Времена мушкетеров одежда мушкетеров



Французские мушкетеры 1622-1775. Часть IV — ПОСЛЕДНИЕ МУШКЕТЕРЫ

УНИФОРМА, ЦВЕТА И ШТАНДАРТЫ

Наиболее известной частью мушкетерской униформы был синий плащ с серебряной или золотистой окантовкой. Спереди, по бокам и на тыльной части плаща располагался белый крест, обрамленный языками пламени. Нижняя часть креста была удлиненной. Фактически, все что мы знаем о настоящем мушкетерском плаще является производной из двух источников Etat de la France 1642 года и Le vray et nouveau estat de la France 1656 года. Скудность данных и отсутствие сохранившихся артефактов привели к тому, что за пару последних столетий художники и иллюстраторы придумали огромное количество белых крестов и схем раскраски мушкетерских плащей (от светло-синей до фиолетовой).

В 1657 году Филипп де Виллье написал, что каждый мушкетер владеет синим плащом с большим серебряным крестом на груди. Концы креста увенчаны золотистыми лилиями. С каждой стороны перекрестия виднеются языки пламени. Сам плащ украшен серебристой окантовкой. В 1660 году появилось еще одно описание мушкетеров, в котором упоминалось, что «первые 76 мушкетеров имели шляпы, украшенные белыми плюмажами, тогда как оставшиеся 72 мушкетера имели белые, черные и желтые плюмажи. Третье подразделение мушкетеров, состоявшее из 52 человек, имело шляпы с белыми, голубыми и черными плюмажами, тогда как шляпы четвертого были украшены плюмажами зеленого и белого цвета. Все мушкетеры были одеты в богато украшенные плащи, и их униформа выгодно выделялась на фоне униформы других военных отрядов.

В апреле 1665 года отец Себастьян Бокателли описывал первый полк мушкетеров следующим образом: «Мушкетеры ехали на породистых белых лошадях. Все они были одеты в синие плащи с серебристой окантовкой. На спине и груди мушкетеров можно было увидеть крест, окруженный языками пламени».

Стоит отметить, что плащи 17-го века были довольно короткими и доходили мушкетеру до бедер. Их боковины крепились друг к другу при помощи маленьких пуговиц. К концу века плащи стали увеличиваться в размерах. Наблюдая за этой нехорошей тенденцией, Людовик XV приказал носить новый вид плаща «безрукавки-субревеста», который был меньше и легче утяжеленных плащей стандартного образца. Такая синяя «безрукавка» была отделана серебряным кружевом и имели крест, как на груди, так и на спине. Примерно в это же время на униформе стали появляться кресты, перекладины которых были украшены золочеными лилиями. В уголках креста располагались языки пламени (багровые для 1-го полка и оранжевые для 2-го полка). Субревесты оставались стандартной униформой мушкетеров до 1776 года, когда полк был полностью расформирован.

Стоит отметить, что начиная с 1668 года, и субревест и длинный плащ покупались за счет короля. Однако кираса, находившаяся под верхней одеждой, приобреталась самим гвардейцем. Забавно, что кираса была обязательным элементом экипировки, но многие мушкетеры не любили ее. Начиная с середины 17-го века, мушкетеры одевались в стандартную униформу, которая украшалась драгоценностями и даже бриллиантами, во время королевских выездов. Роскошная верхняя одежда менялась время от времени по воле и прихоти короля. Так, например, в 1665 году король приказал сшить для мушкетеров длинные синие пальто, расшитые серебряным кружевом.

До 1677 года мушкетеры одевались, кто во что горазд. Ибо единых стандартов униформы (кроме плаща) в гвардии не было. В 1677 году мушкетерская униформа стала алой, и этот оттенок одежды сохранялся до тех пор, пока в конце 18-го века полки не были окончательно расформированы.

Что касается знамен, то мушкетеры были единственным военным подразделением королевства, которое имело кавалерийский штандарт и пехотные флаги. Оба флага имели одинаковые орнамент и единую цветовую гамму. Если мушкетеры сражались верхом, в бой они шли под кавалерийским штандартом, в противном случае они сражались под полковым пехотным знаменем.

ОРУЖИЕ, ЛИЧНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ, ЛОШАДИ

Изначально в мушкетерском полку не было никаких предписаний относительно оружейных стандартов. Поэтому мушкетеры вооружались, как душенька изволит. Ситуация изменилась в конце 17-го века, когда король разрешил сержантам и младшим офицерам иметь кремневые карабины (при этом их применяли во время кампаний, но никогда не демонстрировали на парадах). Парные пистолеты на вооружении мушкетеров появились около 1660 года.

Типовым оружием мушкетеров была рапира (во время церемониалов и городских патрулей, мушкетеры могли вооружиться алебардой). Типовая мушкетерская модель рапиры появилась в 1650-ых годах, это было элегантное и легкое оружие. В кавалерийском строю мушкетеры использовали 90-см палаш. Рукояти оружия 1-го мушкетерского полка были покрыты позолотой, тогда как рукояти второго мушкетерского полка были посеребрены. Во время семилетней войны на вооружении мушкетеров появился 92-см широкий палаш со сферообразным эфесом, защищавшим руку от возможного повреждения. На эфесе 1-го полка располагался крест с тремя языками пламени, тогда как на эфесе 2-го полка располагался крест с пятью языками пламени. На лезвиях палашей была выгравирована полковая принадлежность, а также данные о производителе оружия. 92-см палаш состоял на вооружении мушкетерских полков до момента их окончательного роспуска.

Вплоть до 1683 года рапиры и палаши крепились на подплечевой ремень. Как правило, подобные ремни были сделаны из бычьей кожи и украшены серебром или позолотой. Иногда к тому же ремню был прикреплен байонет и лядунка (если мушкетер не мог взять эти принадлежности с собой, он крепил их к седлу). В течение многих лет лядунка располагалась возле правой пистолетной кобуры, тогда как рог с порохом размещался возле левого плеча на поясе с золотой или серебряной окантовкой. Начиная с 1740 года, лядунка переехала в область правого плеча. Как правило, патронная сумка была сделана из бычьей кожи и украшена белым крестом. Мушкетерские уздечки и седла были желтыми, с золоченым или серебряным кантом.

Что касается лошадей, то типовая мушкетерская лошадь стоила, примерно, 300 фунтов, и, изначально, могла быть любого цвета. В 1660 году мушкетерам было вменено в правило приобретать только белых лошадей. Начиная с 1665 года 1-ый мушкетерский полк ездил на белых и серых лошадях, тогда как 2-ой, только на черных.

Что становилось с мушкетерами, покинувшими службу? Начнем с того, что многие не доживали до ее окончания. Например, генерал Бопре стал мушкетером в 1640-ых годах, дослужился до генерала и погиб в 1679 году. Виконт Лотрек стал мушкетером 2-го полка в 1690 году, дослужился до полковника в своем собственном драгунском полку и погиб в 1705 году в Италии. В противовес им Филип де Рижо де Водре начал службу мушкетером, потом стал бойцом морской пехоты, отправился в Канаду, где и стал генерал-губернатором Новой Франции (с 1703 по 1725 год). Возможно, самым известным реальным мушкетером стал Жильбер дю Мотье Маркиз де Лафайет, который был мушкетером в молодости, а потом присоединился к американской армии в Войне за незавимость и стал одним из самых знаменитых американских генералов.

Мушкетеры, отдавшие службе несколько десятков лет, выходили в почетную отставку. В этом случае мушкетер вел относительно спокойную жизнь и уже не участвовал в сражениях. Однако, король следил за своими любимчиками, посещал их и не давал в обиду. Частенько бывало и так, что вышедших на пенсию мушкетеров могли вернуть на службу в качестве военных консультантов или специалистов по решению отдельных проблем.

Читайте также:  Одежда священника во время богослужения

Репутация королевских мушкетеров была столь высока, что правители других королевств хотели иметь на своей службе подобное же подразделение. Так, например, в 1690 году электор бранденбургский Фридрих Вильгельм основал собственный гвардейский отряд униформа которого включала в себя синий плащ с вышитым поверх него белым крестом. Отряд был быстро распущен, но немцы не отказались от идеи создания «германских мушкетеров». В 1740 году по аналогии с мушкетерским отрядом был создан кавалерийский прусский Garde du Corps, который обеспечивал безопасность прусского короля, а после 1871 года – безопасность германского императора. Униформа прусской гвардии включали в себя багровый супервест (камзол без рукавов), одетый поверх белой униформы. На супервесте был изображен символ звезды Ордена Черного орла. В таком виде германская гвардия просуществовала до 1918 года.

Кроме немцев французских мушкетеров имитировали испанские гвардейцы. В октябре 1702 года король Филип V Испанский сформировал гвардейский отряд, состоящий из 100 мушкетеров. Их униформа целиком и полностью повторяла униформу 1-го полка французских мушкетеров. Однако, в отличие от своих французских коллег, испанские мушкетеры рекрутировались не из молодежи, а из ветеранов многочисленных военных кампаний. Второй полк испанских мушкетеров должен был охранять королеву. 23 июня 1704 года гвардейские полки испанских мушкетеров были распущены, тогда как сами мушкетеры влились в состав 3-ей гвардейской роты.

Восемнадцатый век стал для Франции веком тяжелых военных и революционных испытаний. После завершения Наполеоновских войн и отречения Наполеона I, на трон взошел Людовик XVIII. 15 июня 1815 года он возродил два мушкетерских полка. Большая часть новых мушкетеров была молодыми людьми роялистских убеждений. Однако в состав полка вошло 50 ветеранов – настоящих мушкетеров в возрасте от 55 до 79 лет (они служили в полку до 1775 года, когда мушкетерские подразделения были полностью расформированы). Униформа новых мушкетеров впитала в себя элементы классического мушкетерского обмундирования. 21 января 1815 года ее показали широкой публике, и она немедленно произвела фурор. Во время 100 дней, мушкетеры эскортировали Людовика XVIII в Гент. 31 декабря 1815 года подразделение вновь было распущено по причине высокой стоимости содержания и общей неготовности к ведению реальных боевых действий.

На этом история мушкетерских полков во Франции завершилась окончательно.

Источник

Костюм мушкетёра

По моде XVII века, на голове д’Артаньяна красовалась широкополая фетровая шляпа с пучком пышных перьев. Отважный мушкетёр носил её не только на улице, но не снимал и в помещении, а часто не расставался с нею даже за столом. Шляпу д’Артаньян надвигал на ухо, на лоб или заламывал на затылок. – Это зависело от того, хотел ли он придать своей внешности выражение гнева, добродушия или удали.

Волосы из-под шляпы ниспадали до самых плеч, но это вовсе не значило, что герой романа обладал пышной шевелюрой. Незадолго до приезда д’Артаньяна в Париж, облысевший король Людовик XIII начал носить парик. Мода на парики быстро распространилась среди придворных.

На д’Артаньяне был камзол. Его застёгивали только на груди, а длинные расширяющиеся книзу полы топорщились на бёдрах. Из- под камзола выпускали наружу большой кружевной воротник и кружевные манжеты.

Короткие, украшенные множеством бантиков штаны, заканчивались подвязками для длинных чулок. Подвязки были особой гордостью кавалера, они делались из кружев и бахромой свисали ниже колен. Для того чтобы подвязки были видны, широченные голенища сапог имели огромные раструбы.

«Господин д’Артаньян состоит в гвардейской роте господина Дезэссара, а этот господин – мушкетёр из роты господина де Тревиля. Поглядите на его одежду, господин комиссар, поглядите на одежду!» – восклицает в романе господин Бонасье.

Вы можете подумать, что одежда мушкетёра отличалась от формы гвардейца. Ничего подобного.

В первой половине XVII века военный формы ещё не существовало, и даже солдаты враждующих армий не всегда отличали своих по одежде.

Лишь в конце XVII века, в период, описанный в романе «10 лет спустя», мушкетёры различных рот начали носить камзолы разного цвета-красные, серые, голубые. До этого мушкетёра можно было отличить лишь по маленькой букве «Л» («Людовик – король Франции»), вышитой на одежде.

В романе мушкетёры короля соперничают с гвардейцами кардинала Ришелье. Обычно на рисунках гвардейцев изображают с крестами на плащах, но и этот знак был введён гораздо позже, когда Ришелье уже давно не было в живых.

Читайте также

Оружие мушкетёра

Оружие мушкетёра Мушкетёр – солдат, вооружённый мушкетом. Мушкет, предок ружья, был так тяжёл, что для выстрела приходилось ставить его на специальную подставку – сошку. При стрельбе мушкет ударял в плечо с такой силой, что мушкетёрам приходилось подкладывать под

Парадный костюм

Парадный костюм Парадные туалеты XVII века придавали гостям вид чопорный, важный, и пышный.Рёбра и талию женщин стягивал корсет на металлических планках. От этого верхняя часть туловища становилась похожей на рюмку. Юбка напоминала колокол. Чтобы сделать её по возможности

Костюм богатого сеньора

Костюм богатого сеньора О том, каким был мужской костюм, обычный для королевского двора, мы знаем из описания того же вездесущего Рауля Глабера: «Около 1000 года, когда король Роберт только что женился на королеве Констанции, приехавшей из Аквитании, можно было видеть в

Мужской костюм

Мужской костюм Утром сеньор последовательно надевал брэ [56] рубашку, шоссы [57] туфли, пелиссон и блио. Если он собирался уезжать, то к этому добавлялись плащ, головной убор и сапоги. Отправляясь на войну, поверх обычной одежды он облачался в военное снаряжение.Брэ –

Женский костюм

Женский костюм Большинство элементов женского костюма ни по своему назначению, ни по покрою не отличалось от того, что носили мужчины. Однако здесь царило еще большее изобилие тканей и расцветок, а также узоров и аксессуаров.Впрочем, брэ женщины не носили, зато они ловко

Три мушкетера

Три мушкетера Интересно, что друзья отважного гасконца – Атос, Портос и Арамис – тоже оказались непридуманными. Однако славная четверка могла общаться лишь несколько кратких месяцев 1643 года. В декабре этого года в одной из бесчисленных стычек был смертельно ранен Арман

Мушкетеры-скандалисты («Д’Артаньян и три мушкетера»)

Мушкетеры-скандалисты («Д’Артаньян и три мушкетера») Во время съемок знаменитого телеблокбастера «Д’Артаньян и три мушкетера» было множество скандалов. Опишу лишь некоторые.Первый скандал случился в самом начале съемок – в апреле 1978 года: тогда взбунтовались актеры.

Римский военный костюм

Римский военный костюм Эта серия рисунков, иллюстрирующих развитие римского военного костюма и доспеха с I в. до н.э. по III в. н.э., сделана автором книги с помощью Х. Рассела Робинсона для Центрального римско-германского музея в Майнце. Рисунки номер 18 и 19 добавлены, чтобы

Нефритовый костюм принца Лю Шена

Нефритовый костюм принца Лю Шена Резьба по камню – один из древнейших видов прикладного искусства Китая. Для резьбы искусные китайские камнерезы использовали яшму, нефрит и близкий ему по расцветке жадеит. А кроме них, еще агат, халцедон, горный хрусталь, аметист и

Римский военный костюм

Римский военный костюм Эта серия рисунков, иллюстрирующих развитие римского военного костюма и доспеха с I в. до н.э. по III в. н.э., сделана автором книги с помощью Х. Рассела Робинсона для Центрального римско-германского музея в Майнце. Рисунки номер 18 и 19 добавлены, чтобы

Читайте также:  Вязанные аксессуары для одежды

Глава 1. Как «три мушкетера» испугались Р-5М

Глава 1. Как «три мушкетера» испугались Р-5М Планы строительства канала, соединяющего Средиземное и Красное моря, вынашивались еще египетскими фараонами. В XIX веке проектированием канала всерьез занялись французские и итальянские инженеры. Бывший французский вице-консул

ВОДОЛАЗНЫЙ КОСТЮМ С ЖЕСТКИМ ШЛЕМОМ

ВОДОЛАЗНЫЙ КОСТЮМ С ЖЕСТКИМ ШЛЕМОМ В 1837 г. Зибе существенным образом усовершенствовал свое изобретение. Теперь водонепроницаемый костюм закрывал все тело водолаза (кроме рук), ноги были обуты в галоши, снабженные тяжелыми грузами, а установленный в шлеме выпускной

Женский костюм

Женский костюм За исключением «эфода» и «аддерета», женщины носят ту же одежду, что и мужчины. Однако разница в женской и мужской моде все же заметна, поскольку закон предписывает отличать в одежде пол. Различия состоят в качестве и цвете тканей, длине, украшении и крое.

Глава 3. Четыре мушкетёра

Глава 3. Четыре мушкетёра Итак, настало время познакомиться с четырьмя мушкетерами реформы, рыцарями без страха и упрека, тайно обосновавшимися в номере 1120 на одиннадцатом этаже московского «Президент-отеля». Имя одного нам уже известно – Ричард Дрезнер. У этого

Женский костюм

Женский костюм Относительно женщин Ланда сообщает, что «индеанки побережья провинций Бакалар и Кампече очень скромны в своем костюме, так как помимо покрывала, что носили от середины тела вниз, они покрывали груди свернутым полотном, подвязывая его под мышками; все

Чувашский женский костюм

Чувашский женский костюм О чувашском женском костюме писали многие известные учёные:Г. А Никитин с Т. А. Крюковым – книга «Чувашское народное изобразительное искусство»,1960; А. А. Трофимов с Э. Д. Меджитовой – книга «Чувашское народное искусство», 1981. Прекрасно

Источник

Как мушкетеры носили кружева

В свое время мне попадалась информация о том, что во Франции времен Людовика XIII и Анны Австрийской у мушкетеров был регламент на кружева . Обычный мушкетер мог иметь 1 ряд кружев на воротнике, лейтенант — 2 ряда, а капитан королевских мушкетеров — целых 3 ряда кружева!

Решила я уточнить этот момент. Документального подтверждения так и не нашла, художники тоже не очень были расположены на эту тему писать картины . Вот он — граф де Тревиль, а кружева хоть и широкие, но в один ряд.

И вот я плавно вышла на наш замечательный фильм. Ну да, « Д`Артаньян и 3 мушкетера »! Вот где отлично можно проследить не только благосостояние отдельных мушкетеров, но даже их характер. Читайте до конца — вас ждет сюрприз!

Правда я заметила в платье королевы Анны, что застежка на спине платья очень напоминала “молнию” — или я ошибаюсь?

Хотя думаю, что кружевами в фильме мы вполне можем полюбоваться! Давайте смотреть вместе.

Капитан королевских мушкетеров в фильме одет богаче — один ряд кружева нашит на сам воротник, второй ряд окаймляет его по периметру.

Мушкетеры, которых он отчитывает, пока не в полном составе, но при полном параде. Воротник Арамиса выглядит просто неприлично богато для бедного мушкетера — не полотняный, а полностью кружевной, да еще и широкий какой! Видимо кузина-белошвейка умела шить и кружева.

Воротник Портоса тоже совсем не бедный — но на протяжении всего фильма один и тот же. Наверное, другого в принципе нет.

Атос всегда выглядит безукоризненно, как и положено графу. Посмотрите на воротник — не просто гладкое полотно, а похоже на вышитое .

Граф Рошфор располагает вполне приличными средствами . Шикарный кружевной воротник, на одежде тоже кружева — да еще какие! Все это очень дорого стоит.

И королевская чета: Людовик XIII и Анна Австрийская . Парча, вышивка, золотые кружева. До эдикта против роскоши остается еще слишком много времени!

Смотрите — мушкетеры пришли на дуэль с д`Артаньяном. Атос и Арамис сменили свои шикарные кружевные воротники на обычные полотняные . А Портос даже дерется в кружевах!

И даже 20 лет спустя д`Артаньян — лейтенант королевских мушкетеров — мог себе позволить лишь тонкую полоску кружева.

А теперь посмотрите на воротники Атоса и Портоса (бывших, конечно). Финансовый вывод сделать достаточно легко.

Думаю, теперь вы будете смотреть исторические фильмы другими глазами))

А теперь — обещанный сюрприз! Смотрите, как это было.

Подписывайтесь на канал, чтобы быть с нами вместе вместе!

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Мода времен Трех Мушкетеров

Четверг, 09 Октября 2008 г. 15:13 + в цитатник

Вообщем то эта тема задумывалась у меня как один пост по моде 17 века. Но при ближнем рассмотретнии, если отталкиваться от той же Франции к примеру, видно,что нужно поделить на две части, хотя бы по Людовику 13 и Людовику 14. Так я наверно и сделаю, пока запощу первую половину 17 века- образно говоря всем знакомых «Трех мушкетеров», если будет интересно, оставляйте комментарии,я продолжу.

Итак, первая часть Марлезонского балета :действующий лица и исполнители.Мода эпохи Людовика 13.Сразу прошу прощения,что обойду вниманием голландскую моду того времени (кроме работ художников в этом посте), она заслуживает отдельной темы по-моему

1.Карл I- 19 ноября 1600—30 января 1649 — король Англии, Шотландии и Ирландии

2.Жена Карла 1 Генриетта-Мария

3.Вильерс, Джордж, 1-й герцог Бекингем

4.Людовик 13-Справедливый 1601-1643— король Франции

5. Жена Людовика-Анна Австрийская

17 век- век триумфального шествия барокко.
Барокко (итал. barocco — «странный», «причудливый»; порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы»; существуют и другие предположения о происхождении этого слова) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Франция. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».
Барочный человек отвергает естественность, которая отождествляется с дикостью, бесцеремонностью, самодурством, зверством и невежеством — всем тем, что в эпоху романтизма станет добродетелью. Женщина барокко дорожит бледностью кожи, на ней неестественная, вычурная причёска, корсет и искусственно расширенная юбка на каркасе из китового уса. Она на каблуках.
А идеалом мужчины в эпоху барокко становится джентльмен — от англ. gentle: «мягкий», «нежный», «спокойный». Изначально он предпочитал брить усы и бороду, душиться духами и носить напудренные парики. К чему сила, если теперь убивают, нажимая на спусковой крючок мушкета. В эпоху барокко естественность — это синоним зверства, дикости, вульгарности и сумасбродства. Для философа Гоббса естественное состояние (англ. state of nature), которое характеризуется анархией и войны всех против всех.

Willem Pietersz. Buytewech

Барокко характеризует идея облагораживания естества на началах разума. Нужду не терпеть, но «благообразно в приятных и учтивых словах предлагать» (Юности честное зерцало, 1717). Согласно философу Спинозе, влечения уже составляют не содержание греха, но «саму сущность человека». Поэтому аппетит оформляется в изысканном столовом этикете (именно в эпоху барокко появляются вилки и салфетки); интерес к противоположному полу — в учтивом флирте, ссоры — в утончённой дуэли.
Для барокко характерна идея спящего Бога — деизм. Бог мыслится не как Спаситель, но как Великий Архитектор, который создал мир подобно тому, как часовщик создаёт механизм. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм. Закон сохранения энергии, абсолютность пространства и времени гарантированы словом Бога. Однако, сотворив мир, Бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Поэтому подлинными хранителями Просвещения являются не пророки и священники, а учёные-естествоиспытатели. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию в «Системе природы» (1735). Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества.
Многообразие восприятия повышает уровень сознания — примерно так говорит философ Лейбниц. Галилей впервые направляет телескоп к звёздам и доказывает вращение Земли вокруг Солнца (1611), а Левенгук под микроскопом обнаруживает крошечных живых организмов (1675). Огромные парусники бороздят просторы мирового океана, стирая белые пятна на географических картах мира. Литературными символами эпохи становится путешественники и искатели приключений: капитан Гулливер и барон Мюнхгаузен.

Читайте также:  Милая одежда для собак

Willem Pietersz. Buytewech. 1521-1624

Эпоха барокко порождает огромное количество развлечений ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарады. Можно добавить ещё появление качелей и «огненных потех» (фейерверков). В интерьерах место икон заняли портреты и пейзажи, а музыка из духовной превратилась в приятную игру звука.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к baroco. В Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» — геометрической правильности построений на плацу.

Willem Pietersz. Buytewech

В начале XVII в. сумрачная и чопорная испанская мода отступила. В своем развитии она дошла до абсурда: одежда превратилась в совершенно не связанный с человеческим телом и его пропорциями. В европейских странах перестали подражать испанскому вкусу и моде. Зрелый, умудренный житейским опытом, галантно-молодцеватый мужчина, смелый создатель своей судьбы — именно для него создается костюм первой половины XVII в. Военные упорно отвергали несовместимую с их тяжелым, смертельно опасным ремеслом тесную, сковывающую движения одежду. И в 30-х годах XVII в. в европейских салонах находят признание элементы немецко-шведской военной формы, которая появилась во времена Тридцатилетней войны (1618-1648). Короткие испанские дутые штаны в виде «шаров-подушек» удлинились ниже колен. Узкий пояс с подвешенной шпагой сменила широкая развевающаяся парчовая лента — перевязь, богато украшенная, ее носили через правое плечо. Какой-то период она даже была частью форменной военной одежды того времени; на ней почти вертикально к полу висела шпага и целый ряд деревянных пороховниц, а с XVIII в. — подсумок для готовых патронов. На смену туфлям пришли высокие военные сапоги из тонкой кожи светлых тонов (преимущественно желтого цвета), часто выше колен, с широкими голенищами и раструбом, изящными шпорами (их не снимали даже на балу) и каблуками. Появление каблуков в мужской обуви объясняется тем, что тяжелые рыцарские доспехи по мере развития огнестрельного оружия заменялись легкими, не закрывавшими ногу до кончиков пальцев. Нога же в стремени нуждалась в прочном упоре.

Frans Hals
Laughing Cavalier, 1624

Сыграло свою роль и распространение езды верхом. Каблуки делали цветными; красные имели право носить только дворяне и лишь на балах. Кстати, в сапогах, как уже упоминалось, можно было явиться даже на бал. Стали обильно румяниться, употреблять духи, носить длинные до плеч /нередко крашеные) завитые волосы, закрученные кверху усы с бородой «а ля муш» (буквально — «муха») в виде холеного маленького кустика волос на подбородке, жемчужные серьги и мягкую плоскую фетровую шляпу с большими по- разному отогнутыми полями, украшенную развевающимися красными, голубыми, белыми страусовыми перьями. Появилась мода на седину; ввели пудру для волос, но пудрили только виски. Шляпа была не только головным убором Она служила также своеобразным инструментом, с помощью которого мужчина, особенно придворный, выражал тончайшие оттенки своего отношения к тем или иным особам. Каким образом человек снимал шляпу, как держал ее в руке, каким жестом сопровождал поклон, насколько низко она опускалась — все принималось во внимание окружающими. Умение «владеть шляпой» говорило о степени воспитанности светского мужчины. Любопытно, что драгоценности теперь пользуются меньшей популярностью, чем раньше. Зато в моде кружева, как у женщин, так и у мужчин. Даже широкие и элегантные отвороты мужских сапог кокетливо украшают дорогими кружевами.

Frans Hals. Isabella Coymans. Detail. c. 1650

Мужской костюм дополняли очень узкие небольшие (в моде была маленькая рука —I! первый признак мужской красоты и «породистости», то есть аристократического происхождения) перчатки с раструбами, трость и розетки из лент, которые носили на груди или на плече куртки в честь дам сердца. (Цвета этих дополнений обычно повторяли любимые цвета дамы.) В XVII в. (и до начала XIX в.) еще не было Строгого различия в назначении костюмов. В одном и том же светлом (голубом, красном, сером, желтом либо белом) парадном костюме дворянин мог танцевать балу, идти на улицу и на войну. Таким был наиболее распространенный узкий костюм времен Тридцатилетней войны. Военные добавили к нему кое-что и от себя. Прежде всего, это элегантная, желтовато-коричневая куртка из буйволовой кожи, или кожаный колет или буфль у офицеров, украшенный всевозможными галунами и позументами, часто заменяющий панцирь. Не создавая новой модной формы одежды, колет придавал мужчине воинствено-вызывающий характер. Если в предыдущем XVI в. военачальники все еще носили полный панцирь и шлем с забралом, то рядовой солдат (например, копейщик или пикинер) уже тогда имел лишь металлический скорлупообразный нагрудный панцирь, кольцеобразный воротник, шлем и набедренник, то есть латы прикрывали не все тело, а наиболее уязвимые места — голову, грудь, частично руки и ноги. Вместо прекрасных полированных доспехов появляются вороненые (отсюда черные всадники, или рейтары); черным становится и грушевидный шлем (морион).

Frans Hals. Claes Duyst van Voorhout
c. 1638

Первые образцы военной униформы появились во время Тридцатилетней войны, когда выдающийся полководец, шведский король Густав П Адольф ввел для своих подков одежду определенного цвета. По-настоящему же она «вошла в моду лишь в конце ХVII в. благодаря королю Франции Людовику XIV. Он первым создал армию на постоянной основе и потребовал, чтобы его полки маршировали на парадах в одежде — сюртуках (от французского surtout — сверх всего) — одного цвета, одного покроя, с одинаковым числом пуговиц и т.д. Всю экипировку (снаряжение) солдат изготовляли и поставляли государственные поставщики. Но это уже другая история.

Pieter Codde. Cavaliers and Ladies 1633

Рубрики: история
мода

Метки: мода история все могут короли 17 век

Процитировано 14 раз
Понравилось: 1 пользователю

Источник