Как якутянка Анна Бочкарева сделала бизнес на куклах
Якутянка Анна Бочкарева мастерит кукол в якутском национальном стиле. В прошлом году она запустила собственный бизнес-проект Sakha Kukla, это была ее давняя мечта. Работы талантливой девушки быстро заметили: стали поступать заказы не только из других районов республики, но и от якутян, которые живут за рубежом.
Анна признается, что не ожидала, что ее куклы будут настолько востребованы.
«Эта идея пришла ко мне еще в школе, — рассказала девушка. — В десятом классе я посмотрела телепередачу о воспитании детей. В ней говорилось о том, насколько важно правильно выбирать игрушки для детей, как они влияют на развитие малышей. И я задумалась: почему в наших магазинах нет якутских кукол? Эта идея никак не выходила у меня из головы».
Прошлым летом Анна участвовала в молодежном образовательном форуме «Синергия Севера», на котором она представила свой проект и пробную коллекцию с национальными куклами.
«Мы многому научились за те пять дней, — продолжает Анна. — На форум приезжали известные эксперты, представители бизнеса, они поделились с нами опытом, дали бесценные советы. Важнее всего, что они помогли нам поверить в свои силы и понять, что при желании можно реализовать любую самую смелую идею.
Среди участников форума было 60 человек, которым было интересно предпринимательство. Мы все жили в палаточном городке, очень подружились и до сих пор общаемся. Больше всего мне понравились лекции директора Финансового института развития бизнеса Ильдара Шайхутдинова. Он заинтересовался моим проектом и предложил выступить инвестором. Сейчас мы работаем вместе с ним».
По итогам форума Анна Бочкарева вошла в число лучших участников форума и выиграла грант на сумму 100 тысяч рублей. Эти средства она направила на реализацию своего проекта.
Мастерица рассказала, как создаются ее куклы: «Сначала мы придумываем образ куклы и рисуем эскиз. Когда только начинали, долго думали над тем, какой будет упаковка. Обычную картонную коробку люди сразу выкидывают, поэтому мы решили делать деревянные. Мне очень нравится вышивка бисером, люблю делать для кукол национальные украшения и шить платья халадай.
В первой коллекции было семь кукол, их сразу же раскупили. Мы завели страницу в Instagram, уже через неделю стало поступать много запросов: все спрашивали, где и как можно купить наши работы. Вторая коллекция тоже очень быстро разошлась. Позже мы начали открывать точки продаж по городу. Часто отправляем посылки с куклами за границу — в Германию, Корею, Португалию. Бывает так, что игрушки покупают якутяне, которые потом отправляют их детям и внукам, живущим в других странах.
Сейчас на подходе новая коллекция, в которой будет сто кукол. Они будут готовы до конца августа.
Меня иногда спрашивают, полезны ли такие образовательные форумы, как «Синергия Севера». Всех, кто еще сомневается в своих возможностях, я хочу призвать активно участвовать в таких образовательных мероприятиях. Это возможность не только научиться чему-то новому, но и понять, в каком направлении нужно развиваться.
Мою маму знают как очень талантливую рукодельницу, она швея. Благодаря ей я всегда ходила в детсад и школу нарядная. Она теперь моя главная помощница, поддержка и опора. Она сразу поддержала мою идею и все время помогала мне во время работы над проектом.
Я уверена, что если у человека есть идея, то он должен обязательно воплотить ее в жизнь. Моя идея витала в воздухе шесть лет, и сейчас, когда я вижу результат, я понимаю, что все было не зря. Я очень рада этому. Нашу команду переполняет гордость за наш национальный продукт».
Источник
Мастер-класс «Куклы в национальных костюмах»
ирина курка
Мастер-класс «Куклы в национальных костюмах»
Это пособие актуально в обучении и воспитании как детей дошкольного, так и школьного возраста. Нравственное воспитание- один из разделов всех образовательных программ. Как в детских садах, так и в школах подробно изучают страну, в которой живёшь и свой город.Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Советской Родине, уважение к людям других национальностей. Историю, достопримечательности своего края должен знать каждый. Интересно узнать и о народах своего города, о их культуре, о народных костюмах. По иллюстрациям рассказывать детям- это скучно, гораздо интереснее когда информация подкрепляется экспонатами, которые можно взять в руки, рассмотреть по подробнее. Да и когда кабинет разнообразно оформлен, это плюс педагогу. Но народное образование слабо финансируется, поэтому многие пособия приходится делать своими руками. Предлагаю подробную технику выполнения куклы в азербайджанском костюме из простых, подручных материалов. По такой же технологии можно сделать любой национальный костюм.
Пластиковая бутылка -1 литр,
Ткань: бардовый и красный атлас, белый капрон,
Пряжа черного или коричневого цвета,
Метр, карандаш, ножницы, швейная машина,
Эскиз костюма.
Прежде чем приступить к работе, необходимо найти иллюстрацию данного национального костюма.
Начинаем формировать голову. Сложив вдвое капрон (чтоб не просвечивал синтепон, вырезаем круг диаметром 25 см.
Куском синтепона обернуть крышку бутылки, сверху накрыть капроном и туго обмотать нитками.
Сформировать по форме голову, подтянуть ткань за края, получилась голова.
Измерив объём бутылки, рассчитаем выкройку.
Расчерчиваем прямоугольник где ширина: обхват бутылки+2см (на боковые швы) и всё разделить на 2.; а длина- высота бутылки до горлышка + 3 см (на подгибку и шов,горловина: обхват горлышка бутылки + 2 см. Чертим линии плеч и вырезаем.
По бумажной выкройке вырезаем детали из ткани. Получаем 2 детали основные (перёд и зад, два квадрата (рукава, и полоска, длинной равной обхвату горлышка бутылки и шириной 3-4 см.
Прошиваем рукава и набиваем синтепоном –получаем руки.
Сшиваем две детали основной выкройки по плечам и соединяем с руками
Выворачиваем, получается как платье.
Надеваем его на куклу.
Теперь приступим к изготовлению верхнего платья. По готовой бумажной выкройке разрезаем по линии талии. По верхней части бумажной выкройки выкраиваем верх задней части. Затем эту бумажную выкройку разрезаем пополам и выкраиваем две части переда. Раскраиваем две детали юбки клёш, затем одну часть разрезаем пополам. Остаётся вырезать рукава со шлейфом.
Сшив все детали, примеряем на куклу.
Если где нужно подравниваем ножницами, затем прикалываем булавками к нижнему платью только верх платья.
Берём ажурную тесьму и пришиваем по краю бардового платья, вокруг горловины скрепляя верхнее с нижним платьем.
Займёмся головой. Берём большую иголку и пряжу черного или коричневого цвета. Протягиваем отрезки пряжи через капрон, делая как бы пробор на голове.
Затем готовые получившиеся волосы заплетаем в косы.
Остаётся украсить голову. Вырезаем из бардовой ткани круг диаметром как голова и полоску длинной равной обхвату головы. Сшиваем их между собой, получаем головной убор. Обшиваем его тесьмой и пришиваем к голове. Дополняем изделие фатой- что соответствует аксессуару данного национального костюма.
В нашем городе живут люди разных национальностей: казахи, татары, русские, азербайджанцы, и др.
Используя такую технологию,я сделала в своём кабинете кукол данных национальностей. Детям очень нравятся, они с удовольствием пользуются, рассматривают их, куклы эти достаточно прочные, так как все детали сшиты между собой. Итак, закончен мастер- класс, прочитав который вы можете тоже изготовить такое пособие.
Спасибо за внимание!
Наша акция или пригодилось то, что с лета сохранилось Воспитание сострадания у детей дошкольного возраста одна из основных целей в обучении и воспитании. Реализация данной цели проходит.
Использование нетрадиционного оборудования на уроках физкультуры Пособие «Весёлые каталочки» Пособие «Массажные варежки» Пособие «Мячики-ежики» Пособие для дыхания «Разноцветные хлопушки» Пособие.
Источник
Презентация:»Традиционные игрушки и игры якутов»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Традиционные игрушки и игры народа саха. Работу выполнил ученик 2 Б класса МБОУ СОШ№19 им.Л.Попугаевой Города Удачный Мирнинского района Марков Георгий. Традиционные игрушки и игры народа саха.
Игрушка предназначена для забавы детей. Она знакомит ребенка с окружающим его миром — с животными, растениями, предметами домашнего обихода, орудиями труда. Вместе с тем необходимым качеством игрушки должна быть ее способность заинтересовать ребенка, привлечь его внимание, доставить ему радость во всем. Игрушка- многогранное и очень древнее по своему содержанию явление культуры. В ней соединены мифология и реальность, фантазия и магия время игры.
В старину были в первооснове игрушек образы, имеющие культовое, ритуальное значение. В повседневности изображение человека являлось грешным, оно использовалось только в магических целях. Позднее появились тряпичные куклы. Другие- утилитарные предметы, изготавливаемые с целью привить ребенку трудовые навыки, передать социальные нормы.
«Хабылык»(«Палочки»). Комплекс из лучинок для настольной игры. Часть их имеет особое значение и цену. Сущность игры состоит в том, чтобы, подбросив все лучинки кверху, поймать заранее определенное количество или особого достоинства. «Хаамыска»(«камушки»). позволит проявить ловкость рук. Существует несколько уровней данной игры. На столе расставляются фишки, которые необходимо сбить пятой. Фишки изготавливаются из твердого дерева, которое выдерживает удары об столешницу. Настольные игры
«Баайа» Вертушка-жребий. Представляет собой кубик с осью. Каждая грань орнаментируется по особому, в соответствии с которой определяется мера выигрыша. «Мас ойуун»(Деревянный шаман»). Вертушка со световым эффектом. Представляет собой деревянную воронку на шпилеобразной ножке. На дно кладется уголек, вокруг обматывается веревка. Дергая ее за конец, можно привести игрушку в движение. Во время кручения уголек разгорается и его свет виден через отверстия на стенках воронки. Двигающаяся игрушка напоминает шамана во время камлания. Настольные игры
Старинные якутские настольные игры становятся достоянием многих жителей России. Теперь появились оригинальные подходы к классическим «Тыксаан» или «Щелчки», «Тырыынка» или «Лучинки и других. Живя на севере, жители якутии стремились научиться проводить время с пользой и развить себе навыки и старания, которые помогут улучшить координацию. Эти игры развивают мелкую моторику пальцев и координацию движений, позволяют проявить ловкость и показать свои умения, благодаря им дети овладевают навыками счета и даже могут подготовить руку к письму.они идеальны для младшего дошкольного возраста и учеников для начальных классов. Ведь нет ничего лучше, чем проверенные столетиями игры для детей и взрослых.
Домашние животные. Самые распространенные игрушки у детей саха. Материал для изготовления- береста, тальник. Интересная форма игрушки: традиционно коровы вырезались в виде сверху. Разнообразен декор игрушки, изображающий масть и возраст животного. В старину семья считалась богатой, если имела много скота. Поэтому дети очень любили играть с животными- они представляли себя богатыми и счастливыми. Берестяная корова выглядела так, как будто на настоящую смотрят сверху- видно, морду, рога и туловище. Домашние животные.
Образ птицы в игрушках саха представлен довольно обширно. Игрушку вырезали таким образом, чтобы сохранялись характерные формы вида- гусь, лебедь, утка, птичка и.т. д. Ат(лошадь). Вырезалась из цельного куска дерева в виде плоской фигуры, более или менее приближенной к образу. животные .
Таба(олень). Игрушка имела распространение у северных якутов, которые в отличие от проживающих в центральных районах скотоводов, занимались оленеводством. Изображение оленя своеобразно- в виде головы с рогами. Дети играя научились меткости и ловкости, бросая аркан на голову.
Якутские игры делятся: Развитие атлетических способностей.(Спортивные игры). Например: хапсагай- борьба, якутские прыжки, перетягивание палки и.т.д. Настольные игры. Самые распространенные игра в камушки и игра в лучинки, игра в шашки-дуобат, сонор и.т.д. Игры развивающие ум. (Загадки, пословицы, поговорки и.т.д.) Подвижные игры. Зимой в основном играли в настольные игры, а летом когда все выезжали в сайылыках детвора собирались, играли в шумные совместные игры в веселии на полной своей волюшке. .
Национальные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа саха. Им отводилось особое место в повседневной жизни предков. И редкие праздники, и отдых после тяжелого трудового дня не обходились без массовых игр, состязаний в силе ловкости. В якутских национальных играх отразились особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитании, культе природы. Якутские спортивные игры. Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также охотой, рыболовством. Следует отметить огромное воспитательное значение игр и состязаний, которые закаляли здоровье, развивали физическую силу и мышление, приобщали подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям народа.
Якутские прыжки- один из популярных видов спорта. Они напоминают движения или действия какого-либо зверя или птицы. “Кылыы” – (скачки на одной ноге) выполняются одиннадцать безостановочных прыжков с разбега на одной ноге с приземлением на обе ноги. Очень сходны с манерой движения и прыжка журавля. ”Ыстанга” -выполняются одиннадцать попеременных прыжков с разбега с ноги на ногу с приземлением на обе ноги. Напоминают широкий шаг скачущего оленя. ”Куобах” — выполняются одиннадцать безостановочных прыжков одновременно, отталкиваясь двумя ногами с места или с разбега с приземлением на обе ноги. Прыжок «куобах»( в переводе на русский язык «заячий прыжок»)
Хапсагай имеет древнюю историю, и установить, когда установились правила борьбы вряд ли представляется возможным. Уже в известном героическом эпосе олонхо дано описание победы богатыря «среднего мира» над представителями «тёмной силы» при помощи приёмов борьбы хапсагай. Хапсагай (якут. хапсаҕай — проворный, ловкий, хваткий) — якутское национальное единоборство, борьба.
Один из наиболее популярных видов среди коренного населения Якутии. При перетягивании палки спортсмены садятся друг против друга, ступнями упираются в доску упора, руками захватывают палку. По свистку начинают тянуть палку. Победа присуждается тому, кто перетянув, вырвал ее у соперника. Очень сложное в координационном отношении и гибкости упражнение культивируется только у якутов. Задача участника заключается в том, чтобы не изменяя первоначального захвата и переступая ногами , выполнить под рукой «вертушку» и вернуться в исходное положение. Победит тот, кто больше и правильно выполнит «вертушку» Перетягивание палки- мас тардыьыы. Вертушка- «Тутум эргиир».
. Выбираются сокол и лиса. Остальные дети- соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения, и еще придумывает какое- нибудь более сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг выскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. Правила игры. Время появления лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит только тех, кто не присел. Сокол и лиса
Играют парами. Играющие становятся на правую ногу друг против друга, левая нога согнута. Руки скрещены перед грудью. Игроки прыгают на правой ноге и стараются правым плечом оттолкнуть один другого так, чтобы другой встал на обе ноги. Когда устают прыгать на правой ноге, меняют ее на левую. И тогда соответственно меняются толчки плеча. Если при грубом толчке один из играющих упадет, толкнувший уходит из игры. Правила игры. Победившим считается тот, кто заставит встать другого на обе ноги. . Соколиный бой.
Чтобы заготовить достаточно корма для скота на долгую зимовку, нашим предкам нередко приходилось косить траву и на болотистой местности, марчх, в кочкарнике. Подобная косьба была нелегким занятием, требовавший особой сноровки. Для игры брали поленья или камни клали по разным местам. Ведущий отводит игрока на другое место, завязывает ему глаза. Затем три раза поворачивает его и направляет в сторону поленьев. Победителем считается тот, кто пройдет с закрытыми глазами между кочек, ничего не задев. . Кочкарник- дул5алаах сиринэн
Я Георгий Марков, мне 8 лет, я учусь в школе №19 им. Ларисы Попугаевой, в городе Удачный, в 2 Б классе. Родился в городе Якутск, живу с бабушкой и дедушкой в Удачном. Я люблю город в котором живу, мне здесь все нравится. В нашем городе живут люди разных национальностей. У каждого народа есть свои традиции, которые бережно передаются из поколения в поколение. Ими богат и якутский народ. Узнав о конкурсе, решил участвовать и очень многое узнал. Целью моей работы является: Узнать в старину были ли у якутов игрушки, и из чего делали игрушки? Какие самые популярные игры якутов. Задачи: Собрать материал по интересующей теме. Обобщение собранного материала. В ходе работы я очень многое узнал о традициях своего народа, о национальном празднике «Ысыах», о спортивных играх и игрушках. Узнал еще что, происхождение игрушек и игр связано с укладом жизни народа, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также охотой, рыболовством .
Источник
Якутский национальный костюм
включайся в дискуссию
Поделись с друзьями
Национальная одежда разных народностей зачастую имеет четкий отпечаток не только быта, способа жизни, но и климатических условий. Так, например, якутский национальный костюм создавался специально для сложных климатических условий Севера. Конечно, в нем также присутствует определенное количество элементов, позаимствованных у других народов, но это вовсе не создает отрицательного впечатления о костюме якутов.
Историческая справка
Якуты, как национальная община, на сегодняшний день наиболее сконцентрированы в Якутии и Красноярском крае. Небольшую численность людей этой национальности можно встретить в Магаданской, Сахалинской и Амурской областях.
Самыми ранними образцами национальной одежды якутов принято считать костюмы, возникшие еще в XIII веке. В основном, это — верхняя одежда с ярко выраженными народными орнаментами, украшениями и элементами. Костюм национальный якутский того времени создавался из меха разношерстных животных, грубых сукна и шелка, кожи.
Уже в христианскую эпоху (17-18 века) традиционный набор верхней одежды изготавливался из шкуры и меха домашних животных, поскольку основным видом деятельности якутов было коне- и скотоводство. Особую популярность получили замша, кожа и мех короткошерстных домашних животных. Для дополнительного утепления в особо морозные периоды, якутские умельцы использовали шкуры зверей с пушистым, длинношерстным мехом. Этот вариант выглядел больше как декоративное украшение классического национального костюма: меховые полоски нашивались по периметру верхней одежды, в качестве манжетов на рукава, а также — широкие теплые воротники.
Особенности кроя
В основе каждой народной одежды зачастую лежит прямой силуэт с такими же рукавами. Традиционный костюм якутов не является исключением.
Однако, и в его «дизайне» существует несколько вариаций:
- оноолох, бууктаах. Якутские умельцы, без лишнего стеснения, положили в основу этого типа кроя особенности пошива одежды для российских военных и заядлых путешественников. Конечно, не обошлось без исключительно национальных вкраплений. Названием такой крой обязан наличию складок на спинке — «оноо» и оригинальной модели рукава — «буук» (буфообразный). Верхнюю одежду (чаще всего пальто), сшитую по этому принципу, носили одинаково и мужчины, и женщины. Основными материалами для изготовления якутских национальных костюмов этого кроя были: кожа и даба (китайская бумажная ткань) — для мужчин; мех и замша (в зависимости от сезона) — для женщин. Отделкой служили бархатные полоски на воротнике и манжетах;
- кытыылаах. Появился в обиходе якутов гораздо позднее первого типа кроя и отличается от него лишь некоторыми деталями. Например, двойная широкая суконная полоса, которая размещалась по краю борта верхней национальной одежды.
Главной особенностью женского летнего пальто, выполненного с использованием кроя кытыылаах, является наличие нитей красного цвета в орнаменте, который украшает периметр одежды и рукава. В мужских моделях, сроенных по этому же принципу, присутствуют более строгие и тусклые цвета;
- таналай. Один из самых древних типов кроя. Традиционная зимняя якутская одежда, которая выполнялась из ровдуги (оленья или лосиная замша) с использованием меха пушных зверей. Особенности этого кроя заключаются в наличии мехового наплечника, который располагался на стыке рукава и проймы. Разрезы по бокам, украшения из блестящего металла в виде подвесок в районе талии. Некоторые историки настаивают на том, что данный вид кроя был характерен для свадебных нарядов.
В основном, женский национальный костюм якутов не особо отличался от мужского. Главными различиями можно назвать цветовое исполнение, наличие дополнительного декора, использование различных материалов.
Женский якутский костюм
Основные материи для изготовления традиционного одеяния женщин в Якутии:
- повседневные — практичные и прочные ситец и сатин;
- праздничные — дорогие, красивые и блестящие шелк и атлас;
- верхняя одежда — мех, замша с искусным добавлением кусков шелка или меховых национальных орнаментов.
Национальная шуба взрослой якутянки носит название саныйах, шьется из шкур диких животных: соболь, волк, росомаха или лиса. Это — один из самых главных предметов свадебного наряда невесты. На спине шкурка выкладывалась таким образом, чтобы из меха получался узор в виде расправленных крыльев.
Вообще, классический якутский свадебный гардероб женщины состоял из основных элементов:
Аннах — особый кусок ткани, закрывающий лицо.
Нательная рубаха из грубого ровдуга.
Кожаные панталоны, прикрывающие, в основном, тазовую часть невесты.
Ноговицы — специальные гетры, выполненные из кожи дикого животного, которые напоминали сапоги, но заканчивались в районе щиколотки, не имели ступневой части.
Меховая доха — теплая пушистая шуба.
Традиционный головной убор, который своим кроем и видом напоминал военный шлем.
Большое количество украшений. Этот элемент у якутов считался одним из самых главных в женской одежде. При этом, украшалось все: одежда, обувь, голова, грудь, руки. Особой популярностью по сей день пользуется якутское бисероплетение. Его основы передаются от матери к дочери.
Костюм якутяночки в точности повторял костюм взрослой женщины. Для девочки было характерно использование опушка по периметру шапочки.
Национальный якутский костюм для мужчин
Конечно, одежда для мужчин отличалась от женской особой скромностью. Главной особенностью считалось наличие меховой отделки на рукавах и воротнике. Высота ворса у такой отделки могла достигать самых максимальных показателей. Головной убор также обязательно напоминает по своей форме шлем, изготавливался из натурального меха и закрывал от морозов уши, скулы и немного подбородочную зону. На конце такой якутской шапки обычно красовались полная луна или солнце, что знаменовало продолжение рода.
Мальчики-якуты с детства носили национальную одежду, полностью повторявшую, по своему крою и отделке, одежду взрослых мужчин.
Костюмы коренных якутов сегодня
В современном мире для изготовления национальной одежды используется больший спектр тканей, фактур и украшений. Сегодня они представляют собой народное достояние и практически особый предмет гордости и национального искусства, достойного музеев и выставок. Это всегда дорогие качественные ткани и меха, сшитые и отделанные в лучших якутских традициях. Конечно, современные дизайнеры достаточно далеко отошли от древнего наследия, постоянно внося свои коррективы, свое видение и свое творчество.
Якуты же сегодня надевают национальную одежду практически только по праздникам. Но украшения бисером и мехами продолжают использовать и по сей день.
Источник