Меню

Его одежда тип связи



Презентация к уроку Типы связи слов в словосочетании
материал по русскому языку по теме

Проверка произносительных норм, изучение темы, выполнение теста.

Скачать:

Вложение Размер
urok_po_teme_tipy_svyazi_slov_v_slovosochetanii_prezentaciya.pptx 279.8 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Орфоэпическая работа (проверка домашней работы)

Догово́р , продала′, щаве́ль , цепо́чка , хода́тайствовать , поняла́, зубча́тый , сирота́, фено́мен , безу́держный , алфави́т , сантиме́тр , наме́рение , подняла́, столя́р , то́рты , надо́лго , сосредото́чение , газопрово́д , газиро́ванная , факси́миле , жалюзи́, кварта́л , экспе́рт , звони́т , премирова́ть , диспансе́р , тамо́жня , усугуби́ть , ржа́ве́ть .

Словосочетание — это синтаксическая единица, состоящая из двух и более самостоятельных слов, связанных подчинительной грамматической связью, и выражающая единое, но расчленѐнное понятие, например: любимая профессия, лекция по информатике , прочитать книгу, читать вслух, всегда спокойный.

Типы связи слов в словосочетании Согласование Управление Примыкание

С о г л а с о в а н и е — такая связь, при которой зависимое слово ставится в том же числе, роде и падеже, что и главное слово, например: Прекрасный край Моя гордость Первые казаки Ведущее место

У п р а в л е н и е — такая связь, при которой зависимое слово ставится в том косвенном падеже, какого требует главное слово, например: Любить Кубань Житель станицы Поехать в горы Встретиться с ним Помощь потерпевшим

П р и м ы к а н и е — это такая связь, при которой неизменяе­мые слова (например, наречия) или неизменяемые формы слова (например, неопределённая форма глагола или деепричастие) зависят по смыслу от слов той или иной части речи, например: Очень увлечённо Рассказывать радостно Читать улыбаясь Желание учиться Отправиться лечиться

Выборочный диктант ( выписать по 2 словосочетания на каждый тип связи) Примечательна Кубань курортными местами, где можно не только всласть погреться под лучами южного солнца и вдоволь наплескаться в ласковых морских волнах, но и познакомиться с памятниками культуры и археологии. Основное достоинство Краснодарского края – огромный туристический потенциал, сосредоточенный в основном в курортах федерального значения Ейске, Анапе, Сочи, Геленджике, Туапсе и других городах и районах. К услугам гостей Краснодарского края – сотни километров пляжей на любой вкус; любители активного отдыха могут совершить интересные походы, заняться водными видами спорта, дайвингом или покататься на горных лыжах; туристов порадуют увлекательные маршруты и красота первозданной природы.

1 вариант. 1. В каком словосочетании тип связи слов СОГЛАСОВАНИЕ. Зашёл в дом. Будка собаки. Радость гостей. Весёлая компания. 2.В каком словосочетании тип связи слов ПРИМЫКАНИЕ. По хрупкому льду. По-весеннему одет. Отправился в поход. Окунулся с головой. 3.В каком словосочетании тип связи слов УПРАВЛЕНИЕ. Их дом. Душистый ландыш. Увидел в журнале. Увидел чётко. 4. В каком словосочетании тип связи слов УПРАВЛЕНИЕ. Несколько тетрадей. Несколькими тетрадями. Второй канал. В быстрой реке. 5. В каком словосочетании тип связи слов СОГЛАСОВАНИЕ. Говорить по-русски. Её шарф. Красный от стыда. Вкусное какао.

2 вариант . 1. В каком словосочетании тип связи слов ПРИМЫКАНИЕ. Купил в магазине. Очень внимательный. Увлечение бабушки. Горячий кофе. 2. В каком словосочетании тип связи слов СОГЛАСОВАНИЕ. Вкусная салями. По-зимнему одет. Его одежда. Зелёный от злости. 3. В каком словосочетании тип связи слов УПРАВЛЕНИЕ. Её радость. Вера в победу. Давно прочитал. Знать наизусть. 4. В каком словосочетании тип связи слов СОГЛАСОВАНИЕ. Несколько книг. Несколькими книгами. Второй по счёту. Быстрый в воде. 5. В каком словосочетании тип связи слов УПРАВЛЕНИЕ. Говорить по-китайски. Её шарф. Кофта в клетку. Клетчатая кофта.

Ответы 1 вариант 2 вариант 1. 4) 1. 2) 2. 2) 2. 1) 3. 3) 3. 2) 4. 1) 4. 2) 5. 4) 5. 3)

Источник

Виды связей в словосочетаниях

О чем эта статья:

Понятие словосочетания

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, которые связаны между собой по смыслу и грамматически. В составе предложения выполняет коммуникативную функцию.

Если сравнить словосочетание и слово, то первое более точно называет предмет, признак, явление, действие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а другое — зависимое, и к нему можно задать вопрос от главного слова.

Отношения между главным и зависимым словом можно выразить так:

  • при помощи окончания: черное (какое?) пятно; подарок (кому?) маме;
  • при помощи окончания и предлога: письмо (к кому?) к другу;
  • по смыслу: бегает (как?) быстро.

Основные виды словосочетаний

По количеству компонентов словосочетания бывают простыми и сложными.

Простые словосочетания — это конструкция из одного главного и одного зависимого компонента: разговор о жизни, сидеть на стуле.

Сложными называют словосочетания, которые состоят из трех и более компонентов. Сложные словосочетания бывают трех типов:

1. словосочетания с последовательным подчинением: очень быстро бежать;

2. словосочетания с параллельным подчинением: знаменитое произведение поэта;

3. комбинированные словосочетания с последовательным и параллельным подчинением: провести вечер с хорошими друзьями.

Существует три вида связи между словами в словосочетании:

  • согласование — вид связи, при котором зависимое слово равняется в своей форме главному слову, то есть согласуется с ним в роде, числе и падеже: необычный прибор, об интересном событии;
  • управление — вид связи, при котором зависимое слово употребляется в определенной падежной форме в зависимости от лексико-грамматического значения главного слова: симпатия к соседу, слушать лекцию;
  • примыкание — вид связи, при котором зависимость слова выражается лексически, порядком слов и интонацией, без применения служебных слов или морфологического изменения: петь звонко, смотреть молча.

По степени слитности компонентов выделяют словосочетания:

  • синтаксически свободные: высокий дом, идти в школу;
  • синтаксически или фразеологически несвободные, которые образуют синтаксическое единство и выступают в предложении в роли одного члена: три сестры, анютины глазки, бить челом.

Смысловые отношения можно определить при помощи вопросов:

    Чей?, Какой?, Который? — определительные.

Пиджак (чей?) папы; красное (какое?) платье.

Кого?, Чего? — объектные.

Подарок (кому?) подруге.

Куда?, Как?, Когда? — обстоятельственные.

Гулять (где?) в парке.

Основная классификация словосочетаний основана на морфологических свойствах главного слова. В зависимости от того, какой частью речи оно выражено, выделяют три группы подчинительных словосочетаний: именные, глагольные, наречные.

Глагольные словосочетания

1. Глагольные словосочетания с именем существительным:

  • беспредложные (читать книгу),
  • предложные (говорить об искусстве).

2. Глагольные словосочетания с инфинитивом (просить принести).

3. Глагольные словосочетания с наречием (поступать справедливо).

В глагольных словосочетаниях главное слово выражается глаголом или деепричастием: говорить громко (говоря громко), читать книгу (читая книгу).

Чтобы сразу закрепить все знания на практике, запишите ребенка на бесплатный вводный урок по русскому языку в Skysmart.

Ученики занимаются на интерактивной платформе вместе с внимательным учителем, задает любые, даже самые неловкие вопросы и чувствует себя увереннее на школьных занятиях.

Именные словосочетания

Словосочетания с именем существительным в роли главного слова:

1. С именами существительными:

  • беспредложные (письмо родителям);
  • предложные (прогулка по лесу).

2. С именами прилагательными (полезная книга), местоименными прилагательными (наша страна), порядковыми числительными (вторая аудитория), причастиями (выполненная работа).

3. С наречиями (прогулка верхом).

4. С инфинитивом (желание учиться).

Словосочетания с именем прилагательным в роли главного слова:

1. С именами существительными:

  • беспредложные (довольный ответом);
  • предложные ( способный к музыке).

2. С наречиями (очень интересный).

3. С инфинитивом (способный работать).

Словосочетания с именем числительным в роли главного слова: две книги, оба друга.

Словосочетания с местоимением в роли главного слова (кто-то из учеников, нечто новое).

Наречные словосочетания

1. Словосочетания с наречием (очень удачно).

2. Словосочетания с именами существительными (незадолго до экзамена).

К словосочетаниям не относятся следующие сочетания слов:

  • Подлежащее и сказуемое: ветер дует.
  • Любые слова, которые стоят рядом в предложении, но не связаны между собой по смыслу: слабый идет.
  • Слова с предлогами: около стола, возле дома.
  • Члены предложения, которые отвечают на одинаковые вопросы: (какой?) бодрый и (какой?) энергичный.
  • Устойчивые выражения и фразеологизмы: спустя рукава, сквозь пальцы.
  • Сложные грамматические формы: будет играть, менее дорогой.
  • Обособленные члены в сочетании с определяемым словом: ветка, сломанная ветром.

Примеры словосочетаний со связью согласования

Существительное + прилагательное:

  • дождливым утром
  • легкомысленный человек
  • трудная дорога
  • у соседнего двора
  • с веселой песней

Существительное + причастие:

  • перед цветущим полем
  • опавшей листвой
  • запеченное яблоко
  • беспрерывная беседа
  • разбросанные вещи

Существительное + порядковое числительное:

  • на седьмое небо
  • первая скрипка
  • возле третьего подъезда
  • через девятый этаж

Существительное + местоимение:

  • каждый человек
  • любого прохожего
  • какой-то человек
  • ничья вещь
  • о целом дне
  • у того столба

Существительное (субстантивированное прилагательное) + прилагательное:

  • кислое мороженое
  • в чистой столовой
  • в белой ванной

Местоимение + существительное (субстантивированное прилагательное, причастие):

  • о ком-то чужом
  • с чем-то веселым
  • над чем-нибудь неясным
  • с нашим знакомым
  • перед этим зевающим

Существительное + существительное (приложение):

  • мышь-полевка
  • художник-поэт
  • журналист-интервьюер
  • дуб-великан

Примеры словосочетаний со связью управления

Глагол + существительное:

  • разозлиться на шутку
  • купить хлеба
  • вернемся на рассвете
  • бегу в шапке
  • беседую с другом

Прилагательное + местоимение:

  • никому не рад
  • не согласен ни с кем
  • не должен никому
  • уверен в нём

Прилагательное + существительное:

  • румяный от мороза
  • сладкий на вкус
  • злой на соседей
  • довольный результатом

Существительное + существительное:

  • директор театра
  • увлечение рыбалкой
  • радость от встречи
  • продолжение жизни
  • поле цветов
  • грудь в медалях

Наречие + существительное:

  • смешно до слез
  • вниз по улице
  • впереди у моста

Числительное + существительное:

  • семеро козлят
  • двенадцать месяцев
  • три капли

Деепричастие + существительное, местоимение:

  • идя по двору
  • шагая по тропинке
  • следя за ним
  • следя за ним

Примеры словосочетаний со связью примыкания

Глагол, существительное, прилагательное + инфинитив:

  • позволил уйти
  • любит смеяться
  • наука мыслить
  • намерен читать
  • должен договориться

Глагол + наречие:

  • читать медленно
  • ответил впопыхах
  • вернемся поздно
  • уедем завтра
  • сказал сгоряча

Глагол + деепричастие:

  • рисовал стоя у мольберта
  • ответил улыбаясь мне

Существительное + наречие:

  • пальто нараспашку
  • взгляд исподлобья
  • поворот налево
  • разговор начистоту

Существительное + несклоняемое прилагательное:

Местоимение, глагол, существительное, наречие + форма сравнительной степени прилагательного/наречия:

  • следить внимательнее
  • работаю лучше
  • по дороге длиннее
  • справа повыше
  • вдали левее

Прилагательное + наречие:

  • очень веселый
  • совсем неглупый
  • весьма любопытный

Наречие + наречие:

  • слишком поздно
  • весьма прилично
  • крайне осторожно

Деепричастие + наречие:

  • улыбаясь застенчиво
  • стоя внизу
  • поднявшись наверх

Источник

Поиск ответа

Всего найдено: 21

Вопрос № 252543

Скажите, пожалуйста, какой вид подчинительной связи в словосочетаниях с несклоняемым зависимым словом типа КУПИЛ ПАЛЬТО, ПРИШЁЛ В ПАЛЬТО — управление, т.к очевиден падеж или примыкание , т.к. слово не изменяется?

Ответ справочной службы русского языка

В данном случае правильнее говорить о примыкании.

Подскажите, пожалуйста, какой вид подчинительной связи (управление или примыкание ) в словосочетании «идти по шоссе»? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Скажите, пожалуйста, в каких словоссочетаниях присутствует связь примыкание ? Бойко прыгали; запах дыма; быстро шел; шел не переставая; вернулись в аул.

Ответ справочной службы русского языка

Маша, выполните домашнее задание самостоятельно. Обратитесь за помощью к учебнику Е. И. Литневской в разделе «Класс» нашего портала: http://learning-russian.gramota.ru/book/litnevskaya.html?part5.htm

Здравтсвуйте. Помогите, пожалуйста разобраться со связями в словосочетаниях. А именно: подчинение, примыкание , управление. Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Все о словосочетании Вы найдете здесь: http://learning-russian.gramota.ru/book/litnevskaya.html?part5.htm

Скажите, пожалуйста, будет ли в слове ПРЕДИСЛОВИЕ приставка, и если да, то какая? Какой тип связи будет в словосочетании ИЩА ПОДДЕРЖКИ и какой в словосочетании ИХ ДОМ (если сравнивать, например, с сочетанием МОЙ ДОМ)? Вопросы высылаю Вам второй уже раз, и очень хотелось бы узнать Ваше решение. Если же вы даёте справки только по пунктуации и орфографии, то сообщите мне, пожалуйста, об этом, чтобы знать на будущее. С уважением Елена

Ответ справочной службы русского языка

Приставка в слове _предистовие_ — _преди-_.
_Ища поддержки_ — управление, _их дом_ — примыкание .

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, может ли слово «барокко» быть прилагательным? (Например, в предложении: «На улице стояли дома в стиле барокко»). Если может, то как объяснить ученику, почему это прилагательное? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

_Барокко_ в данном случае — неизменяемое прилагательное и является определением (в стиле каком? барокко). В русском языке есть такого рода несклоняемые прилагательные, которые обозначают: 1) цвета: _беж, хаки, маренго, электрик;_ 2) народности и языки: _ханты, манси, урду;_ 3) фасоны одежды: _плиссе, гофре, клеш, мини_ и др. Ср. также _вес брутто, час пик_. Грамматическими особенностями таких прилагательных является их неизменяемость, примыкание к существительному, расположение после, а не до существительного. Неизменяемость этих прилагательных является их постоянным признаком.

Источник

Словосочетание

Глава из учебника под редакцией Г.Г. Граник «Русский язык. 8 класс»

§ 1. Виды связи в словосочетании

Вспоминаем прошлое и делаем новые шаги на пути познания.

1. Объясните, по какому признаку словосочетания разделены на три группы. Проверьте, нет ли ошибок в группировке.

Школьная олимпиада,
первый ученик,
уроки риторики,
классическая гимназия,
занимательная лингвистика.

Выучить параграф,
стоять впереди,
выйти из-за парты,
кабинет информатики,
факультатив по химии.

Читать вслух,
сделать точь-в-точь,
обдумывая задание,
желание понять,
шел не торопясь.

2. В словах с непроверяемыми гласными подчеркните ошибкоопасные места. Выберите три самых трудных, с вашей точки зрения, слова и составьте с ними предложения.

Словосочетаниеэто сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу.

Словосочетание служит для того, чтобы называть предметы, их действия и признаки более точно, чем слово. Сравните, например, слово дом и словосочетания деревянный дом, двенадцатиэтажный дом, мой дом, дом из кирпича и т.п.

В словосочетании выделяется главное и зависимое слово: ошибка (какая?) незамеченная, указывать (на что?) на недостатки, бежал (как?) быстро.

Существует три вида подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.

Согласование – это подчинительная связь, при которой главное и зависимое слово стоят в одном роде, числе и падеже: весеннее солнце, забавный котенок, на этой остановке или только в числе и падеже: первые уроки, забавных котят, т.е. согласуются. С изменением формы главного слова изменяется и форма зависимого: весеннее солнце, весеннего солнца, о весеннем солнце.

Управление – это подчинительная связь, при которой главное слово управляет падежной формой зависимого слова: решать (что?) задачу, интересоваться (чем?) искусством. С изменением формы главного слова зависимое сохраняет свою форму: интересуешься искусством, интересующийся искусством, интересуясь искусством.

Примыкание – вид подчинительной связи, при которой зависимое неизменяемое слово (наречие, деепричастие, неопределенная форма глагола) связывается с главным только по смыслу, примыкает к нему: читать вслух, яйцо всмятку, говорил улыбаясь, забыл позвонить.

NB! Запомните!
Не являются словосочетаниями:

1) сочетание сказуемого и подлежащего: идет дождь, четверть кончается;

2) однородные члены предложения: газеты и журналы; светит, но не греет;

3) существительное (или заменяющее его слово) с предлогом: возле дома, в течение года, около него;

4) сложные формы будущего времени и сравнительной степени: буду учиться, будешь тренироваться, более глубокий, самый хороший;

5) идиомы: вставлять палки в колеса, гонять лодыря, засучив рукава.

Чтобы вам было легче распознавать виды связи в словосочетании, составим самоинструкцию.

Самоинструкция

Виды связи в словосочетании

1. Определяю, является ли зависимое слово неизменяемой частью речи
да нет
Определяю, стоит ли зависимое слово в падежной форме 2. Определяю, изменяется ли зависимое слово при изменении главного
да да нет
Вывод: управление Вывод: согласование Вывод: управление
нет
Вывод: примыкание

Каким видом связи соединены слова в словосочетании, если известен только один признак? Имейте в виду: в двух случаях задача имеет не одно решение.

1) Главное и зависимое слово играют в эстонскую игру “Делай, как я”; 2) зависимое слово выражено наречием; 3) между главным и зависимым словом стоит предлог; 4) главное слово, подобно регулировщику на перекрестке, управляет движением транспорта; 5) главное слово – глагол.

1. Запишите словосочетания, группируя их по видам подчинительной связи и подчеркивая орфограммы.

Отчаянный поступок, ответил раздраженно, в клокочущем потоке, тяжело дышащего, спрячьте письмо, в течении реки, подстричься по-новому, по новому учебнику, программа вечера, программное произведение, впоследствии решить, вследствие необдуманного решения, прикованный к скале, идти на компромисс, бескомпромиссный человек, решившись на поступок, говорил рисуясь, преодолевая препятствие, растущий организм, стелющийся над рекой, раскаленный докрасна.

2. Диктант. Подготовьтесь к записи этих словосочетаний под диктовку.

Согласоувание Управление

Примыкание Главное слово выражено Зависимое слово выражено

В копилку слов: программа, программный, компромисс, бескомпромиссный.

1. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные и наречные.

В именных словосочетаниях главное слово выражено именем существительным (теплый день, желание учиться), прилагательным (очень любознательный, бледный от страха) или числительным (три товарища, двое наверху). К глагольным относятся словосочетания с глаголами, причастиями и деепричастиями в роли главного слова (читать книгу, покрасневший от смущения, вспоминая о прошлом). Это самая большая группа среди словосочетаний. У наречных словосочетаний главным словом является наречие (очень весело, незадолго до отъезда).

2. Кроме свободных словосочетаний, выделяют еще цельные словосочетания: пять книг, большинство учеников, один из нас, мы с мамой, девушка с голубыми глазами и т.п.

Цельные словосочетания выступают в предложении как один член предложения: Сережа (ведь нельзя сказать “молчал пять”). Помните об этом, выполняя разбор по членам предложения.

1. Выпишите только цельные словосочетания. Укажите, какие из них имеют значение количества (три друга), избирательности (один из нас), совместимости (мы с Тамарой), портретной детали (мальчишка с ярко-рыжей копной волос). Для остальных словосочетаний назовите вид по главному слову (именное, глагольное или наречное).

Тридцать восемь попугаев, много машин, встретив друга, Иванов с Петровым, не сдержавший слез, три толстяка, яблоки с грушами, девушки со смеющимися лицами, давно известный, человек невысокого роста, каждый из сотрудников, подписаться на журнал, мама с папой, что-нибудь из вещей, ложки с вилками, спасая ребенка, мы с приятелем, малыш с карими глазами, свидание наедине, двадцать два ученика.

2. Составьте предложения с 3–4 цельными словосочетаниями. Укажите, в роли какого члена предложения они выступают.

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему намерения осуществляются, а мечты сбываются? Почему кого-то можно привести в восторг, привести в ярость, в гнев или в уныние, но никак не привести в ликование?

Еще несколько примеров. Человек, с детства владеющий родным языком, никогда не назовет здоровье тяжелым, а болезнь – крепкой; не спутает обороты потерять терпение и утратить спокойствие. Во всех этих случаях мы учитываем особенности лексической сочетаемости слов, т. е. их способности соединяться друг с другом. Многие ошибки в нашей речи объясняются нарушением правил лексической сочетаемости. Например: коричневые волосы (или глаза), ужасно красивая (или страшно красивая). Правда, смешные сочетания? (Говорят карие глаза и каштановые волосы, очень приятная или необыкновенно красивая.)

1. В данных словосочетаниях нарушены нормы лексической сочетаемости слов. Запишите словосочетания, исправив ошибки.

Дешевые цены, предпринять меры, заслужил известность, неослабная помощь, не играет значения, скоропостижный отъезд, увеличить уровень, оказать заботу.

2. Придумайте предложения с устойчивыми словосочетаниями играть роль, иметь значение.

Говоря о множестве различных животных, мы используем разные существительные, например: табун лошадей, стадо коров. А как надо сказать, когда речь идет об овцах, собаках, воронах, рыбах, пчелах?

1. Перед вами две группы слов: в первой – слова, которые являются в словосочетании главными, во второй – зависимыми. Соедините слова в словосочетания.

1) Пакет, плитка, вязанка, тюбик, пачка, пучок, банка, палочка, щепотка, горсть.

2) Варенье, орехи, молоко, шоколад, дрова, дрожжи, печенье, морковь, зубная паста, соль.

2. Каким общим смыслом объединены все эти словосочетания?

1. Наберите на клавиатуре компьютера следующие словосочетания.

Беспокоиться за ребенка, уверенность в будущее, приехать с Москвы, заведующий больницы, памятник Пушкина, отличать буквы и звуки, по окончанию школы, отзыв на сочинение, уделять внимание на физику, оплатить за проезд, удивляться поведением, тревожиться о родных, указать о недостатках, удостоить наградой.

2. Какие словосочетания были подчеркнуты на экране зеленым цветом? О чем это говорит? Прочитайте комментарий к этим примерам, данный в диалоговом окне “Грамматическое пояснение”. Все ли ошибки исправила программа “Правописание” (раздел “Грамматика”)? Сделайте вывод о том, можно ли во всем полагаться на компьютерные программы проверки орфографии и грамматики.

3. Запишите все словосочетания правильно, в соответствии с нормами литературного языка.

1. Близкие по значению глаголы нередко требуют от существительных разных падежей, например: различать (что и что?) звуки и буквы, но: отличать (что от чего?) звуки от букв. Соедините слова в словосочетания, ставя зависимое слово в нужной форме. Укажите падеж существительного.

1) Предостеречь, предупредить (опасность); 2) удивляться, поражаться (поступок); 3) сосредоточить внимание, обратить внимание (главное); 4) превосходство, преимущество (противник); 5) потерпеть поражение, проиграть (чемпион); 6) уплатить, оплатить (проезд); 7) опираться, базироваться (результаты); 8) командующий, командир (полк); 9) отчитывать, упрекать (недобросовестность); 10) презирать, пренебрегать (опасность).

2. В словах с приставками пред— и пре— подчеркните ошибкоопасные места.

В копилку слов: презирать, пренебрегать, превосходство, преимущество.

§ 2. Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания

1. Выделить словосочетание из предложения.

2. Найти главное и зависимое слово; указать, какими частями речи они выражены; составить схему строения словосочетания.

3. Назвать тип словосочетания по главному слову (глагольное, именное, наречное).

4. Определить вид подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Образец письменного разбора

И снится чудный сон Татьяне. (А. Пушкин)

1) Чудный сон – прил. + сущ., именное, согл.;

2) снится Татьяне – глаг. + сущ., глагольное, упр.

1. Прочитайте предложение.

Морозна ночь, всё небо ясно;
Светил небесных дивный хор
Течет так тихо, так согласно… (А. Пушкин)

Увидели ли вы эту картину на своем мысленном экране?

2. В каком значении употребляется слово хор? Подберите синонимы к прилагательному дивный.

3. Выделите в предложении грамматические основы, после этого сделайте синтаксический разбор всех словосочетаний.

В классе выполняли синтаксический разбор словосочетаний. Проверьте, нет ли ошибок в следующей работе.

Хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосводе. (М. Лермонтов)

Хороводы звезд – сущ. + сущ., именное, согл.;

чудными узорами – прил. + сущ., именное, согл.;

сплетались на небосводе – глаг. + сущ., глагольное, упр.;

сплетались узорами – глаг. + нар., прим.

1. Прочитайте отрывок из романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Пусть поработает ваше воображение.

Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий. В поле чистом,
Луны при свете серебристом
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.

2. Выпишите по три словосочетания с разными видами связи. Сделайте синтаксический разбор любых двух словосочетаний.

3. В каком значении употреблено слово хороводы? А какое значение имеет это же слово у М.Лермонтова (см. предыдущее задание)?

1. Спишите словосочетания, раскрывая скобки и распределяя в разные группы словосочетания по видам связи. Для словосочетаний со связью согласование укажите, в чем согласуются главное и зависимое слово.

В зимн(е,и)м серебре, проснувшись рано, по утре(н,нн)ему снегу, снег почуя, кобылку бурую, мягко устла(н,нн)ые, веселым треском, бл(и,е)стя на солнце, (не)терпеливого коня, бразды пушистые, плетется рысью, бл(и,е)стательным ковром, (на)встречу северной Авроры.

2. В каких пушкинских строчках встречаются эти словосочетания? Постарайтесь вспомнить названия произведений и сами строки.

3. В каком словосочетании по сравнению с пушкинским временем изменилась норма управления?

4. Как называется стилистический прием, при котором в словосочетании или предложении нарушается обычный порядок слов? Приведите примеры.

1. Вспоминаем орфографию. Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Дополните каждый ряд 3–4 своими примерами.

1) Зимн.. куртку, вьющ..ся зелень, ранн.. весной, прежн. подругу, в проснувш..ся лесу, о трепещущ.. пламени, в поздн.. ночь, о моросящ.. дожде, нетающ.. снегом…

2) Написал на обложк.. тетрад. присутствовать на открыти.. выставк. подъехал к башн.. крепост. подошел к крыльцу сторожк. письмо из Астрахан.. для Наталь..

3) (По) весеннему небу, щебечут (по) весеннему, беспокоишься (по) прежнему, (по) прежнему пути, веял жаркий (по) летнему день…

4) Коротко стриже..ые, стриже..ый мальчик, пече..ый картофель, пече..ый в золе, моще..ый плиткой, моще..ые улицы…

2. Определите, какие слова в словосочетаниях из четвертого ряда являются главными, а какие зависимыми; укажите виды связи. С причастными оборотами составьте предложения.

3. На основании этого задания сделайте вывод о том, какие орфографические и пунктуационные правила связаны с умением выделять словосочетания из предложения.

§ 3. Словосочетание и прогноз

Способность смотреть вперед – замечательное свойство человека. Вы знаете, что для обозначения этой удивительной способности создан целый ряд слов: предвидение, предвосхищение, предугадывание, предчувствие, прогнозирование и др. Но чаще всего мы употребляем слово прогноз (вспомните выражение прогноз погоды). Так, читая предложение, которое начинается словом те, мы предугадываем, что скоро последует которые. Услышав слова для того, мы ожидаем чтобы. Подобные те, для того, там, когда дают нам возможность предвосхитить в какой-то степени и мысль, и выражающую эту мысль синтаксическую конструкцию. Увидев первые слова в предложении Когда мальчишки, бросив…, мы сразу же догадываемся, что, когда мальчишки, бросив что-то одно, занялись чем-то другим, произошло что-то третье. В некоторых случаях по уже прочитанным словам можно совершенно точно предсказать следующие. Даже маленькие дети, услышав незаконченные пушкинские строки: “Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только…”, безошибочно заканчивают: “в январе”.

Но чаще всего мы прогнозируем формы слов и синтаксические конструкции. Рассмотрим, как работает прогноз, когда создается словосочетание. Для этого проанализируем несколько примеров.

Возьмем словосочетание со связью согласование. Если в нем есть слово зеленая, то оно обязательно предскажет, что будет и главное слово, выраженное существительным в форме именительного падежа, единственного числа, женского рода, например: лампа, или кофта, или дыня, или букашка… А увидев слово трепещущих, мы тут же догадываемся, что где-то рядом появится существительное родительного или винительного падежа множественного числа: крыльев, или бабочек, или птиц

Если главное слово обозначить латинской буквой А, а зависимое – буквой В, их взаимоотношения можно представить формулой А

А В
зависимое слово предсказывает главное, и наоборот

А В
зависимое слово предсказывает главное, и наоборот

Согласование Управление Примыкание
Однако прогноз не всегда сбывается в конкретном словосочетании или предложении

Попробуем свои силы в прогнозировании.

Известно, что зависимым словом в словосочетании является одно из следующих слов: кирпичного, школу, аккуратно, последней, поспешно, часов, о фильме, профессиональным.

Попробуйте предсказать главное слово. Определите виды связи в словосочетаниях.

Вот так: спелую – зависимым словом является прилагательное в форме ед. ч., ж. р., В. п. Значит, главным словом будет существительное в такой же форме, обозначающее предмет. Это связь согласование.

Предскажите смысл и вид связи в словосочетании, если в нем будет одно из следующих слов.

1) Наотрез, 2) претворить, 3) отъявленный, 4) беспрекословно, 5) рассудить.

“Соберите” предложение из “рассыпавшихся” слов. Имейте в виду: это задание также связано с прогнозированием.

Давайте “соберем” предложение, которое “рассыпалось” на такие словоформы: благоухала, ранним, на, белая, только что, утром, сад, нежно, распустившаяся, весь, летним, роза.

Сначала проделаем эту работу вместе.

Благоухала – это глагол в форме прошедшего времени, единственного числа, женского рода. В предложении он должен быть сказуемым и связан с подлежащим – существительным женского рода, единственного числа, именительного падежа. Такое существительное есть – роза. Получилась грамматическая основа – благоухала роза. Следующее слово – ранним. Это прилагательное в форме творительного падежа, единственного числа, мужского или среднего рода. Оно предсказывает, что в предложении должно быть существительное с такими же грамматическими признаками. Находим его – утром. К этому же существительному относится и прилагательное летним. Получилось сложное словосочетание ранним летним утром

Дальше продолжайте сами. Запишите получившееся предложение и разберите его по членам.

Предложение записано столбиком, по одному слову. Сдвигая постепенно “движок” (лист чистой бумаги или линейку), выскажите свои предположения о дальнейшем содержании и структуре предложения, а также о расстановке знаков препинания.

Жеманный – прилагательное в форме именительного падежа единственного числа мужского рода является зависимым словом в словосочетании; жду главного слова с такими же грамматическими признаками. Это слово кот, получилось словосочетание жеманный кот. Жду сказуемое. На печке – предложно-падежная форма, которая должна быть связана с глаголом-сказуемым или деепричастием. Сидя – деепричастие, вместе с зависимым словом на печке образует словосочетание на печке сидя, получился деепричастный оборот; если дальше не будет других зависимых слов, то его надо выделить с обеих сторон запятыми…

Дальше продолжайте сами.

Сделайте пошаговую запись следующих предложений, прогнозируя их дальнейшее содержание, структуру и расставляя знаки препинания. (Действуя так же, как в предыдущем задании, запишите…)

Источник

Читайте также:  Одежда по наруто инстаграм
Adblock
detector