Меню

Зачем петру 1 понадобилось вводить новую одежду



Как Петр I взял на себя функции кутюрье и стал переодевать россиян в европейские одежды?

14 января (4 января по старому стилю) 1700 года в Москве был объявлен указ Петра I «О ношении платья на манер венгерского», обязывающий именитых россиян впредь «на Москве и в городах носить венгерские кафтаны… кто успеет сделать, носить с Богоявленьева дня нынешнего года».

Естественно, что указ у многих вызвал неудовольствие, но с царем не поспоришь. Пришлось боярам переодеваться самим, а вскоре и жен с дочерьми одеть в «срамные» европейские платья. Русь вступала не просто в новый век, она вступала в новую для себя эпоху, где ей по воле царя предстояло в считанные годы пройти тяжелый период европеизации.

Не стоит думать, что в ходе истории одежды на Руси все были строгими приверженцами традиционных русских нарядов. Европейские моды стали активно проникать в страну еще в период Смутного времени. Уже при отце Петра, царе Алексее Михайловиче, отдельные бояре и окольничие стали заводить в своих домах европейские порядки и носить непривычные для Руси одежды, чаще всего французского, польского или венгерского кроя.

Во многом этому способствовало появление в стране иностранцев — дипломатов, офицеров, купцов, ремесленников. Но при дворе в это время разрешалось появляться только в русской одежде, исключение делалось лишь иноземцам. О том, что стремление носить европейскую одежду уже в то время утверждалось в рядах российской знати, свидетельствует царский указ от 1675 года, запрещавший носить при дворе все иноземное.

Первые изменения произошли в период управления государством царевны Софьи, фаворит которой, князь Голицын, стал и на придворных церемониях появляться в европейском платье. Некоторые элементы «западной моды» стали перенимать и дамы, именно в это время на Руси появились веера. Н. В. Неврев, «Пётр I в иноземном наряде», 1903 г.
Фото: Источник

Сам Петр I стал приверженцем европейской одежды благодаря своим ближайшим соратникам — Патрику Гордону и Францу Лефорту, в обществе которых царь весело кутил в Немецкой слободе. Видимо, окончательное решение переодеть россиян в иноземные платья утвердилось у Петра во время Великого посольства, когда монарх объехал ряд европейских стран. Неизвестный голландский художник, «Беседа Петра I в Голландии»
Фото: Источник

Причина была не только в желании сделать Россию хотя бы внешне похожей на Голландию или Францию. Петр смотрел на дело значительно глубже. Проводя в стране широкомасштабные реформы, он создавал для этого новую государственную элиту, не обращая внимания на то, из каких сословий происходили приближаемые им к трону люди.

Иноземная одежда позволяла всех уравнять. В этом Петр убедился лично, видя, как трудно в Европе отличить по платью обыкновенного буржуа от первого министра государства. В России же спутать с кем-нибудь боярина или окольничего мог только слепой.

Первые требования о ношении европейских платьев Петр «озвучил» еще в 1699 году, но их восприняло только царское окружение. Указ 1700 года царь, как говорится, выносил и выстрадал. Поэтому, объявив, стал жестко добиваться выполнения. Всего в период своего правления Петр издал 17 указов, в разной степени регламентировавших внешний вид подданных и правила ношения различных видов одежды.

Первый указ был относительно коротким и давал именитым людям какое-то время «на раскачку». В декабре следующего года появился очередной указ «О ношении всякого чина людям Немецкого платья и обуви и об употреблении в верховой езде Немецких седел», бывший более конкретным и детальным, поэтому стоит привести его полностью. Бояре выходят от Петра I с обрезанными бородами. Гравюра конца XIX века
Фото: Из книги «Иллюстрированная история царствования Петра Великого», авторы Сергей Шубинский, Петр Петров, 1903 г.

«Боярам и окольничим и Думным и Ближним людям и Стольникам и Дворянам и Дьякам и Жильцам и городовым Дворянам и приказным людям и драгунам и солдатам и стрельцам и чёрных слобод всяких чинов людям Московским и городовым жителям, и которые помещиковы и вотчинниковы крестьяне, приезжая, живут на Москве для промыслов, кроме духовного чину, свяшенников и церковных причетников, и пашенных крестьян, носить платье Немецкое верхнее Саксонския и Французския, а исподнее камзолы и штаны и сапоги и башмаки и шапки Немецкия, и ездить на Немецких седлах; а женскому полу всех чинов, также попадьям и дьяконицам и церковных причетникам и драгунским и солдатским и стрелецким женам их и детям носить платье и шапки и кунтуши, а исподнее бостроги и юпки.

Немецкие же, а Русского платья и Черкесских кафтанов и тулупов и азямов и штанов и сапогов и башмаков и шапок отнюдь никому не носить, и на русских седлах не ездить, и мастеровым людям не делать и в рядах не продавать. А буде кто с сего Его Величества Государя указу, станут носить платье и штаны и сапоги и башмаки и шапки Русские и Черкесские кафтаны и азямы и тулупы, также и на Русских седлах ездить: с тех людей в воротах целовальникам имать пошлина, с пеших по 13 алтын и 2 деньги, с конных по 2 рубли с человека; также и мастеровые люди станут делать и в рядах торговать: и тем людям за ослушание их, учинено будет жестокое наказание».

Нововведение приживалось тяжело, приходилось не только неоднократно объявлять и разъяснять указ, но даже вывешивать в людных местах специальные «чучела», обряженные в иноземные платья, чтобы показать, как теперь необходимо выглядеть. Понятно, что в одночасье всех переодеть не получится, поэтому царь дал отсрочку неимущим на два года, чтобы доносить старую одежду. Но с 1705 года повелено было всем появляться в людных местах только в иноземном платье.

Читайте также:  46 размер одежды это сколько кг женщина

Следить за неукоснительным исполнением своих указов Петр поручил местным властям, но зная об их продажности, привлекал к этому и военных. Представляю, какое удовольствие доставляла солдатам проверка у горожанок соответствия исподнего монаршим требованиям.

Беда, как говорится, не приходит одна. С новыми одеждами постепенно стали смиряться, но бритье бород восприняли с большим трудом. Правда, с бородами Петр пошел на уступки, но не в ущерб государственной казне. Бороды разрешалось носить тем, кто заплатит специальную пошлину (своеобразный «бородовой налог») и получит подтверждающий это жетон. С. Хлебовский, «Ассамблея при Петре I», 1858 г.
Фото: Источник

Стоит отметить, что Петр стремился не только переодеть своих подданных, но и привить им хотя бы основы европейской культуры. Появились первые учебные заведения, в массовом порядке отроков стали посылать на учебу за границу, издали специальное наставление по поведению «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению», стали проводиться ассамблеи (светские собрания), на которые приглашались дворяне и горожане с женами. Не только одежда, но и европейские привычки стали приживаться, а вскоре, особенно в дворянской среде, значительно потеснили исконно российские.

После смерти Петра I дворяне продолжили носить европейскую одежду, хотя в неё иногда стали вводить элементы, традиционные для русского платья. Зато часть купечества и городского населения вернулась к традиционной одежде, но власть на это стала смотреть «сквозь пальцы».

Стоит отметить, что отдельные петровские указы, связанные с регламентацией одежды и внешнего вида, затем подтверждались императрицами Анной Иоанновной и Елизаветой Петровной, но в большей степени они уже касались только дворянства и чиновников, для которых об отступлении назад не могло быть и речи.

Источник

Как Петр I ввел европейскую моду и что из этого вышло

Петр ценил повседневную европейскую одежду, изготовленную из сукна, прежде всего за то, что она была короткой, в ней было удобно работать. Боярская долгополая одежда, шитая из парчи, бархата, шелка, с длинными рукавами, предназначалась прежде всего для демонстрации высокого статуса своего владельца. Непременным атрибутом русской одежды были меховые шапки: их носили круглый год. Бояр можно было отличить по высоким «горлатным» шапкам, мех для которых брали с горла животных.

4 января 1700 года Петр I указал носить венгерские кафтаны, модные в ту пору в Восточной Европе. Определялась их длина: чуть ниже колена. От пояса кафтан венгерского типа расширялся за счет вставных клиньев; воротник у него был стойкой, от которого до талии располагалось несколько рядов пуговиц. В целом это была одежда свободного покроя, чем-то близкая традиционной русской.

В декабре следующего года последовало царское повеление о ношении немецкой и французской одежды. По конструкции фасонов и декоративным элементам она сильно отличалась от русской.

Новомодные кафтаны доходили до колен, были более узки в талии, имели разрезы сзади по центру и по бокам, а в полах — глубокие складки. Такая форма не сковывала движения человека и, что особенно ценилось, была удобна при верховой езде. Под кафтан, который носили иногда незастегнутым, нараспашку, надевали более короткий, с узкими рукавами, без воротника прообраз будущего жилета — камзол. Под ним носили рубашку из тонкой ткани. Европейский образ дворянина дополняли жабо из кружев или тонкой ткани и кружевные манжеты. Иногда вместо жабо повязывали галстук, например в виде банта.

Особенно тяжело приверженцам старины было облачиться в короткие штаны кюлоты, доходящие до колен, и шелковые чулки. Ведь привычная русская одежда тщательно скрывала ноги. К тому же было принято носить сапоги. Теперь, в соответствии с новой государственной модой, полагалось использовать еще и башмаки, украшенные пряжками или бантами.

Переодевание коснулось также женщин и детей: им полагалось сменить русские одеяния на немецкие. Дамские платья с пышными юбками стали более открытыми, декольтированными. Корсеты должны были подчеркивать талию, рукава до локтя открывали руки. Изменились и прически: голову украшали лентами и кружевами, завивали локоны. Больше не нужно было скрывать волосы под головным убором.

У мужчин и женщин, одевающихся по европейской моде, было много общего: искусные вышивки, нарядные украшения из кружев и бантов, яркие цвета одежды, пудреные парики. Ношение парика являлось частью европейской моды. Хотя сам государь париков не любил.

Читайте также:  Зачем нужен дизайнер одежды

Новшества, правда, затронули меньшую часть населения страны: духовенству, раскольникам и пашенным крестьянам позволили остаться старомодными.

С образцами новой одежды можно было ознакомиться перед воротами Московского Кремля. Европейские фасоны шили иностранные портные, жившие в Немецкой слободе в Москве. Российским мастерам пришлось перестраиваться и осваивать новый крой.

Купить одежду и головные уборы можно было в торговых рядах. Себе и своей семье государь одежду часто заказывал за границей. Импортную одежду и сопутствующие ей галантерейные товары (мушки, пудру) привозили в Россию иностранные купцы.

Впрочем, подданные переодевались неохотно, и Петр методично повторял в указах свои требования: носить платья верхние саксонские, «. а исподнее, камзолы и штаны и башмаки и сапоги немецкие» . Разрешалось зимой носить саксонские или французские кафтаны, «а летом носить одно французское» . Определялись и сроки на переодевание боярам и дворянам, служилым людям, военным, купцам и горожанам: к 1 января 1705 года.

По Сибири в связи с нововведениями в одежде даже прокатились недовольства. «Сибирь била челом» , и в декабре 1706 года Петр I разрешил ее жителям указ не выполнять: «носить платья, также и седла и прочее подобное тому, как кто что похочет» .

Свои требования царю-стилисту приходилось неоднократно повторять. В указе Петра от 29 декабря 1714 года значилось: «понеже за теми Его Великого Государя указами, презирая их, при Санкт-Петербурге торговые люди таким русским платьем и сапогами торговали, за то им, по розыску в нынешнем 1714 году учинено наказанье, биты кнутом и сосланы на каторгу» . У тех, кто носил и торговал запрещенным товаром, могли спокойно отобрать движимое и недвижимое имущество в пользу государя «без всякой пощады».

Воля Петра со временем сделала свое дело: боярские одежды уходили в прошлое, становясь маскарадным нарядом. В дневнике голштинского придворного Берхгольца говорилось, что на петербургском маскараде 1721 года, устроенном в честь окончания Северной войны, «некоторые щеголяли в костюме прежних бояр, т. е. имели длинные бороды, высокие собольи шапки и парчевые кафтаны под шелковыми охабнями (русская верхняя длинная одежда. — Ред.), и ехали верхом на живых ручных медведях. » .

Плоды своих преобразований по части переодевания Петр успел увидеть при жизни. Иностранцы отмечали великолепие двора, роскошные наряды и хорошие манеры российских дам привилегированного сословия.

Самые интересные очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине .

Еще больше интересных фактов из истории, литературы, краеведения, искусства и науки — на сайте Лектория.

Источник

Модная революция: зачем Петру I понадобилось переодевать русских

Алексей Каретников. «Из жизни Петра Великого»

Но хуже для меня наш Север во стократ
С тех пор, как отдал все в обмен на новый лад,
И нравы, и язык, и старину святую,
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу:
Хвост сзади, спереди какой-то чудный выем,
Рассудку вопреки, наперекор стихиям.

Грибоедов. Горе от ума. 3, 22. Чацкий.

Побывав с Великим посольством 1697-1698 годов в Западной Европе, царь Петр вернулся в Россию преисполненным грандиозных идей по переустройству русского быта. Народная мудрость «встречают по одежке» вышла народу боком, поскольку самодержец решил эту самую одежку своих подданных изменить.

Сделано это было для того, чтобы русских на Западе принимали за своих и общались с ними на равных. Поскольку отличительной чертой русского человека была косматая борода, монарх первым делом распорядился своих подданных побрить. Текст соответствующего указа от 1698 года до наших дней не сохранился, но именно он положил начало изменению облика русского дворянства.

В январе 1700 года вышел указ «О ношении платья на манер венгерского», предписывавший «боярам, и окольничим, и думным, и ближним людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам, и жильцам, и всех чинов служилым, и приказным, и торговым людям, и людям боярским, на Москве и в городах, носить платья, венгерские кафтаны, верхние длиною по подвязку*, а исподние короче верхних, тем же подобным».

Венгерский костюм был взят за образец поскольку был ближе к русскому, что должно было облегчить переход от длиннополых кафтанов к кафтанам французского покроя. Впрочем, уже через год было велено переходить к платью немецкого образца. Второй указ предполагал жесткие меры против тех, кто артачился и не хотел менять привычной одежды.

*по подвязку — примерно на ладонь ниже колена.

— При въезде в города были поставлены специальные люди, которые следили, в какой одежде приходит человек. За неподобающий вид брали пошлину: с пеших 13 алтын и 2 деньги, а с конных 2 рубля. Тем же, кто не платил, полы длинного кафтана могли отрезать на месте, — говорит зав. отделом ткани и костюма Государственного исторического музея Нина Суэтова.

В последующие несколько лет вышло еще несколько схожих указов. В них платья западноевропейского образца предписывались только дворянам. Но за ношение бороды по-прежнему надо было платить налог от 30 до 100 рублей в год — очень большие деньги! Специальный бородовой знак автоматически позволял носить традиционную русскую одежду.

Читайте также:  Вопросы при подборе одежды

Нововведение шло трудно даже в Москве, не говоря уже о других городах. Дело было не только в непривычности иностранной одежды, но и в ее неприспособленности к российским реалиям. Так, в 1706 году вышел указ «О позволении сибирским жителям носить такое платье, какое кто пожелает».

Старорусский костюм был долгополым и многослойным, что позволяло сохранять тепло. Его покрой не менялся несколько веков, а одежда могла переходить по наследству. Западноевропейский костюм сложился к последней четверти XVII века и состоял из трех основных предметов: кафтана, камзола и штанов по колено. Наряд дополняли рубашка, чулки и ботинки с пряжкой. С небольшими изменениями такой костюм сохранялся вплоть до конца XVIII века.

— В камзоле человек мог принимать гостей в доме, а на улицу выходил в кафтане, хотя в плане кроя они мало чем отличались. На зиму кафтан подбивали мехом, но шубы тоже оставались в ходу. Западный кафтан был удобнее, особенно для служилых людей, поскольку они больше не путались в длинных полах, — отмечает Нина Суэтова.

На смену боярским столбунцам пришли фетровые шляпы, а на зиму волей неволей пришлось оставить меховые шапки. При Петре появились парики, хотя сам император носил их редко. Его кафтаны отличались отложными воротниками, тогда как в классическом варианте западноевропейского костюма они отсутствовали, поскольку перекрывались лопастями парика.

Обуви начала XVIII века в собрании Исторического музея практически не представлена. Известно, что Петр повелел обрабатывать кожи не дегтем, а ворванью. На Руси, чтобы удобнее было ходить, подошву подбивали гвоздями и скобами. В 1715 году (1 сентября по старому стилю) был издан указ, запрещающий использовать для изготовления обуви подобные материалы, а купцы, продолжавшие торговать ими, могли лишиться своего имущества и даже отправлены на каторгу.

Женский костюм также претерпел изменения. В допетровское время платье было цельнокройным, с поясом и почти полностью скрывало фигуру. Теперь же придворным дамам было велено носить корсажи с декольте и широкие юбки. Это негативным образом сказалось на женском здоровье. Уже позже, когда девочек с семилетнего возраста начинали шнуровать в корсет, это оборачивалось деформацией фигуры к зрелому возрасту, что влекло болезни и трудности при вынашивании детей. Наряд дополняли нижние юбки, бостроги и немецкие башмаки.

Самый больной удар пришелся на головные уборы. На Руси замужняя женщина не должна была на людях показывать волосы — это считалось позором, поэтому голову обязательно покрывали. Петр же ввел прически, что для уже замужних женщин стало шоком.

— Молодежи было проще. Дворянские дети ездили за границу, и там перенимали западноевропейскую моду. Незамужние девушки голову не покрывали, поэтому после свадьбы попросту продолжали одеваться, как в девичестве. Старшему же поколению это давалось очень тяжело. Старые устои ломались довольно болезненно, — продолжает Нина Суэтова.

Несмотря на то, что новомодная одежда предписывалась только высшим сословиям, претерпели от реформы и обычные горожане. Портные не могли сразу перенять все секреты кроя. Указы же запрещали изготавливать русские платья, головные уборы, сапоги и ботинки. За неповиновение также могли последовать конфискация и каторга.

На площадях и у городских ворот для примера выставляли «чучелы, сиречь образцы платью». Позже из-за границы начали выписывать специальные куклы, наряженные по последней моде, чтобы царские подданые могли, как сейчас выражаются, быть в тренде. Это, кстати, было обычной в Европе практикой.

С 1707 года специальные люди осматривали предметы гардероба, предназначенные для продажи и ставили специальное клеймо соответствия. Если же покрой не отвечал немецким стандартам, изделие отдавали мастеровому на переделку, что в добавок сопровождалось штрафами и наказаниями.

Бородатые крестьяне при въезде в город должны были платить две деньги, т.е. копейку. Духовенству бороды носить не возбранялось. Суровые наказания за следование старинному укладу были свойственны только петровскому времени. С середины XVIII века на нарушение этих указов первого Императора Всероссийского смотрели сквозь пальцы. Но запущенный им процесс был уже необратим.

Купцы и мещане перешли на западноевропейский костюм ближе к концу XVIII века. Привыкшие строго чтить обычаи купцы-старообрядцы, особенно на Волге, в Нижнем Новгороде, продержались до середины XIX столетия. И только крестьяне до самой революции носили все те же русские рубахи да штаны.

Живший в XIX веке историк Сергей Соловьев полагал, что изменение костюма повлияло и на национальный характер: «Длинная и широкая одежда есть выражение жизни спокойной, по преимуществу домашней, отдохновения, сна, короткая и узкая одежда есть выражение бодрствования, выражение сильной деятельности». С этим утверждением можно и поспорить, ведь коренные преобразования петровской эпохи затронули все без исключения стороны русской жизни. Но мысль любопытная.

Источник