Меню

Занятие история русской одежды



«История русского костюма»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Занятие, проводится с детьми старшей возровстной группы (от 5до 6 лет). Образовательная область «Познание», «Художественное творчество». Основной целью является, формирование и воспитание патриотических чувств дошкольников.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_zanyatiya_zakirova_i.v.doc 47 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ « Детский сад комбинированного вида № 68»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

в старшей группе

«История русского костюма»

Воспитатель: Закирова И.В.

Конспект занятия в старшей группе.

ТЕМА: «История русского костюма».

Приоритетная образовательная область : познание

Интеграция образовательных областей: коммуникация, игра, социализация, художественное творчество.

Программное содержание: познакомить детей с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида; учить сравнивать, описывать, делать выводы; способствовать развитию речи; воспитывать интерес и уважение к русской литературе.

Оборудование и материал к занятию: Магнитофон, записи на диске: русские народные песни: «Во поле берёза стояла», «Ой вы сени, мои сени». Мультимедиа проектор. Подборка слайдов: люди в русской национальной одежде, сарафан, рубаха, порты (штаны), душегрея, телогрея, кафтан, шубы, вышивка (орнамент). Две куклы в русских национальных костюмах: сарафанах и рубахах, кокошниках, лаптях, поясах. Трафареты русских костюмов, цветные карандаши.

Предшествующая работа: Рассматривание иллюстраций «Как одевались в старину», загадки, русские народные игры «Змейка», «Ручеёк», «Жмурки», «Горелки», чтение русских народных сказок и пословиц, рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, разучивание считалок .

Воспитатель: Посмотрите, к нам гости идут. (Вносит кукол, мальчика и девочку, в русских костюмах, говорит от их имени)

Куклы : Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон!

В: Какие интересные гости к нам пожаловали! И одеты чудно, и здороваются по – особенному.

— Никто из вас не догадался, откуда они к нам пришли?

— Давайте спросим у кукол, откуда они пришли.

Д: Откуда вы пришли, гости дорогие?

Куклы: Мы пришли к вам прошлого, из Древней Руси.

В: Ребята, когда-то страна наша называлась Русью. От этого и произошло ее сегодняшнее название – Россия. Похожи эти названия? Давным-давно на Руси все люди так одевались, и была особая манера разговора. Женщин на Руси звали сударынями, сударушками, а к мужчин– «сударь». (Показ слайда: люди в русской национальной одежде)

В: Ребята, хотите узнать, как зовут наших гостей, спросите вежливо кукол, как их зовут? Только спросите так, как раньше на Руси говорили.

Д: Как вас звать сударыня и сударь?

Куклы: Меня зовут Марьюшка – свет Васильевна, а моего братца — Иванушка.

В: Что можно сказать про имена наших гостей, какие они?

Д: Красивые, ласковые, нежные, добрые.

В: Правильно, имена ласковые, чисто русские. Обратите внимание на внешность Марьюшки и Иванушки.

В: Сегодня мы с вами заглянем в прошлое, чтобы поточнее узнать об одежде людей на Руси. Займите места в нашей машине времени, путешествие начинается! (Звучит звук будущего, дети садятся на стулючики) . Давным- давно одежда служила только для защиты людей от холода или жары. Но постепенно одежда стала приобретать большое значение в жизни людей. В старее времена над всем царил обычай. Человек одевался в зависимости от положения, которое он занимал в обществе. Поэтому одежду шили из разных тканей и она была разного фасона. Например, занимал человек важный пост в государстве, так должен был с утра до вечера не снимать торжественного костюма, как бы тяжело ему не было. Говорить он должен был важно и смотреть повелительным взором. (Показ слайда: высокопоставленный человек в русской национальной одежде).

В: Попробуйте изобразить такого человека.

Игровое упражнение «Изобрази». ( Дети встают и проходят важной походкой, повелительно смотря по сторонам )

В: Давайте посмотрим, во что одета Марьюшка.

Ответы детей: Одета она в белую льняную рубаху и сарафан до пят. Волосы у Марьюшки в косу заплетены.

В: Основной одеждой женщин была длинная сорочка. Поверх сорочки надевали сарафан. (Показ слайда: сорочка и сарафан).

Для тепла поверх сарафана надевали душегрею. (Показ слайда: душегрея).

— Как образовалось это слово? (Душу греет).

Это короткая, чуть ниже талии очень широкая сборчатая одежда на лямках. Более длинной одеждой, согревающей не только душу, но и тело было…

— Как бы вы называли такую одежду? (Телогрея). (Показ слайда: телогрея).

— А какие головные уборы носили девушки? (Платки, кокошники)

Женские головные уборы были разными для девушек и замужних женщин. (Показ слайдов: кокошники, косынки). Девушки могли носить волосы распущенными или заплетать их в косы. Женщины свои волосы должны были прятать.

В: Итак, женская одежда – это… ( Продолжите фразу ).

Д: Сорочка, сарафан, душегрея, телогрея, кокошник, платок.

В: Во что же одет Иванушка?

Д: В рубаху, штаны, сапоги; рубаха подпоясана поясом самотканым.

В : Главными частями мужской одежды были рубаха и порты. (Показ слайда: мужчина одетый в рубаху и порты).

Рубаху делали длинной и подпоясывали так, чтобы больше выдавался живот. Толстыми животами в ту пору гордились.

Поверх рубахи и портов надевали верхнюю одежду, например кафтаны. (Показ слайда: кафтан)

Их носили и бедные и богатые. У кафтанов иногда делали очень длинные рукава, гораздо длиннее рук.

— А что носили мужчины на голове? (Кепки, шляпы, шапки)

— Мужской головной убор того времени — колпак, это была высокая, остроконечная, обшитая по краю мехом, шапка. (Показ слайда: шапки «колпаки»).

В: В холодную зимнюю носили шубы. (Показ слайда: женщина и мужчина одетые в шубы). Кто победнее, шили шубы из овчины, козьего, волчьего и медвежьего меха. У богатых и знатных шубы были из песца, лисицы, белки, куницы.

— В какой сказке старик вез своей бабе лису на воротник?

В: Давайте ещё раз скажем из каких частей состоит мужской костюм?

Д: Рубаха, порты, кафтан, колпак, шуба.

В: Ребята, вы наверное немного устали. Предлагаю вам отдохнуть.

(Дети встают со стульев, выполняется физкульт минутка под музыку « Ой вы сени мои сени»)

В: Вы заметили, какой интересный узор вышит на нашей одежде? Он называется орнаментом. В орнаменте каждый элемент имеет определенный смысл .

В: Например : (Показ слайдов: вышивки на рубахах, сарафанах, увеличенные в размере для подробного рассмотрения)

-Знак солнца. Что оно дарит людям?

В: Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие.

-На что похож этот знак? (на волны, на реку). Это знак воды. Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье.

-Другой знак – засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток.

-Каждый цвет в одежде обозначает что-то свое:

Красный – благополучие, (хорошую жизнь)

Желтый – тепло и ласку,

В: Посмотрите и в костюмах наших гостей есть эти цвета?

В : Ребята, а теперь мы с вами отправимся в мастерскую и будем расписывать русские народные костюмы. (Дети садятся за равбочие столы на которых находятся цветные карандаши и трафарет Р.Н. костюма, раскрашивают его, рисуют орнамент. Пока дети выполняют работу звучит рккская народная песня «Во поле берёза стояла»

После окончания работы воспитатель предлагает детям выполнить упражнение.

В: Физминутка: Вышивали, вышивали, (Симметричные круговые движения руками)

Наши пальчики устали (Сжимание и разжимание кулачка)

А теперь мы отдохнем, (Ладони положить под щечку)

И опять играть пойдем. (Шевеление пальцами обеих рук).

В: Молодцы, ребята, давайте посмотрим, какие узоры у вас получились. (Ребята встают и осматривают работы.)

— Недаром в народе говорится:

Не то дорого, что шито золотом,

А то дорого, что доброго мастера.

— Вот такими добрыми мастерами сегодня были вы.

В: Всю одежду женщины шили сами, и только в городах князьям и боярам шили одежду специально выученные люди.

— Как они назывались? (Портные) .

— Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.

Шло время. Постепенно шитье одежды и обуви стало делом специалистов. Раньше и портные назывались по — разному, в зависимости от того, что они шили.

— Ребята, давайте встанем в круг и поиграем с вами в игру «Кем я буду» (необходимо взять мячик)

Если я шью шубу – значит я шубник,

А если я шью кафтан- то я … (кафтанник) ,

(шапошник, рукавичник, карманник, сарафанник, рубашник, шапошник, сорочник, душегрейник, телогрейник) .

— Молодцы, ребята! Вот мы и узнали, во что, одевался русский люд в старину. С тех пор многое изменилось, но кое-что сохранилось до наших дней.

— Сегодня наше путешествие закончилось. Ребята, а для чего нам нужны знания о русском народном костюме? (Чтобы сшить костюм для куклы) .

— И так, мы с помощью машины времени заглянули в прошлое, давайте возвращаться домой. Закроем глаза повернемся вокруг себя. Откроем глаза, вот мы с вами и снова в нашей группе. Что нового вы узнали о русском костюме? (Ответы детей) .

В: Ребята, что нового вы для себя сейчас узнали? Что вам (не) понравилось на занятии? Мне сегодня очень понравилось, как вы справились с …, порадовал меня сегодня …

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Начало всех жизненных дорог человека закладывается в детстве. Нам бы очень хотелось, чтобы наши дети научились любить природу родного края, его прошлое и будущее, чтобы у них сформировались опре.

Работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект интегрированного занятия по по.

Сценарий познавательного вечера «История русского костюма » с включением регионального компонента.

Презентация «История русского костюма» предназначена для воспитателей детских садов, родителей дошкольников. Может использоваться в непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окру.

Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Учить детей сравнивать, описывать, делать выводы. Способствовать развитию речи.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 20 городского округа Новокуйбышевск города Новокуйбышевска Самарской областиструктурное .

Источник

История русского народного костюма
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.

Скачать:

Вложение Размер
Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к нар 23.97 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию (окружающий мир)

Подготовила: Джаббарова Р. В.

Тема: «История русского народного костюма»

Цель: Приобщение детей дошкольного возраста к национальным традициям, воспитание уважения к народному костюму, развитие интереса к народной культуре.

1. Продолжать знакомить детей с русским народным костюмом, дать знания о назначении отдельных его частей.

2. Дать представление о костюме как элементе традиционной культуры русского народа, его культурной ценности.

3. Воспитывать патриотические чувства и интерес к истории России, чувство гордости за её богатство.

Текст к слайдам

Русский народный костюм — хранитель истории.

— Сегодня мы отправимся с вами в историю русской одежды. А встречает нас девица — красавица!

Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно очень знать!
Костюм о людях призовет подумать,
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
По выставке пройдемся не спеша,
Рассмотрим русскую одежду:
Не правда ли проста и хороша!

-А где мы с вами можем увидеть русский народный костюм? (в музеях, на выставках, на картинах, в сказках, в фильмах, на народных праздниках)

— Теперь садитесь по удобней. Мы с вами поговорим о старинном русском костюме. Я постараюсь вам о нем рассказать что-то интересное, то, что вы еще не знаете.

— Посмотрите на картинку, что на ней изображено? Как называется эта одежда? (Рубахи.)

— Чем они отличаются? Чем украшены? Какие детали украшены вышивкой? (длинная и короткая – женская и мужская)

Основной одеждой, причем как у мужчин, так и у женщин, считалась рубаха. Мужские рубахи всегда шили свободного покроя. Рубаха доходила до колен и имела у ворота разрез – либо посредине груди, либо сбоку (косоворотка). Воротника у рубахи не было. Носили рубаху с поясом.

Женская рубаха отличалась от мужской длиной, которая доходила до щиколотки, они шились из льняных тканей и украшались вышивкой. Носили рубаху с нешироким поясом.

-А что же носили с рубахой?

Поверх рубахи замужние женщины обычно надевали Понёву – юбку не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закрепленную вокруг талии шнуром – гашником. Понёва самая древняя деталь женского гардероба. Поверх понёвы повязывали передник, важную часть женского костюма.

— Как вы думаете, почему он так называется? (надевается спереди)

А вот красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.
Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу. Летняя более длинная, на зиму шили утепленную и более короткую.

А что же носили мужчины? Давайте посмотрим.

Обязательной частью одежды русских мужчин служили порты – неширокие, длинные штаны, суживающиеся к низу и доходящие до щиколоток.

— Для чего нужен был пояс? Пояс был обязательной частью костюма. Он оберегал хозяина, к нему подвешивались нож, ложка, гребень и специальная сумка, заменявшая карманы.

Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника.

А когда становилось холоднее, доставали из сундуков теплую одежду, готовились к зиме

— Какую же одежду носили на Руси зимой? (душегрея, телогрея, кафтан, шуба, тулуп) Кафтан надевали поверх зипуна, был он до колен и длиннее, его застегивали на крючки и подпоясывали кушаком. Телогрея утеплялась сукном или мехом. Шубы носил все и мужчины, и женщины, и дети.

Два сапога — пора и оба на левую ногу. В те времена сапоги шились одинаковыми на обе наги и приобретали нужную форму только когда их разнашивали.

-Какая еще обувь вам знакома? (лапти, валенки)” В дорогу идти — пять пар плети”. — говорили в народе, носились лапти очень не долго. Почему?

Сижу верхом, не знаю на ком, знакомца встречу – соскочу, привечу! О чем эта загадка? Эта шапка называется колпак с отворотами и без. Шапку носили мужчины и при встрече, было принято снимать головной убор. А как называется фуражка с козырьком? (картуз)

— Что вы можете рассказать о женском головном уборе? Во внешнем облике русской женщины велика была роль головного убора. Поскольку девушке позволялось появляться на людях с непокрытой головой, с волосами либо распущенными, либо заплетенными в косу, форма ее головного убора предполагала оставлять волосы открытыми. Голова же замужней женщины должна была быть покрыта даже дома. Девушки носили кокошник, венчик, замужние женщины — кокошник, кичку, сороку.

По одежке встречают!
По одежде встречные узнавали, откуда происходит женщина, крестьянка или горожанка, богата или бедна. Выходной одежде придавали особое значение все. Достаточно было один раз взглянуть на одежду человека, чтобы понять, кто он, из какой местности. Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомым человеком.

Ценилась одежда в старину очень высоко. Ее берегли, многократно чинили. Как мужская, так и женская дорогие одежды лежали в сундуках.

Она переходили по наследству из поколения в поколение. Одежда являлась предметом богатства дома.

Ее доставали только по большим праздникам и торжественным случаям, когда нужно было себя показать. Костюм был в старину показным.

По степени изношенности все её разделяли на ветшалое платье (старое, изношенное), вседневное (повседневное-на каждый день) и лучшее (нарядное). Даже если эти вещи изнашивались, то их чинили.

— Как вы думаете, что значит чинили?

Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Стиральных машин тогда не было. Как вы думаете, где и как стирали белье? (Корыто, кадка). Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось

— Посмотрите на картинку, как вы думаете, где стирают белье? (Речка).

Складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а затем полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины.

На Руси были своеобразные приспособления для стирки, глажки и хранения белья. Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались мятыми. Рубель называли катальной палкой, он служил для разглаживания складок на белье после его стирки. Одна сторона у него плоская, а другая в рубчик. Для глажки еще использовали валек, на который белье наматывали, а рубелем его прокатывали. Валек и рубль — два неразлучных друга.

В полотняной стране

По реке Простыне

То назад, то вперед.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать.

Утюги появились позднее. Уже в те времена утюги были разными. Самым старым, наверное, можно считать цельнолитой чугунный. Он был очень тяжелым, потому что был цельнолитым из чугуна или бронзы и разогревался на открытом огне. А складывали в сундуки.

— Давайте покажем, как стирали и гладили белье.

Имитация движений «Стирка» (замочили, постирали, прополоскали, отжали, встряхнули, повесили, сняли, погладили, сложили)

Отгадайте загадки старого бабушкиного сундучка!

Дырявое корыто (лапти)

-Дуйся не дуйся, а

Через голову суйся (рубаха)

Две дороги нашёл,

по обеим пошёл (порты)

— Надену — ободом сведет,

Сниму — змеёю упадет. (пояс)

15 слайд 16 слайд

Дидактическая игра “Чем похожи и чем отличаются?”

— Давайте сравним рубаху с рубашкой. Народный сарафан и современный.

Пословица — недаром молвится.

Не поносишь старого – не носить и нового! Как вы ее понимаете.

Источник

Урок — презентация «История русской одежды»
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) по теме

На данном уроке мультимедийная презентация используются в ходе объяснения нового материала, при закреплении новой темы с помощью ребусов по изученной теме, при проверке усвоения детьми пройденного материала.

1.Приобщать школьников к истории национальной культуры посредством поисково-исследовательской деятельности.

2. Познакомить с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси.

3. Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа.

4. Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа.

Скачать:

Вложение Размер
prezentaciya1.ppt.ppt 2.57 МБ
statya1.doc.doc 59 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

История русской одежды Окружающий мир 4 класс Учитель: Пивкина Елена Владимировна МОУ СОШ №17 «Родник» г.Дальнегорск, Приморский край

За ясные зори, умытые росами За русое поле, с колосьями рослыми За реки разливные в пламени синем Тебя по-славянски назвали Россиею. Россия, Россия, Раздолье. Равнины. Березы босые, седые осины. Все дорого с детства, Все памятно с детства, И все же не можешь ни как наглядеться.

Музей русского костюма

Зал мужского костюма РУБАХА Основа мужского костюма. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.

ПОРТЫ Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги Или обертывали онучами и поверх надевали лапти.

ЛАПТИ ОНУЧИ Обувь, сплетённая из лыка или берёсты. Основной вид крестьянской обуви . Куски полотна, предназначавшиеся для обвертывания ног (подвертки, портянки). Поверх онучей надевалась собственно обувь (сапоги, лапти и др.).

Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом. ЗИПУН

Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата . КАФТАН

Зал женского костюма Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота. СОРОЧКА

Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой. САРАФАН

ДУШЕГРЕЯ Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу .

ПОНЁВА Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей

Не учась и лаптя не сплетешь. По одежке встречают, по уму провожают . Береги платье снову, а честь смолоду . На воре шапка горит. Работать спустя рукава . На мужике кафтан хоть сер, да ум у него не чёрт съел НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ

РЕБУСЫ ч 4 0 а ея ,

ПРОВЕРЬ СЕБЯ В КАКОМ ГОДУ БЫЛО ПЕРВОЕ УПОМИНАНИЕ О МОСКВЕ? А) 1050 г. Б) 1147 г. В) 1325 г. 2. КТО ИЗ ЗНАМЕНИТЫХ ЛЮДЕЙ БЫЛ ОСНОВАТЕЛЕМ МОСКВЫ? А) ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ Б) АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ В) АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ 3. В 1997 ГОДУ ВСЯ НАША СТРАНА ОТМЕЧАЛА ЮБИЛЕЙ МОСКВЫ. КАКУЮ ДАТУ? А) 600 лет б) 1000 лет в) 850 лет

4. КАК НАЗЫВАЛОСЬ ЖИЛИЩЕ РУССКОГО КРЕСТЬЯНИНА? А) дом Б) изба В) юрта 5. ЧТО В РУССКОЙ ИЗБЕ ЗАНИМАЛО САМОЕ ПОЧЕТНОЕ МЕСТО? А) печь Б) стол В) сундук 6. ЧТО ОТНОСИТСЯ К РУССКОЙ ПОСУДЕ? А) ваза Б) амфора В) черпак 7. ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОЙ РУССКОГО МУЖСКОГО КОСТЮМА? А) брюки Б) рубаха В) халат

Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке А всего одна игрушка.

Берегите Россию. Нет России другой. Берегите ее тишину и покой, Это небо и солнце, Этот хлеб на столе, И родное оконце В позабытом селе. Берегите Россию Без нее нам не жить. Берегите ее Чтобы вечно ей быть. Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой. Берегите Россию Нет России другой.

Спасибо за урок!

http :// www.studio-biz.ru /414-obrjadovaja-kukla.-tradicionnyjj-narodnyjj.html http :// www.supersadovnik.ru / hmforum /post.aspx?id=250267&pg=2 http :// www.liveinternet.ru / users /2930900/post146815147/ http :// simvol-veri.ru / article / article /2_27.shtm http :// costumer.narod.ru / photo / national-russian-costume.htm http :// www.rnd-sale.ru /russkie-kostyumy-2/ www.bg-blog.ru http://gladiator-tula.ru/index/0-65 kablyhok.ucoz.com forum.vidovdan.org http://t2012.ru/photo/matrjoshka/2-0-374

Предварительный просмотр:

Урок: История русской одежды. Окружающий мир 4 класс

Пивкина Елена Владимировна, учитель начальных классов

  1. Познакомить учащихся с видами русской народной одежды: мужского и женского костюма древней Руси.
  2. Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве русского народа.
  3. Вырабатывать умения употреблять новые понятия в своей речи.
  4. Воспитывать в детях чувство гордости за свою родину и любви к традициям, культуре своего народа.
  1. Компьютер.
  2. Мультимедийный проектор, экран.
  3. Презентация «История русской одежды».
  4. Наглядные пособия: изображения элементов мужского и женского костюма, изделия с элементами вышивки, выставка русской посуды, головные уборы( платки и кокошники)
  5. Костюмы для вокальной группы.
  6. Музыкальное сопровождение «Во кузнице…»
  7. Для выполнения творческих заданий (конверты): карточки с изображением людей в национальных костюмах, мозаика из пословиц, ребусы, бумажные куклы с набором одежды, цветные карандаши, фломастеры.
  1. Организационная часть урока

II. Вступительное слово учителя

— Ребята, сегодня на уроке истории мы совершим путешествие по истории нашей Родины – России. Многие поэты посвящали свои произведения России. Они воспевали красоту русской природы, необъятные просторы. Послушайте стихотворение Анатолия .Левушкина.

За ясные зори, умытые росами

За русое поле, с колосьями рослыми

За реки разливные в пламени синем

Тебя по-славянски назвали Россиею.

Березы босые, седые осины.

Все дорого с детства,

Все памятно с детства

И все же не можешь ни как наглядеться. (Слайд 2)

Мы уже познакомились с историей Москвы, с историей русской архитектуры, предметами быта.

А сегодня мы побываем в музее русской национальной одежды.

Знакомство с русской одеждой.

Учитель: Люди носили одежду с глубокой древности. В течение многих столетий костюм человека постоянно менялся.

-Как вы думаете, в чем главное назначение одежды? ( защищать человека от холода, жары, насекомых, дождя; украшать человека)

В древней Руси одежда представляла собой большую ценность, ее очень берегли, передавали по наследству, неоднократно перешивали и донашивали до полной ветхости.

Красивый праздничный наряд бедняка переходил от родителей к детям. Одежда не только грела и украшала людей во все времена, но и показывала их место в обществе. Кроме этого, по костюму можно было определить профессию человека.

III. Объяснение нового материала. Презентация

Путешествие по музею ( Слайд 3 )

-А что такое музей?

Зал мужского костюма

(«Экскурсоводами» являются заранее подготовленные ученики)

Ученик: Основой мужского костюма была рубаха. Рубаха не имела воротника. Небольшой разрез спереди стягивали на пуговицу или крепили шнуром. Рубахи носили на выпуск и обязательно подпоясывали нешироким поясом. Шили их из белой синей, красной ткани, украшая вышивкой.

Учитель: В народе обычно носили одну холщевую рубаху, которая являлась одновременно и нижней, и верхней одеждой.

Другой обязательной частью одежды русских мужчин были порты.

Ученик: Порты – неширокие, длинные, сужающиеся книзу штаны. Держались они на шнурке, который завязывался вокруг талии. Порты заправляли в сапоги или обертывали онучами и поверх надевали лапти.

ОНУЧИ – узкие куски ткани длиной до 2 метров.

ЛАПТИ – плетенная обувь из лыка.

Богатые люди носили суконные и даже шелковые порты, а в народе – холщевые.

Ученик: Поверх рубахи обычно надевали зипун. Зипун застегивался на пуговицы. Он доходил до колен, имел длинные узкие рукава. У зипуна не было воротника. Вокруг талии зипун опоясывался нешироким поясом.

Ученик: Поверх зипуна обычно надевали кафтан – распашную одежду расширявшуюся книзу. Кафтаны обязательно закрывали колени. Шили их из различных тканей: холста, сукна, бархата.

Учитель: Вспомните загадки, в которых встречается слово «КАФТАН»

Кафтан на мне зеленый,

А сердце как кумач.

На вкус как сахар сладок.

А сам похож на мяч . (арбуз)

В лесу на поляне

Стоит кудрявый Ваня.

В зеленом кафтане богач невелик.

А орешками наградит . (орешник)

Зал женского костюма

Ученица: Основой женской одежды была длинная сорочка. У сорочки был круглый ворот, разрез спереди, застегивающийся на пуговицу и длинные рукава. Сорочки украшали вышивкой по краю подола, рукавов, ворота.

Ученица: Сверх сорочки надевали сарафан. Сарафан распашная длинная одежда без рукавов, на лямках, застегивающаяся снизу до верху на пуговицы. Сарафаны шили из разных тканей, украшали вышивкой и тесьмой.

Учитель: Вспомните загадки, в которых встречается слово «САРАФАН»

В сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо

Узнаешь ее? …..(капуста)

На лесной полянке

Белые крапинки. (земляника)

Ученица: Сверху на сарафан надевалась душегрея – короткая, чуть ниже талии одежда с рукавами или без рукавов на лямках. Спереди душегрея застегивалась на пуговицу.

Учитель: Как вы думаете как образовалось слово «ДУШЕГРЕЯ»?

(из двух корней от слов «душа» и «греть»)

Ученица: Понева – юбка, которая запахивалась вокруг фигуры и закреплялась вокруг талии шнуром. Поневу шили из пестрых тканей

Учитель : Вот и закончилось наше путешествие по залам музея русской народной одежды. Мы с вами познакомились лишь с несколькими видами русской одежды. Подробно о моде и одежде можно прочитать в книге из серии «Я познаю мир» — «История моды».

(класс делится на группы)

Учитель: А теперь мы с вами выполним творческие задания.

Учитель: Найдите в своих волшебных конвертах куклу ( юноша и девушка ). На столе разложена одежда для кукол. Один человек от группы должен подойти, выбрать костюм, а группа одеть куклу. После поставить куклу на полянку.( на магнитную доску)

Учитель: Вышли на поляну красны девицы и добры молодцы, завели хоровод и запели песню.

Исполнение русской народной песни «Во кузнице»

Во ку….во кузнице

Во кузнице молодые кузнецы

Во кузнице молодые кузнецы.

Они куют принаваривают

К себе, к себе Дуню

К себе Дуню приговаривают

К себе Дуню приговаривают

4. Сошьем, сошьем Дуне

Сошьем, сошьем Дуне

Сошьем Дуне сарафан, сарафан

Сошьем Дуне сарафан, сарафан

5. Носи, носи Дуня

По праздникам надевай, надевай

По праздникам надевай, надевай

  1. НАЙДИ ЧЕЛОВЕКА В РУССКОМ КОСТЮМЕ (Приложение 1. Приложение 2)

Учитель: Найдите в своих конвертах Листы с изображением людей в национальных костюмах. Найдите пару в русских костюмах и раскрасьте.

Учитель: Перед вами мозаика из слов. Вам нужно составить пословицы и объяснить их значение. (Приложение 3)

На мужике кафтан хоть сер, да ум у него не черт съел

Не учась и лаптя не сплетешь.

По одежке встречают, по уму провожают.

Береги платье снову, а честь смолоду.

На воре шапка горит.

Работать спустя рукава.

Учитель : А теперь вам нужно каждой группе отгадать ребус.

  1. Тест (обзорный по курсу истории (Слайды 18-19)

1)В каком году было первое упоминание о Москве?

2) Кто из знаменитых людей был основателем Москвы?

А) Юрий Долгорукий

б) Александр Невский

в) Александр Македонский

3)В 1997 наша страна отмечала юбилей Москвы. Какую дату?

4)Как называлось жилище русского крестьянина?

5)Что в русской избе занимало самое почетное место?

6)Из какого материала изготавливалась русская посуда?

7)Что относится к русской посуде?

V. Подведение итогов и анализ урока

-Понравился ли вам урок? Что запомнилось?

Ой, ребята, мы забыли вспомнить еще одну русскую красавицу. А поможет нам вспомнить кто она — эта загадка:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке

А всего одна игрушка. ( матрешка ) (Слайд 20)

Чем знаменита Матрешка? Но пришла наша гостья не с пустыми руками, а принесла вам в подарок за отличный урок своих маленьких подружек, которых вы должны дома раскрасить.

Наша страна Россия большая и история у нашей страны большая и богатая событиями. Нам предстоит еще многое узнать. Но все это впереди. Давайте закончим наш урок такими словами

Источник

Читайте также:  Оптово розничный компании детской одежды