Меню

Защитная одежда богатыря 8 букв



Шлем богатыря

Последняя бука буква «а»

Ответ на вопрос «Шлем богатыря «, 8 (восемь) букв:
ерихонка

Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова ерихонка

Определение слова ерихонка в словарях

Википедия Значение слова в словаре Википедия
Ерихо́нка , ерихо́нская ша́пка — тип шлема . Состоит из железной или стальной тульи с остроконечным верхом, снабжённой элементами для защиты ушей, плоским козырьком , скользящим наносником , нередко — пластинчатым назатыльником. Науши и назатыльник крепились.

Примеры употребления слова ерихонка в литературе.

Вместо шишака на князе была ерихонка, то есть низкий, изящно выгнутый шлем, имевший на венце и ушах золотую насечку, а на тулье высокий сноп из дрожащих золотых проволок, густо усыпанных во всю длину их яхонтовыми искрами.

Норманские, германские, ромейские, арабские, сирийские, ерихонки и мисюрки, шапки железные и медные, с бармицами и без, с железными личинами и со стрелками, с яловцами и перьями.

Он сбросил с себя ерихонку, разорвал ожерелье кольчуги и сдернул с шеи гайтан, на котором висела шелковая ладанка с болотным голубцом.

Кудлатой, седой головы храмодела нигде не виднелось — наверное, Калина надел шлем и стал неразличим среди прочих шишаков, ерихонок, кольчужных назатыльников и бармиц.

Пятеро главных воевод, а также тысяцкие и сотники были уже в полном доспехе, на конях и в блистающих островерхих стальных ерихонках — шлемах, — которые отличались одна от другой лишь степенью отделки, соответственно воинскому чину.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Источник

шлем богатыря, 8 букв, 7 буква «К», сканворд

Слово из 8 букв, первая буква — «Е», вторая буква — «Р», третья буква — «И», четвертая буква — «Х», пятая буква — «О», шестая буква — «Н», седьмая буква — «К», восьмая буква — «А», слово на букву «Е», последняя «А». Если Вы не знаете слово из кроссворда или сканворда, то наш сайт поможет Вам найти самые сложные и незнакомые слова.

Отгадайте загадку:

По деревянной речке Бежит кораблик новый, Свивается в колечки Дымок его сосновый. Показать ответ>>

По какому животному ходят люди и проезжают машины? Показать ответ>>

По какому пути ещё никто никогда не ходил и не ездил? Показать ответ>>

Другие значения этого слова:

Случайная загадка:

На топтале был, На кружале был, На пожаре был, Домой пришёл — семью кормил.

Случайный анекдот:

— Он чуть что — так сpазу в кусты!
— Так он что, ненадежный товаpищ?
— Товаpищ надежный, ненадежный желудок.

Знаете ли Вы?

Кровь составляет приблизительно 1/13 веса человека. Это будет примерно 5 л у взрослого и 3 л у подростка. Но не вся кровь, а только половина ее циркулирует по организму в кровеносных сосудах. Другая половина находится в запасе, в так называемых *кровяных депо*. Такие *депо* крови — печень, селезенка и кожа. Печень содержит до 20%, селезенка — 16% и подкожные сосуды — 10% общего количества крови. Таким образом, в *кровяных депо* находится около 46% крови. Когда возникает необходимость в пополнении крови, что бывает при усиленной мышечной работе или кровопотере, кровь выбрасывается из *депо* в кровеносные сосуды и нормальная деятельность организма продолжается. Когда же тяжелая работа прекращается, часть крови вновь заполняет сосуды печени, селезенки и кожи.

Сканворды, кроссворды, судоку, кейворды онлайн

Источник

Какие доспехи носили русские богатыри и чем были вооружены на самом деле

Богатыри на Руси — это элитные тяжеловооруженные пешие и конные воины. Слово «богатырь» пришло от монгол. На древнетюркском языке «багатур» означает «герой, доблестный воин».

Как и большинство людей на Руси, одежду богатыри носили холщовую из льняного или крапивного волокна, пояс, за который можно было крепить оружие, широкие штаны-шаровары, подвязанные в местах сгибов.
Нет, для воинов одежда не была статусная, главное, чтобы в бою не мешала махать оружием, не подведя болтающимся шнурком или спущенными штанами в самый неподходящий момент. И именно в этом была главная задача повседневной и боевой одежды.

Доспехи

Самое распространенное снаряжение для защиты – это, прежде всего, щит. Щиты изготавливались из дерева и укреплялись кожей или металлическими накладками. С ними легко было двигаться в бою, но щиты не являлись достаточно надежной защитой в бою, пробиваясь копьями и мечами, если не было серьезных добавочных элементов, но они снижали подвижность ратника из-за веса щита.

Читайте также:  Форма санлайт одежды сотрудников

Первоначально шлемов как таковых у русских ратников не было – кожаная шапка, несколько стальных полос. Но позже, с освоением новых технологий обработки металлов, возникли шлемы шеломы и шишаки конусообразной формы с кольчужной защитой плеч. Оружие, попадая по таким шлемам, соскальзывало, и воины имели неплохие шансы избежать серьезных травм головы

Главным защитным элементом у ратников была кольчуга – тяжелая металлическая сетка из колец весом до 10-15 килограммов. Кольчуги плелись очень долго и стоили очень дорого, что заставляло воинов беречь этот вид вооружения, смазывая жиром и оберегая от влаги

Источник

Защитное снаряжение воинов древней Руси

1. В. Васнецов. «Богатыри»

Уже давно стало привычным, что отличительной особенностью любой профессиональной армии является однообразное защитное снаряжение и форма одежды. Но так было не всегда. У воинов древней Руси единой военной формы не существовало. Даже в сравнительно небольших княжеских дружинах защитное снаряжение и оружие воинов были различными и подбирались, исходя из возможностей или вкусов конкретных дружинников и преобладающих способов ведения боя.
Традиционно русские воины использовали разнообразное защитное снаряжение, которое постоянно совершенствовалось, вбирая в себя все лучшее из того, что создавалось и в Европе, и в Азии.

2

По древнерусским понятиям защитное снаряжение без шлема называлось доспехами. Позднее этим термином стали называть все защитное снаряжение воина. Главным элементом русских доспехов длительное время была кольчуга. Она использовалась с Х до XVII века.

Кольчуга изготовлялась из металлических колец, которые были склепаны или сварены между собой. В Х-ХI веках она имела форму длиннополой рубахи с короткими рукавами. С XII века вид кольчуги изменился, у нее появились длинные рукава, а для защиты шеи и плеч – кольчужная сетка-бармица. Весила кольчуга 6-12 килограммов.

Любопытно, что когда современные умельцы стали изготовлять кольчуги, оказалось, что делаются они довольно-таки быстро.

В XIV-ХV веках появилась разновидность кольчуги — байдана, отличавшаяся формой колец, которые были крупнее кольчужных и более плоские. Обычно кольца крепили внакладку. Но использовалось и крепление на шип, в этом случае достигалась большая прочность сочленений, но их подвижность была меньше. Байдана, весившая до 6 кг, надежно защищала воина от ударов рубящим оружием, но от стрел, дротиков и другого колющего оружия спасти не могла.

3

С Х века известна на Руси «пластинчатая броня», её изготавливали из скрепленных между собой и надвинутых друг на друга металлических пластин, которые могли быть различной величины и формы, но чаще прямоугольной. Толщина пластин могла достигать 3 мм. Такой доспех надевался на толстую стеганую или кожаную куртку, реже — на кольчугу. С XI-ХII веков пластины стали ремешками крепить к кожаной или матерчатой основе, что позволило сделать доспех более эластичным.

4. Кольчуга и пластинчатая броня X—XI века

4а. Кольчуга. XII-XIII века / Художник Владимир Семенов /

С ХI века русские воины стали пользоваться «броней чешуйчатой». Чешуйчатый доспех состоял из стальных пластин с закругленным нижним краем, которые крепились к матерчатой или кожаной основе и напоминали рыбью чешую. При изготовлении пластины надвигали одна на другую, после чего каждую в центре приклепывали к основанию. Подол и рукава обычно делали из более крупных пластин. По сравнению с пластинчатыми, этот вид доспехов был более эластичен и красив. С ХIV века в русском языке термин «броня» вытесняется термином «доспех», а с ХV века – «панцирь».

5. Панцирь чешуйчатый. XI век / Художник Владимир Семенов /

5а. Панцирь пластинчатый. ХIII век / Художник Владимир Семенов /

С XIII века на Руси появляются виды защитного снаряжения, объединяющие элементы кольчуги и броневого доспеха. Наибольшее распространение получили колонтарь, юшман и куяк.

Колонтарь – доспех от шеи до пояса без рукавов, состоящий из двух половин, застегивающихся на боках и плечах воина. Каждая половина состояла из крупных металлических пластин, которые скреплялись небольшими кольцами или кольчужным плетением. От пояса к нему мог прикрепляться кольчужный подол, опускающийся до колен.

Читайте также:  Как сшить детскую одежду для новорожденных

6

Юшман – кольчужная рубашка с вплетенными на груди и спине горизонтальными металлическими пластинами, которые обычно крепились с припуском друг на друга. Весил до 15 кг, совмещал в себе прочность пластинчатого доспеха и эластичность кольчуги. На его изготовление могло уходить до 100 пластин.

7. Воин в юшмане, на правой руке наручи, к шлему прикреплена бармица.
/ Художник Владимир Семенов /

Куяк изготавливался из металлических пластин, округлых или прямоугольных, набранных каждая по отдельности на суконную или кожаную основу.
Изготавливались с рукавами или без них и имели полы, как кафтан. Куяк мог усиливаться на спине и груди большими металлическими пластинами. Обычно он надевался поверх кольчуги, используя как дополнительную защиту.

8. Куяк. XVI век

Богатые воины надевали дополнительный доспех – зерцало, состоявшее из крупных металлических пластин, соединенных ремнями. Обычно оно изготавливалось из позолоченных отполированных пластин, блестевших на солнце, что и дало ему название.

9. Воин в доспехе с зерцалом, XVII век / Художник Владимир Семенов /

Доспехи русских воинов дополнялись другими элементами снаряжения. Наиболее важным среди них являлся шлем (шелом) – металлический колоколовидный или сфероконической головной убор с длинным навершием (шпилем). Навершие шлема иногда украшалось флажком – яловцом. Чтобы усилить защитные свойства шлемов, их дополняли полумаской или наносником, которые спускались со шлема, закрывая нос и верхнюю часть лица.
Часто к шлему крепилась кольчужная сетка – бармица, защищавшая шею и плечи воина. С конца ХII века появились шлемы с масками-личинами (своеобразное забрало), которые полностью закрывали лицо воина. Личинами их назвали потому, что они обычно имели форму лица человека или мифического существа.

10. Шлем с бармицей. X век / Художник Владимир Семенов /

11. Шлем с полумаской и бармицей. XII-ХIII века

/ Художник Владимир Семенов /

12. Шеломы. XI-XIII века / Художник Владимир Семенов /

13. Щиты / Художник Владимир Семенов /

Руки воинов, одетых в доспехи с короткими рукавами, предохраняли от локтей до запястья наручами. У кистей рук наручи соединялись прямоугольными пластинами – чревцами, а к руке прикреплялись специальными ремешками. Ноги воинов предохраняли поножами — бутурлыками. Они были трех основных видов: из трех широких металлических пластин, соединявшихся кольцами таким образом, что охватывали всю ногу от колена до пятки; из двух узких и одной широкой пластины; из одной вогнутой пластины, закрывавшей только переднюю часть ноги.

С XIII века для защиты ног стали использовать кольчужные чулки-нагавицы. В это же время появляются металлические наколенники, но широкого распространения они не получили, так как затрудняли действия воинов в пешем строю.

В XVI-ХVII веках на Руси появился заимствованный у кочевников стеганый панцирь – тегиляй. Это был длинный кафтан с короткими рукавами и стоячим воротником, подбитый толстым слоем ваты или пеньки. Изготавливался из толстой бумажной материи, нередко по груди на него нашивали металлические пластины. Часто пластины или куски металла вшивали и между слоями материи. Тегиляй надежно защищал от рубящих ударов, и чаще всего использовался небогатыми воинами. Но известны и тегиляи, покрытые парчой, бархатом или шелком, что делало их дорогими и очень нарядными. Такие тегиляи носили даже великие князья и цари.

14. Воин в тегиляе, на голове стеганая шапка, XVI век

/ Художник Владимир Семенов /

15. Доспехи. XIII-XIV века / Художник Владимир Семенов /

16. Чалдар (конский убор). XVI век / Художник Владимир Семенов /

17. Бахтерец и тарч. XVI век / Художник Владимир Семенов /

18. Лучник. ХIII век. / Художник Владимир Семенов /

19. Лучник. XVI век / Художник Владимир Семенов /

20. Парадные доспехи. XVII век / Художник Владимир Семенов /

Развиваясь и совершенствуясь, эти виды воинского защитного снаряжения просуществовали до конца XVII века. В таких доспехах наши предки громили псов-рыцарей на льду Чудского озера, освобождали русскую землю от ордынского ига, отстаивали свободу и независимость Отчизны.

21. Н.С. Присекин. «Куликовская битва»

Источник

«Богатыри» Васнецова: разберем вооружение былинных героев (Часть 1).

Сегодня я хочу немного отвлечься от основной темы моего блога и поговорить о, пожалуй, самой известной русской картине, изображающей русских воинов — «Богатырях» Виктора Михайловича Васнецова. Русский фольклор (совершенно незаслуженно забытый многими сегодня) — одна из важнейших тем в его творчестве, и Виктор Михайлович оставил после себя огромное наследие, достойное детального разбора.

Читайте также:  Мужская одежда павлодар олх

В моем блоге мы говорим о вооружении на Руси. Так давайте разберем эту картину именно с точки зрения доспехов и оружия богатырей (забегая вперед скажу, что с этим у Васнецова всегда все было очень хорошо).

Главный герой русского богатырского эпоса по праву занимает центральное место в композиции картины. Его вооружение, в отличие от других богатырей — чисто русское. Илья вооружен копьем и палицей, также видны стрелы, что позволяет нам говорить о том, что художник вручил ему еще и лук (что логично). Копье Ильи — вполне стандартное, а вот огромная литая стальная палица — явная гипербола, показывающая богатырскую силу героя (обычные палицы были поменьше и, конечно, стальной была лишь их боевая часть — этого более чем хватало, чтобы отправить врага на тот свет, невзирая на его доспехи).

Богатырь носит кольчугу прямо поверх одежды (тоже вполне исторично), а на его голове невысокий сфероконический шлем. К сожалению, поза Ильи не позволяет нам говорить о форме его щита, но, судя по цвету, он стальной (еще одна гипербола).

Подводя итог, можно сказать, что вооружение Ильи Муромца соответствует раннему средневековью (XI-XII века) и его социальному статусу (крестьянский сын не мог позволить себе богато украшенные доспехи и оружие).

Отдельно стоит отметить богатырского коня Ильи — его размеры и мощь соответствуют силе героя, но явно противоречат историческим реалиям — кони на Руси не отличались большими размерами, зато были выносливыми и не требовали особого ухода (в отличие от коней западноевропейских рыцарей, больших и очень сильных, но крайне прожорливых и мало приспособленных к долгим переходам).

Согласно былинам, Добрыня был сыном рязанского воеводы Никиты и служил киевскому князю Владимиру. В своей картине Васнецов ясно указал нам на высокий социальный статус богатыря, весьма интересно обыграв этот факт. Оружие Добрыни — первый пример его высокого положения в обществе. Мечи на Руси (как, впрочем, и везде) стоили очень дорого и, фактически, являлись статусным предметом. Кроме того, меч требует от своего владельца гораздо лучших навыков боя, чем копье и булава Ильи Муромца. Очевидно, что сын воеводы с детства готовился стать воином. Любопытно также и то, что меч является единственным оружием Добрыни (что не соответствует историческим реалиям).

Еще больше положение богатыря в обществе отражают его доспехи. На голове Добрыни цилиндроконический шлем с полями. Подобные шлемы пришли на Русь из Византии, однако, были весьма редкими. Такие шлемы использовали воины Новгородской республики, но широкого распространения они так и не получили. Шлем Добрыни относится к XIII-XV веку и стоил в те времена целое состояние.

Самая странная часть вооружения знатного богатыря — его корпусный доспех. Судя по всему, это чешуйчатый доспех XIV-XV века с дощатой защитой рук от плеча до локтя, надетый поверх двух (!) кольчуг, причем нижняя кольчуга еще и с длинными рукавами. Весит подобное облачение порядка 30-35кг. Нужна воистину богатырская силушка (и соответствующая выносливость), чтобы сражаться в таких доспехах.

Круглый щит Добрыни никак не соответствует его доспехам. Круглые щиты на Руси использовали до перехода на тактику конного боя, но тогда они были раза в два больше. Для всадника же такой щит неудобен.

Если не брать в расчет художественные преувеличения, то доспехи Добрыни Никитича соответствуют новгородским XIV-XV веков. Новгородская республика во все времена своего существования славилась богатством, а вооружение ее воинов было самым тяжелым и наиболее приближенным к «рыцарскому» на всей территории Руси. Потому-то, видимо, художник и «снарядил» богатыря подобным образом (былинный образ Добрыни Никитича максимально приближен к западноевропейскому идеалу рыцаря без страха и упрека).

А вот конь Добрыни явно уступает размерами Илюшиному. Думаю, здесь играет роль распределение богатырей по силе: Илья Муромец превосходит Добрыню в физической мощи (это прекрасно видно на картине), и конь ему нужен соответствующий.

Статья получилась немаленькой, и я решил разбить ее на две части. Спасибо!

Источник