Меню

Земля воздушная одежда земли



Воздушная одежда Земли

Атмосфера Земли — это хорошо знакомый нам воздух. Он представляет собой смесь газов, в которой 78% составляет азот, около 21% — кислород, а 1% приходится на другие газы, в том числе углекислый газ и пары воды. Кроме того, в воздухе содержатся капельки воды, кристаллики льда, частички различных примесей (пыли, сажи, пепла, морской соли), пыльца растений, споры бактерий.

Принято считать, что толщина воздушной оболочки Земли более 2000 км. Атмосфера постепенно, без резкой границы переходит в космическое пространство.

С высотой температура в нижнем слое атмосферы понижается на 6 °С на каждый километр. Поэтому пары воды, поднимающиеся с поверхности Земли, охлаждаются и превращаются в мельчайшие водяные капельки или кристаллики льда. Из них образуются облака.

По внешнему виду различают перистые, слоистые и кучевые облака. Со слоистыми и кучевыми облаками связано выпадение осадков. Осадки могут быть жидкими (дождь) и твердыми (снег, град).

Солнце неравномерно нагревает Землю, температура тех или иных ее участков может сильно различаться (сравните, например, полярные и экваториальные районы). Да и сама поверхность Земли неоднородна и по-разному нагревается и удерживает тепло. Море нагревается медленнее и дольше отдает тепло, а суша, наоборот, нагревается и отдает тепло быстрее. В результате воздух находится в постоянном движении: нагретый воздух поднимается вверх, его место занимает более холодный, и это происходит постоянно.

Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром. Ветер может дуть в разных направлениях и с разной скоростью. Чем больше скорость ветра, тем больше его сила.

Нередко в атмосфере наблюдается интереснейшее явление — гроза. Она происходит, когда между мощными дождевыми облаками или между облаками и землей возникают многократные электрические разряды — молнии. Электрические искры, пробивая воздух, мгновенно разогревают его, он резко расширяется, производя сильный шум, и мы слышим удар грома.

Люди с давних пор ведут наблюдения за атмосферой, стараются узнать ее состояние, чтобы предсказать погоду. Это необходимо людям различных профессий, и прежде всего летчикам, морякам, водителям транспорта. Да и каждый из нас интересуется, какая погода будет завтра.

Слово «погода» мы произносим очень часто. А можем ли точно сказать, что это такое?

Погода — это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент. Она характеризуется температурой, влажностью, облачностью, направлением и скоростью ветра, осадками. В настоящее время за погодой следят метеорологические службы различных стран. Они составляют прогнозы погоды на ближайшие дни и на более длительный срок.

Для каждой местности характерны определенные типы погод и их смена, т. е. режим погоды. Многолетний режим погоды называют климатом. На Земле есть районы с холодным, умеренным и жарким климатом. Различают также климат влажный и сухой.

Климат влияет на состояние водоемов, жизнь растений и животных, здоровье людей. Знания о климате позволяют правильно вести хозяйство, например избегать ошибок при строительстве зданий, дорог, плотин. Особенно важны эти знания для сельского хозяйства. Ведь подбор культурных растений, сроки их выращивания и особенности ухода — все это зависит от климата.

Беспокойная атмосфера

В атмосфере часто возникают грозные явления природы — ураганы и смерчи.

Ураганы (их еще называют тайфунами, от китайского «тай фын» — большой ветер) — это гигантские атмосферные вихри. Они возникают над тропическими морями, когда поднимающийся теплый воздух начинает стремительно вращаться, захватывая обширные области. Диаметр таких вращающихся зон может достигать 500 и даже 1000 км, а скорость вращения по краю доходит до 400 км/ч.

Обычно ураганы сопровождаются проливными дождями, приводящими к наводнениям. Все это приносит большие разрушения, приводит к человеческим жертвам. Наиболее часто ураганы наблюдаются на Филиппинах, в Китае, Японии, в южных районах США, в северной части Австралии.

Смерч — это тоже вихрь, но не такой, как ураган. Он представляет собой крутящийся столб воздуха до 500 м шириной. Как пылесос, он засасывает все, что встречается на его пути. А движется он обычно со скоростью 50—60 км/ч. Смерч может поднять в воздух людей, скот, автомобили, постройки. Бывали случаи, когда смерч, пройдя через болота, озера, засасывал их содержимое и затем, угаснув, высыпал на головы изумленных людей «дожди» из рыб и лягушек. Особенно часто опасные смерчи возникают в США. Там их называют торнадо (от испанского «торнадос» — вращающийся). А слово «смерч» — русское, оно происходит от слова «сумрак», поскольку смерч возникает в мрачной грозовой обстановке.

Проверьте свои знания

  1. Каков состав атмосферы?
  2. Какие бывают облака?
  3. Какие бывают осадки?
  4. Что такое ветер?
  5. Как происходит гроза?
  6. Что такое погода?
  7. Что называют климатом?

Подумайте!

  1. Почему мы сначала видим молнию, а затем слышим гром?
  2. Как знания о погоде и климате помогают человеку в повседневной жизни?
  3. Какой климат характерен для вашей местности: холодный, умеренный или жаркий; сухой или влажный?
  4. Где возникают ураганы?
  5. Чем опасны ураганы и смерчи?
Читайте также:  Asian size размеры одежды таблица

Атмосфера Земли — это ее воздушная оболочка. В ней образуются облака, выпадают осадки. Движение воздуха вдоль поверхности Земли называют ветром. Погода — это состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данный момент. Климат — это многолетний режим погоды, характерный для данной местности.

В атмосфере часто возникают грозные явления — ураганы и смерчи. Ураганы — это гигантские атмосферные вихри, возникающие над тропическими морями. Смерчи — это крутящиеся столбы воздуха, движущиеся со скоростью 50-60 км/ч.

Источник

Конспект урока по теме: «Воздушная одежда Земли»
план-конспект урока по географии (5 класс)

Цели урока:

Сформировать представление о составе атмосферы, причине образования ветра, видах облаков, о погоде и климате.

Задачи:

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», её состава, значения атмосферы в жизни планеты и человечества.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Скачать:

Вложение Размер
otkrytyy_urok_vozdushnaya_odezhda_zemli_.docx 128.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Воздушная одежда Земли»

Сформировать представление о составе атмосферы, причине образования ветра, видах облаков, о погоде и климате.

Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия «атмосфера», её состава, значения атмосферы в жизни планеты и человечества.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; способствовать развитию умений выделять, описывать и объяснять существенные признаки основных понятий темы; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, схемами, делать обобщения и выводы.

Воспитательные: воспитание чувства ответственности, бережного отношения к окружающей среде, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником.

Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.

Коммуникативные : уметь общаться и взаимодействовать друг с другом (в малой группе и в коллективе).

Формы и методы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая; объяснительно-иллюстративный, работа с текстом и атласом.

Тип урока – урок усвоения новых знаний.

Термины на доске: атмосфера, ветер, погода, ураган, смерч.

Учитель: — Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение?

(У детей на партах лежат «Словарики настроений». Учащиеся находят в списке прилагательное, которое описывает их настроение, и объясняют свой выбор).

Например:
— Я своё настроение хочу назвать ожидающим, потому что я жду от сегодняшнего урока новых открытий.
— А у меня спокойное настроение. Я не боюсь трудностей, не боюсь ошибаться, хочу спокойно работать дальше.
— Моё настроение приподнятое. Я люблю урок географии, мы всегда такие интересные задания выполняем.
— А я выбрала название для своего настроения ликующее. Сейчас я очень рада, что начинается мой любимый урок.

Учитель: Я очень рада видеть ваши весёлые глаза. Вижу, что вы готовы к работе. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

Учитель: На прошлых уроках мы с вами познакомились с материками и океанами Земли. Сейчас мы проверим насколько хорошо вы усвоили этот материал.

Работа с картой и атласом «Физическая карта полушарий».

Задание 1: Узнай материк по описанию и покажи на карте.

  1. Это материк вечного холода и льда, расположенный на Южном полюсе. температура воздуха от -30 до – 80 жизнь невозможна, только у побережья водятся животные.
  2. Материк расположен в восточном полушарии, почти посередине его пересекает экватор.

Задание 2: Дайте краткую характеристику любого материка (один учащийся описывает материк, другой должен угадать его название и показать на карте).

Учитель: Ю. А. Гагарин, смотря из космоса на нашу планету, назвал ее голубой. Согласны ли вы с этим? Докажите это конкретными цифрами.

Покажите на карте все океаны, крупные моря, реки, озёра.

Работа с картой и атласом «Физическая карта полушарий».

Учитель: У каждого человека есть одежда, а мы на уроке будем вести разговор об одежде нашего дома, нашей планеты. Что же это за одежда? Отгадайте загадку.

Есть ли такое одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило.

Да при том не видно было.

Ни сложить, ни развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет.

Есть, а вроде бы и нет?!

Я думаю, что все вы догадались, о каком одеяле идет речь.

Задумывались ли вы когда-либо, почему существует жизнь на Земле?

Почему Земля — единственная из планет Солнечной системы имеет такое количество растений и животных?

Почему существует человечество?

Почему не погибло оно под смертоносным излучением невидимой энергии Вселенной?

Причиной всего этого является оболочка, которую мы сегодня и начинаем изучать.

Назовите тему урока…

Запишем в тетради: «Воздушная одежда Земли».

(учащиеся записывают тему урока в тетрадь)

Учитель: — Ребята, а что вам известно о воздушной оболочке?

Задание «Корзинка идей»

  1. Сначала каждый учащийся вспоминает и записывает всё на отдельном листе.
  2. Затем происходит обмен информации в парах.
  3. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение (составляется список идей)
  4. Все сведения складываются в «корзинку» идей.
  5. Все ошибки исправляются далее по мере освоения новой информации

Учитель: Давайте сформулируем цель нашего урока.

( учащиеся формулируют вопросы, на которые нужно ответить в ходе урока, определяя тем самым задачи и основные вопросы урока — образование атмосферы, состав, строение, атмосферные явления, значение).

Учитель: Воздушная оболочка Земли – атмосфера (от греч. «пар» и «шар»)

(запись определения в тетрадь)

Учитель: Атмосферный воздух — всегда вокруг нас: заполняет все трещины, щели, содержится в почве, растворен в воде. Но мы не замечаем его: он бесцветен, не имеет вкуса, запаха. Но без него мы не можем жить. Длительное время считали, что воздух — это однородное вещество. Лишь во второй половине XVΙΙΙ в. французский химик А. Левуазье установил. Что воздух — это смесь газов. Определим состав воздуха.

Задание: соотнести название газа входящего в состав атмосферы с его количеством.

Проверка выполненного задания осуществляется по учебнику (стр.119) либо со слайда презентации

Учитель: — Какое же значение имеет атмосфера в природе?

Чтобы выяснить значение воздуха, ребятам предлагается набор картинок на экране, анализируя которые они должны сделать соответствующие выводы.

Значение воздуха на Земле.

1. Дыхание живых организмов.

2. Защита от перегревания и от переохлаждения.

3. Защита от попадания небесных тел.

4. Защита от ультрафиолетовых лучей, губительных для всего

Работа со слайдами презентации

Учитель: А сейчас я предлагаю вам немного поиграть и совершить небольшое путешествие.

Проведение игры «Вокруг света на воздушном шаре».

Класс делится на группы — это экипаж воздушного шара. Каждый экипаж выбирает себе маршрут в ходе выполнения определенных заданий:

Этапы игры – перелеты воздушного путешествия:

Перелет 1. «Облака»

Перелет 2. «Ветер»

Перелет 3. «Погода»

Перелет 4. «Климат»

Распределение по группам:

И волнует сине море,
Он быстрее всех на свете!
Озорник веселый…(Ветер)

по небу летят.
Беленькие гуси
Солнце скрыть хотят…(Облака)

Перелет 1. «Облака»

Прочитай текст учебника (стр.120). Составь схему «Образование облаков», посмотри в окно и определи вид облаков на сегодняшний день. Будь готов рассказать о них.

Перелет 2. «Ветер»

Прочитай текст учебника (стр.119). Составь краткую статью для газеты (ведь по прибытию журналисты будут брать у вас интервью) о ветре, его образовании. Будь готов прочитать свою заметку.

Перелет 3. «Погода»

Прочитай текст учебника (стр.121). Ответь на вопросы и запиши ответы в тетрадь:

Чем характеризуется погода (перечисли элементы погоды)?

Перелет 4. «Климат»

Прочитай текст учебника (стр.122). Ответь на вопросы и запиши ответы в тетрадь:

Чем характеризуется климат (перечисли элементы погоды)?

Каждая группа выполняет задание, по истечению время идёт обсуждение.

Учитель: — Сегодня в отдыхе нам поможет воздух. Все упражнения выполняются стоя.

«Упрямая свеча ». Наберём в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую

свечу (на счёт 1, 2, 3, 4)

Не погасла, попробуем еще раз.

« Лесной ландыш». Глубоко вдохнули аромат ландыша – выдохнули

(повторить 2-3 раза).

«Проколотый мяч ». Надулись, как мячик, поднимая руки вверх через стороны,

и выпустили воздух ш-ш-ш-ш-ш-ш, опуская руки и наклоняясь вперёд (повторить 2-3 раза).

Дополнения к основным вопросам нового материала:

Учитель: — Прочитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Степь» и определите вид облаков.

«Страшная туча надвигалась не спеша, сплошной массой; на её краю висели большие черные лохмотья; точно такие же лохмотья, давя друг друга, громоздились на правом и левом горизонте. Это оборванный разлохмаченный вид тучи придавал ей какое-то…. озорное выражение».

Учитель: — Ребята, а какая сегодня погода?

Беседа о состоянии погоды за окном, изменение ее в течение часа /пасмурное небо становится облачным, проглядывает солнце, смена осадков – снег и дождь/.

Учитель: — Найдите отличия погоды от климата.

Учитель: — Какие явления в атмосфере вам известны? Что можно отнести к грозным явлениям? (беседа по вопросам)

  • На планете ежедневно происходит до 44 тыс. гроз.
  • В Египте можно наблюдать всего одну грозу в 200 лет.
  • Гром слышно на расстояние от 15 до 20 км.
  • В Антарктике и Арктики гроз почти не бывает.
  • При ударе молнии песок превращается в стекло. После грозы можно обнаружить стеклянные полосы в песке.
  • Вспышки молний также можно заметить на Венере, Юпитере, Сатурне и Уране.
  • В лесу молния часть поражает дуб, сосну, ель, реже – берёзу и клён.
  • Для защиты от молнии создаются молниеотводы, с помощью которых заряд молнии уводится в землю по специально подготовленному безопасному пути.

Источник

Воздушная одежда Земли
презентация к уроку по географии (5 класс)

Воздушная одежда Земли, презентация для 5 класса

Скачать:

Вложение Размер
vozdushnaya_odezhda_zemli.ppt 1.97 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Атмосфера – самая верхняя оболочка Земли. Её толщина составляет примерно 2000-3000 км. Верхняя граница у атмосферы отсутствует.

Атмосфера Земли состоит из смеси газов. В основном это Азот( N2) – 78% , кислород( O2) – 21% и остальные газы – углекислый газ, водяной пар, озон, гелий, водород, аргон и т.д. – 1%.

Толщина атмосферы около 3 тыс. км. В ней выделяют несколько слоев, которые отличаются друг от друга по температуре и составу газов. Нижний слой – тропосфера — поверхность Земли, однако эта граница относительна. Далее идет стратосфера. Еще выше – мезосфера, термосфера, экзосфера. Это верхние слои атмосферы, которые переходят в космическое пространство на высоте 2 – 3 тыс. км. над поверхностью Земли.

Тропосфера — самый нижний слой атмосферы, толщина которого над полюсами составляет 8 — 10 км, в умеренных широтах — 10-12 км, а над экватором — 16-18 км. Воздух в тропосфере нагревается от земной поверхности, т. е. от суши и воды. Поэтому температура воздуха в этом слое с высотой понижается в среднем на 0,6 °С на каждые 100 м. У верхней границы тропосферы она достигает -55 °С. При этом в районе экватора на верхней границе тропосферы температура воздуха составляет -70 °С, а в районе Северного полюса -65 °С. В тропосфере сосредоточено около 80 % массы атмосферы, находится почти весь водяной пар, возникают грозы, бури, облака и осадки, а также происходит вертикальное (конвекция) и горизонтальное (ветер) перемещение воздуха. Можно сказать, что погода в основном формируется в тропосфере.

Стратосфера — слой атмосферы, расположенный над тропосферой на высоте от 8 до 50 км. Цвет неба в этом слое кажется фиолетовым, что объясняется разреженностью воздуха, из-за которой солнечные лучи почти не рассеиваются. В стратосфере сосредоточено 20 % массы атмосферы. Воздух в этом слое разрежен, практически нет водяного пара, а потому почти не образуются облака и осадки. Однако в стратосфере наблюдаются устойчивые воздушные течения, скорость которых достигает 300 км/ч. В этом слое сосредоточен озон (озоновый экран, озоносфера), слой, который поглощает ультрафиолетовые лучи, не пропуская их к Земле и тем самым защищая живые организмы на нашей планете. Благодаря озону температура воздуха на верхней границе стратосферы находится в пределах от -50 до 4-55 °С. Между мезосферой и стратосферой расположена переходная зона — стратопауза.

Мезосфера — слой атмосферы, расположенный на высоте 50-80 км. Плотность воздуха здесь в 200 раз меньше, чем у поверхности Земли. Цвет неба в мезосфере кажется черным, в течение дня видны звезды. Температура воздуха снижается до -75 (-90)°С. На высоте 80 км начинается термосфера . Температура воздуха в этом слое резко повышается до высоты 250 м, а потом становится постоянной: на высоте 150 км она достигает 220-240 °С; на высоте 500-600 км превышает 1500 °С.

Экзосфера — внешний слой атмосферы, расположенный выше 1000 км. Этот слой еще называют сферой рассеивания, так как частицы газов движутся здесь с большой скоростью и могут рассеиваться в космическое пространство.

Воздух нужен для дыхания всем живым организмам. Озон, содержащийся в стратосфере, предохраняет живые организмы от вредного для них ультрафиолетового излучения Солнца. В результате хозяйственной деятельности человека воздух становится грязным. Озоновый слой разрушается. Нужно сохранить воздух чистым!

1) Метеорологические станции 2) Метеорологические зонды 3) Искусственные спутники 4) Метеорологические ракеты

2)Метеорологические зонды 3)Искусственные спутники

вывод Атмосфера – это внешняя, газообразная оболочка Земли, многослойный воздушный океан, играющий огромную роль в жизни нашей планеты. Особое значение имеет тропосфера, в пределах которой выделяют разные по свойствам воздушные массы, которые перемещаясь над земной поверхностью, приводят к изменениям погоды.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговый контроль по теме «Атмосфера — воздушная оболочка Земли» 6 класс 2 варианта.Составлен с использованием методических пособий: А.А.Лобжанидзе География 6 класс .

Урок изучения нового материала по природоведению в 5 классе.

В презентации полная характеристика атмосферы, описание облаков , грозы, тесты для проверки знаний.

Тест по природоведению «Воздушная одежда Земли» для работы на интерактивной доске.

Конспект урока географии в 5 классе «Воздушная одежда Земли» составлен с использованием технологии системно-деятельностного подхода.

Цели урока:Сформировать представление о составе атмосферы, причине образования ветра, видах облаков, о погоде и климате.Задачи: Образовательные: организовать деятельность учащихся по изучению и первич.

Источник