Меню

Желтые одежды у буддистов



Одежда буддистов

Одежда буддистов

Во время торжественной церемонии посвящения буддист, принимая первые монашеские обеты, получает и соответствующие атрибуты, в т. ч. монашеское облачение, которое призвано скрывать индивидуальность и демонстрировать принадлежность к общине (сангхи). Правила и требования к таким одеяниям собраны в каноническом своде Виная.

Поскольку монах, уходя из мирской жизни, отказывается от ее ценностей, то он не должен владеть какими-нибудь ценными вещами. И поэтому его одежда состоит из минимально необходимого набора вещей минимальной ценности. Считается, что первоначально она шилась из тряпок и окрашивалась «землей». Сейчас в разных традициях и школах существуют свои отличия, но, в общем, они сводятся к трем основным элементам одежды: нижней, верхней и внешней.

Традиционные цвета облачений тоже складывались на основе доступности в данной конкретной местности недорогих натуральных красок, и поэтому они различны. Так на Шри-Ланке, в Мьянме и Таиланде, где придерживаются традиции Тхеравада, используется коричневый цвет и цвет горчицы.

Монахи в Таиланде.

Тибетский монах.

Монахи в городах носят одеяния оранжевого цвета, а монахи «лесной» традиции бордового. Этот же бордовый цвет, наряду с желто-оранжевым характерны для Индии, Тибета, Монголии , Бурятии и Калмыкии (традиция Махаяна). На Дальнем Востоке, где распространена традиция Сото-дзен, характерны темные оттенки:

  • черный, белый в Японии;
  • черный, серый и темно-коричневый в Китае,
  • серый, бордовый в Корее.

Монах в Японии.

Поскольку монашеские одежды – символ традиции, которая передается от мастера (учителя) к ученику, и происходят от одеяний самого Будды Шакьямуни, им поклоняются как святыне. Поэтому в Винае строго расписан порядок ношения одежды, ее изготовления, чистки, замены, принятия в дар или обмена и др. Например,

  • нельзя находиться отдельно от любой из своих одежд даже одну ночь,
  • монах должен самостоятельно изготовлять, красить, чистить свою одежду;
  • если нижняя одежда износилась так, что на ней стало больше 10 заплат, то необходимо ее заменить на новую;
  • изношенную одежду в традиции Тхеравада сжигают, а в традиции Махаяна требуется оставить в «чистом» месте;
  • в традиции Сото-дзен есть целые ритуалы одевания и снятия одежды.

Хотя монашеская одежда служит принципу унификации по внешнему виду, тем не менее, разрешаются декоративные элементы, которые показывают набожность и аскетизм буддиста. В современных тенденциях это декоративные заплаты или эффект искусственного старения ткани.

Новые времена также проявляются и в использовании в одежде современной фурнитуры, синтетических или смесовых тканей, окрашенных анилиновыми красителями, пользование современным бельем (Сото-дзен и Махаяна).

Стоящий Будда
(Гандхара, I-II в. н. э.,
Токийский национальный музей).

Источник

Происхождение жёлтых шапок

В годы правления царя Лангдармы (Glang-dar-ma) буддизм подвергался жестоким гонениям. Согласно некоторым источникам, это происходило в 836–842 годах. В других источниках утверждается, что это случилось в 901–907 годах. Все монахи были либо убиты, либо насильно лишены монашеского сана. Исключение составили только трое. Их звали Мар Шакья (dMar Sha-kya), Йо Геджунг (gYo dGe-‘byung) и Цанг Рабсел (gTsang Rab-gsal). Эти трое бежали через Западный Тибет и нашли временное пристанище на территории турок-караханидов, обитавших в районе Кашгара, в Восточном Туркестане (Синьцзян). Затем через районы, где преобладала тибетская культура, они проследовали на восток, в Дунхуань и Ганьсу, которые, находясь далеко от Лхасы, не были затронуты преследованиями.

Ценшаб Серконг Ринпоче

Согласно некоторым монгольским источникам, они миновали район Монголии, находившийся под властью киргизов, и, в конце концов, укрылись на восточных берегах озера Байкал в Сибири. Там они дали посвящения и учения Хорца Мергену, внуку монгольского хана Борти Чинея, который был предком Чингисхана в пятом поколении. В соответствии с другими источниками, они получили убежище в тангутском буддийском царстве Миньяг (Mi-nyag), которое охватывало территорию от северного Амдо до Внутренней Монголии. На месте пещеры в северном Амдо, где, как предполагается, они жили, позже возник пещерный монастырь Марцанг (dMar-gtsang).

Серконг Дорджечанг

Через несколько лет три тибетских монаха переселились в юго-восточную тибетскую провинцию Кхам (Khams, mDo-smad), где в затворничестве жили в Дентигшеле (Dan-tig-shel-gyi yang-dgon). Один местный пастух пожелал стать монахом. Они даровали ему обеты послушника и имя Гева Рабсел (dGe-ba rab-gsal), но не могли передать ему полных монашеских обетов, так как для этого требуется присутствие пяти монахов.

В то время монах Лхалунг Пелгьи Дордже (Lha-lung dPal-gyi rdo-rje), убивший царя Лангдарму, бежал в район Лонгтанга (Klong-thang). Его попросили помочь провести церемонию, но он ответил, что потерял на это право. Однако он обещал помочь найти других монахов. Он отыскал двух китайских монахов, Ци Вана (Ki-bang) и Гьи Бана (Gyi-ban), и послал их, чтобы дополнить недостающее число. Так, в присутствии этих пяти, с Цанг Рабселом в качестве руководителя церемонии, бывший пастух принял полное монашеское посвящение и имя Гонгпа Рабсел (dGongs-pa rab-gsal). Позже люди добавили к его имени титул «Лачен» (Bla-chen, «великий совершенный»).

Несколько юношей из центральных тибетских провинций У (dBus) и Цанг (gTsang) прослышали о кхамских монахах. Луме Цултрим Шераб (Klu-mes Tshul-khrims shes-rab) привел в Кхам группу из десяти человек, желавших получить полное монашеское посвящение. Это произошло или через 53 года, или через 70 лет после лангдармовых гонений. Они попросили Цанга Рабсела стать настоятелем, но он отклонил просьбу, сославшись на свой преклонный возраст. Тогда они обратились с такой же просьбой к Гонгпа Рабселу, но тот ответил, что является полностью обетованным монахом всего пять лет и еще не обладает правом занять настоятельский пост. Согласно текстам, для этого требовалось пробыть полностью обетованным монахом по крайней мере десять лет. Однако Цанг Рабсел дал ему особое позволение служить в качестве настоятеля, и десять молодых людей приняли полные монашеские обеты.

Читайте также:  Некст поставщик детской одежды

Луме остался на год изучать правила Винайи (монашеской дисциплины), тогда как остальные девять возвратились в Центральный Тибет. Перед возвращением Луме в Тибет, Гонгпа Рабсел велел ему перекрасить свою бонскую шапку в желтый цвет. Он наказал ему носить ее в память о своей учебе и практике. Луме возвратился в Центральный Тибет и основал там несколько храмов. Дальнейшее распространение буддийских учений и, в частности монашеских обетов, пошло от него.

Несколько столетий спустя монашеская дисциплина в Тибете опять пришла в упадок. Цонкапа (rJe Tsong-kha-pa Blo-bzang grags-pa, 1357-1419) начал реформу, которая привела к появлению традиции «новая кадам» (bKa’-gdams gsar-pa), или гелуг (dGe-lugs). Он предписал своим ученикам-монахам носить желтые шапки. Он объяснил, что это будет знаком возвращения в монастыри Тибета чистой нравственной дисциплины, как это раньше сделал Луме. Таким образом, традиция гелуг также получила известность как традиция «желтых шапок».

Его Святейшество 14-й Далай-лама

Монахи других, более старых, тибетских буддийских традиций носят красные шапки, следуя обычаю, принятому у пандитов (ученых наставников) индийского буддийского монастыря Наланда.

Атиша

Источник

Почему буддисты носят оранжевую одежду

В буддийской традиции монахи обязаны носить одеяния строго определенных цветов. В одних регионах — синего, в других — коричнево-желтого или оранжевого. В Индии служители культа носят белые просторные одежды. При всех этих различиях образ буддийского монаха традиционно ассоциируется с длинной накидкой ярко-оранжевого цвета.

Монашеские одеяния в Тибете зовут «кашая», во всем остальном Китае — «цзяша» или «сэнъи», в Японии — «кеса». Все эти наименования не определяют ни цвет ткани, ни фасон. Так по традиции называют большие оранжевые куски материи, которые оборачивают вокруг тела (в холодное время года их заменяют просторными халатами с длинными рукавами).

Смирение и простота

Еще одно китайское название монашеской тоги — «маньи» — указывает на ее свободный, непринужденный крой. Главная особенность таких одеяний — простота и отсутствие каких бы то ни было украшений.

По преданию, первые буддисты соблюдали жесткую аскезу и не имели никакого имущества. Чтобы прикрыть наготу, они просто подбирали выброшенные мирянами куски ткани и сооружали из них что-то вроде тоги. Сейчас бедность и скромность являются одними из главных принципов буддийского учения, поэтому одежда монахов исключительно проста и безыскусна.

Образ Будды

Традиция носить оранжевые кашая восходит к легендам о Будде. В юности принц Гаутама — после просветления ставший Буддой Шакьямуни — бросил свой великолепный дворец, семью и ушел в мир искать истину. Он отказался от всех благ, полученных по праву царского рождения.

Как и наследовавшие его пример монахи-аскеты, Гаутама не имел своей одежды. Когда очередные лохмотья изнашивались, он просто шел к местам, где проводились похороны-кремации, и собирал там остатки церемониальных тканей. Принц очищал материю шафраном, от чего она приобретала красновато-желтый оттенок.

В таком одеянии просветленного Будду изображают до сих пор. Желая быть похожим на своего великого учителя, монахи также носят кашая оранжевого цвета. В зависимости от используемого красителя и укоренившихся в разных областях традиций она может быть разных оттенков. В Тибете, например, монашеские одеяния почти бурые.

Разные времена — разные цвета

На всем протяжении истории буддизма некоторые догматы неоднократно претерпевали изменения. В первую очередь это касается внешней стороны культа. В III веке в монастырях носили красноватые одеяния, позднее — темно-желтые, блекло-синие и даже зеленые.

В период династии Тан (IIV—X века) стали популярны темно-серые, почти черные кашая. Из-за этой особенности китайцы, известные любители метафор, стали именовать всех монахов «людьми в темных одеяниях».

Сейчас японские буддисты могут носить повседневную и праздничную одежду. Много веков назад такого разделения не было. В Тибете его до сих пор нет. В любой день недели священнослужители ходят в одном и том же.

Также для наиболее ревностных буддистов важно соблюдение требования скромности в одежде. Цвета кашая «не должны слепить глаза». Приветствуются приглушенные, как будто выцветшие тона. С этим проблем практически не бывает. Свои глубоко символичные одеяния монахи-буддисты носят очень долго, а под палящим солнцем Тибета одежда выгорает сама по себе.

Источник

Цвет одежды буддийских монахов — что он означает?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Если вы интересуетесь буддизмом, то наверняка заметили, что у буддийских монахов разных стран одежда не одинакового цвета. Почему у одних она оранжевая, у других – бордовая, а у третьих и вовсе белая?

Сегодня мы расскажем про цвет одежды буддийских монахов все: как она называется, с чем связана такое разнообразие цветов и в чем отличия, например, между японским монахом и тибетским ламой.

Название одежды

Наступил главный момент в жизни юного буддиста – торжество по случаю посвящения в послушники. Он отрекается от мирских удовольствий, принимает строгие обеты и с этих пор становится монахом. Вместе с этим титулом ему вручается специальная одежда, довольно аскетичная, но такая почетная для него – пряча индивидуальность, она выдает в нем члена общины.

Читайте также:  Модная одежда с изюминкой от

Далеко не многие знают, как называется одеяние монаха.

Такая одежда носит название «маньи» в Китае, а «кашая»в остальном буддистском мире. В переводе с того же китайского «кашая» значит «неяркий цвет». Поэтому облачения монахов обычно неброские, и если даже цвет выбран довольно яркий, используется его приглушенный оттенок.

Кашая уникальна – она минималистична, но при этом сделана так, чтобы ее обладатель чувствовал себя комфортно. Она одевается в три слоя:

  • нижняя одежда (в качестве нижнего белья) – антарваса;
  • верхняя – уттарасанга;
  • внешняя (накидка) – самгхати.

Почему цвета разные

Раньше одежда составлялась из тряпок, а в качестве красителя использовалась органика: земля, растения, древесина. Современные технологии вносят свои коррективы, и сейчас разрешается использовать синтетические ткани, ненатуральные краски и даже носить привычное нам белье. Однако цвет кашаи остается традиционным.

Общепризнанный цвет буддизма – оранжевый. Он несет в себе отречение от порочных качеств: страсти, желания, гнева, зависти, злости. В свое время его надел на себя сам Учитель Шакьямуни.

Сегодняшний выбор цвета обусловлен исторически и географически. Все очень просто: одежда была такого цвета, какой мог придать ей органический недорогой краситель в непосредственной близости от храма. Естественно, в зависимости от местности цвет менялся, а впоследствии он закрепился за каждой территорией, монастырем или целой школой буддизма.

Тхеравада

Традиция тхеравады простирается на территории Мьянмы, Таиланда, Шри-Ланки. Расцветки здесь многообразны – от оранжевого, желтого и горчичного до коричневого и бордового.

В Мьянме больше всего распространен бордовый цвет, который иногда достигает баклажанного тона. Считается, что это означает смирение и готовность полностью отдаться вере.

Таиланд чаще всего пестрит желтым и оранжевым, которые несут в себе хорошую энергию и символизируют полную покорность Будде.

Наблюдается такая закономерность, что монахи в поселениях – деревнях, селах, городах – чаще всего облачены в кашаи желтого и оранжевого цвета, а послушники лесных монастырей – в цвета темнее.

Махаяна и ваджраяна

Буддийская философия махаянского толка имеет широкую географию: от границ Индии до российских республик – Бурятии, Калмыкии – захватывая Тибет и Монголию. Здесь используются практически те же цвета, что и в махаяне – от контрастного оранжевого до темного коричневого.

Выбор тибетских лам – бордовый, который, впрочем, может варьироваться от красноватого до шоколадного. Нередко можно увидеть сочетание с ярким желтым или горчичным.

В России тоже придерживаются скромных, темных цветов.

Иногда можно встретить индийских монахов в одеяниях, сшитых из белой материи. Это не имеет ничего общего с трауром, как обычно принято в Индии – применительно к буддизму это символ матери, очищения, света, благих мыслей.

Дзен, а точнее Сото-дзен, охватил дальневосточный регион – китайские, корейские, японские земли.

Китайские монахи предпочитают темный: черный, коричневый, серый – что говорит о готовности свято чтить все традиции. Желтый цвет в этих широтах был сразу отвергнут, ведь он ассоциируется с властью императора.

В Японии отдают предпочтение черному, особенно в тандеме с белым. А корейские послушники облачены в серый верх с бордовой накидкой – признак самоотверженного послушания и рьяного служения.

Заключение

Интересно, как буддийское учение, перетекая из одного течения в другое, видоизменялось, вбирало в себя новые веяния реальности, синтезировалось с другими идеями, и в каждой стране приобретало свой оттенок. Разными красками оно заиграло и в такой, казалось бы, мелочи – цвете монашеской кашаи.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Будем благодарны, если вы порекомендуете статью в социальных сетях!

Источник

Цвета в буддизме — что они символизируют в разных традициях?

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Цвета в буддизме отличаются своим изобилием: их можно увидеть на тханках, хадаках, флажках, в оформлении храмовых фасадов, на мандалах и даже в одежде монахов. Такое разнообразие красок — отличительная черта буддизма. При этом каждое направление буддийской мысли немного по-разному относится к одним и тем же цветам, каждый из которых имеет свою символику.

Сегодня мы расскажем, что означают цвета в главных направлениях учения. А знаете ли вы о том, что некоторые буддисты выбирают одежду по году рождения или по дню недели? О том, как это происходит – в статье ниже.

Общепринятые цвета в буддизме

Разнообразная цветовая палитра не только несет в себе эстетику для глаз, но и имеет определенное значение. Каждое направление может по-своему трактовать его, но в целом в буддизме есть негласная общепринятая система:

  • Оранжевый – символизирует буддийскую философию в целом как оттенок отказа от излишеств, смирение и освобождение от дурных качеств: привязанностей, злости, алчности, страсти. Не зря многие монахи носят именно оранжевые одеяния. Даже сам Учитель Будда Шакьямуни надевал одежду этого цвета.
  • Золотой – имеет множество значений: солнце, жизненная энергия, долголетие, власть, материальные блага, нирвана. По этой причине многие статуи и изображения живописи покрывают будд и бодхисаттв золотой краской или напылением из золота.
  • Белый – его называют цвет-мать, так как из него проистекают все другие цвета. Означает святость, непорочность, чистоту. Помогает обрести самообладание и спасение.
  • Красно-коричневый – это цвет-отец, который созидает, дарит жизнь, радость, материальные блага.
  • Желтый – относится к палитре цветов-сыновей и означает материальный и духовный мир, любовь. Нередко Будда Шакьямуни изображается в таком одеянии.
  • Насыщенный зеленый, а также бирюзовый – единение отца и детей, олицетворяет жизнь
  • Светло-зеленый – ассоциируется со смертью
  • Небесный – олицетворение воды, холода, неба.
  • Синий – символ вечной жизни души и преданности.
  • Смешанный оттенок синего и голубого – соединяет разум и Вселенную.
  • Черный – несет беду, злость, мрачность, опасность.
  • Серый – олицетворяет печальное, раскаивающееся состояние.

Один из главных и самых красивых символов буддизма – лотосный цветок – может иметь определенный цвет: желтый лотос, розовый, красный, голубой, белый. Каждый из них обычно является атрибутом какого-нибудь божества и несет в себе особый смысл. Подробнее об этом вы можете прочитать здесь.

Взгляд махаяны

В махаянском направлении каждая краска – это ступенька на пути к Будде. Палитра от черного к светлым оттенкам сама по себе символизирует движение к просветлению, а затем к золотому – к нирване.

Читайте также:  Юлия высоцкая одежда повседневная жизнь

При этом соблюдается определенная последовательность:

  • Черный, а затем синий – нижние миры перевоплощений, где живут далекие от пробуждения злые духи и демоны.
  • Красный – мир человека, который находится уже ближе к просветлению, но при этом увяз в оковах привязанностей, страстей, пороков.
  • Желтый – монашество, которое встало на правильную тропу буддизма.
  • Белый – бодхисаттвы, которые пробудились и готовы помогать другим людям во имя добра и прозрения всего мира.
  • Золотой – высшая ступень, состояние Будды, нирвана.

Взгляд буддизма Тибета

В тибетском буддизме цифра «5» довольно символична, если не сказать сакральна. Здесь существует по пять основных атрибутов:

  • первоэлементов;
  • животных;
  • видов божеств, будд, бодхисаттв;
  • негативных эмоций, с которым нужно бороться на пути к Просветлению;
  • уровней на пути к нирване;
  • сторон храмов, ступ.

Каждый из этих атрибутов может быть окрашен в один из пяти цветов. Они используются в мандалах, в изображении божеств, на разноцветных флажках, развевающихся на ветру при буддийских храмах. Даже при нашептывании священных мантр отдельный слог соответствует отдельному цвету.

К главным цветам в тибетском направлении буддийской мысли можно отнести как раз пять цветов:

  • Желтый – относится к южному направлению и к земле как к первоэлементу. Медитация на желтый помогает бороться с гордостью и преобразует ее в мудрость.
  • Синий – относится к востоку и к первоэлементу воды. Позволяет побороть злость, трансформировав ее в знание.
  • Белый – олицетворяет центр и первоэлемент пространства. Проводя медитации на белый, можно преодолеть оковы неведения и выйти за пределы темноты.
  • Красный – символизирует западное направление и стихию огня. Красный помогает избавиться от страсти, желания, иллюзорности жизни.
  • Зеленый – цвет северного направления и воздуха. Он борется с ревностью, завистью, превращая эти негативные эмоции в гармонию, благоустроенность.

Эти же цвета используются при отображении двенадцатилетнего и шестидесятилетнего жизненного цикла. Поэтому каждый может подобрать удачный для себя цвет по году рождения.

Цвета – «недельки»

В некоторых странах, в первую очередь в Таиланде, выбирают цвета в зависимости от дня недели. Это объясняется тем, что каждый день недели находится под покровительством определенного божества, а оно, в свою очередь, имеет свое небесное тело и цвет.

Поэтому, приехав в Таиланд, не стоит удивляться тому, что местные жители любят одеваться ярко, причем в одинаковый цвет одежды. У каждого дня недели есть благоприятный цвет, а также тот, которого следует избегать:

  • Понедельник – желтый, стоит избегать красного.
  • Вторник – розовый, не следует носить желтый.
  • Среда – зеленый, следует избегать розового.
  • Четверг – оранжевый, неблагоприятный цвет – сиреневый.
  • Пятница – голубой, не надо надевать черную одежду.
  • Суббота – сиреневый, несчастливый оттенок – зеленый.
  • Воскресенье – красный, необходимо избегать синего.

Цвета буддийского флага

В 50-м году прошлого столетия было основано Всемирное сообщество буддистов, а вместе с ним – их флаг, который сегодня стал знаменем всех последователей буддийского учения. Он состоит из вертикальных и горизонтальных полос разного цвета. Горизонтальные полосы отображают все расы, которые гармонично живут вместе, а вертикальные – мир на всей планете.

Цветовая палитра флага по своему значению восходит к священным цветам ауры Великого Учителя:

  • Синий – сострадание и милосердие; он происходил от волос Будды.
  • Желтый – Срединный путь без крайности в виде полной аскезы и пресыщенной роскоши; происходил от кожи Учителя.
  • Красный – радость познания учения; его излучало тело Просветленного.
  • Белый – чистота, непорочность дхармы, грядущее пробуждение; происходил от зубов и костей.
  • Оранжевый – мудрость, истинное знание; шел от рук, ног и губ.

Вместе они олицетворяют единство рас, наций, народов, а значит – всего мира. Буддийское учение настолько универсально, что его поддерживают люди по всей Земле.

Заключение

В этой статье мы с вами рассмотрели, какое значение в буддизме несет каждый цвет.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Если статья оказалась для вас полезной, рекомендуйте ее друзьям в социальных сетях!

И присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту!

Источник