Меню

Зимний русской женской одежды



Полный гид по модной верхней одежде для русской зимы

В конце осени каждая девушка сталкивается с проблемой выбора зимней одежды. В теплое время года одеваться стильно не составляет особого труда, но зима это другое дело. Как можно выглядеть красиво, когда на теле много слоев одежды и шарф, закрывающий пол-лица?

Мы докажем вам обратное. Даже в условиях русской зимы можно составить отличный образ. Поэтому даже в холода вы всегда можете выглядеть великолепно. Ниже представлены самые стильные фасоны верхней одежды, которая подходит практически всем.

Дубленка «авиатор»

Такой вариант дубленки является хитом зимы 2018-2019. Она более практична, чем пуховик или шуба, носить её одно удовольствие. Однако классическим фасоном сейчас сложно кого-то удивить. Интересно смотрится дубленка оверсайз. Выглядит верхняя одежда в таком стиле весьма необычно и комбинируется с различной одеждой.

Но следует быть осторожной. Несмотря на то, что дубленка оверсайз очень популярна, обладательницам пышных форм они вряд ли подойдут. Очень вероятно то, что такой фасон будет смотреться непропорционально и визуально полнить.

Однотонная вязаная шапка или кожаный головной убор в стиле милитари сделают образ завершенным.

Пальто с меховым воротником

Элегантное зимнее пальто нужно каждой женщине из-за удачного фасона, который подойдет каждой женщине.

Джинсовка с мехом

Джинсовые куртки с мехом, которые набрали большого спроса, не только не надоели, но и стали еще более популярными. Такой вариант зимней одежды невероятно универсален. Для повседневного образа джинсовая куртка незаменима. Для стильного образа делайте акцент именно на джинсовке, остальная же одежда должна быть спокойных и нейтральных оттенков. Стильные кепи отлично сочетаются с меховой джинсовкой.

Шуба

Трудно представить зимний образ для русской зимы без шубы. Она не только хорошо согревает, но и обращает на себя восторженные взгляды. К тому же, модниц порадует изобилие фасонов на любой вкус, ведь шуба всегда остается в тренде. Модная цветовая палитра в 2019 году – это те оттенки, которые имитируют натуральность, даже если изделие искусственное. Шляпа – идеальная союзница для шубы.

Куртки с аппликациями и вышивкой

Трендом № 1 являются куртки с аппликацией и вышивкой. Цветочные принты, необычные узоры, бисер и пайетки, меховые или кружевные вставки добавляют оригинальности и стиля в повседневный лук. Такая одежда добавляет внешнему виду непосредственности.

Парка

Парки уже не один сезон на пике популярности. Такие куртки не только выглядят стильно, но и сочетаются с любой одеждой. Стиль кэжуал не обходится зимой без парки. Хотя на вид она не особо греет, но внутри, если выбрать качественный материал, она будет создавать лишь комфорт и тепло. Под такую модель надевайте объемные вязаные шапки. Хорошо будут смотреться головные уборы с меховыми помпонами.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Полный гид по модной верхней одежде для русской зимы

В конце осени каждая девушка сталкивается с проблемой выбора зимней одежды. В теплое время года одеваться стильно не составляет особого труда, но зима это другое дело. Как можно выглядеть красиво, когда на теле много слоев одежды и шарф, закрывающий пол-лица?

Мы докажем вам обратное. Даже в условиях русской зимы можно составить отличный образ. Поэтому даже в холода вы всегда можете выглядеть великолепно. Ниже представлены самые стильные фасоны верхней одежды, которая подходит практически всем.

Такой вариант дубленки является хитом зимы 2018-2019. Она более практична, чем пуховик или шуба, носить её одно удовольствие. Однако классическим фасоном сейчас сложно кого-то удивить. Интересно смотрится дубленка оверсайз. Выглядит верхняя одежда в таком стиле весьма необычно и комбинируется с различной одеждой.

Но следует быть осторожной. Несмотря на то, что дубленка оверсайз очень популярна, обладательницам пышных форм они вряд ли подойдут. Очень вероятно то, что такой фасон будет смотреться непропорционально и визуально полнить.

Однотонная вязаная шапка или кожаный головной убор в стиле милитари сделают образ завершенным.

Пальто с меховым воротником

Элегантное зимнее пальто нужно каждой женщине из-за удачного фасона, который подойдет каждой женщине. Приталенный силуэт будет стройнить фигуру и выгодно выделять талию. А объемный меховой воротник придает плечам хрупкости. В 2019 году отдавайте предпочтение нежным пастельным тонам. Спокойные оттенки добавят вам женственности. Под стильное меховое пальто надевайте необычную фуражку картуз.

Джинсовка с мехом

Джинсовые куртки с мехом, которые набрали большого спроса, не только не надоели, но и стали еще более популярными. Такой вариант зимней одежды невероятно универсален. Для повседневного образа джинсовая куртка незаменима. Для стильного образа делайте акцент именно на джинсовке, остальная же одежда должна быть спокойных и нейтральных оттенков. Стильные кепи отлично сочетаются с меховой джинсовкой.

Трудно представить зимний образ для русской зимы без шубы. Она не только хорошо согревает, но и обращает на себя восторженные взгляды. К тому же, модниц порадует изобилие фасонов на любой вкус, ведь шуба всегда остается в тренде. Модная цветовая палитра в 2019 году – это те оттенки, которые имитируют натуральность, даже если изделие искусственное. Шляпа – идеальная союзница для шубы.

Куртки с аппликациями и вышивкой

Трендом № 1 являются куртки с аппликацией и вышивкой. Цветочные принты, необычные узоры, бисер и пайетки, меховые или кружевные вставки добавляют оригинальности и стиля в повседневный лук. Такая одежда добавляет внешнему виду непосредственности.

Парки уже не один сезон на пике популярности. Такие куртки не только выглядят стильно, но и сочетаются с любой одеждой. Стиль кэжуал не обходится зимой без парки. Хотя на вид она не особо греет, но внутри, если выбрать качественный материал, она будет создавать лишь комфорт и тепло. Под такую модель надевайте объемные вязаные шапки. Хорошо будут смотреться головные уборы с меховыми помпонами.

Спасибо, что дочитали до конца) Ставьте лайк и обязательно подписывайтесь! Мы ценим Вас!

Источник

Зимний русский народный костюм

С давних времен Русь славилась не только богатыми традициями, но и суровыми зимами. Непростая жизнь русичей и суровый климат повлияли не только на характер народа и его традиции, но и на зимний русский народный костюм. Для зимних нарядов всех слоев населения были характерны: многослойность, теплота, практичность, не маркие цвета и вышитые языческие символы-обереги. Интересная деталь вся одежда запахивалась на левую сторону, а запах был настолько велик, что женщина за пазухой могла укутать ребенка.

Основные детали русской народной зимней одежды:

Русская народная шапка-ушанка

Шапка-ушанка это один из самых распространенных головных уборов. Изначально шапка-ушанка была исключительно мужским головным убором изготовленным из меха. Так как для большей территории Руси была характерна пушнинная живность разных видов и окраса, то соответственно и цвет шапки был разнообразный. Но преимущественно были темного цвета, так как белые и светлые меха высоко ценились. Предназначалась шапка для пребывания на улице в лютые зимние морозы, так как закрывала не только голову и затылок, но и щеки владельца. Название получила благодаря своей форме, по бокам шапки были длинные края которые по бокам закрывали уши и защищали от ветра.

Русский шерстяной платок

Шерстяной платок исконно женский головной убор, вязанный из шерсти овец, либо коз. Шерсть из которой плели платки была выткана собственноручно, а затем связана мастерицами в особый платочный узор, характерный для определенной местности.

Практичный в своем применении, платок служил не только головным убором, но и пелериной для малыша, а также переноской новорождённого на груди матери. Уникальные свойства шерсти надежно защищали от холода и ветра женщин, которые повязывали его поверх обычных тканых платков. В основном платки были того же цвета, что и шерсть, из которой они связаны, но также могли быть окрашены или отделаны вышивкой из крашеных шерстяных нитей.

Читайте также:  Фирменная спортивная одежда адидас

Русская народная шуба (шубейка)

Русская народная шуба (шубейка) прерогатива зажиточных барышень из состоятельных семей высшего сословия. Шилась шубейка из парчи, утеплялась ватином и оторачивалась меховым воротником. Самые богатые могли позволить себе и меховую подкладку для шубейки. Обязательно расшивалась пестрыми узорами, в основном цветочными. Шубейка была короткой, до пояса, но богато украшалась, поэтому считалась нарядом для особых случаев.

Валенки русские народные

Валенки русские народные универсальная обувь для как для мужчин, так и для женщин. Изготавливались из валяной шерсти овец, носили валенки в сухие зимние морозы, так как они боятся воды. Изначально валенки могли себе позволить только зажиточное население, но позже, когда валенки стали более распространены, они сменили волойночные сапоги крестьян.

Источник

Зимний русской женской одежды

*
P/S — я народным костюмом НЕ занимаюсь и не шью его!
Однако невозможно изучать историю костюма не зная историю одежды своей земли.

По-этому все данные мною изучаются ,но часто для информации и понимания что к чему и от чего произошел городской костюм, потому что именно народный костюм разных стран и положил начало современной одежде.
*

По указу Петра 1 народная одежда богатых бояр и дворян потерпела кардинальноизменения в европейскую сторону, а вот одежду самих крестьян царь «помиловал». Она оставалась практически неизменной до конца 19 века,а в некоторых русских селениях и до середины 20-го столетья.

История меховых изделий на Руси

Издревле на Руси шуба была в большом почете.
Представители всех слоев населения имели шубы, разница была лишь в том, что купцы и помещики предпочитали дорогие шубы из соболя, куницы или черно-бурой лисы, народ же попроще носил овчинные и заячьи шубы.

Выглядели шубы в то время по-особенному.

Шились они мехом вовнутрь, т.о. мех выступал в роли подкладки, сверху же нашивалось сукно, бархат или парча. Как правило, шубы были длинными, в пол, расширялись книзу, а вверху шел меховой воротник или обшлаг.

Застегивались на пуговицы или специальные петли.

Знатные дамы носили шубы с длинными откидными рукавами и отстегивающимся меховым воротником. Любили они и меховые муфты, отороченные мехом.

Короткая шуба (она же душегрея) или шугай в то время не стоили много, потому позволить ее себе мог даже крестьянин. Но, купив однажды, он носил ее только по большим праздникам.
—————————————

Зипун,кафтан,сермяг.Поморы.19 в.

Зипун крой

Женская шубка зимняя

«Историческое описанiе одежды и вооруженiя россiйскихъ войскъ», 1899, т. 1, с. 7 — 25.

I.НАРОДНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ОДЕЖДА.

съ 862 по 1700 годъ. От туда: «. въ XI столетіи въ Россіи употреблялись сорочки (по — Словянски срачицы), съ разрезнымъ напереди воротомъ, длинныя до коленъ и подпоясывавшіяся; исподницы и остроносые сапоги, изъ цветнаго сафьяна, у которыхъ голенища делались или круглыми, или срезанными напереди острымъ угломъ. . После нашествія Татаръ, Русскіе. какъ и прежде, носили сорочку и исподницу (въ простонародьи портки), съ тою только разностью въ покрое, что первую начали делать гораздо короче, не до коленъ, и воротъ разрезали не по середине, а на левой стороне груди.

Преимущественно делалась сорочка изъ холста или изъ полотна, съ таковою же подкладкою, или подоплекою, на груди и на спине для щегольства пришивавшеюся къ рубахе красными нитками или шелкомъ. Этого же цвета любили делать ластовки или ластовицы, у рукавовъ, подъ пазухою и въ низу рубахи, на боковыхъ разрезахъ.
Воротникъ или ожерелье, воротъ и края рукавовъ или зарукавья, смотря по состоянію каждаго, узорочно вышивались красными нитками, разноцветнымъ шелкомъ, серебромъ и золотомъ, а у людей знатныхъ и богатыхъ унизывались жемчугомъ и каменьями.

Собственно Кафтанъ, узкій, почти въ обтяжку, съ узкими же, но длинными, сбористыми рукавами, былъ принадлежностью всехъ классовъ народа, кроме самаго низшаго сословія. Онъ простирался до коленъ и назади имелъ высокій стоячій воротникъ, который закрывалъ весь затылокъ и назывался Козырь.

На кафтаны, по большой части обшивавшіеся золотымъ и серебрянымъ галуномъ, или цветною тесьмою, что въ старину называлось кружевомъ,—употребляли тонкія, легкія матеріи, предпочтительно шелковыя; сукно употреблялось редко.


По этому, вероятно, еще и по ныне въ Россіи сохранилось выраженіе:
ходитъ козыремъ.

—Кафтанъ, какъ и все почти старинныя Русскія платья, застегивался, напереди, пуговицами и петлицами, по большей части длинными, съ кисточками; а рукава, у запястій рукъ, стягивались тесмяными, ременными и металлическими зарукавьями, для украшенія которыхъ также употребляли жемчугъ и каменья (25) (Рис. № 8).

Описанный здесь кафтанъ былъ домашнею комнатною одеждою и служилъ вместо нынешняго камзола. Въ немъ никогда не выходили изъ дому, а надевали сверхъ него другое платье, безъ перехвата и воротника, длиною почти до лодыжекъ и почти съ такими же длинными рукавами.

Оно называлось Ферези, Ферезея и Ферезъ, застегивалось напереди длинными петлицами съ пуговицами, а делалось изъ разныхъ бумажныхъ и шелковыхъ матерій, также изъ сукна, бархата и парчи (26) (Рис. № 9).
Простолюдины надевали ферезъ прямо на рубаху и предпочитали для нея цвета: белый и синій (27).

При выходе изъ дому, на ферезъ надевали подобную же ей одежду, только еще длиннее, до самыхъ пятъ, и гораздо шире, съ прорехами подъ рукавами, для рукъ, и съ четвероугольнымъ откиднымъ воротникомъ, который виселъ назади почти до половины спины, иногда ниже, и украшался подобно козырю у кафтановъ.

Названіе его было Охобень или Охабень (Рис, № 10). Точно такое же платье, только безъ воротника, называлось Однорядкою (Рис. № 11). Охобни почитались наряднее и потому, преимущественно, делались изъ объяри, атласа, бархата и парчи, а однорядки по большей части бывали изъ сукна, каразеи и другихъ шерстяныхъ матерій. Те и другія носили и въ рукава, и въ накидку (28).

Въ царствованіе Феодора Алексеевича въ охобняхъ воспрещено было впускать во дворецъ и даже вообще въ Кремль (29), такъ что при торжественныхъ случаяхъ, лица, имевшія доступъ ко Двору, являлись туда уже въ однехъ ферезяхъ (30).
Въ сравненіи съ нынешнею одеждою ферезъ можно уподобить фраку и сюртуку, а охабень и однорядку—плащу и шинели.

Въ зимнее время носили Шубы на мехахъ: заячьемъ, песцовомъ, лисьемъ, куньемъ, собольемъ, бобровомъ и горностаевомъ, съ покрышкою изъ сукна, камки, атласа, бархата и парчи. Покроемъ своимъ шубы совершенно походили на охабень и однорядку, только были съ отложнымъ, меховымъ воротникомъ, начинавшимся отъ груди.

У иныхъ оне застегивались пуговицами, а у другихъ завязывались длинными шнурами съ кистями (Рис. № 12). Въ такомъ виде были такъ называвшіяся Русскія Шубы (31); но изъ высшаго сословія многіе употребляли Шубы Турскiя, т. е. Турецкія.

Эти имели весь покрой Русскихъ шубъ, но съ большою разностью въ рукавахъ, которые у нахъ: или бывали широкіе, простираясь въ длину до кистей рукъ, или делались двойные; одни, собственно для рукъ, оканчивавшіеся выше локтя, а другіе весьма длинные, висевшіе сзади и служившіе только для украшенія (32) (Рис. № 13).

Въ исходе ХVІІ столетія, кажется не ранее, появились шубы еще инаго покроя, Польскія.

Оне не имели ни отложнаго воротника, ни петлицъ, ни пуговицъ, а застегивались только у шеи запоною и делались съ просторными рукавами, имевшими меховые обшлага (33) (Рис. № 14).

Простой народъ носилъ шубы овчинныя, нагольныя, или тулупы, надевая ихъ въ ненастную погоду навыворотъ, шерстью вверхъ (34).

Независимо отъ описанныхъ здесь родовъ одежды, существовали еще и другіе, не бывшіе, такъ сказать, общенародными, а употреблявшіеся почти исключительно при Дворе.

Читайте также:  Зимняя одежда для ребенка рождения

терликъ, Турскiй кафтанъ, зипунъ, становой кафтанъ, платно, опашень и кожухъ. Турскимъ кафтаномъ называли длинную одежду, безъ воротника и петель, закидывавшуюся одною полою на другую, именно правою на левую, и застегивавшуюся только въ двухъ местахъ: у шеи и на левомъ боку

Зипунъ

былъ во всемъ подобенъ кафтану, только, по большей части, делался не съ длинными петлицами, а съ короткими петлями, и не имелъ козыря. Иногда зипуны подбивались мехомъ и бывали съ стоячимъ ожерельемъ, обхватывавшимъ всю шею и украшавшимся жемчугомъ и каменьями (88) (Рис. № 17).

Становой кафтанъ, подобный кафтану Турскому, только съ широкими и не столь длинными рукавами, надевался Государями сверхъ зипуна.

Для легкости, его делали предпочтительно изъ шелковыхъ матерій, иногда даже безъ подкладки (39) (Рис. № 18).
Платно надевалось на становой кафтанъ, и въ покрое много сходствовало съ ферезью, отличаясь отъ нея темъ, что застегивалось не длинными, а короткими петлями и имело не столь длинные рукава.

Какъ исключительная принадлежность Государей, оно делалось изъ бархата и парчи и все кругомъ обшивалось кружевомъ изъ жемчуга и дорогихъ камней (40) (Рис. № 19).

Опашень походилъ на платно, только вместо длинныхъ, узкихъ рукавовъ имелъ ихъ короче и весьма широкіе (41) (Рис. № 20).

Кожухъ—тотъ же опашень, только подбитый мехомъ (42).

Последнія четыре одежды употреблялись одними Государями и Особами ихъ Дома.
Платно принадлежало къ меньшому, опашень—къ большому Царскому платью.

Въ печальныхъ случаяхъ носили смирное, т. е. траурное, платье, которому были присвоены цвета: черный, вишневый, гвоздичный и багровый (44).

Собственно кафтанъ, зипунъ и кафтанъ Турскій подвязывались поясами и кушаками (Рис. №№ 8, 16 и 17), а при прочихъ родахъ одежды ихъ не употребляли. Люди молодые носили ихъ по поясу, пожилые жъ и старики, особенно дородные, спускали ниже (45).

Пояса бывали многоразличны: шелковые, шелковые съ золотомъ и серебромъ, также бархатные и кожаные, украшенные коваными металлическими бляхами, жемчугомъ и каменьями (46), иногда съ висячими конторгами, тузлуками и съ калитою (небольшою сумкою, въ роде кошелька) (47).

Кушаки, какъ и ныне, складывались въ несколько разъ и делались изъ разноцветнаго шелка, часто съ примесью золота и серебра (48).

Вторымъ, какъ кажется, высшимъ разрядомъ шапокъ была шапка Мурмолка, высокая, съ плоскою тульею, къ голове несколько расширявшеюся.

Такія шапки делались изъ бархата и изъ парчи и, вместо обыкновеннаго, меховаго околыша, имели меховую лоласть, въ виде отворотовъ, которые напереди, у тульи, въ двухъ местахъ пристегивались петлями и пуговицами (61) (Рис. №№ 15 и 16).

При Царе Михаиле Феодоровиче горлатныхъ шапокъ не снимали съ головы даже въ Царскомъ присутствіи, ни при пріемахъ пословъ, ни въ Думныхъ заседаніяхъ (63); но въ царствованiе Его Преемника присутствовали уже безъ шапокъ, держа ихъ только въ руке (64). Бывало, что, вместо горлъ, на шапки употребляли черевину, т. е. часть зверинаго меха, противоположную хребту, и тогда оне принимали названіе шапокъ черевьихъ (65).

Шапки Мурмолки, шапки Горлатныя и шапки Черевьи иногда украшались запоною, изъ драгоценнаго камня или изъ крупнаго жемчуга, съ прикрепленнымъ къ ней султанчикомъ изъ дорогихъ белыхъ перьевъ или изъ жемчужныхъ зеренъ..
. Императоръ Петръ І-й, возвратясь, въ 1698 году, изъ перваго своего путешествія за границу, отменилъ придворную пышность, а въ 1700 году и самую одежду народа заменилъ новою, Европейскою.
Первоначально было введено платье Венгерское; но оно оставалось недолго, и не более, какъ черезъ годъ, уступило Немецкому и Французскому. Въ это самое время последовало учрежденіе Регулярной Арміи, и съ той поры въ Россіи одежда гражданская уже совершенно отделилась отъ воинской . »

Виды народной одежды из разных источников, в том числе и подлинники

Подборка статей из соц.сетей о народной одежде

«По одёжке встречают. »

Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду- племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» — совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее.

Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать.

Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание.

В силу климатических и культурных различий регионов России национальный костюм у русских не сложился в единых формах.

Выделяются архаичный южнорусский понёвный комплекс (с юбкой из трех полотнищ — понёвой), более поздний севернорусский комплекс с сарафаном и среднерусский смешанный комплекс, а также сформировавшийся под влиянием городской моды в конце XIX века комплекс «парочка» (с юбкой и кофтой) и ансамбль из цельного платья.

Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов во всех вышеперечисленных комплексах. Кроме наиболее общих особенностей, разделивших формы северного и южного русских костюмов, отдельные черты характеризуют костюм каждой губернии, уезда и даже села.

Народная одежда различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), возрасту, семейному положению. Чаще всего знаками различия были не покрой и вид одежды, а ее цветность, количество декора (вышитых и вытканных узоров), применение шелковых, золотых и серебряных ниток.

Самой нарядной была одежда из красной ткани. Понятия «красный» и «красивый» были в народном представлении однозначны.
После петровских указов русский дворянский и городской костюмы подверглись европеизации. Изменились и эстетические представления о красоте человека. Хранителем же народного идеала и костюма оставалось русское крестьянство.

Трапециевидный или прямой монументальный силуэт, основные виды кроя, живописное декоративное и цветовое решение, головные уборы Древней Руси бытовали в крестьянской среде вплоть до XVIII — XIX вв.
——————————————————

Всяко-разно о русской верхней одежде:

«. Основные черты русского народного костюма.

Виды одежды и особенности кроя.

Традиционно крестьянская одежда, не затронутая официальным законодательством сохранила, отработанные веками устойчивые формы , определяющие её своеобразие.
До начала ХХ века крестьянский костюм сконцентрировал наиболее типичные черты древнерусского костюма: крой, приёмы декора, способ ношения и многое другое.

Для русского костюма характерен прямой крой со свободно падающими линиями.
Следует подчеркнуть традиционность народного костюма, которая выражается в целом ряде принципов и качеств. Народному костюму свойственна рациональная конструкция, обусловленная шириной домотканых полотен, строением человеческой фигуры, назначением вещей в быту.

Основные детали одежды кроили, перегибая полотнища вдвое по утку или основе. Для клиньев по необходимости полотнища складывали по диагонали. Сшиваемые по прямым линиям детали одежды дополнялись для свободы движения прямоугольными или косыми вставками ( полики, ластовицы ).

В этом специфическом крое присутствует определённая архаика.
К типичным чертам можно так же отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах, расположение декора, многослойность ансамбля, состоящего из нескольких надеваемых одна поверх другой одежд, насыщенный колорит с контрастным сочетанием окраски отдельных частей костюма.

Верхняя сезонная женская одежда народа России,

за исключением отделки и некоторых деталей, в основном мало отличалась от мужской. Шилась она чаще всего из неокрашенного, натурального цвета сукна.
В разных регионах она получила разные названия: кафтан, армяк, свита, зипун. Типичной была одежда халатообразного покроя , с большим воротником, широко был распространен покрой с подрезом и складками на спине.

Верхняя одежда могла быть с карманами в боковых швах или складках. Сезонную одежду женщины носили с платками. Зимой в качестве одежды использовали овчинные шубы, тулупы и полушубки черного или буро-коричневого цвета.

Носились они, как правило, мехом внутрь и были нагольными или крытыми крашениной. Украшение шуб аналогичны украшениям кафтанов, иногда шубы отделывались мехом другого цвета. Кроме того, на севере, в Нижнем Поволжье, Приуралье и Сибири существовали одежды из шкур животных типа соболя, даже и надевались они в дорогу поверх полушубка, шубы, кафтана, так же, как и массивные длинные халатообразный из сукна с большим полу крытым воротником.
Вся верхняя одежда при выходе из дома подымалась длинными поясами кушаками.

Читайте также:  Одежда для персонала бани

Любой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью плетенной или катанной. Так же, как и верхняя одежда, обувь была почти одинаковой для женщин и мужчин и различалась только размером и украшениями. «

ВЕРХНЯЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА

Выходя в холодную погоду из дому, славяне — и женщины, и мужчины — надевали поверх рубах длинные, тёплые одеяния из сукна. Назывались они «свитами», от слова «свивать» — «одевать», «кутать»,

В письменных источниках свиты упоминаются начиная с XI века, а существовали, надо думать, и раньше.
Покрой древних свит, к сожалению, в точности нам не известен. Судя по всему, длиной они были примерно до икр, довольно плотно облегали фигуру («поясом притяжена к телеси. »), рукава были снабжены обшлагами, а ворот — отложным воротником.

И то и другое, конечно, вышивалось, причём вышивка у мужчин и у женщин была, скорее всего, различной. Края одежды нередко обшивали согнутыми вдоль полосками тонкой кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, — такие полоски были найдены при раскопках древнего Пскова в слоях XI века.

А вот застёгивались свиты, по мнению учёных, с помощью петлиц, а не прорезных петель, как больше принято ныне. Петлицы считаются характерной деталью древнерусской одежды.

Носили и короткие, немного ниже талии, одеяния типа свит. Назывались они «жупанами». На слух это слово кажется нам каким-то чешским или польским, и тем не менее оно очень старое, древнерусское.

Учёные относят его к древнейшему, «праславянскому» периоду развития языка.

Помимо сукна, любимым и популярным материалом для изготовления тёплой одежды у славян были выделанные меха.

Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в лесах, так что, например, медвежий мех, «медведина», считался дешёвым и малоподходящим для одежды знатного человека.

Русские меха пользовались заслуженной славой и в Западной Европе, и на Востоке. Кроме того, славяне с незапамятных времён разводили овец, так что тёплый овчинный «кожух» был доступен (в отличие от современной «дублёнки») каждому. Недаром «кожух» — тоже древнейшее, праславянское слово.

Первоначально оно, по всей видимости, обозначало вообще одежду из кож и мехов — не исключено, что кожухами называли также и меховые либо кожаные плащи. Однако чаще кожух был всё-таки одеждой с рукавами и застёжками.

Шили их, как правило, мехом вовнутрь.
Простые люди носили «нагольные» кожуха, то есть сшитые кожей наружу. Богатые покрывали их сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой — золототканым шёлком. Понятно, что такие красивые, дорогие одежды надевали не только ради тепла. Следует помнить, что в языческой древности мех считался магическим символом плодородия и богатства (реальным признаком богатства он тогда, в силу своей общедоступности, являться не мог).

Например, Змей Волос наших легенд, существо, способное дарить людям «золото-серебро», оказывается по-змеиному чешуйчатым и одновременно. мохнатым. Подобные воззрения не являются исключительно славянскими. Мифология скандинавов, описывая «родоначальника» всех свободных земледельцев, совсем не случайно рисует его невесту «в платье из меха».

Так что в каких-то торжественных случаях, требовавших поддержания престижа или привлечения магических сил, славянские «нарочитые люди» и летом могли облачиться в меха: это должно было способствовать и их личному благополучию, и процветанию всего племени. Такое обыкновение оказалось очень живучим, продолжая существовать и тогда, когда мифологическая причина была уже позабыта.

Взять хотя бы знаменитые боярские «сидения» в шубах и меховых шапках.
А ещё в конце XIX века девушки ходили в хоровод — своего рода «выставку невест» — даже в летнюю жару часто в шубах, стремясь вернее привлечь внимание женихов.

А молодожёнов непременно сажали на расстеленный мех, чтобы новая семья была многодетной, а дом скорее сделался «полной чашей».

Впоследствии долгополые кожухи стали называть «тулупами» или «шубами», а те, что были длиной по колено или короче, — «полушубками».

О слове «тулуп» учёные спорят. Кто-то считает его исконно славянским и родственным «туловищу». Кто-то выводит его из татарского, казахского и даже алтайских языков, в которых похожее слово обозначало «кожаный мешок из одной цельной шкуры». Как бы то ни было, из древнерусского языка «тулуп» попал в Польшу и даже. в Швецию, на другой берег Балтийского моря.

А вот о слове «шуба» языковедам доподлинно известно, что первоначально оно принадлежало арабам и значило просто «верхняя одежда с длинными рукавами».
Не вполне ясно только, какими путями оно распространялось в Европе. Часть филологов полагает, что славяне заимствовали его у германцев, часть — что германцы, наоборот, переняли его у славян.

Ещё одним распространённым видом меховой одежды, как пишут этнографы, была безрукавка. К сожалению, у нас нет ни изображений, ни описаний её в древних источниках. Зато мы доподлинно знаем, что безрукавки носили’ наши близкие соседи, например скандинавы.

А у горных пастухов Украины сохранился исключительно старый тип безрукавки — не сшитый, но сделанный из одной цельной шкурки овцы. Всё это даёт право предполагать, что и славянам безрукавки наверняка были знакомы.
.

Кожух

Кожухом именовалась любая одежда из кожи и мехов, но преимущественно это была зимняя одежда по типу шубы, сшитая мехом вовнутрь (в особо ненастную погоду бедные люди могли носить кожухи мехом наружу).

Впоследствии долгополый кожух стали именовать тулупом, длиной до колен — шубой (арабское происхождение, термин известен с XV века), по колено или короче — полушубком. Различали также обычный нагольный и крытый кожух, который отличался тем, что сверху на него нашивалась нарядная материя (сукно, камка, атлас, бархат) или даже золототканое шитьё. Кожухи также могли украшаться кружевами и жемчугом.

Так, на Данииле Галицком для встречи иноземных послов был надет «. кожюх оловира грецкого и круживы златыми плоскими ошит». Позже, в XVI-XVII веке термин кожух стал применяться только к нагольной меховой одежде.

Благодаря широкому распространению пушнины и вообще разного рода мехов, кожух зимой надевал и знатный и бедный люд, хотя у богатых хозяев шуба в доме была не одна. Как и с другими предметами одежды, здесь покрой кожуха оставался одинаковым, и отличался только самим мехом. Так, например, знатному человеку не пристало облачаться в медвежий кожух, не лучшим был для него и овчинный.

После распространение овцеводства на Руси овчинный кожух стал доступен всем слоям населения. Князья и бояре облачались в шубы из соболей, горностаев, куниц и других дорогих мехов.

автор© Ольга Фёдорова, 2006

У славян шуба

была самой популярной одеждой из — за сурового климата. Шили кожухи — шубы из нескольких дублёных овчин длиной до пят, со стоячим или отложным воротником.

Цари и бояре надевали на себя много одежды и несколько шуб. Делали шубы на меху и на вате, длинные, двубортные, крытые чёрным кастором или сукном.
Воротники были шалевые, отложные, с меховыми отворотами и лацканами, сзади на шубе имелся разрез. Застёгивались шубы на петли из шкурки, пришитые под борт.

Пуговицы ставили большие, круглые или в виде палочек, обшитых шнурком. Доха шилась из жеребячьих или телячьих шкур мехом наружу, которую при носке не застёгивали, а запахивали.

Источник