Меню

Зимняя женская одежда вологодской области



LiveInternetLiveInternet

Цитатник

Перед нами настоящая скандинавская сага, написанная, впрочем, с не свойственной этому жанру иронией.

Начиная с 2016 года Мишель Бюсси безоговорочно лидирует среди детективных авторов Франции, уверенно .

Новый роман одного из ведущих отечественных фантастов Леонида Каганова — это неподражаемо изящный а.

Памятник основателям Нижнего Новгорода князю Юрию Всеволодовичу и епископу Симону. Нижегор.

Однажды ночью Альфреда Мейера, директора театральной труппы, едва не столкнули с мчавшегося поезда. .

Рубрики

  • *** Праздники (273)
  • новый год (124)
  • свадьба (39)
  • церковные (29)
  • 10% (0)
  • *** SPA (336)
  • волосы (48)
  • комплексы упражнений (43)
  • макияж (37)
  • ноги (15)
  • ногти, маникюр (65)
  • парфюм и запахи (22)
  • производственная гимнастика (35)
  • руки (2)
  • упражнения для лица (8)
  • уход за собой (57)
  • *** АУДИО КНИГИ (851)
  • детектив (294)
  • исторические (73)
  • детское (76)
  • классика (29)
  • мемуары (81)
  • поиск книг (27)
  • романы (176)
  • смешное (32)
  • фантастика (110)
  • ***советы ЮРИСТА и БИЗНЕС (99)
  • *** ВИРТУАЛЬНЫЕ ЭКСКУРСИИ (1898)
  • япония (327)
  • общественные учреждения -больницы и т.д. (144)
  • Нижний Новгород — Горький (99)
  • польша (32)
  • веб-камеры (24)
  • мир глазами россиян / иностранцев (360)
  • музеи (172)
  • необычные шоу-представления (44)
  • 3D — панорамы (212)
  • полезно знать! (102)
  • санатории и отдых (22)
  • флеш-моб (22)
  • цейтраферная съемка, time lapse (81)
  • экскурсии (333)
  • *** ВСЁ ДЛЯ БЛОГА (492)
  • календари (7)
  • забавные флешки (58)
  • инфо по настройкам дневника (37)
  • информеры (15)
  • карта Гугл (4)
  • кнопки и формулы (40)
  • переводчик (9)
  • разделители (33)
  • рамки (73)
  • схемы и аватарки (108)
  • таблица (8)
  • текст (20)
  • фоны (12)
  • часики (23)
  • *** ДЛЯ ДЕТЕЙ (698)
  • стихи, песенки, загадки (111)
  • школа (58)
  • игры — флешки (40)
  • калейдоскоп (3)
  • логопед (4)
  • опыты и развивающие игры (88)
  • пазлы (3)
  • поделки своими руками (181)
  • рисование и разукрашки (74)
  • сайты детские (22)
  • советы психолога (111)
  • *** ДОМ (849)
  • 3D-программы (5)
  • балконы, лоджии (13)
  • ванная (37)
  • идеи при ремонте и ошибки (60)
  • красивые и необычные дома (278)
  • кухня (61)
  • квартира (9)
  • ремонт — переделка (46)
  • спальня (23)
  • дом и участок у дома (90)
  • хозяйство (224)
  • *** ЖИЗНЬ ЖИВОТНЫХ (262)
  • кошки (134)
  • океанариумы (15)
  • черепахи (6)
  • *** ИСТОРИЯ (1598)
  • Солдаты России (153)
  • азия (104)
  • Одежда и быт (100)
  • африка (36)
  • америка (96)
  • европа (417)
  • реконструкция истории (137)
  • Россия (581)
  • *** КАРТИНКИ — ФОТО (1126)
  • картинки gif (93)
  • фото для услады (35)
  • красивые места (193)
  • красивые фото (87)
  • старые фото и видео (234)
  • художники (433)
  • *** КИНОЗАЛ (1747)
  • детектив (187)
  • детское (60)
  • документальные фильмы (243)
  • комедии (240)
  • мелодрамы BBC и другие костюмные (205)
  • музыкальные (53)
  • мульты (121)
  • о жизни и любви (159)
  • по актерам (106)
  • по реальным событиям (50)
  • поиск фильмоф-ф (18)
  • приключения (27)
  • танцы (77)
  • театр (180)
  • телепрограмма (4)
  • фантастика (80)
  • цирк (10)
  • *** КНИГИ (403)
  • библиотеки онлайн (29)
  • *** КОМПЬЮТЕР (154)
  • планшет (38)
  • *** ЛИЧНОЕ (94)
  • *** МЕДИЦИНА (676)
  • мир глазами пенсионера / инвалида (41)
  • дети (38)
  • диабет (51)
  • зрение (5)
  • музыка и другие способы — релакс (112)
  • курение и алкоголь (12)
  • лекарства и народные средства (36)
  • новости медицины (40)
  • позвоночник (56)
  • помоги себе сам (176)
  • похудей ка! (109)
  • *** МИР МУЖЧИНЫ и политика (649)
  • *** МУЗЫКА (602)
  • 80 — 90 -е (52)
  • 30 — 50 -е (35)
  • 60 — 70 -е (11)
  • fm — радио и поиск музыки (16)
  • караоке (13)
  • концерты (32)
  • опера (61)
  • романсы и народные песни (134)
  • 2000-е (102)
  • *** ПСИХОЛОГИЯ (752)
  • =круговорт добра в природе= (170)
  • дэир (14)
  • мужчина и женщина (276)
  • НЛП (20)
  • симорон (71)
  • техники (123)
  • эниология (19)
  • это полезно знать ! (66)
  • *** РЕЛИГИЯ (192)
  • святые (40)
  • статьи и фильмы о вере (84)
  • церкви и монастыри (54)
  • *** РЕЦЕПТЫ (1556)
  • выпечка — печенье, булочки, пряники (103)
  • овощные блюда (89)
  • рыба и морепродукты (49)
  • напитки алкогольные (97)
  • без выпечки (30)
  • напитки безалкогольные (54)
  • выпечка — формовка и тесто (83)
  • выпечка — не сладкая (135)
  • выпечка — сладкая (161)
  • духовка — гриль (29)
  • десерты и конфеты (114)
  • желе, заливное, холодец (15)
  • заготовки на зиму (69)
  • кухни народов мира (100)
  • макароны, лапша, крупа (16)
  • микроволновка (49)
  • мультиварка (35)
  • мясо, птица (79)
  • на сковороде и фритюр (43)
  • пароварка (1)
  • пельмени, вареники, манты (25)
  • пряности (12)
  • сайты, книги и журналы по кулинарии (21)
  • салаты и закуски (84)
  • спец.меню (73)
  • супы (18)
  • сыр, творог, молочное (33)
  • выпечка — торты (69)
  • фрукты (21)
  • хлебопечка (46)
  • *** РУКОДЕЛИЕ (1042)
  • кукольные домики (100)
  • витражи (12)
  • вязание (333)
  • декупаж (16)
  • ковровая игла (13)
  • мыло (17)
  • рисование (56)
  • рукодельный уголок (133)
  • сайты и книги по рукоделию (14)
  • серьги и другие украшения (38)
  • тапочки (59)
  • тильды и другие куклы (14)
  • фотографируем сами (34)
  • вышивка (170)
  • *** САДОВОДСТВО (287)
  • дачные идеи (18)
  • парки и сады (69)
  • сайты, книги и журналы по садоводству (5)
  • технологии выращивания (89)
  • цветы в саду (43)
  • *** СТИХИ (246)
  • *** ТЕСТЫ И ГАДАНИЯ (168)
  • *** УЧИМ ЯЗЫКИ (63)
  • учим английский (35)
  • учим немецкий (1)
  • *** ЦВЕТЫ (360)
  • ботанические сады и оранжереи (22)
  • вертикальный сад (24)
  • вредители (7)
  • каталог растений (125)
  • книги и сайты о цветах (18)
  • орхидеи (78)
  • уход за цветами (42)
  • цитрусы (28)
  • *** ШИТЬЕ (557)
  • выкройки — детям (82)
  • выкройки — женщинам (166)
  • выкройки — мужчинам (15)
  • найди свой стиль. (95)
  • подушки (9)
  • сумки (9)
  • Таблицы соответствий размеров (6)
  • технологии шитья (81)
  • цветовой круг: (16)
  • шитье для дома (56)
  • шторы (34)
  • *** ЭТО ИНТЕРЕСНО (132)
  • *** ЮМОР (762)
  • анекдоты (135)
  • забавные картинки! (224)
  • смешное видео (121)
  • смешные истории (265)
Читайте также:  Выкладка одежда по цветам

Метки

Музыка

Фотоальбом

неизвестно

Всегда под рукой

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Друзья

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

=Костюм Вологодской губернии=

Понедельник, 20 Апреля 2015 г. 15:29 + в цитатник

Л. Агапова . Костюм вологодской губернии
// Ателье. — 2005 (сентябрь).

Своеобразный народный костюм Вологодской губернии — настоящий кладезь идей. Костюмы различных уездов являются источником бесценной информации, которая может найти конкретное применение в современной моде.

На формирование народного костюма Вологодской губернии, которая простиралась от реки Сухоны до Печоры и Северной Двины, оказало влияние постепенное заселение русскими огромных территорий северных земель, которое происходило, начиная с XI-XII веков: с запада надвигались новгородцы, а с юга — выходцы из Владимиро-Суздальской и Московской Руси.

Существенным фактором для развития северных губерний была торговля с Голландией и другими западноевропейскими странами, которая осуществлялась через Белое море. Занимаясь различными ремеслами, крестьяне северных губерний вывозили свой товар на большие ярмарки, где затем покупали ткани и отделку у заезжих торговцев, что объясняет присутствие в народном костюме бархата, парчи и шелка.

Основные формы народного костюма крестьянок Вологодской губернии не отличались от форм характерных для одежды Севера России. Как правило, материалом для рубах служили льняной холст (археологические находки, датируемые эпохой неолита (II тыс. до н. э.), обнаруженные в Вологодской области, подтвердили древность возделывания льна) или шерсть.

Как и везде на Руси, любимой одеждой на вологодской земле была рубаха, особенностью которой были пышные рукава, собранные ниже локтя. В одних костюмах сложная и многоузорная вышивка рубах особенно эффектно выгладит на фоне темной гладкой ткани сарафана, в других — мягкие и спокойные тона этой вышивки великолепно сочетаются с многоцветьем атласных лент, нашитых вдоль сарафана спереди.

Праздничная одежда. Вологодская губерния. Вторая половина XIX в.

Особая красота этого костюма, в котором поражают пропорциональные соотношения между орнаментальными деталями и рубахой в целом, создавалась под влиянием многовековой культуры декорирования одежды. Необходимо отметить и удивительно логичное расположение вышивки по отношению к конструктивным линиям кроя.

Подолы рубах часто вышивали крестом и только одними красными нитками. Хлопчатобумажные нитки имели густорозовый цвет, а льняные — красно-коричневый. Сначала их красили в красный цвет, а затем для прочности отваривали в льняном масле. Судя по деталям верхней части рубахи, хранящимся в Вологодском краеведческом музее, ее часто делали из полосатой или клетчатой пестряди и украшали по рукавам, вороту и плечам геометрическим тканым узором или полосками кумача.

К концу XIX века в покрое рубах произошли изменения: их стали делать на кокетке и с круглыми вставками у ворота. В Вельском и Великоустюжском уездах на девичьих рубахах к вороту пришивали полоску кумача шириной 2-3 см, ниже кумача нашивали полоску узорного тканья с красной нитью. Это украшение производило впечатление круглой кокетки и называлось «круглолица».

И в пир, и в мир

Одежда крестьянки из Вологодской губернии район Северной Двины конец 19-го начало 20-го века

Костюм просватанной девушки. Вторая половина XIX в. Вологодская губ., Сольвычегодский у. Воротушка

Свадебная одежда крестьянки. Вологодская губерния. XIX век

Костюмы новобрачных (или просватанных девушек) состоят из сарафанов, коротких рубах, передников, косынок и поясов. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд. 1870-е гг.

Слева – необычная общая цветовая гамма костюма, техника исполнения с использованием разноцветных шерстяных нитей, орнаментальные мотивы, как считают знатоки, являются сплавом традиций русского и аборигенного финно-угорского населения.

Справа – аналогичный набор элементов и крой костюма, но традиционные белые, красные цвета и узоры

Свадебная одежда. Середина XIX в. Вологодская губерния, Сольвычегодский уезд.

Крестьянка в поневе. Девушка в сарафане. Рисунки Мейерберга. XVII в.

Косоклинные сарафаны. Слева вверху — Вологодская губерния. 2-я половина XIX в., слева внизу Олонецкая губерния, справа — середина XIX. Архангельская губерния. Холомогорский уезд

Для шитья одежды на Русском Севере рано начали применять, кроме тканей своего производства, привозные, даже заграничные. С XVI – XVII вв. иностранные купцы имели свои «резиденции» в Архангельске, Вологде, Великом Устюге и через эти города шли товары, в том числе и ткани.

Во всех уездах губернии были широко распространены прямые по форме сарафаны. До XIX века сарафаны обычно шили из шерстяной однотонной домотканой материи, синего холста или покупной синей бязи. Любимой тканью для изготовления прямых женских сарафанов был синий холст с белым или желтым растительным узором.
Покрой вологодского костюма с сарафаном-клиником, узким сверху и свободно расходящимся книзу, и рубахой с длинными рукавами придавал женской фигуре стройность и величавость.

Праздничный женский костюм с рубахой-«долгорукавкой». Начало XIX в. Северные губернии. Гулянье в праздничный день в севернорусской деревне. Начало XX в.

Косоклинные сарафаны носили и с шелковыми рубахами из тканей с цветочным орнаментом («с букетами»).

Покрой и расположение декора косоклинного сарафана начала ХIX столетия возникли под влиянием женской боярской одежды допетровских времен (ферязи, телогреи, шубки). К середине века он становится прямым, сборчатым и шьется как из гладких, так и из узорчатых тканей. Хотя полотнища сборчатого сарафана по верхней линии кроились по прямой, в сшитом виде они изгибались под тяжестью ткани, образуя две дуги, расходящиеся от центра спины.

Читайте также:  Ношение специальной формы одежды сотрудниками мчс

Однако сборки использовались не всегда: иногда это были мелкие, аккуратно заложенные складочки, простроченные несколько раз. Эта одежда отличалась благородной простотой линий и богатой игрой складок. Синие холщовые сарафаны Никольского и Великоустюжского уездов были очень широкими по линии низа, но ширина подола скрадывалась, так как ее излишек на спине с изнанки закладывался в мелкие складочки и закреплялся полосками тесьмы.

Часто сарафаны получали свое название от той ткани, из которой они были сшиты: кумачники, атласники, кашемирники, пестрядинники и абивалышки, а также дубилышки (от слова дубить, т.е. красить) и сандальники (от сандалового цвета). Среди наиболее часто встречавшихся тканей домашнего производства была пестрядь, которая изготовлялась из льняной пряжи с добавлением хлопчатобумажной.
Иногда сарафаны подвязывались поясами с карманами, вышитыми золотыми нитками и стеклянными бусами.

Наряд женщин села Верхняя Тойма. Середина XIX в. Архангельская область (Вологодская губерния. Сольвычегодский уезд).

Молодуха в будничной одежде. Вологодская губ., Сольвычегодский у., д. Усть Топса. 1911

Рубахи-«покосницы» конца XIX – начала XX вв. Вологодской, Новгородской, Олонецкой губерний

Повседневные и праздничные костюмы Вологодской губернии.

Внизу слева и справа – на пестрядинных сарафанах повязан тканый пояс-столбунец.

Девичья праздничная рубаха. Середина XIX в. Вологодская губерния

Бывали определенные случаи и обстоятельства, когда рубаху носили без сарафана.

Например, в некоторых местностях допускалось ношение девушками в качестве праздничного наряда рубашки с поясом.

Женские рубахи. Детали. Вторая половина XIX в. Северная Россия.

Женский обрядово-ритуальный костюм для лова рыбы. Конец XIX в.

Ловить рыбу к столу было женским делом и отправляясь удить, женщины одевались в длинные белые рубахи с прямыми рукавами (рубахи-«рыболовки»).

Начало XX века. Вологодская губерния

Кофта-рукава. Шерсть, лен, бархат, сатин, тесьма, ремизное ткачество

Сарафан-дольник. Шерсть, крашенина, машинное кружево, тесьма, ткачество
Передник. Гарус, сатин, ситец, тесьма

Головной убор – сборник. Холст, картон (основа), кумач, ситец, шитье золотными нитями

Платок. Ситец, фабрика Баранова

В комплекте данного женского костюма проявлялась взаимосвязь различных групп населения. Бытование в этих местах сарафана-дольника – отголоски одежды служилых людей, выходцев из западных регионов России – однодворцев. Полихромный узор дольника состоял из продольных полос различной ширины. Рисунок получался за счет применения широких берд на ткацком стане. Распашная кофта до талии – рукава – изготовлена из полушерстяной ткани ремизного ткачества. Узор имел ярко выраженную рельефную структуру и состоял из мелких клеток. Отделка черным бархатом, сложный крой кофты с втачными рукавами – свидетельста проникновения в деревенский быт элементов городской моды. Передник шили преимущественно из покупной ткани и завязывали высоко под грудью

Известно, что румяна и белила входили в список подарков жениха. Невеста и ее подруги белились свинцовыми белилами и румянились сандаловой настойкой до бани, а в бане поддавали пару, чтобы белила и румяна «впарились» в кожу. В связи с этим в Вологодской губернии на девичнике исполнялась песня: «Погляди, родима матушка, каково я нарядилася, каково набелилася, каково нарумянилась».

Передник, шугай и другие

Передник. XIX в. Великоустюжский уезд.

Передник («нагрудник») — еще один важный элемент женской одежды, который отличается от обычного фартука длиной и тем, что его повязывают не на талии, а над грудью, о чем свидетельствует само название «нагрудник». В узорах вологодских передников и рубах нашли отражение дохристианские древние мотивы орнамента. Особенно многообразны по орнаменту и технике исполнения передники с северо-востока губернии. От вышивки с архаичными длинношеими конями и человеческими фигурами с головами ромбической формы веет глубокой стариной.

Костюм молодой женщины осенний праздничный. Вторая половина XIX в. Вологодская губ., Кадниковский у., Зубковская в.

Но не только вышивкой славна вологодская земля, она была и остается центром северного ручного ткачества. Для него характерно тяготение к мелкой разработке ткацких узоров, объединенных в более крупные формы — прямоугольники, квадраты, полоски. Декор тканых передников, украшенных по всему периметру орнаментом, представляет единую замкнутую композицию.

Плечевую одежду — шугай — шили с удлиненными рукавами и отложным или стоячим воротником.

Этот вид одежды имеет еще несколько названий: «епанечка», «трубалетка», «сорокотрубка». Спинка у большинства шугаев отрезная, с плотными валиками, расположенными вертикально и образованными благодаря вставленной внутрь кудели, которую скрывала подкладка, или с глубокими заглаженными складками. Помимо этого в Вологодской губернии носили душегреи — вид одежды в виде пелерины на бретелях, которую надевали на сарафан так, что передние полы покрывали всю грудь. Спинка душегреи оформлялась аналогично шугаю. Иногда складки закладывали по всему периметру.

Одежда с душегреей. Конец XVIII – начало XIX в. Северные губернии

Во многих местах на Русском Севере сарафан и рубаха дополнялись нагрудной распашной короткой одеждой – епанечкой (душегеей), также сшитой их шелка, бархата или парчи и густо украшенной. Покрой ее несколько отличался в разных районах.

Одежда с теплой душегеей. Начало XIX в.Северные губернии

Носили на вологодской земле и понитку (пониток) из полушерстяной домотканой материи, украшенную тесьмой и браным ткачеством.
Шубки из светлого шелка на беличьем меху появлялись у женщин из семей зажиточных крестьян. Их шили длинными, неширокими по низу, с длинными рукавами и складками по спинке.

«Косяк» и коруна напрокат

Головные уборы в Вологодской губернии так же, как и везде, делились на девичьи и женские.

Головные уборы просватанных девушек Вологодской губернии середина-конец XIX в.

Читайте также:  Таблица размеров женской одежды шейн

Головные уборы просватанных девушек (сговорёнок).
Например, в Вологодской губернии они добавляли к своей повязке «натемник» –
кружок или овал из ткани, или «честной колпак» — особого вида шапочку из ситца
и красного бархата, расшитого золотыми нитями, прикрывающие волосы на
макушке. С конца XIX в.
колпаки стали вязать.

Повязка с натемником. XIX в. Вологодская губ. Ситец (основа), шелк, кумач, позумент, золотое шитье с бисером. Дл. 180, шир. 14. Венец.

Середина XIX в. Олонецкая губ. Картон (основa), шелк, жемчуг, перламутр, бисер, шитье, цв. стекла, металлическая канитель и листочки „пелепёлы». Дл.47, шир. 10

Косники. XIX в. Европейская Россия. Косник – украшение, закреплявшееся на конце девичьей косы

Девичьи праздничные изготавливались из прямоугольной полосы шелка, которую закрепляли на твердой основе из бересты или нескольких слоев бумаги, соединенных хлебным клеем, с лентой на затылке, которая называлась «повязка». Просватанные девушки к повязке прикрепляли кружок — «темник». В Сольвычегодском и Вельском уездах невесты под повязку надевали вязаный колпак (длиной до 40 см), в который прятали косу.

Молодая женщина в кокошнике-сборнике и девушки в повязках. Начало XX в. Архангельская губ., с. Ненокса. Вверху справа – кокошник-сборник конец XIX в. (Архангельская губ., Архангельский у.), внизу справа – кокошник-сборник XVIII в. (Вологодская губ.)

Разновидностей праздничного убора женщин Русского Севера было несколько.
Очень любимы были сборники – головные уборы, верхняя часть которых собрана была в «боры» (складки), образующие род гребня. Часто их относят к кокошникам. Шились они из дорогих тканей, чаще всего из парчи, и украшались излюбленной на севере золотной вышивкой, жемчугом, бисером, стеклярусом.
Размер «гребня» сборника был различен.

Сборники Вологодская губ., конец XVIII – середина XIX в.

Гораздо большее распространение имели сборники другого вида, с менее выступающим «гребнем», который наблюдатели иногда сравнивали с пузырем:
Этот широко встречающийся особенно в Вологодской губернии женский головной убор известен был не только под наименованием сборник, но и «моршень», «моршенёк», «борушка», «почепешник», «шамшура» и т.п.

Борушки. Вологодская губерния, Тотемский уезд, начало XX в.

Пожалуй наименее заметен «гребень» был у борушки.

Кокошники-сборники Вологодской губернии XIX в. Справа — крестьянка в богатом наряде. Русский Север.

Принадлежностью сборника часто были пришитые сзади ленты, доходившие длиной иногда до колен.

Кокошники-сборники Вологодской губернии XIX в.

Сохранившиеся праздничные сборники украшены золотным шитьем по всей поверхности. Стоили они дорого, поэтому их бережно передавали по наследству и продолжали носить с костюмами-«парочками» (кофта и юбка), которые пришли на смену сарафанам.

Золотное шитье сборника.

Зимний женский головной убор – «чебак».

Во время свадебных обрядов на голову надевалась «коруна». Иногда на всю волость была одна «коруна» и ее брали напрокат, оплачивая чаще всего зерном.

Конец XIX в. Вологодская губ., Сольвычегодск. Картон, ситец (подкладка), позумент, тесьма, металлическая бахрома, вставки стекла, бисер, бусы, шитье, низание, стеклянные и металлические броши, шелковые ленты. Выс. 15, дл. 45, дл. лент 57

Праздничные девичьи и женские уборы изготавливались из парчи, бархата и шелка. Выходя из дома, на головной убор надевали шелковые платки. Из женских головных уборов в Вологодской губернии наиболее распространенными были «сборники», также называемые «кокошник боярский», «здоровканье», «шапка», «борушка», «мохнатка». Кроме того, почти повсеместно носили «повойники» и «наколки». Голову покрывали «косяками» — треугольными платками.

Повойники. Архангельская, Вологодская, Олонецкая губернии, конец XIX – начало XX вв.

Под названием повойник (а также «карта», «кружок», «латушка») известен праздничный головной убор в виде облегающей голову шапочки с мягким очельем, но твердым донцем, сшитый из дорогих, чаще однотонных, фабричных тканей (шелка, бархата). Во второй половине XIX – начале XX вв. он был самыми употребительным женским головным убором, заменив собой старинные сороки.

Орнаменты донца повойников. Вологодская, Олонецкая губерния, начало – середина XIX в.

Донца повойников с изнанки проклеивались, дублировались холстом, могли быть посажены на бумагу. В разных местностях они отличались формой (круг, овал, овал со стрельчатым нижним концом), цветовым решением и орнаментацией.

До конца 20-х годов XX в. сохранялась традиция украшать донца золотным шитьем. Чаще всего материалом для вышивки служили металлические волоченые нити: «золото волоченое», «золото пряденое или сканое», использовалась также «бить» и «канитель».
Как правило, донце повойника по сравнению с очельем дольше не изнашивалось и могло пришиваться к новому убору. Донце использовали как подарок невесте от свекрови в канун венчания. Причем оно могло быть как сделано дома, так и куплено на ярмарке.

Кокошник. Вологодская губерния. XIX в.

Обувь в Вологодской губернии мало чем отличалась от обуви большинства губерний России. Самым распространенным видом летней обуви были закрытые лапти — ступни северные (или лычники, берестянники).

Поршни из кожи, лапти из лыка

В некоторых уездах бытовали сапоги, плетенные из бересты и лыка, с высоким голенищем. Носили также коты, сапоги и другие виды кожаной обуви. В зимнее время, в лютые северные морозы надевали валяную обувь — известные всем валенки.

Несмотря на общность многих деталей русского народного костюма, костюм Вологодской губернии имеет своеобразные отличительные черты: здесь каждый уезд создавал свой, только ему свойственный образ. Характерные отличия русской народной одежды: ее целесообразность, соразмерность пропорций, органическая связь декора с покроем, соответствие свойств ткани и созданной формы являются ценнейшим материалом и источником вдохновения для современных художников.

Еще одна познавательная статья, полная письменных источников.

С.Б. ПРОСУЖИХ
(г. Вологда)

Процитировано 4 раз
Понравилось: 4 пользователям

Источник

Adblock
detector